Научная статья на тему 'Педагогическое обеспечение доступности дополнительного образования сельских школьников'

Педагогическое обеспечение доступности дополнительного образования сельских школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1958
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕЛЬСКИЕ ДЕТИ / ДОСТУПНОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ADDITIONAL EDUCATION / RURAL CHILDREN / AVAILABILITY OF ADDITIONAL EDUCATION / PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байбородова Л. В.

Актуальность исследования обусловлена повышением значимости дополнительного образования в социализации и воспитании детей, неразработанностью идей и педагогических средств повышения доступности дополнительного образования детей в условиях сельской местности. Цель исследования выявить и обосновать концептуальные положения, содержание, педагогические средства, формы и технологии обеспечения доступности дополнительного образования сельских школьников. Для достижения цели и решения задач исследования использовался анализ научно-педагогических источников, изучался и обобщался отечественный опыт сельских и городских образовательных организаций регионов России, проводился опрос педагогов, детей и родителей, систематизированы результаты многолетней работы автора в качестве руководителя лаборатории сельской школы. Выявлены особенности и возможности дополнительного образования для развития и социализации детей, определяется сущность доступности дополнительного образования (ДО) сельских школьников, обосновываются и раскрываются основные идеи, реализация которых может обеспечивать доступность и качество дополнительного образования сельских детей: интеграция и индивидуализация. Даются краткое обоснование и характеристика положений, обеспечивающих реализацию социокультурного, интегративно-вариативного, субъектно-ориентированных подходов. Рассматриваются специальные принципы повышения доступности дополнительного образования детей на селе: профессиональная направленность, создание здоровой духовно-нравственной среды, регулирование взаимодействия детей разного возраста, развитие и обогащение социальных связей сельских детей, социальное партнерство и сотрудничество. Подчеркиваются взаимосвязь и взаимообусловленность идей, подходов и принципов повышения доступности дополнительного образования сельских школьников, важность их учета при определении содержания, педагогических средств, форм и технологий дополнительного образования сельских школьников. Автором предлагается целостная концепция педагогического обеспечения доступности дополнительного образования сельских школьников, реализация положений которой поможет организаторам образовательных организаций выявить педагогические ресурсы для совершенствования системы общего и дополнительного образования с учетом региональных и местных условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байбородова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical support of accessibility of additional education for rural students

The relevance of the study is due to the increasing importance of additional education in the socialization and education of children, undeveloped ideas and pedagogical means of increasing the availability of additional education of children especially in rural areas. The purpose of the study: to identify and substantiate the conceptual provisions, content, pedagogical tools, forms and technologies to ensure the availability of additional education of rural students. To achieve the goal and solve the problems of the study, the analysis of scientific and pedagogical sources was used, the domestic experience of rural and urban educational organizations of ten regions of Russia was studied and generalized, a survey of teachers, children and parents was conducted, the results of the author's long-term work as the head of the laboratory of rural school were systematized. Features and opportunities of additional education for development and socialization of children are revealed, the essence of availability of additional education (DO) of rural school students is defined, the basic ideas which realization can provide availability and quality of additional education of rural children are proved and revealed: integration and individualization. Provide brief rationale and description of provisions ensuring the implementation of the socio-cultural, integrative and multi-variant subject-oriented approaches. Discusses the special the principles of increasing the availability of additional education of children in rural areas: professional orientation, the establishment of a healthy spiritual and moral environment, regulation of the interaction of children of different ages, the development and enrichment of social relations of rural children, social partnership and cooperation. The interrelation and interdependence of ideas, approaches and principles of increasing the availability of additional education of rural students, the importance of their consideration in determining the content, teaching tools, forms and technologies of additional education of rural students are emphasized. The author proposes a holistic concept of pedagogical accessibility of additional education of rural students, the implementation of which will help the organizers of educational organizations to identify pedagogical resources to improve the system of General and additional education, taking into account regional and local conditions.

Текст научной работы на тему «Педагогическое обеспечение доступности дополнительного образования сельских школьников»

УДК 374

doi: 10.25730/VSU.7606.18.043

Педагогическое обеспечение доступности дополнительного образования сельских школьников

Л. В. Байбородова

доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогических технологий, директор института педагогики и психологии, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. Россия, г. Ярославль.

ORCID: 0000-0002-9004-9785. E-mail: lvbai@mail.ru

Аннотация: Актуальность исследования обусловлена повышением значимости дополнительного образования в социализации и воспитании детей, неразработанностью идей и педагогических средств повышения доступности дополнительного образования детей в условиях сельской местности.

Цель исследования - выявить и обосновать концептуальные положения, содержание, педагогические средства, формы и технологии обеспечения доступности дополнительного образования сельских школьников. Для достижения цели и решения задач исследования использовался анализ научно-педагогических источников, изучался и обобщался отечественный опыт сельских и городских образовательных организаций регионов России, проводился опрос педагогов, детей и родителей, систематизированы результаты многолетней работы автора в качестве руководителя лаборатории сельской школы.

Выявлены особенности и возможности дополнительного образования для развития и социализации детей, определяется сущность доступности дополнительного образования (ДО) сельских школьников, обосновываются и раскрываются основные идеи, реализация которых может обеспечивать доступность и качество дополнительного образования сельских детей: интеграция и индивидуализация. Даются краткое обоснование и характеристика положений, обеспечивающих реализацию социокультурного, интегративно-вариативного, субъектно-ориентированных подходов. Рассматриваются специальные принципы повышения доступности дополнительного образования детей на селе: профессиональная направленность, создание здоровой духовно-нравственной среды, регулирование взаимодействия детей разного возраста, развитие и обогащение социальных связей сельских детей, социальное партнерство и сотрудничество. Подчеркиваются взаимосвязь и взаимообусловленность идей, подходов и принципов повышения доступности дополнительного образования сельских школьников, важность их учета при определении содержания, педагогических средств, форм и технологий дополнительного образования сельских школьников.

Автором предлагается целостная концепция педагогического обеспечения доступности дополнительного образования сельских школьников, реализация положений которой поможет организаторам образовательных организаций выявить педагогические ресурсы для совершенствования системы общего и дополнительного образования с учетом региональных и местных условий.

Ключевые слова: дополнительное образование, сельские дети, доступность дополнительного образования, педагогическое обеспечение.

Решение современных задач социализации и воспитания детей во многом зависит от расширения возможностей дополнительного образования, которое переживает время стратегических перемен. В Концепции развития дополнительного образования детей [17], которая утверждена в 2014 г., определены статус дополнительного образования, его миссия, цели, задачи и принципы развития, особое значение придается обеспечению доступности дополнительных общеобразовательных программ, что подтверждается планом соответствующих мероприятий на 2015-2020 гг., паспортом и сводным планом приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» [23].

Многолетние исследования, анализ опыта ряда учреждений России позволяют утверждать, что в современной ситуации большие возможности для достижения высоких образовательных результатов обучающихся осуществимы благодаря повышению доступности дополнительного образования.

