Вопросы общего образования
УДК 373.6 DOI: 10.14529^160105
ББК Ч420.053.6
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ И ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Т.С. Мамонтова, Е.В. Ермакова, И.Ф. Кашлач
Ишимский педагогический институт им. П. П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета, г. Ишим
Процесс формирования профессионального самоопределения учащегося средствами профессиональной работы на школьном этапе включает в себя три возрастные группы: начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование. Основная часть статьи посвящена вопросу профилизации обучения в старших классах, поскольку именно в 10-11 классах учащиеся определяются с выбором будущей профессии. Авторами приведены основные методы и формы организации предпрофильной и профильной подготовки старшеклассников в учебном процессе, выделены направления совершенствования их профессионального самоопределения. Анализируя причины выбора учащимися той или иной профессиональной области следующей ступени образования, авторы приходят к выводу: индивидуальная система ценностей регулирует мотивы, планы, а также цели (в том числе образовательные) личности. В статье охарактеризована роль школы (директора школы, классного руководителя, педагога-психолога, учителей-предметников, реализующих профильные элективные курсы и др.) в осуществлении психолого-педагогической поддержки выпускников на этапе профессионального самоопределения. Анализируется собственный опыт организации предпрофильной и профильной подготовки старшеклассников в общеобразовательных школах г. Ишима Тюменской области. Анализ полученных авторами статьи результатов говорит о том, что системная психолого-педагогическая поддержка подростка на этапе профессионального самоопределения позволит избежать тревоги и беспокойства, ошибочных действий и будущих разочарований.
Ключевые слова: предпрофильная и профильная подготовка, профориентационная работа, элективный курс, профильный курс, профессиональное самоопределение старшеклассника.
На современном этапе развития общества скорость изменения науки, техники и технологий создания или производства чего-либо во многом опережает динамику смены поколений специалистов в той или иной профессиональной области. Задача поддержания необходимого уровня готовности человека к выполнению профессиональных и социальных функций определяет переход к непрерывному образованию, т. е. «образованию через всю жизнь».
Однако осуществление непрерывного образования невозможно без дифференциации и индивидуализации обучения через построение индивидуальных образовательных программ (ИОП) для каждого обучаемого. Внедрение ИОП потребует разработки новых учебных планов и учебных программ для организации
образовательного процесса. Сегодня в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения этот процесс приобретает особое значение. Одним из эффективных способов учета индивидуальных особенностей учащихся является осуществление предпрофильного и профильного обучения в старших классах общеобразовательных школ.
Теоретической основой профильного обучения являются психолого-педагогические исследования в области дифференциации и индивидуализации обучения. К таковым относятся работы по проблемам мотивации деятельности обучаемых (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина и др.), дифференциации обучаемых на основе их индивидуально-психологических особенностей (Ю.К. Бабанский,
М.А. Мельников, Н.М. Шахмаев, И.С. Якиманская и др.), дифференциации обучаемых по характеру мотивации к учению (А.А. Бода-лев, А.Н. Леонтьев и др.), индивидуально-личностным характеристикам деятельности (К.М. Гуревич, С.Л. Рубинштейн и др.), возможностям восприятия обучаемыми учебного материала (З.А. Калмыкова, В.А. Крутецкий, Н.А. Менчинская и др.), познавательной активности обучаемых (М.Д. Виноградова, А.В. Мудрик, Г.И. Щукина и др.) и др.
Поскольку современный мир характеризуется стремительным ростом объема информации, постоянным расширением сфер человеческой деятельности и, как следствие, необходимостью совершенствования в какой-то одной узкоспециализированной области, профессиональное самоопределение человека должно начинаться еще на уровне общего школьного образования. Профильная дифференциация учащихся направлена на решение этой задачи.
Предпрофильная и профильная дифференциация образования. Предпрофильная и профильная дифференциация в организационном аспекте предполагает объединение учащихся в профильные группы, характеризующиеся наличием индивидуальных образовательных программ обучения. Процесс организации предпрофильной подготовки в школе начинается с начальной профессиональной ориентации учащихся, которая представляет собой определенную систему мер, направленную на оказание помощи в выборе будущей профессии.
