Научная статья на тему 'Введение федерального государственного образовательного стандарта в малокомплектных школах'

Введение федерального государственного образовательного стандарта в малокомплектных школах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
799
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / УСЛОВИЯ / ЧИСЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ / ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ ПРИ ВВЕДЕНИИ ФГОС В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ НАЧАЛЬНЫХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анохина Наталья Викторовна

Автор делится опытом участия в разработке инструктивно-методических материалов для педагогов и специалистов муниципальных органов управления образованием по обеспечению реализации ФГОС в малокомплектной школе, выделяет проблемы, связанные с численностью учащихся в сельских школах, обосновывает необходимость моделей начальных малокомплектных школ и инструктивно-методических материалов для педагогов и специалистов муниципальных органов управления образованием по обеспечению реализации ФГОС в малокомплектной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анохина Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Введение федерального государственного образовательного стандарта в малокомплектных школах»

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

- они осваивают разнообразие видов проекта: творческого, исследовательского, инновационного;

- большую значимость приобретает работа с понятийным аппаратом исследования;

- интенсивно развиваются коммуникативные способности учащихся, так как в процессе создания продукта деятельности на каждом этапе осуществляется процесс активного взаимодействия всех разработчиков проекта, в том числе и с применением ИКТ;

- развивается и социальная адаптация.

Событиями в жизни Центра образования является

и ежегодное участие детей в предметных олимпиадах, на которых учащиеся пополняют портфолио своих достижений сертификатами побед на различных уровнях. Динамика результатов участия наших детей в этом направлении позитивна.

Таким образом, развитие социальной адаптации учащихся старших классов предполагает проектирование в содержании и развертывание в процессе образования социально значимых ситуаций, задающих социальный контекст будущей жизни и деятельности старшеклассников и несу-

щих в себе учебный и воспитательный потенциал.

Работа Центра образования по этому направлению

продолжается.

Литература

1. Голоднова Л.В., Кононова А.А. Построение школы «социального успеха» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №1.

2. Зарецкая И.И. Управление процессом социализации личности - инновация в воспитании // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - №1.

3. Новикова Н.И. Социализация школьников средствами театральной педагогики //Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - №3.

4. Полянцева Н.В. Нетрадиционные формы работы на уроках и во внеурочное время как средство социализации личности выпускника // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №4.

5. Сиденко А.С. Проекты и исследования в развивающейся школе. М.: 2007. - 80 с.

6. Хомякова Н.С. Возможности влияния средств массовой информации на воспитание и социализацию школьника // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - №3.

Н. В.Анохина

ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА В МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛАХ

Аннотация. Автор делится опытом участия в разработке инструктивно-методических материалов для педагогов и специалистов муниципальных органов управления образованием по обеспечению реализации ФГОС в малокомплектной школе, выделяет проблемы, связанные с численностью учащихся в сельских школах, обосновывает необходимость моделей начальных малокомплектных школ и инструктивно-методических материалов для педагогов и специалистов муниципальных органов управления образованием по обеспечению реализации ФГОС в малокомплектной школе.

Ключевые слова: ФГОС, условия, численность учащихся, проблемы и трудности при введении ФГОС в малокомплектной сельской школе, организационно-педагогические модели начальных малокомплектных школ.

Целевой рабочей группе «Введение ФГОС в малокомплектных школах», в состав которой вошли представители Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Республики Башкортостан, поставлена задача разработки инструктивно-методических материалов для педагогов и специалистов муниципальных органов управления образованием по обеспечению реализации ФГОС в малокомплектной школе.

В результате совместного обсуждения были выделены следующие проблемы.

В науке и законодательстве Российской Федерации не установлены понятия «малочисленное общеобразовательное учреждение», «малокомплектное общеобразовательное учреждение». Чаще всего употребляют термин «малокомплектная школа». В Российской педагогической энциклопедии малокомплектной называется

школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся. В СССР до 70-х годов ХХ века этот термин применялся в отношении начальной школы, если в ней насчитывалось менее пятнадцати человек. Затем оно было распространено и на неполные средние школы и средние школы с малой наполняемостью классов. Это значит, что верхняя граница численности малокомплектной школы точно не установлена. В настоящее время при некоторых экономических расчётах малокомплектным общеобразовательным учреждением негласно считается школа без параллельных классов. Таким образом, под это определение подпадает и маленькая школа, в которой учатся несколько классов в одной аудитории, и школа со средней наполняемостью классов в 25 человек, введение ФГОС в которой существенно не будет отличаться от большой городской школы.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011

35

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

«Методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» содержит рекомендованный норматив наполняемости классов - 14 учащихся1. На основе этого в проекте «Концепция модернизации инфраструктуры общего образования муниципальных районов Красноярского края, направленная на преодоление проблемы ограниченности образовательных возможностей малочисленных школ (до 2013 г.)» под малочисленным общеобразовательным учреждением понимается малокомплектное общеобразовательное учреждение с наполняемостью классов ниже рекомендованного норматива в 14 человек.

