Научная статья на тему 'Концептуальные основы и модели допрофессиональной педагогической подготовки школьников'

Концептуальные основы и модели допрофессиональной педагогической подготовки школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1010
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ / SCHOOLCHILDREN'S PREPROFESSIONAL PEDAGOGICAL TRAINING / ПОДХОДЫ / APPROACHES / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / СОДЕРЖАНИЕ / CONTENTS / ТЕХНОЛОГИИ / TECHNOLOGIES / МОДЕЛИ / MODELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байбородова Людмила Васильевна

Обосновывается актуальность и значимость допрофессиональной педагогической подготовки школьников, определяются ее цели, задачи и результаты. Называются подходы и принципы допрофессиональной подготовки, раскрываются основные положения, определяющие содержание допрофессиональной педагогической подготовки, предлагаются конкретные педагогические средства, технологии, формы и методы для проведения профориентационной работы в образовательных организациях. Представлены модели допрофессиональной педагогической подготовки школьников: «педагогические классы» (группы), которые могут создаваться на базе общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования детей, организаций среднего и высшего педагогического образования, на базе опорных школ в муниципальных районах; элективные курсы психолого-педагогической направленности, которые проводятся на базе различных образовательных организаций с привлечением специалистов профессионального образования; социально-педагогическая практика обучающихся, представляющая собой общественно полезную деятельность, направленную на решение социально значимых проблем и приобретение опыта допрофессиональной педагогической деятельности; обучение по индивидуальным образовательным программам, которое используется в том случае, если обучающийся самоопределился в выборе педагогической профессии; школа юного педагога (очная, очнозаочная) на базе различных общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций; виртуальное творческое объединение будущих педагогов; областная педагогическая олимпиада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual Bases and Models of Schoolchildren’s Preprofessional Pedagogical Training

Relevance and importance of schoolchildren’s preprofessional pedagogical training is proved, its purposes, tasks and results are defined. Approaches and principles of preprofessional training are named, basic ideas defining the content of preprofessional pedagogical training are revealed, certain pedagogical means, technologies, forms and methods for carrying out professional orientation work in the educational organizations are offered. Models of schoolchildren’s preprofessional pedagogical training are presented: «pedagogical classes» (groups) which can be created on the basis of the general education organizations, establishments of children’s further education, organizations of secondary and higher pedagogical education, on the basis of basic schools in municipal areas; elective courses of psychological and pedagogical orientation which are conducted on the basis of various educational organizations with involvement of professional education experts; social student teaching of schoolchildren, representing the socially useful activity directed on the solution of socially significant problems and receiving experience of the preprofessional pedagogical activity; training on individual educational programmes which is used in case the schoolchild chose the pedagogical profession by himself; a school of a young teacher (full time and part time) on the basis of various general education and professional educational organizations; a virtual creative association of future teachers; regional pedagogical academic Olympics.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы и модели допрофессиональной педагогической подготовки школьников»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37

Л. В. Байбородова

Концептуальные основы и модели допрофессиональной педагогической подготовки школьников

Обосновывается актуальность и значимость допрофессиональной педагогической подготовки школьников, определяются ее цели, задачи и результаты. Называются подходы и принципы допрофессиональной подготовки, раскрываются основные положения, определяющие содержание допрофессиональной педагогической подготовки, предлагаются конкретные педагогические средства, технологии, формы и методы для проведения профориентационной работы в образовательных организациях. Представлены модели допрофессиональной педагогической подготовки школьников: «педагогические классы» (группы), которые могут создаваться на базе общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования детей, организаций среднего и высшего педагогического образования, на базе опорных школ в муниципальных районах; элективные курсы психолого-педагогической направленности, которые проводятся на базе различных образовательных организаций с привлечением специалистов профессионального образования; социально-педагогическая практика обучающихся, представляющая собой общественно полезную деятельность, направленную на решение социально значимых проблем и приобретение опыта допрофессиональной педагогической деятельности; обучение по индивидуальным образовательным программам, которое используется в том случае, если обучающийся самоопределился в выборе педагогической профессии; школа юного педагога (очная, очно-заочная) на базе различных общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций; виртуальное творческое объединение будущих педагогов; областная педагогическая олимпиада.

