Научная статья на тему 'Роль тренинга в развитии коммуникативной компетентности у будущих учителей начальных классов'

Роль тренинга в развитии коммуникативной компетентности у будущих учителей начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
518
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТРЕНИНГ / COMMUNICATION / COMMUNICATIVE COMPETENCE / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Елена Викторовна

В статье раскрывается сущность и возможности развития у будущих учителей начальных классов коммуникативной компетентности через организацию педагогического тренинга в процессе обучения педагогическим дисциплинам в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TRAINING IN THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS

The paper considers the essence and possibilities of future primary schoolteachers' communicative competence development through organizing pedagogical training in the process of mastering pedagogical disciplines.

Текст научной работы на тему «Роль тренинга в развитии коммуникативной компетентности у будущих учителей начальных классов»

УДК 37.018.2

Е.В. Яковлева

РОЛЬ ТРЕНИНГА В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Е. V. Yakovleva

THE ROLE OF TRAINING IN THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS

В статье раскрывается сущность и возможности развития у будущих учителей начальных классов коммуникативной компетентности через организацию педагогического тренинга в процессе обучения педагогическим дисциплинам в вузе.

Общение, коммуникативная компетентность, тренинг.

The paper considers the essence and possibilities of future primary schoolteachers' communicative competence development through organizing pedagogical training in the process of mastering pedagogical disciplines.

Communication, communicative competence, training.

Реформирование и развитие отечественного образования с учетом мировых тенденций объективно определяет актуальность компетентностно-го подхода (A.B. Хуторской, И.А. Зимняя, O.E. Лебедев, A.M. Князев и др.).

В отечественной психолого-педагогической науке в последние годы активно проводятся исследования, посвященные изучению понятий «компетенция» и «компетентность», выделению различных компетентностей для разных видов деятельности.

Под компетентностью чаще всего понимается интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности.

Понятие «компетентность» шире понятий «знания», «умения», «навыки», так как включает в себя направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации и т.п.), ее способность преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления, характер - самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.

Под компетентностью также понимают владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и к предмету деятельности.

Коммуникативная компетентность наряду с другими выделяется исследователями (В.И. Бай-

денко и др.) как одна из наиболее значимых и требуемых в современных условиях.

Коммуникативную компетентность исследователи относят к числу социальных ввиду особого характера ее функционирования и значимости в развитии как отдельного индивида, так и человеческого общества в целом. Она обеспечивает готовность личности к самореализации и самоопределению, является средством создания и обогащения внутреннего мира человека, условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью.

Для нас коммуникативная компетентность представляет особый интерес, так как важной составляющей профессионализма и успешности будущего учителя начальных классов является способность к эффективному взаимодействию с другими субъектами.

В психолого-педагогической литературе представлен широкий спектр трактовок понятия «коммуникативная компетентность». Рассмотрим некоторые подходы к определению данного понятия.

Коммуникация в психологии трактуется как процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Коммуникативная компетентность, по мнению Л.В. Рябовой и С.И. Самыгина, заключается в способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предме-

та общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия [3, с. 57 - 58].

Е.В. Сидоренко включает в коммуникативную компетентность три составляющие: коммуникативную способность, коммуникативные знания, коммуникативные умения [4, с. 60-61]. Коммуникативная способность, по мнению Е.В. Сидоренко, может трактоваться двояко: как природная одаренность человека в общении и как коммуникативная производительность. К числу коммуникативных способностей должна быть отнесена непроизвольная экспрессивность, или так называемая «способность спонтанного кодирования». Она дает определенные преимущества в развитии умения преднамеренно создавать определенные сигналы. Однако она не связана с умением «читать» чужие сигналы. Коммуникативное знание -это знание о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития. Это знание о том, какие существуют коммуникативные методы и приемы, какое действие они оказывают, какие методы оказываются эффективными в отношении разных ситуаций. К этой области относится знание и о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений, и о том, какие методы эффективны для конкретного человека, а какие -неэффективны. Коммуникативные умения - умения воспринимать и производить коммуникативные сигналы: вербальные, невербальные и пара-лингвистические.

