Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников'

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3217
440
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / ИНТЕРЕСЫ И МОТИВЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРОФИЛЬ ОБУЧЕНИЯ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ВЫБРАННЫМ ПРОФИЛЕМ ОБУЧЕНИЯ / PROFESSIONAL ORIENTATION WORK / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / INTERESTS AND MOTIVES OF TRAINING / PROFESSIONAL TESTS / PROFESSIONAL READINESS / TRAINING PROFILE / SATISFACTION WITH THE CHOSEN TRAINING PROFILE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусева Екатерина Ивановна, Мигович Олег Иванович, Тихомирова Лариса Федоровна, Хитрова Галина Владиславовна

Статья посвящена актуальной проблеме профессионального самоопределения подростков и старшеклассников и сопровождению этого процесса в общеобразовательной школе. Анализируя многолетний опыт работы, авторы предлагают модель психолого-педагогического сопровождения. Особое внимание уделяется подготовке педагогических кадров к осуществлению деятельности по профессиональному самоопределению детей и подростков. В школе организованы семинары по проблеме «Современные подходы к профессиональному самоопределению» с приглашением специалистов Центра профориентации «Ресурс», реализуется проект «Профессиональное самоопределение школьников». В рамках реализации проекта для подростков организуются профессиональные пробы на базе центра «Ярославич». Педагоги-психологи школы принимают самое активное участие в процессе профессионального самоопределения обучающихся. Особое место занимает диагностика мотивов обучения, интересов, информированности детей и подростков о профессиях, а также изучение профессиональной готовности учащихся и удовлетворенность выбором профиля обучения в старшем звене школы. Результаты диагностики позволяют грамотно организовать сопровождение профессионального самоопределения учащихся школы. Авторами статьи установлено, что учащиеся расценивают выбор профиля как обязательный этап обучения и это является для них отправной точкой в более широкий круг профессиональной компетенции, куда входит выбор учебного заведения и места работы. Если у ученика есть критерии для такого выбора, то профиль обучения является обоснованным выбором в их дальнейшем профессиональном росте и будущей карьере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусева Екатерина Ивановна, Мигович Олег Иванович, Тихомирова Лариса Федоровна, Хитрова Галина Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and Pedagogical Support of School Students' Professional Self-Determination

The article is devoted to the urgent problem of professional self-determination of teenagers and seniors and support of this process at comprehensive school. Analyzing long-term experience, authors offer a model of psychologiсal and pedagogical support. Special attention is paid to preparation of pedagogical staff to implement activities for professional self-determination of children and teenagers. At school seminars on the problem are organized: «Modern approaches to professional self-determination» with the invitation of specialists of the Center of career guidance «Resource», the Professional Self-determination of School Students project is implemented. Within implementation of the project for teenagers professional tests on the basis of Yaroslavich center will be organized. School educational psychologists take the most active part in the process of professional self-determination of students. A specific place is held by diagnostics of motives of training, interests, knowledge of children and teenagers about professions, and also studying of professional readiness of pupils and satisfaction with the choice of the profile of training in the senior school. Results of diagnostics allow us to organize competently support of pupils' professional self-determination in school. The authors of the article determined that pupils regard the choice of the profile as an obligatory grade level and it is a starting point for them in a more wide range of the professional competence which includes both the choice of the educational institution, and the place of work. If the pupil has criteria for such a choice, then the profile of training is a reasonable choice in their further professional growth and future career.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников»

