Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение внеурочной деятельности младших школьников'

Педагогическое сопровождение внеурочной деятельности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3414
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / PEDAGOGICAL SUPPORT / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / ELEMENTARY SCHOOL / JUNIOR SCHOOLCHILD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байбородова Людмила Васильевна, Широкова Елена Викторовна

В статье характеризуются особенности организации и функции внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, отмечаются возрастные особенности младшего школьника, рассматриваются задачи, принципы, этапы (диагностико-мотивационный, проектировочный, реализационный, аналитический) педагогического сопровождения внеурочной деятельности младших школьников, предлагаются средства формирования запроса учащихся и родителей на образовательные услуги, приводятся примеры диагностических процедур, с помощью которых определяются познавательные интересы и возможности школьника. Обращается внимание на составление индивидуальной образовательной программы, маршрута обучающегося. Определяются виды деятельности педагога, его взаимодействие с обучающимся и родителями на каждом этапе педагогического сопровождения, перечисляются методы и приемы, используемые при сопровождении внеурочной деятельности младшего школьника. Показан опыт сопровождения внеурочной деятельности младших школьников на различных этапах в Великосельской средней общеобразовательной школе Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области. В статье предложены критерии и средства оценки эффективности педагогического сопровождения младшего школьника с позиции младшего школьника, его родителей, педагога и образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байбородова Людмила Васильевна, Широкова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Support of Junior Schoolchildren’s Extracurricular Activities

In the article features of the organization and function of extracurricular activities in conditions of implementation of the federal state educational standard of the general primary education are characterized, age features of the junior schoolchild are noted, here are considered tasks, principles, stages (diagnostics motivational, design, realizable, analytical) of the pedagogical support of junior schoolchildren’s extracurricular activities, means to form pupils and parents’ inquiry for educational services are offered, examples of diagnostic procedures by means of which are defined cognitive interests and possibilities of the schoolchild are given. The attention is drawn to drawing up an individual educational programme, the schoolchild’s route. Kinds of the teacher’s activity, his interaction with schoolchildren and parents at each stage of the pedagogical support are defined, the methods and methods used at support of junior schoolchildren’s extracurricular activities are listed. Experience of support of junior schoolchildren’s extracurricular activities at various stages at Velikoselskaya high comprehensive school in the Gavrilov-Yam municipal district of the Yaroslavl region is presented. In the article criteria and means to assess efficiency of the pedagogical support of the junior schoolchild from the position of the junior schoolchild, his parents, the teacher and the educational organization are offered.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение внеурочной деятельности младших школьников»

УДК 37

Л. В. Байбородова, Е. В. Широкова

Педагогическое сопровождение внеурочной деятельности младших школьников

В статье характеризуются особенности организации и функции внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, отмечаются возрастные особенности младшего школьника, рассматриваются задачи, принципы, этапы (диагностико-мотивационный, проектировочный, реализационный, аналитический) педагогического сопровождения внеурочной деятельности младших школьников, предлагаются средства формирования запроса учащихся и родителей на образовательные услуги, приводятся примеры диагностических процедур, с помощью которых определяются познавательные интересы и возможности школьника. Обращается внимание на составление индивидуальной образовательной программы, маршрута обучающегося. Определяются виды деятельности педагога, его взаимодействие с обучающимся и родителями на каждом этапе педагогического сопровождения, перечисляются методы и приемы, используемые при сопровождении внеурочной деятельности младшего школьника. Показан опыт сопровождения внеурочной деятельности младших школьников на различных этапах в Великосельской средней общеобразовательной школе Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области. В статье предложены критерии и средства оценки эффективности педагогического сопровождения младшего школьника с позиции младшего школьника, его родителей, педагога и образовательной организации.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, внеурочная деятельность, начальная школа, младший школьник. L. V. Baiborodova, E. V. Shirokova

