Научная статья на тему 'Создание модели разновозрастной сельской малокомплектной школы и ее функционирование на территории Томской области в условиях нормативно-подушевого финансирования'

Создание модели разновозрастной сельской малокомплектной школы и ее функционирование на территории Томской области в условиях нормативно-подушевого финансирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
948
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / РАЗНОВОЗРАСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕЖПРЕДМЕТНОСТЬ / ИНТЕГРАТИВНОСТЬ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РАЗНОВОЗРАСТНОГО ОБУЧЕНИЯ / РАЗНОВОЗРАСТНАЯ ГРУППА / РАЗНОВОЗРАСТНОЙ КЛАСС-КОМПЛЕКТ / RURAL UNGRADED SCHOOLS / MIXED-AGE TEACHING / INTERDISCIPLINARY / INTEGRATIVE / EDUCATIONAL CONTENT FOR DIFFERENT AGE-EDUCATION / MIXED-AGE CLASS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байгулова Наталья Васильевна, Санникова Ирина Геннадьевна, Войтеховская Марина Петровна

Потребности постиндустриального общества ориентируют современную сельскую малокомплектную школу на воспитание конкурентоспособной личности, на формирование ее социально значимых качеств, дающих возможность адаптации и самореализации сельского выпускника. Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта становится целью педагогического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байгулова Наталья Васильевна, Санникова Ирина Геннадьевна, Войтеховская Марина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING A MODEL OF MIXED-AGE UNGRADED RURAL SCHOOL AND ITS FUNCTIONING IN TOMSK REGION IN TERMS OF NORMATIVE PER CAPITA FINANCING

The needs of a modern post-industrial society focuses rural ungraded schools on education of competitive person on formation of socially significant qualities, which give the possibility of adaptation and self-realization of rural graduates. The ability of the subject to self-development and self-conscious and active through the assignment of the new social experience becomes a target of the pedagogical process.

Текст научной работы на тему «Создание модели разновозрастной сельской малокомплектной школы и ее функционирование на территории Томской области в условиях нормативно-подушевого финансирования»

УДК 371.3 371.4

Н. В. Байгулова, И. Г. Санникова, М. П. Войтеховская

СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ И ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ НОРМАТИВНО-ПОДУШЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

Потребности постиндустриального общества ориентируют современную сельскую малокомплектную школу на воспитание конкурентоспособной личности, на формирование ее социально значимых качеств, дающих возможность адаптации и самореализации сельского выпускника. Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта становится целью педагогического процесса.

Ключевые слова: малокомплектная сельская школа, разновозрастное обучение, межпредметность, ин-тегративность, содержание образования для разновозрастного обучения, разновозрастная группа, разновозрастной класс-комплект.

Глубокие перемены в социально-экономической и политической жизни современной России привели к модернизации системы образования, одним из проявлений структурных изменений которой является формирование видового разнообразия образовательных учреждений (далее - ОУ), в том числе и сельских.

В настоящее время можно констатировать некоторые тенденции, определяющие особенности развития современной школы. Уменьшающиеся год от года численность и плотность населения в большинстве субъектов РФ, большие расстояния между населенными пунктами и низкая степень развитости инфраструктурных характеристик обуславливают значительный рост числа малых школ не только в сельской местности, но и городах. В различных региональных образовательных системах число малокомплектных и малочисленных ОУ составляет от 30 % в центральных плотно населенных территориях до 80 % в поселениях Сибири, Дальнего Востока, Севера.

Это устанавливает необходимость формирования для каждого ученика индивидуальной образовательной траектории его личностного развития и, соответственно, разработки и апробации иной педагогической и организационной модели данного типа ОУ. Постепенная эволюция педагогической системы малокомплектной школы (далее - МКШ), в том числе объединение классов, создание новых разновозрастных учебных планов и др., имевшая практический характер, потребовала конкретных научных поисков по обоснованию целеполагания, формирования содержания образования для разновозрастного обучения и способов его реализации.

Введение нормативно-подушевого финансирования породило целый ряд проблем, связанных со сменой структуры, содержания, технологий реализации образовательного процесса, системы оплаты труда, что обусловило реформирование как дидактической, воспитательной, ресурсной подсистем

МКШ, так и управления данным типом ОУ. В этой связи необходимой потребностью явилось изучение всевозможных моделей МКШ России, выявление их историко-педагогических особенностей и разработка новой модели разновозрастной сельской МКШ на основе ретроспективного анализа.

