Научная статья на тему 'Актуальные направления развития малокомплектной сельской школы в современном образовательном пространстве'

Актуальные направления развития малокомплектной сельской школы в современном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
641
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА / RURAL SCHOOLS / МАЛОЧИСЛЕННЫЕ ШКОЛЫ / SMALL SCHOOLS / ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / PROBLEM FIELD OF OPERATION / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / DIRECTIONS OF DEVELOPMENT / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ФИНАНСИРОВАНИЕ / FINANCING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бокова О.А., Волохов С.П., Шамарина Е.В.

В статье рассматриваются вопросы развития сельской малокомплектной (малочисленной) школы в контексте актуальных проблем модернизации образования: авторами сделан анализ теоретических направлений по данным литературных источников за последние пять лет, выделены основные направления, по которым развитие данного типа школ перспективно. По результатам теоретического анализа можно сделать вывод о том, что основные направления развития сельской малокомплектной школы сконцентрированы вокруг следующих параметров: разновозрастное обучение и его межпредметность, интегративность в сельской школе, её кадровый потенциал, дистанционное образование, управление малокомплектной школой, доступность образования и эффективность образовательных услуг. Перспектива исследования научный анализ и обобщение специфика развития малокомплектной школы в Алтайском крае в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бокова О.А., Волохов С.П., Шамарина Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS IN A VILLAGE SCHOOL IN THE MODERN EDUCATIONAL FIELD

This article discusses development of rural schools in the context of actual problems of education modernization. The authors make an analysis of theoretical directions according to the literature over the past five years, highlights the main areas in which the development of this type of prospective schools. According to the results of theoretical analysis, the researchers conclude that the main directions of development of rural ungraded schools are focused around the following areas: uneven-training and his interdisciplinary, integrative in a rural school, its human resources, integrative, distance education, small schools management, access to education and effectiveness of educational services. The perspective of the research is a scientific analysis and generalization of specificity of schools with small number of students in Altai Krai at modern time.

Текст научной работы на тему «Актуальные направления развития малокомплектной сельской школы в современном образовательном пространстве»

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Работа выполнена при поддержке гранта ректора АлтГПУ в 2016 году

В статье рассматриваются вопросы развития сельской малокомплектной (малочисленной) школы в контексте актуальных проблем модернизации образования: авторами сделан анализ теоретических направлений по данным литературных источников за последние пять лет, выделены основные направления, по которым развитие данного типа школ перспективно. По результатам теоретического анализа можно сделать вывод о том, что основные направления развития сельской малокомплектной школы сконцентрированы вокруг следующих параметров: разновозрастное обучение и его межпредметность, интегративность в сельской школе, её кадровый потенциал, дистанционное образование, управление малокомплектной школой, доступность образования и эффективность образовательных услуг Перспектива исследования - научный анализ и обобщение специфика развития малокомплектной школы в Алтайском крае в настоящее время.

Ключевые слова: сельская малокомплектная школа, малочисленные школы, проблемное поле функционирования, направления развития, инновации, финансирование.

Модернизация российского образования, является следствием глубинных преобразований в социально-экономической и политической жизни современной России, повлекшей за собой трансформацию и обновление всей системы, одним из проявлений структурных изменений которой является формирование видового разнообразия образовательных организаций, в том числе и сельских.

В комплексе мер по модернизации системы образования и в приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации важное место отводится выработке эффективной политики в отношении сельских малокомплектных школ (МКШ). Мы разделяем мнение Н.Н. Трегубовой о том, что «понятие «малокомплектная школа» - понятие интегра-тивное, охватывающее разнообразные общеобразовательные учреждения, различающиеся по видам деятельности, условиям функционирования, количеству обучающихся в них детей, национальному и социальному составу, социальному окружению, территориальному расположению и другим признакам» [1, с. 228]. В этом контексте в современных научных публикациях отражены различные аспекты деятельности малокомплектных школ, теоретический анализ которых позволяет выделить основные направления их развития.

