ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Вершинина Н. В. Риторические умения как основа формирования коммуникативно-речевой культуры будущих педагогов // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15097. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15097.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 15097
УДК 378.147
Вершинина Наталья Викторовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск versok3@mail.ru
Риторические умения как основа формирования коммуникативно-речевой культуры будущих педагогов
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования коммуникативно-речевой культуры будущих педагогов. Автор отмечает, что в современных условиях наблюдается противоречие: требования к учителю современной школы, к его коммуникативным качествам возрастают, а реальный уровень речевой подготовки выпускников педагогических вузов остается недостаточным. Важным шагом к решению данной проблемы, по мнению автора, является формирование риторических умений у будущих учителей начальных классов.
Ключевые слова: коммуникативная культура, речевая культура, риторические умения, будущий учитель начальных классов.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Приоритетной задачей современного образования является воспитание культурной личности. Стратегия образования заключается в том, чтобы дать возможность обучаемым проявить свои способности и творческий потенциал, поскольку сегодня обществу необходимы люди оригинально мыслящие, способные к быстрому, нестандартному решению проблемы. Современные люди должны уметь контактировать, понимать позицию другого человека, находить согласованные решения при обсуждении спорных вопросов и т. д. От наличия или отсутствия умений эффективно общаться во многом зависят и личные успехи, и успехи общества в целом.
Качество и результат человеческой жизнедеятельности определяются культурой межличностных отношений. Основой общей культуры личности, базовым компонентом культуры является коммуникативная культура, которая обеспечивает жизненное самоопределение личности, создает ее внутренний мир, жизненные идеалы, ценности, систему запретов и самоконтроля, регулирует процесс адекватной реакции на окружающую действительность. «Отсутствие необходимых навыков владения коммуникативной техникой любым участником учебно-воспитательного процесса ведет к искаженной передаче и приему знаний, идей, мнений и чувств» [1]. Великий русский писатель А. П. Чехов отмечал, что «для интеллигентного человека "дурно говорить” должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать» [2]. Именно поэтому необходимо специальное обучение умению общаться.
В процессе подготовки будущих учителей начальных классов одной из важнейших является проблема формирования у них коммуникативно-речевой культуры. По мнению О. В. Бобковой, «коммуникативная культура - определяющее свойство человека XXI века, естественное явление и процесс. Без определения закономерностей и особенностей развития коммуникативной культуры личности эволюция общего и профессионального образования невозможна» [3]. В основе коммуникативной культуры лежит культура мышления, предстающая в виде специфических форм познавательной дея-
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Вершинина Н. В. Риторические умения как основа формирования коммуникативно-речевой культуры будущих педагогов // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15097. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15097.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
тельности, направленной на восприятие и порождение текстов, соответствующих замыслу и достоверно отражающих действительность, а также культура речи. Речь, будучи главной формой человеческого общения, является важнейшим показателем базовой культуры личности и общества в целом. «Коммуникативная культура учителя основана на речевой культуре, с точки зрения этой позиции не следует разграничивать определения "коммуникативная” и "речевая”. Речь учителя во многом определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности ученика. Содержание профессиональной деятельности педагога предъявляет к нему ряд специфических требований, заставляющих его развивать определенные личностные качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные» [4].
Для учителя речь - основной инструмент профессии, это не просто главное орудие профессиональной деятельности, но образец для подражания. Являясь профессией повышенной речевой ответственности, профессия учителя безоговорочно требует владения культурой речевого общения. Еще в конце XX столетия профессор Т. А. Ладыженская высказала мнение (ставшее сегодня хрестоматийным), что в основе педагогической деятельности лежит коммуникативная деятельность, с помощью которой учитель передает знания, организует обмен информацией, управляет познавательно-практической деятельностью учащихся, регулирует взаимоотношения между обучаемыми. По мнению С. Д. Якушевой, «педагог с низким уровнем общительности, с отсутствием эмоциональной культуры и рефлексии, со слабо сформированными коммуникативными умениями, проявляющимися в невысокой культуре общения, не способен создать культурно-развивающий потенциал среды, воздействующий на личность обучающегося, его полноценное развитие» [5]. Иными словами, каждый учитель должен уметь осуществлять выбор модели своего поведения не только в зависимости от поведения окружающих его людей, но и в зависимости от осознания того, что для данного окружения это поведение является образцом для подражания. Именно в этом, на наш взгляд, состоит суть профессиональной коммуникативной культуры педагога.
