УДК 373.6
Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников
Проектная деятельность как средство профессионального самоопределения школьников
В статье рассматривается важность профессионального самоопределения школьников, определяется его сущность, обосновывается актуальность проектной деятельности в свете Федеральных государственных образовательных стандартов, показаны возможности этой деятельности для профессионального самоопределения учащихся. Автором выделяются и характеризуются функции проектной деятельности как средства профессионального самопредления. Особое внимание уделяется рассмотрению использования проектной деятельности в процессе предпрофильной подготовки школьников, которая организуется при завершении обучения в основной школе; определяются требования, связанные с организацией непосредственно проектной деятельности самих детей, а также требования, обеспечивающие создание условий, повышающих эффективность проектной деятельности как средства профессионального самоопределения. Обосновывается необходимость организации проектной деятельности с учетом всех сфер трудовой деятельности в соответствии с разнообразием предметов труда, подчеркивается важность психолого-педагогического сопровождения проектной деятельности, основу которой составляет диагностика результатов проектной деятельности, процесса формирования жизненных и профессиональных планов. Автор показывает возможности проектной деятельности для диагностики профессиональных склонностей учащихся, называются положения, которыми целесообразно руководствоваться, осуществляя диагностику в процессе проектной деятельности и определяя образовательные и профессиональные планы; подчеркивается необходимость согласованных действий педагогов и родителей при сопровождении проектной деятельности школьников.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение школьников, проектная деятельность, предпрофильная подготовка, педагогическое сопровождение.
L. V. Baiborodova, L. N. Serebrennikov
Design Activity as a Means of Schoolchildren's Professional Self-Determination
In the article importance of schoolchildren's professional self-determination is considered, its essence is defined, urgency of the design activity in the light of the Federal state educational standards is proved, possibilities of this activity for pupils' professional self-determination are shown. The author allocates and characterizes functions of the design activity as a means of the professional self-determination. The special attention is paid to consideration of use of the design activity in the course of schoolchildren's prepro-file training which is organized at the end of training in the comprehensive school; the requirements connected with the organization of the directly design activity of children, and also the requirements providing creation of conditions, raising efficiency of the design activity as a means of professional self-determination are defined. Necessity to organise the design activity taking into consideration all spheres of work according to the variety of objects of the labour is proved, importance of the psychologicaly and pedagogical support of the design activity which basis consists in diagnostics of results of the design activity, the process of formation of vital and professional plans is emphasized. The authors show possibilities of the design activity to diagnose pupils' professional tendencies, are named statements which should be regarded as guidelines making diagnostics in the process of the design activity and defining educational and professional plans; is emphasized necessity in coordinated actions of teachers and parents in support of the schoolchil-dren's design activity.
Keywords: schoolchildren's professional self-determination, a design activity, preprofile training, pedagogical support.
Проблема профессионального самоопределения является актуальной для учащихся и их родителей. Особенно она волнует выпускников основной и средней школы, когда нужно сделать обоснованный выбор своего дальнейшего образования, профессионального пути. Куда, в какую сферу предпочтительно пойти работать в будущей практической жизни? Кем быть? Помочь найти ответы на главные вопросы жизни молодого человека должна школа. На это нацелена профориентационная работа, цель которой - помочь ребенку выбрать сферу деятельности, про-
фессию, отвечающую его способностям и возможностям, содействовать развитию профессиональных склонностей и интересов [3].
Результатом и высшим уровнем профориентации является профессиональное самоопределение, когда человек готов самостоятельно и осознанно делать ответственный профессиональный выбор без посторонней помощи на основе самооценки своих качеств и в соответствии со своими интересами и потребностями. Профессиональное самоопределение - это процесс, который влияет на весь жизненный путь человека, поскольку ре-
© Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н., 2014
бенок должен совершить профессиональный выбор по окончании школы [3].
Многолетние исследования и опыт убеждают в том, что важнейшее средство, позволяющее сделать ребенку осознанный профессиональный выбор, - специально организованная и разносторонняя деятельность, где ученик может раскрыть свои возможности, проверить и актуализировать потребности и интересы. Особенно эффективной для профессионального самоопределения является проектная деятельность, которая помогает выявить и развить профессиональные склонности ребенка, уровень сформированности важных личных качеств и универсальных учебных действий.
Под проектной деятельностью школьников мы понимаем творческую работу по решению актуальной проблемы, цели которой определяются и достигаются самими детьми в процессе самостоятельного освоения новой для них информации, при этом создается реальный или идеальный продукт, отличающийся объективной или субъективной новизной.
