Научная статья на тему 'Изучение мотивации и интереса к выбору профиля обучения у обучающихся подросткового возраста'

Изучение мотивации и интереса к выбору профиля обучения у обучающихся подросткового возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1318
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / PROFESSIONAL MOTIVATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / PROFESSIONAL INTEREST / ПРОФЕССИЯ / PROFESSION / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / PROFESSIONAL CHOICE / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFILE TRAINING / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / VOCATIONAL GUIDANCE / ADOLESCENT STUDENTS / PRE-PROFESSIONAL TRAINING / VOCATIONAL GUIDANCE WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барышникова Елена Викторовна

Модернизация российского образования ориентирует общеобразовательные организации на формирование у обучающихся готовности к осознанному выбору профессии, отвечающей не только современным потребностям современного общества и требованиям рынка труда, но и индивидуальным интересам, склонностям и способностям самих обучающихся. Особое внимание при подготовке обучающихся к профильному обучению необходимо уделять в подростковом возрасте. Именно подростковый возраст является важным периодом в профессиональном самоопределении обучающихся. В теории и практике психолого-педагогических исследований вопросы профессионального самоопределения достаточно подробно рассматриваются на уровне высшего образования. Однако проблема изучения профессиональной мотивации и профессиональных интересов у обучающихся на этапе основного общего образования остается наименее исследованной. В связи с этим в данной статье обосновывается необходимость изучения профессиональной мотивации и профессиональных интересов обучающихся подросткового возраста, приводятся результаты изучения мотивов выбора профиля обучения и профессиональных интересов у обучающихся на средней ступени общего образования, обращается внимание на практическую значимость полученных результатов и их важность в работе педагога-психолога на этапе предпрофильной подготовки, обозначаются направления в работе педагога-психолога по формированию профессиональных интересов у обучающихся подросткового возраста. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о важности изучения профессиональных интересов и профессиональной мотивации у обучающихся на этапе предпрофильной подготовки и необходимости целенаправленной профориентационной работы в деятельности педагога-психолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барышникова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING MOTIVATION AND INTERESTS TO CHOOSE A TRAINING PROFILE FOR TRAINED STUDENTS

Modernization of Russian education guides general education organizations in shaping the students' readiness for an informed choice of a profession that meets not only the modern needs of modern society and the labor market requirements, but also the individual interests, inclinations and abilities of the students themselves. Particular attention in preparing students for profile training should be given in adolescence. It is adolescence is an important period in the professional self-determination of students. In the theory and practice of psychological and pedagogical research, the issues of professional self-determination are discussed in sufficient detail at the level of higher education. However, the problem of studying professional motivation and professional interests of students at the stage of basic general education remains the least investigate. In this regard, this article substantiates the need to study the professional motivation and professional interests of adolescent students, presents the results of studying the motives for choosing the profile of education and professional interests among students at the secondary level of general education, draws attention to the practical significance of the results obtained and their importance in the work of the educator -psychologist at the stage of preprofile preparation, the directions in the work of the teacher-psychologist on the formation of profession Interests of students of adolescence. The carried out research allows to draw a conclusion about the importance of studying the professional interests and professional motivation of students at the stage of preprofile preparation and the need for purposeful career guidance work in the activity of the teacher-psychologist.

Текст научной работы на тему «Изучение мотивации и интереса к выбору профиля обучения у обучающихся подросткового возраста»

Барышникова Елена Викторовна ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ И ИНТЕРЕСА .

psychological science

УДК 159.947.5

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ И ИНТЕРЕСА К ВЫБОРУ ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

© 2017

Барышникова Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: e.v.baryshnikova@mail.ru)