Таким образом, актуальность данной темы обусловлена наличием объективных тенденций развития российского образования и педагогической науки: возрастанием требований государства и общества к деятельности сельских МКШ по вопросам качества, эффективности, доступности образовательных услуг, необходимостью формирования модели вариативной разновозрастной сельской МКШ, реализующей современные образовательные программы и инновационные педагогические технологии в рамках нормативно-подушевого финансирования.

Проблемы сельских малокомплектных ОУ привлекают к себе пристальное внимание исследователей на протяжении последних десятилетий. В российской педагогической теории можно выделить ряд исследований, которые могут быть использованы при разработке и реализации модели разновозрастной сельской МКШ.

В рамках историко-педагогического анализа работ, направленных на изучение проблем развития МКШ в России, необходимо выделить несколько направлений. Социально-педагогические проблемы деятельности МКШ рассматривались в диссертациях В. Н. Егорова, Т. Г. Зеленовой, где анализировались механизмы взаимодействия социума и данного типа ОУ. Вопросы о способах формирования содержания образования поднимались М. М. Батербиевым, Т. Н. Леонтьевой, В. В. Сальниковой, О. Н. Тюленевой. С одной стороны, в их работах полно представлены механизмы формирования содержания образования на основе интегративного подхода, с другой - до настоящего времени остался открытым вопрос о разработке вариантов региональных учебных планов для «малых» ОУ.

Достаточно полно на уровне 1980-х гг. были решены вопросы организации учебного процесса в целом и урока в частности (М. И. Зайкин, Л. С. Дрова-лева, Л. Ф. Колесников, А. Е. Кондратенков). Сегодня отдельные аспекты процесса формирования содержания образования, технологии обучения в разновозрастных классах-комплектах, организации деятельности дидактической системы профильной МКШ описаны в работах А. А. Остапенко и его научной школы. Однако целостная дидактическая система МКШ, которая бы включала особенности це-леполагания процесса обучения, единые подходы и способы формирования содержания образования, технологии его реализации, модели управления качеством образования, пока не разработана.

В педагогической науке широко представлены работы (Л. Н. Байбородова, Е. В. Киселева, Е. И. Павлова, С. П. Плюшкина, А. А. Смирнова, С. В. Трусов), определяющие специфику организации воспитательной системы в разновозрастных детских коллективах.

В российской историографии существуют исследования, посвященные национальным МКШ Дагестана, Татарстана (Г. М. Мирзаева и др.), выявляющие механизмы, педагогические условия их развития. Однако инвариантной российской организационно-педагогической модели МКШ до настоящего времени не разработано.

Необходимо отметить, что существует определенный интерес к феномену сельской МКШ со стороны ученых непедагогических специальностей. Так, диссертационное исследование Е. А. Булгаковой посвящено особенностям формирования архитектуры сельских МКШ и характеризует элементы организационной структуры данного типа ОУ, основанной на требованиях САНПИНа.

Отдельным блоком можно выделить работы, посвященные вопросам подготовки педагогов для работы в сельских МКШ в рамках профессионального и дополнительного профессионального образования (диссертации Р. Ф. Ахтариевой, Л. Г. Бобковой, С. У. Нимбуевой, Н. Г. Слепцовой,

Н. А. Тишкиной).

Таким образом, до настоящего времени вопросы обоснования сущности модели разновозрастной сельской МКШ, особенностей ее подсистем остаются открытыми, что обусловило необходимость обращения к литературе, раскрывающей специфику сельской школы, обосновывающей в теоретическом плане те или иные аспекты ее функционирования:

- исследования по истории образования (Б. М. Бим-Бад, А. Н. Джуринский, Э. Д. Днепров, А. И. Пискунов, З. И. Равкин, Ф. А. Фрадкин), посвященные описанию эмпирического материала по видовому разнообразию сельских школ;

- работы Ф. В. Габышевой, М. П. Гурьяновой, А. В. Морозова, Н. Г. Наумова, уточняющие комплексные характеристики сельской школы;

- труды Л. С. Дровалевой, Л. Ф. Колесникова, Г. Ф. Суворовой, Р. М. Шерайзиной, связанные с различными аспектами проектирования сельской малочисленной и МКШ, в том числе в рамках комплексных программ «Сельская школа» конца 80 -начала 90-х годов ХХ в.;

- концепции формирования содержания образования (Н. А. Зорина, В. С. Леднева, Г. Н. Прозу-ментова), механизмы его совершенствования на основе межпредметности, комплексности (Г. И. Беленький, И. Д. Зверев, В. Н. Максимова, Н. Ф. Талызина) и разновозрастности (Л. В. Байбородова, Дж. Дьюи, А. С. Макаренко), способствующие разработке способов формирования содержания образования для разновозрастного обучения в МКШ;

- созданные в 1960-80-х гг. методики преподавания в МКШ (Л. С. Дровалева, М. И. Зайкин), описывающие основания разновозрастного обучения.

