Научная статья на тему 'Предпрофильная и профильная подготовка как механизм реализации компетентностного подхода'

Предпрофильная и профильная подготовка как механизм реализации компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФИЛЬНАЯ / ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОБЩЕУЧЕБНАЯ / ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENTIONAL APPROACH / PROFILE / UNDER-PROFILE TRAINING / GENERAL EDUCATIVE / GENERAL CULTURAL / METHODOLOGY COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парамонова Татьяна Борисовна

Взаимосвязь и взаимовлияние компетентностного подхода и организации профильной и предпрофильной подготовки в средней школе представляют наиболее сложный механизм управления образовательным процессом и выявление особенностей реализации этого взаимодействия стало актуальной проблемой, которую решают учителя и менеджеры образовательной структуры в рамках экспериментальной деятельности на базе средней школы №1 поселка Суда Череповецкого района. Систему анализа деятельности школы по организации предпрофильной подготовки учащихся можно рассматривать именно из совокупности тех основных компетенций, которые определены как ключевые, т.к. именно эти критерии определяют сущность деятельности учителя в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парамонова Татьяна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interconnection and interinfluence of competitive approach and profile and under-profile training formation at secondary school represent the most complicated mechanism of education process managing, and reveal of mentioned above interaction realization details has become an topical problem being solved by teachers and managers of educational structure in the boundaries of Secondary School of Suda settlement (Cherepovets District).

Текст научной работы на тему «Предпрофильная и профильная подготовка как механизм реализации компетентностного подхода»

ПЕДАГОГИКА

УДК 377

Парамонова Татьяна Борисовна

кандидат педагогических наук, доцент Череповецкий государственный университет [email protected]

ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ И ПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Взаимосвязь и взаимовлияние компетентностного подхода и организации профильной и предпрофильной подготовки в средней школе представляют наиболее сложный механизм управления образовательным процессом и выявление особенностей реализации этого взаимодействия стало актуальной проблемой, которую решают учителя и менеджеры образовательной структуры в рамках экспериментальной деятельности на базе средней школы №1 поселка Суда Череповецкого района.

Систему анализа деятельности школы по организации предпрофильной подготовки учащихся можно рассматривать именно из совокупности тех основных компетенций, которые определены как ключевые, т.к. именно эти критерии определяют сущность деятельности учителя в школе.

Ключевые слова: компетентностный подход, профильная, предпрофильная подготовка, общеучебная, об-

щекультурная, методологическая компетентность.

Каждый педагог реализует в своей деятельности три компетенции: как преподаватель определенного предмета он формирует общеучебную компетентность средствами дидактики; как воспитатель и классный руководитель и член педагогического коллектива реализует общекультурную компетентность, при этом направленность такой компетентности может характеризоваться как разнонаправленная и многовекторная; результирующей может считаться общеметодологическая компетентность, которая дает возможность рассматривать субъектов педагогического процесса как относительно равноправных, что является основной задачей в организации профильной и предпро-фильной подготовки современных учащихся школы.

Работа по разработке и реализации системы предпрофильной и профильной подготовки старшеклассников нуждается прежде всего в особой форме организации. Распределение действий, которые следует предпринять для достижения поставленных целей между отдельными работниками и группами с одновременной фиксацией связей между ними составляет содержание организационной деятельности руководителей современной школы. Способом фиксации такого распределения служит организационная структура и организационные механизмы.

Организационная структура обеспечивает согласованность работы участников совместной

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

деятельности. Прежде чем разработать организационную структуру управления профильным обучением школы, нужно знать, какие функции выполняет структура и какие требования в связи с этим предъявляются к ее качеству.

Задачи организации как управленческой функции состоят в определении наиболее рациональных способов разделения труда (в данном случае работы по управлению системой профильного и предпрофильного обучения) между руководителями и исполнителями с его последующей координацией и интеграцией, а также осуществлением контроля качества выполняемой работ. Структура эффективна, если:

- между органами управления распределены все управленческие функции, нуждающиеся в исполнении;

- исключено дублирование в исполнении этих функций;

- нет перегрузок и неравномерности распределения управленческих функций между различными органами управления школой;

- достигнуто максимально возможное соответствие содержания управленческих функций квалификации исполнителей;

- обеспечивается согласование всех необходимых видов работ; при этом работа по согласованию деятельности не мешает выполнению основных производственных задач;

- работа всех органов и исполнителей находится под контролем;

© Парамонова Т.Б., 2010

- создана среда, в которой происходит эффективное для достижения целей введения профильного обучения развитие педагогических кадров.

Перечисленные критерии были взяты за основу в организации предпрофильной подготовки на базе средней школы N° 1 поселка Суда Череповецкого района.

