Научная статья на тему 'Формирование допрофессиональной компетентности учащихся 9-х классов средствами элективных курсов в процессе предпрофильной подготовки'

Формирование допрофессиональной компетентности учащихся 9-х классов средствами элективных курсов в процессе предпрофильной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1105
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ / ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / A COMPETENT APPROACH IN EDUCATION / A PRE-PROFILE TRAINING / ELECTIVE COURSES / PRE-PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голыго Н. В.

Статья посвящена проблемам организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы с использованием компетентностного подхода, формирования допрофессиональной компетентности учащихся 9-х классов. Одной из важнейших частей предпрофильной подготовки являются элективные курсы, на которых организуется квазипрофессиональная деятельность. В статье представлены основные моменты организации обучения школьников на данных курсах, а также результаты диагностики сформированности допрофессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голыго Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the problems of a competent approach in education and organization of a pre-profile training, aimed at forming of the pre-professional competence of 9th grade students. The variety of types of elective preparatory courses of a pre-profile training is also described here. The courses teach the students the basics of becoming a good specialist in the field of their choice. It is a good opportunity to experience their future profession. The article present samples and the results of professional tests, used in teaching of these elective courses.

Текст научной работы на тему «Формирование допрофессиональной компетентности учащихся 9-х классов средствами элективных курсов в процессе предпрофильной подготовки»

УДК -378.1.

ФОРМИРОВАНИЕ ДОИРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Н.В.Голыго

Статья посвящена проблемам организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы с использованием компетентностного подхода, формирования допрофессиональной компетентности учащихся 9-х классов. Одной из важнейших частей предпрофильной подготовки являются элективные курсы, на которых организуется квазипрофессиональная деятельность. В статье представ лены основные моменты организации обучения школьников на данных курсах, а также результаты диагностики сформированности допрофессиональной компетентности. Ключевые слова: компетентность, компетентностный подход в образовании, предпрофильная подготовка, элективные курсы, допрофессиональная компетентность.

Современное состояние российского образования характеризуется высоким уровнем инновационной деятельности, появлением большого количества новых образовательных технологий и программ. В настоящее время переосмысливаются философские основания образования, его стратегические направления, общие целевые установки, а также методы и средства их достижения. Необходимость такого переосмысления обусловлена экономическим и социальным развитием современного общества, тем, что индустриальное общество вошло в постиндустриальную эпоху.

Указанные направления совершенствования образования находят отражения в исследованиях, посвященных модернизации общего образования. Так, Т.Г.Камышанова говоря о требованиях к выпускнику современной школы, отмечает, что он должен обладать не только знаниями, а и уметь решать проблемы, требующие анализа предложенной ситуации. Так же он должен уметь принимать решения при выборе из чётко определённых альтернатив, уметь интегрировать знания, владеть универсальными способами деятельности, применимыми в различных ситуациях, уметь работать в группе, обладать экологической грамотностью [4, с. 4]. Названные требования в определенной мере обусловлены и тем, что, как отмечает М.В. Ретивых, профилизация обучения на старшей ступени общего образования ставит выпускника основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора — предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности [10, с. 20]. Правильно выбранная область профессиональной деятельности способствует формированию гармоничной личности, реализации ее творческого потенциала, а также процессу социальной адаптации. В связи с этим становится актуальной организация в 8-9 классах предпрофильной подготовки. Согласно Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, это система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их профессиональному самоопределению по завершению основного общего образования - направления продолжения обучения в профильных классах старшей ступени, учреждениях начального и среднего профессионального образования [6, с. 7].

Анализ перечисленных выше представлений показывает, что в формировании профессиональных намерений учащихся важная роль отводится предпрофильной подготовке как целенаправленной деятельности по оказанию помощи в профессиональном самоопределении в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с социальными потребностями.

Смысл предпрофильного обучения заключается в развитии у обучаемых способности решать проблемы, имеющие социальное и личностное значение, на основе освоения культуры общества, элементом которой является и собственный опыт учащихся.