Аннотация. Модернизация российского образования ориентирует общеобразовательные организации на формирование у обучающихся готовности к осознанному выбору профессии, отвечающей не только современным потребностям современного общества и требованиям рынка труда, но и индивидуальным интересам, склонностям и способностям самих обучающихся. Особое внимание при подготовке обучающихся к профильному обучению необходимо уделять в подростковом возрасте. Именно подростковый возраст является важным периодом в профессиональном самоопределении обучающихся. В теории и практике психолого-педагогических исследований вопросы профессионального самоопределения достаточно подробно рассматриваются на уровне высшего образования. Однако проблема изучения профессиональной мотивации и профессиональных интересов у обучающихся на этапе основного общего образования остается наименее исследованной. В связи с этим в данной статье обосновывается необходимость изучения профессиональной мотивации и профессиональных интересов обучающихся подросткового возраста, приводятся результаты изучения мотивов выбора профиля обучения и профессиональных интересов у обучающихся на средней ступени общего образования, обращается внимание на практическую значимость полученных результатов и их важность в работе педагога-психолога на этапе предпрофильной подготовки, обозначаются направления в работе педагога-психолога по формированию профессиональных интересов у обучающихся подросткового возраста. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о важности изучения профессиональных интересов и профессиональной мотивации у обучающихся на этапе предпрофильной подготовки и необходимости целенаправленной профориентационной работы в деятельности педагога-психолога.

Ключевые слова: профессиональная мотивация, профессиональный интерес, профессия, профессиональный выбор, обучающиеся подросткового возраста, профессиональное самоопределение, профильное обучение, профессиональная ориентация, предпрофильная подготовка, профориентационная работа.

STUDYING MOTIVATION AND INTERESTS TO CHOOSE A TRAINING PROFILE

FOR TRAINED STUDENTS

© 2017

Baryshnikova Elena Viktorovna, the candidate of pedagogical Sciences, Professor of Department

of theoretical and applied psychology South Ural state humanitarian-pedagogical University, Chelyabinsk (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: e.v.baryshnikova@mail.ru)

Abstract. Modernization of Russian education guides general education organizations in shaping the students' readiness for an informed choice of a profession that meets not only the modern needs of modern society and the labor market requirements, but also the individual interests, inclinations and abilities of the students themselves. Particular attention in preparing students for profile training should be given in adolescence. It is adolescence is an important period in the professional self-determination of students. In the theory and practice of psychological and pedagogical research, the issues of professional self-determination are discussed in sufficient detail at the level of higher education. However, the problem of studying professional motivation and professional interests of students at the stage of basic general education remains the least investigate. In this regard, this article substantiates the need to study the professional motivation and professional interests of adolescent students, presents the results of studying the motives for choosing the profile of education and professional interests among students at the secondary level of general education, draws attention to the practical significance of the results obtained and their importance in the work of the educator -psychologist at the stage of preprofile preparation, the directions in the work of the teacher-psychologist on the formation of profession Interests of students of adolescence. The carried out research allows to draw a conclusion about the importance of studying the professional interests and professional motivation of students at the stage of preprofile preparation and the need for purposeful career guidance work in the activity of the teacher-psychologist.

Keywords: professional motivation, professional interest, profession, professional choice, adolescent students, professional self-determination, profile training, vocational guidance, pre-professional training, vocational guidance work.

Актуальность изучения мотивации и интереса к выбору профиля обучения у обучающихся находит отражение в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». В статье 3 указанного закона отмечается, что государство гарантирует «создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей» [1]. Одним из таких условий является организация профильного обучения обучающихся в соответствии с их способностями и профессиональными интересами. Именно профильное обучение способствует индивидуализации профессионального и личностного самоопределения обучающихся.

В «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» отмечается, что «профильное обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся», создавать условия для обучения в профильных классах в соответствии

с их профессиональными интересами и намерениями [2].