Обращение к педагогическому обеспечению доступности дополнительного образования сельских школьников обусловлено тем, что фактические ресурсы городской и сельской школы, городского и сельского социума существенно различаются. При этом повышение доступности дополнительного образования сельских детей имеет гораздо большее значение, так

© Байбородова Л. В., 2018

Введение

как учащиеся (в отличие от городских сверстников) ограничены в возможности выбирать объединения по интересам, посещать желаемые кружки и секции в различных учреждениях. Отсутствие в большинстве сел России учреждений дополнительного образования, культурно-образовательных и спортивных центров и соответственно специалистов дополнительного образования затрудняет удовлетворение образовательных потребностей детей. Особенно актуальна разработка проблемы педагогического обеспечения доступности дополнительного образования детей для отдаленных сельских поселений, где основным центром дополнительного образования является, как правило, малочисленная сельская школа. Педагогическое обеспечение доступности дополнительного образования обучающихся сельских школ имеет свои проблемы, особенности, трудности и соответственно предусматривает специальные решения и использование целевых научно-методических разработок.

Исследуя проблему педагогического обеспечения доступности дополнительного образования сельских школьников, мы опирались на труды ученых, которые рассматривают различные аспекты дополнительного образования детей: А. Г. Асмолова [2], В. П. Голованова [10], Е. Б. Евладовой [11], А. В. Золотаревой [12], Н. А. Морозовой [21].

Изучались также работы, затрагивающие некоторые вопросы доступности образования: Н. Л. Коньковой [18], которая определяет приоритетные направления образовательной политики дополнительного образования, обеспечивающие доступность - свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности; ориентацию на личностные интересы, потребности, способности ребенка; возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка; единство обучения, воспитания, развития; обновление структуры и содержания образования; О. А. Сычевой [26], которая обозначает ключевые проблемы обеспечения доступности дополнительного образования как по направлениям, так и по возрастным категориям детей (дошкольный, младший школьный, средний, старший возрасты). В то же время нами не обнаружены труды, которые целостно раскрывают педагогическое обеспечение доступности дополнительного образования детей на селе.

В связи с этим нами была определена цель исследования: разработать и обосновать концептуальные положения и средства педагогического обеспечения доступности дополнительного образования сельских школьников. Соответственно поставлены задачи исследования: определить сущность, структуру доступности дополнительного образования, факторы, влияющие на повышение доступности ДО детей; выявить и обосновать основные идеи, подходы и принципы обеспечения доступности дополнительного образования сельских школьников; определить содержание программ дополнительного образования с учетом специфики села; предложить комплекс педагогических средств, форм и технологий, способствующих повышению доступности ДО детей на селе. Эти задачи определили логику исследования, которая нашла отражение в представлении результатов, изложенных в данной статье, а также указывают на научную новизну и практическую значимость исследования.

Методы

В процессе исследования проблемы педагогического обеспечения доступности дополнительного образования проводился сравнительный анализ научно-педагогической литературы, опубликованной с 2000 по 2018 г., изучались опыт и лучшие практики по обеспечению доступности дополнительных общеобразовательных программ в сельской местности Калужской, Ленинградской, Московской, Томской, Ивановской, Костромской, Самарской, Тамбовской, Курганской, Белгородской, Вологодской, Тюменской, Ульяновской областей, Республике Саха (Якутия), Краснодарском и Пермском краях, Карелии, Удмуртии, Башкортостане. Нами проведен анализ лучших практик по организации дополнительного образования в Ярославской области, который основан не только на изучении источников, но и на собственном опыте, благодаря совместной деятельности педагогов сельских образовательных организаций Ярославской области в лаборатории сельских школ при ИРО и ЯГПУ им. К. Д. Ушинского под руководством автора. Осуществлялся ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности, проводились опросы школьников, родителей и педагогов образовательных организаций, систематическое наблюдение за деятельностью ряда педагогических и детских коллективов с целью выявления типичных проблем и трудностей, которые учитывались в процессе исследования.

Результаты

Существуют разные определения дополнительного образования детей, отметим наиболее, на наш взгляд, важные его характеристики [1; 2; 10; 11; 12; 17; 21]:

- это часть системы общего образования, представляющая детям различные образовательные услуги на основе свободного выбора и самоопределения;

- это специальная образовательная деятельность различных организаций, направленная на удовлетворение запросов детей и молодежи;

- это процесс освоения добровольно избранного человеком вида деятельности или области знаний, выходящих за рамки стандарта обязательного образования, то есть оно не регламентируется стандартами, его содержание определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов;

- оно предоставляет личности веер возможностей выбора занятий в свободное от занятий время, стимулируя процессы личностного саморазвития;

- содержание образовательного процесса значимо для ребенка, он может получить допро-фессиональную подготовку, помощь в освоении программы общеобразовательной школы и др.;

- оно предоставляет возможность для индивидуальных образовательных маршрутов ребенка, самостоятельного пути освоения того вида деятельности, который в данный момент наиболее для него интересен;

- для него характерен особый стиль отношений между педагогами и воспитанниками, в основе которого лежит свобода выбора педагога самим ребенком.

Употребление термина «доступность» встречается в разных науках: политологии, экономике, педагогике, социологии. Это понятие сегодня широко используется в теории и практике образования и рассматривается чаще всего как обеспечение доступа к образованию вне зависимости от факторов, различающих людей. С одной стороны, это понимание касается государственной политики (обеспечение доступа к образованию); с другой стороны, оно выступает частью равных прав различных категорий людей в доступе к образованию.

Отметим, что изучение исследуемого понятия показало отсутствие единого понимания и определения сущности доступности дополнительного образования. Зафиксируем ряд значимых характеристик доступности дополнительного образования [13]:

- соответствие возможностям, способностям человека;

- свободный, без ограничений, выбор дополнительных образовательных программ;

- возможность воспользоваться материальными ресурсами для удовлетворения своих потребностей;

- простота, рациональность, качество предоставления услуги по запросу;

- свойство объекта находиться в состоянии готовности и используемости по запросу и др.

На основе анализа теоретических данных мы присоединяемся к точке зрения А. В. Золотаревой и И. С. Синицына [13], которые предлагают «под доступностью дополнительного образования понимать совокупность организационных, информационных, территориальных, финансовых, социальных, институциональных и педагогических условий, обеспечивающих детям в комплексе объективные и субъективные равные возможности и права получить дополнительное образование». Они предлагают структуру понятия «доступность дополнительного образования» раскрывать следующим образом: равенство возможности обучения; равенство условий или средств обучения: все ли индивиды имеют равные условия получения образования; равенство результатов достижения: все ли учащиеся, с точки зрения независимой экспертизы, получают необходимые знания и умения; равенство возможности использования образовательных результатов. Авторы выделяют семь групп факторов, которые влияют на доступность дополнительного образования:

1) информационные факторы, означающие наличие или отсутствие информации, позволяющей принять решения о выборе ребенком программы ДОД;

2) экономические факторы, представляющие собой совокупность показателей финансово-экономического состояния исследуемого региона и семей учащихся, которые определяют доступность образования как в регионе в целом, так и для отдельных групп населения;

3) социальные факторы, отражающие влияние социальной принадлежности на возможность выбора программы ДОД, а также зачисления и обучения в учреждениях ДОД;

4) территориальные факторы, рассматривающие как непосредственно расстояние, выраженное в соответствующих единицах, которое индивид затрачивает на посещение организации образования, так и время, необходимое на дорогу, либо расходы, связанные с ней;

5) институциональные факторы, означающие наличие образовательных организаций, реализующих программы ДОД, возможность зачисления ребенка в данные организации и завершения процесса обучения в них в зависимости от качества образовательных услуг, спектра таких организаций, имеющихся в регионе, и характеристик их деятельности;

6) индивидуально-личностные факторы, включающие мотивационные, физиологические и интеллектуальные ресурсы учащихся, которые могут выступать в качестве барьеров получения дополнительного образования;

7) педагогические факторы, влияющие на повышение доступности ДОД педагогических ресурсов, включающих в себя спектр реализуемых программ, методов, технологий, обеспечивающих детям выбор и равные возможности освоения дополнительных общеобразовательных программ.

