Gordienko Irina Vladimirovna PROFESSIONAL ORIENTATION .
pedagogical sciences
УДК 371.133.047
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФИЛЬНОЙ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВЫБОРУ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
© 2017
Гордиенко Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессиональное обучение и социально-педагогические дисциплины» Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я. Горина (308513, Россия, Белгород, улица Студенческая, 1, e-mail:[email protected])
Аннотация. Педагогическая профессия является одним из примеров деятельности профессиональных групп, в которых осуществляется сложная система социальных взаимодействий (педагог-учащиеся, педагог-педагоги, педагог-родители учащихся, педагог-администрация). Вхождение в такую деятельность означает вхождение в это профессиональное сообщество и освоение всей суммы «культурных средств», включая нормы, правила ценности, опосредующие педагогическую деятельность и коммуникацию в ней. Процесс подготовки будущего педагога должен рассматриваться как последовательное вхождение в такое сообщество. Задача образовательной организации состоит в оказании информационной, научно-методической, психолого-педагогической поддержки обучающимся 9-11 классов в выборе педагогического профиля обучения, определении пути дальнейшего образования и профессионального роста, личностного самопознания и саморазвития. Автором статьи представлен региональный опыт организации классов педагогической профилизации, рассмотрены проблемы и трудности профессиональной ориентации школьников на педагогические профессии. На примере опыта Белгородской области показана деятельность педагогических классов. Обоснованы актуальные формы и методы работы с обучающимися по формированию мотивации к педагогическому труду, выявлены сложности удержания выпускников СПО и ВО в педагогической профессии. В статье указывается значимость организационно-методического сопровождения профильной подготовки обучающихся, которую должны осуществлять специалисты, компетентные не только в общепедагогических, но и в информационных, психологических и организационных проблемах обучения. Подчеркнута мысль, что правильный выбор профессии молодым человеком и последующее формирование его как профессионала, включает не только определение будущей профессиональной траектории, но и соотнесения себя с требованиями профессии, в данном случае педагогической, влияющей на формирование личности как субъекта труда и профессионала. Задача педагогов, как указывает автор, на стадии профильной и предпрофильной подготовки обеспечить сопровождение процесса профессионального самоопределения учащихся, как важное звено психического развития, откорректировать отношения к профессиональным и жизненным ситуациям, помочь осуществить первые пробы себя в профессии. Задача образовательной организации создать организационно-педагогические условия, чтобы выбор профессии учителя не был стихийным, зависящим от случайных факторов, а соотносился с личными потребностями и интересами школьников, потребностями общества, региона.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, профильная и предпрофильная подготовка, классы педагогической профилизации, мотивация к выбору профессии, профессиональное самоопределение, педагогическая поддержка и сопровождение обучающихся.