УДК 37

Е. И. Гусева, О. И. Мигович, Л. Ф. Тихомирова, Г. В. Хитрова

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников

Статья посвящена актуальной проблеме профессионального самоопределения подростков и старшеклассников и сопровождению этого процесса в общеобразовательной школе. Анализируя многолетний опыт работы, авторы предлагают модель психолого-педагогического сопровождения. Особое внимание уделяется подготовке педагогических кадров к осуществлению деятельности по профессиональному самоопределению детей и подростков. В школе организованы семинары по проблеме «Современные подходы к профессиональному самоопределению» с приглашением специалистов Центра профориентации «Ресурс», реализуется проект «Профессиональное самоопределение школьников». В рамках реализации проекта для подростков организуются профессиональные пробы на базе центра «Ярославич». Педагоги-психологи школы принимают самое активное участие в процессе профессионального самоопределения обучающихся. Особое место занимает диагностика мотивов обучения, интересов, информированности детей и подростков о профессиях, а также изучение профессиональной готовности учащихся и удовлетворенность выбором профиля обучения в старшем звене школы. Результаты диагностики позволяют грамотно организовать сопровождение профессионального самоопределения учащихся школы. Авторами статьи установлено, что учащиеся расценивают выбор профиля как обязательный этап обучения и это является для них отправной точкой в более широкий круг профессиональной компетенции, куда входит выбор учебного заведения и места работы. Если у ученика есть критерии для такого выбора, то профиль обучения является обоснованным выбором в их дальнейшем профессиональном росте и будущей карьере.

Ключевые слова: профориентационная работа, профессиональное самоопределение, психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения, интересы и мотивы обучения, профессиональные пробы, профессиональная готовность, профиль обучения, удовлетворенность выбранным профилем обучения.

E. I. Guseva, O. I. Migovich, L. F. Tikhomirova, G. V. Khitrova

Psychological and Pedagogical Support of School Students' Professional Self-Determination

The article is devoted to the urgent problem of professional self-determination of teenagers and seniors and support of this process at comprehensive school. Analyzing long-term experience, authors offer a model of psychologkal and pedagogical support. Special attention is paid to preparation of pedagogical staff to implement activities for professional self-determination of children and teenagers. At school seminars on the problem are organized: «Modern approaches to professional self-determination» with the invitation of specialists of the Center of career guidance «Resource», the Professional Self-determination of School Students project is implemented. Within implementation of the project for teenagers professional tests on the basis of Yaroslavich center will be organized. School educational psychologists take the most active part in the process of professional self-determination of students. A specific place is held by diagnostics of motives of training, interests, knowledge of children and teenagers about professions, and also studying of professional readiness of pupils and satisfaction with the choice of the profile of training in the senior school. Results of diagnostics allow us to organize competently support of pupils' professional self-determination in school. The authors of the article determined that pupils regard the choice of the profile as an obligatory grade level and it is a starting point for them in a more wide range of the professional competence which includes both the choice of the educational institution, and the place of work. If the pupil has criteria for such a choice, then the profile of training is a reasonable choice in their further professional growth and future career.

Keywords: professional orientation work, professional self-determination, psychological and pedagogical support of professional self-determination, interests and motives of training, professional tests, professional readiness, a training profile, satisfaction with the chosen training profile.

Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части выпускников зачастую не соответствуют потребностям экономики в кадрах определенной профессии. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напря-

женность, необходима подготовка компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовы-вать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни.

Поэтому профессиональное самоопределение детей и подростков по своей сути является проблемой не только педагогической, но и обще-

© Гусева Е. И., Мигович О. И., Тихомирова Л. Ф., Хитрова Г. В., 2017

ственной. Огромное внимание в школе необходимо уделять проведению целенаправленной профо-риентационной работы среди школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных компонентов, определяющих формирование потребностей, профессиональных намерений и готовности личности к труду.

Сегодня профессиональной ориентации отводится новая роль - создание условий для психолого-педагогической поддержки детей и подростков в их профессиональном самоопределении, помощь в выявлении профессиональных интересов, склонностей, в определении реальных возможностей освоения той или иной профессии, в успешной социализации и активной адаптации на рынке труда. В связи с этим существенно возрастает значение допрофильной подготовки и профильного обучения, где профессиональная ориентация является одним из важных компонентов.

Сегодня в мире существует около 7 000 профессий, но среди выпускников школ из года в год популярностью пользуются только несколько десятков из них (экономист, юрист, программист). В большинстве случаев молодой человек выбирает профессию не потому, что его привлекает содержание деятельности, а скорее как определенный образ жизни, где профессия - лишь показатель престижа и популярности в обществе.

