Научная статья на тему 'Сетевое взаимодействие общего и дополнительного образования в процессе организации внеурочной деятельности сельских школьников'

Сетевое взаимодействие общего и дополнительного образования в процессе организации внеурочной деятельности сельских школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1283
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / CHILDREN'S EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / RURAL SCHOOL / INTEGRATION OF THE GENERAL AND FURTHER EDUCATION / NETWORK INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байбородова Людмила Васильевна

Внеурочная деятельность детей рассматривается как важнейшее средство обеспечения образовательных результатов, которые определены в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. Показаны особенности организации внеурочной деятельности детей в сельских школах, что обусловлено условиями социального окружения, удаленностью школы от районных и городских центров, материальной базой, численностью учащихся и рядом других факторов. Важным источником решения проблем организации внеурочной деятельности сельских школьников является интеграция общего и дополнительного образования на основе сетевого взаимодействия организаций и объединений села, а в ряде случаев и города. Рассматривается концентрическая координационная модель, которая связана с концентрической ресурсной и распределительной моделью сетевого взаимодействия, показано, как данная модель используется в конкретном муниципальном районе и находит частное выражение в сельской образовательной организации (ресурсном центре). Раскрываются возможности этой модели для кадрового, учебно-методического, финансового и организационного обеспечения внеурочной деятельности школьников. Также характеризуются способы организации сетевого взаимодействия организаций в условиях ассоциации, социально-педагогического комплекса. Описана модель-цепь сетевого взаимодействия, когда при организации внеурочной деятельности конкретного обучающегося используются ресурсы особых организаций по запросу учащегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байбородова Людмила Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORK INTERACTION OF THE GENERAL AND FURTHER EDUCATION IN THE COURSE OF ORGANIZATION OF RURAL SCHOOL STUDENTS’ EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Children’s extracurricular activities are considered as the most important instrument to ensure educational results which are defined in the Federal state educational standard of the general education. Features of organization of children’s extracurricular activities at rural schools are presented, that is caused with conditions of social environment, remoteness of school from the regional and city centers, material resources, number of pupils and some other factors. The important source of solution of problems of the organization of rural school students’ extracurricular activities is integration of the general and further education on the basis of network interaction of organizations and associations of the village, and sometimes of cities. The concentric coordination model which is connected with the concentric resource and distributive model of network interaction is regarded, and it is considered how this model is used in the certain municipal district and has private implementation in the rural educational organization (the resource center). Possibilities of this model for personnel, educational and methodical, financial and organizational support of school students’ extracurricular activities are revealed. Also ways to organize network interaction of the organizations in the conditions of the association, social and pedagogical complex are characterized. Here is characterized the model-chain of network interaction when in organization of the certain student’s extracurricular activities, resources of the special organizations for the pupil’s inquiry are used.

Текст научной работы на тему «Сетевое взаимодействие общего и дополнительного образования в процессе организации внеурочной деятельности сельских школьников»

УДК 37

Л. В. Байбородова

Сетевое взаимодействие общего и дополнительного образования в процессе организации внеурочной деятельности сельских школьников

Внеурочная деятельность детей рассматривается как важнейшее средство обеспечения образовательных результатов, которые определены в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. Показаны особенности организации внеурочной деятельности детей в сельских школах, что обусловлено условиями социального окружения, удаленностью школы от районных и городских центров, материальной базой, численностью учащихся и рядом других факторов. Важным источником решения проблем организации внеурочной деятельности сельских школьников является интеграция общего и дополнительного образования на основе сетевого взаимодействия организаций и объединений села, а в ряде случаев и города. Рассматривается концентрическая координационная модель, которая связана с концентрической ресурсной и распределительной моделью сетевого взаимодействия, показано, как данная модель используется в конкретном муниципальном районе и находит частное выражение в сельской образовательной организации (ресурсном центре). Раскрываются возможности этой модели для кадрового, учебно-методического, финансового и организационного обеспечения внеурочной деятельности школьников. Также характеризуются способы организации сетевого взаимодействия организаций в условиях ассоциации, социально-педагогического комплекса. Описана модель-цепь сетевого взаимодействия, когда при организации внеурочной деятельности конкретного обучающегося используются ресурсы особых организаций по запросу учащегося.

