Научная статья на тему 'Концепция обеспечения доступности дополнительного образования сельских школьников'

Концепция обеспечения доступности дополнительного образования сельских школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
739
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительное образование / сельские дети / идеи / подходы / принципы повышения доступности дополнительного образования. / additional education / rural children / ideas / approaches / principles of increasing availability of additional education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байбородова Людмила Васильевна

Отмечается актуальность дополнительного образования детей, которая подтверждается рядом нормативных федеральных документов; подчеркивается необходимость обеспечения доступности дополнительного образования (ДО) сельских школьников, обусловленная рядом проблем социализации сельских детей, особенностями воспитания и образования, организации дополнительного образования на селе. Определяются цели повышения доступности дополнительного образования с позиций ребенка, родителей, педагога, управления этим процессом. Обосновываются и раскрываются основные идеи, реализация которых может обеспечивать доступность и качество дополнительного образования сельских детей: интеграция и индивидуализация. Интеграция рассматривается как основной ресурс, условие и средство повышения доступности ДО сельских детей, основу которой составляют взаимодействие общего и дополнительного образования, оптимальное использование ресурсов сельской общеобразовательной организации и социума, включающего в себя государственные, общественные, частные организации и структуры, профессиональные учреждения, культурное, историческое и природное окружение. Индивидуализация дополнительного образования понимается как процесс самостоятельного принятия и реализации решений самим ребенком, что приучает его к самостоятельности, ответственности за начатое дело, учит делать осознанный выбор, добиваться результата, воспитывает уверенность в своих возможностях. Даются краткое обоснование и характеристика положений, обеспечивающих реализацию социокультурного, интегративно-вариативного, субъектно-ориентированного подходов. Рассматриваются специальные принципы повышения доступности дополнительного образования детей на селе: профессиональная направленность, создание здоровой духовно-нравственной среды, регулирование взаимодействия детей разного возраста, развитие и обогащение социальных связей сельских детей, социальное партнерство и сотрудничество. Подчеркиваются взаимосвязь и взаимообусловленность идей, подходов и принципов повышения до ступности дополнительного образования сельских школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of Ensuring Availability of Rural School Students’ Additional Education

The relevance of children’s additional education is noted, which is supported by a number of the normative federal documents, the need of ensuring availability of rural school students’ additional education (AE) is emphasized, which is caused by a number of problems of socialization of rural children, features of education and up-bringing, organization of additional education in the village. The purposes are defined to increase availability of additional education from positions of the child, parents, the teacher, management of this process. The main ideas are proved and revealed, which realization can provide availability and quality of rural children’s additional education: integration and individualization. Integration is considered as the main resource, condition and means of increasing availability of rural children’s additional education, which basis is made by interaction of the general and additional education, optimum use of resources of the rural general education organization and the society including the state, public, private organizations and structures, professional institutions, and cultural, historical and natural environment. Individualization of additional education is understood as a process of independent acceptance and implementation of decisions by the child, that makes him independent, responsible for the business started, it trains him to make the conscious choice, to achieve result, it cultivates confidence in his abilities. A brief justification and characteristic of the provisions are given, which provide realization of sociocultural, integrative and variable, subject focused approaches. Are considered special principles of increasing the availability of additional education for children in the village: professional orientation, creation of the healthy spiritual and moral environment, regulation of interaction of different age children, development and enrichment of social communications of rural children, social partnership and cooperation. The interrelation and interconditionality of the ideas, approaches and the principles of increasing availability of additional education for rural school students are emphasized.

Текст научной работы на тему «Концепция обеспечения доступности дополнительного образования сельских школьников»

DOI 10.24411/1813-145X-2018-10163

УДК 37

Л. В. Байбородова

https://orcid.org/0000-0002-4440-5013

Концепция обеспечения доступности дополнительного образования

сельских школьников

Статья подготовлена в рамках выполнения задания № 27.12955.2018/12.1 ЯГПУ им. К. Д. Ушинского от Минобрнауки России на выполнение НИР по теме «Повышение доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ, удовлетворенности обучающихся и(или) их родителей (законных представителей) качеством их предоставления педагогами дополнительного образования с учетом требований профессионального стандарта педагога». 2018

Отмечается актуальность дополнительного образования детей, которая подтверждается рядом нормативных федеральных документов; подчеркивается необходимость обеспечения доступности дополнительного образования (ДО) сельских школьников, обусловленная рядом проблем социализации сельских детей, особенностями воспитания и образования, организации дополнительного образования на селе.

Определяются цели повышения доступности дополнительного образования с позиций ребенка, родителей, педагога, управления этим процессом. Обосновываются и раскрываются основные идеи, реализация которых может обеспечивать доступность и качество дополнительного образования сельских детей: интеграция и индивидуализация. Интеграция рассматривается как основной ресурс, условие и средство повышения доступности ДО сельских детей, основу которой составляют взаимодействие общего и дополнительного образования, оптимальное использование ресурсов сельской общеобразовательной организации и социума, включающего в себя государственные, общественные, частные организации и структуры, профессиональные учреждения, культурное, историческое и природное окружение. Индивидуализация дополнительного образования понимается как процесс самостоятельного принятия и реализации решений самим ребенком, что приучает его к самостоятельности, ответственности за начатое дело, учит делать осознанный выбор, добиваться результата, воспитывает уверенность в своих возможностях. Даются краткое обоснование и характеристика положений, обеспечивающих реализацию социокультурного, интегративно-вариативного, субъектно-ориентированного подходов. Рассматриваются специальные принципы повышения доступности дополнительного образования детей на селе: профессиональная направленность, создание здоровой духовно-нравственной среды, регулирование взаимодействия детей разного возраста, развитие и обогащение социальных связей сельских детей, социальное партнерство и сотрудничество. Подчеркиваются взаимосвязь и взаимообусловленность идей, подходов и принципов повышения доступности дополнительного образования сельских школьников.