По мнению Г. Чанышевой, коммуникативная компетентность включает в себя вербальную и невербальную компетентность. Вербальная компетентность определяется как уместность высказываний, учет контекста и подтекста высказывания, отсутствие трудностей в письменной и устной речи, вариативность интерпретаций информации, хорошая ориентация в сфере оценочных стереотипов и шаблонов, множественность смыслов употребляемых понятий, метафоричность речи. Компетентность в данном случае характеризует субъекта общения, его субъективные качества. К невербальной компетентности относятся пара-лингвистические и экстралингвистические средства общения, в которых предпочтение отдается мимике, жестам, внешнему облику [5, с. 148].

Обобщая сказанное, под коммуникативной компетентностью мы будем понимать сложное по

структуре и целостное по организации образование, обеспечивающее успешность осуществления основных задач общения и самореализации личности.

На основе анализа психолого-педагогической литературы считаем возможным выделить следующие компоненты коммуникативной компетентности будущего учителя начальных классов:

- понимание ценности и значимости общения для педагогической деятельности, личностная готовность к общению;

- способность адекватного ситуациям взаимодействия нахождения вербальных и невербальных средств и способов формулирования мысли;

- знание о средствах, способах, закономерностях, правилах и нормах общения;

- умение слушать, слышать и понимать собеседника;

- навыки работы над техникой речи (дыханием, голосом, дикцией и пр.);

- навыки работы в группе, в коллективе;

- умение наглядно и убедительно проводить презентацию своих идей;

- владение средствами предупреждения и разрешения конфликтов в профессиональных и жизненных ситуациях, прогнозирование и оценивание последствий конфликтных ситуаций;

- эмоционально-волевая саморегуляция как способность адекватно ситуациям социального и профессионального взаимодействия регулировать собственное поведение в рамках норм коммуникации.

Коммуникативная компетентность формируется лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда вуза должна выстраиваться таким образом, чтобы студент оказывался в ситуациях, способствующих ее становлению. Именно поэтому развитие коммуникативной компетентности у будущего учителя начальных классов должно происходить в ходе специально организованного обучения.

К основным этапам работы по развитию профессионально-педагогических компетентностей будущего учителя Э.Ф. Зеер, JI.M. Митина, A.M. Павлова, Э.Э. Сыманюк [1], [2] относят:

- этап подготовки: психодиагностику профессиональных компетентностей;

- этап осознания: информирование студентов о выявленных проблемах, способах их преодоления и применение упражнений на самораскрытие;

- этап формирования: проведение тренингов развития профессиональных компетентностей на занятиях по психолого-педагогическим дисциплинам;

- этап действия: проигрывание педагогических ситуаций на практических занятиях и самостоятельное их решение студентами во время педагогической практики.

Изучение коммуникативной компетентности студентов специальности «Педагогика и методика начального образования» ЧГУ позволило установить, что большинство будущих учителей имеют трудности в структурировании процесса общения и выборе коммуникативных тактик. Наличие данных проблем затрудняет формирование у них навыков эффективного общения.

С будущими учителями начальных классов в рамках дисциплин «Введение в педагогическую деятельность учителя начальных классов», «Педагогические технологии начального образования», «Психолого-педагогический практикум» и др. были проведены лекционные и практические занятия по темам: «Психолого-педагогические аспекты коммуникативной компетентности педагога», «Основы педагогической техники», «Сущность педагогического мастерства», «Особенности педагогического общения» и др. Однако наш опыт работы со студентами показывает, что формирование у будущих педагогов коммуникативной компетентности и способности к выбору оптимальных способов и приемов общения наиболее эффективно происходит в процессе различных видов тре-нинговых упражнений.

Данный вид занятий предполагает работу в группе. Коллективный опыт помогает в решении межличностных проблем, облегчает будущему учителю начальных классов процессы самораскрытия и самопознания, дает ему возможность приобрести новые умения, экспериментировать со стилями общения, апробировать различные тактики взаимодействия в группе и т.д. Отработка способов и приемов общения осуществляется на практических занятиях в следующей логике. На основе обобщения изученного теоретического материала студенты на занятиях разрабатывают механизмы реализации различных коммуникативных приемов, а затем апробируют их, разыгрывая различные ситуации общения в парах или микрогруппах.

Например, будущими учителями начальных классов была разработана техника установления контакта, включающая следующие шаги:

1. Определить, является ли отношение к данному человеку положительным.

2. Установить контакт глазами, передать ему мысленно информацию о том, что вы его видите и принимаете.

3. Обозначить мягкую улыбку, расслабленность позы, открытость.

4. Сократить дистанцию в общении, если надо, то прикоснуться к партнеру.