Pedagogical Support of Junior Schoolchildren's Extracurricular Activities

In the article features of the organization and function of extracurricular activities in conditions of implementation of the federal state educational standard of the general primary education are characterized, age features of the junior schoolchild are noted, here are considered tasks, principles, stages (diagnostics - motivational, design, realizable, analytical) of the pedagogical support of junior schoolchildren's extracurricular activities, means to form pupils and parents' inquiry for educational services are offered, examples of diagnostic procedures by means of which are defined cognitive interests and possibilities of the schoolchild are given. The attention is drawn to drawing up an individual educational programme, the schoolchild's route. Kinds of the teacher's activity, his interaction with schoolchildren and parents at each stage of the pedagogical support are defined, the methods and methods used at support of junior schoolchildren's extracurricular activities are listed. Experience of support of junior schoolchildren's extracurricular activities at various stages at Velikoselskaya high comprehensive school in the Gavrilov-Yam municipal district of the Yaroslavl region is presented. In the article criteria and means to assess efficiency of the pedagogical support of the junior schoolchild from the position of the junior schoolchild, his parents, the teacher and the educational organization are offered.

Keywords: pedagogical support, extracurricular activities, elementary school, a junior schoolchild.

Внеурочная деятельность школьников понимается как комплекс различных видов и форм деятельности, в которую включаются дети в свободное от учебных занятий время. В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) внеурочная деятельность заняла прочное официальное место в образовательном процессе, основной образовательной программе. В достижении образовательных результатов, формировании нравственных ценностей, социально значимых качеств внеурочная деятельность играет первостепенную роль, степень ее влияния на ребенка велика, так как ученик выбирает занятия во внеурочное время, исходя из своих интересов, мотивов.

Главные цели внеурочной деятельности - удовлетворение, развитие интересов и потребностей детей, освоение ими социально значимого опыта, обеспечение заказа родителей на образовательные услуги.

Во ФГОС определены требования к организации внеурочной деятельности школьников:

— внеурочная деятельность включается в вариативную часть БУПа школы и на нее отводится 10 часов в неделю;

— школа вправе сама определять, под какие виды внеурочной деятельности необходимо отдать часы;

— часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и родителей;

© Байбородова Л. В., Широкова Е. В., 2016

— аудиторных занятий не должно быть более 50 %;

— все виды внеурочной деятельности должны быть ориентированы на воспитательные результаты.

Внеурочная деятельность, в отличие от урока, в первую очередь обеспечивает развитие, удовлетворение интересов и потребности детей; предусматривает добровольность участия в делах и мероприятиях; предоставляет обучающимся возможность свободного выбора и самоопределения (сам ребенок определяет или выбирает содержание, формы, способы участия во внеурочной деятельности); позволяет реализовать свою индивидуальность и способности.

Внеурочная деятельность тесно связана с учебной и предусматривает внеклассную и внешкольную деятельность ребенка. Так, например, проектная деятельность может иметь старт на уроке для тех, кто проявил желание решить жизненно важную проблему, выявленную при изучении учебного материала, а затем, привлекая различные средства внеурочной деятельности, школьник выполняет проект, используя опыт, приобретенный в кружке или каком-либо детском объединении.

Эти глубокие связи, их целесообразность подтверждают основные функции внеурочной деятельности [4]:

— образовательная - содействует достижению образовательных результатов (предметных, мета-предметных, личностных), способствует углубленному изучению предметов;

— воспитательная - направлена на воспитание личностно и социально значимых качеств личности (нравственности, гражданской ответсвенно-сти, социальной активности и устойчивости, трудолюбия и др.);

— социализирующая - обеспечивает освоение различных социальных ролей, системы социальных отношений;

— развивающая - способствует развитию всех сфер индивидуальности ребенка (мотивацион-ной, интеллектуальной, эмоциональной, волевой, практической, экзистенциональной, сферы саморегуляции);

— компенсаторная - позволяет удовлетворить потребность ребенка в той информации, которая не получена им на уроке, в тех видах деятельности, которые невозможно организовать на уроке; выявить и развить умения и навыки, к которым имеются особые способности, но учебная деятельность не позволяет этого добиться;

— корректирующая - предусматривает выявление способностей, склонностей, которые важно учесть в учебной деятельности для развития мотивации и достижения более высоких образовательных результатов;

— реабилитационная - позволяет ребенку, который испытывает проблемы в учебе, проявить, реализовать себя в наиболее благоприятном и успешном для него виде деятельности, завоевать уважение и признание сверстников, окружающих людей.

