УДК 374 С. В. Панина
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ
В статье рассматривается процесс допрофессиональной педагогической подготовки учащейся молодежи. Представлен региональный опыт через разнообразные формы допрофессиональной подготовки педагогов в Республике Саха (Якутия), например, как проведение педагогических олимпиад среди учащихся 9-11 классов, содержание и формы работы республиканских педагогических классов, организация научно-практической конференции школьников в секции «Педагогические науки», Малая педагогическая академия и др. Приводятся результаты опроса участников олимпиады по педагогике и психологии «Педагогическая звездочка», по изучению мотивации выбора педагогической профессии, построения портрета современного учителя. На сегодняшний день в регионе создается система непрерывного профессионального образования, ориентированная на качественное обеспечение педагогическими кадрами.
Ключевые слова: допрофессиональная подготовка; подготовка педагогов; педагогическая олимпиада; профессиональная ориентация.
S. V. Panina
Regional Approach to the Pre-Professional Training of Teachers
The article discusses the process of pre-vocational teacher training students. It presents regional experience through various forms of pre-professional training of teachers in the Republic of Sakha (Yakutia) as holding educational competitions among students in grades 9-11; contents and forms of republican teaching classes; organization of scientific-practical conference of students in the section «Pedagogical Sciences», Small Pedagogical Academy and others. The results of the interview «Pedagogical star» participants of the Olympiad on pedagogy and psychology, to study the motivation of choice of teaching profession, building a portrait of the modern teacher. To date, the region has a system of continuous professional education focused on providing high-quality teaching staff.
Keywords: pre-professional training; training of teachers; pedagogical Olympiad; vocational guidance.
Введение
В настоящее повышение качества профессионального образования зависит от многих факторов, в том числе и от качества набора в учебные заведения потенциальных обучающихся. В связи с этим учреждения среднего и высшего профессионального образования организуют разнообразные формы допрофессиональной подготовки. ФГОС общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника школы как социально активной и ответственной личности. Одной из основных задач является проверка готовности к осознанному выбору профессиональной деятельности [1].
Проектированию старшеклассником своего профессионального пути должны предшествовать формирование готовности к самоопределению, повышение познавательной активности и информированность в области мира профессий и специальностей.
В своих исследованиях С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев и С. Ю. Манухина отмечают, что под профессиональной готовностью понимают:
ПАНИНА Светлана Викторовна - к. п. н., доцент кафедры педагогики Педагогического института СВФУ им. М. К. Аммосова. E-mail: [email protected]
PANINA Svetlana Viktorovna - PhD in Education Sciences, Assistant Professor of Education Sciences department, Teacher Training Institute, North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov. E-mail: [email protected]
- убежденность и осознанность условий профессионального выбора, знакомство с миром труда, с требованиями профессии; устойчивое состояние личности обучающегося, в основе которого лежит динамическое состояние определенных свойств, интересов и склонностей, его практический опыт и знание своих индивидуально-психологических особенностей;
- значительную предпосылку целенаправленной деятельности, ее регуляции устойчивости и эффективность; то, что помогает человеку успешно выполнять свои обязанности, грамотно применять знания, опыт и личностные качества;
- способность к познанию индивидуальных особенностей [2].
История возникновения термина «допрофессиональная подготовка» (предпрофессиональ-ная подготовка) начинается с 1965 г. с итоговыми документами Международной конференции труда по профессионально-техническому образованию и подготовке и принятыми рекомендациями ЮНЕСКО, согласно которым уровень трудового обучения в общеобразовательных школах определён как предпрофессиональный.
Анализ теоретических источников свидетельствует, что допрофессиональная подготовка - это ориентация на конкретную профессию, самооценка реальных способностей учащегося и возможностей в выборе профессии, самоопределение в жизненных планах, профессиональной биографии, в получении профессионального образования уже в стенах учреждения общего образования, самореализация себя как личности через освоение азов профессии и первоначальное знакомство с будущей трудовой деятельностью.
Как справедливо отмечает И. В. Гравова, цель допрофессиональной подготовки состоит в содействии формирования у старшеклассников устойчивых ориентаций на нравственно-психологический и трудовой образ жизнедеятельности, развитию творческих способностей, культуры труда и др. [3].