Анализ научных публикаций, диссертационных работ и потребностей реальной образовательной практики позволяет говорить о том, что в процессе значительного увеличения числа МКШ до настоящего времени не обоснована их современная специфика, не разработаны модели разновозрастных малокомплектных ОУ на селе.

Указанные недостатки в теории и практике моделирования разновозрастных сельских МКШ объективно обусловлены наличием противоречий между:

- традиционными сельскими МКШ и потребностью со стороны государства и общества в разработке современных разновозрастных моделей МКШ, готовых к реализации образовательного процесса в условиях нормативно-подушевого финансирования, развития материально-технической и учебно-методической баз ОУ;

- недостаточной выявленностью типологии сельских МКШ в истории педагогики России как основания моделирования разновозрастной школы и необходимостью комплексного анализа современных малокомплектных ОУ;

- потребностью раскрытия теоретических предпосылок моделирования разновозрастных сельских малокомплектных учреждений и низкой степенью разработанности подсистем сельской МКШ России.

Наличие данных противоречий обусловило проблему, заключающуюся в необходимости обоснования сущности модели разновозрастной сельской МКШ, особенностей подсистем, условий, критериев, показателей оценки ее деятельности.

На протяжении всего периода существования сельской школы ее основным типом выступала

МКШ, испытывавшая на себе изменения социокультурного и экономико-политического характера. В результате проведенного историко-педагогического анализа развития сельской школы России нами выделены пять этапов, отражающих специфику разновозрастных сельских МКШ. На основании «Изменение роли государства и общественности в создании, поддержке и обеспечении деятельности данного вида школ на селе» проанализированы модели разновозрастной сельской МКШ или причины их отсутствия, соответствующие каждому выявленному этапу:

- I этап «Генезис различных видов сельских МКШ» (XIX - нач. XX в.) характеризовался функционированием на селе начальных школ различной ведомственной принадлежности, специфика которых определялась недостаточным уровнем материально-технического обеспечения, многоканальным финансированием, реализацией религиозной и просвещенческой функций. Дидактическая система данных ОУ была направлена на формирование элементарной грамотности в рамках учебных предметов при использовании индивидуально-групповой формы обучения, а ее вариативность связана с разнотипностью начальных школ и особенностями сельских поселений.

- II этап «Эволюция МКШ в рамках культурной революции в деревне» (1917-1930) был связан с деятельностью сельских народных училищ, школ крестьянской (колхозной) молодежи и др. ОУ, выполняющих культурно-просвещенческую, идеологическую, агитационную, трудовую функции. При использовании методик и технологий Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого дидактическая система сельских школ была направлена на политехническое и трудовое обучение, реализацию комплексных и комплексно-проектных программ в рамках групповой формы обучения. Содержание воспитания направлено на формирование всесторонней личности ребенка и ориентировано на сельскохозяйственный труд. Наблюдался недостаток кадров, сокращение государственного финансирования сельских МКШ.

- III этап «Унификация сельской МКШ» (19301958) - период универсализации всех видов сельских ОУ при сохранении традиционной классноурочной модели обучения, воспитательная система которых была направлена на формирование трудовой сознательной дисциплины при использовании технологии организации детского самоуправления по решению сельскохозяйственных задач. Финансирование осуществлялось по остаточному принципу. Однако позитивными моментами явилось создание методических служб и организация профессионального роста педагогов.

- IV этап «Оптимизация МКШ как самостоятельного вида ОУ» (1958 г. - конец ХХ в.) отражает

деятельность малокомплектных и малочисленных школ как самостоятельных видов ОУ при их видовом разнообразии, направленную на использование специальных программ и отдельных разновозрастных курсов, вариативных методик преподавания (в том числе лабораторных, опытнических, индивидуальных и групповых заданий), технологий коммунарского воспитания в рамках классической модели разновозрастного обучения. Для сельских МКШ готовились специальные кадры - учителя-многопредметники.

