Научная статья на тему 'Особенности индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе'

Особенности индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
881
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / РАЗНОВОЗРАСТНАЯ ГРУППА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА / ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ / INDIVIDUAL EDUCATIONAL ACTIVITY OF A STUDENT / DIFFERENT AGE GROUP / INTERACTION OF DIFFERENT AGE CHILDREN / FUNCTIONS OF EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE DIFFERENT AGE GROUP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кротова Марина Вениаминовна

В статье рассматриваются определение и особенности образовательной деятельности обучающегося в разновозрастном образовательном объединении. Формулируются задачи проектирования и организации образовательного процесса в разновозрастной группе. Выделяются педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации образовательной деятельности обучающихся разного возраста, среди которых особое внимание уделяется организации взаимодействия детей разного возраста. Показаны воспитательные возможности такого взаимодействия, его влияние на развитие личности ребенка, а также психологические механизмы взаимодействия детей разного возраста, определяющие характер образовательной деятельности каждого ребенка и обеспечивающие реализацию функций образовательной деятельности обучающегося в разновозрастной группе: функции психологической защиты ребенка, социальной поддержки, стимулирующей, компенсаторной, функции самоорганизации, опережающего обучения, актуализации знаний, взаимообучения и взаимообогащения. Показано, как взаимодействие обучающихся в разновозрастной группе предоставляет каждому ученику возможность реализовать себя в позиции «младшего» и «старшего», примерить различные социальные роли (организатор, исполнитель, помощник педагога и пр. ) в ходе образовательной деятельности, что позволяет развивать у обучающихся активность, сознательность, самостоятельность, ответственность, способствующие формированию их субъектности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кротова Марина Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Students’ Educational Activity in a Different Age Group

The article deals with the definition and characteristics of the student learning in a different age education association. We formulate the problem of designing and organization of the educational process in a different age group. Pedagogical conditions providing efficiency of realization of different aged students’ educational activity are allocated, among which special attention is paid to the organization of interaction of different age children. The educational potential for such interaction and its influence on the development of the child's personality and psychological mechanisms of interaction of different age children, defining the nature of the educational activities of each child and ensuring the implementation of student’s learning functions in the different age group are shown: the functions of psychological protection of the child, social support, stimulating, compensatory, function of self-organization, advanced education, updating of knowledge, mutual learning and mutual enrichment. We show how the interaction of students of different age group gives each student the opportunity to realize himself in the position of «junior» and «senior», performing various social roles: organizer, artist, assistant teacher and others in the course of educational activity, that helps to develop activity of process participants, consciousness, independence, responsibility, that contribute to the formation of students’ subjectivity.

Текст научной работы на тему «Особенности индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе»

УДК 37

М. В. Кротова

Особенности индивидуальной образовательной деятельности обучающихся

в разновозрастной группе

В статье рассматриваются определение и особенности образовательной деятельности обучающегося в разновозрастном образовательном объединении. Формулируются задачи проектирования и организации образовательного процесса в разновозрастной группе. Выделяются педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации образовательной деятельности обучающихся разного возраста, среди которых особое внимание уделяется организации взаимодействия детей разного возраста. Показаны воспитательные возможности такого взаимодействия, его влияние на развитие личности ребенка, а также психологические механизмы взаимодействия детей разного возраста, определяющие характер образовательной деятельности каждого ребенка и обеспечивающие реализацию функций образовательной деятельности обучающегося в разновозрастной группе: функции психологической защиты ребенка, социальной поддержки, стимулирующей, компенсаторной, функции самоорганизации, опережающего обучения, актуализации знаний, взаимообучения и взаимообогащения. Показано, как взаимодействие обучающихся в разновозрастной группе предоставляет каждому ученику возможность реализовать себя в позиции «младшего» и «старшего», примерить различные социальные роли (организатор, исполнитель, помощник педагога и пр. ) в ходе образовательной деятельности, что позволяет развивать у обучающихся активность, сознательность, самостоятельность, ответственность, способствующие формированию их субъектности.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная деятельность обучающегося, разновозрастная группа, взаимодействие детей разного возраста, функции образовательной деятельности в разновозрастной группе.

