Научная статья на тему 'Особенности введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в сельской школе'

Особенности введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в сельской школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
910
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / МАЛОЧИСЛЕННАЯ ШКОЛА / МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА / THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / GENERAL EDUCATION / A RURAL SCHOOL / A NOT NUMEROUS SCHOOL / A NOT COMPLETE SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байбородова Людмила Васильевна, Степанова Татьяна Александровна

В статье рассматриваются особенности сельской школы, обусловленные спецификой социума, численностью учащихся. Показано влияние сельского социума на организацию образовательного процесса в школе, определены проблемы малочисленной и малокомплектной сельской школы, а также благоприятные условия для организации обучения и воспитания в сельской малочисленной школе. Называются проблемы кадрового, финансового и материально-технического, нормативно-правового и научно-методического обеспечения сельской, в том числе малокомплектной, школы, а также предлагаются пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Introduction Features of Federal State Educational Standards of General Education at a Rural School

In the article are considered the features of a rural school caused by the society specificity, by number of pupils. Influence of rural society on the organization of the educational process at school is shown, problems of not numerous and not complete rural school, and also favorable conditions to organise training and education at a rural small school are defined. Problems of personnel, financial and material, standard-legal and scientific-methodical maintenance of a rural, and not complete, school, are given and also ways to solve them are offered.

Текст научной работы на тему «Особенности введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в сельской школе»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

УДК 37.091.214

Л. В. Байбородова, Т. А. Степанова

Особенности введения федеральных государственных образовательных стандартов

общего образования в сельской школе

В статье рассматриваются особенности сельской школы, обусловленные спецификой социума, численностью учащихся. Показано влияние сельского социума на организацию образовательного процесса в школе, определены проблемы малочисленной и малокомплектной сельской школы, а также благоприятные условия для организации обучения и воспитания в сельской малочисленной школе. Называются проблемы кадрового, финансового и материально-технического, нормативно-правового и научно-методического обеспечения сельской, в том числе малокомплектной, школы, а также предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, общее образование, сельская школа, малочисленная школа, малокомплектная школа.

L. V. Baybarodova, T. A. Stepanova

Introduction Features of Federal State Educational Standards of General Education at a Rural School

In the article are considered the features of a rural school caused by the society specificity, by number of pupils. Influence of rural society on the organization of the educational process at school is shown, problems of not numerous and not complete rural school, and also favorable conditions to organise training and education at a rural small school are defined. Problems of personnel, financial and material, standard-legal and scientific-methodical maintenance of a rural, and not complete, school, are given and also ways to solve them are offered.

Key words: the Federal state educational standard, general education, a rural school, a not numerous school, a not complete school.

Начиная с 2011-2012 года все школы поэтапно переходят на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. Документы, методические материалы, определяющие деятельность школ при переходе на новые стандарты, адресованы всем образовательным учреждениям. Однако важно учитывать особенности сельской школы, ее проблемы, достоинства и ресурсы при реализации ведущих идей стандарта.

Сельские школы России составляют около 70 % (по данным 2008 г. - 68,9 %) от всех общеобразовательных школ. Есть регионы, муниципальные районы, где число сельских школ достигает 80 %. На селе обучается третья часть детей страны.

Сельская школа - это уникальное социально-педагогическое явление. В отличие от городских, сельские школы - очень разные. Одни -

весьма благополучно развиваются, обеспечивают качественное образование, имеют свое яркое, колоритное «лицо», другие - испытывают существенные организационно-педагогические, материальные и кадровые трудности.

Особенности сельской школы определяются:

- удаленностью от районных и городских центров;

- экономикой и перспективами села, состоянием местного производства;

- численностью учащихся;

- особенностями культурного, исторического наследия, природного окружения ближайшего социума.