Ключевые слова: допрофессиональная педагогическая подготовка школьников, подходы, принципы, содержание, технологии, модели.

THEORY AND METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION

L. V. Baiborodova

Conceptual Bases and Models of Schoolchildren's Preprofessional Pedagogical Training

Relevance and importance of schoolchildren's preprofessional pedagogical training is proved, its purposes, tasks and results are defined. Approaches and principles of preprofessional training are named, basic ideas defining the content of preprofessional pedagogical training are revealed, certain pedagogical means, technologies, forms and methods for carrying out professional orientation work in the educational organizations are offered. Models of schoolchildren's preprofessional pedagogical training are presented: «pedagogical classes» (groups) which can be created on the basis of the general education organizations, establishments of children's further education, organizations of secondary and higher pedagogical education, on the basis of basic schools in municipal areas; elective courses of psychological and pedagogical orientation which are conducted on the basis of various educational organizations with involvement of professional education experts; social student teaching of schoolchildren, representing the socially useful activity directed on the solution of socially significant problems and receiving experience of the preprofessional pedagogical activity; training on individual educational programmes which is used in case the schoolchild chose the pedagogical profession by himself; a school of a young teacher (full time and part time) on the basis of various general education and professional educational organizations; a virtual creative association of future teachers; regional pedagogical academic Olympics.

Keywords: schoolchildren's preprofessional pedagogical training, approaches, principles, contents, technologies, models.

Педагогическое образование является важнейшим фактором социального развития, меняются его ориентиры и содержание, отражающие новые реалии современного общества. Необходимым этапом и условием успешной непрерывной подготовки педагогических кадров является допрофес-

сиональная подготовка школьников, актуальность которой обусловлена наблюдающимся в последние годы снижением престижа педагогической профессии среди молодежи. Значительная часть студентов педагогических вузов не планирует связать свою будущую профессиональную деятель-

© Байбородова Л. В., 2015

ность с системой образования. Многие абитуриенты, слабо представляя деятельность педагога, становятся случайными студентами в педагогическом в вузе [2].

В сложившейся ситуации чрезвычайно важно организовать профориентационную работу по выявлению и развитию старшеклассников, имеющих склонности к педагогической деятельности. Необходимо проводить целенаправленную работу в общеобразовательных организациях, на уровне региона, страны по повышению престижа профессии учителя, осознанному выбору обучающимися профессионального педагогического учебного заведения, а также выстраиванию системы сопровождения профессионального самоопределения школьников, ориентированных на профессию педагога.

Цели допрофессиональной педагогической подготовки (ДПП) - формирование у обучающихся профессионально важных мотивов, качеств, умений и навыков педагогической и организаторской деятельности; обеспечение эффективности отбора абитуриентов в педагогические образовательные организации.

Функции допрофессиональной подготовки школьников [3, с. 14]:

- диагностическая: предполагает выявление и учет личностных особенностей обучающихся и их профессиональных склонностей, отслеживание достижений обучающихся;

- мотивационная: направлена на формирование у обучающихся системы побудительных мотивов осознанного выбора педагогической профессии;

- стимулирующая: связана с созданием системы стимулов, обеспечивающих проявление профессионально важных качеств, активности и самостоятельности у обучающихся;

- образовательная: предполагает формирование у детей системы психолого-педагогических знаний, умений и навыков, а также овладение комплексом профессиональных компетенций, позволяющих осуществлять социально значимую и социально-педагогическую деятельность;

- воспитательная: направлена на развитие профессионально значимых качеств личности обучающихся (любви к детям, толерантности, ответственности, эмпатии и др.);

- корректирующая: связана с возможностью осуществлять изменение программ и индивидуальных планов обучающихся в соответствии с их личностными особенностями и профессиональ-

ными перспективами, регулировать процесс до-профессионального образования с учетом промежуточных результатов диагностики;

- функция самоопределения: предполагает создание для обучающихся условий, способствующих их личностному и профессионально-педагогическому самоопределению;

- коммуникативная: связана, с одной стороны, с развитием в процессе допрофессиональной педагогической подготовки взаимодействия всех субъектов, а с другой - с формированием коммуникативной культуры обучающихся.