Проектная деятельность решает ряд важных педагогических задач:
- применение учащимися базовых знаний и умений, усвоенных ими на уроках, для поиска и решения разннообразных, в том числе социальных, семейных, личных проблем;
- стимулирование самостоятельной познавательной деятельности детей, когда они ищут заинтересованно способы решения поставленной ими проблемы, осваивая новую информацию и новые способы деятельности;
- многоаспектное рассмотрение сложных объектов с точки зрения нескольких наук, что стирает границы между школьными предметами, показывает учащимся взаимосвязь между различными явлениями, приближая учебный процесс к реальным жизненным ситуациям;
- участие детей в социально значимой, созидательной и преобразовательной деятельности, которая обеспечивает формирование различных социальных компетентностей, многих личностных качеств, профессиональных интересов [2].
В педагогической практике использование проектной деятельности может целенаправленно решать задачи субъектно-ориентированного образования. Ее особенность заключается в том, что дети сами выбирают проблему, которая их интересует, источники информации и способы ее решения, самостоятельно выполняют проект, оценивают полученный продукт и свою работу. В этой связи проектная деятельность соответствует
способностям детей и направлена на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов [1].
Относительно формирования профессионального самоопределения школьников проектная деятельность может выполнять следующие функции:
- диагностическую - участие в проекте позволяет объективно оценить достижения ребенка в различных сферах деятельности, определить образовательные результаты, выявить уровень сформированности личностных качеств, важных для будущей профессии;
- функцию актуализации - участие в проектной деятельности помогает самому ребенку осознать свои способности и склонности, убедиться в правильности своих профессиональных намерений;
- формирующую - поскольку проектная деятельность предоставляет широкие возможности для творчества и самостоятельности ребенка, то участие в ней активизирует формирование социально и профессионально важных качеств личности, причем выбор типа проекта (например, индивидуальный или групповой), его содержания может осуществляться с учетом того, какие качества важно развивать у ребенка с учетом выбранной или предполагаемой профессии;
- функцию самореализации - наибольшее удовлетворение школьник получает от выполненной им самостоятельной деятельности, в результате которой он получает и демонстрирует собственный продукт, убеждаясь в правильности своего профессионального выбора;
- стимулирующую - участвуя в проектной деятельности, ребенок проявляет те качества и способности, которые ранее не были обнаружены, то есть выполнение проекта позволяет выявить скрытые возможности и склонности ребенка;
- корректирующую - объективные данные о профессиональных клонностях учащегося, полученные в ходе выполнения проектов, позволяют внести изменения в индивидуальные образовательные и профессиональные замыслы, планы ребенка.
В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования подчеркивается необходимость использования проектной деятельности при обучении и воспитании детей, начиная с первого класса [5]. На первых этапах учащиеся обучаются решению проектных задач, постепенно осваивая выполнение различных видов индивидуальных и групповых, учебных и социальных проектов, способствующих
формированию познавательных и профессиональных интересов.
Особое место проектная деятельность занимает на этапе предпрофильной подготовки (ППП) в основной школе. Она стимулирует дальнейшее направляемое педагогами самостоятельное образование во внеурочной и внешкольной учебной деятельности, дополнительное образование школьников.
Организуя предпрофильную подготовку, важно учитывать, что самостоятельное управление собственным образовательным развитием формируется у учащихся только на основе личного опыта профессионально значимой практической деятельности. Ответ на вопросы: «Кем быть?», «Какое для этого требуется образование?» предполагает апробацию принятых решений в практической и образовательной деятельности. Большие возможности для этого предоставляет проектная деятельность, обеспечивая успешность профессионального самоопределения.
Критериями для изучения результатов профессионального самоопределения являются ориентированность, мотивированность и подготовленность учащихся. Достижение целей профессионального самоопределения характеризуется составлением жизненных и профессиональных планов выпускников основной школы и разработкой стратегии их реализации в процессе адекватного образовательного развития. Важнейшим критерием успешности профессионального самоопределения в процессе проектной деятельно -сти является достижение готовности учащихся к выбору направления образовательного развития, показателями которой выступает ориентированность школьника на рынке труда и образования, формирование социально-профессиональных интересов и устремлений, идентификация образовательных способностей и профессионально важных качеств в соответствии с предпочтениями и возможностями учащихся.
Проектная деятельность становится важным средством профессионального самооределения школьников в процессе предпрофильной подготовки при соблюдении ряда требований [2, с. 65-67].
Первая группа требований связана с организацией непосредственно проектной деятельности самих детей.