Сельский образ жизни, замкнутость социального пространства, автономность сельских поселений, удаленность многих школ от культур-

© Байбородова Л. В., Степанова Т. А., 2011

ных центров создают особые проблемы при организации образовательного процесса:

- большая загруженность учащихся бытовым трудом, что снижает возможности для самообразования и развития детей во внеурочное время;

- дети видят вокруг себя мало высоких уровней жизненных образцов, поэтому часто наблюдается занижение требований к своему развитию и образованию;

- низкий уровень социально-психологической помощи и поддержки учащихся в связи с отсутствием в большинстве школ специалистов, социально-психологической службы и большой загруженностью учителей;

- отсутствие во многих селах специалистов учреждений дополнительного образования, что затрудняет удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей;

- необходимость организации психолого-педагогической и социальной поддержки разных категорий детей, в том числе с особыми потребностями и проблемами в развитии при отсутствии специалистов коррекционных учреждений на селе, психологов, социальных педагогов и других специалистов;

- ограниченность, обедненность социальных контактов школьников, что затрудняет успешность их социализации;

- большая степень ответственности сельской школы за организацию летнего отдыха детей, планирование каникулярного времени школьников;

- ограниченный доступ учащихся и педагогов к некоторым информационным источникам, сложность посещения культурных и образовательных центров региона и др.

В то же время важно учитывать и благоприятные условия сельского социума для организации образовательного процесса:

- более тесные связи школы и социума, педагогов и семьи, всех участников образовательного процесса, непосредственные личные контакты обучающихся, учителей, родителей;

- систематическое освоение обучающимися опыта практического сельскохозяйственного труда (практическая направленность обучения, благоприятные условия для реализации дея-тельностного подхода в обучении и воспитании);

- непосредственная близость детей к живой природе, возможность тесного активного взаимодействия с окружающим миром, положи-

тельно влияющих на все стороны и сферы личности ребенка;

- значительные возможности для интеграции средств учебной и внеучебной деятельности, что позволяет разнообразить методы, формы, технологии организации деятельности детей, снять излишнюю заорганизованность и напряженность в жизни ребенка;

- большое значение в воспитании детей общественного мнения селян, местных традиций.

Важной особенностью многих сельских школ является малочисленность контингента учащихся и соответственно педагогического коллектива, которая имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Положительные стороны малочисленности:

- реальные возможности для индивидуализации образовательного процесса (естественный тесный контакт с семьей дает информацию о многих сторонах жизни и воспитания ребенка), проектирования индивидуального образовательного маршрута, программы, плана;

- интенсивнее идет процесс установления межличностных и деловых контактов между педагогами и учащимися;

- реальная возможность каждому проявить себя в общем деле, объединиться, договориться о единстве действий;

- благоприятные условия для сотрудничества, организации совместной деятельности и общения, творчества педагогов и детей, старших и младших, так как нет резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста;

- знание личностных особенностей, бытовых условий жизни друг друга, отношений в семьях, что способствует установлению доброжелательных и доверительных отношений между взрослыми и детьми, формируется атмосфера многодетной семьи;

- реальность развития школьного и детского самоуправления, так как есть реальная возможность оперативно собраться всем взрослым и детям для обсуждения важных проблем и принятия решений и также оперативно отследить их реализацию;

- возможность коллективной выработки решений, доступность каждому ребенку, старшему и младшему, родителям принять участие в обсуждении школьных проблем.

В то же время в малочисленных школах возникают различные проблемы, прежде все-

го, организационно-педагогического характера:

- педагоги вынуждены проводить занятия по нескольким предметам, не имея при этом базового образования по некоторым из них;

- затруднен и ограничен выбор форм и методов обучения и воспитания в классном коллективе, где обучаются несколько учеников;

- ограничен круг общения детей, что тормозит развитие коммуникативных умений, способности быстро ориентироваться в новой обстановке, снижает мотивацию учения из-за однообразия и бедности общения;

- постоянный и непосредственный контроль со стороны педагога подавляет ученика, повышает его тревожность;

Малочисленность классных коллективов ведет к появлению малокомплектных школ, когда учебная деятельность детей организуется в разновозрастных группах, объединяющих одновременно от двух и более классов. В большинстве регионов России такие школы составляют около 70 % всех сельских школ.