Допрофессиональная подготовка школьников позволяет решить ряд проблем организаций среднего и высшего педагогического образования:

- повышение качества отбора абитуриентов;

- рост количества студентов, мотивированных на получение педагогической профессии;

- повышение имиджа и конкурентоспособности организации на рынке образовательных услуг;

- участие преподавателей и студентов в проектной, инновационной деятельности.

В результате применения целостной системы допрофессиональной педагогической подготовки школьников региональная система образования может иметь:

- непрерывность педагогического образования;

- успешное внедрение механизмов реализации профессионального стандарта педагога;

- рост профессионализма педагогов;

- разработку и апробацию различных моделей допрофессиональной подготовки обучающихся;

- увеличение количества профессионально ориентированных студентов в образовательных организациях среднего и высшего педагогического образования;

- разработку и реализацию дополнительных образовательных программ допрофессиональной подготовки старшеклассников с ориентацией на педагогическую профессию;

- создание современных образовательных центров, кафедр на базах образовательных организаций разных уровней образования, реализующих образовательные программы допрофесси-ональной и профессиональной педагогической подготовки для обучающихся, студентов, молодых специалистов;

- решение проблемы дефицита педагогических кадров;

- повышение эффективности управления за счет реализации механизмов преемственности различных уровней педагогического образования.

Учитывая специфику допрофессиональной педагогической подготовки школьников, считаем наиболее важными два подхода к ее организации: субъектно-деятельностный и практико-ориентированный.

Субъектно-деятельностный подход к допрофессиональной подготовке предполагает:

- сознательное включение школьников в разнообразную учебную и общественно значимую деятельность, имеющую черты будущей педагогической профессии;

- выработку обучающимися целей и задач предстоящей деятельности;

- проектирование, конструирование своих образовательных и профессиональных планов;

- осуществление различных видов деятельности, требующих творчества, непрерывного поиска новых задач, средств, действий, волевых актов субъектов деятельности;

- разработку учащимся индивидуальной образовательной программы;

- предоставление школьнику права самостоятельно определять формы допрофессионального образования, способы оказания помощи со стороны педагогов, других специалистов;

- предоставление ученику права оценивать все виды деятельности, образовательные достижения;

- возможность сопоставлять самооценку с оценкой других;

- создание ситуаций полной ответственности и самостоятельности при организации мероприятий, дел, позволяющих объективно оценить достижения обучающегося.

Практико-ориентированный подход требует, чтобы психолого-педагогические знания, которые учащемуся важно усвоить на этапе допрофессио-нальной подготовки, должны быть переведены на язык практических действий, то есть стать средством решения практических задач, связанных с педагогической деятельностью.

Реализация указанных подходов предусматривает учет следующих принципов: мотивацион-ного обеспечения профессионального самоопределения обучающихся; образовательной и профессиональной перспективы обучающихся; рефлексивности; стимулирования самообразования; вариативности и свободного, самостоятельного выбора старшеклассником содержания и

форм ДПП; интеграции допрофессиональной подготовки обучающихся в образовательную систему организации.