PROFESSIONAL ORIENTATION AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE PROFILE AND PRE-PROFILE TRAINING OF THE PEDAGOGICAL PROFESSIONS LEARNING TO THE ELECTION OF THE PEDAGOGICAL PROFESSION: REGIONAL ASPECT
© 2017
Gordienko Irina Vladimirovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of «Professional education and Socio-Pedagogical Disciplines» (308513, Russia, Belgorod, street Studencheskaya, 1, e-mail: [email protected])
Abstract. The pedagogical profession is one of the examples of the activities of professional groups in which a complex system of social interactions is carried out (teacher-students, teacher-teachers, teacher-parents of students, teacher-administration). Entering such activity means entering this professional community and mastering the whole amount of «cultural means», including norms, rules of value, mediating pedagogical activity and communication in it.The process of preparing the future teacher should be a consistent entry into such a community. The task of the educational organization is to provide information, scientific, methodological, psychological and pedagogical support to students of grades 9-11 in the choice of the pedagogical profile of education, determining the path of further education and professional growth, personal self-knowledge and self-development. The author of the article presents the regional experience of organization of classes of pedagogical profiling, problems and difficulties of vocational guidance of schoolchildren for pedagogical professions are considered. The example of the experience of the Belgorod region shows the activities of the pedagogical classes. The actual forms and methods of working with students to form motivation for pedagogical work have been substantiated, the difficulties of retaining graduates of vocational and vocational education in the pedagogical profession have been revealed. The article indicates the importance of organizational and methodological support for the profile training of trainees, which should be implemented by specialists competent not only in general pedagogical, but also in information, psychological and organizational problems of education. It is emphasized that the right choice of the profession by a young man and the subsequent formation of it as a professional includes not only the definition of the future professional trajectory, but also the correlation of oneself with the requirements of the profession, in this case pedagogical, that affects the formation of the individual as a subject of work and professional.The task of teachers, as the author points out, at the stage of profile and pre-profile training is to provide support for the process of professional self-determination of students as an important link in mental development, adjust attitudes to professional and life situations, and help to carry out their first attempts in the profession. The task of the educational organization is to create organizational and pedagogical conditions so that the choice of the teacher's profession was not spontaneous, depending on random factors, but correlated with the personal needs and interests of schoolchildren, the needs of society, the region.
Keywords: professional orientation, profile and pre-profile preparation, classes of pedagogical profiling, motivation to choose a profession, professional self-determination, pedagogical support and support of students.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- организаций стоит проблема выбора будущей про-ными научными и практическими задачами. Сегодня фессии, поэтому поиск своего места в мире профессий перед многими выпускниками общеобразовательных приобретает особый смысл. В Белгородской области
50
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)
педагогические науки
Гордиенко Ирина Владимировна ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ...
на основе плана реализации федеральных мероприятий по государственной программе «Развитие образования Белгородской области на 2014-2020 годы» с 2015 по 2017 гг. реализовывался проект «Профессиональная ориентация школьников к получению педагогической профессии». Организаторами и участниками данного проекта стали ученые и методисты ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования», муниципальные органы управления образованием, образовательные организации, педагогические колледжи Белгородской области.
Перед организаторами и участниками данного проекта стояла задача - осуществить подготовку обучающихся к выбору будущей педагогической профессии, организовать поддержку и сопровождение образовательного процесса по формированию мотивации к педагогическому труду, подготовить выпускников 9-х, 11-х классов к осознанному поступлению в профессиональные образовательные организации на педагогические специальности, преимущественно Белгородской области.
Инициаторы проекта научно подошли к решению данной проблемы, так как подготовка обучающихся общеобразовательных организаций к ситуациям выбора педагогического профиля обучения - одно из сложных, мало исследованных в педагогической практике направлений, требует детального рассмотрения и пристального внимания всеми участниками образовательного процесса. Результатом реализации указанного проекта стало создание в 22 муниципальных образованиях области «Школы «Будущего педагога», которая имела свою программу деятельности, цикл мероприятий по ее реализации.
Деятельность «Школы «Будущего педагога» направлена на формирование мотивированного выбора дальнейшего обучения в профессиональных образовательных организациях на специальностях педагогического профиля, успешность, от которой зависит решения многих актуальных проблем. Разработчиками проекта в программе «Школы «Будущего педагога» определены перспективные ориентиры:
- построение системной организации предпрофиль-ной и профильной подготовки обучающихся к будущей педагогической профессии;
- формирование адекватной самооценки у обучающимися на основе профессионального самоопределения;
- рефлексия проблем профессиональной ориентации и организация психолого-педагогической поддержки обучающихся в определении выбора педагогической профессии;
- диагностика готовности обучающихся 9-11 классов к выбору педагогического профиля обучения на основе оптимально обоснованных критериев;
- использование продуктивных средств и способов педагогического воздействия и взаимодействия участников по подготовке мотивированных абитуриентов в систему СПО и ВО педагогической направленности и
др. [5].