Ключевые слова: дополнительное образование, сельские дети, идеи, подходы, принципы повышения доступности дополнительного образования.

L. V. Baiborodova

Concept of Ensuring Availability of Rural School Students' Additional Education

The relevance of children's additional education is noted, which is supported by a number of the normative federal documents, the need of ensuring availability of rural school students' additional education (AE) is emphasized, which is caused by a number of problems of socialization of rural children, features of education and up-bringing, organization of additional education in the village.

The purposes are defined to increase availability of additional education from positions of the child, parents, the teacher, management of this process. The main ideas are proved and revealed, which realization can provide availability and quality of rural children's additional education: integration and individualization. Integration is considered as the main resource, condition and means of increasing availability of rural children's additional education, which basis is made by interaction of the general and additional education, optimum use of resources of the rural general education organization and the society including the state, public, private organizations and structures, professional institutions, and cultural, historical and natural environment. Individualization of additional education is understood as a process of independent acceptance and implementation of decisions by the child, that makes him independent, responsible for the business started, it trains him to make the conscious choice, to achieve result, it cultivates confidence in his abilities. A brief justification and characteristic of the provisions are given, which provide realization of sociocultural, integrative and variable, subject focused approaches. Are considered special principles of increasing the availability of additional education for children in the village: professional orientation, creation of the healthy spiritual and moral environment, regulation of interaction of different age children, development and enrichment of social communications of rural children, social partnership and cooperation. The interrelation and interconditionality of the ideas, approaches and the principles of increasing availability of additional education for rural school students are emphasized.

Keywords: additional education, rural children, ideas, approaches, principles of increasing availability of additional education.

© Байбородова Л. В., 2018

В 2014 г. утверждена Концепция развития дополнительного образования детей [11], в которой зафиксированы ценностный статус дополнительного образования, его миссия, цели, задачи и принципы развития. Одним из основных направлений реализации Концепции определено обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ.

Для реализации Концепции Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р утвержден план мероприятий на 2015-2020 гг. Мероприятия по развитию доступности дополнительного образования детей предусмотрены Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 гг.

В 2016 г. дополнительное образование включено в сферу реализации приоритетных проектов. Утверждены Паспорт и сводный план приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» [15]. Повышение доступности дополнительного образования детей рассматривается как новый вектор реализации государственной образовательной политики, выявлены факторы и критерии доступности ДО детей [10].

Необходимо учитывать, что требования к ДО детей едины для образовательных организаций города и сельской местности, но фактические ресурсы городской и сельской школы, городского и сельского социума существенно различаются. Поэтому обеспечение доступности дополнительного образования обучающихся сельских школ имеет свои проблемы, особенности и сложности. Отсутствие в большинстве сел России учреждений дополнительного образования, культурно-образовательных и спортивных центров и, соответственно, специалистов дополнительного образования затрудняет удовлетворение образовательных потребностей детей. Сельские школы во многих населенных пунктах являются единственным центром организации не только обучения детей, но их дополнительного образования.

При организации дополнительного образования детей на селе важно учитывать особенности конкретной школы, ее социального окружения и независимо от условий предоставить детям равные с городскими школьниками возможности для разностороннего развития. Подчеркнем, что организация школой дополнительного образования сельских детей имеет гораздо большее значение, так как учащиеся (в отличие от городских

сверстников) ограничены в возможности выбирать объединения по интересам, посещать желаемые кружки и секции в различных учреждениях.

Проблемы социализации сельских детей, специфика сельской школы и ее социума являются обоснованием особых концептуальных положе-ниий повышения доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ, обеспечения удовлетворенности обучающихся сельских школ и их родителей качеством дополнительного образования [3].

Достижение цели повышения доступности и качества дополнительного образования будет способствовать успешности социализации сельских детей, воспитанию сознательного гражданина и труженика, способного быть востребованным и реализованным в современных условиях, готового достойно решать актуальные личные, общественные и профессиональные проблемы.

Эту общую цель можно конкретизировать относительно поставленной в статье проблемы и определить ее как предоставление детям широкого спектра направлений деятельности, возможностей для свободного и доступного выбора дополнительных общеобразовательных программ, удовлетворяющих запросы, интересы и потребности сельских детей, раскрывающих их склонности и способствующих формированию профессионального самоопределения детей, их личностно и социально значимых качеств.

С позиций ребенка данная цель - это получение новых возможностей для добровольного выбора программ ДО, прав на свободное личностное самоопределение и самореализацию, удовлетворенность ребенка дополнительным образованием, своей деятельностью и ее результатами.

Цель педагога - создание новых практик ДОД (программ, проектов, технологий и др.), обеспечивающих свободный и осознанный выбор программ дополнительного образования и самореализацию детей в выбранном виде деятельности, развитие мотивации детей к познанию, творчеству, созиданию, способствующих личностному и профессиональному самоопределению, формированию здорового образа жизни и чувства ответственности за будущее своей малой родины.

Цель управления - разработка и реализация комплекса мер, направленных на увеличение охвата детей программами ДО и обеспечивающих повышение доступности и качества ДО на основе интеграции общего и дополнительного

образования, ресурсов образовательной организации и социума, способствующей обогащению содержания и расширению вариативности дополнительного образования с учетом возможностей и условий сельской местности.

На основе изучения условий сельской местности, особенностей и проблем образования и воспитания детей, анализа опыта дополнительного образования сельских школьников нами определены две главные взаимосвязанные идеи, реализация которых позволит повысить доступность и качество дополнительного образования сельских школьников: интеграция и индивидуализация.

Идея интеграции выступает как основа, необходимое условие, механизм и средство обеспечения доступности дополнительного образования детей, проживающих в сельской местности. Необходимость реализации данной идеи объясняется более тесными неформальными и деловыми связями, систематическим естественным взаимодействием всех субъектов, проживающих на селе, что обусловлено автономностью, замкнутостью сельских поселений, необходимостью объединения имеющихся ресурсов для организации жизнедеятельности образовательных организаций и решения экономических и социальных задач на основе взаимовлияния и взаимодополнения ресурсов образования и сельской среды [1].