Ключевые слова: внеурочная деятельность детей, сельская школа, интеграция общего и дополнительного образования, сетевое взаимодействие.

L. V. Baiborodova

Network Interaction of the General and Further Education in the Course of Organization of Rural School Students' Extracurricular Activities

Children's extracurricular activities are considered as the most important instrument to ensure educational results which are defined in the Federal state educational standard of the general education. Features of organization of children's extracurricular activities at rural schools are presented, that is caused with conditions of social environment, remoteness of school from the regional and city centers, material resources, number of pupils and some other factors. The important source of solution of problems of the organization of rural school students' extracurricular activities is integration of the general and further education on the basis of network interaction of organizations and associations of the village, and sometimes of cities. The concentric coordination model which is connected with the concentric resource and distributive model of network interaction is regarded, and it is considered how this model is used in the certain municipal district and has private implementation in the rural educational organization (the resource center). Possibilities of this model for personnel, educational and methodical, financial and organizational support of school students' extracurricular activities are revealed. Also ways to organize network interaction of the organizations in the conditions of the association, social and pedagogical complex are characterized. Here is characterized the model-chain of network interaction when in organization of the certain student's extracurricular activities, resources of the special organizations for the pupil's inquiry are used.

Keywords: children's extracurricular activities, rural school, integration of the general and further education, network interaction.

Внеурочная деятельность учащихся в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования определена как деятельностная организация вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, отличная от урочной системы обучения, которая проектируется участниками образовательного процесса. Предполагается, что занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся позволят в полной мере реализовать требования ФГОС, в соответствии с которыми отводятся специальные часы для обеспечения индивидуальных потребностей и запросов обучающихся. Наполнение конкретным содержани-

ем данной части базисного (образовательного) плана находится в компетенции участников образовательного процесса.

При организации внеурочной деятельности сельских школьников необходимо учитывать условия социума, воспитательный

и образовательный потенциал школы и ее социального окружения. Школы на селе различны по условиям социального окружения, удаленности от районных и городских центров, материальной базе, численности учащихся. Все эти факторы существенно влияют на уклад жизни села, атмосферу в социуме, а следовательно, отражаются на содержании и организации внеурочной деятель-

© Байбородова Л. В., 2017

ности школьников. Задача школы независимо от условий - помочь обучающимся освоить различные формы общения, взаимодействия и жизненного уклада на селе, предоставить им равные с городскими школьниками возможности для разностороннего развития. Поэтому организация школой внеурочной деятельности сельских детей имеет гораздо большее значение, так как учащиеся (в отличие от городских сверстников) ограничены в возможности выбирать объединения по интересам и посещать желаемые кружки и секции в различных учреждениях [1].

В условиях сельской школы важным источником решения проблем внеурочной деятельности детей является развитие интеграционных процессов в самых различных аспектах, среди которых основными являются интеграция педагогических средств общего и дополнительного образования, а также развитие сетевого взаимодействия организаций и объединений на селе [2, 3].

Сетевое взаимодействие при организации внеурочной деятельности сельских школьников может строиться с учетом различных моделей, причем чаще всего в условиях села эти модели взаимосвязаны, по каким-то линиям пересекаются.

В ряде муниципальных районов получила распространение концентрическая координационная модель, которая связана с концентрической ресурсной

и распределительной моделью сетевого взаимодействия. Так, например, в Рыбинском муниципальном районе Ярославской области одним из важнейших направлений оптимизации образовательной сети района является организация сетевого взаимодействия муниципальных ресурсных центров, руководство деятельностью которых осуществляет районный информационно-методический центр, в целях реализации оптимальных, экономически целесообразных подходов к решению основных задач развития дошкольного, общего и дополнительного образования муниципальной системы образования.

Статус муниципального ресурсного центра, опорной или базовой школ имеют девять образовательных учреждений Рыбинского района. Каждый муниципальный центр ежегодно согласовывает с информационно-методическим центром техническое задание, о выполнении которого отчитывается на итоговом мероприятии в апреле.