Практика показала, что «Школа «Будущего педагога» оправдала возложенные надежды, результатом проекта стала возросшая популярность педагогической профессии среди старшеклассников, контрольные цифры выполнения планов приема на педагогические специальности в образовательные организации СПО и ВО.
Свою эффективность показала и профориентационная работа среди старшеклассников. Профориентационная работа с обучающимися стала в новых условиях естественным продолжением всей психолого-педагогической работы школ, колледжей педагогических вузов, потому что школьники нуждаются вконсультациипри выборе профессии. Грамотно проведенная работа не только ориентирует и организует учебную деятельность школьника, особенно когда он с осознанием изучает школьные предметы, элективные курсы, но и привносит элементы спокойствия по отношению к своему будуще-
му, когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива обеспечивает уверенность подростка в завтрашнем дне.
Психологами установлено, что актуальность ранней профессиональной ориентации на педагогические профессии связана, прежде всего, со снижением престижа педагогической профессии среди молодежи. Статистика показывает, большинство студентов педагогических колледжей и вузов не планируют связать свою будущую профессиональную деятельность с образовательными организациями. Этот факт определяется тем, что часть абитуриентов и студентов слабо представляют деятельность педагога и становятся случайными в данной сфере профессионального образования. Кроме того, учащиеся старших классов не часто называют педагогическую профессию в числе тех, которым они хотели бы посвятить свою жизнь, по их мнению, педагогическая профессия не может удовлетворить многие потребности современных старшеклассников, в особенности обеспеченного будущего. Однако это не является свидетельством неуважительного отношения к профессии учителя, скорее, она не привлекает школьников по причине ее трудности, не полного знания о ней. Однако следует отметить, выбирая педагогическую профессию, старшеклассники указывают в анкетах высокие нравственные мотивы: любовь к детям, ответственность за их будущее, потребность в установлении духовного контакта с детьми. Поэтому, школьники должны быть включены в реальную и моделируемую профессиональную деятельность, где созданы условия для развития педагогических способностей, осуществляется проба себя в качестве дублера учителя.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В педагогической литературе проблема профессиональной ориентации трактуется однозначно - это «система мер по оказанию помощи в профессиональном самоопределении личности в соответствии с ее способностями и учетом рынка профессий, задачами формирования конкретных профессиональных компетенций» [13]. Вопросам профессионального становления личности посвящали свои исследования: К.С. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Г.В. Суходольский, Л.Г. Смышляева, Г.Ю. Титова и др. Анализируя данную проблему, мы не можем не обратиться к работам А.А. Бодалева, А.А. Дер-кача, Ю.М. Забродина, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, С.Н. Чистяковой.
Изучив опыт Томской области по курированию педагогических классов Томским государственным университетом, пришли к мысли о продуктивности и востребованности данной работы [19]. Реализуя проект в Белгородской области, мы руководствовались значимостью профориентационной работы для современного школьника, она необходима и обусловлена, в соответствии с ФГОС ОО, переходом на профильное обучение в старших классах, предполагающее предварительное самоопределение в будущей профессиональной деятельности. Считаем, обучающиеся как можно раньше должны своевременно получить информацию о возможностях дальнейшего образования и целенаправленно к нему готовиться, а педагоги, в свою очередь - обеспечить психолого-педагогическое сопровождение мотивированных на педагогические профессии школьников.