Основными идеями, которые положены в основу стратегического проекта управления современной сельской школой, по мнению П.П. Пивненко «явились следующие: идея развития, идея социально педагогической защиты детства и гуманизации сельской школы, идея демократизации и совершенствования структуры управления сельской школой, идея личностного подхода, идея создания ментального образовательного пространства сельской школы. Необходима разработка инновационной стратегии перевода сельской школы в новое качественное состояние, соответствующее концептуальным ориентирам ее развития на основе идей социально-педагогической защиты, реализации государственно-общественного характера управления, опережающего, целостного, вариативного подходов в управлении развитием сельской школы» [2, с. 153].

Несмотря на то, что на современном этапе развития образования наиболее адекватными представляются многоканальные схемы внебюджетного и долевого финансирования малокомплектной школы. С точки зрения финансовых и управленческих рисков В.А. Лобов предполагает, что «нормативно-подушевое финансирование осложняет такие проблемы, как неподготовленность административно-управленческого персонала для работы в условиях нормативного бюджетного финансирования; недостаточность квалифицированных бухгалтерских кадров, недостаточная обеспеченность бухгалтерий школ компьютерной техникой; слабое знание нормативных правовых актов по вопросам финансово-хозяйственной деятельности, отсюда боязнь открывать свои бухгалтерии, получать статус самостоятельного хозяйствующего субъекта; отсутствие оптимальных схем доведения нормативного финансирования с уровня муниципальных округов до школ» [3, с. 153].

Ресурсы финансирования также предполагают разработку овой адекватной модели разновозрастной сельской МкШ, предложенной Н.В. Байгуловой, особенности которой «обусловлены: в рамках педагогической системы (ориентация на развитие социально-личностных качеств школьников в условиях разновозрастных коллективов воспитанников, формирование содержания образования для разновозрастного обучения на основе принципов межпредмегности, комплексности и интегративности, использо-

вание технологического комплекса разновозрастного обучения, формирование содержания воспитания для детей разного возраста в рамках концепции развития жизнеспособной личности в сельском социуме); организационной системы (численность, состав педагогических кадров, бюджет, число классов-комплектов, специфика материально-технического и нормативно-подушевого финансирования).

Для модели разновозрастной сельской МКШ в процессе полного объединения классов в разновозрастной класс-комплект формируется вариативный учебный план, специфика которого в возможности объединения предметов с ведущими компонентами «Способы деятельности» и «Творчество». При недостаточном финансировании и высокой степени технологизации образования, малой численности обучающихся возможно объединение предметов с ведущим компонентом «Знание». Вариативная часть учебного плана сформирована в рамках разновозрастного преподавания, что позволяет создать комплекс вариативных элективных курсов, факультативов для расширении содержания дополнительных образовательных программ. В частично разновозрастной модели МКШ в рамках теорий горизонтального и вертикального тематизма, метапредметности, содержание образования может быть представлено в виде интегрированных межпредметных или межвозрастных модулей (блоков, серии уроков), объединяющих отдельные темы» [4, с. 12].

Актуальность управления кадровым потенциалом МКШ Д.В. Бочковым и Н.Н. Ермолаева определяется «проблемой выстраивания адекватной образовательной среды внутри образовательной организации, обеспечивающей и поддерживающей систему повышения квалификации педагогических кадров» [5, с. 173]. Для сельской малочисленной школы можно выделить ряд «специфических задач: социально-образовательную ориентацию деятельности школы; организация «школ природы», школ со специализацией на фермерском труде, введение расширенных курсов естествознания; активизация экологических и краеведческих движений с целью воспитания бережного отношения к природе; организация фермерских школ с глубоким изучением дисциплин естественного, экономического, правового циклов с использованием возможностей практической подготовки учащихся к ведению собственного хозяйств» [6, с. 120].

Специфические условия существования малокомплектной сельской школы обусловливают особые требования к ее педагогическому коллективу, который должен представлять собой единую педагогическую команду, способную обеспечить «бесперебойный учебно-воспитательный процесс на высоком учебно-методическом уровне, организовать планирование и реализацию учебного процесса» [7, с. 57]. По нашему мнению, также необходимо сделать акцент на переподготовке специалистов в режиме дополнительного образования по нескольким образовательным профилям (например, физика, математика и информатика).