- V этап «Модернизация МКШ» (конец ХХ в. -2010 г.) представлен моделями разновозрастных сельских МКШ в рамках сетевого взаимодействия, введения нормативно-подушевого финансирования и новой системы оплаты труда, формирования разновозрастной дидактической системы и использования вариативных технологий в разновозрастных коллективах. Содержание образования формируется на основе межпредметных связей, горизонтального и вертикального тематизма (интеграции) как в рамках репродуктивной технологии, так и вариативных методик обучения.

Для решения данной проблемы на основании обращения к различным педагогическим исследованиям мы уточняем определение сельской МКШ, основываясь на том, что в настоящее время в более чем в 50 % сельских ОУ РФ признаки малочисленности и малокомплектности фактически слились. И если к сельским малочисленным ОУ относятся школы с небольшим числом учащихся, без параллельных классов, функционирующие в небольших сельских населенных пунктах, к малокомплектным - школы, имеющие неполный состав классов (по М. П. Гурьяновой), то в настоящее время под сельской МКШ понимается ОУ без параллельных классов, с малым контингентом учащихся, расположенное в сельском или приравненном к нему населенном пункте, в котором предусматривается объединение классов в разновозрастные классы-комплекты в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Исходя из особенностей организационно-педагогической структуры сельской МКШ, связанной с наполняемостью классов (по М. П. Гурьяновой), мы определили две модели: модель МКШ разновозрастного и частично разновозрастного обучения, представленную на рисунке в рамках обобщенной модели разновозрастного обучения (конец ХХ в. - 2010 г.). Для моделирования разновозрастной сельской МКШ необходимо было установить основные теоретические предпосылки:

а) разработка концепции формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума позволила определить специфику целеполагания образовательного процесса в МКШ в целом и фор-

Модель разновозрастной сельской малокомплектной школы начала XXI века

Характеристика дидактической системы

Критерии эффективности деятельности - уровни обученности, сформированно-сти общеучебных навыков, положительной учебной мотивации школьников

Содержание образования формирование содержания образования на основе межпредметных связей, горизонтального и вертикального тематизма (интеграции) с учетом классификации учебных предметов по Н. А. Зориной

Организация процесса обучения использование технологического комплекса разновозрастного обучения

Контроль качества обучения

- со стороны объединения сельских школ (ассоциации, сети, округа и др.);

- со стороны государства

(ЕГЭ)

Характеристика воспитательной системы

Критерии эффективности деятельности - уровни социально-личностного развития, самооценки, комфортности обучения, здоровья школьников

Содержание воспитания интериоризация ценностей личной успешности, трудовой нравственности в рамках концепции формирования жизнеспособной личности

Технологии воспитательной деятельности использование вариативных технологий формирования жизнеспособной личности в рамках разновозрастного коллектива

Диагностика воспитанности (А. П. Беликова, М. П. Гурьянова, М. Шемшурина, М. И. Шилова и др.)

Ресурсное обеспечение и критерии эффективности

Организационная форма

- введение НПФ и НСОТ;

- формирование нормативноправовых и организационноэкономических механизмов привлечения и использования внебюджетных средств;

- финансирование из бюджета муниципальных образований

Виды школ (особенности организационнопедагогической струк-________туры)_________

«Школа - детский сад»

- сельский учебно-вос-питательный комплекс;

- сельская школа полного дня;

- сельский социокультурный комплекс;

- сельский учебный комплекс;

- агролицей;

- агрошкола;

- сельская гимназия;

- сельский лицей;

- сельская школа с группами продленного дня по месту жительства

Современные организационнопедагогические модели МКШ

1. Модель МКШ разновозрастного обучения:

- количество обучающихся - до 60;

- число обучающихся в классах - до 6 человек;

- число обучающихся в классах-комплектах -10-12 человек;

- количество классов-комплектов:

НОШ - до 2, ООШ - до 5, СОШ - до 7;

- объем финансирования - 1—1.4 млн руб.

2. Модель МКШ частично разновозрастного обучения:

- количество обучающихся - до 120;

- число обучающихся в классах - до 12 человек;

- количество классов-комплектов:

НОШ -до 4, ООШ - до 9, СОШ - до 11;

- объем финансирования - 1.4-2.2 млн руб.

77. В. Байгулова, 77. Г. Санникова, М. 77. Войтеховская. Создание модели разновозрастной сельской...