Исходя из анализа исследований последних лет, перед современным учреждением профессионального педагогического образования ставится задача формирования личности учителя нового формата, нового поколения педагога, характеризующегося высокой духовной культурой и нравственностью; способностью прогнозировать и видеть перспективы; умением изучать, понимать и развивать целостную индивидуальность каждого школьника; проектировочными способностями выстраивать образовательный процесс на основе сотрудничества и взаимопонимания, воспитывать у обучающихся культуру социального взаимодействия; стремлением к постоянному самосовершенствованию и непрерывному образованию [4].
Следует отметить, что организация образовательного процесса в педагогическом вузе зависит также и от профессионально-педагогической ориентации старшеклассников, которая реализуется в допрофессиональной подготовке. Так в практике имеются различные формы ориентации учащихся на педагога как: педагогические классы при вузе или на базе определенной школы; малые педагогические академии, школы будущего педагога, педагогические кружки и клубы, педагогические конкурсы и олимпиады. Данные формы допрофессиональ-ной подготовки помогают развить первоначальный интерес и способности у учащихся к педагогической деятельности, посредством проведения психолого-педагогической диагностики, тем самым обеспечивая более качественный набор в высшие учебные заведения педагогического профиля.
При этом, несмотря на многолетний опыт совместной работы десятков отечественных вузов и общеобразовательных школ по профессионально-педагогической ориентации, среди молодых людей, поступающих в педагогические учебные заведения, немало таких, которые не имеют к педагогической деятельности ни ярко выраженного интереса, ни склонности. Проблема сейчас состоит в том, что при переходе на прием в вузы только по результатам ЕГЭ такая профориентационная работа теряет всякий смысл, а понятие «профориентированная молодежь» остается только на страницах педагогических энциклопедий и справочников [5], хотя в настоящий момент вузы пересмотрели процедуру приема на педагогические специальности.
В непрерывной системе подготовки педагогических кадров довузовское образование рассматривается как важнейший этап формирования социально-профессионального самоопределения личности, с этой целью изучен опыт организации допрофессиональнной подготовки
педагогов. Так, что касается педагогических классов, приведем примеры КГУ им Н. А. Некрасова, БГУ и МГОУ
Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова сотрудничает с 16 областными школами, где открыты педагогические классы, для учащихся этих же классов проводится олимпиада по педагогике и психологии, результаты которой представляют возможность набрать определенные баллы для поступления в вуз. В Амурской области функционирует педагогический класс при Благовещенском государственном педагогическом университете; Омский государственный педагогический университет для учащихся своих педагогических классов ежегодно организует профильные конкурсы и конференции. В 2014-2015 уч. г. Московский государственный областной университет на базе Красногорской школы № 11 открыл профильный педагогический класс, обучающиеся знакомятся с азами психологии и педагогики, проходят педагогическую практику в детском саду, начальной школе и Центре дополнительного образования детей.
Региональная допрофессиональная педагогическая подготовка
Что касается республиканских педагогических классов, то система профильных педагогических классов была создана в 1990-х гг. с целью организации профессиональной ориентации будущих педагогов, оказания помощи в профессиональном самоопределении учащихся, подготовки их к осознанному выбору будущей профессии педагогического профиля. Совместно с Педагогическим институтом Якутского государственного университета (ныне Северо-Восточный федеральный университет (СВФУ)) Министерство образования РС (Я) разработало нормативно-правовую основу для профориентационной деятельности будущих учителей, была принята Концепция подготовки студентов педагогических специальностей, создано учебно-программное обеспечение преподавания дисциплин психолого-педагогической направленности, таких как: «Введение в педагогику», «Игротехнология», «Ребенок: его развитие и воспитание», «Я и моя профессиональная карьера», «Основы педагогического мастерства», «Техника общения», «Режиссура детских досуговых программ», «Мир современного детского чтения», «История педагогической мысли» и т. д.