Дидактической основой предпрофильного обучения является компетентностный подход, важной характеристикой которого является представление о том, что знания человека выступают потенциалом, научно-практическим багажом, которым он располагает, но привести их в действие могут лишь дополнительные факторы. И определяющим фактором является компетентность. Понятия «компетентность» и «компетенция» в мировой образовательной практике в последние годы используются в качестве узловых при определении цели и результатов образования. В работе Шишова С.Е, Кальней В.А, посвященной мониторингу качества образования в школе, компетентность определяется как общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях,

склонностях, которые приобретены благодаря обучению [15, с. 27]. Для проявления компетентности важны субъективная значимость поставленных задач и заинтересованность индивида в решении проблемы [15, с. 30]. Таким образом, можно заключить, что компетентность - это не только наличие знаний и опыта, но и умение распорядиться ими в ходе реализации своих полномочий. Для нашего исследования важна следующая характеристика компетентности: это деятельностная категория, т.е. она проявляется только в определенной деятельности, причем значительную роль в проявлении компетентности играют контекст и конкретная ситуация (в одной и той же сфере деятельности, но в разных обстоятельствах человек может проявить или не проявить свою компетентность).

Важно различать понятия компетентность и компетенция. В педагогическом словаре компетенция (от латинского еотре1епИа — «соответствие, соразмерность») трактуется как круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней [5, с. 93].

Но, как следует из трактовки компетентности как состоявшегося качества личности, формирование конкретных компетенций не всегда ведет к компетентности как способности самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных проблем. Как качество личности компетентность формируется как следствие отношений, складывающихся в деятельности, чаще всего в деятельности, подобной (квази) профессиональной. В школьном возрасте рано говорить о профессиональной компетентности в силу недостаточности у учащихся знаний и умений, применяемых в различных профессиях. Мы полагаем, что в квазипрофессиональной деятельности проявляется не профессиональная, а допрофессиональная компетентность.

Допрофессиональная компетентность рассматривается современными учёными [4, 7] как уровень образованности выпускника общеобразовательной школы, достаточный для получения профессионального образования.

В педагогической теории и практике, хотя и осознается потребность в разработке методов и условий формирования допрофессиональной компетентности учащихся 9-х классов, ответственного выбора профессии в процессе освоения элективных курсов, число фундаментальных исследований, посвященных поискам путей ее решения, незначительно.

Мы согласны с точкой зрения Бочкова М.П, отмечающего, что формированию осознанного, ответственного выбора профессии учащимися 9-х классов в процессе освоения элективных курсов учителя не уделяют должного внимания [1, с. 3]. Считаем, что причиной этого является недостаточная разработанность теоретических и методических основ этого процесса в условиях общеобразовательного учебного заведения.

Исследования, проведённые отечественными педагогами и психологами, раскрывают некоторые аспекты формирования допрофессиональной компетентности старшеклассника: вопросы социально-психологической адаптации личности в школе и вузе, готовность выпускника к продолжению образования, взаимосвязь и взаимозависимость учебной деятельности первокурсников с их школьной подготовкой, структуру и организацию допрофессиональной подготовки в инновационных учебных учреждениях, трудовую подготовку старшеклассников к будущей профессиональной деятельности.

Педагогами осознаётся важность формирования допрофессиональной компетентности старшеклассников как уровня образованности, как одного из важнейших показателей результативности школьного образования. Вместе с тем, остается неисследованным процесс формирования допрофессиональной компетентности выпускников основной школы. Не исследованы дидактические условия, обеспечивающие эффективность этого процесса, что затрудняет разработку конкретных технологий обучения и их внедрение в практику работы школ.

Основу гипотезы нашего исследования составили предположения о том, что формирование допрофессиональной компетентности учащихся 9-х классов средствами элективных курсов будет осуществляться эффективно, если:

• будут уточнены понятия «компетентность» и «компетенция» относительно к общему образованию, раскрыто понятие «допрофессиональная компетентность» учащихся;

• разработана модель формирования допрофессиональной компетентности учащихся 9-х классов в процессе освоения элективных курсов, на основании которой будет осуществляться обучение учащихся;

• выявлены и обоснованы педагогические условия формирования допрофессиональной

компетентности учащихся 9-х классов в процессе освоения элективных курсов;

• разработан и применяется комплекс элективных курсов, содержание которых формируется в единстве содержательной и процессуальной стороны процесса обучения, освоение их содержания организуется как квазипрофессиональная деятельность по решению задач.