Можно предположить, что не любые малокомплектные сельские школы будут нуждаться в специальных рекомендациях по введению ФГОС в малокомплектной начальной школе, а только те, в которых средняя численность класса составляет менее 10 учеников. Чем больше учащихся в школе, тем меньше она будет нуждаться в рекомендациях, специфических для малокомплектной школы. Так, средняя школа с численным составом учащихся свыше 100 человек уже будет располагать приемлемым ресурсом для введения ФГОС.

Кроме численности, при внедрении ФГОС необходимо учитывать и другие условия:

- организационную форму образовательного учреждения (начальная школа находится в составе основ-ной/средней школы или является самостоятельным учреждением/филиалом);

- комплектование классов (каждый класс является самостоятельным комплектом или объединён с другими);

- географическое расположение (есть ли в пределах транспортной доступности базовые школы и культурные центры, куда может быть осуществлён периодический подвоз детей, выезд специалистов);

- систему обучения, в рамках которой будет организован учебный процесс (классноурочная система или системы обучения по индивидуальным маршрутам).

Предлагаемое решение: универсальных рекомендаций быть не может. Следовательно, нужно разрабатывать несколько вариантов реализации ФГОС в начальной школе в соответствии с указанными условиями.

Тем не менее, в процессе обсуждения на семинаре-совещании были обозначены следующие проблемы и трудности при введении ФГОС в малокомплектной сельской школе:

Оформление и ведение документации (в частности, разработка основной образовательной программы, локальных актов) в условиях недостаточности методических ресурсов федерального уровня.

Формирование универсальных учебных действий на совмещённых занятиях с несколькими классами одновременно.

Организация (содержание, формы, кадры) внеурочной деятельности. Труднодоступные школы могут использовать для этого только собственный ресурс. Есть ли он у них? Никакой Интернет не заменит живого человеческого общения.

Как должна выглядеть малокомплектная школа,

1 Методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Утверждена Комиссией при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления и правосудия, протокол № 1 от 18 июля 2007 г.

чтобы она отвечала всем требованиям ФГОС? Какие условия в ней должны быть созданы?

Таким образом, мы решили, что необходимо не только локальное улучшение отдельных сторон деятельности МКШ (финансирование, материальное обеспечение, схемы оплаты труда и т. п.), но и новые подходы к технологии организации учебного и внеучебного процессов, т. е. разработка разных организационно-педагогических моделей начальных МКШ.

Проект введения ФГОС можно использовать как инструмент для модернизации малочисленной сельской школы, что предполагает существенные изменения в организации и содержании учебно-воспитательного процесса.

Меры по решению данных проблем включают:

1) разработку и внедрение организационно-педагогических моделей (технологий) учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих достижение планируемых результатов образования в соответствии с ФГОС;

2) обеспечение педагогов, работающих по этим технологиям, соответствующими методическими рекомендациями.

Кроме того, необходима подготовка педагогов и руководителей как в части предметнометодической, так и в части дидактической компетентности, связанной с выстраиванием индивидуальных образовательных стратегий в отношении разных учеников.

Участниками совещания было отмечено, что рекомендации могут быть разработаны в 2011 году, апробированы в 2012 году при появлении достаточного опыта введения ФГОС в малокомплектных сельских школах. Кроме того, в результате апробации и коррекции инструктивно-методических материалов появятся образцы МКШ, в которых будут созданы содержательные, процессуальные и кадровые условия для достижения планируемых ФГОС результатов.

По первому направлению:

1. Дано определение малочисленным и малокомплектным школам (Закон РС (Я) «О государственной поддержке сельских образовательных учреждений от 18 ноября 2009 г. № 753-3» (Якутия). Группа Якутии разрабатывает рекомендации по введению ФГОС для тех школ, наполняемость классов в которых составляет менее 10 учеников. Появились следующие предложения:

Предлагается интеграция предметов (окружающий мир, национальная культура, ОБЖ) в один курс «Мир вокруг меня». Основные содержательные линии курса определены стандартом общего начального образования второго поколения и представлены в программе содержательными блоками: «Я - школьник», «Природа», «Человек и природа», «Человек и общество» (Югюлят-ская СОШ Вилюйского улуса).

Так как школы должны быть укомплектованы штатом учителей, психолога, логопеда, социального педагога, воспитателя, педагога - организатора, педагога дополнительного образования, то Якутия ставит вопрос о целесообразности специальной подготовки универсального учителя для малокомплектной школы. Кроме того, могут быть созданы возможности для дистанционной консультативной работы узких специалистов. И надо помнить о необходимости обучения учителей начальных классов ИКТ - технологиям.

Требование ФГОС к наличию двух контрастно оформленных пространств учёбы и игры выполнимы и в усло-

36

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

виях малокомплектной школы. Игровые зоны, зоны для отдыха могут располагаться в здании школы и в других зданиях, могут быть созданы социокультурные комплексы.