1. Направленность проектной деятельности на выявление и развитие интересов и профессионально важных качеств.
2. Актуальность, то есть обеспечение личной, общественной и педагогической значимости це-
лей проектной деятельности с учетом интересов и потребностей учащихся, ориентация на более высокий уровень их достижений с целью выявления способностей.
3. Взаимодействие проектной и предметной учебной деятельности с учетом зоны ближайшего развития учащихся. Развитие потребности приобретения новых знаний в процессе проектной деятельности.
4. Комплексная реализация различных составляющих проектной деятельности. Взаимодействие познавательной, коммуникативной, преобразовательной, эмоциональной и ориентационно-волевой составляющих проектной деятельности на основе творческого решения практических задач в системе базового, дополнительного и самостоятельного образования школьников.
5. Успешность и перспективность проектной деятельности, создающая возможность приобрести уверенность в своих возможностях, социль-ный опыт, необходимый для реализации дальнейших профессиональных планов.
Реализация другой группы требований обеспечивает создание условий, повышающих эффективность организации проектной деятельности в образовательном учреждении как средства профессионального самоопределения. Назовем наиболее важные требования.
1. Целостность системы проектного обучения в соответствии с разнообразием предметов труда, т.е. реализация системы проектов во всех сферах социально-трудовой деятельности (человек -природа, человек - техника, человек - знаковая система, человек - художественный образ, человек - человек), обеспечение межпредметного взаимодействия в процессе проектной деятельности.
2. Гармоничность структуры учебных проектов. Выполнение каждого проекта в системе областей социально-трудовой практической деятельности в соответствии с классификацией предметов труда на основе единства материального, информационного, технического, социального и художественно-эстетического аспектов достижения поставленной цели.
3. Соответствие проблематики и содержания проектов современному уровню науки и техники, задачам развития системы образования и социально-экономического прогресса. Недопустимость примитивизации и искажения реальных технологических и социальных процессов, осуществление проектной деятельности с учетом
современного состояния и перспектив развития общества и производства.
4. Разносторонний характер проектной деятельности с учетом многообразия целей и структуры профессионального разделения труда. Выполнение проектов в соответствии с классами профессий на основе дифференциации и интеграции различных видов деятельности.
5. Адекватность содержания проектной деятельности уровню подготовки и специфике контингента учащихся, учет возможностей кадрового и ресурсного обеспечения. Соответствие проектной деятельности научно-методическому, организационному и материально-техническому уровню образовательного процесса.
6. Согласованность задач и содержания учебных дисциплин, урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования детей при выборе тематики и проблем проектов, их разработке и реализации.
7. Открытость системы проектной деятельности. Комплексное использование образовательных ресурсов социума, участие родителей. Расширение образовательного пространства на основе взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования, производственных структур.
8. Координация действий организаторов проектной деятельности школьников в соответствии с конкретными условиями, социальным и производственным заказом.
Организация проектной деятельности в различных сферах деятельности в соответствии с типологией предметов труда позволяет сформировать целостную структуру предпрофильной подготовки на общей концептуальной основе, то есть проектная деятельность школьников может быть построена на основе социально-трудовых сфер в соответствии с классификацией предметов труда [4]. Каждая из социально-профессиональных сфер может быть представлена в виде подсистем областей практической деятельности в техническом, естественнонаучном, эстетическом, социальном, информационном аспектах. Выполнение проекта должно охватывать указанные направления в соответствующих областях деятельности с учетом разнообразия предметов труда [3].
Структурные отличия профессий и специальностей связаны с разным содержанием и соотношением физической и интеллектуальной составляющих практической деятельности и соответствующим уровнем необходимого образова-
ния. В связи с этим свободный выбор и выполнение предпочтительных профессиональных функций в процессе коллективной проектной деятельности могут служить основанием для самоидентификации учащихся и выявления природо-сообразных уровней и направлений последующего образовательного развития в соответствии с личными интересами и способностями учащихся.
Комплексное построение проектов по широкому спектру областей деятельности повышает их адаптивность, поскольку дает возможность каждому найти дело по душе. Проектная учебная деятельность предполагает сочетание различных видов деятельности, связанных с реализацией определенных профессиональных ролей (исследователя, менеджера, конструктора, технолога, рабочего, оператора и др).