5. Сказать, что вы рады его видеть, вам приятна эта встреча.

6. Передать нужную информацию.

7. Пожелать ему благополучия, приятного дня, успехов.

8. Отследить собственные чувства и мысли, которые возникли во время встречи, найти в них позитивные и негативные стороны.

Опыт работы со студентами показывает, что определенную трудность для будущих учителей начальных классов представляет построение диалогов, постановка вопросов. Отсутствие названных умений приводит к тому, что студенты формализуют общение, делают его малоэффективным и неперсонифицированным. В связи с этим значительное место в процессе тренинговых занятий мы уделяем упражнениям по отработке умений задавать закрытые, открытые, альтернативные и другие виды вопросов. Так, на занятии студентами разыгрывались ситуации, в которых использовались наиболее часто встречающиеся в общении вопросы:

- открытые: Что вы об этом думаете? Какой из аспектов для вас наиболее важен?;

- закрытые: Устроит ли вас, если...? Ожидаете ли вы, что...?;

- вопросы, выражающие сомнение (Что бы вы сказали, если...? Вы уже обдумали, что...?);

- возвратные вопросы (Вы действительно считаете, что...? Это чрезвычайно интересный вопрос. Мы вернемся к нему позднее) и др.

Отрабатывалась и технология использования уточняющих вопросов, с помощью которых можно эффективно установить обратную связь с говорящим, свести вероятность искажений и пропусков информации к минимуму и тем самым добиться желаемого взаимопонимания. На занятии студентам задавалась конкретная ситуация, в соответствии с которой будущие педагоги должны были сформулировать цель вопроса и сам вопрос. Например:

Ситуация 1: собеседник неточно сформулировал свою мысль. Цель вопроса: уточнить мысль перефразированием сказанного. Формулировка вопроса: Насколько я понял, вы говорили о том, что... Верно?

Ситуация 2: собеседник не соглашается с вашими доводами. Цель вопроса: выяснить причину неприятия. Формулировка вопроса: Не могли бы вы уточнить, по каким позициям мы можем продолжать обсуждение и на чем основаны ваши сомнения?

Овладев этими умениями, студенты увереннее чувствуют себя при структурировании диалогов, активнее включаются в решение проблемных ситуаций, пытаются выбирать оптимальные варианты взаимодействия.

Среди коммуникативных умений педагога особое место отводится умению слушать. На первый взгляд, такое умение может показаться легким и доступным, однако исследования показывают, что далеко не все способны умело выслушать партнера по общению. Профессиональное педагогическое слушание включает особое поощряющее отношение к говорящему ученику, которое подталкивает его к продолжению беседы; специфическое воздействие на обучающегося, которое способствует развитию его мысли. Для формирования у студентов рефлексивного стиля слушания в ходе тренинга использовались такие приемы, как перефразирование и резюмирование. Прием перефразирования заключается в формулировке мысли партнера своими словами, т.е. в кратком изложении слов партнера по общению в собственной редакции, но при обязательном сохранении его точки зрения. Возвращение говорящему сути его сообщения позволяет ему оценить, правильно ли он был понят. Реализовать данный прием студентам помогали фразы: «Другими словами, ты считаешь, что...», «По вашему мнению...», «Итак, ты полагаешь, что...» и т.п. Прием резюмирования - это слушание с целью повторить все сказанное, но очень кратко. Этот прием означает объединение мыслей говорящего в единое смысловое поле. Основная цель резюмирования - подать сигнал, что слушающий уловил сообщение целиком, а не ка-кую-то его часть. Этот прием будущие учителя начальных классов реализовали с помощью следующих фраз: «Обобщая то, что ты сказал...», «Итак, если я правильно поняла...» и т.п.

Важным в общении является осознание собственных эмоциональных проявлений. Целью используемых тренинговых упражнений являлось обозначение наличных эмоциональных проявлений у студентов, выражение собственного отношения к ним, нахождение причин, вызвавших их появление в ситуации общения, осознание потребности в их изменении, формулирование способов и тактик поведения, направленных на поддержание положительного эмоционального состояния и настроения, обучение способам снижения эмоционального напряжения. Студентам предлагалось выполнить следующие упражнения.

1. Обозначьте все знакомые вам эмоции, запишите их, разделив на положительные, отрицательные и нейтральные. Обратите внимание на то, что

многие эмоции имеют противоположные, полярные пары.