Вообще понятие «профессиональное самоопределение» определяется исследователями неоднозначно. Так, педагог Л.П. Крившен-ко понимает под профессиональным определением состояние готовности выпускника к реальному и осознанному выбору профессии [10, с. 419]. Б.М. Бим-Бад в своем Педагогическом энциклопедическом словаре определяет профессиональное самоопределение как «процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей» [2, с. 224-225]. Многие исследователи (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов и др.) понимают под профессиональным самоопределением определенную форму личностного выбора, отражающую процесс поиска и овла-
дения профессией. В психолого-педагогических исследованиях (С.Л. Рубинштейн, Т.В. Кудрявцев и др.) данное понятие вообще неотделимо от понятия «самоопределение личности» как такового.
Естественно будет отделить от общего понятия «профессиональное самоопределение» частное подпонятие «профессиональное самоопределение учащегося». С нашей точки зрения, под профессиональным самоопределением учащегося следует понимать процесс формирования его личного отношения к той или иной профессиональной деятельности, проявляющийся во внутренней самореализации личности ученика с учетом социально-профессиональных и личностных потребностей.
Процесс формирования профессионального самоопределения учащегося средствами профессиональной работы на школьном этапе включает в себя следующие возрастные группы:
1-4 классы - формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни современного человека через участие в различных видах деятельности;
5-7 классы - развитие интереса и способностей, связанных с выбором будущей профессии;
8-9 классы - формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу собственных способностей, интересов и склонностей;
10-11 классы - формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся через углубленное изучение соответствующих школьных предметов.
Охарактеризуем каждую из групп подробнее.
1. Период обучения в 1-4 классах общеобразовательной школы.
Школьные образовательные программы включают в себя в обязательном порядке предмет «Технология» из образовательной области «Технология». Изучение предмета «Технология» обеспечивает реализацию, в том числе цели ознакомления обучающихся с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению [12].
2. Период обучения в 5-7 классах общеобразовательной школы.
Учащиеся среднего звена изучают ряд предметов из образовательных областей «Обществознание» и «Технология», содержание которых в некоторой степени направлено на профориентацию учащихся.
«Обществознание» изучает такие вопросы, как «Труд. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Государственная политика в области занятости. Профсоюзы».
«Экономика» - «Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения».
«Технология» - «Ознакомление с профессиями в различных областях человеческой деятельности», нацелена на достижение целей воспитания трудолюбия, целеустремленности, творчества, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда [12].
3. Период обучения в 8-9 классах общеобразовательной школы.
На данном этапе роль профориентацион-ной работы с учащимися и их родителями резко возрастает. На первое место выходят специально организованные внеклассные мероприятия профориентационного характера. Тематика классных часов может быть разнообразна: «Профессии моего региона», «Где работают мои родители», «Преемственность поколений», «Встреча с интересным человеком» и др.
Алгоритм организации профориентаци-онной работы в 8-9 классах включает в себя следующие шаги: 1) организация элементов профориентационной работы, включенной в учебный процесс; 2) организация профориен-тационной работы совместно с родителями, педагогами, работодателями; 3) ознакомление с деятельностью предприятий, учреждений и организаций социальной сферы; 4) организация практик (социальных, социально-профессиональных или производственных, в том числе летних на предприятиях города); 5) организация допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся.
К концу обучения в 9 классе в общеобразовательных школах, реализующих предпро-фильную и профильную подготовку, каждый
учащийся проходит психологическую диагностику с целью определения сферы его будущей профессиональной деятельности. Для этого применяются тесты профориентации [4, 13].
Ребята начинают посещать пробные элективные курсы, чтобы утвердиться (или отказаться) от сделанного ими выбора направления дальнейшего профильного обучения, связанного с соответствующими видами профессиональной деятельности.