мирование социально-личностных качеств школьников в частности. При этом необходимо учитывать социальные, культурные, национальные, бытовые, природные, экономические условия жизни индивида, проистекающие из них ценности сельского образа жизни;

б) формирование содержания образования на основе межпредметности, комплексности, интегра-тивности. Основная цель обучения на интегративной основе - это формирование целостного представления об окружающем мире. При организации обучения в МКШ возникает потребность в комплексных формах - комплексных обобщающих уроках, семинарах, экскурсиях, конференциях, имеющих межпредметное содержание, требующих коллективного решения межпредметных учебных проблем, вопросов в сочетании с индивидуальными заданиями с учетом познавательных интересов и склонностей учащихся в разных предметных областях;

в) использование технологий разновозрастного обучения как методологической основы в организации совместной деятельности детей разного хронологического возраста. Разработанные методологические подходы ([1, 2]) достаточно полно демонстрируют, что в ситуации полного или частичного отказа от традиционной классно-урочной системы в полной мере реализуются права ребенка на овладение теми знаниями и умениями, которые потребуются ему в жизни;

г) обоснование механизмов функционирования МКШ стало возможным при анализе работ Т. Р. Антоновой, Л. В. Байбородовой, Е. П. Белозерцева, А. Е. Кондратенкова, Е. Т. Оссовского, позволяющих данному типу ОУ функционировать в условиях нормативно-подушевого финансирования и новой системы оплаты труда.

При анализе специфики дидактической системы мы опирались на классификацию Н. А. Зориной об учебных предметах с ведущими компонентами «Знание», «Способы деятельности» и «Творчество». Это позволяет сформировать варианты БУП для МКШ на основе межпредметности и ин-тегративности [3].

Эффективное обучение разновозрастной группы (класса-комплекта) осуществляется при помощи технологического комплекса разновозрастного обучения - системы, основанной на модульной технологии обучения, обогащенной множеством методов, приемов, соответствующих им форм организации учебной деятельности вариативных образовательных технологий, обеспечивающих це-леопределение, содержательные, информационнопредметные и процессуальные аспекты разновозрастного обучения. К числу используемых элементов технологий можно отнести интегральное [4], разновозрастное (А. А. Остапенко), проектное

обучение, коллективный способ обучения (В. К. Дьяченко), обучение при помощи кейсов [5], в ходе межвозрастного взаимодействия [1]. При организации образовательного процесса в ходе межвозрастного общения [2] появляются большие возможности в организации совместной учебной деятельности.

Использование технологического пакета позволяет в рамках модуля сформировать любые варианты из элементов методик и образовательных технологий, сделать обучение в разновозрастных группах (классах-комплектах) интересным и красочным. В отдельных МКШ (в том числе и экспериментальных) в рамках перехода на ФГОС 2009 г. в начальной и основной школах использовались элементы метапредметных технологий, что позволяло разнообразить формы организации образовательной деятельности школьников.

Анализ особенностей воспитательной системы сельской МКШ связан с использованием понятия «разновозрастной коллектив» (Л. Н. Байбородова), концепции формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума (М. П. Гурьянова). Воспитание жизнеспособной личности основывается на развитии в каждом индивиде потребности приобщаться к нравственным ценностям, акценте на определенные социально-личностные качества, воспитании определенных способностей, востребованных современной жизнью. Особенности управления сельской МКШ связаны со спецификой ее качественных и количественных изменений.

Специфика организационного становления МКШ связана с содержанием ряда направлений:

I - связано с формированием воспитательной системы в разновозрастном коллективе, становлением дидактической системы данного типа ОУ (организацией разновозрастной структуры классов-комплектов (групп), разработкой учебных планов, использованием отдельных элементов разновозрастного обучения);

II - направлено на развитие дидактической системы (спецификация содержания образовательных программ на основе межпредметности, интег-ративности и комплексности, внедрение отдельных элементов разновозрастного обучения на основе особенностей МКШ; заказа родителей, социума, обучающихся (в том числе и с особыми нуждами) в рамках перехода на ФГОС второго поколения (2007-2008 гг.);

III - характеризуется решением финансово-экономических вопросов развития МКШ в условиях нормативно-подушевого финансирования, новой системы оплаты труда, созданием новой структуры - управленческо-педагогической команды, формированием авторской модели дидактической, воспитательной систем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так как целью развития сельских МКШ является создание условий для формирования современных образовательных моделей сельских малокомплектных ОУ, ориентированных на реализацию образовательных услуг, обладающих высокой степенью качества, доступности, эффективности, то и критерии (показатели) процесса развития разновозрастной сельской МКШ связаны с повышением качества, доступности, эффективности образования.