Интеграция позволяет повысить качественную и кадровую доступность за счет объединения ресурсов различных организаций, решить в определенной степени проблему географической доступности за счет реализации дополнительного образования в опорных школах, куда приезжают дети из малочисленных школ для получения дополнительного образования.

Интеграция может осуществляться на разных уровнях (региональном, муниципальном, между учреждениями, внутри поселения).

Реализация идеи предусматривает интеграцию

а) средств учебного процесса и внеурочной деятельности, общего и дополнительного образования;

б) материальных и кадровых ресурсов образовательной организации и социума;

в) образовательных ресурсов разных организаций и структур;

г) целей, усилий, действий в совместной деятельности участников образовательного процесса, жителей села, взрослых и детей.

Комплексный интегративный характер должны носить модели образовательных организаций

на селе, которые могут обеспечить организацию доступного дополнительного образования на уровне поселения (центр образования, школа полного дня, школа-комплекс, комплекс ассоциативного типа, школа-клуб, в которых могут реа-лизовываться различные программы дополнительного образования, организации профессиональной подготовки (школа - ПО) и др.

Другая идея, обеспечивающая доступность дополнительного образования, - его индивидуализация [4]. Необходимость ее реализации в условиях села особенно возрастает, что обусловлено несколькими причинами:

- многие сельские населенные пункты, а вместе с ними и сельские школы, малочисленные; есть целый ряд сел, где жителей немного, большинство из них пожилые люди и бывает так, что количество детей в этих селах не превышает и половины десятка, может быть один, два. Чтобы сделать для таких детей дополнительное образование доступным, необходимо, помимо индивидуального образовательного маршрута, предусмотреть и индивидуально ориентированную транспортную, ресурсную и педагогическую инфраструктуру и организацию ДО;

- как показывает анализ характеристик современного сельского школьника, среди детей, проживающих на селе, наблюдается расслоение по интеллектуальному развитию от низкого до высокого, по запросам и потребностям, по уровню притязаний, по уровню доходов родителей и др. При малочисленности сельских школ сложно составить однородные группы детей со схожими образовательными потребностями и уровнями для реализации дополнительных общеобразовательных программ, поэтому возникает необходимость работать индивидуально, чтобы добиваться желаемого результата;

- в условиях малочисленности школ формируется опыт излишней опеки детей, который ошибочно трактуется педагогами как индивидуализация образовательного процесса, как сопровождение ребенка. Однако такое понимание ведет к подавлению детей, лишает их самостоятельности. Подчеркнем, что индивидуализация рассматривается как процесс самостоятельного образования, принятия и реализации решений самим ребенком, что приучает его к самостоятельности, ответственности за начатое дело, учит делать осознанный выбор, добиваться результата и видеть результаты собственного труда, воспитывает уверенность в своих возможностях [4].

Дополнительное образование предусматривает тесное сотрудничество педагога с воспитанником, создание ситуации успешности, поддержки, помощи в преодолении трудностей. Индивидуально-личностная основа дополнительного образования позволяет удовлетворять запросы каждого ребенка, используя особенности и возможности свободного времени сельских школьников, места их проживания, учитывая все факторы доступности ДО. Все программы дополнительного образования должны предоставлять детям возможность проектирования индивидуальной образовательной деятельности, обучения по индивидуальным программам.

Учитывая многие подходы к организации образовательного процесса, обозначенные во ФГОС и других документах, реализация которых повышает доступность дополнительного образования, для условий села особенно важно сделать акцент на социокультурном и интегративно-вариативном подходах.

С позиций социокультурного подхода обеспечение качества и доступности дополнительных общеобразовательных программ для сельских школьников зависит от того, в какой мере учитываются территориально-географические, культурные, этнические особенности сельских поселений. У многих сел и деревень имеются свои культурные и национальные традиции, исторические, природные памятники, ресурсы, ценностные ориентиры, которые бережно поддерживаются жителями, являются значимыми для разных поколений села. В связи с этим историческое, национальное наследие и богатство должны учитываться при определении перечня и разработке дополнительных общеобразовательных программ, находить отражение в содержании и формах дополнительного образования.

Идея интеграции, важнейшая для обеспечения доступности дополнительного образования на селе, предполагает учет и реализацию интегра-тивно-вариативного подхода (см. дис. А. В. Золотаревой «Интегративно-вариативный подход к управлению учреждением дополнительного образования детей»). Он означает, с одной стороны, создание самых разных вариантов и способов получения дополнительного образования на основе различных вариантов интеграции элементов внутренней и внешней среды образовательной организации, с другой - готовность детей к осознанному, обоснованному выбору дополнительной общеобразовательной программы и своего маршрута ее реализации. Дан-

ный подход имеет особое значение для повышения доступности дополнительного образования детей на селе, где появляются свои особые механизмы, стимулы и возможности для внутренней и внешней интеграции ресурсов образовательной организации и социума, обусловленные более тесными связями, взаимозависимостью и взаимовлиянием школы и социума. Это ведет к появлению самых разных и уникальных вариантов решения проблемы доступности и качества дополнительного образования детей, так как каждое сельское поселение, сельская школа и ее социальное окружение неповторимы и находят свои способы реализации дополнительных общеобразовательных программ. Тем самым вносится разнообразие в организацию жизнедеятельности коллективов, расширяется сфера социальных контактов детей, обогащается их опыт деятельности в новых ситуациях.