Формирование целей статьи (постановка задания). Внедрение предпрофильной и профильной подготовки в общеобразовательной организации преследует важную цель, направленную на создание условий для дифференциации содержания обучения; обеспечение углубленного изучения отдельных учебных предметов, прежде всего педагогической направленности. Современные педагогические классы - это инновационное направление в педагогической практике, они должны быть ориентиро-
Gordienko Irina Vladimirovna pedagogical
PROFESSIONAL ORIENTATION ... sciences
ваны на подготовку учащихся к выбору педагогической профессии и нацелены на дальнейшее обучение в образовательных организацияхпедагогической направленности. Значимое место в профессиональной подготовке занимает допрофессиональная подготовка к выбору педагогической профессии, она должна быть ориентирована на знакомство обучающихся 9-11 классов с деятельностью педагога и сопутствующих ей специальностей, расширять знания по вопросам места и роли профессии учителя и знаний, приобретенных в процессе обучения в современном обществе.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Проведя, исследование в 22 муниципальных образованиях Белгородской области было выявлено, что профессия учителя остается не очень престижной среди молодежи. Результаты проведенного мониторинга по выявлению профессионального самоопределения старшеклассников, показали: большинство обучающихся школ не имеют ценностных представлений о будущей профессии, смещая ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни, то есть профессия для современных школьников в большей степени выступает как средство достижения желаемого образа жизни, часто, пропагандируемого СМИ. Мониторинговые исследования по России и Белгородской области выявили причины затруднений выбора будущей профессии старшеклассников. Так по России - это недостаточное знание:
- мира профессий (42%);
- своих возможностей (47%);
-незнание реальной ситуации на рынке труда (56%);
-распространенность родительских «мифов» в области престижности и востребованности профессий и трансляция их своим детям (61%).
Ответы респондентов по Белгородской области распределились следующим образом: испытывают затруднение в выборе профессий и слабо ориентируются в мире профессий 32% старшеклассников; слабо имеют представление о своих возможностях - 36%; не владеют информацией о востребованности профессий на региональном рынке труда - 48%; оказывают влияние на выбор профессии родительские «мифы» в области престижности и востребованности профессий на 55% старшеклассников.
Проведенный мониторинг среди образовательных организаций города Белгорода и Белгородской области показал, что большинство школ испытывает недостаток педагогических кадров, особенно востребованы учителя-предметники по русскому языку, математике, информатике, физике. Из-за увеличения роста количества детей начальная школа также испытывает недостаток педагогических кадров. Нами выявлено, что средний возраст учителей в общеобразовательных организациях Белгородской области составляет 44 года, количество педагогов пенсионного возраста (по данным на начало 2015 г.) составляет 486 человек (19,7%).
Таким образом, из сказанного следует, что необходим комплекс мероприятий, направленных на организацию научно обоснованной практики профориентацион-ной работы со старшеклассниками, мотивированными к педагогической деятельности. Наличие данной практики позволит повлиять на решение проблемы профессиональной подготовки педагогов, наполнить педагогическими кадрами образовательные организации региона.
Авторы проекта, пришли к совместному решению о необходимости организации системной работы со старшеклассниками, так как информационных ресурсов для их информирования недостаточно, необходимкомплекс мероприятий, направленный на формирование личностных смыслов, приобщение к профессиональной педагогической общности воспитанников.
Примером продуктивности решения данной проблемы на региональном уровне стало создание «Шко-52
лы «Будущего педагога». Учеными и практиками Белгородского института развития образования разработаны и внедрены в образовательный процесс программы и учебно-тематические планы профильного педагогического обучения в действующих классах педагогической профилизации. Разработана авторская рабочая программа элективного курса «Основы построения педагогической карьеры» для учащихся 10-11 классов. В школах нашли применение программы элективных курсов педагогической направленности, разработанные кураторами педагогических классов, например, по проблеме: «Моя будущая профессия - учитель» и «Введение в педагогическую профессию». Основанием для выбора обучающимися данных курсов являлись жизненные планы, склонности и интересы к работе с детьми. Элективные курсы помогают обучающимся самоопределиться с дальнейшим выбором направления образования, сформировать умения наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, развивать исследовательские компетенции. Ценным основанием элективных курсов педагогической направленности являются формирование доброты, любви, нравственной ответственности за судьбу родного края, школы; свободное самоопределение личности в ценностном пространстве педагогической деятельности; личная ответственность обучающихся за построение собственной жизни.