Выбор профиля обучения и выбор профессии взаимообусловлены, поэтому допрофильная подготовка и должна иметь профориентационный характер, чтобы помочь каждому ученику осознанно построить свою индивидуальную траекторию развития в условиях самостоятельного выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

В статье мы представили опыт работы педагогического коллектива муниципального общеобразовательного учреждения г. Ярославля «Средняя школа № 80 с углубленным изучением английского языка» по реализации проекта «Создание муниципальной системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся».

Работая над проектом, педагогический коллектив школы поставил перед собой цель: оказать психолого-педагогическую помощь учащимся в их профессиональном самоопределении.

В ходе реализации проекта решаются следующие задачи:

- оказание психологической помощи учащимся и их родителям в построении индивидуальной образовательной траектории ребенка;

- формирование у учащихся навыков самопознания, социального и профессионального опыта.

Созданная в школе система работы с учащимися и родителями предусматривает начало профессионального самоопределения уже в 1 классе, что позволяет осуществлять комплексный подход к созданию развивающей среды для учащихся. Профориентационная работа основана на постоянном взаимодействии педагога-психолога, классного руководителя, социального педагога с учащимися и их родителями и включает три этапа:

1 этап - начальная школа. На данном этапе учащиеся знакомятся с миром профессий через такие формы работы, как экскурсии, беседы, встречи с интересными людьми, участие в профо-риентационных конкурсах «Энциклопедия профессий» и «Подарок профессии». Уже в начальной школе ребятам предоставлена возможность выбора собственной образовательной траектории. Учащиеся с помощью родителей выбирают вне-урочныезанятия , кружковые занятия.

2 этап - 5-9 классы. Учащиеся 5-7 классов изучают многообразие рабочих профессий, делают первые шаги в проектной деятельности, посещают профориентационные игры. Например, в Ярославском высшем военном училище противовоздушной обороны проводится игра «Ключи от неба», организуются Дни профориентации:

- Дни профориентации для обучающихся 9-х классов (ГПОУ ЯО Ярославский градостроительный колледж);

- Межрегиональная научно-промышленная выставка «Промышленность. Инновации. Современные технологии»;

- Открытая презентация программ высшего профессионального образования вузов Ярославской области «Ярмарка студенчества» «Центр патриотического воспитания»;

- III Региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Ярославской области.

Более 75 % наших школьников ежегодно вовлечены во внеурочную деятельность. В школе создана система дополнительного образования: клуб «Дебаты», «Компьютерная газета», студия школьного телевидения «Шанс», «Команда поддержки школьного сайта», международные обменные программы и др.

В 2016/2017 учебном году в рамках работы муниципального ресурсного центра для обучающихся 6-х классов организованы профессиональные пробы в ДЮЦ «Ярославич». В результате профес-

сиональных проб у детей происходит формирование ценностного отношения к труду; понимания роли трудовой деятельности в жизни человека и в обществе, формирование знаний распространенных профессий (с учетом региональных особенностей), интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую, формирование умения работать с основными источниками информации; осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы. В ходе данной работы собран материал о профессиях родителей учащихся.

В 8-9 классах организована целенаправленная профориентационная работа среди учащихся, направленная на содействие осознанному выбору профиля обучения, а в дальнейшем - и профессии. Учащиеся изучают профессии, которые наиболее востребованы на рынке труда, знакомятся с профессиями, требующими повышенной моральной ответственности: сотрудник внутренних дел, спасатель, работник МЧС, здравоохранения, образования. На данном этапе активизируется диагностическая работа, проводимая психологом, проводятся уроки по выбору профессии. В этот период учащиеся начинают заниматься исследовательской деятельностью, делают первые шаги в составлении профессиограмм.

3 этап - 10-11 классы. Сопровождение профессионального самоопределения рассматривается как равноправный элемент в системе «общее образование - сопровождение профессионального самоопределения - профессиональное образование».