Работая в малокомплектной школе, педагогу предстоит решать весьма специфичную и сложную проблему: как организовать учебный процесс в разновозрастной группе, где ведется обучение школьников из разных классов и по разным образовательным учебным программам, а в данный момент - и по разным стандартам, при этом в группе могут быть дети с ограниченными возможностями здоровья (7 и 8 вида)?

Особенности окружающей среды и социума, малочисленность сельской школы, безусловно, отражаются на формировании личности ребенка. Дети сельской «глубинки» и пригородных сельских поселений существенно отличаются. И тем не менее можно определить некоторые особенности учащихся сельских школ.

Положительные качества сельский детей: трудолюбие, высокая работоспособность и ответственность, доброта, чувство благодарности, моральная и этико-эмоциональная устойчивость; непреложность для сельских детей ценностей семейного уклада жизни и родственных связей, общинности и коллективизма, любви к Родине, стремление к сохранению национальных духовных традиций.

Проблемы сельских детей в сравнении с городскими: низкий уровень организаторских и коммуникативных умений, неуверенность в своих силах, повышенная тревожность, неадекватная самооценка, конформизм, низкий уровень

мотивации учения, самостоятельности в принятии решений, трудности в общении с новыми людьми, сложности при адаптации в новых условиях.

Задачи школы независимо от условий - помочь детям освоить новые формы общения, социального взаимодействия, хозяйствования и жизненного уклада на селе, предоставить им равные с городскими школьниками возможности для получения достойного образования, используя ресурсы социума и возможности самой сельской школы. При этом следует иметь в виду, что в малочисленных и малокомплектных школах введение стандартов в первых классах предусматривает перестройку всего образовательного процесса. В частности, невозможно организовать разностороннюю и полноценную внеурочную деятельность нескольких первоклассников. Необходимо предусмотреть в этом случае организацию внеурочной деятельности всех детей малочисленной школы в различных объединениях и группах детей разновозрастного состава.

Для решения указанных выше проблем можно предложить ряд педагогических средств при организации учебной деятельности школьников.

1. Формирование временных и постоянных разновозрастных групп в малочисленной и малокомплектной школе с учетом:

- оптимального возрастного диапазона детей;

- специфики предмета;

- особенностей содержания ученого материала;

- количества учащихся в классах (оптимально 10-12 школьников в группе).

2. Организация обучения в разновозрастных группах учащихся, которая предусматривает реализацию следующих принципов:

- интеграции и дифференциации задач, содержания, форм совместной деятельности детей в разновозрастных группах;

- взаимообучения детей;

- педагогизации учебной деятельности обучающихся, то есть передачи ряда функций педагога самим детям;

- регулирования взаимодействия детей разного возраста и др.

3. Организация самостоятельной работы учащихся в малочисленных классах и разновозрастных группах, обучение по индивидуальным планам и программам.

4. Гибкое планирование учебного процесса, предусматривающее мобильную перестройку образовательного процесса в зависимости от содержания учебного материала предметов, возможности интеграции учебной и внеурочной деятельности детей по учебному предмету, использования ресурсов Интернет и учебного телевидения, проведения занятий вне школы и др.

5. Организация дистанционного обучения на базе ресурсных школ при отсутствии кадров и для поддержки учителей малокомплектных школ.

6. Проведение ряда занятий на базе опорных школ или ресурсных центров.

Выше изложенные особенности, проблемы и преимущества села важно учитывать и при организации внеурочной деятельности сельских детей.

В процессе обсуждения ФГОС второго поколения предлагаются различные модели организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, которые можно использовать и в сельской школе. Они предусматривают развитие интеграционных процессов, связей со средой, социальными партнерами:

- школа продленного дня - единая комплексная программа внеурочной деятельности;

- школа полного дня - единая программа воспитывающей деятельности в урочное и внеурочное время;

- школа-комплекс - объединение субъектов воспитания для реализации образовательного процесса на основе единой программы;

- ассоциация школ - объединение ресурсов школ МР и субъектов воспитания МР на основе комплексной программы нескольких учреждений;

- социально-педагогический комплекс (особенно важен на селе).