Педагогическое обеспечение доступности дополнительного образования имеет важнейшее значение, поскольку может учитывать и координировать влияние всех других факторов. Понятие «педагогическое обеспечение» активно используется в науке в последние десять лет. А. И. Тимонин [27] представил широкий анализ подходов к пониманию сущности, модели педагогического обеспечения. Применительно к проблеме повышения доступности дополнительного образования под педагогическим обеспечением мы понимаем специфический вид профессиональной деятельности, предполагающий активизацию личностных ресурсов за счет использования педагогических средств, необходимых для решения проблемы. Педагогическое обеспечение можно рассматривать как развитие системы следующих взаимосвязанных элементов: концептуально-целевых; содержательных, организационных [14].

Проблемы социализации сельских детей, специфика сельской школы и ее социума являются обоснованием особых концептуальных положений повышения доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ, обеспечения удовлетворенности обучающихся сельских школ и их родителей качеством дополнительного образования [4].

Педагогическое обеспечение доступности дополнительного образования направлено на предоставление сельским детям возможностей для свободного и доступного выбора дополнительных общеобразовательных программ, удовлетворяющих запросы, интересы и потребности сельских детей, на раскрытие их склонностей и способностей, формирование профессионального самоопределения детей, развитие их личностно и социально значимых качеств. В этом случае дополнительное образование будет способствовать успешной социализации сельских детей, воспитанию сознательного гражданина и труженика, способного быть востребованным и реализованным в современных условиях, готового достойно решать актуальные личные, профессиональные и общественные проблемы.

С учетом особенностей условий, проблем и трудностей сельской местности, анализа опыта дополнительного образования сельских школьников мы обосновали две главные взаимосвязанные идеи, обеспечивающие доступность дополнительного образования сельских школьников: интеграция и индивидуализация.

Интеграция обусловлена более тесными неформальными и деловыми связями, систематическим естественным взаимодействием всех субъектов, проживающих на селе, возможностью объединить имеющиеся ресурсы для организации дополнительного образования детей, более успешным решением экономических и социальных задач на основе взаимодополнения ресурсов образования и сельской среды. Интеграция позволяет повысить качественную и кадровую доступность за счет объединения ресурсов различных организаций, решить в определенной степени проблему географической доступности за счет реализации дополнительного образования в опорных школах, куда приезжают дети из малочисленных школ для получения дополнительного образования. Создание образовательных комплексов на основе интеграции ресурсов нескольких организаций в поселении может обеспечить доступность дополнительного образования (центр образования, школа полного дня, школа-комплекс, комплекс ассоциативного типа, школа-клуб, школа - ПО и др.) [1; 15].

Индивидуализация дополнительного образования предусматривает удовлетворение запросов каждого ребенка, учет особенностей и возможностей свободного времени сельских школьников, места их проживания. Программы дополнительного образования должны предоставлять детям возможность проектирования индивидуальной образовательной деятельности, обучения по индивидуальным программам дополнительного образования [7; 24].

С учетом многих подходов к организации образовательного процесса, обозначенных в ФГОС и других источниках [19; 22], для условий села особенно важно сделать акцент на социокультурном, интегративно-вариативном, субъектно-ориентированном подходах. Реализация этих подходов повышает доступность дополнительного образования детей.

С позиций социокультурного подхода обеспечение качества и доступности дополнительных общеобразовательных программ для сельских школьников зависит от того, в какой мере учитываются территориально-географические, культурные, этнические особенности сельских поселений. У многих сел и деревень имеются свои культурные и национальные традиции, исторические, природные памятники, ресурсы, ценностные ориентиры, которые бережно поддерживаются жителями, являются значимыми для разных поколений села. В связи

с этим историческое, национальное наследие и богатство должны учитываться при определении перечня и разработке дополнительных общеобразовательных программ, находить отражение в содержании и формах дополнительного образования.

Идея интеграции, важнейшая для обеспечения доступности дополнительного образования на селе, предполагает учет и реализацию интегративно-вариативного подхода [12]. Он означает, с одной стороны, создание самых разных вариантов и способов получения дополнительного образования на основе различных вариантов интеграции элементов внутренней и внешней среды образовательной организации, с другой - готовность детей к осознанному, обоснованному выбору дополнительной общеобразовательной программы и своего маршрута ее реализации. Это ведет к появлению самых разных и уникальных вариантов решения проблемы доступности дополнительного образования детей, так как каждое сельское поселение, сельская школа и ее социальное окружение неповторимы и находят свои способы реализации дополнительных общеобразовательных программ. Тем самым вносится разнообразие в организацию жизнедеятельности коллективов, расширяется сфера социальных контактов детей, обогащается их опыт деятельности в новых ситуациях.

Важное значение для обеспечения доступности дополнительного образования сельских детей приобретает реализация субъектно-ориентированного подхода [28], что связано с особыми условиями жизни на селе и сельской школы, которые обусловливают формирование конформизма, большую зависимость ребенка от общественного мнения и требуют от педагогов дополнительного образования большего внимания к развитию субъектности ребенка. Это предусматривает целенаправленное и системное использование педагогических средств, соответствующих технологий, способствующих формированию субъектной позиции сельских детей, их независимых и самостоятельных суждений, способности к саморегуляции и самоорганизации.

Анализ научно-педагогических источников, многолетнего опыта работы сельских образовательных организаций позволил определить ряд специальных принципов, которые учитывают актуальные проблемы социализации сельских детей, условия их воспитания и образования, организации дополнительного образования школьников в условиях села.

Реализация принципа профессиональной направленности дополнительного образования сельских школьников необходима в связи с тем, что большинство сельских школьников не готовы к выбору сферы своей будущей профессиональной деятельности, значительная часть из них выбирает популярные профессии, не соизмеряя их со своими возможностями и склонностями, которые им недоступны или явно не обеспечат их в будущем рабочим местом. Изучение профессиональных предпочтений сельских старшеклассников говорит о том, что среди выбранных учащимися специальностей сельскохозяйственные профессии практически отсутствуют, так же как и немногие выбирают специальности, востребованные в сельском социуме. В нескольких исследованиях, проведенных в разных регионах, исследователи отмечают, что только 3-4% выпускников хотят остаться работать в родном селе. Качественный анализ высказываний школьников показал, что оценка дальнейших перспектив жизни на селе является для них достаточно безнадежной и бесперспективной [9; 20].