В основе организации образовательного процесса в школе № 80 лежит сочетание традиционного и развивающего образования. На уровне начального и основного общего образования для обучающихся организована поддержка профессионального самоопределения во внеурочной деятельности, на уроках технологии, классных часах, профориентационных играх, посещениях дней профобразования, профориентационных экскурсий. Образовательный процесс на уровне среднего общего образования реализуется как профильное обучение. Направления профилизации: экономико-математическое, информационно-математическое, химико-биологическое, социально-гуманитарное. С учетом диагностики запросов обучающихся и их родителей формируется учебный план профильных групп, который позволяет каждому ученику 10-11 класса выбрать индиви-

дуальный образовательный маршрут. Обучающиеся формируют свои индивидуальные образовательные траектории - благоприятные условия для профессионального самоопределения. В процессе обучения педагоги выявляют индивидуальные и личностные особенности детей, выстраивают траекторию их развития, оказывают педагогическую поддержку и помощь в выборе будущей профессии. Работа с детьми по сопровождению профессионального самоопределения не является эпизодической. Она складывается в непрерывный педагогический процесс поэтапного развития личности: от обучения младших школьников до подготовки выпускников к поступлению в высшие учебные заведения.

Ежегодно для обучающихся 10-11 классов приглашаются специалисты из учреждений профессионального образования (СПО, вузов) с целью рассказать о специфике вуза и получения образования (Санкт-Петербургский университет профсоюзов, Ярославский колледж управления и профессиональных технологий и др.).

Учащиеся 10-11 классов делают первые шаги в профессию через Совет старшеклассников, «Дни самоуправления», которые проводятся в школе. Выпускники на практике знакомятся с профессией учителя-предметника, педагога-психолога, социального педагога, педагога-организатора, делают первые шаги в управленческой деятельности. В течение года старшеклассники посещают ярмарки-выставки вакансий, образовательных учреждений, профориентационные экскурсии и про-фориентационные игры, мастер-классы.

Особое место занимает работа с педагогами. В работе с педагогами используется профпросве-щение с целью расширения их представлений о сопровождении профессионального самоопределения. Для повышения компетенции педагогов в вопросах профессионального самоопределения обучающихся в течение учебного года были проведены следующие мероприятия:

- Семинар для педагогов школы «Современные подходы к профессиональному самоопределению» с приглашением специалиста Центра профориентации «Ресурс».

- Рабочая группа проекта «Профессиональное самоопределение школьников».

- Педагогический совет в форме дискуссионной площадки «Организация профессионального самоопределения обучающихся в школе». Цель: выработать общее видение системы поддержки и сопровождения профессионального самоопределения учащихся школы. Нами было подготовлено

для каждой группы по 5 вопросов, затрагивающих актуальную тематику сопровождения профессионального самоопределения.

В ходе рассмотрения вопросов мы констатировали:

- На начальном уровне информирования детей у обучающихся ограничен спектр профессий (выбраны под влиянием СМИ и родителей).

- Немаловажную роль играет при выборе профессии окружающая среда и в первую очередь семья.

- Школа в поддержке профессионального самоопределения пользуется следующими ресурсами:

• Экскурсии на предприятие.

• Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования.

• Организация классных часов с привлечением специалистов.

• Работа психологов.

• Ежегодное посещение ярмарки профессий.

• Выбор профессий включается в образовательную деятельность.

• Недостаточное привлечение родителей.

• Использование ИКТ, краткосрочных курсов, внедрение наставничества и коучена.

• Профильное обучение.

- Конечной целью обучения школьным предметам педсовет считает следующие:

• Социальная адаптация.

• Развитие коммуникативных умений.

• Развитие кругозора.

• Помощь в осознании индивидуальных особенностей.

• Овладение УУД и компетенциями.

• Обучение умению анализировать, обобщать, критически мыслить, делать выбор.

- Выбор будущей профессии определяют следующие факторы:

• Интересы, способности личности, мнение родителей, круг общения, СМИ.

• Занятия в учреждениях дополнительного образования.

• Социальный статус.

• Социальная полезность.

• Потребности рынка труда.

- Компетенция учителя в области поддержки профессионального самоопределения должна развиваться:

• Через взаимодействие с родителями, психологами.

• Привлечение специалистов, отслеживающих ситуацию на рынке труда.

• Формирование познавательных интересов

обучающихся.