Нами была разработана программа опытно-экспериментальной работы (ОЭР) по апробации модели разновозрастных сельских малокомплектных ОУ. Исследование проводилось с 2002 по 2009 г. и включало в себя три этапа. На первом этапе ОЭР мы разработали две организационных модели МКШ - разновозрастного обучения и частично разновозрастного обучения. В условиях комплексного проекта модернизации образования в процессе перехода на нормативно-подушевое финансирование и новую систему оплаты труда были апробированы данные организационные модели:

Модель частично-разновозрастной МКШ:

1. Муниципальное образовательное учреждение (далее - МОУ) «Бориковская основная общеобразовательная школа»: количество обучающихся -83, 9 классов-комплектов. Число обучающихся в классе-комплекте - 10 человек. Объем финансирования - 1.020 млн руб. Ставки штатного расписания: 3 - административного, 18 - педагогического, 4 - учебно-вспомогательного, 10 - технического персонала.

2. МОУ «Синеутесовская средняя общеобразовательная школа»: количество обучающихся - 71 в 10 классах-комплектах. Число обучающихся в классе-комплекте - 7 человек. Объем финансирования в среднем - 2.092 млн руб. Штатное расписание включает в себя 3 ставки административного, 19 - педагогического, 1 - учебно-вспомогательного, 6 - технического персонала.

Модель разновозрастной МКШ - МОУ «Шиня-евская основная общеобразовательная школа»: количество обучающихся - 41 в 7 классах-комплектах при числе обучающихся в классах 5 человек. Объем финансирования очень мал - 793.4 тыс. руб. Количество ставок в штатном расписании: 3 - административного, 11 - педагогического, 1 - учебно-вспомогательного, 1 - технического персонала.

На первом этапе эксперимента были созданы условия для дальнейшего развития МКШ:

1. Разработана новая система финансирования, которая определяла поправочные коэффициенты для увеличения суммы, выделяемой на основании нормативно-подушевого финансирования: коэффициенты условной и лицензионной наполняемости класса, транспортной доступности муниципальной

малокомплектной сельской школы. В случае если применение установленных понижающих поправочных коэффициентов приводило к снижению значения норматива менее регионального базового по данной группе, расчетный норматив устанавливался не ниже норматива для обучающихся общеобразовательных школ в сельских населенных пунктах с численностью населения, не превышающего 2000 человек. Введение данной системы расчета субвенций позволило сельским МКШ увеличить свой бюджет в среднем на 25-30 %;

2. Организован непрерывный профессиональный рост педагогов на рабочем месте, который осуществлялся в рамках реализации модулей «Формирование содержания образования на основе межпредметных связей», «Организация образовательного процесса в разновозрастных группах (классах-комплектах) малокомплектной сельской школы», что позволило не только резко повысить уровень формирования профессиональных компетенций учителя МКШ в области разновозрастного обучения (по С. М. Никульшину), но и сформировать образовательные программы школ, разработать различные аспекты разновозрастного обучения.

3. Разработка и апробация мониторинга результативности деятельности данного типа ОУ была связана с выявлением соответствующих критериев и показателей:

1) первая группа критериев и показателей диагностирует процесс создания условий для повышения качества образования сельских школьников, соответствующих потребностям инновационной экономики: качество образования (показатели: качество обучения (ЗУНы), сформированность общеучебных навыков, уровень социально-личностного развития);

2) обеспечение доступности качественного образования для всех участников образовательного процесса на селе без учета фактора места жительства. Диагностика данного критерия осуществлялась через показатель «Уровень развития материально-технической базы в соответствии с требованиями Сан-ПИНов, учебно-методического обеспечения на основании требований к кабинетам ОУ», «Степень вариативности образовательных программ»;

3) критерий «Эффективность образовательных услуг» измерялся показателем «Уровень соответствия качества образования и степени финансирования».