Модель школы полного дня стала ориентиром для Ломовской школы, где создается новая образовательная среда на основе деятельности четырех инновационно-активных комплексов, работа которых систематизирует основные направления

внеурочной деятельности. На сохранение и укрепление нравственного и физического здоровья школьников направлена деятельность Покровской и Шашковской школ. Центром современной трудовой подготовки, профориентации являются Каменниковская и Николо-Кормская школы. Созданием и апробацией эффективной системы выявления и поддержки талантливых детей средствами внеурочной деятельности успешно занимается Ермаковская школа. Над внедрением современных образовательных технологий, в том числе ИКТ-технологий, работают Октябрьская и Болтинская школы.

Защита инновационных продуктов, наработанных в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений района, происходит на традиционной муниципальной конференции или образовательной выставке «Ресурсные центры, базовые и опорные школы как эффективное средство развития образовательного пространства Рыбинского муниципального района», муниципальной ярмарке инновационных продуктов, где подводятся итоги деятельности школ и определяются дальнейшие перспективы.

Методическая служба района сопровождает функционирование школ - ресурсных центров: созданы положения об их деятельности, программы развития каждого центра, совместно разрабатываются положения о проведении на базе центров муниципальных конкурсов, праздников, графики обучения педагогических кадров, оказывается методическая помощь при проведении семинаров, мастер-классов, конференций. В результате обслуживания сетевого взаимодействия образовательных учреждений сложилась система научно-методического сопровождения. Опыт работы учителей муниципальных Центров обобщается на заседаниях муниципальных методических объединений. На базе каждого Центра формируется рабочая группа из учителей различных образовательных учреждений муниципального района. В условиях сетевого взаимодействия учителя осваивают научно-методическую тему, заявленную инновационным Центром, и создают конкретный продукт, тем самым происходит непрерывное дополнительное образование педагогов, формируются современные профессиональные компетентности и исследовательская культура.

Инновационные продукты ресурсных центров доступны для всех школ МР. В условиях сетевого взаимодействия оказались доступными для использования всеми организациями района научно-методические, кадровые, материально-технические ресурсы, созданные отдельными

образовательными учреждениями. В результате сетевого взаимодействия в практику образовательных организаций внедрены новые педагогические технологии, формы организации внеурочной деятельности, развивается система дополнительного образования детей.

Это стало возможным благодаря тому, что в процессе реализации новых финансово -экономических подходов в управлении развитием образовательной сети района появились школы, имеющие высокую обеспеченность ресурсами, достаточное финансирование, подготовленные кадры, гарантирующие требуемое качество образования, транспортные средства или транспортную доступность. Таким образом, в Рыбинском МР действует координационная концентрическая модель сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования.

В то же время в условиях координационной концентрической системы сетевого взаимодействия действуют концентрические ресурсные модели на базе школ, которые являются источником определенного комплекса педагогических средств для ближайших образовательных учреждений.

Рассмотрим деятельность одного из ресурсных центров. Модель школы полного дня Ломов-ской школы Рыбинского МР позволила построить новую образовательную среду учреждения на основе деятельности четырех инновационно-активных комплексов: физкультурно-

спортивного (проект «Школа - территория здоровья»), художественно-эстетического (проект «Школа - культурно-сервисный центр гражданского образования»), социально-педагогического (проект «Школа становления гражданственности»), научно-исследовательского (проект «Создание информационно-вещательной сети кабельного телевидения для местного сообщества») [4].

Ломовская школа - это многоаспектный, многофункциональный организм с согласованно действующими составляющими, со сложившимися традициями и организационной культурой. Работа комплексов построена на основе интеграции общего и дополнительного образования. Каждым комплексом разработан реестр услуг, который включает и дополнительное образование: кружки, клубы, объединения, а также мероприятия муниципального уровня («Малые гастроли театральных коллективов», «Малые олимпийские игры», «Военно-спортивная игра Зарница»). Все комплексы подкреплены школьными учебно-воспитательными

программами и авторскими дополнительными

образовательными программами и проектами, на реализацию которых школа имеет лицензию. Партнерские отношения с другими

организациями построены на договорной основе. Ломовская СОШ является муниципальным культурно-сервисным центром гражданского образования школьников Рыбинского МР. В микрорайоне школы расположены детский сад «Полянка», Дюдьковский центр досуга, Дюдьковская амбулатория, Киндяковская библиотека, администрация Октябрьского поселения, ЗАО «Залесье».