Работа с родителями включает ознакомление родителей с исследованиями педагогов-психологов по выявлению склонностей, способностей ребенка, совместную деятельность с классным руководителем по индивидуальной программе развития ребенка, индивидуальную работу с родителями по формированию и развитию профессиональных интересов учащихся.

Результаты диагностики профессионального самоопределения обучающихся 3, 6, 9, 11 классов

Перед нами стояли следующие цели и задачи:

- Получить первичную информацию о профессиональных интересах детей на раннем возрастном этапе.

- Выявить профессиональные интересы и склонности у школьников 6-х, 9-х классов.

- Измерить уровень мотивации обучения учащихся 6-х классов и сопоставить его с их профессиональными склонностями.

- Отметить профессиональную готовность учеников 9-х классов.

- Раскрыть удовлетворенность учеников профилем обучения и его влияние на дальнейший профессиональный выбор (11-е классы).

За основу диагностики был взят инструментарий:

- Методика «Карта интересов» А. Е. Голомштока в модификации Г. В. Резапкиной (3-и классы) [6].

- Проективная методика «Моя будущая профессия» (3-и классы).

- Методика «Изучение мотивации учения» М. И. Лукьяновой (6-е классы) [5].

- Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши в модификации Г. В. Резапкиной (6-е классы) [7].

- Методика профессиональной готовности А. П. Чернявской (ЯГПУ) (анонимные данные 9-х классов были отправлены в ГЦРО для получения статистики по г. Ярославлю) (9-е классы) [8].

- Удовлетворенность профилем обучения (11-е классы) [9].

Для получения первичных данных детей младшего школьного звена было продиагностиро-вано 103 учащихся 3-х классов.

В «Карте интересов» были представлены следующие основные сферы:

- Математика и техника. Сюда можно включить различные технологические профессии -от программистов до специалистов по робототехнике.

- Гуманитарная сфера - виды гуманитарных профессий.

- Художественная сфера включает такие профессии, как хореограф, художник, музыкант.

- В физкультуру и спорт входят профессии, касающиеся спортивной тематики, и различные военные профессии.

- Коммуникативные интересы детей сводятся к выбору вариантов взаимодействия «человек -человек». Сюда могут входить консультанты, маркетологи, кадровые агенты.

- Природа и естествознание включает выбор таких профессий, как биолог, эколог и т. д.

С помощью вышеупомянутой методики мы определили наиболее популярные у детей сферы. Высший балл получила коммуникативная сфера.

Для дальнейшей работы было проведено проективное тестирование по методике «Моя будущая профессия», где за основу анализа результатов был взят не только рисунок в целом, но и отдельные его элементы для категоризации и сравнения с результатами предыдущей методики. Была выявлена зона значимости интересов в зависимости от информирования (выраженного в элементах рисунка) по следующим направлениям:

- Природа и естествознание.

- Физкультура и спорт.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Гуманитарная сфера.

Говорить о профессиональной ориентации на данном возрастном этапе можно лишь с учетом начального уровня информирования детей. Более сложное информационное поле открывается в среднем звене, когда ученик получает знания, основываясь не только на личных представлениях, но и на общих профессиональных склонностях и мотивах деятельности.

При диагностике 6-х классов было использовано 6 мотивов обучения:

- Внешний - основывается на каких-либо внешних факторах, исключая остальные мотивы.

- Игровой - игровая форма поведения и восприятие учебной деятельности как игры.

- Оценочный - мотив получения положительной оценки учебной деятельности.

- Позиционный - ребенок позиционирует себя как ученика с соответствующими обязательствами.

- Социальный - ученик больше заинтересован социальными контактами с одноклассниками и учителями.

- Учебный, когда учеба сама по себе выступает для ребенка в роли мотива. В проведении исследования нами использованы рекомендации А. К. Марковой [4].

Всего было опрошено 88 учеников. Каждый отдельный мотив имеет три оценочных балла: низкий, средний и высокий [1, 2].