Обеспечение доступности дополнительного образования сельских детей должно повлиять на успешность их личностного и профессионального самоопределения, осуществление осознанного профессионального выбора, а в целом - помочь решить не только образовательные проблемы ребенка и школы, но и социально-экономические задачи села. Дополнительное образование имеет большие возможности для профессионального самоопределения сельских школьников и оказания им помощи в проектировании своих профессиональных планов, если расширить выбор программ дополнительного образования, реализующих про-фориентационную, допрофессиональную и профессиональную, предпрофильную и профильную подготовку. Для обучающихся жителей сельской местности такие программы ДО являются актуальными и важными, поскольку другой возможности познакомиться с большим количеством разнообразных профессий у них нет, нет возможности оценить экономическую и личностную привлекательность выбираемой профессии [16]. С целью развития сельских поселений важно, чтобы выпускники школ видели свое будущее и на своей малой родине, а для этого надо ориентировать их на получение профессий, востребованных на селе.

Принцип создания здоровой духовно-нравственной среды. Необходимость реализации данного принципа обусловлена социальными проблемами, имеющимися на селе: падение духовности, снижение образованности сельского населения, рост числа жителей, совершающих асоциальные поступки и действия (пьянство, воровство, насилие, бродяжничество), что связано с от-

сутствием культурно-оздоровительных центров во многих поселениях, безработицей, оттоком наиболее образованной части населения и другими причинами. В связи с этим возрастает роль дополнительного образования детей, которое может не только способствовать воспитанию, самореализации и развитию детей, но и духовному возрождению, укреплению села, созданию здоровой духовно-нравственной среды в самой школе и ее социальном окружении. Именно такая среда позволит успешно решать современные задачи образования сельских школьников.

Принцип регулирования взаимодействия детей разного возраста [3; 6; 8]. Взаимодействие детей разного возраста в условиях сельских школ является естественным и повседневным в связи с малочисленностью классов. В реализации программ дополнительного образования, как правило, участвуют дети разного возраста, что должно учитываться при определении содержания и форм деятельности школьников. Важно учитывать большой воспитательный потенциал, которым обладает разновозрастное взаимодействие. Такое взаимодействие способствует расширению и обогащению социального опыта детей, который весьма ограничен в условиях малочисленного классного и школьного коллективов; развитию коммуникативных умений и навыков; воспитанию у старших детей чуткого, внимательного отношения к людям через заботу о младших и др. Такое взаимодействие обеспечивает защиту и поддержку тех детей, которые не могут проявить себя по различным причинам в группе сверстников. Реализация данного принцип направлена, прежде всего, на организацию совместной деятельности, общение детей разного возраста, на то, чтобы не допустить подавления одних детей другими, младших старшими.

Принцип развития и обогащения социальных связей сельских детей [3]. Необходимость реализации данного принципа обусловлена автономностью и замкнутостью пространства, в котором происходит социальное становление сельского ребенка, бедностью и ограниченностью его общения в условиях сельской школы и социума. Реализация данного принципа позволит повысить качество и доступность дополнительного образования, расширяя сферу социального взаимодействия детей, обеспечивая тем самым их адаптацию, автономизацию, социальную устойчивость и активность в условиях современной жизни, повышая культурный и образовательный уровень школьников, обогащая их социальный опыт, осуществляя социальные пробы, важные для успешного развития.

Принцип социального партнерства и сотрудничества [3; 25]. В сельской местности невозможно обеспечить доступность дополнительного образования сельских школьников без взаимодействия и сотрудничества школы с социальными партнерами: местной администрацией, предприятиями, культурными и спортивными учреждениями, профессиональными учебными заведениями, общественными организациями. Любая структура села использует воспитательные, образовательные, кадровые, информационные и материальные ресурсы социума для организации дополнительного образования детей, обеспечивая не только успешность социализации и развития сельских школьников, но и способствуя эффективному решению проблем села, росту социальной активности всех жителей, взрослых и детей.

Рассмотренные принципы тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Их реализация позволяет повысить доступность, образовательную, воспитательную, профориента-ционную эффективность дополнительного образования сельских школьников при оптимальном использовании возможностей, ресурсов самой организации и ее социального окружения.

В соответствии с вышеизложенными идеями, подходами и принципами, учитывая особенности влияния различных факторов на доступность дополнительного образования детей на селе, мы определили специфику содержания педагогического обеспечения.

Информационный аспект:

- формирование базы данных, отражающей реальную ситуацию и перспективы дополнительного образования на уровне муниципалитета и сельского поселения;

- предоставление информации жителям села, детям и родителям о возможностях получения дополнительного образования, направлениях, программах, перспективах дополнительного образования;

- изучение удовлетворенности и информированности детей и родителей о возможностях дополнительного образования;

- создание базы данных о предприятиях, учреждениях, культурных и природных памятниках местного значения, памятных и знаковых местах, традициях и традиционных событиях, лучших представителях своей местности в различных сферах жизни как возможных социальных партнерах и ресурсе для дополнительного образования детей.

Экономический аспект:

- включение в содержание образования вопросов, направленных на овладение способами оптимального использования ресурсов своей образовательной организации, ресурсов социума, интеграция с ресурсами социальных партнеров с ориентацией на дальнейшую профессиональную деятельность;

- разработка программ, ориентированных на будущие профессии обучающихся, на умение ориентироваться в современных социально-бытовых и экономических условиях;

- повышение социальной и правовой грамотности сельских детей.

Социальный аспект:

- отражение в содержании дополнительного образования на селе национальных, культурных, исторических, природных местных традиций и условий, особенностей предприятий, профессиональной деятельности родителей, предполагаемых будущих профессий обучающихся сельских школ;

- приобретение обучающимися умений, необходимых для успешной и созидательной жизни на селе.

Территориальный аспект:

- составление программ и разработка технологий, позволяющих обучающимся осваивать дистанционные технологии, работать удаленно;

- включение в программы дополнительного образования овладения способами учета и использования природных, культурных и исторических особенностей местности.

Институциональный аспект:

- отражение в содержании программы дополнительного образования вопросов изучения местных возможностей для получения профессии, профессионального образования, деятельности местных предприятий, организаций, а также выходящих за пределы местности проживания и имеющих общекультурное и общечеловеческое значение, способствующих общему интеллектуальному и общекультурному развитию, расширению кругозора.

Индивидуально-личностный аспект:

- разработка программ, позволяющих обучающемуся приобрести умение при необходимости ориентироваться в обстановке, отличающейся от его обычных условий жизни (другая местность, другой тип поселения, другое социальное окружение, другие обстоятельства и условия);

- разработка привлекательных и актуальных, социально значимых для сельских школьников программ дополнительного образования с учетом диагностики их интересов, возможностей и способностей;

- разработка программ, формирующих и развивающих такие качества личности, как инициативность, самостоятельность, стрессоустойчивость, готовность к переменам обстоятельств, целеустремленность, мотивированность, умение довести начатое дело до конца, умение принимать решение, умение ясно и четко выражать свои интересы, предприимчивость, коммуникативность.

Педагогический аспект:

- учет в содержании программ условий для работы с разновозрастными группами, родителями, членами одной семьи, предусматривающих привлечение местных специалистов и умельцев;

- ориентация программ на овладение способами организации совместной деятельности детей разного возраста, взаимодействие с социальными партнерами, средствами использования ресурсов социума.