При организации внеурочной деятельности детей необходимо учитывать следующие требования [3]:

— цели и задачи деятельности конкретного ребенка и детского коллектива определяются самими школьниками и их родителями;

— ребенок и родители участвуют в разработке программы воспитания, определяют характер, содержание и формы его участия во внеурочной деятельности;

— программа воспитания и социализации школьников, план внеурочной деятельности коллектива, каждая форма - это результат коллективного поиска всех участников образовательного процесса;

— обеспечивается вариативность организация внеурочной деятельности, разнообразие ее видов и форм;

— не допускается регламентация, формализм, диктат, давление при организации внеурочной деятельности детей;

— предусматривается развитие самоорганизации и самоуправления в детских объединениях;

— стимулируется самодеятельность и инициатива школьников;

— предполагается субъект-субъектный, партнерский характер взаимодействия педагогов и учащихся;

— внеурочная деятельность детей не ограничивается стенами класса, образовательного учреждения, а может быть организована в семье, учреждениях дополнительного образования, в общественных организациях, на природе и т. д.;

— используются ресурсы социального окружения.

Необходимо отметить особенно важную роль семьи в организации внеурочной деятельности школьников, большие воспитательные и образовательные возможности взаимодействия детей и родителей при организации самых различных видов и форм деятельности во внеурочное время.

Успешность внеурочной деятельности школь-

ников зависит от того, в какой мере учитываются возрастные возможности и потребности детей. Младший школьный возраст - важный этап развития интересов и потребностей ребенка. Хронологические границы этого этапа могут быть условно определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения [1]. Младший школьник, с одной стороны, проявляет социальную активность, имеет часто свое мнение, обладает большим потенциалом интеллектуальных, познавательных возможностей и желаний, с другой стороны, у него проявляется неустойчивость интересов к тем или иным видам деятельности, он переменчив в своих желаниях, не всегда может объяснить свои действия и поступки. В этот период возрастного развития у школьника уже есть различные интересы, и в то же время ребенок часто затрудняется сделать выбор внеурочных занятий, а тем более обосновать этот выбор.

Несмотря на то, что младший школьник, особенно первоклассник, испытывает трудности в организации своей жизнедеятельности во внеурочное время, педагогу важно учитывать, что ребенок в своем развитии не объект воспитательных усилий, а субъект, добровольно, активно, сознательно участвующий в деятельности. Это значит, что учитель не решает за ребенка, а сотрудничает, обсуждает с ним и его родителями вопросы, связанные с организацией его занятий во внеурочное время. Очень точно подчеркивал роль педагога К. Д. Ушинский: «...не учить, а только помогать учиться» [8, с. 24], что, по сути, предполагает не организацию мероприятий с ребенком, а его сопровождение, которое опирается на деятельность самого ребенка.

Сопровождение ученика предполагает веру в его силы и возможности. Сопровождать - не значит вести за руку, решать всегда за ребенка, оберегать его от всех возможных опасностей. Это значит быть рядом, побуждать к самостоятельности, сорадоваться успехам, помогать преодолевать возникающие трудности. Сопровождение связывают с понятием поддержки, понимают его как обеспечение условий для развития ребенка, помощь ему в процессе вхождения в «зону ближайшего развития».

Анализ литературных источников показал, что педагогическое сопровождение можно рассматривать в нескольких аспектах:

— как профессиональную деятельность педагога, способного оказать помощь и поддержку в индивидуальном развитии ребенка;

— как процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих ребенку сделать нравственный самостоятельный выбор при решении жизненных задач;

— как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого;

— как технологию, включающую ряд последовательных этапов деятельности педагога дополнительного образования по обеспечению образовательных и жизненных достижений детей;

— как систему, характеризующую взаимосвязь и взаимообусловленность элементов: целевого, содержательного, процессуального и результативного [7].