Положителен и результативен региональный опыт создания на базе педагогических колледжей межрайонных стажировочных педагогических площадок для обучающихся педагогических классов, где обучающиеся имеют возможность не только посетить уроки ведущих педагогов, но и попробовать себя в роли учителя совместно со студентами. Студенты педагогических колледжей знакомят школьников с педагогическими династиями, организуют для них просмотры и обсуждение художественных и документальных фильмов, посвященных педагогической тематике. Такая форма работы позволяет школьникам не только сформировать осведомленность о педагогической профессии, но и задуматься о правильности выбора будущей профессии, выявить ее особенности и «секреты» из уст очевидцев.
Для развития универсальных учебных действий у обучающихсяэффективной формой работы могут стать конкурсы творческих и проектных работ, олимпиады по педагогике, позволяющие школьникам продемонстрировать индивидуальные возможности и способности. Особый отклик у педагогов и школьников вызвало проведение на базе МБОУ «СОШ № 42 города Белгорода» ток-шоу «Я - будущий учитель», в разработке сценария участвовали педагоги и обучающиеся педагогического класса.
Коллегам, занимающимся проблемой профильной педагогической подготовки, будет интересен опыт работы Центра педагогической профилизации старшеклассников по организации практики в летних пришкольных лагерях. Вожатыми в лагерях могут быть не только студенты педагогических колледжей, педагогических вузов, но и обучающиеся классов педагогической про-филизации. Созданный на базе МБОУ «СОШ № 2 города Строитель Яковлевского района, Белгородской области» в 2013 году Центр педагогической профилизации старшеклассников ежегодно организует летний оздоровительный лагерь «Солнышко» с дневным пребыванием детей младшего школьного возраста. Обучающиеся педагогических классоввыступают в роливолонтеров, помощников воспитателей в группах. Они являются организаторами основных творческих и спортивных мероприятий. Опытные педагоги-наставникиособое внимание уделяют методике организации коллективных творческих дел в летнем лагере. На личном примере опытных воспитателей-наставников старшеклассники осваивают опыт взаимодействия с воспитанниками, изучают методику организации досуга и быта младших школьников, приобретая педагогический опыт работы. Включение
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)
педагогические науки
Гордиенко Ирина Владимировна ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ...
учащихся педагогических классов в социально-педагогические ситуации требует создания необходимых условий для творческой педагогической деятельности на уровне доступности, изучения и реальной помощи в развитии педагогических способностей, формирования личностного отношения к педагогической деятельности. Все это формирует ответственность старшеклассника к осознанному выбору педагогической профессии.
Сознательное отношение выпускника школы к педагогической подготовке означает развитость познавательных интересов, заинтересованность в учебе и ее результатах, потребность придать своим знаниям, умениям и первоначально приобретенным навыкам общественную значимость. На это в первую очередь следует нацелить старшеклассников. Как субъект профессионально-педагогической деятельности старший школьник начинает принимать самостоятельные решения и учится нести за них ответственность. Субъективно успешный выбор профессии характеризуется переживанием осмысленности собственной жизни, а неуспешный - переживанием и отсутствием ее ценности.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Эффективность деятельности педагогических классов высока, целесообразность их сохранения и поддержки несомненна. Любая дорога начинается с первого шага, путь к овладению будущей профессией не исключение. Образовательная деятельность педагогического класса нацелена на формирование общей культуры личности обучающихся, она развивается на основе усвоения общего минимума содержания образовательных программ, создания основы для осознанного выбора и последующего освоения программ профессионально- педагогической направленности, воспитание духовно-нравственных основ личности, гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, Родине, семье [12].
