Научная статья на тему 'Формирование готовности педагогических кадров к разработке элективных курсов по информатике'

Формирование готовности педагогических кадров к разработке элективных курсов по информатике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
394
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ИНФОРМАТИКЕ / PROFILE TRAINING / ELECTIVE COURSES / DEVELOPMENT OF AN ELECTIVE COURSE IN INFORMATION SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лягинова Ольга Юрьевна

В статье рассматривается необходимость дополнения программ подготовки будущих учителей информатики и магистров в области информационных технологий, имеющих право преподавания на старшей ступени общеобразовательной школы и в высших учебных заведениях, а также необходимость дополнения программ повышения квалификации учителей информатики вопросами разработки элективных курсов по информатике и методики организации и проведения занятий в рамках элективных курсов по информатике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PEDAGOGUES' READINESS TO DEVELOP ELECTIVE COURSES IN INFORMATION SCIENCE

The paper considers the necessity of complementing educational programs for future teachers of information science and masters in information technology having the right of teaching in senior high schools and higher institutions, as well as adding-on the programs of upgrading teachers' skills with the elective courses in information science and methods of organizing and conducting classes within these elective courses.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности педагогических кадров к разработке элективных курсов по информатике»

Список литературы

1. Зеер, Э.Ф, Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, A.M. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - М.: Моск. психолого.-соц. ин-т, 2005.

2. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие / JI.M. Митина. - М.: Академия, 2004.

3. Рябова, Л.В. Эмоции и культура общения / Л.В. Рябова, С.И. Самыгин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

4. Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е.В. Сидоренко. -М., 2004.

5. Чанышева, Г. О коммуникативной компетентности / Г. Чанышева // Высшее образование в России. - 2005. -№2.

Яковлева Елена Викторовна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой начального образования Института педагогики и психологии Череповецкого государственного университета. Тел.: 8 (8202) 51-82-91; e-mail: [email protected]

Yakovleva, Elena Victorovna - Doctor of Science (Pedagogy), Professor, Head of Elementary Education Department, Institute of Pedagogy and Psychology, Cherepovets State University. Tel.: 8 (8202) 51-82-91; e-mail: [email protected]

УДК 378.046.4

О.Ю. Лягинова

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К РАЗРАБОТКЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ

O.Y. Lyaginova

FORMATION OF PEDAGOGUES' READINESS TO DEVELOP ELECTIVE COURSES IN INFORMATION SCIENCE

В статье рассматривается необходимость дополнения программ подготовки будущих учителей информатики и магистров в области информационных технологий, имеющих право преподавания на старшей ступени общеобразовательной школы и в высших учебных заведениях, а также необходимость дополнения программ повышения квалификации учителей информатики вопросами разработки элективных курсов по информатике и методики организации и проведения занятий в рамках элективных курсов по информатике.

Профильное обучение, элективный курс, разработка элективного курса по информатике.

The paper considers the necessity of complementing educational programs for future teachers of information science and masters in information technology having the right of teaching in senior high schools and higher institutions, as well as adding-on the programs of upgrading teachers' skills with the elective courses in information science and methods of organizing and conducting classes within these elective courses.

Profile training, elective courses, development of an elective course in information science.

К числу важнейших задач модернизации общего среднего образования относится задача разностороннего развития учащихся, их способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодежи готовности и способности адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Решение этой задачи невозможно без дифферен-

циации содержания школьного образования. Именно поэтому в настоящее время ставится задача широкого распространения в старших классах программ профильного обучения.

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содер-

жании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Модель общеобразовательного учреждения (ОУ) с профильным обучением включает в себя базовые общеобразовательные, профильные и элективные учебные предметы [1, с. 3].

Элективные учебные курсы - обязательные учебные предметы по выбору учащихся 9-х классов основной школы и 10 - 11 -х классов старшей школы. Элективные курсы являются элементом вариативной части учебного плана. ОУ принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов.

В 9-м классе общеобразовательной школы осуществляется предпрофильная подготовка, основная цель которой - выявление интересов, проверка возможностей ученика на основе широкой палитры небольших курсов, охватывающих основные области знания, позволяющие составлять представление о характере профессионального труда людей на основе личного опыта. В соответствии с этой целью в учебный план вводятся краткосрочные элективные курсы продолжительностью от 6 до 36 часов.