Важнейшим аспектом сопровождения являются отношения. Позитивные отношения педагогов и детей влияют на реализацию интеллектуальных возможностей ребенка, поэтому необходимо формирование или становление особого типа отношений «взрослый-ребенок», которые гарантируют ребенку доброжелательное принятие, поддержку и помощь. Это особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач его образования и развития.

Педагогическое сопровождение в начальной школе ориентировано на обеспечение условий выявления, реализации и осознания индивидуальных познавательных интересов. При этом миссия педагога состоит не только в оказании помощи младшему школьнику при совершении выбора, но и в формировании потребностей и развитии ин-тресов.

Одна из задач сопровождения внеурочной деятельности ребенка - к концу обучения в начальной школе сформировать осознанный и обоснованный запрос ребенка на занятия во внеурочное время, чтобы ребенок успевал и учиться, и удовлетворять свои потребности, интересы и склонности. В первом классе запрос на внеурочные занятия может поступить от родителей или от педагога - на основе изучения ребенка. В дальнейшем создаются условия, позволяющие ребенку поучаствовать в различных видах деятельности, попробовать свои силы на различных занятиях, чтобы он мог проявить себя, осознать свои достижения и склонности, а к четвертому-пятому классу выбрать приоритетное направление для занятий во внеурочное время и обоснованно определить круг своих интересов.

Осуществляя сопровождение внеурочной деятельности младших школьников, педагог должен обеспечить реализацию следующих принципов:

— поддержки и развития индивидуальности ребенка, что означает всестороннюю диагностику обучающегося, оказание ему индивидуализированной помощи, без вмешательства в деятельность ребенка, использование педагогических средств, адекватных уровню самостоятельности и подготовленности ребенка к деятельности;

— обеспечения субъектной позиции обучающегося, что предполагает создание условий для принятия ребенком самостоятельных решений;

— создания ситуаций успеха, позволяющих ребенку приобретать уверенность в своих силах, развивать мотивацию;

— вариативности и гибкости при организации внеурочной деятельности детей, когда у ребенка есть возможность выбирать, предлагать, изменять виды и способы своих действий, занятий;

— непрерывности, системности и преемственности, что означает обеспечение последовательного, цикличного, своевременного содействия младшим школьникам в развитии познавательных интересов и способностей;

— согласованности действий взрослых (педагогов, родителей), взаимодействующих с ребенком, при организации внеурочной деятельности.

Педагогическое сопровождение внеурочной деятельности детей проходит несколько этапов: диагностико-мотивационный, проектировочный, реализационный, аналитический. Рассмотрим содержание сопровождения на каждом из этих этапов на примере Великосельской средней школы Гаврилов-Ямского района Ярославской области.

Успешность взаимодействия ребенка и педагога зависит от диагностирования индивидуальных и личностных качеств. В младшем звене особенно важно осуществлять всестороннюю и систематическую диагностику с целью выявления интересов и склонностей ребенка, постоянно анализировать их динамику и учитывать результаты диагностики на каждом этапе взаимодействия с обучающимся.

Выявление интересов и склонностей ребенка -дело очень сложное, как и любая другая диагностическая работа. Педагог получает первичную информацию о направленности интересов сопровождаемого, беседуя с родителями, ребенком, воспитателями детского сада, создавая диагностические ситуации выбора и фиксируя действия ребенка в процессе наблюдения за его поведением. В личной беседе с ребенком и родителями выясняется, в каких кружках и студиях он занимается, с какой целью, как проводит свободное время. Педагоги также проводят «Игру-путешествие по мо-

рю любимых занятий» (И. М. Витковский); методики «Сфера интересов», «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО)

Е. А. Климова, «Изучение осознания мотивацион-ных предпочтений», «Стена вопросов» и др.