Результаты реализуемой проектной инициативы подтвердили свою эффективность и значимость. В рамках деятельности «Школы «Будущего педагога» организована и стала традиционной системная работа по выявлению педагогически одаренных школьников, имеющих не только педагогические способности, но и мотивированы к педагогической деятельности. Увеличена доля абитуриентов и студентов в педагогические колледжи и педагогические вузы Белгорода, Воронежа, филиала НИУ БелГУ в городе Старый Оскол Белгородской области. Продолжая мысль о важности предпрофильной и профильной подготовки школьников, следует отметить, данный вид деятельности требует научного обоснования и оптимизациикак в школах города, так и сельской местности. Для педагогов, работающих в педагогических классах, следует провести обучающие курсы, семинары-практикумы по проблеме педагогической профилизации школьников, организации психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогических классов, успешный опыт внедрить в другие регионы [6].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Концепция поддержки развития педагогического образования (14.01.2014 г.) Режим доступа: М1р://миноб-рнауки.рф/документы/3871/файл/2676/.
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 298 с.
3. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристика и условия достижения. - М. Изд-во «Флинта»: Наука, 1998. - 168 с.
4. Демина Л.С. Особенности организации профессиональных проб при подготовке социальных педагогов в вузе // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin), 2015. Вып. 3 (156). - С. 136-140.
5. Дунаевская Э.Б. Мотивация профессионально-личностного развития и саморазвития педагога как психолого-педагогическая проблема // Психология образования в поликультурном пространстве, 2008. Том 1. № 1-2. - С. 80-84._
6. Зенкина С.А. Педагогические условия развития мотивации профессиональной деятельности педагога в процессе повышения квалификации: Автореф. ... дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: Спец. 13.00.01; [Акад. повышения квалификации и переподгот. работников образования М-ва образования РФ]. Москва, 2003. - 22 с.
7. Крылова М.А. Особенности профессиональной ориентации старшеклассников на получение педагогического образования // Психологическая наука и образование, 2015. Том 7, № 1. - С. 190 -198.
8. Митина Л.М. Нужен ли школе учитель? Психологические проблемы профессионального развития педагога // Психологическая наука и образование. 2008. № 2. - С. 28-34.
9. Митина Л.М. Психология профессиональной деятельности педагога: системный личностно-развиваю-щий подход // Вестник Московского университета: Сер. Педагогическое образование, 2012. № 3. - С. 48-64.
10. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение- М.: Изд-во «Просвещение», 1986. - 304 с.
11. Никулина Н.Н., Давитян М.Г. Исследования системного подхода как феномена социально-педагогической действительности // Инновации АПК: проблемы и перспективы, 2015. №2 (6). - С. 57-62.
12. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).- М.: Изд-во «ВАКО»,2005.- 288с.
13. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. - М.: Из-во «Академия», 2007.- 503 с.
14. Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми / В.Г. Маралов, И.А. Бучилова, Е.Ю. Клепцова, С.М. Рогожникова, Р.А. Самофал; под ред. В.Г. Маралова. - М.: Академический проект: Парадигма, 2005.- 288 с.
15. Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л.М. Митиной. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 184 с.
16. Ревякина В.И. Теория и практика допрофессио-нальной подготовки старшеклассников к педагогической деятельности: на материале педагогических классов: Дис. ... д-ра пед. наук. Барнаул, 2002. - С. 5.
17. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самопределения для подростков. -М.: Изд-во «Генезис», 2000. - 128 с.
18. Смышляева Л.Г., Демина Л.С., Титова Г.Ю. Профессиональная проба как педагогическая технология // Высшее образование в России, 2015. № 4. - С. 65-69.
19. Смышляева Л.Г., Титова Г.Ю. Развитие региональной практики профессиональной ориентации школьников на педагогическую деятельность: стратегия и ресурсы // Вестник ТГПУ ^РиВиПейп), 2016, 5 (170). - С. 36-41.
20. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б. Даутова, Е.В. Ива-ньшина, О.А. Ивашедкина и др. СПб.: Изд-во «КАРО», 2013. - 176 с.
Статья поступила в редакцию 06.11.2017
Статья принята к публикации 25.12.2017