Одной из основных целей элективных курсов в профильном обучении является самостоятельный выбор профессии, осуществляемый в контексте социализации личности в результате анализа человеком своих внутренних ресурсов, в том числе и своих способностей, и соотнесение их с требованиями профессии. Обычно за весь период обучения в старшей школе учащимся предлагается пять-шесть элективных курсов, из которых они выбирают три. На изучение отдельного элективного курса отводится от 35 до 70 часов. Его изучение может быть рассчитано на семестр, учебный год, два учебных года.

Одними из наиболее востребованных элективных курсов как в предпрофильном, так и в профильном обучении являются элективные курсы по информатике. Эта востребованность определяется наличием и значительной ролью информационных процессов в биологических, социальных и технических системах. Кроме того, в связи с переходом к информационному обществу возрастает роль подготовки учащихся в области информатики и информационных технологий вне зависимости от того, в какой сфере деятельности они будут заняты после окончания школы.

К проведению элективных курсов по информатике привлекаются учителя школ, а также при-

глашенные специалисты (обычно это преподаватели средних специальных и высших учебных заведений). Учитель или приглашенный специалист может разработать сам или выбрать элективный курс из списка элективных курсов, рекомендованных органом управления образованием.

В большинстве случаев учителя и приглашенные специалисты сами предлагают, разрабатывают и проходят процедуру экспертизы и утверждения своего элективного курса. Создание элективных курсов - важнейшая часть обеспечения введения профильного обучения [3]. Это очень трудоемкий процесс, требующий от разработчика обоснованного выбора темы, содержания, форм и методов организации и проведения занятий в рамках элективного курса по информатике и т.д. Сложность поставленной задачи определяет необходимость включения в программу подготовки будущих учителей информатики, магистров в области информационных технологий, имеющих право преподавания в старшем звене общеобразовательной школы и высших учебных заведениях, а также в программу повышения квалификации учителей информатики следующих вопросов: цели и задачи введения в профильную школу элективных курсов по информатике, типология, особенности программ элективных курсов, обобщенная модель деятельности при разработке элективного курса, принципы отбора содержания, выбор форм и методов организации и проведения занятий в рамках элективного курса по информатике.

Разработчик элективного курса должен четко понимать цели и задачи введения элективных курсов, в частности цели и задачи введения элективных курсов по информатике в профильную школу. Он должен знать, что введение элективных курсов в профильную школу преследует цель удовлетворения разнообразных образовательных потребностей учащихся. Для разработки собственного элективного курса также необходимо знать, что при оценке возможности и педагогической целесообразности введения тех или иных элективных курсов в учебный процесс учитываются следующие задачи: расширение и дополнение существующих программ обучения, формирование при изучении элективного курса умений и способов деятельности для решения практически важных задач, продолжение проф-ориентационной работы, социализация учащихся, развитие умений и навыков самообразования и т.д. [2, с. 22].

Среди задач элективных курсов по информатике можно выделить следующие: раскрытие роли новых информационных и коммуникационных технологий в развитии общества, изменение ха-

рактера и содержания труда человека, предпосылок и условий перехода общества к информационному этапу его развития, что имеет существенное значение для формирования научного мировоззрения школьников; овладение навыками поиска, сбора, анализа, организации, представления и передачи информации; развитие теоретического, творческого мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений; овладение такими современными методами научного познания, как формализация, моделирование, компьютерный эксперимент; овладение навыками проектирования на основе информационного моделирования объектов и процессов.

Рассмотрение типологии элективных курсов по информатике важно, так как позволяет классифицировать, упорядочивать и систематизировать знания об элективных курсах, а также позволяет построить информационную модель элективного курса по информатике с целью выявления различий в их содержании. Мы предлагаем рассматривать два основных класса элективных курсов по информатике: элективные курсы по информатике, задача которых состоит в углублении и расширении знаний, предусмотренных общеобразовательным стандартом по информатике, и межпредметные элективные курсы, задача которых состоит в интеграции знаний учащихся о природе и обществе, - с последующим делением этих классов на подклассы, детализируя принцип отбора содержания в каждом подклассе.

Рассмотрим некоторые особенности программ элективных курсов, их существенные отличия от учебных программ по обязательным школьным предметам, которые должен учитывать разработчик элективного курса. Программы элективных курсов носят примерный характер, позволяя учителю осуществлять доработку элективного курса исходя из особенностей состава учащихся. Учитель может изменять содержание, добавляя или исключая из рассмотрения некоторые темы, также может изменять содержание и сложность предлагаемых учащимся заданий, может перераспределять время между отдельными темами курса, определяет содержание итогового контроля по курсу. Результаты изучения одного и того же элективного курса для разных учащихся могут быть различными, но при этом равноценными с точки зрения интересов учащихся.