В школе есть автобус, который привозит из соседних деревень 20 учащихся. Создается единое договорное поле взаимодействия между всеми субъектами. Между школой и детским садом отношения строятся на основе программы преемственности. Работает школа будущего первоклассника. Центр Досуга и школа взаимодействуют на основе договора и годового плана работы по совместной организации дополнительного образования. Дюдьковская амбулатория и школа реализуют совместную программу «Сохранение и укрепление здоровья школьников». Киндяковская библиотека и школа работают в рамках программы дополнительного образования школьников, организуют взаимодествие педагогов и семьи. Администрация Октябрьского поселения и школа реализуют программу профилактики асоциальных явлений, организуют рабочие места для подростков в каникулы, координируют работу административной комиссии по делам несовершеннолетних. Договор между школой и ЗАО «Залесье» позволяет укреплять материально-техническую базу школы, на основе конкурсов награждать стипендиями и премиями лучших учеников школы.

В ряде муниципальных районов России получили распространение ассоциации сельских школ. Их создание целесообразно в том случае, когда школы находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Такой опыт был распространен в Даниловском муниципальном районе Ярославской области. В работе ассоциации школ участвуют также детские сады, профессиональные учебные заведения, учреждения культуры и здравоохранения, находящиеся на той же территории. Целью ассоциации является, как правило, создание единого образовательною пространства в микрорайоне, обеспечивающего потребности каждою ребенка в образовательных услугах. Приоритетные задачи, решаемые ассоциацией, -координация учебной и внеурочной деятельности малочисленных сельских школ; создание централизованного образовательного фонда; оказание

помощи малочисленным школам в организации учебно-воспитательного процесса.

Создается ассоциация решением собрания учителей, родителей, общественности, представителей всех организаций, которые планируют в него войти. Обычно при таком объединении наиболее материально обеспеченная

и многочисленная школа берет на себя функцию опорной школы. При этом лучше всего сохраняется принцип единства и преемственности в обучении и воспитании детей, обеспечения равных возможностей в получении образования для всех учащихся.

Опорная школа берет на себя работу по координации деятельности всех школ ассоциации. Основной координатор - директор. Руководящий состав опорной школы, как правило, расширяется, так как работает для всех школ ассоциации. В отличие от малочисленных школ, в состав руководства опорной школы могут входить заместитель директора но хозяйственной части, заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе, организатор детского движения, методист по дошкольному воспитанию, организатор спортивной работы и др. В опорной школе создаются и различные службы - логопедическая, психологическая, социально-педагогическая и др.

На базе опорной школы организуются различные центры, работа которых направлена на обеспечение эффективного обучения

и воспитания учащихся всех сельских школ, входящих в ассоциацию. В составе ассоциации может работать группа педагогов-специалистов, организующих занятия по заявкам сельских школ по таким предметам, как развитие речи, риторика, ритмика, музыка и т. д., обучение по которым сложно организовать в одной малочисленной сельской школе. На базе опорной школы создается единый централизованный образовательный фонд, методический кабинет, цель работы которого - способствовать повышению профессионального мастерства, оказывать практическую помощь учителю, обобщать опыт талантливых педагогов.

Кроме годового планирования, возможна выработка перспективной программы взаимодействия, общих принципов и подходов в организации учебно-воспитательного процесса, выбор основных направлений работы, разработка комплексных, ключевых мероприятий, что позволит сконцентрировать усилия школ через распределение обязанностей по их подготовке и проведению, а следовательно - освободиться от

случайностей в работе школ, от излишних перегрузок и однообразия мероприятий.

Такая согласованность усилий даст школам возможность специализироваться по направлениям работы (что лучше получается, где больше возможностей), упорядочить, разнообразить формы работы с детьми, оптимально использовать потенциал каждой школы.

Распределение обязанностей может идти через создание совместных творческих групп, советов дел, которые разрабатывают и проводят мероприятия, изучают ту или иную проблему. Также возможно проведение специальных экспериментов, исследований.

Как правило, работа всех школ ассоциации осуществляется по единому плану, что способствует профессиональному росту учителей, подъему творческой инициативы, поиску. Единый план позволяет успешнее решать такие проблемы, как преемственность между детским садом и начальной школой, средним и старшим звеном; развитие сотрудничества учащихся разных школ; совершенствование учебно-методического комплекса.