Можно выделить модели по уровню связей образовательного учреждения со средой:

а) школа использует собственные ресурсы для организации внеурочной деятельности сельских школьников;

б) школа привлекает специалистов из других образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, специалистов различных организаций;

в) школа объединяет свои ресурсы с ресурсами других учреждений или организаций для проведения внеурочной деятельности детей, взаимно используя кадровые и материальные ресурсы друг друга.

Школы районного центра, где имеются культурные и спортивные учреждения, учреждения дополнительного образования, ПУ, действующие предприятия могут ориентироваться на модели с высоким уровнем интеграционных процессов и связи с окружающей средой. Школы такого типа близки по условиям финансирования внеурочной деятельности к городским и могут разрабатывать и реализовывать профильные программы внеурочной деятельности, выбирать те модели, где возможно привлечение специалистов к организации внеурочной работы, организация кружков на базе школы, УДО и других учреждений на условиях договора.

Школа поселковая, где есть действующий спортивно-оздоровительный или культурный центр и можно привлекать специалистов этих учреждений и использовать их базу. В этом и предыдущем случае могут быть созданы школа полного дня, школа-комплекс, школа-клуб и др.

Школы малочисленные, в том числе малокомплектные, как правило, удаленные от районных и культурных центров, но расположенные на небольшом расстоянии друг от друга. В таких школах при введении ФГОС НОО только в первых классах предполагается организация внеурочной деятельности всех школьников. (Трудно представить, как можно организовать полноценную внеурочную деятельность с несколькими детьми).

В этом случае возможны:

а) создание ресурсного центра на базе одной из сельских школ для организации внеурочной деятельности учащихся нескольких близлежащих школ, где отсутствуют кадровые и материальные возможности для полноценной воспитательной работы;

б) организация внеурочной деятельности в ассоциации сельских школ, где внеурочное время детей организуется по единой программе на базе опорной школы или на базе всех школ, в зависимости от ресурсов каждой школы и ее социума.

Малочисленные и малокомплектные школы, удаленные от культурно-образовательных центров и других школ могут рассчитывать только на собственные возможности и ресурсы ближайшего социума. В этом случае внеурочная деятельность сельских школьников может включать:

- проведение различных общешкольных ключевых дел, охватывающих всех детей и предоставляющих возможность участвовать уча-

щимся в различных видах деятельности на этапе подготовки и проведения этих дел;

- создание творческого коллектива при наличии педагога-специалиста, местного умельца, увлеченного человека, объединяющего весь школьный коллектив, а возможно и жителей, совместным и индивидуальным творчеством в различных видах деятельности;

- проведение проблемно-тематических дней на основе интеграции средств учебной и внеурочной деятельности детей, основу которых составляет проектная деятельность, коллективный поиск решения наиболее актуальных для школьников жизненно-важных проблем и путей преобразования окружающей среды;

- создание детской общественной организации, которая предусматривает включение детей в различные виды деятельности;

- организация внеурочной деятельности детей через общешкольные дела, кружки, руководителями которых являются учителя, жители, родители и др.

Решая организационно-педагогические проблемы сельской школы особенно важно обратить внимание на развитие социальных связей сельских школьников. Для этого педагоги используют:

а) возможности самой школы, организуя учебную и внеурочную деятельность детей в разновозрастных группах, привлекая специалистов, жителей села к проведению учебных занятий и организации воспитательных дел, ведению кружков, приглашая учащихся других школ к совместным учебным и внеурочным занятиям, используя различные информационные средства, Интернет для получения, сбора информации и ее обсуждения, для взаимодействия с другими школами, учреждениями, специалистами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) организацию разностороннего взаимодействия детей и родителей при проведении учебных занятий и внеурочных мероприятий, выполнении семейных творческих работ по учебным дисциплинам, семейных проектов, семейных конкурсов, выставок семейного творчества, семейных достижений, праздников семьи, создавая семейные клубы, творческие и спортивные коллективы детей и родителей; стимулируя взаимодействие детей и родителей (при-