Имеются два подвида пробных элективных курсов:
- предметно-ориентированные пробы, дающие возможность апробировать разное предметное содержание с целью самоопределения; проверяющие готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне; создающие условия для подготовки к экзаменам по выбору (по наиболее вероятным предметам будущего профиля);
- профессиональные пробы, дающие возможность поучаствовать в различных видах профессиональной деятельности, заложенных в содержании соответствующих профилей обучения. Например, в естественных науках это курсы, связанные с практическим экспериментированием; в гуманитарных областях -работа с архивными документами, оригинальными текстами; в лингвистике - с аспектным переводом и пр. Профессиональные пробы могут проводиться на базе школ или предприятий (организаций, учреждений) - социальных партнеров школы [14].
Элективные курсы могут иметь различный объем: от 12-20 до 68-70 часов, т. е. могут иметь продолжительность от одной четверти до двух лет.
4. Период обучения в 10-11 классах общеобразовательной школы.
К началу обучения в 10 классе учащийся должен определиться с выбором будущей профессии и продолжить обучение по одному из предложенных школой профилей (на основе проведенных диагностик самоопределения).
Укажем основные формы организации предпрофильной и профильной подготовки старшеклассников в учебном процессе:
- профориентационные классные часы;
- внеклассные мероприятия профориен-тационной направленности [11];
- экскурсии на предприятия (организации, учреждения) города, области;
- предпрофильные и профильные элективные курсы [11];
- построение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов обучения.
К основным методам организации пред-профильной и профильной подготовки учащихся мы относим:
- решение задач межпредметного содержания, прикладных или профессионально ориентированных задач [1, 5, 8];
- использование краеведческого материала [7];
- организация встреч с людьми различных профессий;
- сбор «портфолио» ученика.
Помощь старшеклассникам в выборе профиля обучения подразумевает:
1) осознание ими своих индивидуальных особенностей, формирование внутренней личностной позиции, установок по отношению к себе и окружению (субъектно-позиционный компонент);
2) прояснение планов, целей, ценностей, ведущих мотивов и потребностей ученика (ценностно-мотивационный компонент);
3) оценку уровня знаний, умений и навыков, имеющихся в распоряжении старшеклассника (когнитивно-операциональный компонент).
Полноценная реализация данной трех-компонентной модели позволяет говорить о качественном выборе профессионального направления.
Психолого-педагогическая поддержка старшеклассника на этапе профессионального самоопределения. Психолого-педагогическая поддержка необходима на каждом этапе самоопределения старшеклассника. Сознательно подходя к пониманию основных позиций самоопределения, старшеклассник формирует личностную внутреннюю позицию по отношению к выбору профессии. В дальнейшем внутренняя позиция находит свое объективное выражение в профессиональном становлении личности. На первой стадии профессиональная внутренняя позиция имеет вид положительного отношения, интереса, любопытства, желания овладеть выбранной профессией. Следующая стадия характеризуется появлением осознания своих способностей и возможностей относительно выбранного вида деятельности. И лишь на третьей стадии формируется адекватное сознательное
представление о себе в профессии. В этот момент у обучающегося формируется прочная мотивация к самосовершенствованию в рамках того или иного предмета [9].
Следует отметить, что прохождение стадий формирования внутренней позиции характеризуется индивидуальными особенностями учащихся. Устойчивая внутренняя позиция личности позволяет сделать выбор профессии осознанно.
По мнению И.В. Дубровиной, при работе со старшеклассниками необходимо больше внимания уделить «проблемам осознания ими своего призвания, обретения способности видеть смысл жизни, временным перспективам и эмоциональным привязанностям, профессиональному выбору» [6, с. 10].
Уровень самооценки школьника соотносится с уровнем способностей и местом в классе по успеваемости в соответствующих дисциплинах. Оказалось, что чаще всего школьники оценивают себя именно по тому, какие отметки им удается получать в процессе обучения. Исследование подтверждает взаимосвязь самооценки и школьной успеваемости старшеклассников. Результаты проведенной нами работы позволяют утверждать, что процесс и результат профессионального самоопределения зависят от уровня успеваемости учащегося в школе.
