Научная статья на тему 'Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки школьников'

Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки школьников Текст научной статьи по специальности «Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы»

CC BY
1193
181
Поделиться
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС "ХИМИЯ И ЗДОРОВЬЕ" / ELECTIVE COURSE "CHEMISTRY AND HEALTH"

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Подгорнова А. А.

В статье рассматриваются вопросы внедрения элективных курсов в системе предпрофильной подготовки школьников. В работе определена структура пред-профильной подготовки. Дано содержание элективного курса "Химия и здоровье". Определены основная идея курса и ведущие цели. Описаны результаты внедрения данного элективного курса в различных учебных заведениях.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Подгорнова А. А.,

Elective courses in the system of schoolchildren's pre-profile training

The article points out the problems of introduction of elective courses in pre-profile teaching schedule and defines the structure of this system. The author offers the contents for the elective course "Chemistry and Health" and states the general idea of the course with its main aims. The author also describes the results of practical usage of this course in various schools.

Текст научной работы на тему «Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки школьников»

А. А. Подгорнова

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ В СИСТЕМЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ

Работа представлена кафедрой методики обучения химии.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. Е. Кузнецова

В статье рассматриваются вопросы внедрения элективных курсов в системе предпрофильной подготовки школьников. В работе определена структура пред-профильной подготовки. Дано содержание элективного курса «Химия и здоровье». Определены основная идея курса и ведущие цели. Описаны результаты внедрения данного элективного курса в различных учебных заведениях.

Ключевые слова: профильное обучение, предпрофильная подготовка, элективные курсы, элективный курс «Химия и здоровье».

The article points out the problems of introduction of elective courses in preprofile teaching schedule and defines the structure of this system. The author offers the contents for the elective course «Chemistry and Health» and states the general idea of the course with its main aims. The author also describes the results of practical usage of this course in various schools.

Key words: profile teaching, pre-profile schedule, elective courses, elective course «Chemistry and Health».

Выпускник основной ступени школьного образования, поступая в старшую школу, должен предварительно определиться с выбором в отношении будущего профилирующего направления. Необходимым условием такого самоопределения учащегося является введение предпрофильной подготовки.

Структура предпрофильной подготовки состоит из трех компонентов: профильная ориентация (приобретение первоначального опыта принятия ответственного решения о выборе своего индивидуального маршрута в образовательном пространстве; оказание психологопедагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных классах старшей школы), информационный компонент (разработка информационной «образовательной карты», определение мероприятий по организации информирования учащихся и родителей о возможностях образовательной сети, разработка информационных носителей) и курсы по выбору.

Один из компонентов предпрофильной подготовки - курсы по выбору, или элективные курсы. Наличие большого числа курсов по выбору, отличающихся друг от друга содержательным наполнением, формой организации и методами обучения, есть одно из условий эффективности предпрофильной подготовки.

К сожалению, эта область насыщена множеством противоречий:

• между провозглашаемым обеспечением выбора и реальными усло-

виями, которые не позволяют ученику удовлетворить свой выбор;

• между введением профильного обучения и отсутствием отработанного содержания;

• между необходимостью использования специальных форм деятельности учеников и отсутствием методик;

• между необходимостью осуществления учениками выбора и недостаточной готовностью их к этому выбору и т. д.

Согласно принятым и действующим сегодня концепциям профильного обучения, его обязательным компонентом станет освоение учащимися элективных кур-сов1. Первые комплекты учебных материалов по таким курсам созданы2.

В условиях стандартизации обучения элективные курсы остаются единственной сферой, свободной от стандарта. Неотработанность этой сферы требует возможно быстрого определения ее целей, содержания и средств реализации.

Действующие и экспериментальные учебные планы определяют базовый объем предпрофильной подготовки в 100 часов. Примерно 2/3 времени отводится на элективные курсы (курсы по выбору). Осваивая содержание элективных курсов, учащиеся примериваются к выбираемому профилю обучения, узнают, какие предметы будут профильными, какие базовыми, какие экзамены ему предстоит сдавать, а также пробует себя в профессии, «примеряет» профессиональную модель поведения.

На экспериментальной площадке для нововведений в области образования (Псковская обл.) с 2004 г. в девятых классах введено профильное обучение. У восьмиклассников и их родителей посредством бесед и анкетирования выясняется, какой профиль обучения в старшей школе они собираются выбрать, каким учебным предметам они хотели бы уделять больше времени, смогут ли самостоятельно определиться с выбором профиля и т. д. Очень часто учащиеся основной школы испытывают серьезные затруднения в выборе профиля обучения в старшей школе (67%); 46% учащихся ориентированы на поддержку со стороны родителей, родственников и знакомых, которые часто переоценивают или недооценивают способности и возможности детей; 44% учащихся не осведомлены о том, где учиться, чтобы получить профессию по интересующей их сфере труда.

Учитывая результаты опросов и анкет, ученикам девятого класса предлагается достаточно широкий набор элективных курсов (25-30). Изучив выбор учеников, составляется расписание элективных курсов так, чтобы ученики имели возможность посетить все выбранные курсы. Элективные курсы краткосрочны (12-34 часа), проводятся по субботам по 2 часа. Итоги элективных курсов различны: это может быть творческий отчет, выступление на научной конференции, написание реферата, исследование и т. д. Зачет по курсу выставляется при посещаемости учеником более 50% занятий, выставляются следующие оценки: оригинально (высшая), нестандартно, инициативно, активно, пассивно. Каждый ученик должен посетить не менее двух элективных курсов, но может посетить все курсы, которые ему позволит расписание.