своение званий «Семья года», «Самая дружная семья», «Самая творческая семья», «Образцовая семья», «Спортивная семья» и т. п., материальные поощрения семьям за особые достижения, пропаганда семейных достижений через печатные и наглядные средства, местное радио и др.), поощряя родителей, активно участвующих в организации учебной и внеурочной деятельности детей;

в) ресурсы внешней среды школы (природу, где можно проводить экскурсии, походы, исследования, мероприятия, в том числе с целью ее охраны, изучения и улучшения; местные предприятия, организации, учреждения, где могут проходить встречи с трудовыми коллективами, совместные праздничные, спортивные, культурные мероприятия, конкурсы, трудовые дела, социальные практики профессиональной направленности; культурные, исторические и природные памятники, знакомство с которыми и их охрана могут стать основой экскурсий, походов, исследовательской и проектной деятельности; местные и районные культурно-оздоровительные учреждения, которые организуют досуговые мероприятия для населения, взрослых и детей; ближайшие общеобразовательные школы, совместно с которыми могут проводиться коллективные воспитательные мероприятия, дела, создаваться творческие и спортивные коллективы; профессиональные образовательные учреждения, где организуются встречи с преподавателями и учащимися, совместные мероприятия, конкурсы, экскурсии и другие формы профориентационной работы; областные, федеральные очно-заочные школы, центры, которые предлагают участие отдельным детям и коллективам в различных конкурсах, олимпиадах, проектах, играх и т. п.

Успешность решения организационно -педагогических проблем зависит от выявления способов и механизмов решения ряда управленческих проблем на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, села и школы.

Одна из главных проблем, от решения которой в первую очередь зависит успешность введения новых стандартов, - кадровое обеспечение. С помощью таблицы 1 покажем возможные пути решения этой проблемы.

Таблица 1

Кадровое обеспечение

Проблемы Механизмы, пути решения

1. Неподготовленность выпускников вузов, педколледжей к работе в условиях малочисленных и малокомплектных школ 1. Целевой набор выпускников сельских школ. 2. Введение в вузах, педколледжах спецкурсов «Воспитание и обучение в сельской и малокомплектной школе в условиях нового ФГОС общего образования». 3. Организация педагогической практики в сельских школах, выполнение целевых дипломных работ по заказу сельской школы

2. Ограниченные возможности повышения квалификации с учетом проблем сельской малочисленной и малокомплектной школы 1. Разработка альтернативных форм повышения квалификации для учителей и руководителей сельских школ, в том числе используя возможности межрегиональных структур. 2. Разработка специальных программ, модулей для повышения квалификации учителей сельских школ. 3. Проведение курсов повышения квалификации на базе муниципальных районов с учетом заказа педагогов школ. 4. Создание стажеровских площадок на базе школ под руководством опытных педагогов. 5. Организация работы проблемных групп сельских педагогов для оказания методической помощи и разработки актуальных образовательных проблем

3. Отсутствие специалистов по отдельным предметам и организаторов конкректных видов внеурочной деятельности по заявкам детей и родителей 1. Создание передвижных педагогических коллективов на базе муниципального района, выезжающих поочередно в сельские школы для организации учебных занятий и организации внеурочной деятельности детей. 2. Взаимный обмен школ специалистами и обучение детей с «погружением» по отдельным предметам. 3. Использование интернет-ресурсов, электронных носителей. 4. Создание на базе школ центров дистанционного обучения

4. Отсутствие специалистов медико-психолого-педагогического сопровождения детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья 1. Создание Центров поддержки сельских школ на базе муниципальных районов (работа по графику и плану, составленному с учетом заказа школы на такие услуги). 2. Помощь специалистов опорных школ, ресурсных центров