Большие возможности для повышения вариативности и свободы выбора учащимися содержания, видов и форм деятельности создают коллективные общешкольные проекты. В этом случае формируются микрогруппы для выполнения подпроектов по сферам деятельности, при этом они взаимодействуют и подчиняются единой цели. Объединение подпроектов по сферам деятельности единой идеей коллективного проекта обеспечивает свободу выбора образовательного продвижения в соответствии с развитием интересов и возможностей учащихся.
Взаимодействие подпроектов в работе над общей проблемой позволяет решать отдельные задачи путем их совместного выполнения в смежных областях деятельности. Оно осуществляется в процессе перехода от одной задачи к другой как внутри конкретного проекта, так и между проектами, связанными с решением общих проблем. Коллективное планирование и выполнение работ позволяют переносить их практическое обеспечение с одного проекта на другой, составляя межпроектный «банк заказов» совместной деятельности при переходе от предметов к средствам труда и наоборот.
Проектная деятельность школьников требует соответствующего психолого-педагогического сопровождения. Основу этого сопровождения составляет диагностика результатов проектной деятельности, процесса формирования жизненных и профессиональных планов, которая включает в себя изучение результатов выбора сфер и видов деятельности, развития интересов и устремлений, выявление склонностей и способностей учащихся на основе данных анкетирования и проявления профессионально важных качеств в
практической и познавательной деятельности учащихся. Выполнение творческих проектов в условиях профессионально-ролевого разделения труда позволяет реализовать диагностико-ориентационную функцию по выявлению предпочтительных для учащихся видов и форм практической деятельности и соответствующего содержания последующего образования. Актуальность тематики, широта задач и продолжительность коллективной практической деятельности также создают благоприятные условия для выявления интересов и возможностей учащихся.
Для диагностики способностей учащихся педагог целенаправленно повышает уровень требований к выполнению проектов и соответственно к содержанию необходимых знаний, переводя учебную ситуацию из зоны актуального развития в зону ближайшего развития ребенка. Создание потребности в дополнительных знаниях для выполнения конкретных практических действий определяет для учащихся условия выбора адекватного уровня индивидуального образовательного развития. Таким образом, в процессе проектной деятельности диагностика образовательных возможностей учащихся происходит в при-родосообразной форме в процессе дополнительной предметной подготовки в соответствии с требованиями, которые предъявляются к избираемым видам деятельности.
Учащиеся, которые в процессе проектной деятельности предпочитают роли исполнителей, тяготеют к решению несложных практических задач и не проявляют интереса к получению дополнительных знаний, имеют основания для выбора после окончания основной школы одного из направлений образовательного развития в системах начального либо среднего профессионального образования.
Учащиеся, решающие в проектах задачи повышенной сложности в выбранных областях деятельности с применением знаний дополнительных предметных курсов, проявляют способности к получению в дальнейшем высокого уровня профессионального образования, для подготовки к которому может быть рекомендовано профильное обучение в 10-11 классах старшей школы.
Получение учащимися дополнительного образования должно осуществляться на принципах добровольности и свободы проявления учебно-познавательных интересов и устремлений ребенка. Ведущей задачей в этом аспекте является не столько получение новых знаний (хотя это тоже необходимо), сколько выявление предпочтений и диагностика возможностей ребенка в его приро-
досообразном образовательном развитии. Из числа добровольных участников дополнительных предметных курсов по выбору естественным образом формируется будущий контингент учащихся старшей школы.
Опыт показывает, что выбор проекта, роли в проектной деятельности и результаты участия в различных видах практической и учебно-познавательной деятельности составляют основу диагностики и разработки рекомендаций для образовательного развития учащихся.
При анализе проектной деятельности, принимая решения о дальнейшем образовании ребенка, целесообразно руководствоваться следующими положениями [2].
В процессе проектной деятельности, осуществляя промежуточную диагностику, можно зафиксировать изменение предпочтений ребенка. Это следует рассматривать как положительное явление, поскольку дети более подробно знакомятся с широким миром трудовой деятельности, практически пробуют себя в различных типах профессий, узнают для себя много интересного, и в результате по-новому определяются с выбором профессионального направления.
Если выбор ребенка будущей профессии не совпадает с результатами диагностики, то ему предлагается вариант проекта, в котором он будет совмещать два направления. Например, по результатам диагностики у ученика предпочтительным является тип профессии человек-художественный образ, а в анкете он выбирает тип человек - техника. В этом случае целесообразно участие ученика в проекте по типу человек - техника и выполнение в нем работы дизайнера, например, создание эскиза беседки. Или наоборот: ребенок участвует в проекте по типу человек-художественный образ, а выполняет в нем работу по созданию декораций.