Важное значение для обеспечения доступности дополнительного образования сельских детей приобретает реализация субъектно-

ориентированного подхода [18], что связано с особыми условиями жизни на селе и сельской школы, которые обусловливают формирование конформизма, большую зависимость ребенка от общественного мнения и требуют от педагогов дополнительного образования большего внимания к развитию субъектности ребенка. Это предусматривает целенаправленное и системное использование педагогических средств, соответствующих технологий, способствующих формированию субъектной позиции сельских детей, их независимых и самостоятельных суждений, способности к саморегуляции и самоорганизации.

Анализ научно-педагогических источников, многолетнего опыта работы сельских образовательных организаций позволил определить ряд специальных принципов, которые учитывают актуальные проблемы социализации сельских детей, условия их воспитания и образования, организации дополнительного образования школьников в условиях села.

Принцип профессиональной направленности дополнительного образования сельских школьников. Анализ практики и результаты исследований подтверждают, что уровень социального и профессионального самоопределения сельских детей значительно ниже, чем городских. Около 60 % городских детей учатся для того, чтобы продолжить обучение в желаемом вузе, тогда как среди сельских школьников число же-

лающих обучаться после окончания школы составляет 34,4 %.

Большинство сельских школьников не готовы к выбору сферы своей будущей профессиональной деятельности. Значительная часть из них выбирает популярные профессии, которые им не доступны или явно не обеспечат их в будущем рабочим местом, то есть не соизмеряя их со своими возможностями и склонностями. У многих сельских школьников отсутствует перспектива получения востребованного профессионального образования. Так, опрос сельских старшеклассников, проведенный в одном из исследований, показал, что большая часть выпускников (70,3 %) не могут реально оценить свои способности и соотнести их с требованиями выбранной профессии, 23 % - мечтают о работе в сферах бизнеса и юриспруденции, не имея представления об этих видах трудовой деятельности. Такое положение дел обусловлено, в том числе, несовершенством системы социально-профессиональной ориентации сельских детей, невниманием к личности школьника, к его индивидуально-психологическим особенностям, интересам и потребностям.

Изучение профессиональных предпочтений сельских старшеклассников говорит о том, что среди выбранных учащимися специальностей сельскохозяйственные профессии практически отсутствуют, лишь немногие выбирают и специальности, востребованные в сельском социуме. В нескольких исследованиях, проведенных в разных регионах, исследователи отмечают, что только 3-4 % выпускников хотят остаться работать в родном селе. Качественный анализ высказываний школьников показал, что оценка дальнейших перспектив жизни на селе является для них достаточно безнадежной и бесперспективной.

Социально-экономическая ситуация, связанная с переходом страны на рыночные отношения, имеет определенное влияние на профессиональный выбор сельских школьников. Проявление такого фактора, как безработица, видоизменение структуры рынка труда, связанные с преобразованиями в экономике, также влияют на профессиональное самоопределение сельских школьников. Для этих учащихся вопрос профессионального самоопределения является более проблемным в связи с удорожанием образовательных услуг высших и средних профессиональных образовательных организаций, недостаточным их количеством на селе.

Изменились потребности учащихся в выборе профессионального вида деятельности, связанные с сокращением и изменением структуры государственного заказа на профессии сельскохозяйственного производства. Появился профори-ентационный заказ со стороны акционерных, частных сельскохозяйственных предприятий, индивидуальных фермерских хозяйств, однако большинство сельских школ, осуществляя про-фориентационную деятельность, придерживаются традиционных форм этой работы. Несмотря на увеличение стоимости (в прямом и переносном смысле) адекватного выбора профессии, профо-риентационные услуги весьма ограничены, отсутствует профессиональная помощь школьникам на селе со стороны службы занятости населения.

Сельская школа имеет ряд специфических особенностей, не позволяющих ей в полной мере обеспечить профессиональное самоопределение школьников:

- недостаточно высокий уровень качества образовательных услуг, получаемых сельскими школьниками;

- ограниченные возможности получения дополнительного образования;

- оторванность сельских школ от научных центров и профессиональных образовательных учреждений;

- невысокий уровень требований родителей к качеству образования сельских школьников;

- недостаточно высокий уровень учебной мотивации, снижение ориентации «на успех»;

- ограниченные возможности для осуществления профессиональных проб на базе учреждений дополнительного образования и предприятий;

- затруднения в получении информации про-фориентационного характера.

Из вышеизложенного следует, что обеспечение доступности дополнительного образования сельских детей должно повлиять на успешность их личностного и профессионального самоопределения, осуществление осознанного профессионального выбора, а в целом поможет решить не только образовательные проблемы ребенка и школы, но и социально-экономические задачи села.

Дополнительное образование имеет большие возможности для профессионального самоопределения сельских школьников и оказания им помощи в проектировании своих профессиональных планов, если расширить выбор программ

дополнительного образования, реализующих профориентационную, допрофессиональную и профессиональную, предпрофильную и профильную подготовку в разных формах, способствующую осознанному выбору профессии (профильные группы, мастер-классы, вахтовые школы, выездные классы, проектная деятельность, профессиональные пробы, дистанционное обучение и др.). Для обучающихся жителей сельской местности такие программы ДО являются актуальными и важными, так как другой возможности познакомиться с большим количеством разнообразных профессий у них нет, нет возможности оценить экономическую и личностную привлекательность выбираемой профессии. С целью развития сельских поселений важно, чтобы выпускники школ видели свое будущее и на своей малой родине, а для этого надо ориентировать их на получение профессий, востребованных на селе.

Принцип создания здоровой духовно-нравственной среды. Необходимость реализации данного принципа обусловлена социальными проблемами, имеющимися на селе: падение духовности, снижение образованности сельского населения, рост числа жителей, совершающих асоциальные поступки и действия (пьянство, воровство, насилие, бродяжничество), что связано с отсутствием культурно-оздоровительных центров во многих поселениях, безработицей, оттоком наиболее образованной части населения и другими причинами. В связи с этим возрастает роль дополнительного образования детей, которое может способствовать не только воспитанию, самореализации и развитию детей, но и духовному возрождению, укреплению села, созданию здоровой духовно-нравственной среды в самой школе и ее социальном окружении. Именно такая среда позволит успешно решать современные задачи образования сельских школьников [2].