5. Значительное увеличение нагрузки учителя начальных классов малокомплетной школы в связи с участием в разработке основной образовательной программы, имеющей сложную структуру, а также рабочих программ по всем учебным предметам нескольких, а иногда всех, классов, а также внеурочной деятельности 1. Разработка методических рекомендаций по составлению примерных основных образовательных программ для сельских школ с учетом региональных, национальных, этнокультурных особенностей, а также примерных программ по учебным предметам с учетом УМК, наиболее приемлемых для специфики сельской школы. 2. Оптимальное перераспределение обязанностей, функций между педагогами всей школы. 3. Использование кадровых ресурсов социума для организации внеурочной деятельности. 4. Взаимодействие с коллегами других школ, обмен материалами

Особые трудности у сельской школы возникают в связи с решением финансовых и материально-технических проблем, что обусловлено ограниченностью средств при нормативном подушевом финансировании. Для решения этой проблемы можно предложить следующее:

- повышение регионального коэффициента нормативного бюджетного финансирования для сельских школ;

- поддержка малочисленных школ из муниципальных бюджетов;

- оптимальное использование кадровых ресурсов за счет гибкого планирования учебной и внеурочной деятельности;

- привлечение местных специалистов предприятий и организаций, родителей, выпускников для организации образовательного процесса, внеурочной деятельности;

- при небольших расстояниях объединение ресурсов кадровых и материально-технических средств ближайших школ (создание ассоциаций

школ, опорных школ района и др.) - сетевое взаимодействие;

- использование кадровых и материально-технических ресурсов ближайших учреждений и предприятий;

- принятие целевых подпрограмм (проектов) финансовой поддержки развития сельских школ, в том числе малочисленных, являющихся социокультурными центрами на селе;

- создание многофункциональных центров на селе, выполняющих одновременно

образовательные и социокультурные функции (на основе формирования и финансирования соответствующих заданий учредителем).

Достаточно много организационных проблем приходится решать сельской школе, и особенно малочисленной, при введении ФГОС второго поколения. Остановимся лишь на некоторых из них (см. таблицу 2).

Таблица 2

Организационное обеспечение

Проблемы Механизмы, пути решения

1. Привлечения органов государственно-общественного управления сельской школой к проектированию основной образовательной программы (части, формируемой участниками образовательного процесса), проведению внешней оценки деятельности школы (педагогов) 1. Разработка методического инструментария по организации коллективного проектирования основной образовательной программы с привлечением органов государственно-общественного управления сетевых структур (например, опыт разработки образовательной программы школьного округа как общей согласованной программы для всех школ, входящих в школьный округ)

2. Недостаточность потенциала сельской школы для построения образовательного процесса с учетом потребностей и запросов обучающихся, родителей (семьи) 1. Отработка механизма согласования потребностей и взаимных обязательств субъектов образования по реализации социального заказа на основе: - договора на оказание образовательных услуг между школой и родителями; - договора на оказание образовательных услуг между школой и другими учреждениями социума (дополнительного образования детей, культуры и пр.). 2. Создание дистанционных центров на базе ресурсных школ. 3. Компьютерное обеспечение школ, подключение к сети Интернет. 4. Реализация комплексного, интегративного подхода к обеспечению учебной и внеурочной деятельности детей, оптимальное использование ресурсов социума. 5. Организация образовательного процесса на основе моделей инте-гративного типа (социокультурного комплекса, культурно-образовательного объединения, школьного округа и др.)