Практика показывает, что современные молодые учителя далеко не всегда имеют соответствующие речевые навыки. Неумение учитывать речевую ситуацию, использование стилистически неуместной лексики, речевая агрессия - далеко не полный перечень речевого поведения современных молодых педагогов. Таким образом, наблюдается противоречие: требования к учителю современной школы, к его коммуникативным качествам возрастают, а реальный уровень речевой подготовки выпускников педвуза остается недостаточным.
Существует целый ряд причин, способствующих развитию данного противоречия, основными из которых являются: неоправданное употребление заимствованной, разговорной и жаргонной лексики, отсутствие понимания важности сохранения литературного языка у современной молодежи, снижение интереса к чтению классической литературы, засилье низкопробных образцов, их пропаганда в СМИ, под угрозой исчезновения традиционные основы национального речевого этикета, как следствие - падение уровня речевой культуры общества. Также нельзя не согласиться с мнением Л. А. Нигматуллиной, которая отмечает, что «коммуникативная культура педагога в основном формируется стихийно, самопроизвольно, словно является сопутствующей, второстепенной задачей его профессиональной подготовки. И это объясняется недостаточным уровнем научнометодического обеспечения целенаправленного формирования коммуникативной культуры будущего учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС нового поколения» [6]. Как видим, образование по-прежнему «отстаёт от современных требований к коммуникативной культуре, а следовательно, и к культуре вообще» [7]. На этом фоне наблюдается резкое сокращение часов по дисциплинам филологической направленности на всех этапах образования: от начального до высшего.
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Вершинина Н. В. Риторические умения как основа формирования коммуникативно-речевой культуры будущих педагогов // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15097. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15097.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
К решению данной проблемы можно приблизиться, увеличивая в учебных планах подготовки бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» количество дисциплин по выбору риторической направленности; другой способ - ри-торизация дисциплин не только филологической направленности (влияние коммуникативно-речевого подхода на формирование математической речи нами рассмотрено в одной из предыдущих публикаций [8]). Определенные шаги по устранению обозначенного противоречия мы видим в формировании у будущих педагогов риторических умений. Для этого следует сформулировать основные задачи речевой подготовки студентов педагогического вуза; смоделировать технологии речевой подготовки и разработать педагогические условия ее эффективности.
На факультете педагогического и художественного образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» ведется подготовка бакалавров по различным направлениям, в том числе и по направлению «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование». Ясно, что в базовую часть - Гуманитарный, социальный и экономический цикл - заложено изучение дисциплины «Культура речи», значение данной дисциплины в подготовке будущих педагогов бесспорно, однако, во-первых, данный курс в полной мере не решает обозначенных выше задач, поскольку количества отведенных часов явно недостаточно. Отметим также, что содержание вопросов независимого Центра интернет-тестирования, по которым проходит мониторинг знаний студентов нашего вуза, не относится зачастую ни к области русского языка, ни к области культуры речи. Данные вопросы требуют знаний из области риторики: теории, истории и практики. В связи с этим нами разработаны дисциплины по выбору, усиливающие риторическую подготовку будущего педагога, одной из которых является «Педагогическая риторика для будущего учителя начальных классов». Эта дисциплина основана на единой концепции, представляет собой целостный курс, адресованный педагогам, готовит будущего учителя начальной школы к реализации ФГОС начального общего образования. Она решает такие задачи, как овладение риторическими знаниями о сути, правилах и нормах общения, требованиях к речевому поведению в различных ситуациях, формирование риторических умений, осознание специфики профессионального педагогического речевого общения, способность решать коммуникативные и речевые задачи в конкретных ситуациях, овладение опытом продуцирования и анализа профессионально значимых речевых жанров, развитие творчески активной речевой личности, познание сути риторического идеала как основы гармонизирующего педагогического общения.