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования свидетельствует о том, что к настоящему времени рассматриваемая нами проблема раскрывается в различных аспектах:

- профессиональное обучение школьников (А.Ф. Аменд, В.А. Поляков и др.);

- политехническое образование (П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, В.А. Поляков, Г.Н. Сериков, Н.А. Томин и др.);

- профессиональная ориентация школьников (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, В.Д. Симоненко, С.Н. Чистякова и др.);

- психология профессионального самоопределения личности (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, О.П. Маркова, А.В. Петровский и др.);

- психологическое сопровождение школьников (Э.М. Александровская, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Л.Д. Столяренко, В.Д. Шадриков и др.).

Несмотря на большое разнообразие исследований в

284

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)

психологические науки

Барышникова Елена Викторовна ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ И ИНТЕРЕСА ...

области профессионального образования обучающихся, аспект изучения мотивов выбора профиля обучения и профессиональных интересов у обучающихся подросткового возраста на средней ступени общего образования требует дальнейшего изучения. В соответствии со сказанным целью данной статьи является обоснование необходимости изучения мотивации и интереса к выбору профиля обучения у обучающихся подросткового возраста и анализ полученных результатов исследования.

В исследованиях доктора психологических наук Е.А. Климова отмечается, что сознательный выбор профессии происходит в подростковом возрасте от 12 до 14-18 лет [3]. Подростковый возраст, по мнению ученого, является важным периодом в профессиональном самоопределении обучающихся. В связи с этим особое внимание в подготовке к профильному обучению должно уделяться именно в подростковом возрасте, т.е. на средней и старшей ступени общего образования.

В исследованиях Э.Ф. Зеера отмечается, что некоторые обучающиеся разочаровываются в правильности своего профессионального выбора уже на первом году обучения в высших учебных заведениях [4]. В связи с этим для объективной оценки выбора профиля обучения и эффективной профильной подготовки обучающихся необходимо иметь четкое представление об их мотивах выбора профиля обучения и выраженности их профессиональных интересов, как важных составляющих профессионального самоопределения.

Профессиональная мотивация и профессиональные интересы играют важную роль на предпрофильном этапе профессионального самоопределения обучающихся. Под профессиональной мотивацией понимается «действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией» [цит. по: 5]. Профессиональные интересы - это «особенности избирательной активности человека в отношении предполагаемой (или уже реализованной) профессии» [6].

Наше исследование по изучению профессиональной мотивации обучающихся подросткового возраста и их профессиональных интересов проводилось в МАОУ «СОШ № 67 г. Челябинска» в период с 2014 по 2017 г.г. Общая выборка испытуемых составила 45 человек, из них 24 мальчика и 21 девочка.

В психолого-педагогической литературе отмечается разнообразие методик диагностирования профессиональных интересов обучающихся, например, «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой, «Мотивы выбора профессии» С. Гриншпуна, «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова, «Опросник» Дж. Голланда, «Карта интересов» А.Е. Голомштока, «Активизирующие опросники профессионального самоопределения» Н.С. Пряжникова, «Изучение профессиональных намерений» Л.М. Фридмана, И.Я. Каплунович. Для изучения сформированности профессиональных интересов у подростков нами был использован опросник «Карта интересов» А.Е. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной [7]. Именно этот опросник позволил нам определить интересы у обучающихся подросткового возраста к различным видам профессиональной деятельности человека. С целью изучения мотивации к выбору профиля обучения обучающимся было предложено ответить на вопрос «Что оказало (кто оказал) наибольшее влияние на выбор профиля обучения?». Из вариантов ответов были предложены следующие:

1) родители;

2) учителя;

3) средства массовой информации (радио, телевидение, газеты);

4) товарищи или одноклассники;

5) родственники;

6) личные предпочтения и склонности;

7) возможности и способности;

8) состояние здоровья;

9) востребованность профессии на рынке труда;

10) полезность результата профессиональной деятельности;

11) престижность профессии;

12) хорошая зарплата;

13) интересная и содержательная работа. Представим результаты исследования на рисунке 1.