Основная задача педагога - предложить родителям и младшему школьнику спектр возможностей школы, учреждений дополнительного образования детей и помочь им сделать выбор. В Ве-ликосельской школе детям и родителям предоставляется возможность познакомиться с деятельностью различных кружков по интересам: «Доми-солька», «Росинка», «Волшебный клубок», «Шахматы»; студиями: «Спортивная», «Азбука дорожного движения», «Художественное слово», «Волшебная глина», «Зеленая планета», «Русь. Россия. Родина моя», «Аниматор» и др. Для этого организуется презентация деятельности этих объединений в начале учебного года: выступают руководители объединений, предлагаются видеозаписи занятий, демонстрируются достижения учащихся 2-4 классов. Затем в течение первой четверти дети могут посещать занятия в тех объединениях, которые вызвали у них интерес после презентации.

Кроме объединений клубного типа, детям предлагаются различные программы с учетом запроса родителей, типичных проблем, с которыми сталкиваются дети, например: «Азбука питания», «Азбука вежливости», «Прекрасное рядом», «Эрудит», «С любовью к природе», «Умники и умницы», «Мастерская творчества», «Обучение проектной деятельности», «Все обо всем», «Математика и конструирование» и др. Эти программы по времени реализации могут быть различными, срок их действия и возможности дальнейшего развития зависят от желания детей и предложений родителей.

С первых дней обучения в школе дети и родители могут участвовать в большом количестве конкурсов различных уровней и направлений, что также позволяет выявить и осознать склонности и интересы детей.

Процесс выбора видов деятельности, занятий, объединения, дополнительной образовательной программы у каждого ребенка проходит по-своему: одни дети сразу определяются, где будут заниматься, другие - в течение четверти посещают разные объединения, третьи - в течение года посещают несколько коллективов.

Когда имеется достаточно глубокая и всесторонняя информация о возможностях и интересах ребенка, важно спрогнозировать его дальнейшее

развитие и обучение, оказать помощь в постановке ближайших образовательных и воспитательных целей и задач. В связи с этим педагог предлагает и помогает составить индивидуальную образовательную программу (ИОП) на основе особенностей его познавательного стиля, психолого-педагогической характеристики, социального заказа семьи и индивидуальных образовательных потребностей самого обучающегося [5]. В ИОП присутствуют такие разделы: «Мое представление о себе», «Мои цели и задачи», «Моя программа действий». В индивидуальной образовательной программе обучающийся с помощью родителей намечает для себя планы на будущее, что поможет ему сделать реальный выбор своих интересов и организовать свое время; прописывает свои сильные и слабые стороны, которые учитываются при определении и достижении целей.

На основе индивидуальной образовательной программы детям и родителям предлагается составить индивидуальный образовательный маршрут, чтобы определить, как ребенок будет двигаться к достижению намеченных целей, при этом учитываются ресурсы школы, библиотеки, дополнительного образования, семьи, ближайшего социума. Для осознания детьми своих возможностей, планов и действий используются различные упражнения: «Человек-ресурс» (А. В. Колоколов); «Последствия»; «Смарт-целеполагание»; «Древо целей; «Образ будущего»; «Карта целей и ресурсов»; игры: «Да-Нет», «Хорошо-Плохо», «Задачи-ситуации», «Наоборот»; образовательные экскурсии; индивидуальные и групповые консультации; работа с дневником обучающегося; семейная образовательная игра «Удивительное - рядом»; технология «Образовательное путешествие» [9, с. 65]; посещение детьми театральной и мультипликационной студий.

Педагог помогает школьникам и родителям познакомиться с потенциалом открытого образования для построения индивидуальной образовательной программы и маршрута ребенка во внеурочное время, сделать обоснованный выбор занятий.

При совместной встрече педагога с учеником и родителями уточняются задачи на ближайший период: задачи для обучающегося, для родителей, для педагогов дополнительного образования, для педагога. Ребенку 3-4 класса предлагается написать сочинение «Мои интересы». Обобщая все собеседования с ребенком и родителями, педагог помогает составить (уточнить) карту интересов

школьника (по мере развития ребенка в карту вносятся коррективы).

В течение года педагог работает с Дневником индивидуального развития, помогает в оформлении портфолио обучающегося, анализирует имеющиеся достижения и образовательные результаты, обсуждает с ребенком соответствие его планов и возможностей, способностей по результатам диагностики. Педагог поддерживают тесную связь с родителями обучающегося, консультирует их, как помочь ребенку в преодолении возникающих проблем.