Благодаря совместной работе возможно объединить учащихся разных школ при изучении некоторых предметов и организации внеурочных форм деятельности школьников, при создании объединений клубного типа с учетом местных условий, пожеланий учащихся и родителей. Это позволяет учащимся лучше адаптироваться, более широко обеспечить методический и дидактический комплекс, улучшить качество учебной и внеурочной деятельности. Детям нужно общение, и не только с учащимися своей школы.

Таким образом, в отличие от ресурсной концентрической модели, при решении ряда проблем опорная школа может использовать ресурсы других школ, входящих в ассоциацию. В этом случае мы можем говорить о распределительной модели сетевого взаимодействия.

Не во всех сельских муниципальных районах создана целостная система сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования, организуется управление взаимодействием различных образовательных учреждений. Многие сельские школы сами решают проблемы организации внеурочной деятельности школьников, в том числе создавая социально-педагогические комплексы.

Сельская школа развивается, совершенствуется, если она активно взаимодействует со средой, используя воспитательный потенциал этой среды и обогащая ее. Многосторонние связи малочис-

ленной сельской школы с социумом, различными слоями населения, учреждениями села способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса в сельской школе.

Опыт убеждает в том, что школа выполняет системообразующую функцию на селе, становится чуть ли не единственным культурным центом. В ряде сел и деревень создаются социально -педагогические комплексы (СПК). В них объединяются самые разные организации - школы, детские сады, клубы или дома культуры; библиотеки, предприятия, органы местной администрации и т. д. Как правило, сотрудничество регистрируется на договорной основе.

Единое планирование, единое руководство, совместные планерки в администрации поселения дают возможность скоординировать и направить работу комплекса, привлечь всех людей, заинтересованных в воспитании детей. Объединяющим для всех участников СПК может стать работа над единой проблемой или одно общее дело. Другой возможностью для объединения деятельности участников СПК может стать проведение общенародных праздников на селе, направленных на восстановление русских национальных традиций. Через эти праздники осуществляется целостное воздействие на коллективы СПК и отдельную личность, на ее интеллектуальную и эмоциональную сферы.

В условиях социально-педагогического комплекса появляется возможность более эффективно использовать материально-техническую базу всех его участников, музыкальных и технических студий, кружков, наладить спортивно-оздоровительную работу в селе, включив в нее и взрослых и детей. Так, для некоторых занятий можно использовать медпункт и сельский клуб, в свою очередь, и дети и взрослые могут пользоваться спортивным залом или компьютерным классом.

Наиболее успешными становятся те СПК, которые ставят своей целью взаимодействие со всеми жителями села, а не только с детьми. В этом случае активность и детей, и взрослых становится значительно выше. Дети видят, что они включаются в реальную жизнь села, взрослые же ощущают внимание к себе и пользу своих усилий в воспитании.

Совет СПК может стимулировать родителей тех детей, которые хорошо успевают в школе. Руководители предприятий, входящих в СПК, могут поддерживать родителей, не препятствовать посещению ими школьных праздников и конференций в рабочее время, активизировать работников для оказания добровольной помощи

школе. Они также могут помогать школам в развитии детей: показывать родителям и учителям, что работодателям необходимы люди, способные думать, писать, решать проблемы; оказывать поддержку местной школе в учебной и воспитательной работе; давать возможность учителям и детям посещать свое предприятие; выделять школе средства на оборудование. Нередко местные хозяйства выступают в роли спонсоров, оказывая материальную помощь: предоставление автобусы для организации экскурсий детей, снабжают материалами для кружковой работы или для строительства.

В СПК возникает возможность в системе использовать знания специалистов при проведении занятий с детьми, например, специалистов лесничества при поведении занятий по экологии, создания лесоводческой бригады. Занятия в биологическом кружке, требующие определенных медицинских знаний, могут проводиться в больнице, где в роли педагогов выступают учителя биологии и медицинский работник.

По мнению многих педагогов, именно в условиях СПК обеспечивается подготовка учащихся к самостоятельной жизни, участие школьников в различных видах внеурочной деятельности. Специалисты сельского хозяйства, приходя в школу, помогают педагогам в профориентации школьников, организуют объединения с учетом интересов детей, проводят внеурочные занятия, экскурсии.