Изучение различных источников, анализ многолетнего опыта позволили выявить следующие педагогические средства, способствующие повышению доступности программ ДО сельских детей:

- диагностические средства, которые позволяют педагогу объективно и оперативно выявлять возможности и склонности ребенка;

- рекламные средства (газеты, печатная продукция, плакаты, буклеты, объявления, презентация достижений учащихся, открытые мастер-классы для детей и родителей),

- народные, национальные и местные традиции, культурные, исторические и природные памятники;

- средства сельского социума, ресурсы социального окружения (краеведческие, природные и человеческие) сельского поселения в целом, ресурсы социальных партнеров;

- договорные отношения с социальными партнерами при разработке и реализации программ дополнительного образования;

- база дополнительных образовательных программ, ориентированных на запросы обучающихся и условия организации;

- передвижные коллективы;

- допрофессиональные стажировки;

- образцы, примеры индивидуальных образовательных программ, планов, маршрутов дополнительного образования и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конкретным дополнением к этим средствам являются апробированные на практике во многих сельских школах формы дополнительного образования сельских детей:

- социальные и профессиональные пробы на местных производствах, в хозяйствах;

- выездные мастер-классы и конкурсы, проводимые специалистами предприятий и организаций;

- ознакомительные пробные занятия и мастер-классы о возможностях, направлениях и перспективах ДО;

- презентация программ для родителей и детей;

- обучение по краткосрочным модульным программам в режиме погружения;

- мобильные группы для освоения ДОД (передвижные ресурсные центры, выездные школы, профильные лагеря, краткосрочные смены или курсы, экскурсии и др.);

- обмен обучающимися (другая школа, другой коллектив, возможно, «гостевая семья»);

- дистанционное и сетевое обучение;

- взаимообучение, индивидуальное, домашнее обучение, обучение в группах;

- работа в производственных бригадах;

- общественно-производственная практика на доступных предприятиях;

- экскурсии на ведущие производственные предприятия региона;

- организация групп различной допрофессиональной или творческой направленности (производственные бригады, лесничества, пожарные отряды, художественные и театральные коллективы и др.);

- встречи с лучшими представителями по профессии, знаменитыми людьми своей местности, региона и др.

Основным комплексным средством и формой ДОД на селе, обеспечивающим доступность дополнительного образования, являются детские разновозрастные объединения профильной направленности. Многие программы дополнительного образования на селе реализуются в таких объединениях под руководством педагога дополнительного образования с привлечением жителей и специалистов, проживающих на селе. При организации деятельности объединений можно предусмотреть включение в деятельность всех желающих, особенно тех, у кого еще не сформировались личные запросы. В детских объединениях дети имеют возможность выполнять разные социальные роли в зависимости от потребностей и способностей.

Наиболее доступными формами повышения доступности дополнительного образования для сельских детей являются олимпиады и конкурсы разного уровня, которые мотивируют детей, предоставляют возможность обучаться, выполняя задания, определить уровень уже имеющихся достижений, помогают сформулировать, поставить новую образовательную цель, определить следующую ступень продвижения по образовательному маршруту. Многие конкурсы доступны сельским детям, потому что бесплатны, предоставляют возможность участия неограниченному числу желающих, в том числе и дистанционному. Но есть такие, которые предъявляют к участникам определенные требования и цензы. Таким образом, обеспечивается многоуровневость конкурсных предложений с учетом уровня интеллекта, интересов и одаренности сельских детей. Для школ, расположенных в глубинке, предлагается дистанционное участие, а также возможность организовать свой конкурс для привлечения к себе внимания и ресурсов, повышения привлекательности своего села для окружающих и социального статуса.

С учетом вышеизложенных идей и подходов можно предложить наиболее актуальные педагогические технологии, обеспечивающие доступность дополнительного образования сельских школьников. Общей технологией, которая повышает доступность и качество дополнительного образования, обеспечивает самореализацию ребенка, его удовлетворенность своими занятиями и деятельностью, является субъектно-ориентированная технология [5], алгоритм которой в обобщенном виде можно представить следующим образом:

- самодиагностика - осознание себя: «Какой я?», «Что я знаю?», «Что я умею делать в данной ситуации?», и наоборот: «Чего не знаю?», «Чего не умею?» и т. п.;

- самоанализ - поиск ответов на вопросы: «Смогу ли я выполнить эту работу?», «Что (кто) может помочь мне добиться положительного результата?», «Что может помешать мне добиться успеха?»;

- самоопределение - постановка целей и задач, определение перспектив, путей их достижения: «К чему мне стремиться?», «Каким должен быть результат?», «Как этого добиться?», «К кому могу обратиться за помощью?» «С кем объединить свои усилия?», «Какие я буду выполнять обязанности?», «За что отвечаю?» и др.;

- самоорганизация и самореализация - самостоятельный поиск способов решения детьми, взрослыми поставленных задач, выполнение взятых на себя обязательств, принятие самостоятельных решений: «Как действовать, чтобы принять правильное решение?»;

- самооценка - сопоставление достигнутого результата с намеченным, выявление и обоснование причин успехов и неудач: «В какой мере я выполнил взятые на себя обязательства?», «Какие общие результаты достигнуты в результате моих действий?», «В каких ситуациях нужно было проявить большую ответственность?» и т. д.;

- самоутверждение - вывод о целесообразности выбранного объема ответственности, поставленных целей и задач, внесение корректив в дальнейшие действия: «Сделал ли я все, что мог?», «Соответствовал ли объем взятых обязательств моим возможностям?», «Могу ли я считать себя ответственным человеком?», «Какие качества надо в себе развивать?» и др.

Задавая себе вопросы на осмысление действий и их последствий, ребенок приобретает опыт ответственного поведения, принятия самостоятельных и обоснованных решений. Данная технология применима при подготовке и проведении различных коллективных дел, при проектировании индивидуальной образовательной деятельности, при освоении программы дополнительного образования, в различных повседневных жизненных ситуациях и событиях.

Субъектно-ориентированная технология является основой, стержнем (ядром) всех предлагаемых далее технологий.

Широко распространена в практике технология «портфолио», которая позволяет представить ребенку коллекцию своих работ, демонстрирующих его усилия, прогресс и достижения в определенной области. Портфолио предоставляет ребенку и родителям возможность осмысливать выполненную деятельность, систематизировать накапливаемый опыт, знания, четче определить направления своего развития (например, в будущей профессии), облегчить помощь или консультирование со стороны педагогов или более квалифицированных специалистов в данной сфере, а также осуществить более объективную оценку своего образовательного и профессионального уровня, своих достижений.

Технология проектирования индивидуальной образовательной деятельности (ИОД), результатом которого являются программа, план, маршрут, особенно важна при освоении программы дополнительного образования в разновозрастной группе, причем предлагаемая технология позволяет организовать проектирование ИОД каждого в групповой деятельности. Доступность ДОД обеспечивается тем, что учитываются личностные качества, индивидуальные интересы и потребности обучающегося при построении такой линии развития, которая интересна ребенку и его устраивает, поэтому каждый может построить посильный для него образовательный маршрут, цель которого сам обучающийся и определил. Данная технология особенно важна и реальна в сельских школах, где невелико общее число обучающихся, при этом у каждого есть свои интерес и потребность, запрос, который надо выполнить. Каждый обучающийся старшего возраста должен научиться проектировать индивидуальную программу занятий, построить себе индивидуальный образовательный маршрут в соответствии со своими интересами, склонностями и профессиональными планами [7].