Для подготовки современного выпускника необходимы образовательные учреждения, способные выполнять следующие функции:

- обеспечение самоопределения, самообразования, саморазвития личности ученика через создание благоприятных педагогических условий для ее творческой, личностно-ориентированной самореализации;

- развитие духовно-нравственной сферы личности ученика, способного самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, сознания, культурного уровня;

- социализация личности выпускника, обучение самоопределению в окружающем мире (природе и обществе), в пространстве изменений посредством овладения способами преобразования реальности, собственной деятельности, личностного развития через коммуникативную культуру, духовно-нравственные образцы, нормы поведения во всех сферах жизнедеятельности;

- обеспечение и охрана здоровья учащихся.

Перечисленные критерии соответствуют современным системным подходам к требованиям, предъявляемым рыночной средой к выпускнику школы и педагогам, обеспечивающим процесс обучения и воспитания. Таким образом, компе-тентностный подход наиболее точно отражает суть модернизационных процессов в сфере образования. Компетентностный подход - это системообразующий элемент формирования ключевых компетенций учащихся с позиции субъекта деятельности, требующий понимания выдвигаемой цели, умения использовать средства, адекватные складывающейся ситуации. Педагог должен быть нацелен на овладение технологиями развития компетенций учащихся, уметь осваивать необходимые для реализации компетентностного подхода знания и достигать значимых результатов в профессиональной деятельности. Успех реализации ком-петентностного подхода зависит от того, будут ли созданы условия, расширяющие круг заинтересованных и активных участников образовательного процесса: родителей, социальных партнеров, педагогов дополнительного образования.

По определению О.Е. Лебедева три основные компетенции должны определить суть деятельности педагога в целостном педагогическом процессе:

- общеучебная компетентность - высокая информированность учащихся об основных идеях, понятиях, концепциях в предметных областях знаний; сформированность общеучебных (дидактических) умений и навыков, интеллектуальных способностей в самостоятельном приобретении новых знаний, средств и способов познавательной деятельности и др.; примером реализации такого типа компетентности может быть разработка модели элективного курса по математике «Функции и графики» как обобщение личного педагогического опыта в форме разработки и апробации программы курса по выбору учителя

О.В. Тягиной. Сущность построения курса педагог определяет как реализацию потребности в создании ориентационной основы для осознанного выбора профиля обучения средствами факультативного курса, где каждый ученик любого уровня обученности может активно включаться в учебно-познавательный процесс. Новизна представленной модели элективного курса на основе выявленной сущности состоит в следующем:

- определено место элективного курса в числе компетенций учащегося основной школы;

- доказана роль элективного курса в формировании базовой культуры выпускника;

- разработана и апробирована модель элективного курса для учащихся основной школы, включая в себя 4 блока: целевой, содержательный, процессуальный, диагностический.

Результативность курса прослеживается в развитии математического мышления; углублении профессиональных интересов; осмыслении направлений дальнейшего продолжения образования. Трудоемкость процесса характеризуется большой интенсивностью труда учителя, в то же время не создает учебных перегрузок учеников, т.к. углубление происходит в зоне «ближайшего развития».

- общекультурная компетентность - готовность учащихся к гармоничному вхождению в культурное пространство человечества, к диалоговой форме общения с окружающими людьми; коммуникативная, эстетическая и этическая культура выпускника и др.; реализуется в таком направлении предпрофильной подготовки как проектная деятельность девятиклассников, представляющая собой творческую работу по реше-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

5

нию практической задачи, цель и содержание которой определяются учащимися и реализуются ими в процессе теоретической проработки и практического исполнения при консультации учителя.

Во время работы над проектом реализуются следующие цели: практическая, как получение модели желаемого конечного результата; и педагогическая, через раскрытие возможностей и способностей учащихся 9 класса в соответствии с их склонностями и интересами и выбором типа профессии, формирование готовности к выбору профессии. Для реализации проекта и достижения поставленных целей все участники распределяются по сферам деятельности «человек-человек», «человек-художественный образ», «человек-природа», «человек-техника», «человек-знаковая система» на основании диагностического исследования (профессиональные пробы), проводимого в течение 1 полугодия с учетом их собственного желания и мнения педагогов. Практическое исполнение проекта требует дополнительной предметной подготовки. Каждая группа представляет свои наработки, выходя на продукт подпроекта. После реализации проекта подводятся итоги и самоанализ деятельности как учениками, так и педагогами. Все материалы работы над проектом оформляются в портфолио проекта.

- общеметодологическая компетентность -целеполагание и умение самостоятельно критически мыслить, навыки анализа ситуаций и умение видеть возникающие проблемы, проектировать и планировать пути рационального их преодоления, самостоятельно управлять собственным развитием и собственной деятельностью по достижению поставленных целей, рефлексивно оценивать свое поведение и события в окружающем мире. В рамках данного критерия реализуется тезис, что «востребованный» в обществе человек - это творческий человек. Поэтому, учитывая условия изменяющегося общества, необходимо особое внимание уделять развитию творческих способностей школьника. Современные условия развития школьной системы иначе рассматривают задачи социализации. При внедрении в учебный процесс проектного обучения в 10 классе на уроках обслуживающего труда реализуется критерий креативности в учебной деятельности. На первом этапе проекта были определены характерные особенности данного возраста: способность к различным видам обучения; склонность к экспериментированию; повышен-

ная интеллектуальная активность; стремление к самообразованию; самостоятельность мышления. На основе психологических характеристик опора должна быть сделана на чувство новизны, способность преобразовать структуру объекта, направленность на творчество, критичность. Перед запуском проекта учащимся 10 класса предлагается тест «Уровень творческого потенциала». В результате определения творческого потенциала был подготовлен соответствующий банк примерных проектов. «Запуск проекта» обеспечивается добровольным и заинтересованным включением учащихся в проектную деятельность с помощью создания проблемных ситуаций, обсуждением практических задач, важных для детей, рассказом о привлекательной перспективе при участии их в решении социально важных задач.