При определении содержания допрофессио-нальной педагогической подготовки обучающихся необходимо учитывать вышеизложенные подходы и принципы, а также следующие положения [3, с. 29-30]:

- требования к профессиональной педагогической деятельности постоянно меняются, поэтому содержание допрофессионального педагогического образования носит открытый характер относительно динамики преобразований в различных сферах общества, чтобы по возможности обеспечить быструю адаптацию содержания к новым подходам и требованиям к образованию;

- с одной стороны, в содержании допрофес-сиональной педагогической подготовки школьников должны найти отражение общие профессиональные компетенции, которые определены в Стандарте педагога, а с другой - важно не допустить дублирования содержания допрофессио-нальной педагогической подготовки с содержанием, которое осваивают студенты педагогических колледжей и вузов;

- содержание допрофессиональной подготовки определяется возрастными особенностями учащихся, уровнем их сориентированности на педагогическую профессию, индивидуальными особенностями, потребностями, интересами и склонностями обучающихся, уровнем учебных достижений;

- важно предусмотреть развитие тех личностных качеств каждого обучающегося, которые необходимы для его будущей педагогической деятельности;

- содержание подготовки должно носить практико-ориентированный, прикладной характер, предусматривать решение актуальных и реальных педагогических проблем, взятых из школьной жизни, с которыми сталкиваются обучающиеся;

- необходимо обеспечить развитие системного гуманистического мышления учащихся, обучая их, смотреть на проблемную ситуацию с разных сторон и позиций, обращая их внимание на различные точки зрения, побуждая применять приобретенные знания и навыки в различных ролевых позициях и ситуациях.

Допрофессиональная педагогическая

подготовка обучающихся может осуществляться в разных вариантах и формах. Как известно, профориентационная деятельность начинается с

начальной школы, однако актуальность педагогической поддержки профессионального самоопределения подростков существенно возрастает на этапе завершения основной общеобразовательной школы, когда

девятиклассники оказываются в ситуации важнейшего выбора в своей жизни. Этот выбор в значительной мере зависит от того, как организована предпрофильная подготовка учащихся в 8-9 классах и профильное обучение в средней школе.

Многогранное и многоуровневое содержание допрофессионального педагогического

образования реализуется с помощью различных технологий, форм и методов [3, с. 31-39]. При отборе этих средств необходимо обеспечить

- доминирование активных, субъектно-ориентированных технологий и практико-ориентированных форм;

- использование средств, развивающих творческие способности, самостоятельность и ответственность обучающихся;

- увеличение доли проблемных, дискуссионных методов и технологий;

- расширение исследовательской и проектной деятельности социально-профессиональной направленности;

- использование средств, развивающих личностные характеристики, концепции «Я-педагог»;

- применение рефлексивно-аналитических средств оценивания событий, деятельности, достижений.

К таким формам и технологиям можно, например, отнести:

- диспуты, дебаты или дискуссии по проблемам педагогической деятельности;

- создание буклетов или презентаций о деятельности педагогов своей школы, выпускниках, ставших учителями, о педагогических династиях, известных отечественных и зарубежных педагогах прошлых лет;

- обсуждение книг, телепередач, фильмов, посвященных педагогическим профессиям;

- педагогические киноклубы, дискуссионные клубы по проблемам взаимодействия педагогов и учащихся, воспитания и образования;

- научно-практические конференции, посвященные результатам собственных исследований по социально-педагогической тематике;

- встречи с интересными и любимыми педагогами, представителями педагогических династий, когда приглашенный может увлечь, расска-

зать, учитывая возрастные особенности детей; учащимся предлагается заранее собрать информацию о педагоге, продумывается форма подведения итогов беседы после встречи, создание ви-деотеки встреч или фотоальбома, выпуск газеты;

- тренинги, решение проблемных психолого-педагогических задач, анализ педагогических ситуаций;

- социально-профессиональные пробы, которые предполагают выполнение конкретной деятельности как в специально запланированных жизненных ситуациях, так и в учебных, игровых, досуговых; позволяют лучше понять собственные возможности, освоить новые формы и способы поведения;

- импровизированные и сюжетно-ролевые игры с выполнением педагогических и организаторских ролей;

- коллективные творческие дела, выполнение проектов социально-педагогической направленности, волонтерскую деятельность, в процессе которых обучающиеся на собственном опыте осваивают современные образовательные технологии, приобретают важнейшие профессионально значимые качества;

- ведение «Профессионального портфолио», в которое будут вкладываться интервью, вырезки из газет, рисунки, сочинения, отзывы о встречах с педагогами, анализ социально-педагогической практики, социально-профессиональных проб; отражаться материалы рефлексии, достижения в педагогических олимпиадах и конкурсах и др.