Момент выбора профессии приходится на 15-17 лет, когда структура самооценки претерпевает глубокие изменения. К концу подросткового возраста повышаются адекватность и самостоятельность самооценки, изменяется ее эталон. Самооценка обретает устойчивость и становится одним из факторов развития личности.
Изучение самооценки в деятельности свидетельствует о том, что эта характеристика является одним из важнейших механизмов эффективного осуществления процесса саморегуляции деятельности. Неадекватность самооценки может стать одной из причин неполной реализации способностей в деятельности, так как часто обусловливает расхождение способностей и склонностей.
Самосознание перестраивает весь внутренний мир подростка, что проявляется в его интересах, мотивах, поступках, ценностях. Динамика становления самосознания представлена через появление рефлексии, содержательного наполнения самосознания (инте-
ресы, ценностные ориентации), результатов его функционирования (образ «Я», самооценка, самоопределение).
Поиск себя, своего места и предназначения в мире, смысла собственной жизни подростки не в силах осмыслить конструктивно, именно поэтому задача педагога - оказать помощь в осознании как самого процесса поиска, так и того, что они ищут, но не подменять собственный поиск ребят готовыми ответами. Кроме того, подростки испытывают трудность в совмещении ближних и дальних перспектив при планировании своего будущего, выполнении самоанализа, рефлексии. Подростку необходимо овладеть навыками саморегуляции поведения и деятельности, научиться управлять своей активностью для решения жизненно важных задач.
Особый интерес с этих позиций представляет система уровней или ступеней смысловой сферы личности Б.С. Братусь и П.И. Сидорова: 0 уровень - прагматические ситуационные смыслы, определяемые логикой задачи достижения цели в настоящих условиях; 1 уровень - исходным моментом является индивидуальная польза, честолюбие, выгода, удобство; 2 уровень - определяющим смысловым моментом является близкое отношение человека и группы, с которой он либо идентифицируется, либо ставит ее выше себя в своих устремлениях и интересах; 3 уровень -в основе лежат потребности коллектива; 4 уровень - нужды других людей определяют смысловые отношения субъекта к действительности [3].
Нам представляется, что данная схема согласуется с особенностями профессионального самоопределения. Об уровне развития личности и ее ответственности перед собой и окружающими можно судить по тому, какими мотивами она руководствовалась при выборе поля профессиональной деятельности. Был ли это прагматический, эгоцентрический выбор или человек выбрал будущую специальность под влиянием социального окружения (семьи, друзей и т. д.)? Современные выпускники школ крайне редко выбирают будущую профессиональную область в соответствии с идеалами общества или общечеловеческими потребностями.
Проводя опрос выпускников школ г. Иши-ма Тюменской области на предмет причины выбора той или иной профессиональной области следующей ступени образования, были
получены интересные результаты: 21 % опрошенных причиной выбора будущей профессии считают степень ее престижности; 32 % - высокую заработную плату; 18 % -рекомендацию родителей; 22 % - особые способности выпускника в выбранной профессиональной области; и лишь 7 % - значимость будущей профессии для развития общества.
Ценностные ориентации - это элементы структуры личности, которые характеризуют содержательную сторону ее направленности. Содержание ценностных ориентаций изменчиво и подвижно, особенно в последнее время. Индивидуальная система ценностей регулирует мотивы, планы и цели личности. Процесс самоопределения (как личностного, так и профессионального) подразумевает ориентированность личности на будущее. Важно, чтобы будущее в глазах самоопределяющейся личности выглядело ясным, организованным и спланированным.
Сегодня подростки уже в 8-9 классе осуществляют предварительный выбор будущего профиля обучения. Эта задача требует сформированного чувства временной перспективы. Подростки зачастую не способны заглянуть настолько далеко в будущее, они поглощены сегодняшними отношениями. Нередко задачу планирования за них решают родители. В итоге подросток получает уже готовый план своего будущего обучения и профессиональной деятельности. Следствием сложившейся ситуации являются потеря учебной мотивации, пассивность, снижение интереса к собственной личности и размытость самосознания. В данном случае психолого-педагогическая поддержка будет реализовываться через систему профориентации.