Основываясь на психолого-педагогических исследованиях, мы рассматриваем допрофессиональную компетентность учащихся 9-х классов как личностное качество учащегося, которое обеспечивает способность и готовность к профессиональному самоопределению, рассматриваемое нами как результат образовательной деятельности учащихся, овладевающих профессиональным опытом, развивающих в себе способность к решению профессиональных задач. Данное качество, основанное на потребности, осведомленности, внутриличностном отношении к окружающему, обеспечивает способность и готовность к деятельности, обладающей познавательным и преобразовательным характером.

Допрофессиональная компетентность учащегося 9-го класса является «ступенькой» к профессиональной компетентности будущего специалиста и, следовательно, содержание этого понятия целесообразно определять с использованием понятия «готовность к профессиональной деятельности». Важными ее составляющими должны быть не только допрофессиональные знания и умения определенного содержания и уровня, но и определенные качества личности, означающие готовность к будущей профессиональной деятельности. Таким образом, понятие «допрофессиональная компетентность учащегося 9-го класса общеобразовательной школы» можно определить как модель социального заказа общества, обращенного к общему образованию.

Сформированность допрофессиональной компетентности, определяя выбор будущего профиля обучения и профессии, является результатом процесса профессионального самоопределения школьников.

Задача школы создавать условия для формирования у выпускников допрофессиональной компетентности, т.е. таких качеств личности, которые позволят решать многие проблемы и задачи повседневной жизни в различных ситуациях; они надпредметны и междисциплинарны.

Формирование допрофессиональной компетентности требует создания определенных учебных ситуаций, которые могут быть реализованы в специальных учебных средах, позволяющих преподавателю моделировать и осуществлять эффективный контроль за деятельностью обучаемого в модельной среде. Мы согласны с мнением М.В. Ретивых, который считает, что сформировать полноценный адекватный образ «Я», обучить учащихся научно обоснованному анализу профессиональной деятельности, основам профессионального самоопределения, методике самооценки, готовности к этому определению можно только в специально организованном, управляемом процессе с помощью подготовленных специалистов [10, с. 21]. Этому может способствовать использование элективных курсов предпрофильной подготовки, которые включают элементы самостоятельной деятельности ученика, позволяют формировать у учащихся 9-х классов опыт самостоятельного решения познавательных, квазипрофессиональных и других задач, составляющих содержание образования. Результатом деятельности учащихся на курсах по выбору выступает допрофессиональная компетентность - уровень образованности ученика основной школы, достаточный для профессионального самоопределения и продолжения обучения в профильных классах и определенной сфере профессионального образования.

Реализация в предпрофильных классах элективных профессионально ориентационных курсов преследует своей целью подготовку учащегося к ситуациям выбора направления дальнейшего образования. Они могут рассматриваться и как инструмент внутрипрофильной дифференциации, и как средство компенсации профильной однонаправленности; как курсы, способствующие расширению мировоззренческих представлений учащихся [16].

Ценность курсов такого вида заключается в возможности осуществления профессиональных проб учащимися, самостоятельного выбора профиля своего дальнейшего обучения, формирования готовности нести ответственность за сделанный выбор. При организации элективных курсов осуществляется целенаправленная, опережающая работа по развитию у школьников способности ответственного принятия решения, освоения им поля возможностей и ответственности. Данные курсы должны знакомить учащихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их решения в различных профессиональных сферах.

Элективные курсы могут выполнить еще одну важную функцию - явиться полигоном для

создания и экспериментальной проверки нового поколения учебных материалов.