Отдельные авторы (А.Н. Габышев, Г.Н. Зедгенизова) акцентируют внимание на трудностях при реализации ФГОС, с которыми столкнулись малочисленные школы, а именно неравенство стартовых условий детей, формирование универсальных учебных действий по разным стандартам в одном классе, а также организация внеурочной деятельности и некоторые другие [8].

Отдельное внимание исследователи уделяют актуальным для МКШ нововведениям как совместная проектная деятельность младших школьников со старшими учениками [9], а также «системное формирование исследовательской культуры (компетенции) его субъектов (педагогов и школьников), а содержание

и формы образовательного процесса активизируют их исследовательскую деятельность; структура исследовательского пространства сельской школы определяется единством образовательной и исследовательской деятельности, их спецификой, в ней представлены постоянные и временные исследовательские конструкты (творческие и исследовательские лаборатории, научные общества школьников и др.), позволяющие формировать исследовательские компетенции педагогов и школьников расширять образовательный и научно-исследовательский диапазон и возможности педагогов и учащихся» [10, с. 3].

Интересным для образовательной практики представляется вариант виртуальной научно-методической поддержки малокомплектных сельских школ с участием педагогического вуза через организацию «совместной внеклассной деятельности учащихся школ, преподавателей и студентов вуза по следующим направлениям: профессиональное самоопределение; межпредметная интеграция знаний; проектная деятельность» [11, с. 68] или работа в статусе научно-методического центра. С.Ю. Прохорова отмечает следующие положительные аспекты ведения инновационной деятельности в МКШ: «повышается общая культура педагогов и качество труда в образовательном учреждении, деятельность которого в целом приобретает более организованный

Библиографический список

и целенаправленный характер; многие учителя приобретают дополнительную квалификацию педагога-исследователя. Значительно активизируется процесс повышения квалификации даже тех учителей, которые не принимали участие в научной работе» [13, с. 27].

В качестве вариантов дистанционного образования доступного для МКШ, предлагается модель сетевой организации, позволяющая каждому ученику взаимодействовать с квалифицированным специалистом, а также реализация межпредметной интеграции как объекта дидактического проектирования [14, 15].

По результатам теоретического анализа можно сделать вывод о том, что основные направления развития сельской малокомплектной школы сконцентрированы вокруг следующих параметров: разновозрастное обучение и его межпредметность, интегративность в сельской школе, ее кадровый потенциал, интегративность, дистанционное образование, управление малокомплектной школой, доступность образования и эффективность образовательных услуг. Вместе с тем, следует отметить, что специфика развития малокомплектной школы в Алтайском крае в настоящее время недостаточно представлена в научном обзоре, что является дальнейшей перспективой нашего исследования.

1. Трегубова H.H. О малокомплектных и малочисленных школах России: историко-теоретический аспект. Социально-экономические явления и процессы. 2015; Т. 10, № 9: 228 - 231.

2. Пивненко П.П. Управление современной сельской школой в условиях модернизации образования. Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2015. 4: 151-156.

3. Лобов BA Сельская школа: какой она будет завтра? Народное образование. 2011. 4: 153-157.

4. Байгулова H.B. Разработка и реализация модели разновозрастной сельской малокомплектной школы. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Томск, 2011.

5. Бочков ДБ., Ермолаева H.H. Управление кадровым потенциалом сельской школы как основное условие ее конкурентоспособности. Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2014; 2: 197 - 202.

6. Bохминова, ЛБ. Проблемы современной сельской начальной школы. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011; 3: 117 - 122.

7. Обухов B.B., Bойтеховская М.П., Санникова И.Г. Основные теоретические положения концепции подготовки управленческо-педаго-гических команд для модернизации малокомплектных школ. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011; 13: 57 - 61.

8. Габышев А.К, Зедгенизова r.H. Сельская малокомплектная школа: особенности, проблемы, перспективы развития (примеры разных стран). Вестник науки и образования. 2016; 2: 89 - 94.

9. Иванова H.B. Организация разновозрастной проектной деятельности с участием младших школьников. Начальная школа. 2012; 7: 63 - 66.

10. Капустина B.r. Исследовательское пространство сельской общеобразовательной школы как условие её инновационного развития. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2011.