Материалы диагностики, полученные в процессе проектной деятельности, позволяют корректировать образовательный процесс с целью достижения готовности выпускников основной школы к выбору направления дальнейшего образовательного развития. Важную роль при этом играют не только показатели выбора сферы деятельно -сти, но и характер принятия решения, уровень самостоятельности в определении жизненных и профессиональных планов. Для уточнения этих данных может использоваться комплекс специальных методик: анкетирование и тестирование, а также результаты практической и учебно-познавательной деятельности детей в школе, приобретенные в про-
цессе дополнительного и самостоятельного образования. Для определения интересов и склонностей учащихся специалистами предлагаются методики «Карта интересов», тест Холланда, «Дифференцированный диагностический опросник» и др.
В экспертной работе по анализу результатов проектной деятельности, диагностике профессионального самоопределения школьников могут участвовать родители, психологи, учителя и специалисты, осуществляющие профориентационную работу со школьниками.
Если результаты диагностики расходятся с мнением родителей, то с ними проводится обсуждение на собрании или при индивидуальной встрече, где анализируются возможности и интересы учащегося, важность их учета в построении личных планов ребенка, определяются дальнейшие согласованные действия педагогов, родителей и ученика, направленные на уточнение образовательных и профессиональных планов учащегося и их реализацию.
Совместно составленные педагогами рекомендации в адрес семьи, учитывающие не только результаты диагностик (интересы, способности, склонности), но и учебные успехи ребенка, его поведенческие особенности, тип темперамента, характеристика классного руководителя, мнение учителей и специалистов, предлагаются для обсуждения родителям и ребенку, желательно в письменной форме, изложенные доступным языком. В дальнейшем целесообразно организовать встречу с семьей по составлению индивидуальной образовательной программы девятиклассника для обучения в старшей школе или определения дальнейшего образовательного маршрута учащегося; определить совместные действия взрослых и ученика, обеспечивающие успешность профессионального выбора и самоопределения.
Таким образом, проектная деятельность играет определяющую роль в профессиональном самоопределении школьников, она создает условия для разнообразной по содержанию и уровню практической деятельности в соответствии со способностями и предпочтениями учащихся, позволяет определить задачи и содержание дополнительного образования, уточнить или разработать образовательный маршрут ученика. Использование возможностей коллективной и индивидуальной проектной деятельности учащихся позволяет реализовать ситуацию выбора предпочтительного для каждого ребенка содержания и вида деятельности. Профессиональная диагностика, информация и консультации в процессе проектной деятельности способствуют самоопределению выпускников основной
школы и осознанному выбору последующего профессионально-образовательного маршрута либо профиля обучения в старшей школе.
Библиографический список
1. Байбородова Л. В. Особенности проектной деятельности сельских школьников [Текст] / Л. В. Байбородова // Ярославский педагогический вестник. - Том 2 (Психолого-педагогические науки) - 2013. - № 1. - С. 5459.
2. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. - М.: Просвещение, 2013. - 175 с.
3. Байбородова Л. В. Профориентация и самоопределение детей-сирот [Текст] / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников, А. П. Чернявская. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. - 247 с.
4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Е. А. Климов. - М.: ИЦ «Академия», 2004. - 304 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. - 2-е изд. - М.:Просвещение, 2011. - 31 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Bajborodova L. V. Osobennosti proektnoj deya-tel'nosti sel'skikh shkol'nikov [Tekst] / L. V. Bajbo-rodova // YAroslavskij pedagogicheskij vestnik. - Tom 2 (Psikhologo-pedagogicheskie nauki) - 2013. - № 1. - S. 54-59.
2. Bajborodova L. V. Proektnaya deyatel'nost' shkol'nikov v raznovozrastnykh gruppakh [Tekst]: po-sobie dlya uchitelej obshheobrazovatel'nykh organiza-tsij / L. V. Bajborodova, L. N. Serebrennikov. - M.: Prosveshhenie, 2013. - 175 s.
3. Bajborodova L. V. Proforientatsiya i samoop-redelenie detej-sirot [Tekst] / L. V. Bajborodova, L. N. Serebrennikov, А. P. CHernyavskaya. - Kalinin-grad: Izd-vo RGU im. I. Kanta, 2010. - 247 s.
4. Klimov E. А. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya [Tekst]: uchebnoe posobie dlya stu-dentov vuzov / E. А. Klimov. - M.: ITS «А!^^»», 2004. - 304 s.
5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'-nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovaniya [Tekst]. - 2-e izd. -M.:Prosveshhenie, 2011. - 31 s.