При разработке элективного курса на основе анализа нормативных документов, учебно-методических материалов, анализа социального заказа, рынка труда, профессиональных интересов учащихся необходимо:

- определить тему и обосновать актуальность элективного курса. Обосновать актуальность можно недостаточной изученностью материала в базовом курсе или необходимостью изучения для выбора профиля и последующего выбора профессии и т.д.;

- определить возможность реализации курса, проанализировав образовательные программы и учебные планы школы, а также уровень подготовки учащихся и возможность освоения ими элективного курса. Разрабатываемый элективный курс должен соответствовать возрастным особенностям учащихся;

- определить цели и дидактические задачи курса, например: развитие интереса, оказание помощи в выборе профессии и т.д. Предполагаемый результат обучения должен отражать поставленную перед курсом цель;

- определить содержательные линии курса, выделить инвариантные и вариативные компоненты. Инвариантные компоненты определяют обязательный уровень усвоения курса, а вариативные компоненты позволяют обеспечить индивидуализацию обучения;

- определить, как будет организована учебная деятельность учащихся, т.е. разработчик выбирает формы и методы организации учебной деятельности, определяет формы контроля и самоконтроля, способы оценки учебной деятельности;

- подготовить информационное обеспечение курса: дать характеристику временных и материальных ресурсов, определить требования к выбору и использованию аппаратного и программного обеспечения компьютера по тематике выбранного курса;

- представить варианты планирования и методические рекомендации к темам курса, а также сведения об апробации программы, если она была проведена;

- разработать имиджевую часть курса, имеющую цель привлечь учащихся на элективный курс, обеспечив учащимся осознанный выбор элективного курса исходя из целей элективного курса, получаемых ЗУН и профессий, в которых полученные ЗУН будут востребованы.

Специфика содержания элективных курсов по информатике определяется рядом факторов. К числу важнейших из них A.A. Кузнецов [2, с. 1] относит интенсивный характер межпредметных связей информатики с другими учебными предметами, широкое использование понятийного аппарата, методов и средств, присущих этой отрасли научного знания, при изучении практически всех предметов; значение изучения ин-

форматики для формирования ключевых компетенций выпускника современной школы, приобретение образовательных достижений, востребованных на рынке труда; исключительная роль изучения информатики в формировании современной научной картины мира; интегрирующая роль информатики в содержании общего образования человека, позволяющая связать понятийный аппарат естественных, гуманитарных и филологических учебных дисциплин.

Исходя из анализа целей и задач элективных курсов, можно определить следующие принципы отбора содержания элективных курсов по информатике:

- предметно-ориентированный подход, учитывающий специфику предпрофессионалъной направленности-. подчинение содержания и логики изучения учебного материала интересам будущей профессиональной деятельности, в результате чего обучение приобретает осознанный, предметный характер, способствуя усилению познавательного интереса и познавательной активности;

- реализация деятелъностного подхода, при котором через знания и умения формируются способы деятельности для решения важных задач конкретной предметной области, рассматриваемой в элективном курсе, а также формирование познавательных, коммуникативных и оценочных способов действий;

- ориентация на профессиональные стандарты в области информационных технологий. В настоящее время разработаны стандарты для наиболее массовых и востребованных профессий в области информационных технологий: программиста, специалиста по информационным системам, специалиста по системному администрированию, специалиста по информационным ресурсам, администратора баз данных и т.д. Как показывает анализ профессиональных стандартов, часть ЗУН, необходимых для успешного освоения одной из указанных выше профессий, школьники могут получить в рамках элективных курсов по информатике до начала их профессиональной подготовки в средних и высших учебных заведениях. Такой подход к отбору содержания элективного курса позволит учащимся определиться с правильностью выбора профессии, а также получить ЗУН, востребованные на рынке труда;

- апробация новых элементов содержания в области информатики. Новые элементы содержания могут апробироваться в вариативной части школьного образования, а затем вводиться в его инвариантную часть;

- учет интересов и потребностей школьников, обучающихся на разных профилях. Электив-

ные курсы по информатике востребованы в различных профилях обучения, поэтому практическая деятельность с использованием информационных технологий в элективных курсах по информатике должна ориентироваться на различные сферы деятельности и технологии. В содержание элективных курсов по информатике необходимо включать задачи и учебные проекты, связанные с изучением других учебных предметов.