Учащиеся 10 класса выбрали проект - заказ ДОУ «Лучик» на изготовление костюмов для театрального уголка. Работа над проектом была организована в три этапа: поисково-исследовательский, конструкторско-технологический, результирующий. В ходе реализации проекта учащиеся получили дополнительные навыки презентации результатов, полученных на различных этапах реализации проекта.

Результаты анкеты результативности участия в проекте позволяют говорить о том, что проектная деятельность является эффективным средством развития творческих способностей учащихся, т.к. в них преобладают ответы, соответствующие высокому уровню развития творческих способностей.

В реализации проекта использовались исследовательские методы «дизайн-анализ», «мозговой штурм», особое внимание уделялось анализу деятельности и оформлению проектной документации. В работе использовался специальный прием «звездочка обдумывания», суть которого заключается в постановке вопроса, который в свою очередь разбивается на подвопросы и определяет систему действий учащихся.

Продуктом проектной деятельности учащихся 10 класса стала коллекция костюмов для театрального уголка детского сада.

Проектная деятельность в рамках общепедагогической деятельности школьной системы имеет различные точки приложения. Особенным вариантом реализации проектной деятельности является воспитательный проект. Для систематизации имеющихся наработок в проведении куль-

6

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

турно-массовых мероприятий была выбрана современная и достаточно эффективная форма обобщения деятельности - проектная. Целью проекта было - раскрыть возможности и способности учащихся в соответствии с их склонностями и интересами. Так появилась форма реализации проекта - провести стилизованный бал при свечах. Бал проводится в школе один раз в год, ему предшествует длительная подготовка. Помощь в подготовке бала оказывает Дом культуры и музыкальная школа. Таким образом, осуществляются интеграционные связи школы с другими организациями, оказывающими влияние на успешную социализацию школьников.

Бал - одна из форм литературно-музыкальных вечеров, проводимых творческой группой преподавателей школы. Основная цель - способствовать формированию самых разнообразных качеств личности в её нравственном и эстетическом проявлениях. Цель проекта - привитие эстетического вкуса, расширение кругозора в области истории русской культуры.

Общение педагогов и учащихся в специально организованном воспитательном процессе

создает атмосферу домашнего тепла и душевного равновесия, формирует чувство защищенности и ответственности в их совместной деятельности. Все это является благоприятными условиями для формирования у учащихся компетенций, связанных с решением коммуникативных, социальных, бытовых, практических проблем в их жизни. Ориентируясь на проектноинновационную практику как эффективное средство в освоении и реализации практико-пре-образующих компетенций, в овладении субъект-субъектными способами работы, учителя обнаружили успешность компетентностного подхода в процессе воспитания.

Библиографический список

1. Артемова Л.К. Профильное обучение учащихся в системе общего среднего образования. -М.; Новокузнецк, 2002. - 117 с.

2. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. - М.: Наука, 2002.

3. Немова Н.В. Управление системой профильного обучения в школе // Директор школы. -2006. - №>3.

УДК 159.923

Кевля Фаина Ильинична

доктор педагогических наук, профессор Вологодский государственный педагогический университет

[email protected]

АВАНСИРОВАННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАК МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье предлагается один из путей конструктивного решения проблемы проектирования индивидуальной траектории (программы) развития личности воспитанника. Описывается пошаговая технология использования авансированной характеристики, которая представляет собой результат одновременного видения педагогом особенностей ребенка в настоящем и будущем времени.

Ключевые слова: педагогическая поддержка, программы саморазвития, развитие личности, метод авансированной характеристики.

Социально-экономические преобразования в современном обществе, закон РФ «Об образовании» обуславливают необходимость уважительного отношения к детям, их правам на образование, сохранение индивидуальности, реализацию творческого потенциала. В психолого-педагогической литературе все чаще используются выражения «индивидуальные трассы» (В.И. Слободчиков), «индивидуальный образовательный маршрут» (А.В. Хуторской), «Траектория развития личности ребенка

в перспективе его жизненного самоопределения» (Ф.И. Кевля).

В реализации личностно-ориентированного образования взгляды ученых сосредотачиваются на проблеме, как дойти до каждого ученика, возможно ли создать оптимальные условия для его восхождения по пути развития, воспитания, образования? Педагогическое мастерство, педагогические технологии направлены на поиски адекватных решений. Разрабатываемые нами концепция и технология опережающей педагогической

© Кевля Ф.И., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.