Охарактеризуем еще один немаловажный аспект, о котором мы упоминали ранее, влияющий на выбор старшеклассником будущей профессии - интеллектуальная состоятельность. Значение учебной успешности в профессиональном самоопределении старшеклассников неоспоримо. Часто успеваемость школьника по определенным предметам является направляющим фактором при выборе учебного заведения и специальности. В обратном случае неуспеваемость по отдельным предметам закрывает для будущего студента многие двери.
Изучая соотношение общих способностей и успешного обучения у старшеклассников школ г. Ишима Тюменской области, мы при-
шли к выводу, что успеваемость находится в зависимости не столько от способностей, сколько от прочих внешних и внутренних предпосылок. Данные выводы подтверждаются известным фактом, что подростки при обсуждении своей будущей профессии ориентируются на положительные отметки по школьным предметам. В то время как у старшеклассников наблюдается обратный процесс: в последних классах школы они, выбрав профессиональное направление, стремятся к успешности при изучении значимых школьных дисциплин.
Безусловно, выбор профиля обучения по окончании основной школы требует консультативной помощи со стороны специалистов: психологов, классных руководителей, учителей-предметников.
Основными направлениями психолого-педагогической поддержки выпускников школ г. Ишима при выборе профиля обучения являются:
• создание условий, способствующих формированию у школьников реального представления о своей личности, о своих жизненных ценностях, о своих способностях и возможностях;
• развитие саморегуляции у подростков, понимания и контроля над своими чувствами, состояниями и действиями;
• обучение школьников приемам самоанализа в решении проблемных ситуаций, связанных с будущей профессиональной деятельностью;
• интеграция образовательного процесса с практикой профессионального самоопределения старшеклассников;
• организация индивидуальных маршрутов профильной подготовки обучающихся с учетом их профессионального самоопределения;
• взаимодействие профильной школы со средними и высшими учебными заведениями, реализующими программы профессионального образования.
Вообще, психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников представляет собой комплекс совместных действий сотрудников образовательного учреждения и может осуществляться ими на разных уровнях организации образовательного процесса. Директор школы, в которой организуется профильная подготовка старшеклассников, осуществляет руко-
водство в соответствии с выбранной стратегией и планом перехода к профильному обучению. Школьники имеют возможность взаимодействия с вузами, предприятиями и организациями (потенциальными работодателями) благодаря работе администрации школы. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе проводит ученические и родительские собрания по проблемам профилизации обучения, организует повышение квалификации преподавательского состава, осуществляя, таким образом, психолого-педагогическую поддержку выбора профиля обучения школьниками.
Основную роль в оказании помощи ученику на этапе предпрофильной подготовки оказывает, несомненно, классный руководитель. Его роль трудно переоценить: он информирует ученика и его родителей о возможных вариантах трудоустройства в будущем, организует наполняемость ученических портфолио, организует встречи с представителями трудовых организаций, производственные экскурсии, тематические классные часы и т. п.
Всю профориентационную работу классного руководителя можно представить в виде схемы (см. рисунок).
Безусловна роль учителей-предметников, совершенствующих методику обучения по базовым и профильным элективным курсам, ежедневно взаимодействуя с учащимися, формируя их отношение к предмету и сопряженным с ним специальностям.