Рисунок 1 - Распределение степени выраженности профессиональных интересов у подростков по возможным направлениям профессиональной деятельности

Как видно из рисунка 1, по результатам исследования в 2014-2015 учебном году в наибольшей степени у подростков выражен интерес к такому направлению профессиональной деятельности, как «спорт и военное дело» - 15% опрошенных, на втором месте находится «физика и математика» - 14% опрошенных, третье место занимают такие направления профессиональной деятельности, как «радиотехника и электроника» и «предпринимательство и домоводство» - 12% опрошенных. По результатам исследования в 2015-2016 учебном году в рейтинге выбранных направлений профессиональной деятельности первое место занимает «физика и математика» - 40% опрошенных, второе место занимает «химия и биология» - 27% опрошенных, на третьем месте находится «радиотехника и электроника» - 11% опрошенных.

Результаты изучения профессиональных интересов у обучающихся на средней ступени общего образования в 2014-2016 г.г. позволяют отметить увеличение количества выборов обучающимися такого направления профессиональной деятельности, как «физика и математика» с 14% опрошенных в 2014-2015 учебном году до 40% опрошенных в 2015-2016 учебном году. Таким образом, отмечаются существенные изменения в выборе обучающимся направлений профессиональной деятельности на этапе их предпрофильной подготовки.

Следует отметить, что результаты изучения профессиональных интересов у обучающихся среднего звена соотносятся с результатами выбора ими профиля обучения в 2016-2017 учебном году. Так, наибольший процент выбора обучающимся в 2015-2016 учебном году составило такое направление профессиональной деятельности, как «физика и математика» (40% обучающихся), и в 2016-2017 учебном году наибольший процент при выборе профиля обучения составил физико-математический профиль (43% обучающихся).

Результаты исследования свидетельствуют о том, что у обучающихся подросткового возраста на средней ступени общего образования профессиональные интересы находятся в стадии формирования и имеют различия по направлениям профессиональной деятельности. Считаем, что возможные различия по направлениям профессиональной деятельности у подросткового возраста обусловлены определенными мотивами. В ка-

Барышникова Елена Викторовна psychological

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ И ИНТЕРЕСА ... science

честве мотивов могут выступать «предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания» [цит. по: 8].

По результатам проведенного исследования с целью изучения мотивации к выбору профиля обучения у обучающихся подросткового возраста среди мотивов, влияющих на выбор профиля обучения, преобладающее значение имеет мотив «личные предпочтения и склонности» (77% опрошенных), на втором месте находится мотив «хорошая зарплата» (45% опрошенных), на третьем - «интересная и содержательная работа» (41% опрошенных). Результаты изучения мотивов выбора подростками профиля обучения показали, что 23% опрошенных при выборе профессии ориентируются на свои возможности и способности, на 18% опрошенных наибольшее влияние оказали средства массовой информации, востребованность профессии на рынке труда, ее престижность и полезность от результата профессиональной деятельности. Только 4,5% опрошенных подростков при выборе профессии учитывают свое состояние здоровья, мнение своих родителей, учителей, одноклассников или товарищей.

Таким образом, результаты проведенного исследования показывают, что мотивация к выбору профиля обучения у обучающихся подросткового возраста неустойчива. При выборе профиля обучения у обучающихся в основном преобладают внутренние мотивы. Однако немаловажными в выборе профиля обучения являются и внешние мотивы, например, такие как «хорошая зарплата».

Следует отметить неустойчивость профессиональной мотивации среди обучающихся подросткового возраста в исследованиях других ученых. Так, в исследовании И.П. Смирнова в 2000 году отмечается, что на выбор профессии обучающимися «наиболее существенно влияют советы родителей» (34,4%) [9]. Результаты исследования И.П. Смирнова в 2010 году позволяют отметить преобладание внешних мотивов, например, ведущим остается мотив «стремление стать самостоятельным, материально независимым человеком» (40,7%) и мотив «в будущем иметь хороший материальный заработок» (37,3%).