Реализация данного принципа означает

- духовно-нравственное обогащение содержания дополнительного образования детей, то есть при разработке программ дополнительного образования необходимо предусматривать изучение учащимися исторического и культурного наследия своей страны, села, знакомство с местными и национальными традициями; освоение отечественной культуры, национального достояния, духовных ценностей своего народа, жителей села; использование местных музеев, памятников культуры, природы;

- внесение в содержание программ дополнительного образования местного компонента, материалов, собранных в ходе исследовательской, поисковой деятельности школьников;

- возможность участия школьников в преобразовании окружающей жизни, развитии культуры села, делах своей школы, направленных на заботу о людях, сверстниках, старших и младших;

- отражение в содержания программ дополнительного образования национальных и местных традиций, лучших образцов семейного воспитания, семейных отношений детей и родителей;

- использование в процессе реализации программ положительных образцов, примеров ответственного отношения к труду, семье, окружающим людям достойных и успешных жителей села;

- отражение в содержании программ проблем, трудностей села, включение педагогов, учащихся и родителей в их обсуждение, разработку проектов, направленных на развитие села, школы, местного хозяйства, производства;

- создание культурных и досуговых центров, которые являются базой для разработки и реализации программ дополнительного образования школьников, где представлены экспонаты, отражающие духовное наследие местных жителей, результаты поисковых экспедиций, достижения местного населения, педагогов, учащихся, их семей и другие материалы, собранные взрослыми и детьми, проводятся встречи, мероприятия, отмечаются главные события в жизни страны, села, школы;

- презентации, пропаганды достижений учащихся, родителей, семей, селян, предприятий села;

- использование символики, развития традиций, закрепляющих нравственные нормы взаимоотношений между детьми, детьми и родителями, жителями села [2].

Принцип регулирования взаимодействия детей разного возраста [6]. Взаимодействие детей разного возраста в условиях сельских школ является естественным и повседневным в связи с малочисленностью классов. В реализации программ дополнительного образования, как правило, участвуют дети разного возраста, что должно учитываться при определении содержания и форм деятельности школьников. Важно отметить большой воспитательный потенциал, которым обладает разновозрастное взаимодействие. Такое

взаимодействие способствует расширению и обогащению социального опыта детей, который весьма ограничен в условиях малочисленного классного и школьного коллективов; развитию коммуникативных умений и навыков; воспитанию у старших детей чуткого, внимательного отношения к людям через заботу о младших. Взаимодействие старших и младших стимулирует развитие ответственности, самостоятельности, организаторских способностей; развитие речи, умений излагать в доступной форме информацию для других. Дети овладевают способами совместной работы в группах и микрогруппах, самоуправления и самоорганизации. Такое взаимодействие обеспечивает защиту и поддержку тех детей, которые не могут реализовать себя по различным причинам в группе сверстников.

Реализация данного принципа направлена, прежде всего, на организацию совместной деятельности, общение детей разного возраста, на то, чтобы не допустить подавления одних детей другими, младших старшими. Для этого педагог выполняет следующее:

- обоснованно отбирает содержание и формы совместной деятельности детей разного возраста, а также способы и средства, стимулирующие их совместную работу;

- разъясняет детям важность совместной деятельности, показывает полезность этой работы для всех и для каждого;

- помогает каждому ученику присвоить общую цель работы и найти в ней личностный смысл;

- раскрывает значимость действий каждого для достижения общего результата и развития его личности, его личных успехов;

- четко и конкретно определяет содержание деятельности, функции, роли старших и младших на каждом этапе деятельности.

Особенно важно обратить внимание на характер взаимоотношений, совместных действий, общение старших и младших, чтобы обеспечить психологическую защищенность ребенка, успешность его отношений в группе, а для этого необходимо

- учитывать возрастные особенности, межличностные отношения учащихся, их психологическую совместимость, значимость друг для друга, способность и готовность к независимости своей позиции;

- обеспечивать реализацию личности каждого, утверждение его достоинства, достижение успеха, признание товарищами;

- создавать специальные ситуации, позволяющие школьнику проявить независимость своих суждений, оценок, выразить свою собственную позицию, точку зрения;

- добиваться правильной позиции лидера, организатора работы группы, самокритичности детей, объективности в оценке поведения и мнений других;

- обучать учащихся культуре общения, навыкам совместной работы, организаторской деятельности;

- предусматривать оценку взаимоотношений детей, старших и младших, психологической защищенности каждого в групповой работе [5].

Целесообразна разработка правил взаимодействия старших и младших школьников самими детьми. В процессе реализации программы дополнительного образования осуществляется анализ соблюдения принятых правил, вносятся коррективы и дополнения в перечень этих правил.

Важно использовать специальные способы организации совместной деятельности детей разного возраста, стимулируя их общение: постановку общей проблемы или задачи, понятной, доступной и привлекательной для всех; использование исследовательских заданий, создание ситуации совместного поиска; формирование разновозрастных микрогрупп, пар, каждая из которых решает общую проблему или ее часть; выполнение микрогруппами творческих заданий как при подготовке, так и при проведении занятий; совместное обсуждение результатов выполненных работ, использование игровых элементов, проведение конкурсов, соревнований, театрализации и др.

Принцип развития и обогащения социальных связей сельских детей. Необходимость реализации данного принципа обусловлена автономностью и замкнутостью пространства, в котором происходит социальное становление сельского ребенка, бедностью и ограниченностью его общения в условиях сельской школы и социума. Реализация данного принципа позволит повысить качество и доступность дополнительного образования, расширяя сферу социального взаимодействия детей, обеспечивая тем самым их адаптацию, автономизацию, социальную устойчивость и активность в условиях современной жизни, повышая культурный и образовательный уровень школьников, обогащая их социальный опыт, осуществляя социальные пробы, важные для его успешного развития.