Можно выделить три ведущих мотива с высокими оценками: оценочный, социальный и учебный. Полученные мотивы мы оставляем для дальнейшего анализа и рассматриваем склонности учеников 6-х классов по шести направлениям:

Очевидно, что высокий процент учащихся предпочитает работу, связанную со взаимодействием «человек - человек». Вторая по величине склонность отражает интерес к спортивным и экстремальным видам деятельности.

Не все мотивы совпали с выбранными склонностями из-за высокого разброса данных. Наиболее высокие оценки вышли по оценочным и социальным мотивам. Основными склонностями детей 6-х классов являются работа с людьми и экстремальные виды деятельности. Мы можем говорить о более развитой социальной сфере учащихся, где оценка учителей влияет на успех учеников среди сверстников и поддержку мотивации.

При диагностике учащихся 9-х классов были использованы следующие термины для обозначения показателей профессиональной готовности (по методике А. П. Чернявской):

1. А - автономность. Когда человек будет удовлетворен своим профессиональным решением (выбор или смена профессии, места обучения, места работы, специализации, переобучения и т. д.) только в том случае, если он будет воспринимать это решение как свое собственное, а не навязанное извне.

2. И - владение информацией о мире профессий. Для того чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации на двух уровнях: во-первых, информация о мире профессий в целом; во-вторых, информация об отдельных профессиях или группах профессий.

3. Р - развитие способности принимать решения. Все крупные и важные шаги человека в профессиональной жизни объединяет одно - всегда есть альтернатива для оценки и принятия на этой основе решения. Именно наличие нескольких возможных путей решения приводит к тому, что

человек воспринимает ситуацию как требующую принятия решения.

4. П - умение планировать свой профессиональный путь, распределяя все свои возможности для успешной деятельности.

5. Э - эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии. Поскольку период принятия решений, как и профессионального пути, всегда связан с эмоциями и переживаниями [8].

Было опрошено 79 учеников: 50 девочек и 29 мальчиков. Для следующего шага мы рассмотрим данные 9-х классов в виде графиков, разделенных на две части (мальчики и девочки; male and female) с целью сбора не только общей суммы данных, но и информации о возможных иных различиях.

Цифры отражают общие баллы по перечисленным параметрам:

- Самые высокие показатели у детей 9-х классов по параметру «П» - планирование.

- Самые низкие показатели у детей 9-х классов по параметру «И» - информативность.

- Высшие показатели у большинства девочек по показателю «П» - планирование.

- Высшие показатели у большинства мальчиков по показателю «Р» - принятие решений.

Высокие показатели по планированию и низкие по информативности говорят о непрерывности профессионального пути. Соответственно, ученик, находясь в одной из точек этого пути, является результатом своего развития в прошлом и предполагает определенное развитие в будущем, но находится за пределами того информационного поля, которое он мог бы получить на данном жизненном этапе. Важно учитывать не только роль родителей, но и роль учителя в развитии информированности детей. Говоря о различии в результатах мальчиков и девочек, следует воспринимать количественный и организационный аспекты, в которых планированию деятельности больше уделяют внимания девочки, а итоговому принятию решений - мальчики.

11-е классы мы рассмотрим с точки зрения выбора ими профиля обучения на базе 80-й школы. Основная масса учеников удовлетворена выбором профиля, и определяющим звеном будет являться фактор влияния выбранного профиля на дальнейшее профессиональное самоопределение.

Проведя анализ, можно сказать, что из 39 учеников, удовлетворенных профилем обучения, 22 считают, что профиль повлияет на выбор будущей профессии. Остальные 17 человек связывают выбор профессии не с профилем, а с иными факто-

рами: 4 указывают семейный фактор (влияние семьи), 5 - экономический фактор (сюда входит материальная сторона), 3 - личный фактор (по каким-либо личным причинам), 2 - техногенный фактор (следствие технического развития), 3 -затруднились ответить.

Вывод:

- Нами установлено, что работа по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения учащихся является эффективной.

- Безусловно, следует продолжать профори-ентационную работу в начальной школе и профессиональные пробы для шестиклассников.

- Полученные в результате проведенной диагностики результаты позволили грамотно организовать процесс сопровождения профессионального самоопределения учащихся с учетом интересов, склонностей, профессиональных предпочтений.