Важно включать обучающихся, ориентированных на педагогическую профессию, в различные формы совместной деятельности с педагогами (проведение совместных дискуссий по проблемам обучения и воспитания, подготовка мероприятий, участие в педагогических советах, работе методических объединений и др.).

Главное, чтобы дети сами инициировали и создавали средства, позволяющие им сделать осознанный выбор педагогической профессии.

Многообразие образовательных услуг, условий деятельности образовательных организаций, современные нормативные документы, действующие в сфере образования, многолетний опыт образовательных организаций Ярославской области позволяют предложить различные модели допрофессионального образования обучающихся с целью ориентации их на педагогическую деятельность и профессиональное самоопределение [3, с. 40-61].

1. «Педагогические классы». Особенностью этой модели является обучение группы детей относительно постоянного состава по дополнительной общеобразовательной программе, разработанной с учетом особенностей условий образовательной организации и запросов обучающихся. Допрофессиональное образование старшеклассники получают за счет ресурсов профильных и элективных курсов, внеурочной, внеучебной (внеклассной и внешкольной) деятельности, дополнительного образования и т. д. Обязательными для изучения являются основы психолого-педагогических знаний в занимательной форме и учебная педагогическая (социально-педагогическая, организаторская) практика. Варианты «педагогических классов» зависят от базы их создания:

- на базе общеобразовательной организации, где обучающиеся, которые определились или склонны к педагогической профессии, объединяются в группу или разновозрастную группу;

- на базе педагогических колледжей, педагогического вуза, когда обучающиеся, желающие подготовиться к поступлению в профессиональное педагогическое учреждение, обучаются под руководством и при участии специалистов данной организации;

- в организациях дополнительного образования, где создаются педагогические группы, клубы и т. д., когда обучение по дополнительной общеобразовательной программе сочетается с творческой деятельностью в творческих объединениях по их выбору;

- на базе муниципального района (особенно это целесообразно для сельских школьников) -профессионально определившиеся старшеклассники обучаются на базе опорной школы с привлечением специалистов школ и профессиональных организаций.

2. Элективные курсы психолого-педагогической направленности. Представляют собой особый элемент учебного плана и реализуются в школе за счет времени, отводимого на компонент образовательной организации. Элективные курсы являются обязательными курсами по выбору обучающихся с учетом их интересов, способностей, последующих жизненных планов.

В условиях образовательной организации возможно три варианта функционирования элективных курсов:

- элективные курсы психолого-педагогической направленности являются частью

того или иного профиля, определяя его направленность;

- элективные курсы направлены на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека, выходящих за рамки выбранного им профиля;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- курсы психолого-педагогической направленности, организованные за счет ресурсов внеурочной деятельности, начиная с 5 класса.

Элективные курсы проводятся на базе образовательных организаций любого уровня (школы, колледжи, вузы, ОДОД) с привлечением специалистов профессионального образования.

3. Социально-педагогическая практика обучающихся. Это общественно полезная деятельность обучающихся, направленная на решение социально значимых проблем и приобретение опыта допрофессиональной педагогической деятельности. По своему назначению практики можно разделить на ориентационные (профессиональные пробы), обучающие (допрофессио-нальная или начальная профессиональная подготовка), воспитательные (социальное воспитание и развитие).

По направленности можно выделить следующие виды социально-педагогических практик:

- организаторско-педагогические, предполагающие работу в качестве руководителя органов детского самоуправления, вожатого, руководителя кружка, проведение занятий в группе, коллективе, деятельность в качестве помощника классного руководителя, учителя;

- волонтерские, связанные с оказанием социальной помощи людям с проблемами, детям с проблемами в обучении, заботой о младших;

- социально-культурные, связанные с организацией и проведением культурно-спортивных мероприятий (концерты, соревнования, спортивно-оздоровительные мероприятия и др.).