Систематически (раз в полугодие или чаще, по запросу родителей и ребенка) проводится собеседование с ребенком и родителями при участии психолога с целью анализа динамики развития обучающегося, его склонностей, обсуждения проблем ребенка и определения своевременных мероприятий по их решению, корректировке и реализации индивидуальной образовательной программы и определению роли родителей в этом процессе.

Педагогу важно предусмотреть, где младшие школьники будут представлять достижения внеурочной деятельности другим детям и взрослым. Это может быть научно-практическая конференция, совместная встреча, праздник детей и родителей, например, «Удивительное - рядом», «Мои интересы» и др.

В Великосельской школе в конце учебного года обучающиеся могут принять участие в научно-практической конференции, где предлагается защитить свой проект, который может быть групповым или индивидуальным. Для педагога здесь важно проанализировать эмоции, которые испытывает ребенок во время представления своего проекта, отношения со сверстниками, родителями, осознание обучающимся важности умения представлять информацию, самостоятельность, инициативность при выполнении проекта. Кроме того, педагог выясняет, получил ли обучающийся ответ на свой запрос, удовлетворены ли его интересы, надо ли продолжить работу в этом направлении.

В конце учебного года проводится анализ внеурочной и в целом образовательной деятельности ребенка. Одной из форм подведения итогов является встреча педагога с обучающимся и его родителями, при этом ребенок сам высказывает мнение о том, кого он хочет видеть на этой встрече. Участники обсуждают результаты реализации индивидуальной образовательной программы, выполнения маршрута внеурочной деятельности,

выделяют сложности в процессе реализации намеченных образовательных проектов и обсуждают их причины, определяют планы на лето и следующий год, перспективы и возможности для дальнейшего образования.

Для обучения детей анализу и развития рефлексии используются игровые приемы: «Плюс-минус-интересно», «Лесенка успеха», «Дерево успеха», «Синквейн», «Посредник»; «Прогностическая самооценка», «Разноцветные поправки», «Многоступенчатый выбор», «Вопрос себе», «Запрет».

Результаты педагогического сопровождения внеурочной деятельности детей можно рассматривать с позиций младшего школьника, его родителей, педагога и образовательной организации. Общими критериями оценки достижений ученика являются метапредметные и личностные результаты, а конкретными, подтвержающими эффективность сопровождения внеурочной деятельности, - устойчивость и развитие познавательных интересов, активность участия во внеурочной деятельности, достижения учащихся в конкретных видах деятельности, удовлетворенность ребенка занятиями во внеучебное время.

Также важна оценка внеурочной деятельности детей их родителями. С помощью устного и письменного опроса можно определить удовлетворенность родителей внеурочной деятельностью детей, знание и понимание родителями проблем ребенка и способность их решить, умение поддержать его в трудной ситуации. Убедительным показателем эффективности сопровождения внеурочной деятельности младших школьников является рост числа родителей, участвующих в организации этой деятельности, помогающих педагогу сопровождать этот процесс, проявляющих заинтересованность в проектировании внеурочной деятельности детей.

Важными средствами фиксации и анализа результатов внеурочной деятельности ребенка, его взаимодействия с педагогом и родителями становится портфолио достижений, создание специальных диагностических ситуаций, участие в проектной деятельности.

Подтверждением эффективности сопровождения внеурочной деятельности школьников является рост профессионализма педагога, который проявляется в развитии его взаимодействия с ребенком и родителями, в изменении его позиции, совершенствовании педагогических средств организации внеурочной деятельности и адекватности

способов и действий, используемых при сопровождении ребенка.

Библиографический список

1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков [Текст] : учебное пособие / В. А. Аверин. - 2-е изд., перераб. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 1998. -379 с.

2. Байбородова, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей в системе дополнительного образования [Текст] : учебное пособие / Л. В. Байбородова, В. В. Белкина, И. Г. Харисова ; под ред. Л. В. Байбородовой, А. В. Золотаревой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ 2014. - 410 с.

3. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность сельских школьников: как лучше ее организовать [Текст] / Л. В. Байбородова // Народное образование. -2013. - № 1. - С. 227-232.

4. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах [Текст] : пособие для учителей образовательных организаций / Л. В. Байбородова. - М. : Просвещение, 2014. - 176 с.

5. Вариативные модели тьюторского сопровождения развития одаренного ребенка в условиях взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования [Текст] : методические рекомендации / под. ред. А. В. Золотаревой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ 2013. - 215 с.

6. Педагогические технологии: результаты исследований Ярославской научной школы [Текст] : монография / под ред. Л. В. Байбородовой, В. В. Юдина. -Ярославль : Канцлер, 2015. - 453 с.

7. Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности обучающихся [Текст] : учебно-методическое пособие ; под ред. Л. В. Байбородовой, Л. Н. Серебренникова. - Ярославль : Изд-во «Канцлер», 2008. - 168 с.

8. Ушинский, К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении [Текст] / К. Д. Ушинский. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 2. - М. : Педагогика, 1988. - С. 8-26.

9. Тьюторство в открытом образовательном пространстве: родительство, особое детство, учительство [Текст] // Материалы VI международной научно-практической конференции 29-30 октября 2013 г. / научный редактор: Т. М. Ковалева, отв. редактор А. Ю. Шмаков. - М. : МПГУ; МИОО, 2013. - 239 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Averin, V A. Psihologija detej i podrostkov [Tekst] : uchebnoe posobie / V. A. Averin. - 2-e izd., pererab. - SPb. : Izd-vo Mihajlova V. A., 1998. - 379 s.

2. Bajborodova, L. V Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detej v sisteme dopolnitel'nogo obrazovanija [Tekst] : uchebnoe posobie / L. V Bajborodova, V V. Belkina, I. G. Harisova ; pod red. L. V Bajborodovoj, A. V Zolotarevoj. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2014. - 410 s.

3. Bajborodova, L. V. Vneurochnaja dejatel'nost' sel'skih shkol'nikov: kak luchshe ee organizovat' [Tekst] / L. V Bajborodova // Narodnoe obrazovanie. - 2013. -№ 1. - S. 221-232.

4. Bajborodova, L. V. Vneurochnaja dejatel'nost' shkol'nikov v raznovozrastnyh gruppah [Tekst] : posobie dlja uchitelej obrazovatel'nyh organizacij / L. V Bajborodova. - M. : Prosveshhenie, 2014. - 116 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Variativnye modeli t'jutorskogo soprovozhdenija razvitija odarennogo rebenka v uslovijah vzaimodejstvija obshhego, dopolnitel'nogo i professional'nogo obrazovanija [Tekst] : metodicheskie rekomendacii / pod. red. A. V. Zolotarevoj. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2013. - 215 s.

6. Pedagogicheskie tehnologii: rezul'taty issledovanij Jaroslavskoj nauchnoj shkoly [Tekst] : monografija / pod

red. L. V. Bajborodovoj, V. V. Judina. - Jaroslavl' : Kancler, 2015. - 453 s.

l. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie

obrazovatel'noj dejatel'nosti obuchajushhihsja [Tekst] : uchebno-metodicheskoe posobie ; pod red. L. V Bajborodovoj, L. N. Serebrennikova. - Jaroslavl' : Izd-vo «Kancler», 2008. - 16S s.

S. Ushinskij, K. D. Trud v ego psihicheskom i vospi-tatel'nom znachenii [Tekst] / K. D. Ushinskij. Pedagogicheskie sochinenija: v 6 t. T. 2. - M. : Pedagogika, 19SS. - S. 8-26.

9. T'jutorstvo v otkrytom obrazovatel'nom pros-transtve: roditel'stvo, osoboe detstvo, uchitel'stvo [Tekst] // Materialy VI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 29-30 oktjabrja 2013 g. / nauchnyj redaktor: T. M. Kovaleva, otv. redaktor A. Ju. Shmakov. - M. : MPGU; MIGO, 2013. - 239 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.