По нашему мнению, внедрение предпрофильной подготовки, а именно элективных курсов, в образовательный процесс, с одной стороны, будет способствовать более эффективной подготовке воспитанников к сознательному выбору своей будущей профессиональной деятельности, формированию допрофессиональной компетентности учащихся, а с другой - будет являться условием быстрого профессионального переориентирования в динамичном постиндустриальном обществе.

Элективные курсы в 9-м классе являются пропедевтическими и содействуют в приобретении личностного опыта в выборе собственного содержания образования. Чаще всего элективные курсы решают следующие задачи [6, с. 10]:

■ реализация индивидуализации обучения, удовлетворение образовательных потребностей школьников;

■ создание условий для того, чтобы ученик утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности, или отказался от него;

■ помощь старшекласснику, совершившему первоначальный выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности, связанных с ней;

Элективные курсы должны обладать следующими характеристиками, систематизированными в работе П.В. Матюхиной [8, с. 75]: избыточность (возможность выбора); вариативность (разные профили); краткосрочность (возможность попробовать себя в разных направлениях); оригинальность содержания (не повторять базовые знания); не стандартизированность (творчество учителя); распредмеченность (знакомство со специфичными способами действия), т.е. ученик должен приобрести умения (компетенции), которые позволят ему быть успешным на следующей степени обучения; инициативность (учитель должен помнить, что его курс выбран инициативно, а значит, отрицательной оценки быть не должно), к тому же ученик может отказаться от выбранного курса, поняв, что это не его профиль, или вообще не выбирать курсы, если он уже выбрал профиль своей будущей профессиональной деятельности; накопительность (оценка достижений ученика в прохождении курсов: «зачет», отзыв, рецензия составят накопительную часть его «портфолио»).

Остановимся подробнее на организации системы элективных курсов, разработанных с целью формирования допрофессиональной компетентности учащихся.

Данные курсы носят межпредметный характер, направлены на знакомство учащихся с различными профессиями. Созданию курсов предшествовало исследование склонностей, интересов, профессиональной готовности учащихся, на основании результатов были выбраны предпочитаемые учащимися профессии химико-биологической направленности.

С учетом проведенных исследований нами разработаны и реализуются в МОУ «Гимназия» и МОУ «СОШ № 9» г. Новозыбкова Брянской области элективные курсы: «Стань учителем!», «Медицинский работник», «Профессия лесничий». Курс «Стань учителем!» рассчитан на 11 часов, «Медицинский работник» - 12 часов, «Профессия лесничий» - 11 часов.

При создании курсов учитывались фундаментальный, методологический, универсальный, прагматичный, деятельностно-ценностный и компетентностный подходы. Последовательность действий при использовании компетентностного подхода следующая: определение значимых для учащихся данного возраста проблем, выделение необходимых умений для их разрешения, определение компетентностей, требуемых для решения данного типа задач, отбор необходимого содержания, разработка методов обучения, а также системы оценивания.

При составлении программ элективных курсов учитывались критерии отбора содержания: целостного отражения в содержании образования задач всесторонне развитой личности, целостного отражения компонентов социального опыта, выделения главного и существенного в содержании образования, соответствия объема содержания имеющемуся времени на изучение данного курса.

Работа по формированию допрофессиональной компетентности учащихся 9-х классов

эффективна при соблюдении следующих принципов: учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения, интереса и склонностей учащихся, соответствия содержания возрасту обучаемых, максимального приближения к профессиональной деятельности, междисциплинарности, непрерывности и преемственности, самостоятельности, креативности, гуманистического отношения к личности ученика, обязательности рефлексии.

В процессе преподавания элективных курсов особое внимание уделяется повышению готовности учащихся к самообразованию. Этому способствует самостоятельное изучение основной и дополнительной учебной литературы, а также иных источников информации; обзорные и установочные лекции, лабораторные и практические работы, семинары; экскурсии на предприятия и в специализированные учреждения; решение учащимися квазипрофессиональных задач и др.

Технологии, используемые в системе курсов по выбору, ориентированы на то, чтобы ученик получил практику, которая поможет ему не только успешно осваивать программу старшей профильной школы, но и в профессиональном самоопределении.