Первостепенное значение в выборе профиля десятиклассниками имеет деятельность педагога-психолога. Педагог-психолог является организатором поддержки школьников в процессе профилизации, координируя и направляя воздействие остальных служб. Психолог участвует в реализации психолого-педагогической экспертизы программ профильных элективных курсов, творческих проектов и производственных практик, разрабатываемых учителями. Он проводит психодиагностику способностей, индивидуальных особенностей личности, ее направленности; изучает профессиональные интересы учащихся. В обязанности педагога-психолога входит консультирование учащихся, родителей, педагогов по вопросам выбора профиля обучения и предпрофессиональной подготовки. Важным направлением деятельности психолога является также организация встреч уча-
щихся с профконсультантами - специалистами центров занятости населения, кадровых агентств, сотрудниками различных предприятий и организаций. Кроме того, специалист-психолог организует и проводит с учащимися разных возрастов тренинги развития общих способностей, личностного роста, а с девятиклассниками - тренинги профессионального самоопределения.
Сегодня частью обязательного психолого-педагогического сопровождения учеников является накопление ими индивидуальных портфолио. Основным назначением портфо-лио, безусловно, является демонстрация личных достижений ученика и прогресс, достигнутый им в процессе обучения за определенный период времени. С момента перехода в класс среднего звена ученики старательно подбирают наиболее значимые учебные работы и к концу 9 класса формируют собственное портфолио. Число желающих продолжить образование в старших классах зачастую боль-
ше, чем позволяют реальные возможности приема в эти классы. Возникает ситуация конкурсного приема. Наличие портфолио позволяет оценить различные достижения учащихся по исполнению творческих проектов, написанию рефератов и проектно-исследо-вательских работ.
С психологической точки зрения формирование портфолио в процессе предпрофиль-ной подготовки не только позволяет судить об интересах и склонностях подростка, является показателем ориентированности ученика на выбранное направление, но и, что немаловажно, является предметом для глубокого самоанализа, самооценки, понимания своего внутреннего мира, способствуя, таким образом, осознанному выбору дальнейшего жизненного и профессионального пути. Отметим, что портфолио может составляться не только по какому-либо школьному предмету, но и по элективному профильному курсу, выбранному учеником.
Профориентационная работа классного руководителя
Выводы. Обобщая сказанное, выделим основные направления совершенствования профессионального самоопределения школьников:
- учет необходимости начальной профессиональной ориентации учащихся (предпрофильная подготовка), начиная с 1 класса обучения в школе;
- системный подход в организации профессионального самоопределения обучающегося (учет возрастных особенностей, уровня самооценки, осознанности мотивов выбора, ценностных ориентаций и пр.);
- совершенствование содержания и методики проведения пробных элективных профильных курсов (предметно-ориентированные и профессиональные пробы);
- комплексный подход к осуществлению психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников (консолидация сил, целенаправленность, системность, взаимодействие школы с предприятиями, организациями, учреждениями СПО и ВПО).
Таким образом, система социально -психологических и психолого-педагогических способов поддержки школьников при выборе профиля обучения имеет существенное значение в развитии личности ученика. Совместно организованные действия сотрудников школы, родителей и учеников будут способствовать наиболее полной самореализации специалиста-профессионала в будущем. Психолого-педагогическая поддержка, представляющая собой превентивную и оперативную помощь в развитии и саморазвитии подростка, позволит избежать тревоги и беспокойства, ошибочных действий и будущих разочарований. Помощь и поддержка учащихся при выборе профиля обучения должна быть системной, организованной, профессиональной и качественной.
Литература
1. Бердюгина, О.Н. Изучение предметов естественнонаучного цикла с использованием исторического подхода / О.Н. Бердюгина, Е.В. Ермакова // The First International Conference on Eurasian scientific development. -Vienna, Austria, 2014. - С. 106-111.
2. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. - М. : Большая рос. энцикл., 2002. - С. 224-225.
3. Братусь, Б. С. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма / Б. С. Бра-
тусь, П.И. Сидоров. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 144 с.
4. Вершинин, С.И. Основы профориенто-логии: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология» / С.И. Вершинин, М.С. Савина [и др.]. - М.: Академия, 2009. - 176 с.
5. Данишкина, С.И. Реализация межпредметных связей физики и физической культуры / С.И. Данишкина, Е.В. Ермакова // Концепт. - 2014. - № 09. - ART 14232. - http:// e-koncept.ru/2014/14232.htm (дата обращения: 24.12.2015).