Однако использования потенциала лишь ближайшего социального окружения явно недостаточно. Как зафиксировано выше, сельский социум демонстрирует многие специфические черты, мешающие эффективному социальному становлению детей. Не менее важно обеспечить взаимодействие с учащимися, людьми, являющимися представителями другой социальной среды, и носителями иных социальных установок, норм, ценностей. В подобном случае механизм отбора и присвоения учащимися возможных вариантов поведения является наиболее эффективным. Облегчить процесс вхождения в новую среду позволяет организация взаимодействия детей с учащимися других школ района, работниками учреждений дополнительного образования районного и областного центра, культурно-просветительных учреждений любого уровня.

Ярким примером сетевого взаимодействия является Фоминская средняя школа Тутаевского МР, что обусловлено ресурсами самой школы и ее социальным окружением (школа находится недалеко от города). Цель работы Фоминской школы - создание такой обучающей, воспитыва-

ющей, развивающей среды, которая будет способствовать наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечит ему условия для формирования интереса к учению, проявления максимальной творческой самостоятельности, активности. В достижении цели помогает организация внеурочной деятельности детей, которая в школе осуществляется на основе интеграции средств и ресурсов школы и учреждений дополнительного образования. С учетом возрастных, психологических особенностей учащихся на каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования:

1-я ступень (начальная школа) - расширение познавательных возможностей детей, диагностика уровня их общих и специальных способностей, создание условий для последующего выбора дополнительного образования, то есть своеобразная «проба сил»;

2-я ступень (средняя школа) - раскрытие и развитие творческих способностей личности в избранной области деятельности;

3-я ступень (старшая школа) - формирование устойчивых профессиональных интересов и соответствующих компетентностей в избранной области деятельности, создание условий для профессионального самоопределения и сознательного выбора профессии.

Интеграция деятельности школы

и учреждений дополнительного образования обеспечивает целостность всей образовательной системы школы со всем ее многообразием, включение учащихся в разнообразные виды внеурочной деятельности и удовлетворение потребностей и интересов детей.

Каждый учебный год в конце апреля выясняется социальный заказ обучающихся и родителей на занятия во внеурочное время, на дополнительное образование. Исследование социального заказа позволяет администрации дифференцировать заказчиков по возрасту, полу, социуму, в котором они живут и учатся; определить рейтинг видов деятельности, которыми предпочитают заниматься дети (и предпочтение мальчиков и девочек); увидеть, насколько осознанно и самостоятельно дети осуществляют свой выбор; выявить степень удовлетворенности деятельностью дополнительных образовательных объединений разных УДО; получить информацию, какими видами деятельности дети хотели бы заниматься еще; по каким причинам перестали заниматься или вообще не хотят заниматься в свободное время; узнать об информированности детей и родителей о деятельности в системе УДО, а также степени ее привлекательности. Все

это позволяет руководству школой оптимально отобрать и распределить кадровые, материальные, методические ресурсы своей школы и ближайших учреждений и организаций.

В настоящее время школа сотрудничает с 11 учреждениями пос. Фоминское и г. Тутаева. Ежегодно организуется около тридцати кружков и секций для обучающихся 2-11 классов и более десятка объединений по интересам для первоклассников. У всех кружков и секций есть программы дополнительного образования, краткосрочные (1 год) и долгосрочные (3-4 года) по сроку реализации. Вопросы совершенствования работы объединений дополнительного образования постоянно рассматриваются на предметных методических объединениях и педагогических советах школы.

Система дополнительного образования для учащихся Фоминской школы выступает как педагогическая структура, максимально приспосабливающаяся к запросам и потребностям детей, обеспечивающая психологический комфорт, раскрывающая личностную значимость учащихся, дающая шанс каждому открыть себя как личность, предоставляющая ученику возможности творческого развития по силам, интересам и в индивидуальном темпе. Школой целенаправленно выстраиваются взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования, активно используются возможности окружающей социокультурной и духовной среды, побуждающей учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу. При этом реализуется инициативно-вариативный подход к организации внеурочной деятельности детей, оптимально сочетаются индивидуальные, групповые и коллективные формы занятий, обеспечивается оптимальное соотношение управления и самоуправления в жизнедеятельности школьного коллектива.

Таким образом, очевидно, что в данном случае организуется внеурочная деятельность, которая устраивает всех участников образовательного процесса. При этом Фоминская школа выступает ее организатором, используя ресурсы общего и дополнительного образования, школы и ближайших учреждений.