Механизмом формирования допрофессиональной компетентности на элективных курсах является квазипрофессиональная деятельность в виде совокупности компонентов (когнитивного, операционно-деятельностного и эмоционально-ценностного), организуемая как процесс решения квазипрофессиональных задач. В процессе освоения курсов учащимся предлагаются для решения квазипрофессиональные задачи: в начале это задачи с алгоритмом действий, с инструкцией по оформлению результатов своей работы. Далее учащимся предлагаются задачи без алгоритма действий, но содержащие определенное количество дополнительной информации для ее решения. В завершении курсов учащимся даются для решения задачи, требующие применения творчества.

Решение квазипрофессиональных задач организуется в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий и понятий, разработанной П.Я. Гальпериным [2] и Н.Ф. Талызиной [13], а также с учетом феномена неоднородности результата познавательной деятельности, открытого Я. А. Пономаревым [9]. Формирование допрофессиональной компетентности учащихся включает несколько этапов: ориентировочный, процессуально -деятельностный, результативно-оценочный и рефлексивно-корректирующий.

В целом, мы реализуем следующую схему организации учебного процесса на элективном

курсе.

Рис. 1. Структура элективного курса

Наблюдения за работой учащихся, анализ выполненных заданий показывают, что квазипрофессиональная деятельность способствует развитию навыков использования имеющихся знаний из различных областей, формированию ответственного отношения к поставленной цели, способности самостоятельного выбора предпочитаемых способов деятельности, формированию допрофессиональной компетентности. При использовании квазипрофессиональных задач в течение длительного времени увеличивается скорость и качество их выполнения.

Результаты решения задач отражаются в дневнике каждого учащегося. Они необходимы для оценки сформированное™ допрофессиональной компетентности педагогом, а также для рефлексии деятельности учащимися.

Сформированность допрофессиональной компетентности оценивается по следующим критериям:

1. Мотивационно-ценносгный (наблюдение за работой учащихся: наличие познавательных мотивов, потребность применения различных видов компетенций, стремление заниматься решением квазипрофессиональных задач, адекватная оценка ситуации, проявление навыков общения при решении задач; оценивание письменных работ учащихся: нестереотипность мышления, активный поиск нестандартных решений).

2. Когнитивный (система представлений, знаний, полученных на уроках по различным предметам, необходимых для решения квазипрофессиональных задач).

3. Операционно-практический (оценивание письменных работ учащихся: самостоятельная постановка цели, решение самостоятельно поставленных задач, достижение поставленной цели, самостоятельность в использовании компетенций, рефлексия собственной деятельности; наблюдение за работой учащихся: умение контролировать свои действия, умение признавать ошибки). За основу взяты диагностические методики, использованные в исследованиях Э. В. Тановой [14, с. 115] иН. П. Гордеевой [3, с. 180].

Результаты оценивались по семибальной шкале. Полученные данные обрабатывались с помощью методов математической статистики.

С позиции возможности использования полученных результатов для оценивания влияния организуемой деятельности на развитие допрофессиональной компетентности учащихся наибольший интерес представляет динамика рефлексии учащимися собственной деятельности. Выдвигая это предположение, мы опирались на позицию С.Л. Рубенштейна, который считал, что рефлексия обеспечивает выход из полной поглощенности непосредственным процессам жизни для выработки соответствующего отношения к ней, вне нее, для суждения о ней [11, с. 112]. Рефлексия деятельности учащегося при решении квазипрофессиональных задач определяется нами как внутренняя психическая деятельность, направленная на осмысление своего индивидуального «Я», на осознание проблемных сторон самоопределения и поиск конструктивных способов преодоления возникающих противоречий. На основании этого мы предположили, что рефлексия квазипрофессиональной деятельности является одним из механизмов формирования допрофессиональной компетентности. Зависимость рефлексии от количества выполненных задач носит линейныххарактер (рис. 2).