Для эффективного формирования личностных и профессионально важных качеств (ПВК) будущего педагога под руководством А. В. Мордовской была разработана модель ПВК выпускника педагогических классов [5]. Так, основными компонентами готовности к жизненному и профессиональному самоопределению выступают когнитивный компонент (познание и осознание своих личностных возможностей полнота и глубина знаний о мире профессий и содержании выбираемой профессии; сформированность умений углубленно анализировать содержание профессиональной деятельности специалистов целостная система представлений об образе «Я»); ценностно-нравственный (устойчивое положительное отношение к труду; ориентация на самопознание, самоопределение, самоорганизацию; устойчивая установка на активность при выборе профессии; согласованность личностного и профессионального самоопределений; устойчивая установка на активность при выборе профессии; сформированная жизненная позиция), а также эмоционально-волевой, проектировочный, организационно-практический и рефлексивный компоненты.
Отрадно, что сегодня многие выпускники педагогических классов республиканских школ, окончившие Педагогический институт СВФУ и педагогические колледжи РС (Я), уже давно сами работают учителями в образовательных организациях, некоторые имеют степень кандидата педагогических наук.
Ежегодно с 1997 г. в Республике Саха (Якутия) проводится олимпиада по педагогике и психологии «Педагогическая звездочка» для учащихся общеобразовательных классов, «Педагогический лидер» - для обучающихся в педагогических классах. Данная олимпиада стала уже доброй традицией общения талантливой, педагогически ориентированной молодежи, учителей школ и преподавателей Педагогического института СВФУ Основными задачами конкурса выступают выявление у старшеклассников творческих способностей и интереса к профессии педагога; формирование и развитие ключевых компетенций, профессионально значимых качеств личности и мотивации к педагогической деятельности; поиск потенциальных абитури-
ентов, наиболее способных и подготовленных к освоению программ высшего педагогического образования. Так, например, в декабре 2015 г. проводился заочный этап данной олимпиады, в которой приняли участие 317 учащихся 9-11 классов республиканских школ, в феврале 2016 г. прошел очный этап с участием 31 старшеклассника из девяти улусов и городов РС (Я).
В качестве изучения интереса к педагогической профессии нами было проведено анкетирование среди участников очной олимпиады. Вначале мы выясняли, во сколько лет у них возникло желание стать учителем, так 27% учащихся ответили, что в начальных классах, в 5-8 классах указали 38% старшеклассников и у 35 % учащихся интерес к педагогической профессии возник в старших классах.
Среди факторов, которые способствовали подготовке к выбору профессии педагога, выделились следующие: шефская работа с учащимися в начальных и средних классах; просветительская работа; занятия с отстающими учащимися; работа в качестве консультанта по учебному предмету; проведение уроков в школе; вожатская работа в летнем детском лагере; участие в волонтерском отряде и др.
На вопрос: «Что Вас привлекает в деятельности Ваших учителей?», старшеклассники указали: умение устанавливать взаимоотношения с детьми; знание предмета, широкий кругозор; умение интересно передавать свои знания, умение строить воспитательную работу; «энергичность» и др. Огорчает участников олимпиады в деятельности учителей как «скучное преподавание изучаемого материала» (57%), «необъективность в оценке знаний» (33 %), «узость интересов» (31%), «неумение строить внеклассную работу» (27 %), «отсутствие любви к предмету» (29%).
Таблица
Ответы респондентов на вопрос: «Каким должен быть современный учитель?»
№ Качества учителя Ответы учащихся в %
1 Грамотный и всесторонне развитый 74
2 Опытный профессионал, любящий свою работу 57
3 Понимающий и любящий детей 52
4 Добросовестный, уравновешенный, внимательный, справедливый, ответственный 51
5 Строгий, требовательный 38
6 Иметь доброе сердце и железные нервы 38
Так на вопрос: «Каким должен быть современный учитель», 74% старшеклассников считают, что «педагог должен быть грамотным, всестороннее развитым человеком»; 51% учащихся отмечают такие качества, как добросовестность, уравновешенность, внимательность, ответственность. На наличие педагогического опыта указали 57% учащихся старших классов; «понимающим и любящим детей» считают 52% учащихся, 38% старшеклассников видят в педагоге строгость и требовательность, отмечают стрессоустойчивость 38% учащихся.