В исследованиях В.К. Макарова и Е.А. Борисовой в 2012 году указывается на преобладание внешней мотивации при выборе профессии, так подростками выдвигается на первый план престижность и привлекательность выбранной профессии [10].

Результаты исследования с целью выявления мотивации профессионального выбора, полученные в 2014 году учеными Н.М. Глебовой и Е.Е. Грязновой, свидетельствуют о том, что основными мотивами при выборе профессии школьниками являются «собственные увлечения и интересы» [11].

Изучение мотивов выбора профессии обучающимися в 2016 году Д.А. Матюшиной так же показывают преобладание внутренних мотивов при выборе профессии [12].

Считаем, что существующие различия в результатах исследования мотивации к профессиональной деятельности у обучающихся подросткового возраста могут быть обусловлены не только возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, спецификой предпрофильной подготовки и региональными условиями, но и проведением или отсутствием целенаправленной работы по формированию профессиональных интересов у обучающихся подросткового возраста на этапе основного общего образования.

Таким образом, полученные результаты исследования имеют практическую значимость, поскольку знание педагогом-психологом мотивов выбора профессии обучающимися и их профессиональных интересов поможет ему в дальнейшем скорректировать работу по профессиональному самоопределению обучающихся на этапе профильного обучения, а обучающимся позволит 286

не ошибиться в выборе направления профильного обучения на этапе среднего общего образования и выбрать тот профиль обучения, который бы наиболее всего соответствовал его психическому и физическому развитию, его состоянию здоровья, индивидуальным интересам, способностям и возможностям.

Опираясь на положение Д.Б. Эльконина о том, что ведущей деятельность в старшем школьном возрасте является учебно-профессиональная [цит. по: 13], с учетом результатов исследований ученых, рассмотренных нами выше, считаем, что необходимо активизировать работу по подготовке обучающихся к выбору профиля обучения и формированию устойчивых профессиональных интересов с ориентацией на индивидуализацию профессионального и личностного самоопределения обучающихся, что в свою очередь обусловит, на наш взгляд, осознанный профессиональный выбор, т.е. преобладание внутренних мотивов при выборе профессии или профиля обучения. В данном направлении считаем важным указать не только на учет возрастных особенностей профессионального самоопределения обучающихся, но и на необходимость целенаправленной профориентационной работы в деятельности педагога-психолога с целью развития у обучающихся профессионально важных качеств и способностей, соответствующих характеристикам выбранной профессии.

Важнейшими направлениями в деятельности педагога-психолога по подготовке обучающихся к выбору направления профильного обучения могут быть следующие: профессиональное просвещение, профессиональное консультирование, психологическая поддержка. Данные направления подробно рассмотрены в публикациях автора, в частности, в статье, раскрывающей основные направления деятельности педагога-психолога по подготовке обучающихся к выбору инженерных профессий [14]. Значимыми в профориентационной работе педагога-психолога могут быть исследования Н.С. Пряжникова и Л.С. Румянцевой, в частности, по определению особенностей организации профессиональной работы обучающихся, содержащие методические рекомендации по сопровождению обучающихся на этапе профессионального самоопределения [15]. Основные направления организации профильного обучения обучающихся достаточно подробно раскрывают в своих исследованиях Э.И. Печерица, С.Н. Чистякова и Н.Ф. Родичев, которые могут быть ориентирами в работе педагога-психолога по проведению профориентаци-онной работы с обучающимися подросткового возраста [16; 17]. Может быть полезна, на наш взгляд, педагогам и психологам в профориентационной работе с обучающимися программа предпрофильной подготовки, представленная в работах Г.В. Резапкиной [18]. Важным в этом направлении считаем исследования доктора педагогических наук Е.А. Пахомовой, раскрывающие аспекты педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся [19; 20].

Итак, по результатам проведенного исследования сформулируем выводы:

1. Результаты исследования свидетельствуют о неустойчивости профессиональных мотивов и интересов у обучающихся подросткового возраста.