«Риторические умения - умения, которые способствуют развитию/формирова-нию осознанного эффективного речевого воздействия на человека во время межличностного, группового и коллективного публичного общения» [9]. На наш взгляд, профессионально ориентированную речевую деятельность будущих педагогов, формирование их коммуникативно-речевой культуры целесообразно осуществлять на основе интеграции общей и частной риторики. Обучение риторике предполагает формирование риторических умений: базовых жанрово-стилистических навыков и освоенных языковой личностью, осознанных способов выполнения риторических действий (нахождение или изобретение материала речи или текста (inventio), расположение, или композиция, материала (dispositio), словесное выражение, или дикция (elocutio), память, запоминание (memoria), исполнение, произнесение) во время межличностного, группового и коллективного публичного общения.
Формирование риторических умений должно проходить несколько этапов: «а) предъявление речевой или поведенческой модели; б) имитация образца; в) отсро-
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Вершинина Н. В. Риторические умения как основа формирования коммуникативно-речевой культуры будущих педагогов // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15097. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15097.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ченное воспроизведение; г) твердое запоминание; д) свободное использование в новых условиях. При отработке конкретного навыка целесообразно придерживаться следующей последовательности упражнений: а) пропедевтические, б) иллюстрирующие, в) закрепительные, г) повторительно-обобщающие, д) творческие» [10]. Важно подбирать такие задания, которые в процессе овладения материалом побуждают обучающихся к активной мыслительной и речевой деятельности.
В качестве заданий студентам предлагается жанрово-стилистический анализ текста-образца (отметим, что для анализа выбираются тексты, несущие культуросообразную функцию, способствующие расширению кругозора студента, например, высказывания Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана и др.), текста, созданного сокурсниками и т. д. Творческие задания, направленные на создание собственного высказывания, всегда вызывают живой интерес аудитории.
Внимание обучающихся акцентируется на значимости традиционных основ национального речевого этикета, владения языковыми, этическими и коммуникативными нормами. Риторический анализ текста помогает будущим педагогам достаточно успешно продуцировать собственные высказывания.
В процессе обучения студенты закрепляют знания об учебно-речевой ситуации, ее базовых составляющих, здесь предлагаются не только аналитические, но и творческие задания. Продуцирование и анализ учебно-речевых ситуаций, ролевые игры, дискуссии, мозговые штурмы позволяют будущим педагогам погрузиться в содержание педагогической профессии, отработать коммуникативно-речевые умения и навыки, лежащие в основе умений осознанного эффективного речевого воздействия.
Реализация названной дисциплины предполагает традиционные формы контроля:
1) входной контроль. Цель - выявить исходный уровень коммуникативно-речевых умений студентов для определения направлений совершенствования их риторической подготовки с учетом базовых знаний и умений. На этом этапе студентам предлагаются тексты, содержащие информацию о значимости риторики и культуры речи, предлагается высказать свое мнение по поводу позиции автора текста, аргументировать свою точку зрения;
2) промежуточный контроль. Цель - проверить умение продуцировать текст (составление риторического эскиза речи), представлять его в аудитории с учетом коммуникативной ситуации, принципов коммуникативного сотрудничества и законов современной общей риторики; умение использовать приемы захвата и удержания внимания аудитории, владения невербальными средствами общения. Студентам предлагается подготовить убеждающие речи, выбрав одну из тем: «Я должен быть жесток, чтоб добрым быть?», «Легко ли быть сегодня молодым?», «Учиться - это модно?», «Материальные блага - это основа жизни?», «Быть учителем престижно». Подготовленные высказывания презентуются устно в аудитории и коллективно анализируются и оцениваются;
3) итоговый контроль. Цель - выявить уровень сформированности теоретических знаний и практических умений студентов по изученным темам дисциплины по выбору «Педагогическая риторика для будущего учителя начальных классов». Помимо ставшего традиционным тестирования слушатели производят риторический анализ текстов и продуцируют учебно-речевые ситуации по заданным темам.