11. Мавлютова О.Ш. Система виртуальной поддержки малокомплектных сельских школ с участием педагогического вуза республики Башкортостан. Вестник Челябинского государственного университета. 2013; 26: 67 - 72.

12. Сидоров СБ. Интеграция инновационных возможностей образовательной среды в управлении сельской школой. Наука и бизнес: пути развития. 2010; 2: 12 - 13.

13. Прохорова С.Ю. Распространение педагогического инновационного опыта в сельских образовательных учреждениях Ульяновской области. Методист. 2013; 7: 26 - 29.

14. Титова О.С. Дистанционный курс как средство профильной подготовки учащихся сельских малокомплектных школ. Педагогическое образование в России. 20134 1: 180-184.

15. Шилина Л.Я. Проектирование и реализация межпредметной интеграции в профессиональной деятельности учителя. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Bладикавказ, 2014.

References

1. Tregubova N.N. O malokomplektnyh i malochislennyh shkolah Rossii: istoriko-teoreticheskij aspekt. Social'no-'ekonomicheskie yavleniya i processy. 2015; T. 10, № 9: 228 - 231.

2. Pivnenko P.P. Upravlenie sovremennoj sel'skoj shkoloj v usloviyah modernizacii obrazovaniya. Obrazovanie. Nauka. Innovacii: Yuzhnoe izmerenie. 2015. 4: 151-156.

3. Lobov V.A. Sel'skaya shkola: kakoj ona budet zavtra? Narodnoe obrazovanie. 2011. 4: 153-157.

4. Bajgulova N.V. Razrabotka i realizaciya modeli raznovozrastnoj sel'skoj malokomplektnoj shkoly. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tomsk, 2011.

5. Bochkov D.V., Ermolaeva N.N. Upravlenie kadrovym potencialom sel'skoj shkoly kak osnovnoe uslovie ee konkurentosposobnosti. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2014; 2: 197 - 202.

6. Vohminova, L.V. Problemy sovremennoj sel'skoj nachal'noj shkoly. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2011; 3: 117 - 122.

7. Obuhov V.V., Vojtehovskaya M.P., Sannikova I.G. Osnovnye teoreticheskie polozheniya koncepcii podgotovki upravlenchesko-pedagogicheskih komand dlya modernizacii malokomplektnyh shkol. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2011; 13: 57 - 61.

8. Gabyshev A.N., Zedgenizova G.N. Sel'skaya malokomplektnaya shkola: osobennosti, problemy, perspektivy razvitiya (primery raznyh stran). Vestnik nauki i obrazovaniya. 2016; 2: 89 - 94.

9. Ivanova N.V. Organizaciya raznovozrastnoj proektnoj deyatel'nosti s uchastiem mladshih shkol'nikov. Nachal'naya shkola. 2012; 7: 63 - 66.

10. Kapustina V.G. Issledovatel'skoe prostranstvo sel'skoj obscheobrazovatel'noj shkoly kak uslovie ee innovacionnogo razvitiya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2011.

11. Mavlyutova O.Sh. Sistema virtual'noj podderzhki malokomplektnyh sel'skih shkol s uchastiem pedagogicheskogo vuza respubliki Bashkortostan. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; 26: 67 - 72.

12. Sidorov S.V. Integraciya innovacionnyh vozmozhnostej obrazovatel'noj sredy v upravlenii sel'skoj shkoloj. Nauka ibiznes: putirazvitiya. 2010; 2: 12 - 13.

13. Prohorova S.Yu. Rasprostranenie pedagogicheskogo innovacionnogo opyta v sel'skih obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah Ul'yanovskoj oblasti. Metodist. 2013; 7: 26 - 29.

14. Titova O.S. Distancionnyj kurs kak sredstvo profil'noj podgotovki uchaschihsya sel'skih malokomplektnyh shkol. Pedagogicheskoe obrazovanie vRossii. 20134 1: 180-184.

15. Shilina L.Ya. Proektirovanie i realizaciya mezhpredmetnoj integracii v professional'noj deyatel'nosti uchitelya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2014.

Статья поступила в редакцию 30.05.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.