Научная статья на тему 'Элективные курсы как средство индивидуализации и дифференциации обучения информатике в профильной школе'

Элективные курсы как средство индивидуализации и дифференциации обучения информатике в профильной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1239
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИКА / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ / COMPUTER SCIENCE / SPECIALIZED EDUCATION / ELECTIVE COURSES / DIFFERENTIATED INSTRUCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедов Шамиль Абдулмажидович, Ахмедова Саидат Лиматулаевна

В статье говорится о роли элективных курсах по информатике в профильной школе в формировании ключевых компетенций выпускника современного образовательного учреждения и приобретения образовательных достижений, востребованных на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедов Шамиль Абдулмажидович, Ахмедова Саидат Лиматулаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elective courses as a means of individualization and differentiated instruction in computer science specialized school1SEI DPO "DIPKPK"

The article discusses the role of elective courses in computer science in the formation of a specialized school graduate core competencies of the modern educational institutions and acquisition of educational achievement in demand in the labor market.

Текст научной работы на тему «Элективные курсы как средство индивидуализации и дифференциации обучения информатике в профильной школе»

УДК 004 (07) ББК 45.105

Магомедов Шамиль Абдулмажидович

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра физико-математического образования и ИКТ ГБОУ ДПО «ДИПКПК» Ахмедова Саидат Лиматулаевна преподаватель кафедра информатики ГАОУ ВПО «ДГИНХ» г. Махачкала Magomedov Shamil Abdulmazhidovich Ph.D, associate professor of Physics and mathematics education and ICT SEI DPO "DIPKPK" Akhmedov Saidat Limatulaevna Lecturer in computer science GAOU VPO "DGINH" Makhachkala gadjiev82@mail.ru

Элективные курсы как средство индивидуализации и дифференциации обучения информатике в профильной школе Elective courses as a means of individualization and differentiated instruction in computer science specialized school

В статье говорится о роли элективных курсах по информатике в профильной школе в формировании ключевых компетенций выпускника современного образовательного учреждения и приобретения образовательных достижений, востребованных на рынке труда.

The article discusses the role of elective courses in computer science in the formation of a specialized school graduate core competencies of the modern educational institutions and acquisition of educational achievement in demand in the labor market.

Ключевые слова: информатика, профильное обучение, элективные курсы, дифференциации обучения.

Key words: computer science, specialized education, elective courses, differentiated instruction.

Новые целевые установки в системе образования основываются на

приоритете индивидуализации и дифференциации обучения, что проявляется в различных направлениях построения системы многоуровневого образования, реализации продуктивных форм обучения, разработку новых подходов к

формированию содержания образования и т.д. В этих условиях совершенствование содержания методической подготовки изучения информатики приобретает большую актуальность.

Существенную роль, при изучении информатики, для формирования научного мировоззрения школьников превалируют новые информационно-коммуникационные средства, имеющие значение в развитии современного общества, изменение характера и содержания труда человека, предпосылок и условий перехода общества к постиндустриальному, информационному этапу его развития.

В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

Изучение информатики открывает новые возможности для овладения такими современными методами научного познания, как формализация, моделирование, компьютерный эксперимент и т.д. Информатика привносит в учебный процесс новые виды учебной деятельности, многие умения и навыки, формируемые при ее изучении, носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер. К ним, в частности, относятся:

- поиск, сбор, анализ, организация, представление, передача информации в открытом информационном обществе и всей окружающей реальности;

- проектирование на основе информационного моделирования объектов и процессов;

- умение решать принципиально новые задачи, порожденные привнесенным информатикой новым информационным подходом к анализу окружающей действительности [2].

И в обществе в целом, и в образовании эти умения и навыки формируются и используются в среде современных средств информационных и коммуника-

ционных технологий. Современное понимание функциональной грамотности человека все больше включает в себя элементы информационных технологий и информационной культуры.

Исключительно велика роль изучения информатики в социализации школьников, подготовке их к труду, профессиональной деятельности, в профессиональном самоопределении молодежи. Направленность целей на формирование социальной грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Эффективное достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения, которое является системой специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся.