Коммуникативно-речевая культура определяет успешность учителя начальных классов, является основой его профессионального мастерства. Сформированность коммуникативной культуры можно определить по таким группам критериев: 1) культура общения, общительность; 2) культура речи; 3) риторические умения;
4) риторическое/коммуникативное мышление; 5) ценностные ориентации; 6) досуговые интересы.
4
о
Huem
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120Х
Вершинина Н. В. Риторические умения как основа формирования коммуникативно-речевой культуры будущих педагогов // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15097. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15097.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
В заключение отметим, что перечисленные выше пробелы, противоречия частично могут быть устранены не столько в рамках изучения дисциплины «Культура речи», сколько в рамках предметно-специальной подготовки бакалавров при изучении специализированных курсов по выбору.
Учитель - профессия повышенной речевой ответственности, особенно в начальной школе, где закладываются основы становления личности, поэтому риторическая подготовка будущего учителя начальных классов, формирование его коммуникативно-речевой культуры - одна из важнейших задач, стоящих перед современным педагогическим образованием. Только целенаправленная систематическая работа над риторическими умениями будущих педагогов обеспечивает формирование у них коммуникативно-речевой культуры.
Ссылки на источники
1. Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира / под ред. Е. И. Степанова. - М.: УРСС, 2001. - 485 с.
2. Чехов А. П. Собр. соч.: в 12 т. - М.: Госполитиздат, 1956. - Т. 6. - 326 с.
3. Бобкова О. В. Формирование коммуникативной культуры у детей с особыми образовательными потребностями // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - № 4(8). - С. 58-61. - URL: http://www.mordgpi.ru.
4. Вершинина Н. В. К вопросу о формировании коммуникативно-речевой компетенции как базового компонента профессиональной коммуникативной культуры личности современного учителя начальной школы // Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 2(14). - С. 8-12. - URL: http://www.mordgpi.ru.
5. Якушева С. Д., Ляшенко Н. А. Коммуникативная культура в развитии профессионального мастерства педагога. - URL: sibac.info/index.php/2009-07-01.
6. Нигматуллина Л. А. Формирование коммуникативной культуры будущих педагогов в процессе реализации ФГОС нового поколения: на примере педагогических колледжей: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Казань, 2011. - 254 с. - URL: lib.ua-ru.net/diss/cont/497812.html.
7. Ладыженская Т. А. Модернизация образования и риторика. - URL: ritorika.info/publikacii/.
8. Вершинина Н. В., Чиранова О. И. Коммуникативно-речевая компетенция как основа развития математической речи младших школьников // Гуманитарные науки и образование. - 2014. - № 1(17). - С. 1420. - URL: http://www.mordgpi.ru.
9. Горобец Л. Н. Риторические умения как базовый компонент риторической компетенции учителя // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб., 2008. - № 50. - С. 170-175. - URL: http://cyberleninka.ru/ar-ticle/n/ritoricheskie-umeniya-kak-bazovyy-komponent-ritoricheskoy-kompetentsii-uchitelya.
10. Габдурахимова Т. М. Формирование и развитие риторических умений студентов технических вузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2005. - URL: Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/formirovanie-i-razvitie-ritoricheskikh-umenii-studentov-tekhnicheskikh-vuzov.