2

Рис. 2. Динамика рефлексии учащимися собственной деятельности. Такая же динамика характерна для всех выбранных нами показателей формирования

ю «

X

«

а

о «

О

и

7 п 6

5

1

Количество решенных задач

4

3

2

1

0

0

допрофессиональной компетентности учащихся, что позволяет сделать следующие выводы:

1. Уровень готовности учащихся к выбору дальнейшего профиля обучения и сформированное™ допрофессиональной компетентности недостаточен у большинства учащихся, поэтому необходимо использовать элективные курсы в рамках предпрофильной подготовки, направленные на формирование допрофессиональной компетентности учащихся.

2. Процесс формирования допрофессиональной компетентности учащихся при освоении элективных успешно протекает при реализации разработанной системы обучения, включающей подсистемы: дидактический комплекс, состоящий из дидактических материалов для учащихся; технологии обучения, основанной на решении учащимися квазипрофессиональных задач; системы оценивания достижений учащихся.

Основной частью дидактического комплекса является методическое пособие «Межпредметные элективные курсы предпрофильной подготовки учащихся (9 класс)», в котором представлены программы курсов, направленных на формирование допрофессиональной компетентности учащихся, методические рекомендации к проведению занятий, а также квазипрофессиональные задачи, предлагаемые ученикам для решения.

К данным задачам мы предъявляем следующие требования:

- в задаче должен быть четко сформулирован вопрос (неизвестное);

- вся необходимая информация для решения задачи должна быть представлена учащемуся либо в условии задачи, либо в виде дополнительного материала;

- на начальном этапе обучения решению квазипрофессиональных задач в последних должен быть обязательно представлен алгоритм действий и форма записи решения задачи;

- решение задачи должно предполагать использование знаний из различных областей знаний;

- время на решение задачи не должно быть ограничено;

- возможность использовать различные пути и методы для решения задачи (творчество учащихся).

3. Квазипрофессиональная деятельность, осуществляемая на элективных курсах, способствует развитию навыков использования знаний из различных областей, компетенций, сформированных при изучении различных предметов для решения многих проблем, а значит, формированию допрофессиональной компетентности учащихся 9-х классов.

This article is devoted to the problems of a competent approach in education and organization of a pre-profile training, aimed at forming of the pre-professional competence of 9 grade students.

The variety of types of elective preparatory courses of a pre-profile training is also described here. The courses teach the students the basics of becoming a good specialist in the field of their choice. It is a good opportunity to experience their future profession. The article present samples and the results of professional tests, used in teaching of these elective courses.

The key words: competence, a competent approach in education, a pre-profile training, elective courses, pre-professional competence.

Список литературы

1. Бочков М.П. Технология естественно-научного профессионально-ориентированного адаптивного обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы: на примере курса химии.: дис... канд. пед. наук. Воронеж, 2004.

2. Гальперин П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий// Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1960.

3. Гордеева Н.А. Формирование компетентности учащегося в проектной деятельности: дис... канд. пед. наук. Оренбург, 2005.

4. Камышанова, Т.Г. Формирование допрофессиональной компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения: на примере дисциплины "Биология": авторф...канд. пед. наук. Елец, 2007.

5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Л. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

6. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. М., 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. 2004.

№5.

8. Матюхина П.В. Предпрофильная подготовка как средство социально-профессиональной адаптации детей-сирот в общеобразовательных школах-интернатах: дис..канд. пед. наук. Брянск, 2006.

9. Пономарев Я.А. Психология творения. М.: Московский психолого-социальный институт Воронеж: «МОДЕК», 1999.

10. Ретивых М.В. Подготовка школьников к профессиональному самоопределению. Брянск: Изд-во БГПУ, 1999.

11. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.

12. Технология профориентационной работы со школьниками: Книга для учителя./ Под ред. В.П. Шаповалова. Брянск: изд-во Брянского областного центра профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения, 2004.

13. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975.

14. Танова Э.В. Формирование компетентности в области защиты информации у школьников в процессе обучения информатике дис....канд. пед. наук. Челябинск, 2005.

15. Шишов С.Е, Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Пед. об-во России, 1999.

16. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. Учебно-методическое пособие / Науч. ред. С.Н. Чистякова. - М.: АПК и ПРО, 2003.

Об авторе

Голыго Н.В. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.