Расширение связей учащихся с окружающим миром ведет к коррекции действий школьников, системы отношений со сверстниками, педагогами, другими людьми, осознанию своих ресурсов и определению обоснованных личных и профессиональных планов и перспектив.

Для обеспечения этого принципа необходимо шире использовать возможности, прежде всего, самой школы, изменив структуру организации образовательного процесса, создавая и развивая деятельность разновозрастных объединений (РВО), что позволит обогатить контакты детей и создавать новые ситуации общения, меняя состав РВГ в зависимости от дел, задач, видов деятельности, интересов детей.

Расширению связей и отношений детей в школе также способствуют:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разработка и реализация программ дополнительного образования, организация кружков, творческих объединений не только педагогами, но и специалистами, умельцами и жителями села;

- участие в реализации программ дополнительного образования успешных выпускников школы, интересных и увлеченных людей, жителей, тружеников села, специалистов местных организаций, проведение с ними встреч, дискуссий;

- выполнение творческих работ, проектов с участием специалистов и умельцев села;

- приглашение учащихся других школ к проведению совместных мероприятий, встреч, конкурсов, соревнований, олимпиад;

- организация совместных выставок достижений селян, творческих работ умельцев в школе;

- разработка и реализация программ дополнительного образования, объединяющих детей нескольких школ на базе опорной школы или в организации дополнительного образования МР;

- привлечение различных информационных средств, интернета для взаимодействия с другими школами, организациями, специалистами.

Особо следует отметить важность развития взаимодействия детей и родителей. С этой целью целесообразно

- проводить внеурочные мероприятия с участием родителей (дискуссии, встречи, экскурсии, праздники, смотры);

- организовывать совместную деятельность детей и родителей, бабушек, дедушек через систему семейных конкурсов в течение всего учебного года, семейные проекты, выставки семейного творчества, семейных достижений, праздники семьи;

- создавать семейные клубы, творческие и спортивные коллективы детей и родителей;

- стимулировать взаимодействие детей и родителей (присвоение званий «Семья года», «Самая дружная семья», «Самая творческая семья», «Образцовая семья», «Спортивная семья» и т. п., материальные поощрения семьям за особые достижения, пропагандировать семейные достижения через печатные и наглядные средства, местное радио и др.);

- поощрять родителей, активно участвующих в организации деятельности детей (присвоение званий, благодарственные письма, рассказ о лучших через средства массовой информации).

Обогатить социальный опыт детей и их контакты в процессе реализации программ дополнительного образования позволяет внешняя среда школы:

- природа, где можно проводить экскурсии, походы, исследования, мероприятия, в том числе с целью ее охраны, изучения и улучшения;

- местные предприятия, организации, учреждения, где могут проходить встречи с трудовыми коллективами, совместные праздничные, спортивные, культурные мероприятия, конкурсы, трудовые и творческие дела, социальные практики профессиональной направленности;

- культурные, исторические и природные памятники, знакомство с которыми и их охрана могут стать основой программ дополнительного образования, экскурсий, походов, исследовательской и проектной деятельности;

- местные и районные культурно-оздоровительные учреждения, которые организуют досуговые мероприятия для населения, взрослых и детей;

- ближайшие общеобразовательные школы, совместно с которыми могут создаваться и реа-лизовываться программы дополнительного образования, что позволяет использовать кадровые и материальные ресурсы друг друга, проводить совместные мероприятия, дела, создавать творческие, спортивные и другие коллективы;

- профессиональные образовательные организации, специалисты которых могут участвовать в разработке и реализации программ дополнительного образования, где организуются встречи с преподавателями и учащимися, совместные мероприятия, конкурсы, экскурсии и другие формы дополнительного образования;

- областные, федеральные очно-заочные школы, центры, которые предлагают участие отдельным детям и коллективам в различных про-

граммах дополнительного образования, конкурсах, олимпиадах, проектах, играх и т. п.

Руководство сельских школ должно найти возможности для выезда детей в театры, областные и районные музеи, другие города, исторические и культурные центры, инновационные школы и образовательные организации.

Успешность реализации принципа обогащения социальных связей сельских детей зависит от того, как осуществляется развитие социального партнерства и сотрудничества при организации дополнительного образования на селе.

Принцип социального партнерства и сотрудничества [17]. В сельской местности невозможно обеспечить доступность дополнительного образования школьников без взаимодействия и сотрудничества школы с социальными партнерами: местной администрацией, предприятиями, культурными и спортивными учреждениями, профессиональными учебными заведениями, общественными организациями. Школа использует воспитательные, образовательные, кадровые, информационные и материальные ресурсы социума для организации дополнительного образования детей, не только обеспечивая успешность социализации и развития сельских школьников, но и способствуя эффективному решению проблем села, росту социальной активности всех жителей, взрослых и детей.

Данный принцип означает

- разработку совместных программ дополнительного образования школы с другими организациями, в реализации которых участвуют дети и взрослые;

- создание общественных управляющих советов по развитию дополнительного образования детей и взрослых;

- организацию и поддержку постоянных творческих коллективов детей и жителей села, реализующих программы дополнительного образования;

- взаимовыгодное использование материальной, производственной и культурной базы села (предприятий, учреждений, клубов, спортивных площадок и др.).

Данный принцип требует

- принятия договорных документов, определяющих содержание и формы социального партнерства субъектов социума, права и обязанности партнеров по взаимодействию в процессе реализации программ дополнительного образования;

- разработки положений, регулирующих отношения жителей села, взрослых и детей;

- выполнения взаимодействующими сторонами взятых на себя обязанностей;

- выявления актуальных социальных проблем села, школы, ближайших организаций для определения перспективных дополнительных образовательных программ.