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению позволяет:

- создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;

- обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;

- установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;

- обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования,

- сочетать базовые и профильные курсы, формирующие индивидуальный учебный план для каждого обучаемого.

Такой подход оставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а учащимся - выбор профильных и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию [3].

Одной из важных проблем в этой области является определение типологии элективных курсов. В настоящее время выделено несколько типологий, определяющих назначение элективных курсов. Рассмотрим из них четыре основных типа элективных курса:

- компенсационный элективный курс может помочь школьнику, обучающемуся в профильном классе, где один из учебных предметов изучается на базовом уровне или не изучается вовсе, изучать смежные предметы на профильном уровне, готовиться к олимпиадам или к сдаче ЕГЭ по данному предмету на повышенном уровне;

- предпрофессиональный элективный курс служит для приобретения навыков профессиональной деятельности в областях, наиболее востребованных на современном рынке труда. В частности, он может обеспечивать подготовку школьников, которые после окончания школы не могут или не хотят продолжать обучение в высшем учебном заведении, к успешной трудовой деятельности;

- профильный элективный курс является «надстройкой» профильного учебного предмета, и эта «надстройка» в полной мере превращает профильный курс в углубленный, обеспечивающий для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения учебного предмета;

- метапредметный элективный курс, содержание которого может распространяться на области деятельности человека вне круга выбранного учащимися профиля обучения. Курсы такого типа направлены именно на удовлетворе-

ние познавательных интересов в различных областях деятельности человека

[4].

При проектировании элективных курсов необходимо определять требования к знаниям и умениям учащихся, а так же дать описание структуры курса в соответствии с алгоритмом его разработки:

- проанализировать содержание учебного предмета в рамках выбранного профиля;

- определить, чем содержание элективного курса будет отличаться от базового или профильного курса;

- определить тему, содержание, основные цели курса, его функцию в рамках данного профиля;

- разделить содержание программы курса на модули, разделы, темы, отвести необходимое количество часов на каждый из них;

- продумать, какие образовательные продукты будут созданы;

- выяснить возможность обеспечения данного курса учебными и вспомогательными материалами: учебниками, хрестоматиями, дидактическим материалом, лабораторным оборудованием и т. д., составить список литературы для учителя и учащихся;

- выделить основные виды деятельности учащихся, определить долю самостоятельности, творчества ученика при изучении курса;

- продумать, какие образовательные продукты будут созданы учащимися в процессе освоения программы курса;

- определить критерии, позволяющие оценить успешность освоения курса;

- продумать форму отчетности учащихся по итогам освоения программы курса: проект, реферат, выступление.

Общие функции и задачи элективных курсов в системе профильного обучения будут во многом по-разному проявляться в курсах этого типа по различным учебным предметам.

Все это в полной мере относится и к элективным курсам по информатике. Отсюда - ориентация практической деятельности с использованием информа-

ционных средств в элективных курсах на различные сферы деятельности и технологии, включение в содержание элективных курсов задач по информатике и учебных проектов, связанных с изучением всех других учебных предметов.

Специфика содержания элективных курсов по информатике определяется рядом факторов. К числу важнейших из них следует отнести, пожалуй, четыре:

- интенсивный характер межпредметных связей информатики с другими учебными предметами, широкое использование понятийного аппарата, методов и средств, присущих этой отрасли научного знания, при изучении практически всех предметов;

- значение изучения информатики для формирования ключевых компетенций выпускника современной школы, приобретения образовательных достижений, востребованных на рынке труда;

- исключительная роль изучения информатики в формировании современной научной картины мира, которая может сравниться по значимости в школьном образовании только с изучением физики;

- интегрирующая роль информатики в содержании общего образования человека, позволяющая связать понятийный аппарат естественных, гуманитарных и филологических учебных дисциплин [1].

Методика обучения элективным курсам еще только начинает формироваться. С самого начала целесообразно строить ее на основе нового понимания целей и ценностей образования, с ориентацией на инновационные методические идеи и концепции.