Технология проектной деятельности повышает доступность за счет возможности ребенка включиться как в индивидуальный проект, так и в групповой, выбрать тему и проблему по силам и интересам. Дистанционные проекты позволяют почувствовать свою сопричастность к широкому кругу партнеров и видов деятельности, увеличить масштаб проекта от села до всей страны, повысить тем самым собственную значимость и получить адекватную самооценку. Поэтому проектная технология применяется на разных уровнях: от международного, уровня страны до индивидуального проекта. Проектная деятельность приучает детей не столько использовать имеющийся ресурс, сколько создавать свой. Обозначенные временные рамки проекта позволяют реализовать несколько проектов на определенное время и получить тем самым удовлетворение интересов и завершенный продукт в разных областях [5].

Проблемно-тематический день. Основными подходами, на которых основывается проблемно-тематический день, являются личностно-ориентированный и практико-ориенти-

рованный. Тема дня определяется запросами детей, их стремлением решить жизненно важную проблему. Он предусматривает интеграцию ресурсов общего и дополнительного образования, школы и социума. Проблемно-тематический день имеет протяженность во времени от одного дня до нескольких недель. Чтобы обеспечить включенность каждого ребенка в деятельность с учетом его запросов и интересов, разработана система педагогического сопровождения, основой которой является индивидуальный маршрут. Возможность работать по индивидуальному маршруту обеспечивается множеством «точек входа и выхода» в организованную открытую деятельность и доступна любому участнику [3].

Погружение. Данная технология предусматривает комплексное изучение темы, объединяющей различные образовательные области, на учебных занятиях и во внеурочное время, использование ресурсов дополнительного образования школьников. Она позволяет организовать разностороннюю деятельность всего коллектива, предоставляет возможность каждому выбирать содержание и форму участия в деятельности. У каждого ребенка выстраивается свой индивидуальный маршрут. Технология «Погружение» повышает доступность дополнительного образования через предоставление возможности обучающемуся выбрать самому тему, ее наполнение и содержание, уровень, способ и время освоения выбранной темы.

Творческие мастерские по различным направлениям деятельности целесообразны в различных структурах, где есть или приглашается интересный увлеченный мастер своего дела. Варианты мастерских: мастерская развития творческих способностей, спортивная мастерская, педагогическая мастерская, интеллектуальная мастерская, театральная мастерская, художественная мастерская, мастерская творческого письма, мастерская построения отношений, мастерская самопознания, проектная мастерская и др. На селе это могут быть мастерские местных умельцев, увлеченных родителей или специалистов.

Коллективные творческие дела создаются и реализуются самими школьниками, могут охватывать все сферы и виды деятельности. Они обеспечивают доступность участия всех желающих в привлекательных видах деятельности, ориентированы на каждого ребенка, а поэтому создают условия для самореализации обучающихся в различных видах творчества, исследовательской деятельности, для вовлечения обучающихся в обсуждение и анализ наиболее волнующих их проблем, в самооценку различных жизненных ситуаций. Система коллективных творческих дел как программа дополнительного образования, подготовленная и реализованная педагогом-организатором, делает ДО доступным и приближенным к интересам сельских детей.

Дистанционные технологии обучения по дополнительным образовательным программам, особенно старшеклассников, дистанционные конкурсы и олимпиады, сетевые проекты и кейсы позволяют решить проблему доступности ДО сельских детей, так как предоставляют возможность обучения практически неограниченному количеству обучающихся, при наличии доступа в Интернет, при минимальных экономических затратах. Развитие информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникационных проектов с возможностью удаленного участия как путь развития цифровой культуры воспитанников и обеспечения современного уровня обеспеченности образовательных программ компьютерными технологиями очень важны для сельских школьников, они дают возможность получить дополнительное образование при отсутствии организаций дополнительного образования на селе.

Предложенные нами педагогические средства, формы, технологии отражают вышеизложенные концептуальные идеи, наиболее востребованы детьми и педагогами дополнительного образования и соответствуют условиям сельских образовательных организаций.

Заключение

В данной статье представлен авторский вариант концепции педагогического обеспечения доступности дополнительного образования, основу которой в обобщенном виде можно представить следующим образом.

1. Важно обеспечить увеличение охвата сельских детей программами ДО и повышение доступности ДО на основе интеграции общего и дополнительного образования, ресурсов образовательной организации и социума, способствующей обогащению содержания и расширению вариативности дополнительного образования с учетом возможностей и условий сельской местности. Доступность дополнительного образования повышается, если рассматривать его не только в комплексе с основным, но и во взаимодействии с сельским социумом. Дополнительное образование на селе выходит за рамки только образовательного процесса и представляет собой единый социокультурный комплекс, в который на принципах взаимодополнения и взаимообогащения включаются все сельские институты и организации.

2. Идея интеграции является ключевой, выступая как основа, необходимое условие, механизм или средство обеспечения доступности дополнительного образования детей, особенно проживающих в сельской местности. В то же время эта идея тесно взаимосвязана с индивидуализацией дополнительного образования сельских школьников, поскольку в сельской местности каждое поселение, каждая образовательная организация являются уникальными, имеющими свои особенности и условия. Малочисленность организаций на селе стимулирует процессы интеграции образовательных, кадровых, материальных и информационных ресурсов и создает возможность для индивидуализации образовательного процесса, учета индивидуальных интересов и возможностей субъектов, особенностей проживания и запросов каждого ребенка на дополнительное образование.

3. Важным ресурсом повышения доступности дополнительного образования сельских детей являются богатая природная и социокультурная среда, культурное и историческое наследие, местные традиции, учет и использование которых позволяют разрабатывать оригинальные по содержанию и способам реализации программы дополнительного образования.

4. Повышение доступности и качества дополнительного образования на селе способствует созданию духовно-нравственной среды всего поселения, обогащению социального опыта школьников, развитию ценностных отношений взрослых и детей, обеспечивает успешность и самореализацию каждого ребенка, профессиональное и личностное самоопределение сельских школьников.

Комплекс предложенных в статье идей, подходов и принципов, а также обобщенный вариант содержания и педагогических средств обеспечения доступности дополнительного образования отражают современные тенденции развития общего образования и учитывают современные социально-экономические условия села, сельских образовательных организаций.

Перспективными для исследования проблемы доступности дополнительного образования сельских школьников являются разработка и обоснование моделей организации дополнительного образования детей с учетом условий их проживания; разработка концепции и программ подготовки сельских педагогов к организации и обеспечению доступности дополнительного образования детей.

Список литературы

1. Александрова И. И. Интеграция основного и дополнительного образования в условиях сельской школы. URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C% D0%B8/585246/ (дата обращения: 26.04.2018).

2. Асмолов А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. 1997. № 9. С. 7.

3. Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. М. : Просвещение, 2018. 177 с.