Формирование условий моделирования разновозрастной сельской МКШ позволило на данном этапе эксперимента провести организационное оформление ОУ. На основании разработанных методических рекомендаций по организации образовательного процесса в МКШ в рамках выделенных

субвенций были созданы нормативно-правовые условия деятельности разновозрастных сельских МКШ, уточнено штатное расписание, система управления, разработаны функциональные обязанности, сформирован состав управленческо-педагогических команд. В каждой школе в рамках создания дидактической системы формировались разновозрастные группы, классы-комплекты, состав которых определялся конкретными условиями и зависел от числа обучающихся и учителей. При наличии двух начальных классов с общим контингентом учащихся в них до 25 человек, трех начальных классов с общим контингентом учащихся до 15 человек, четырех начальных классов с общим контингентом учащихся до 10 человек школьники объединялись в класс-комплект, с которым занимался один учитель. Формирование двух классов-комплектов происходило при наличии 15 и более человек в трех начальных классах, 10 и более человек в четырех начальных классах.

При формировании разновозрастных классов-комплектов (групп) необходимо было изучить статистику обучающихся в ОУ, выявить количество детей по классам и определить принцип их комплектования с низкой (до 5 школьников), средней (5-8 учеников), нормальной для данного типа ОУ (8-9) наполняемостью на основании размеров субвенций, выделяемых школе. В целях моделирования возможных вариантов объединения детей в разновозрастной класс-комплект требовалось провести анализ психолого-педагогических особенностей школьников, выявив уровни обучаемости, обученности, сформированности общеучебных навыков и др., что позволяло учитывать их индивидуальные и возрастные особенности. Формирование классов-комплектов осуществлялось как согласно особенностям младших школьников и подростков, так и в рамках интеграции содержания образования учебных дисциплин: в начальной школе по принципу классы 1+2 и 3+4; в основной школе 5+6, 7+8, отдельно 9 класс; при необходимости в средней школе 10+11.

Использование основания «Интеграция содержания образования» при создании разновозрастных групп дало возможность формировать их вариативный состав. Например, учащиеся пятого класса уроки математики могли посещать с обучающимися четвертого класса, литературы - с шестым классом, физической культуры - шестым-восьмым классом.

В организации опытно-экспериментальной работы участвовали все обучающиеся Бориковской (83 человека), Синеутесовской (71 школьник), Ши-няевской (41 обучающийся) МКШ. Всего 26 классов-комплектов, 48 педагогов.

На втором этапе экспериментальной деятельнос-

ти началась работа по формированию содержания образования, ориентированного на развитие социально-личностных качеств школьника, которые включают в себя смыслоопределение, смыслообразо-вание, нравственную ориентацию личности школьника и выражаются в личностной готовности ученика к деятельности. Эту готовность можно проанализировать по четырем критериям: мотивационному, коммуникативному, уровню сформированности «Я-концепции» и развития эмоциональной сферы [6].

При формировании содержания образования для разновозрастного обучения мы исходили из особенностей моделей МКШ. Первый способ реализован при использовании принципа горизонтальной организации учебного материала на основе межпредметных связей. Ведущими принципами формирования содержания образования (по

Б. Т. Лихачеву) для преподавания в разновозрастных классах-комплектах (группах) для нас стали: основообразующий и системообразующий характер учебного материала; интегративность изучаемых курсов; развивающий характер учебного материала; взаимосвязанность и взаимообусловленность смежных предметов. Например, в МОУ «Бо-риковская ООШ» разработано 48 программ интегрированных блоков, в том числе дисциплин гуманитарного цикла.

Второй способ формирования содержания образования, апробированный в разновозрастной Шиняевской школе, был направлен на создание рабочих программ для разновозрастного обучения, при котором использовалось вертикальное интегрирование отдельных модулей, тем. Процесс формирования содержания образования был ориентирован на развитие социально-личностных качеств школьников. Его реализация осуществлялась через изменение организационных форм учебной деятельности в рамках современной структуры разновозрастного урока. При внедрении содержания образования для разновозрастного обучения мы апробировали технологический комплекс разновозрастного обучения. Его использование ориентировано на достижение новых целей образования, а именно: развитие у учащихся самостоятельности, способности к самоорганизации и сотрудничеству, умения вести диалог и находить содержательные компромиссы; формирование у учащихся социальных компетентностей [7].

В условиях МКШ были использованы различные технологии, которые связаны с индивидуализацией процесса обучения, в том числе технологии индивидуализации, дифференциации обучения, модульные, информационные, интегральные технологии, метод кейсов и др. При этом каждая экспериментальная школа активно использовала разные совокупности элементов педагогических тех-

нологий. Так, Бориковская школа работала в рамках программы «Школа - 2100», а также технологии индивидуализации и дифференциации. Модульная технология активно использовалась в учебном процессе Шиняевской школы Зырянского района. Проектная технология обучения разновозрастных групп учащихся (на основании методики И. Ю. Малковой [8]) реализовывалась в образовательном процессе Синеутесовской средней школы Томского района.