На вопрос: «Что Вы цените в профессии учителя?», ответы распределились следующим образом: быть полезным людям (47%); заниматься любимым делом (45%); передавать знания другим (43%); руководить людьми (41%); возможность проявить свои способности (39%); возможность для самосовершенствования (39%); общение с детьми, молодежью (38%); творческий характер профессиональной деятельности (36%); статус профессии (27%); заработная плата (23%); продолжительный летний отпуск (19%).
Значимым профориентационным потенциалом обладает проведение ежегодной республиканской научной конференции школьников «Шаг в будущее», на которой функционирует секция «Педагогические науки». Школьники представляют весьма интересные педагогические исследования, проекты по проблемам воспитания, обучения, взаимоотношений с учителями, демонстрируют результаты пилотных экспериментов.
С 2014 г. факультет довузовской подготовки и профориентации СВФУ в рамках Северо-Восточной олимпиады школьников начал проводить заочную олимпиаду по педагогике, и в 2016 г. приняли участие не только школьники из Якутии, но и из образовательных организаций других российских регионов (Магаданской и Мурманская область, Краснодарский край, Республика Тува и др.)
Примером допрофессиональной подготовки педагогов может служить складывающийся с 2011 г. опыт Малой психолого-педагогической академии Педагогического института СВФУ Слушателями академии являются учащиеся средних общеобразовательных школ, гимназий, лицеев улусов (районов) и городов республики. Организаторы считают, что главной целью и задачами создания академии является профессиональная ориентация психолого-педагогической направленности учащихся общеобразовательных школ; индивидуальная работа с наиболее способными и одаренными школьниками: подготовка учащихся к вступительным экзаменам в Педагогический институт университета.
Работа Малой психолого-педагогической академии направлена на реализацию нескольких основных функций:
1. активизация профориентационной работы среди учащейся молодежи республики с целью привлечения на педагогические направления подготовки университета;
2. согласование учебных планов и рабочих программ профильных классов школ республики с углубленным изучением психолого-педагогических дисциплин;
3. участие в организации олимпиад, конференций, чтений разных уровней по вопросам психолого-педагогической направленности;
4. оказание учащимся республиканских общеобразовательных школ помощи в проведении научных исследований психолого-педагогической направленности.
Анализ функционирования системы довузовского педагогического образования показывает, что в республике имеются различные виды и формы допрофессиональной подготовки. Стержневой идеей допрофессиональной педагогической подготовки школьников являются положение о возможности и целесообразности формирования педагогической культуры школьников; меры, способствующие укреплению имиджа педагогической профессии как формирующей общество профессии: направленность содержания профориентационной работы на оптимальное соотношение профессиональных способностей и педагогической профи-лизации старшеклассников на основе профпросвещения, профдиагностики, комплекса мероприятий по использованию профориентационных дистанционных методик, психологических консультаций, развивающих тренингов, профконсультирования, профотбора, профадаптации; системная работа в школе по привлечению лучших абитуриентов на педагогические специальности, повышению среднего балла ЕГЭ абитуриентов, поступающих на направление «Педагогическое образование»; популяризация психолого-педагогических знаний среди родителей и учащихся ресурсных центров, Малой психолого-педагогической академии; организация системы профессиональной ориентации учащихся на базе широкого использования новых информационно-коммуникационных технологий; создание летних и зимних школ, площадок, лагерей «Юный педагог»: проведение предметных и профильных конкурсов «Педагогический дебют», «Мой выбор - Университет» и др.
Заключение
В регионе создается система непрерывного профессионального образования, ориентированная на качественное обеспечение педагогическими кадрами. Особенно социально значим этап допрофессиональной подготовки будущих педагогов в условиях регионального образования. Главной целью допрофессиональной подготовки это готовность к формированию у учащихся личностного и профессионального самоопределения, индивидуальных особенностей соответствующих требованиям к современному специалисту.
Литература
1. Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение: современный аспект // Профессиональное образование. Столица. - 2015. - № 6. - С. 2-6.