4. Байбородова Л. В. Доступность дополнительного образования детей на селе: проблемы и пути их решения // Образовательная панорама. 2018. № 1 (9). С. 28-33.

5. Байбородова Л. В. Использование субъектно-ориентированной технологии воспитания в проектной деятельности // Воспитание школьников. 2017. № 4. С. 3-10.

6. Байбородова Л. В. Организация учебного процесса в сельской школе. Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2013. 247 с.

7. Байбородова Л. В. Проектирование индивидуальной образовательной деятельности ребенка. Психолого-педагогические проблемы развития современного школьника : колл. монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск : Изд-во «Зебра», 2016. С. 44-58.

8. Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н. Обучение технологии сельских школьников в разновозрастных группах : монография. Саарбрюккен. Palmarium Academic Publishing, 2014. 129 с.

9. Гетман Н. А. Педагогические условия профессионального самоопределения выпускников сельской школы : автореф. дис.....кан. пед. наук. Омск, 2006. 23 с.

10. Голованов В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования : учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 239 с.

11. Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей : учебник для студ. пед. училищ и колледжей. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. C. 349.

12. Золотарева А. В. Дополнительное образование детей России в XXI веке. Прага ; Ярославль : EAICY-ЯГПУ, 2013. 140 с.

13. Золотарева А. В., Синицын И. С. Повышение доступности дополнительного образования детей - новый вектор реализации государственной образовательной политики // Образовательная панорама. 2018. № 1 (9). С. 8-18.

14. Измайлова В. В. Педагогическое обеспечение: сущность и структура понятия // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 2. С. 14.

15. Интеграция общего и дополнительного образования в сельской начальной школе полного дня. URL: https://www.menobr.ru/artide/28463-integratsiya-obshchego-i-dopolmtelnogo-obrazovaniya-v-selskoy-nachalnoy-shkole-polnogo (дата обращения: 26.04.2018).

16. Калугина М. А. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей в профессиональном самоопределении школьников // Вестник ЮУрГУ. 2010. № 23. С. 112-116.

17. Концепция развития дополнительного образования детей. URL: http://dop.edu.ru/upload/ file_api/eb/82/eb82917a-efb7-4e9d-9e32-6ce8df105f69.pdf (дата обращения: 27.04.2018).

18. Конькова Н. Л. О доступности дополнительного образования в сельской местности. URL: http://zhurnalpoznanie.ru/servisy/publik/publ?id=3769 (дата обращения: 25.04.2018).

19. Коршунова О. В., Огородникова С. В. Методологические подходы к обучению и воспитанию в сельской школе : практико-ориентированная монография. Киров : Изд-во ВятГУ, 2018. 500 с.

20. Макарчук А. В. Формирование социально-профессионального самоопределения сельских школьников : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк, 2000. 19 с.

21. Морозова Н. А. Дополнительное образование - многоуровневая система в непрерывном образовании России. М. : МГУП, 2001. 279 с.

22. Огарков А. А., Коробейникова Л. А. Сельский центр образования как педагогическая система / науч. ред. В. В. Судаков. Вологда : ВИРО, 2004. 160 с.

23. Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». URL: http://dop.edu.ru/upload/file_api/0b/16/0b169ee1-e889-4e1c-b293-6637a183b9e4.pdf (дата обращения: 27.04.2018).

24. Педагогика дополнительного образования. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / под ред. Л. В. Байбородовой. М. : Изд-во «Юрайт», 2018. 241 с.

25. Степихова В. В. Социальное партнерство в решении актуальных проблем воспитания // Социальная педагогика. 2006. № 2. С. 31-36.

26. Сычева О. А. О повышении доступности дополнительного образования детей. URL: http://chita.ranepa.ru/downloads/docs/science/statya_1.pdf (дата обращения: 27.04.2018).

27. Тимонин А. И. Социально-педагогическое обеспечение самоопределения личности // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2006. № 11. С. 115.

28. Тихомирова Е. И. Исследование технологий субъектной самореализации личности // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 2 . Т. 2. С. 91-96.

Pedagogical support of accessibility of additional education for rural students

L. V. Bayborodova

Doctor of pedagogical sciences, head of the Department of pedagogical technologies, Director of the Institute of pedagogy and psychology, Yaroslavl State Pedagogical University n. a. K. D. Ushinsky. Russia, Yaroslavl.

ORCID: 0000-0002-9004-9785. E-mail: lvbai@mail.ru

Abstract: The relevance of the study is due to the increasing importance of additional education in the socialization and education of children, undeveloped ideas and pedagogical means of increasing the availability of additional education of children especially in rural areas.

The purpose of the study: to identify and substantiate the conceptual provisions, content, pedagogical tools, forms and technologies to ensure the availability of additional education of rural students. To achieve the goal and solve the problems of the study, the analysis of scientific and pedagogical sources was used, the domestic experience of rural and urban educational organizations of ten regions of Russia was studied and generalized, a survey of teachers, children and parents was conducted, the results of the author's long-term work as the head of the laboratory of rural school were systematized.

Features and opportunities of additional education for development and socialization of children are revealed, the essence of availability of additional education (DO) of rural school students is defined, the basic ideas which realization can provide availability and quality of additional education of rural children are proved and revealed: integration and individualization. Provide brief rationale and description of provisions ensuring the implementation of the socio-cultural, integrative and multi-variant subject-oriented approaches. Discusses the special the principles of increasing the availability of additional education of children in rural areas: professional orientation, the establishment of a healthy spiritual and moral environment, regulation of the interaction of children of different ages, the development and enrichment of social relations of rural children, social partnership and cooperation. The interrelation and interdependence of ideas, approaches and principles of increasing the availability of additional education of rural students, the importance of their consideration in determining the content, teaching tools, forms and technologies of additional education of rural students are emphasized.

The author proposes a holistic concept of pedagogical accessibility of additional education of rural students, the implementation of which will help the organizers of educational organizations to identify pedagogical resources to improve the system of General and additional education, taking into account regional and local conditions.

Keywords: additional education, rural children, availability of additional education, pedagogical support.

References

1. Aleksandrova I. I. Integraciya osnovnogo i dopolnitel'nogo obrazovaniya v usloviyah sel'skoj shkoly [Integration of basic and additional education in rural schools]. Available at: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/585246/ (accessed: 26.04.2018).

2. Asmolov A. G. Dopolnitel'noe obrazovanie kak zona blizhajshego razvitiya v Rossii: ot tradicionnoj pedagogiki k pedagogike razvitiya [Additional education as a zone of the nearest development in Russia: from traditional pedagogy to pedagogy of development] // Vneshkol'nik - Extracurricular. 1997, No. 9, p. 7.

3. Bajborodova L. V. Vneurochnaya deyatel'nost' shkol'nikov v raznovozrastnyh gruppah [Extracurricular activities of schoolchildren in different age groups]. M. Prosveshcheniye. 2018. 177 p.

4. Bajborodova L. V. Dostupnost' dopolnitel'nogo obrazovaniya detej na sele: problemy i puti ih resheniya [Availability of additional education of children in rural areas: problems and ways of their solving] // Obrazovatel'naya panorama - Educational panorama. 2018, No. 1 (9), pp. 28-33.