При использовании технологического пакета разновозрастного обучения особое внимание мы обращали на социально-личностное развитие учеников. Так, показатели мотивации формировались через доминирование учебно-познавательных мотивов; критерий коммуникативности реализовывался через установление связей между учебными предметами. Сформированность «Я-концепции» определялась наличием адекватной позитивной осознанной самооценки и самоприятия. Эмоциональная готовность к обучению выражалась в освоении учениками социальных норм проявления чувств и в способности регулировать свое поведение.

На третьем этапе эксперимента шло финансово-экономическое становление школы в условиях новой системы оплаты труда. Для этого были адаптированы к условиям МКШ методики расчета уче-нико-часов, общего фонда оплаты труда, что позволило повысить стимулирующий фонд заработной платы на 15 %. В условиях модернизации дидактической системы были созданы элементы УМК для разновозрастного обучения на базе проектов ФГОС второго поколения (методические рекомендации, рабочие тетради).

В рамках курсов «Формирование управленческо-педагогических команд малокомплектных школ» и тренингов на командообразование были сформированы управленческо-педагогические команды, в число которых вошли тьюторы-организаторы разновозрастного обучения. На последнем этапе эксперимента была проведена диагностика сформированности профессиональной компетентности учителей МКШ в области разновозрастного обучения.

На основании выделенных показателей мониторинга результативности деятельности МКШ можно констатировать, что качество образования школьников возросло более чем на 0.62 балла, уровень социально-личностного развития школьников - на 0.9 балла, сформированность общеучебных навыков возросла на 0.47. Показатель «Уровень развития материально-технической

базы» в соответствии с требованиями СанПИНов, учебно-методического обеспечения на основании требований к кабинетам ОУ в рамках Комплексного проекта модернизации образования Томской области возрос с 56 до 78 %. Показатель «Уровень соответствия качества образования и степени финансирования», измеряющий критерий эффективности образовательных услуг, увеличился на 34 %.

Таким образом, по результатам опытно-экспериментальной работы можно сделать выводы о результативности апробации модели разновозрастной сельской МКШ. Во всех разновозрастных сельских МКШ в процессе эксперимента повысилось качество образования и эффективность образовательных услуг.

Список литературы

1. Байбородова Л. В. Подготовка педагогов - дело самой школы // Малокомплектная сельская школа: проблемы, поиски, решения. Ярославль, 1998. 251 с.

2. Диагностика изменений в образовании // Сб. ст. Института «Открытое общество» / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск, 2002. 191 с.

3. Зорина Л. Я. Единство двух культур в содержании непрерывного образования // Педагогика. 1998. № 5. С. 22-28.

4. Гузеев В. В., Бершадский М. Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М., 2003. 278 с.

5. Тряпицына А. П. Модернизация общего образования: самообразование учителя инновационной школы. СПб.: Береста, 2002. 187 с.

6. Гурьянова М. П. Теоретические основы модернизации сельской школы России: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Гурьянова Марина Петровна. М., 2001. 412 с.

7. Байгулова Н. В. Историко-педагогическая типология сельских малокомплектных образовательных учреждений как основание моделирования разновозрастной школы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 12. С. 54-57.

8. Малкова И. Ю. Концепция и практика организации образовательного проектирования в инновационной школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01/ Малкова Ирина Юрьевна. Томск, 2008. 42 с.

Байгулова Н. В., старший преподаватель.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Санникова И. Г., директор Учебного департамента.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Войтеховская М. П., доцент, зав. кафедрой.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 23.11.2011.

N. V. Baigulova, I. G. Sannikova, M. P. Voitekhovskaya

CREATING A MODEL OF MIXED-AGE UNGRADED RURAL SCHOOL AND ITS FUNCTIONING IN TOMSK REGION

IN TERMS OF NORMATIVE PER CAPITA FINANCING

The needs of a modern post-industrial society focuses rural ungraded schools on education of competitive person on formation of socially significant qualities, which give the possibility of adaptation and self-realization of rural graduates. The ability of the subject to self-development and self-conscious and active through the assignment of the new social experience becomes a target of the pedagogical process.

Key words: rural ungraded schools, mixed-age teaching, interdisciplinary, integrative, educational content for different age-education, mixed-age class.

Baigulova N. V.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

Sannikova I. G.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

Voitekhovskaya M. P.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.