6. Дубровина, И.В. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / И.В. Дубровина. - М.: Издат. центр «Академия», 1998. -128 с.
7. Ермакова, Е.В. Использование краеведческого материала как способ формирования интереса учащихся на занятиях по физике / Е. В. Ермакова // Концепт. Современные научные исследования. - 2015. - ART 85924. -http://e-koncept.ru/2015/85924.htm (дата обращения: 24.12.2015).
8. Ермакова, Е.В. Практико-ориентиро-ванные задачи в процессе обучения / Е.В. Ермакова // Проблемы и перспективы математического и физического образования в России: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2012. - С. 63-68.
9. Кашлач, И.Ф. Роль мотивации и средства ее повышения при обучении математике / И. Ф. Кашлач, Е.Н. Южакова // Вестник Ишимского пед. ин-та им. П.П. Ершова. -Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2013. -С. 77-81.
10. Крившенко, Л.П. Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева [и др.] / под ред. Л.П. Крившенко. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 432 с.
11. Мамонтова, Т.С. Интеграция основного и дополнительного образования в рамках профильной старшей школы: моногр. / Т.С. Мамонтова. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2013. - 180 с.
12. Образовательная программа Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 31 г. Ишима». - Ишим, 2012. - 253 с.
13. Павлова, Т.Л. Профориентация стар-
шеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости / Т.Л. Павлова. - М. : Сфера, 2006. - 128 с.
14. Письмо Минобрнауки РФ от 04.03.2010
№ 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов». - http://www. bestpravo.ru/rossijskoje/do-postanovlenija/z7v. htm (дата обращения: 07.12.2015 г.).
Мамонтова Татьяна Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физико-математических дисциплин и профессионально-технологического образования, Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета, г. Ишим, [email protected].
Ермакова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета математики, информатики и естественных наук, Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета, г. Ишим, [email protected].
Кашлач Ирина Федоровна, кандидат педагогических наук, доцент, Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета, г. Ишим, [email protected].
Поступила в редакцию 10 декабря 2015 г.
DOI: 10.14529/ped160105
ORGANIZATION OF PRE-PROFILE AND PROFILE TRAINING OF HIGH-SCHOOL STUDENTS
T.S. Mamontova, [email protected], E.V. Ermakova, [email protected], I.F. Kashlach, [email protected]
Ishim Pedagogical Institute named after P.P. Yershov, the branch of the Tyumen State University, Ishim, Tyumen region, Russian Federation
The process of formation of professional identity of the students by means of professional work at school includes three age groups: primary education, basic school education and secondary education. The paper describes the profile education at high school, in particular, for the 10th-11th grades, when students choose their future profession.
The authors present the methods and forms of organization of preprofile and profile training of high school students. The areas of improvement of their professional self-determination are highlighted. Analyzing the reasons students choose an occupational area for the future, the authors come to the conclusion, that the individual system of values defines the motives, plans and objectives (including the aims of education) of the individual.
The article gives a detailed description of the role of school (headmaster, class teacher, educational psychologist, subject teachers, implementing specialized elective courses, etc.) in the implementation of psycho-pedagogical support of graduates at the stage of professional self-determination. The authors analyze their own experience of the organization of pre-profile and profile training of high school students at the secondary schools of the city of Ishim situated in Tyumen region. The results show that the system of psychological and pedagogical support of adolescents at a stage of professional self-determination decreases worry and anxiety, the number of wrong choices and disappointments in the future.
Keywords: pre-profile and profile training, vocational guidance work, elective course, profile course, professional self-determination of high school students.
References
1. Berdyugina O.N., Ermakova E.V. [Studying Science Subjects Using a Historical Approach], The First International Conference on Eurasian Scientific Development, 2014, pp. 106-111. (in Russ.)
2. Bim-Bad B.M. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Pedagogical Encyclopedic Word]. Moscow, Bol'shaya Rossiyskaya Entsiklopediya Publ., 2002. 528 p.