5. Bajborodova L. V. Ispol'zovanie sub"ektno-orientirovannoj tekhnologii vospitaniya v proektnoj deyatel'nosti [The use of subject-oriented technology of education in project activities] // Vospitanie shkol'nikov - Education of schoolchildren. 2017, No. 4, pp. 3-10.

6. Bajborodova L. V. Organizaciya uchebnogo processa v sel'skoj shkole [Organization of educational process in rural school]. Yaroslavl. Publishing house of YSPU n.a. K. D. Ushinsky, 2013. 247 p.

7. Bajborodova L. V. Proektirovanie individual'noj obrazovatel'noj deyatel'nosti rebenka. Psihologo-pedagogicheskie problemy razvitiya sovremennogo shkol'nika: koll. monografya [Design of individual educational activity of the child. Psychological and pedagogical problems of development of the modern schoolboy: coll. monograph] / resp. editor A. Y. Nagornova. Ulyanovsk. Publishing house "Zebra". 2016. Pp. 44-58.

8. Bajborodova L. V., Serebrennikov L. N. Obuchenie tekhnologii sel'skih shkol'nikov v raznovozrastnyh gruppah : monografiya [Teaching technology to rural students in different age groups: monograph]. Saarbruecken. Palmarium Academic Publishing. 2014. 129 p.

9. Hetman N. Pedagogicheskie usloviya professional'nogo samoopredeleniya vypusknikov sel'skoj shkoly : avtoref. dis. .... kan. ped. nauk [Pedagogical conditions of professional self-determination of rural school graduates. dis.....PhD of ped. sciences]. Omsk. 2006. 23 p.

10. Golovanov V. P. Metodika i tekhnologiya raboty pedagoga dopolnitel'nogo obrazovaniya: ucheb. posobie dlya stud. uchrezhd. sred. prof. obrazovaniya [Methods and technology of work of the teacher of additional education: tutorial for institutions of secondary vocational education environments]. M. Humanit. ed. center VLADOS. 2004. 239 p.

11. Evladova E. B. Dopolnitel'noe obrazovanie detej : uchebnik dlya stud. ped. uchilishch i kolledzhej [Additional education for children: textbook for students of ped. schools and colleges]. M. Humanit. ed. center VLADOS. 2004. P. 349.

12. Zolotareva A. V. Dopolnitel'noe obrazovanie detej Rossii vXXI veke [Additional education of children of Russia in the XXI century]. Prague; Yaroslavl. EAICY-YASPU. 2013. 140 p.

13. Zolotareva A. V., Sinicyn I. S. Povyshenie dostupnosti dopolnitel'nogo obrazovaniya detej - novyj vektor realizacii gosudarstvennoj obrazovatel'noj politiki [Improving the availability of additional education for children is a new vector of implementation of the state educational policy] // Obrazovatel'naya panorama -Educational panorama. 2018, No. 1 (9), pp. 8-18.

14. Izmajlova V. V. Pedagogicheskoe obespechenie: sushchnost' i struktura ponyatiya [Pedagogical support: the essence and structure of the concept] // YAroslavskij pedagogicheskij vestnik - Yaroslavl Pedagogical Herald. 2012, No. 2, p.14.

15. Integraciya obshchego i dopolnitel'nogo obrazovaniya v sel'skoj nachal'noj shkole polnogo dnya -Integration of general and additional education in rural full-time primary school. Available at: https://www.menobr.ru/article/28463-integratsiya-obshchego-i-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-selskoy-nachalnoy-shkole-polnogo (date accessed: 26.04.2018).

16. Kalugina M. A. Vzaimodejstvie obshchego i dopolnitel'nogo obrazovaniya detej v professional'nom samoopredelenii shkol'nikov Interaction of general and additional education of children in professional self-determination of schoolchildren // Vestnik YUUrGU - Herald of SUSU. 2010, No. 23, pp. 112-116.

17. Koncepciya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej - The concept of development of additional education of children. Available at: http://dop.edu.ru/upload/file_api/eb/82/eb82917a-efb7-4e9d-9e32-6ce8df105f69.pdf (date accessed: 27.04.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Kon'kova N. L. O dostupnosti dopolnitel'nogo obrazovaniya v sel'skoj mestnosti [On the availability of additional education in rural areas]. Available at: http://zhurnalpoznanie.ru/servisy/publik/publ?id=3769 (date accessed: 25.04.2018).

19. Korshunova O. V., Ogorodnikova S. V. Metodologicheskie podhody k obucheniyu i vospitaniyu v sel'skoj shkole : praktiko-orientirovannaya monografiya [Methodological approaches to teaching and education in rural school: practice-oriented monograph]. Kirov. Publ. of VyatSU. 2018. 500 p.

20. Makarchuk A. V. Formirovanie social'no-professional'nogo samoopredeleniya sel'skih Shkolnikov : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Formation of socio-professional identity of rural school students: abstr. dis. ... PhD of ped. sciences]. Novokuznetsk. 2000. 19 p.

21. Morozova N. A. Dopolnitel'noe obrazovanie - mnogourovnevaya sistema v nepreryvnom obrazovanii Rossii [Additional education is a multi-level system of continuing education in Russia]. M. MSUP. 2001. 279 p.

22. Ogarkov A. A., Korobejnikova L. A. Sel'skij centr obrazovaniya kak pedagogicheskaya sistema [Rural centre of education as pedagogical system / scient. ed. V. V. Sudakov]. Vologda. VIRO. 2004. 160 p.

23. Pasport prioritetnogo proekta «Dostupnoe dopolnitel'noe obrazovanie dlya detej» - Passport of the priority project "Accessible additional education for children". Available at: http://dop.edu.ru/upload/file_api/0b/ 16/0b169ee1-e889-4e1c-b293-6637a183b9e4.pdf (date accessed: 27.04.2018).

24. Pedagogika dopolnitel'nogo obrazovaniya. Rabota s det'mi s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami : ucheb. posobie dlya bakalavriata i magistratury - Pedagogy of additional education. Work with children with special educational needs: textbook for undergraduates and master students / under the editorship of L. V. Baiborodova. M. Yurayt publishing house. 2018. 241 p.

25. Stepihova V. V. Social'noe partnerstvo v reshenii aktual'nyh problem vospitaniya. [Social partnership in the solution of actual problems of education] // Sotsialnaya pedagogika - Social pedagogy. 2006, No. 2, pp. 31-36.

26. Sycheva O. A. O povyshenii dostupnosti dopolnitel'nogo obrazovaniya detej - About increase of availability of additional education of children. Available at: http://chita.ranepa.ru/downloads/docs/ science/statya_1.pdf (date accessed: 27.04.2018).

27. Timonin A. I. Social'no-pedagogicheskoe obespechenie samoopredeleniya lichnosti [The socio-pedagogical support of self-determination] // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasov - Herald of the Kostroma State University n.a. N. A. Nekrasov. 2006, No. 11, p. 115.

28. Tihomirova E. I. Issledovanie tekhnologij sub "ektnoj samorealizacii lichnosti. [Research of technologies of subject self-realization of the person] // YAroslavskij pedagogicheskij vestnik - Yaroslavl Pedagogical Herald. 2015, No. 2, vol.2, pp. 91-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.