2. Изобразите как можно больше эмоциональных проявлений. Покажите группе (или партнеру) разные эмоции, чтобы можно было узнать их по внешним проявлениям. Подберите пиктограмму, изображающую эмоции: удовольствие, интерес, недовольство, неприятие, радость, грусть, сомнение, удивление, страх, стыд, вину.

3. Определите, какие эмоции у вас чаще всего возникают при общении с друзьями, семьей, незнакомыми людьми, детьми и т.д. Почему? Вспомните случай, когда вы пережили самые приятные или неприятные моменты.

Важным в общении является осознание особенностей восприятия партнерами по общению друг друга и установление на этой основе взаимопонимания. Сложность деятельности общения заключается в том, что необходимо понимать и принимать индивидуальность Другого, уметь оказывать на собеседника влияние, находить способы осознания и достижения целей. Студентам предлагается выполнить упражнения, помогающие развить способность к адекватному восприятию окружающих.

Упражнение «Техника эмпатического (активного) слушания» позволяет отработать позиции, в которых учитель отказывается от оценок, советов, разъяснений, попыток анализа и интерпретации поведения Другого и сосредотачивается на возможно полном и точном описании своих чувств и эмоциональных состояний.

Упражнение «Техника Я-высказывания» помогает выстроить оптимальную форму обращения с партнером в сложной, конфликтной ситуации. Она может использоваться будущим педагогом в ситуации конфронтации, противоречия и столкновения, благодаря чему будущий учитель сохраняет отношения уважения, принятия партнера, увеличивая вероятность того, что его поведение можно изменить с учетом своих интересов.

Таким образом, коммуникативная компетентность как составляющая подготовки будущего педагога является необходимой в современных условиях образования, обеспечивает его информированность и подготовленность к общению, позволяет включаться в систему самых разнообразных коммуникативных связей. Занятия, проводимые с использованием тренинговых упражнений, позволяют эффективнее формировать у будущих учителей начальных классов не только определенный уровень коммуникативной компетентности, но и потребность в проявлении собственных коммуникативных приемов и тактик.

Список литературы

1. Зеер, Э.Ф, Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, A.M. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - М.: Моск. психолого.-соц. ин-т, 2005.

2. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие / JI.M. Митина. - М.: Академия, 2004.

3. Рябова, Л.В. Эмоции и культура общения / Л.В. Рябова, С.И. Самыгин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

4. Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е.В. Сидоренко. -М., 2004.

5. Чанышева, Г. О коммуникативной компетентности / Г. Чанышева // Высшее образование в России. - 2005. -№2.

Яковлева Елена Викторовна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой начального образования Института педагогики и психологии Череповецкого государственного университета. Тел.: 8 (8202) 51-82-91; e-mail: pimno@chsu.ru

Yakovleva, Elena Victorovna - Doctor of Science (Pedagogy), Professor, Head of Elementary Education Department, Institute of Pedagogy and Psychology, Cherepovets State University. Tel.: 8 (8202) 51-82-91; e-mail: pimno@chsu.ru

УДК 378.046.4

О.Ю. Лягинова

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К РАЗРАБОТКЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ

O.Y. Lyaginova

FORMATION OF PEDAGOGUES' READINESS TO DEVELOP ELECTIVE COURSES IN INFORMATION SCIENCE

В статье рассматривается необходимость дополнения программ подготовки будущих учителей информатики и магистров в области информационных технологий, имеющих право преподавания на старшей ступени общеобразовательной школы и в высших учебных заведениях, а также необходимость дополнения программ повышения квалификации учителей информатики вопросами разработки элективных курсов по информатике и методики организации и проведения занятий в рамках элективных курсов по информатике.

Профильное обучение, элективный курс, разработка элективного курса по информатике.

The paper considers the necessity of complementing educational programs for future teachers of information science and masters in information technology having the right of teaching in senior high schools and higher institutions, as well as adding-on the programs of upgrading teachers' skills with the elective courses in information science and methods of organizing and conducting classes within these elective courses.

Profile training, elective courses, development of an elective course in information science.

К числу важнейших задач модернизации общего среднего образования относится задача разностороннего развития учащихся, их способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодежи готовности и способности адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Решение этой задачи невозможно без дифферен-

циации содержания школьного образования. Именно поэтому в настоящее время ставится задача широкого распространения в старших классах программ профильного обучения.

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содер-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.