4. Допрофессиональная педагогическая подготовка обучающихся по индивидуальным образовательным проектам [1]. Как правило, используется в том случае, если учащийся самоопределился в выборе педагогической профессии. Тьютор, классный руководитель совместно с ребенком и его родителями разрабатывают образовательную программу, план на основе диагностики, достижений школьника по учебным предметам, его образовательных и профессиональных планов, используя ресурсы образовательного учреждения, средства очного и заочного, дистанционного обучения в профессиональных организациях.

В основе данной модели лежит организация индивидуальной образовательной деятельности обучающегося, которую можно определить как персональный процесс сознательного овладения способами личностного и индивидуального развития с опорой на собственные склонности, способности и интересы. Индивидуальная образовательная деятельность направлена на решение актуальных образовательных проблем каждого ребенка; ориентирована на образовательные потребности, достижения, личные устремления и профессиональные планы ребенка, предполагает активность и субъектность обучающегося в построении собственной образовательной траектории.

5. Школа юного педагога (очная, очно-заочная) на базе различных общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Возможно создание очных и очно-заочных школ юного педагога на факультетах педагогического университета или в колледжах, которые являются инициаторами и организаторами таких школ. Предусматривается подготовка обучающихся в целом к педагогической деятельности и по конкретным учебным дисциплинам, необходимым для поступления в профессиональную образовательную организацию и получения педагогической профессии.

Основанием для формирования данных объединений учащихся могут являться

- курсы довузовской подготовки по предметам, где в сочетании с предметной подготовкой будет включен блок психолого-педагогической направленности;

- договорные отношения школа - вуз (колледж), центр дополнительного образования - вуз (колледж) на основе механизма сетевого взаимодействия, где организация профессионального образования обеспечивает материальную базу (помещения) и кадровое обеспечение реализации образовательной программы.

Итогом работы объединения обучающихся на базе вуза (колледжа) может быть творческая защита проектов с выдачей сертификатов, подтверждающих успешное прохождение допрофес-сиональной подготовки. Возможен вариант целенаправленной подготовки школьников к участию в областной педагогической Олимпиаде.

6. Модель виртуального творческого объединения будущих педагогов. Объединение обучающихся может быть создано в виртуальном пространстве на базе технологий популярных социальных сетей. Учитывая дистанционный и

открытый характер профильной группы в социальной сети, эта модель имеет следующие особенности:

- позволяет участвовать в виртуальной группе детям из разных образовательных организаций вне зависимости от возраста и места проживания;

- дает возможность привлечения для общения и передачи опыта педагогических работников любых заинтересованных организаций и органов управления образованием, а также экспертов;

- обеспечивает широкий доступ к открытым информационным ресурсам;

- предоставляет возможность использовать комплекс технологий web 2.0: чаты, форумы, Wiki-библиотеки, опросы, обмен ресурсами любого формата;

- допускает невозможность полной идентификации участника группы: участники виртуальной группы, с одной стороны, авторизованы (мы знаем автора мнения, источник публикации, материалов), с другой стороны, выступают под именами, которые могут и не совпадать с истинными.

Итогом работы может стать постоянная лаборатория педагогических проблем и проектов, создание виртуального портфолио обучающихся школ, а позднее и студентов педагогического вуза. Подобная модель предполагает подготовку к прохождению очного экзамена, защиту проекта и другие формы итогового контроля для получения итогового сертификата, подтверждающего успехи школьника.

7. Областная педагогическая олимпиада [4]. Позволяет привлечь всех желающих к объективной оценке и развитию профессиональных интересов, профессионально важных качеств, способностей, педагогических и организаторских умений. Данная модель носит многоуровневый характер и предусматривает организацию системы педагогических олимпиад, конкурсов, фестивалей, образовательных проектов профессиональной направленности на уровне общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций различных уровней. Завершающим этапом является комплексная конкурсная программа, которая реализуется на областном уровне и позволяет выявить лидеров, достойных особых льгот при зачислении в организацию высшего профессионального образования.