Natalia Vershinina,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Methodology of Preschool and Primary
Education, Mordovia State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev, Saransk
versok3@mail.ru
Rhetorical skills as the foundation of communicative speech culture of future teachers Abstract. The paper deals with the problem of formation of communicative speech culture of future teachers. The author notes that nowadays there is a contradiction between the requirements to a teacher of the modern school and his communication skills, which have increased, and the real level of speech training of students at pedagogical higher educational institutions, which remains insufficient. According to the author, an important step to solve the contradiction is formation of rhetorical skills of future primary school teachers.
Key words: communicative culture, language culture, rhetorical skills, future primary school teacher. References
1. Banykina, S. V. (2001) “Pedagogicheskaja konfliktologija: sostojanie, problemy issledovanija i perspek-tivy razvitija”, in Stepanov, E. I. (ed.) Sovremennaja konfliktologija vkontekste kul'tury mira, URSS, Moscow, 485 p. (in Russian).
5
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Вершинина Н. В. Риторические умения как основа формирования коммуникативно-речевой культуры будущих педагогов // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15097. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15097.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Chehov, A. P. (1956) Sobr. soch.: v 121., t. 6, Gospolitizdat, Moscow, 326 p. (in Russian)
Bobkova, O. V. (2011) “Formirovanie kommunikativnoj kul'tury u detej s osobymi obrazovatel'nymi po-trebnostjami”, Gumanilarnye nauki i obrazovanie, № 4(8), pp. 58-61. Available at: http://www.mordgpi.ru (in Russian).
Vershinina, N. V. (2013) “K voprosu o formirovanii kommunikativno-rechevoj kompetencii kak bazovogo kom-ponenta professional'noj kommunikativnoj kul'tury lichnosti sovremennogo uchitelja nachal'noj shkoly”, Gumanitarnye nauki i obrazovanie, № 2(14), pp. 8-12. Available at: http://www.mordgpi.ru (in Russian). Jakusheva, S. D. & Ljashenko, N. A. Kommunikativnaja kul'tura v razvitii professional'nogo masterstva pedagoga. Available at: sibac.info/index.php/2009-07-01 (in Russian).
Nigmatullina, L. A. (2011) Formirovanie kommunikativnoj kul'tury budushhih pedagogov v processe real-izaciiFGOS novogo pokolenija: na primere pedagogicheskih kolledzhej: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.01, Kazan', 254 p. Available at: lib.ua-ru.net/diss/cont/497812.html (in Russian).
Ladyzhenskaja, T. A. Modernizacija obrazovanija iritorika. Available at: ritorika.info/publikacii (in Russian). Vershinina, N. V. & Chiranova, O. I. (2014) “Kommunikativno-rechevaja kompetencija kak osnova razvitija matematicheskoj rechi mladshih shkol'nikov”, Gumanitarnye nauki i obrazovanie, № 1(17), pp. 14-20. Available at: http://www.mordgpi.ru (in Russian).
Gorobec, L. N. (2008) “Ritoricheskie umenija kak bazovyj komponent ritoricheskoj kompetencii uchitelja”, Izvestija RGPU im. A.I. Gercena, St. Petersburg, № 50, pp. 170-175. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ri-toricheskie-umeniya-kak-bazovyy-komponent-ritoricheskoy-kompetentsii-uchitelya (in Russian). Gabdurahimova, T. M. (2005) Formirovanie i razvitie ritoricheskih umenij studentov tehnicheskih vuzov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk, Kazan'. Available at: Nauchnaja biblioteka dissertacij i avtoreferatov disserCat http://www.dissercat.com/content/formirovanie-i-razvitie-ritoricheskikh-umenii-studentov-tekhnicheskikh-vuzov (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 03.02.15 Получена положительная рецензия 05.02.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 05.02.15 Опубликована 30.04.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Вершинина Н. В., 2015
ISSN 2304-120Х
71 2 0 4 1 ! 5
04
www.e-koncept.ru
6