Анализ учебных программ элективных курсов, составленных учителя-ми-экспериментаторами, свидетельствует, что при разработке содержания курсов слабо учитывается преемственность между настоящим курсом и профильными предметами в 10-11 классах. Это проявляется в том, что предлагаемые девятиклассникам элективные курсы, по большому счету, не являются пробными по отношению к конкретному профилю. Они в основном направлены на отработку общеучебных навыков, одинаково важных для освоения каждого профиля без учета его специфики.

Важно, чтобы в элективных курсах ярче просматривались содержательные и деятельностные особенности профиля обучения. Например, чтобы успешно освоить химико-биологический профиль, ученику нужно овладеть и теоретической, и практической, и экспериментальной составляющими этого профиля. Школьники мало занимаются учебной опытноэкспериментальной работой. На одних лишь уроках эту проблему не решить. Именно здесь могут помочь курсы по выбору, где нужно обучать школьников освоению деятельностной составляющей профиля. Элективные курсы должны быть содержательно и деятельностно связаны с конкретным профилем обучения, моделируя характерные для него «учебные ситуации» и проблемы.

Элективный курс «Химия и здоровье» предназначен для учащихся девятых классов в рамках предпрофильно-го обучения. Содержание элективного курса «Химия и здоровье» имеет интегрированный характер и опирается на базовые курсы химии, анатомии, физиологии, гигиены и ОБЖ. Содержание курса включает следующие темы:

Введение (1 ч.).

Тема 1. Химия организма человека: равновесие и порядок - ключ к жизни (8 ч.).

Тема 2. Химия кожного покрова тела (3 ч.).

Тема 3. Яды и лекарства в нашем организме (4 ч.).

Тема 4. Факторы риска для здоровья отдельного человека и общества в целом (2 ч.).

Основная идея курса состоит в том, что здоровье человека в значительной мере зависит от сознательного выбора того или иного образа жизни, а понимание особенностей химических процессов, протекающих в организме, позволяет делать такой выбор осмысленным. Рассматриваемые вопросы личной гигиены направлены на развитие у учащихся навыков самовоспитания и самоуважения.

Ведущие цели курса:

1. Расширение и углубление знаний по химии, биологии, медицине; создание условий для овладения учащимися способами добывания, переработки и применения знаний.

2. Раскрытие роли химии и биологии в познании природы здоровья человека, показ значения химического и биологического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшения экологической обстановки, для поддержания собственного здоровья.

3. Развитие личностных качеств учащегося: внутренней мотивации учения, интереса к собственному здоровью, стремления к совершенствованию организма и его возможностей.

4. Профессиональная ориентация: в период освоения курса ученик может «примерить» к себе профессии ученого-исследователя, врача, медицинской сестры, эколога, лаборанта, диетолога, тренера.

Таким образом, предлагаемый элективный курс не только ориентирует на выбор обучения в классах естественнонаучного профиля, но и решает иные задачи развивающего обучения.

Лабораторные и практические работы - неотъемлемый вид деятельности для учащихся химико-биологического (естественнонаучного) профиля, на который ориентирует данный курса. За время изучения курса каждый ученик выполнит 7 лабораторных работ и проведет исследование, результаты которого будут доложены на итоговой конференции.

Исследование осуществляется каждым учеником по любой из тем курса. Его выполнение предполагает выбор формулировки темы, обсуждение ее с учителем, проведение информационного поиска с помощью дополнительной литературы и представление результатов работы в виде сообщения для всей группы, сопровождаемое специально подобранными иллюстрациями.

Программа курса «Химия и здоровье» предназначена для предпро-фильного обучения3. Она разработана и апробирована в процессе эксперимента, проводившегося под эгидой Министерства науки и образования РФ в Псковской области, вошедшей в число десяти регионов, осуществляющих эксперимент. Внедрение предпрофильного элективного курса «Химия и здоровье» проводится с 2004 г. в Муниципальных образовательных учреждениях Средних общеобразовательных школах № 1, 4, 7 города Острова Псковской области, с 2007 г. в ГОУ СОШ № 349 города Санкт-Петербурга.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Концепции модернизации российского образования до 2010 года // Химия: Методика преподавания в школе. 2003. № 1. С. 3-18.

2 Химия. Сборник программ элективных курсов для профильного и предпрофильного обучения. / Под ред. И. М. Титовой. СПб.: «СМИО Пресс», 2006. 264 с.; Элективные курсы в

предпрофильной подготовке. Естественно-научное, математическое и технологическое образование: Методическое пособие / Под ред. И. Ю Алексашиной. СПб.: СПб АППО, 2006. 184 с.

3 Подгорнова А. А. Химия и здоровье. Программа элективного курса // Сборник программ элективных курсов для профильного и предпрофильного обучения / Под ред. И. М. Титовой. СПб.: «СМИО Пресс», 2006. С. 9-34.