- Учащиеся расценивают выбор профиля как обязательный этап обучения, что является для них отправной точкой в более широкий круг профессиональной компетенции, куда входит выбор как учебного заведения, так и места работы. Если у ученика есть критерии для такого выбора, то профиль обучения является обоснованным выбором в их дальнейшем профессиональном росте и будущей карьере.

Библиографический список

1. Гусева, Е. И., Мигович, О. И., Тихомирова, Л. Ф., Хитрова, Г. В. Диагностика одаренных детей [Текст] / Е. И. Гусева, О. И. Мигович, Л. Ф. Тихомирова, Г. В. Хитрова // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 4. - С. 13-20.

2. Игошина, Е. В. «Методика исследования мотивов учения» [Текст] / Е. В. Игошина // Начальная школа. - 1995. - С. 55-61.

3. Клычкова, А. И. «Работа школьного психолога по поддержке профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного обучения» [Текст] / А. И. Клычкова // Профильная школа. -2008. - № 4. - С. 33-37.

4. Маркова, А. К. «Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя» [Текст] / А. К. Маркова. - М. : Просвещение, 1983.

5. Овчарова, Р. В. «Справочная книга школьного психолога» [Текст] / Р. В. Овчарова. - М. : Просвещение, 1996.

6. Резапкина, Г. В. «Отбор в профильные классы» [Текст] / Г. В. Резапкина. - М. : Генезис, 2005.

7. Резапкина, Г. В. «Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника» [Текст] / Г. В. Резапкина. - М. : Генезис, 2005.

8. Чернявская, А. П. «Условия развития мотивации учебной деятельности студентов» [Текст] /

A. П. Чернявская // Ярославский педагогический вестник: научный журнал. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. - № 2. - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 313-316.

9. Чистякова, С. Н., Родичев, В. Ф. «Профессиональное самоопределение» [Текст] / С. Н. Чистякова,

B. Ф. Родичев. - М. : Академия, 2010.

Bibliograficheskij spisok

1. Guseva, E. I., Migovich, O. I., Tihomirova, L. F., Hitrova, G. V. Diagnostika odarennyh detej [Tekst] / E. I. Guseva, O. I. Migovich, L. F. Tihomirova, G. V. Hitrova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. -2016. - № 4. - S. 13-20.

2. Igoshina, E. V. «Metodika issledovanija motivov uchenija» [Tekst] / E. V. Igoshina // Nachal'naja shkola. -1995. - S. 55-61.

3. Klychkova, A. I. «Rabota shkol'nogo psihologa po podderzhke professional'nogo samoopredelenija starsheklassnikov v uslovijah profil'nogo obuchenija»

[Tekst] / A. I. Klychkova // Profil'naja shkola. - 2008. -№ 4. - S. 33-37.

4. Markova, A. K. «Formirovanie motivacii uchenija v shkol'nom vozraste: Posobie dlja uchitelja» [Tekst] / A. K. Markova. - M. : Prosveshhenie, 1983.

5. Ovcharova, R. V. «Spravochnaja kniga shkol'nogo psihologa» [Tekst] / R. V. Ovcharova. - M. : Prosveshhenie, 1996.

6. Rezapkina, G. V. «Otbor v profil'nye klassy» [Tekst] / G. V. Rezapkina. - M. : Genezis, 2005.

7. Rezapkina, G. V. «Sekrety vybora professii, ili Putevoditel' vypusknika» [Tekst] / G. V. Rezapkina. - M. : Genezis, 2005.

8. Chernjavskaja, A. P. «Uslovija razvitija motivacii uchebnoj dejatel'nosti studentov» [Tekst] / A. P. Chernjavskaja // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik: nauchnyj zhurnal. Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2012. -№ 2. - Tom II (Psihologo-pedagogicheskie nauki). -S. 313-316.

9. Chistjakova, S. N., Rodichev, V. F. «Profession-al'noe samoopredelenie» [Tekst] / S. N. Chistjakova, V. F. Rodichev. - M. : Akademija, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.