2. Мы пришли к выводу, что если организация учебновоспитательного процесса не изменена (т. е. реализуется классноурочная система), то отличий в нормативноправовой базе МКШ и любой другой школы нет. Если идёт смена организации учебно-воспитательного процесса, то нормирование другой организации учебновоспитательного процесса обязательно (разработка и принятие локальных актов, внесение изменений в Устав ОУ). И тогда принципиально меняется недельный учебный график разновозрастного коллектива, учебная нагрузка учителей, её планирование, учёт, ведение школьной документации.

Поэтому мы разработали методические рекомендации, позволяющие:

Во-первых, индивидуализировать обучение в этих учреждениях;

Во-вторых, организовать учебное взаимодействие учащихся разных возрастов для компенсации дефицита культурных и социальных контактов сельских школьников, причём в рамках самих учебных занятий, а не только во внеурочной работе.

Разработаны и описаны варианты организации обучения в малочисленных школах, которые, несмотря на необходимость дальнейшего совершенствования, уже позволяют достичь высоких результатов обучения и воспитания школьников (Красноярский край).

Рассматриваются две модели обучения: индивидуальные учебные занятия и обучение в разновозрастных коллективах на основе индивидуальных образовательных программ. Подробно описаны процедуры составления индивидуальных маршрутов и программ школьников, методика проведения учебных занятий, особенности контроля и оценивания деятельности обучающихся, вопросы нормативно-правового регулирования. Учителям даны рекомендации по формированию умений работать самостоятельно, а также в парах и группах. Отдельное внимание уделено специфике рабочих программ курсов и программ формирования универсальных учебных действий.

Таким образом, в методических рекомендациях учтена и проблематика второго направления «Формирование универсальных учебных действий на совмещённых занятиях с несколькими классами одновременно».

Главной проблемой для учителей малокомплектных школ (как, впрочем, и для всех остальных учителей) стала разработка основной образовательной программы. Нами изданы методические рекомендации «Технология разработки образовательной программы первой ступени общеобразовательного учреждения». Кроме этого, мы подготовили ряд методических рекомендаций в помощь педагогу и управленцу по наиболее актуальным проблемам практики. Однако основной проблемой остаётся дефицит времени на освоение этих рекомендаций учителями и риск введения «чего-то похожего, но не стандарта». Потому что подготовка школы к введению стандарта, по оценкам наших экспертов, должна занимать не меньше двух лет. Мы же имеем значительно более короткий период подготовки.

По третьему направлению «Организация (содержание, формы, кадры) внеурочной деятельности».

На уровне правительства Красноярского края принято решение о выделении субвенций на организацию

внеурочной деятельности в размере 5 часов на 1 класс. Группой пилотных малокомплектных школ разработана модель организации внеурочной деятельности на этой основе. Основаниями модели стали расчёты:

• в структуре учебного плана на внеурочную деятельность отводится 1 час (так как 20 часов - это обязательные предметы, а 21 час - это максимальная нагрузка на ученика по нормам СанПиН);

• 5 часов на оплату труда учителя на класс.

В результате мы получили модель модульной программы внеурочной деятельности, имеющей следующие характеристики:

1) модуль программы определяется на основании направлений внеурочной деятельности, заложенных в Стандарте (спортивнооздоровительное, духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное);

2) могут быть разные варианты набора модулей:

• все обязательные;

• обязательные и обязательные по выбору;

• все обязательные по выбору;

3) количество модулей по выбору определяется количеством универсальных учебных действий, которые необходимо развивать в данный образовательный период;

4) в модулях по выбору 1-2 часа из предложенных должны отводиться на пробы ребёнка. Таким образом, выбор модуля ребёнок осуществляет через пробы каждого из предложенных модулей;

5) группа детей может быть как разновозрастная (1-4 классы), так и одновозрастная.

По четвёртому направлению, для создания условий, соответствующих требованиям ФГОС, в крае реализуется проект по апробации учебного оборудования. Учебное оборудование (компьютерный класс для начальной школы на базе двухплатформенных компьютеров, комплект программного обеспечения для начальной школы, автоматизированное рабочее место учителя начальной школы на базе двухплатформенных портативных компьютеров, серверное оборудование, оборудование кабинета начальной школы, комплект оборудования по математике для начальной школы, комплект оборудования для учебных предметов «Русский» и «Иностранные языки», «Развитие речи», «Чтение», комплект оборудования кабинета технологии для начальной школы, комплект по экологии и естествознанию для начальной школы, комплект для музыкальной деятельности, кабинет психомоторной коррекции, коррекционно - развивающее оборудование) в настоящий момент апробируется, в том числе и на базе Быстрян-ской малокомплектной пилотной школы проекта. В мае 2011 года мы должны получить экспертные оценки и рекомендации по укомплектованию малокомплектных сельских школ учебным оборудованием.

В завершение я хочу сказать, что в Красноярском крае реализуется проект по организационно-методическому сопровождению пилотных школ по введению ФГОС и сделаны достаточные заделы.

Много проблем мы сняли, ещё больше - предстоит решить. Поэтому мы предлагаем создать на базе Красноярского края федеральную площадку по введению ФГОС в малокомплектных сельских школах и рассмотреть вопрос о выделении федерального финансирования на опытно-экспериментальные работы и создание методических рекомендаций по названной теме.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.