Все предложенные модели могут быть относительно самостоятельными. Каждому субъекту до-

профессиональной педагогической подготовки предоставляется возможность выбора одной или нескольких моделей. В связи с этим организаторам, тьюторам допрофессиональной подготовки обучающихся важно учитывать взаимосвязь и возможности использования указанных выше моделей, а также исключить дублирование содержания ДПП при использовании нескольких моделей относительно конкретного ученика.

Каждая из моделей, в свою очередь, может иметь свои варианты использования в зависимости от педагогических и иных условий.

Эффективность использования любой модели существенно повышается, если она создается на основе сетевого взаимодействия или интеграции действий субъектов, заинтересованных в подготовке педагогических кадров организаций, например:

- педагогического колледжа, вуза, школы;

- педагогического вуза и колледжа, образовательных муниципальных служб, общеобразовательных организаций;

- организации дополнительного образования, школы, вуза и др.

Необходимо также обеспечить соответствующее нормативно-правовое обеспечение, многоуровневое и централизованное управление до-профессиональной педагогической подготовкой обучающихся, научно-методическое сопровождение, кадровую, учебно-методическую и материально-техническую поддержку.

Библиографический список

1. Байбородова, Л. В., Артемьева, Л. Н., Кривунь, М. П. Индивидуализация и сопровождение в образовательном процессе педагогического вуза : монография [Текст] / Л. В. Байбородова, Л. Н. Артемьева, М. П. Кривунь. - Ярославль : РИО ЯГПУ 2014. - 260 с.

2. Байбородова Л. В. Концептуальные основы подготовки кадров для сферы дополнительного образования детей в системы высшего и дополнительного про-

фессионального образования [Текст] /

Л. В. Байбородова // Концепция и модели подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы дополнительного образования детей : коллективная монография / под науч. ред. А. В. Золотаревой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2014. -С. 108-187.

3. Лобода, И. В., Байбородова, Л. В., Лавров, М. И., Белкина В. В. Концепция и модели допрофессиональ-ной педагогической подготовки обучающихся Ярославской области [Текст] / И. В. Лобода, Л. В. Байбородова, М. И. Лавров, В. В. Белкина. - Ярославль : РИО ЯГПУ 2015. - 72 с.

4. Педагогическая олимпиада школьников: история, современность, будущее [Текст] / под ред. Л. В. Байбородовой, В. В. Белкиной. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2015. - 162 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Bajborodova, L. V, Artem'eva, L. N., Krivun', M. P. Individualizacija i soprovozhdenie v obrazovatel'nom processe pedagogicheskogo vuza : monografija [Tekst] / L. V Bajborodova, L. N. Artem'eva, M. P. Krivun'. -Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2014. - 260 s.

2. Bajborodova L. V Konceptual'nye osnovy podgotovki kadrov dlja sfery dopolnitel'nogo obrazovanija detej v sistemy vysshego i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija [Tekst] / L. V Bajborodova // Koncepcija i modeli podgotovki, perepodgotovki i povyshenija kvalifikacii kadrov dlja sfery dopolnitel'nogo obrazovanija detej : kollektivnaja monografija / pod nauch. red. A. V Zolotarevoj. -Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2014. - S. 108-187.

3. Loboda, I. V, Bajborodova, L. V, Lavrov, M. I., Belkina V V Koncepcija i modeli doprofessional'noj pedagogicheskoj podgotovki obuchajushhihsja Jaroslavskoj oblasti [Tekst] / I. V. Loboda, L. V. Bajborodova, M. I. Lavrov, V. V. Belkina. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2015. - 72 s.

4. Pedagogicheskaja olimpiada shkol'nikov: istorija, sovremennost', budushhee [Tekst] / pod red. L. V Bajborodovoj, V V Belkinoj. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2015. - 162 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.