3. Bratus' B.S., Sidorov P.I. Psikhologiya, klinika i profilaktika rannego alkogolizma [Psychology, Clinic and Prevention of Early Alcoholism]. Moscow, Moskovskiy Universitet Publ., 1984. 144 p.
4. Vershinin S.I., Savina M.S. Osnovy proforientologii [Foundations of Professional Orientology]. Moscow, Akademiya Publ., 2009. 176 p.
5. Danilkina S.I., Ermakova E.V. [Realization of Intersubject Links of Physics and Physical Culture]. Concept, 2014, no. 9. (in Russ.)
6. Dubrovina I.V. Rukovodstvo prakticheskogo psikhologa: Psikhologicheskie programmy razvitiya lichnosti v podrostkovom i starshem shkol'nom vozraste [Handbook of a Practical Psychologist: the Psychological Program of Development of Personality in Adolescence and Senior School Age]. Moscow, Akademiya Publ., 1998. 128 p.
7. Ermakova E.V. Ispol'zovanie kraevedcheskogo materiala kak sposob formirovaniya interesa uchashchikhsya na zanyatiyakh po fizike [Use of Local History Material as a Way of Creating Interest of Students in Physics Lessons]. Available at: http://e-koncept.ru/2015/85924.htm (accessed 24.12.2015).
8. Ermakova E.V. [Practice-Oriented Tasks in the Process of Learning. Problems and Prospects of Mathematical and Physical Education in Russia]. Problemy i perspektivy matematicheskogo i fizi-cheskogo obrazovaniya v Rossii: sbornik materialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Problems and Prospects of Mathematical and Physical Education in Russia: Collection of Materials of All-Russian Scientific-Practical Conference]. Ishim, 2012, pp. 63-68. (in Russ.)
9. Kashlach I.F., Yuzhakova E.N. [The Role of Motivation and Means of its Increase in Teaching Mathematics]. Bulletin of the Ishim Pedagogical Institute Named after P.P. Ershov, 2013, pp. 77-81. (in Russ.)
10. Krivchenko L.P., Vayndorf-Sysoeva M.E. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, TK Velbi Publ., Prospekt Publ., 2005. 432 p.
11. Mamontova T.S. Integratsiya osnovnogo i dopolnitel'nogo obrazovaniya v ramkakh profil'noy starshey shkoly [Integration of Basic and Additional Education in the Specialized High School]. Ishim, 2013. 180 p.
12. Obrazovatel'naya programma Munitsipal'nogo avtonomnogo obshcheobrazovatel'nogo uch-rezhdeniya "Srednyaya obshcheobrazovatel'naya shkola № 31 g. Ishima" [Educational Program of the Municipal Autonomous Educational Institution "Secondary School no. 31 of the City of Ishim"]. Ishim, 2012. 253 p.
13. Pavlova T.L. Proforientatsiya starsheklassnikov: Diagnostika i razvitie professional'noy zrelosti [Career Guidance for High School Students: Diagnosis and Development of Professional Maturity]. Moscow, Sphere Publ., 2006. 128 p.
14. Pis'mo Minobrnauki RF ot 04.03.2010 № 03-413 "O metodicheskikh rekomendatsiyakh po rea-lizatsii elektivnykh kursov" [Letter from Ministry of Education and Science of the Russian Federation Dated 04.03.2010 no 03-413 "About the Methodical Recommendations for the Implementation of Elective Courses"]. Available at: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/do-postanovlenija/z7v.htm (accessed 07.12.2015).
Received 10 December 2015
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Мамонтова, Т. С. Организация предпрофильной и профильной подготовки старшеклассников / Т.С. Мамонтова, Е.В. Ермакова, И.Ф. Кашлач // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». -2016. - Т. 8, № 1. - С. 34-43. БО!: 10.14529^160105
Mamontova T.S., Ermakova E.V., Kashlach I.F. Organization of Pre-Profile and Profile Training of High-School Students. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educa-tional Sciences. 2016, vol. 8, no. 1, pp. 34-43. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped160105