Для всех сельских школ типична модель-цепь, которая может быть подтверждена созданием индивидуальных образовательных маршрутов, планов, программ, то есть выстраиванием внеурочной деятельности ребенка с учетом его индивидуальных потребностей и интересов, в том числе с использованием внешних ресурсов дополнительного образования. Это происходит,

когда школьник, наряду с участием в совместной деятельности - на занятиях в кружках или объединениях дополнительного образования, осознает индивидуальные образовательные потребности и имеет возможность решать свои индивидуальные задачи благодаря специальным индивидуализированным средствам.

Так, например, учащимся Великосельской средней школы предоставлена возможность участвовать в различных общешкольных и групповых проектах. Однако это не исключает выполнения индивидуальных проектов по выбору учащихся. Так, Николаем С. осуществлен индивидуальный проект «Красота в объективе». Два учащихся 9 класса обучаются в заочной физико-математической школе при МГУ на отделении «Математика», получая консультативную помощь у куратора этого проекта - учителя математики. Несколько учеников занимаются в спортивной школе, «Школе искусств», радиокружке г. Гаврилов-Яма. Учащиеся 9-10 классов занимаются на курсах в центре дополнительного образования «Олимп» по английскому языку и русскому языку. Многие учащиеся старшей школы по своему усмотрению и выбору участвуют в предметных проектах и олимпиадах (районных, областных, федеральных), интернет-олимпиадах и интернет-проектах при поддержке и консультировании учителей.

Таким образом, разнообразие ресурсов и условий сельской школы, ее социального окружения приводит к построению внеурочной деятельности детей на основе сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования с учетом разных моделей. При этом на уровне конкретного муниципального района возможно одновременное сочетание всех изложенных выше моделей сетевого взаимодействия.

Представленные выше модели не исключают друг друга, а позволяют увидеть организацию внеурочной деятельности детей с разных сторон. В то же время, даже в условиях одной сельской школы, может быть использовано несколько моделей сетевого взаимодействия общего

и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности детей.

Библиографический список

1. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах [Текст] / Л. В. Байбородова - М. : Просвещение, 2014. - 177 с.

2. Байбородова, Л. В. Дополнительное образование как система психолого-педагогического сопровождения развития ребенка [Текст] : монография [Текст] / Л. В. Байбородова, А. В. Золотарева, Л. Н. Серебренников. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2009. - 220 с.

3. Неформальное образование школьников: опыт и перспективы. Инновационные практики образовательных организаций Ярославской области [Текст] : коллективная монография / Под редакцией Л. В. Байбородовой, М. В. Груздева, А. В. Золотаревой. - Ярославль : Изд-во «Канцлер», 2014. - 405 с.

4. Организация внеурочной деятельности учащихся в школе полного дня Опыт региональной инновационной площадки [Текст] / под редакцией Л. В. Байбородовой, А. В. Репиной. - Ярославль : Департамент образования Ярославской области, 2013. -158 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Bajborodova, L. V Vneurochnaja dejatel'nost' shkol'nikov v raznovozrastnyh gruppah [Tekst] / L. V Bajborodova - M. : Prosveshhenie, 2014. - 177 s.

2. Bajborodova, L. V. Dopolnitel'noe obrazovanie kak sistema psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdenija razvitija rebenka [Tekst] : monografija [Tekst] / L. V Bajborodova, A. V. Zolotareva, L. N. Serebrennikov. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2009. - 220 s.

3. Neformal'noe obrazovanie shkol'nikov: opyt i per-spektivy. Innovacionnye praktiki obrazovatel'nyh organi-zacij Jaroslavskoj oblasti [Tekst] : kollektivnaja monografija / Pod redakciej L. V Bajborodovoj, M. V. Gruzdeva, A. V Zolotarevoj. - Jaroslavl' : Izd-vo «Kancler», 2014. - 405 s.

4. Organizacija vneurochnoj dejatel'nosti uchashhihsja v shkole polnogo dnja Opyt regional'noj innovacionnoj ploshhadki [Tekst] / pod redakciej L. V Bajborodovoj, A. V. Repinoj. - Jaroslavl' : Departament obrazovanija Jaroslavskoj oblasti, 2013. - 158 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.