2. Изучение мотивации и интереса к выбору профиля обучения у обучающихся подросткового возраста позволит педагогам и психологам целенаправленно решать задачи профессионального образования с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся и будет способствовать достижению положительных результатов в этом направлении.

3. Формирование устойчивых мотивов и интереса к выбору профиля обучения у обучающихся подросткового возраста предполагает целенаправленную работу с ориентацией на индивидуальные особенности обучающихся и их личные интересы.

Перспективой дальнейшего исследования может

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)

психологические науки

Барышникова Елена Викторовна ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ И ИНТЕРЕСА ...

быть выявление и апробация психолого-педагогических условий организации профильного обучения обучающихся на этапе среднего общего образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Новосибирск: Норматика, 2013. 128 с.

2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. URL: http://eidos.rn/ joumal/2002/0920.htm (дата обращения: 20.07.2017).

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996. 509 с.

4. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.

5. Гафла Е.С. Психолого-педагогические подходы к сущности понятия «мотивация» в научных исследованиях // Новые технологии. 2012. № 1. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-podhody-k-suschnosti-ponyatiya-motivatsiya-v-nauchnyh-issledovaniyah (дата обращения: 23.07.2017).

6. Профессиональные интересы. URL: http://azps.ru/ handbook/p/prof313.html (дата обращения: 24.07.2017).

7. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2006. 124 с.

8. Бажук О.В. Повышение мотивации к учебно-профессиональной деятельности школьников и студентов. Омск: Полиграфический центр КАН, 2015. 64 с.

9. Смирнов И.П. Тенденции мотивации при выборе профессии // Профессиональное образование. Столица, 2011. № 1. С. 33-38.

10. Макаров В.К., Борисова Е.А. Исследование степени готовности к выбору профессии старшеклассниками // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2012. № 1. С. 131-132.

11. Глебова Н.М., Грязнова Е.Е. Определение мотивов и воздействующих факторов при выборе молодежью профессии // Современные научные исследования: теория, методология, практика. 2014. № 4. С. 304-313.

12. Матюшина Д.А. Мотивы выбора профессии старшеклассниками. URL: http://novainfo.ru/article/6001 (дата обращения: 24.07.2017).

13. Соколова Д.В. Исследование уровня готовности старшеклассников к выбору профессии // Научный альманах. 2012. № 2 (2). С. 262-270.

14. Барышникова Е.В. Основные направления деятельности педагога-психолога по подготовке обучающихся к выбору профессии в системе «человек-машина» / Пропедевтика инженерной культуры обучающихся в условиях модернизации образования: сб. мат.-лов Всерос. науч.-практ. конф. (02-03 декабря 2015 г., г. Челябинск). Челябинск: ООО «Лаборатория знаний», 2015. С. 50-53.

15. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Профориентация в школе и колледже. Игры, дискуссии, задачи-упражнения. М.: Академия, 2014. 304 с.

16. Печерица Э.И. Особенности реализации профильного обучения школьников в условиях введения ФГОС // Вестник ТГПУ. 2014. 6 (147). С. 102-107.

17. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. От учебы к профессиональной карьере. М.: Академия, 2012. 176 с.

18. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. М.: Генезис, 2017. 208 с.

19. Пахомова Е.А. Критерии результативности педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся // ЧиО. 2016. №4 (49). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-rezultativnosti-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-professionalnogo-samoopredeleniya-obuchayuschihsya (дата обращения: 25.07.2017).

20. Пахомова Е.А. Становление территориальной многоуровневой системы педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучаю-

щихся: автореф. на соиск. ученой степ. д-ра пед. наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования / Елена Алексеевна Пахомова. URL: http://dlib. rsl.ru/viewer/01003061040#?page=1 (дата обращения: 25.07.2017).

Статья поступила в редакцию 09.08.2017.

Статья принята к публикации 25.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.