Мы полагаем, что одним из наиболее продуктивных методов в обучении элективным курсам по информатике является метод учебных исследовательских проектов, основанный на исследовательской деятельности учащихся по решению задач из выбранной предметной области.

Поэтому элективный курс, связанный с построением и изучением информационных моделей, выполняет «компенсирующую» функцию элективов и имеет важное значение для развития школьного образования по информатике.

Ориентация многих элективных курсов информатики на сетевые формы организации учебного процесса также является спецификой этих курсов, которую необходимо учитывать при построении системы элективов по данному предмету.

Изучение информационных и телекоммуникационных средств является важнейшим разделом курса информатики, однако при этом надо четко разделять изучение собственно технологий работы с данным видом информации (что невозможно сделать без привлечения таких понятий, как информационный процесс и информационная модель) и освоение конкретного программного продукта.

Сейчас же технология использования компьютера для решения задач во многих учебниках стала прочно, но неправомерно ассоциироваться с технологией работы с программами, входящими в состав офисных пакетов. В связи с этим обучение данным технологиям, а точнее использованию средств этих технологий, занимает нередко центральное место в курсах информатики общеобразовательных школ.

Следует отметить, что специальной задачей проектирования компьютерных технологий обучения является поиск способов организации общения и сотрудничества учителя и учащихся. Разработка такого рода способов должна осуществляться по следующим направлениям:

- создание условий учебного сотрудничества между школьниками и учителем во время их работы, опосредованной применением компьютера;

- организация коллективных «проектов», требующих взаимодействий группы учащихся с ПК и групп учащихся между собой;

- определение оптимального соотношения компьютерных и безкомпью-терных форм обучения.

Компьютер как специфическое учебное средство реализует несколько основополагающих функций, а именно выступает в качестве средства:

- моделирования предметного содержания объектов усвоения и соответствующих обобщенных способов действия;

- моделирования взаимодействия и организации совместной деятельности, типа «обучаемый - группа учащихся», «ученик - ученик», «учитель - ученик» и реализации адекватных структуре совместной деятельности и содержанию объектов усвоения форм контроля и оценки действий учащихся.

Таким образом, специфика содержания элективных курсов по информатике в профильной школе определяется рядом факторов, к которым следует отнести:

1. Интенсивный характер межпредметных связей информатики с другими учебными предметами, широкое использование понятийного аппарата, методов и средств, присущих этой отрасли научного знания, при изучении практически всех предметов.

2. Значение изучения информатики для формирования ключевых компетенций выпускника современной школы, приобретения образовательных достижений, востребованных на рынке труда.

3. Исключительная роль изучения информатики в формировании современной научной картины мира.

4. Интегрирующая роль информатики в содержании общего образования человека, позволяющая связать понятийный аппарат естественных, гуманитарных и филологических учебных дисциплин.

Библиографический список

1. Ермаков Д.С. Элективные курсы: требования к разработке/Д.С. Ермаков, Т.И. Рыбкина//Профильная школа. №3. 2004. с.6-16.

2. Кузнецов А.А. Новый Базисный учебный план-основа реализации профильного обучения в старшем звене средней школы/ А.А. Кузнецов Л.О. Филатова М.:АПКиПРО. 2004.- 35с.

3. Победоносцева М.Г. Методические подходы к разработке системы элективных курсов по информатике// Информатика и образование.-№10.-2008.с 25-28

4. Профильное обучение. Создание элективных курсов по информати-ке/http://www.e-ducate.ru/info

Bibliography

1. Ermakov DS Elective courses: Requirements for development / DS. Ermakov, TI Ribkina / / School Profile. Number three. 2004. p.6-16.

2. Kuznetsov AA The new basic curriculum is the basis of the implementation of school education in senior high school / AA Kuznetsov LO Filatov M. APKiPRO. 2004. - 35c.

3. Pobedonostseva MG Methodological approaches to the development of a system of elective courses in computer science / / Computer Science and Education. -№ 10. - 2008.s 25-28

4. Specialized education. Create elective courses in computer science / http :/ / www.e-ducate.ru/info

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.