Важнейшим партнером в обеспечении качественной и социальной доступности дополнительного образования сельских школьников являются родители. Они должны активно участвовать в выявлении заказа на дополнительное образование, который не противоречит внутрисемейному укладу, учитывает экономические возможности семьи.

Образовательным организациям, педагогам особенно важно обратить внимание на взаимодействие с родителями, так как

- родители выступают в роли социальных заказчиков и социальных партнеров образовательных организаций;

- заинтересованность и мотивация родителей на получение дополнительного образования детьми влияет на заинтересованность и мотивацию ребенка в ДО;

- заинтересованность родителей в передаче знаний и опыта подрастающему поколению помогает решать проблему кадровой и качественной доступности;

- родители могут оказать содействие в организации профессиональных и социальных проб;

- заинтересованные родители помогают решать проблему экономической и физической доступности дополнительного образования;

- родители могут стать организаторами программ дополнительного образования школьников, клубов выходного дня, творческих объединений, мастер-классов.

Рассмотренные выше идеи, подходы и принципы тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Их реализация позволяет повысить доступность; образовательную, воспитательную, профориентационную эффективность дополнительного образования сельских школьников при оптимальном использовании ресурсов самой организации и ее социального окружения.

Библиографический список

1. Александрова, И. И. Интеграция основного и дополнительного образования в условия сельской школы [Электронный ресурс] / И. И. Александрова. -URL: http ://xn--i1 abbnckbmcl9fb.xn--p 1 ai/%D1 % 81 %D1 %82 %D0 %B0 %D1 %82 %D1 %8C%D0 %B8 /585246/ (Дата обращения: 26.04.2018).

2. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах [Текст] / Л. В. Байбородова. - М. : Просвещение, 2018. - 177 с.

3. Байбородова, Л. В. Доступность дополнительного образования детей на селе: проблемы и пути их решения [Текст] / Л. В. Байбородова // Образовательная панорама. - 2018. - № 1 (9). - С. 28-33.

4. Байбородова, Л. В. Индивидуализация и сопровождение в образовательном процессе педагогического вуза [Текст] / Л. В. Байбородова, Л. Н. Артемьева, М. П. Кривунь. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ 2014. -260 с.

5. Байбородова, Л. В. Организация учебного процесса в сельской школе [Текст] / Л. В. Байбородова. -Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2013. - 247 с.

6. Байбородова, Л. В., Серебренников, Л. Н. Обучение технологии сельских школьников в разновозрастных группах [Текст] : монография / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. - Palmarium Academic Publishing, 2014. - 129 с.

7. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей: учебник для студ. пед. училищ и колледжей [Текст] / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. М. Михайлова. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - C. 349.

8. Золотарева, А. В., Синицын, И. С. Повышение доступности дополнительного образования детей -новый вектор реализации государственной образовательной политики [Текст] / А. В. Золотарева, И. С. Синицын // Образовательная панорама. - 2018. -№ 1 (9). - С. 8-18.

9. Интеграция общего и дополнительного образования в сельской начальной школе полного дня [Электронный ресурс]. - URL: https://www.menobr.ru/ article/28463-integratsiya-obshchego-i-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-selskoy-nachalnoy-shkole-polnogo. (Дата обращения: 26.04.2018).

10. Калугина, М. А. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей в профессиональном самоопределении школьников [Текст] / М. А. Калугина // Вестник ЮУрГУ - 2010. - № 23. -С. 112-116.

11. Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс]. - URL: http://dop.edu.ru/upload/file_api/eb/82/eb82917a-efb7-4e9d-9e32-6ce8df105f69.pdf (Дата обращения: 27.04.2018).

12. Конькова, Н. Л. О доступности дополнительного образования в сельской местности [Электронный ресурс] / Н. Л. Конькова. - URL: http://zhurnalpoznanie.ru/servisy/publik/publ?id=3769 (Дата обращения: 25.04.2018).

13. Коршунова, О. В., Огородникова, С. В. Методологические подходы к обучению и воспитанию в сельской школе [Текст] : практико-ориентированная монография / О. В. Коршунова, С. В. Огородникова. -Киров : Изд-во ВятГУ, 2018. - 500 c.

14. Огарков, А. А., Коробейникова, Л. А. Сельский центр образования как педагогическая система [Текст] : монография / А. А. Огарков, Л. А. Коробейникова ; науч. ред. В. В. Судаков. - Вологда : ВИРО, 2004. - 160 с.

15. Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» [Электронный ресурс]. - URL: http://dop.edu.ru/upload/ file_api/0b/16/0b169ee1-e889-4e1c-b293-6637a183b9e4.pdf, (Дата обращения: 27.04.2018).

16. Педагогика дополнительного образования. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры [Текст] / под ред. Л. В. Байбородовой. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 241 с.

17. Степихова, В. В. Социальное партнерство в решении актуальных проблем воспитания [Текст] / В. В. Степихова // Социальная педагогика. - 2006. -№ 2. - С. 31-36.

18. Тихомирова, Е. И. Исследование технологий субъектной самореализации личности [Текст] / Е. И. Тихомирова // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки. - Ярославль : РИО ЯГПУ 2015. - № 2. - Том 2 (Психолого-педагогические науки). - С. 91-96.

Reference List

1. Aleksandrova, I. I. Integraciya osnovnogo i dopolnitel'nogo obrazovaniya v usloviya sel'skoj shkoly = Integration of the basic and additional education into rural school conditions [Jelektronnyj resurs] / I. I. Aleksandrova. - URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1 %81 %D1 %82 %D0 %B0 %D1 %82 %D1 %8C%D0 %B8/585246/ (Data obrashcheniya: 26.04.2018).

2. Bajborodova, L. V. Vneurochnaya deyatel'nost' shkol'nikov v raznovozrastnyh gruppah = School students' extracurricular activities in uneven-age groups [Tekst] / L. V Bajborodova. - M. : Prosveshchenie, 2018. - 177 s.