3. Недостаточность (отсутствие) опыта управления введением инноваций, имеющих комплексный характер (в том числе ФГОС) 1. Разработка и реализация исследовательских проектов (региональных, межрегиональных) на базе школ - стажеровских площадок по отдельным направлениям введения ФГОС (например, исследовательский проект по теме «Формирование универсальных учебных действий младших школьников в условиях малочисленной сельской школы»). 2. Проведение независимых мониторинговых исследований по оценке влияния изменений в условиях организации образовательного процесса на образовательные результаты (личностные, социальные)

Введение новых стандартов предполагает разработку соответствующего нормативно-правового обеспечения, которое регламентирует самостоятельность школ: распределение полномочий органов управления по разработке и утверждению основной образовательной программы, учебного плана; распределение обязанностей по организации внеурочной деятельности и пр. Возникает сложность разработки соглашений по созданию объектов инфраструктуры села,

материальная база которых соответствовала бы требованиям к минимальной оснащенности образовательного процесса (положения о культур-но-досуговом центре, информационно-библиотечном центре, физкультурно-оздоровительном центре и др.). Разработку нормативно-правового обеспечения затрудняет то, что на федеральном уровне до сих пор не определены понятия «малочисленная школа», «малокомплектная школа»,

«школа - ресурсный центр». Решению указанных проблем может способствовать:

- создание консультационных (консалтинговых) центров при органах, осуществляющих функции управления в сфере образования, научно-методических структурах по правовому сопровождению введения ФГОС;

- разработка модельных вариантов нормативных правовых актов, учитывающих специфику организации образовательного процесса в сельских школах (в частности, обучение в разновозрастных группах, руководство внеурочной деятельностью и др.;

- разработка примерных вариантов соглашений по созданию объектов инфраструктуры села

Научно-методи

с учетом требований к минимальной оснащено-сти образовательного процесса (методические рекомендации);

- юридическая и научно-методическая экспертиза на региональном уровне локальных актов пилотных школ для использования другими учреждениями.

Решение организационно-педагогических проблем связано с разработкой научно-методического обеспечения деятельности сельской школы, в том числе малочисленной и малокомплектной (см. таблицу 3).

Таблица 3

обеспечение

Проблемы Механизмы, пути решения

1. Учебники в основном ориентированы на обучение городских детей в классном коллективе. 2. В содержании учебного материала учебников и пособий слабо отражены (или не отражены) проблемы сельского образа жизни. 3. Недостаточно методических рекомендаций по организации обучения и воспитания с учетом специфики сельской школы, использованию ресурсов социума. 4. Отсутствуют программно-методические материалы по организации обучения в разновозрастных группах малокомплектных и малочисленных школ. 5. Существует потребность в научно-методическом сопровождении дистанционного обучения в сельской малокомплектной школе. 6. Недостаточно разработаны вопросы организации внеурочной деятельности сельских детей. 7. Научно-методические разработки по решению проблем сельской школы, имеющиеся в регионах, специально не обобщаются, являются не доступными для широкого использования 1. Разработка проектов по научно-методическому обеспечению сельской, малочисленной и малокомплектной школы на федеральном и региональном уровне. 2. Создание межрегиональных научно-методических центров «Педагогика сельской школы». 3. Организация деятельности научно-исследовательских региональных лабораторий, разрабатывающих проблемы сельской школы выявленные на основе диагностики образовательного процесса и запроса педагогов. 4. Обобщение имеющихся научно-методических материалов по проблемам деятельности сельской, в том числе малокомплектной, школы, их обновление с учетом ФГОС и распространение среди педагогов сельских школ. 5. Привлечение специалистов, передовых педагогов-практиков к разработке научно-методического обеспечения деятельности сельских школ в условиях ФГОС НОО. 6. Издание методической литературы по организации образовательного процесса в сельской, в том числе малокомплектной школе на федеральном и региональном уровне

Успешность реализации ФГОС общего образования в сельской школе в значительной мере зависит от того, как будут учтены ее особенности и использованы ресурсы самой школы и ее социального окружения при организации образовательного процесса. Необходимо объединить усилия государственных и общественных структур, органов образования, педагогических вузов и колледжей с целью оказания комплексной под-

держки сельской школе при введении и реализации ФГОС второго поколения.

Библиографический список:

1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст]. - М. : Просвещение, 2008. - 36 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. - М. : Просвещение, 2011. - 31 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.