Методика обучения элективным курсам по информатике еще только начинает формироваться. Но, исходя из анализа целей и задач элективных курсов, можно сформулировать следующие принципы организации учебного процесса в условиях реализации элективных курсов по информатике:

- индивидуализация обучения. Необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, предоставлять каждому учащемуся возможность максимального раскрытия способностей для получения соответствующего результата. Индивидуализация может осуществляться по объёму, сложности учебного материала и времени его усвоения;

- самостоятельность учащегося при изучении элективного курса. В процессе учебной деятельности учитель осуществляет мотивационное управление учением школьника, т.е. мотивирует, организует, координирует, консультирует и контролирует учащегося, обеспечивая его активность и самостоятельность при работе с новым материалом, при выполнении практических заданий, в самостоятельной исследовательской работе в рамках элективного курса;

- развитие способности учащегося к самоанализу и самооценке результатов своей деятельности. Самоанализ и самооценка предполагают определение отношения к себе и своей учебной деятельности, умение исследовать свою деятельность, определять ее эффективность, создавать мотивы, потребности и возможности для ее перестройки и улучшения, что является необходимым условием для успешного продолжения образования и самообразования учащегося, а также адекватной реакции на оценку его деятельности учителем;

- развитие сотрудничества — практическое осознание необходимости перехода на принципы доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности учащихся и учителя при изучении элективного курса;

- ненасильственный, постепенный переход от одних методов обучения к другим. Преобладание в процессе обучения объяснительно-иллюстратив-ного и репродуктивного методов приводит к тому,

что учащиеся привыкают к детальному объяснению всего учебного материала учителем и к выполнению действий по образцу. Сталкиваясь с методами обучения, требующими активности, самостоятельности и творческого подхода, учащиеся испытывают серьезные трудности. Следовательно, необходим постепенный переход к новым методам обучения, постепенное увеличение объема предлагаемой самостоятельной творческой и исследовательской работы.

Как показал теоретический анализ литературы и опыт работы по организации и проведению элективных курсов по информатике, наиболее эффективны методы, ориентированные на активную деятельность учащегося и субъект-субъектное взаимодействие учащихся в рамках изучаемого элективного курса. К таким методам относятся метод учебных проектов и модульно-рейтинговый метод организации и проведения занятий в рамках элективного курса по информатике.

Мы считаем, что дополнение программ подготовки и повышения квалификации педагогических кадров поможет сформировать их готовность к разработке и внедрению собственных элективных курсов по информатике.

Список литературы

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Информатика и образование. -2003,-№6.-С. 3-13.

2. Кузнецов, A.A. Элективные курсы образовательной области «Информатика» / A.A. Кузнецов // Профильная школа. - 2005. - № 3. - С. 19 - 22.

3. Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования: информационное письмо Министерства образования Российской Федерации от 13.11.2003 г. № 14-51-277/13. - URL: http://www.school.edu.ru/dok_min.asp?ob_no=17153

Лягинова Ольга Юрьевна - старший преподаватель кафедры прикладной информатики Института информационных технологий Череповецкого государственного университета. Тел.: 8 (8202) 63-55-27; e-mail: [email protected]

Lyaginova, Olga Yurievna - Senior Lecturer, Department of Applied Informatics, Institute of Information Technologies, Cherepovets State University.

Tel.: 8 (8202) 63-55-27; e-mail: [email protected]

УДК 37.013.42

Т. В. Першина

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР БЕЗОПАСНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Т. V. Pershina

FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE IN CHILDREN AND STUDENTS AS A FACTOR OF HARMLESS SOCIALIZATION

Статья посвящена актуальной проблеме обеспечения безопасной социализации личности. На основе существующих в науке подходов обосновывается сущность и содержание социальной компетентности и процесса ее формирования, делается вывод о необходимости формирования социальной компетентности детей и учащейся молодежи в контексте создания условий для их безопасного развития в процессе социализации.

Социализация, социальное развитие, опасность, безопасность, безопасная социализация, социальная компетентность.

The paper considers an urgent problem of ensuring person's harmless socialization. On the basis of existing approaches grounded in science, the author substantiates the nature and content of social competence and the process of its formation and concludes that there is a need to develop children and young students' social competence in the context of creating conditions for their harmless development in the process of socialization.

Socialization, social development, risk, security, harmless socialization, social competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.