3. Bajborodova, L. V Dostupnost' dopolnitel'nogo obrazovaniya detej na sele: problemy i puti ih resheniya = Availability of children's additional education in the village: problems and ways of their solution [Tekst] / L. V. Bajborodova // Obrazovatel'naya panorama. - 2018. -№ 1 (9). - S. 28-33.

4. Bajborodova, L. V. Individualizaciya i so-provozhdenie v obrazovatel'nom processe pedagog-icheskogo vuza = Individualization and support in educational process of the pedagogical higher education institution [Tekst] / L. V Bajborodova, L. N. Artem'eva, M. P. Krivun'. - YAroslavl' : Izd-vo YAGPU, 2014. - 260 s.

5. Bajborodova, L. V Organizaciya uchebnogo processa v sel'skoj shkole = The organization of the educational process at rural school [Tekst] / L. V. Bajborodova. - YAroslavl' : Izd-vo YAGPU im. K. D. Ushinskogo, 2013. - 247 s.

6. Bajborodova, L. V., Serebrennikov, L. N. Obuchenie tekhnologii sel'skih shkol'nikov v raznovoz-rastnyh gruppah = Technology training of rural school

students in uneven-age groups [Tekst] : monografiya / L. V Bajborodova, L. N. Serebrennikov. - Palmarium Academic Publishing, 2014. - 129 s.

7. Evladova, E. B. Dopolnitel'noe obrazovanie detej = Additional education of children [Tekst] : uchebnik dlya stud. ped. uchilishch i kolledzhej / E. B. Evladova, L. G. Loginova, N. M. Mihajlova. - M. : Gumanitar. izd. centr VLADOS, 2004. - C. 349.

8. Zolotareva, A. V, Sinicyn, I. S. Povyshenie dostupnosti dopolnitel'nogo obrazovaniya detej - novyj vektor realizacii gosudarstvennoj obrazovatel'noj politi-ki = Increase in availability of children's additional education - a new vector of the state educational policy realization [Tekst] / A. V Zolotareva, I. S. Sinicyn // Obra-zovatel'naya panorama. - 2018. - № 1 (9). - S. 8-18.

9. Integraciya obshchego i dopolnitel'nogo obra-zovaniya v sel'skoj nachal'noj shkole polnogo dnya = Integration of the general and additional education at rural elementary school of full day [Jelektronnyj resurs]. -URL: https://www.menobr.ru/article/28463 -integratsiya-obshchego-i-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-selskoy-nachalnoy-shkole-polnogo. (Data obrashcheniya: 26.04.2018).

10. Kalugina, M. A. Vzaimodejstvie obshchego i dopolnitel'nogo obrazovaniya detej v professional'nom samoopredelenii shkol'nikov = Interaction of the general and additional education of children in school students' professional self-determination [Tekst] / M. A. Kalugina // Vestnik YUUrGU = Bulletin of SUrSU. - 2010. - № 23. -S. 112-116.

11. Koncepciya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej = Concept of children's additional education development [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://dop.edu.ru/upload/file_api/eb/82/eb82917a-efb7-4e9d-9e32-6ce8df105f69.pdf, (Data obrashcheniya: 27.04.2018).

12. Kon'kova, N. L. O dostupnosti dopolnitel'nogo obrazovaniya v sel'skoj mestnosti = About availability of additional education in rural areas [Jelektronnyj resurs] / N. L. Kon'kova. - URL: http://zhurnalpoznanie.ru/

servisy/publik/publ?id=3769 (Data obrashcheniya: 25.04.2018).

13. Korshunova, O. V., Ogorodnikova, S. V. Metodo-logicheskie podhody k obucheniyu i vospitaniyu v sel'skoj shkole = Methodological approaches to training and education at rural school [Tekst] : praktiko-orientirovannaya monografiya / O. V Korshunova, S. V. Ogorodnikova. -Kirov : Izd-vo VyatGU, 2018. - 500 s.

14. Ogarkov, A. A., Korobejnikova, L. A. Sel'skij centr obrazovaniya kak pedagogicheskaya sistema = A rural center of education as a pedagogical system [Tekst] : monografiya / A. A. Ogarkov, L. A. Korobejnikova : nauch. red. V. V. Sudakov. - Vologda : VIRO, 2004. -160 s.

15. Pasport prioritetnogo proekta «Dostupnoe dopolnitel'noe obrazovanie dlya detej» = Passport of the priority project «Available Additional Education for Children» [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://dop.edu.ru/upload/file_api/0b/16/0b169ee1-e889-4e1c-b293-6637a183b9e4.pdf, (Data obrashcheniya: 27.04.2018).

16. Pedagogika dopolnitel'nogo obrazovaniya. Rabota s det'mi s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami = Pedagogics of additional education. Work with children with special educational needs: a manual for a bachelor degree and magistracy [Tekst] : ucheb. posobie dlya ba-kalavriata i magistratury / pod red. L. V. Bajborodovoj. -2-e izd., ispr. i dop. - M. : YUrajt, 2018. - 241 s.

17. Stepihova, V. V. Social'noe partnerstvo v reshenii aktual'nyh problem vospitaniya = Social partnership in the solution of current problems of education [Tekst] / V. V. Stepihova // Social'naya pedagogika. - 2006. - № 2. -S. 31-36.

18. Tihomirova, E. I. Issledovanie tekhnologij sub"ektnoj samorealizacii lichnosti = Research of technologies of the personality's subject self-realization [Tekst] / E. I. Tihomirova // YAroslavskij pedagogicheskij vestnik. Psihologo-pedagogicheskie nauki = Yaroslavl pedagogical bulletin. Psychology and pedagogical sciences. - YAroslavl' : RIO YAGPU, 2015. - № 2. - Tom 2 (Psihologo-pedagogicheskie nauki). - S. 91-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.