2. Чистякова С. H., Родичев H. Ф., Манухина С. Ю. Теория и практика психолого-педагогического поддержки социально-профессионального самоопределения учащейся молодежи: методическое пособие для преподавателей и психологов образовательного учреждений / Сост. С. Ю. Манухина; нод общ. ред. С. H. Чистяковой, С. Ю. Манухиной. - М.: Литера, 2011. - С. 15-16.
3. Графова И. В. Допрофессиональная педагогическая подготовка учащихся http://www.dslib.net/obw-pedagogika/doprofessionalnaja-pedagogicheskaja-podgotovka-uchawihsja.html
4. Гирфанова Р. З. Допрофессиональная подготовка как условие формирования педагогической культуры старшеклассников: диссертация на ... к. н. н. - Казань, 2001. - 158 с.
5. Мордовская А. В. Этнопедагогические основы формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (на примере Республики Саха (Якутия)): диссер. ... - М., 2000. -278 с.
6. Балакарева Э. В. Герценовская педагогическая олимпиада старшеклассников как условие самоопределения в профессии педагога // Вестник Герценовского университета. - 2009. - № 12. http://cyberleninka. ru/article/n/gertsenovskaya-pedagogicheskaya-olimpiada-starsheklassnikov-kak-uslovie-samoopredeleniya-v-professii-pedagoga#ixzz2i97tluOw
7. Концепция и технологии непрывного педагогического образования в современном вузе:мононрафия / нод науч. ред. Е. И. Михайловой. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2015. -С. 106-124.
8. Системное управление профессиональной ориентацией в региональном образовательном пространстве: монография [электронное издание] / [А. В. Мордовская и др.]; отв. ред. С. В. Панина. -Якутск: Издательский дом СВФУ, 2016. - 176 с.
References
1. Chistjakova S. N. Professional'noe samoopredelenie: sovremennyj aspekt // Professional'noe obrazovanie. Stolica. - 2015. - № 6. - S. 2-6.
2. Chistjakova S. N., Rodichev N. F., Manuhina S. Ju. Teorija i praktika psihologo-pedagogicheskogo podderzhki social'no-professional'nogo samoopredelenija uchashhejsja molodezhi: metodicheskoe posobie dlja prepodavatelej i psihologov obrazovatel'nogo uchrezhdenij / Sost. S. Ju. Manuhina; pod obshh. red. S. N. Chistjakovoj, S. Ju. Manuhinoj. - M.: Litera, 2011. - S. 15-16.
3. Grafova I. V. Doprofessional'naja pedagogicheskaja podgotovka uchashhihsja http://www.dslib.net/obw-pedagogika/doprofessionalnaja-pedagogicheskaja-podgotovka-uchawihsja.html
4. Girfanova R. Z. Doprofessional'naja podgotovka kak uslovie formirovanija pedagogicheskoj kul'tury starsheklassnikov: dissertacija na ... k. p. n. - Kazan', 2001. - 158 s.
5. Mordovskaja A. V. Jetnopedagogicheskie osnovy formirovanija zhiznennogo i professional'nogo samoopredelenija starsheklassnikov (na primere Respubliki Saha (Jakutija)): disser. ... - M., 2000. - 278 s.
6. Balakareva Je. V. Gercenovskaja pedagogicheskaja olimpiada starsheklassnikov kak uslovie samoopredelenija v professii pedagoga // Vestnik Gercenovskogo universiteta. - 2009. - № 12. http:// cyberleninka.ru/article/n/gertsenovskaya-pedagogicheskaya-olimpiada-starsheklassnikov-kak-uslovie-samoopredeleniya-v-professii-pedagoga#ixzz2i97tluOw
7. Koncepcija i tehnologii nepryvnogo pedagogicheskogo obrazovanija v sovremennom vuze:mononrafija / pod nauch. red. E. I. Mihajlovoj. - Jakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2015. -S. 106-124.
8. Sistemnoe upravlenie professional'noj orientaciej v regional'nom obrazovatel'nom prostranstve: monografija [jelektronnoe izdanie] / [A. V. Mordovskaja i dr.]; otv. red. S. V. Panina. - Jakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2016. - 176 s.