M. V. Krotova

Peculiarities of Students' Educational Activity in a Different Age Group

The article deals with the definition and characteristics of the student learning in a different age education association. We formulate the problem of designing and organization of the educational process in a different age group. Pedagogical conditions providing efficiency of realization of different aged students' educational activity are allocated, among which special attention is paid to the organization of interaction of different age children. The educational potential for such interaction and its influence on the development of the child's personality and psychological mechanisms of interaction of different age children, defining the nature of the educational activities of each child and ensuring the implementation of student's learning functions in the different age group are shown: the functions of psychological protection of the child, social support, stimulating, compensatory, function of self-organization, advanced education, updating of knowledge, mutual learning and mutual enrichment. We show how the interaction of students of different age group gives each student the opportunity to realize himself in the position of «junior» and «senior», performing various social roles: organizer, artist, assistant teacher and others in the course of educational activity, that helps to develop activity of process participants, consciousness, independence, responsibility, that contribute to the formation of students' subjectivity.

Keywords: individual educational activity of a student, different age group, interaction of different age children, functions of educational activities in the different age group.

В современных условиях смены образовательных парадигм организация образовательного процесса отличается широкой вариативностью, рождаются новые способы его реализации. На этом фоне заметно вырос интерес к разновозрастным объединениям обучающихся, так как разновозрастные группы (далее РВГ) широко распространены в образовательных организациях как общего так дополнительного и неформального образования. В связи с этим особенно важно рассмотреть специфику образовательной деятельности обучающихся в РВГ.

В начале нашего исследования мы поставили перед собой ряд задач:

- охарактеризовать функции образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе,

— определить особенности индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в условиях РВГ.

Анализируя проблему, мы выделили основные понятия, важные для нашего исследования, такие как «образовательная деятельность обучающихся», «разновозрастная группа обучающихся», «функции образовательной деятельности обуча-

© Кротова М. В., 2017

ющихся в разновозрастной группе», «индивидуальная образовательная деятельность обучающегося в РВГ», «статус», «позиция», «роль». Рассмотрим их подробнее.

На основе анализа научной литературы мы сделали вывод: в последнее время многие исследователи (И. А. Зимняя, О. Б. Даутова, О. Г. Селиванова, Л. Г. Петерсон и др.) отмечают, что термин «учебная деятельность» становится «тесным» для характеристики деятельности современного школьника и требует более широкого понимания.

Сейчас, во втором десятилетии XXI в., когда в условиях информационной цивилизации преобразовательная деятельность человека направлена не только на изменение окружающей действительности, но и на совершенствование себя, все чаще процесс учения понимают как образовательную деятельность обучающегося. Так, А. М. Новиков рассматривает понятие «образование» как производное от корня «образ», понимая его как «построение и развитие человеком своего образа окружающего мира и образа своего "Я", своего места, своей роли в этом мире» [8].

О. Г. Селиванова связывает решение многих проблем в образовании с тем, что, наряду с нормативно заданной деятельностью, школьнику должна быть предоставлена возможность для реализации образовательной деятельности, основанной на его выборе и желании. Для более четкой дифференциации понятий исследователь предлагает следующие характеристики образовательной деятельности (далее ОД) школьника. В качестве основных мотивов ОД автор выделяет мотивы самореализации и достижения успеха. Главная цель образовательной деятельности формулируется в результате согласования социально и личностно значимых целей ученика. Содержание образовательной деятельности школьника, по мнению ученого, складывается из инвариантного (требования ФГОС) и вариативного (личностного) компонентов [11].

В рамках образовательного процесса выделяют индивидуальную образовательную деятельность обучающегося. Педагог сопровождает образовательную деятельность каждого воспитанника, создавая условия для его самоопределения, саморазвития, самореализации, оказывает необходимую помощь и поддержку.

Мы в своем исследовании опираемся на определение Л. В. Байбородовой, которая рассматривает индивидуальную образовательную деятельность школьника как «персональный процесс сознатель-

ного, активного овладения способами личностного и индивидуального развития с опорой на собственные склонности, способности и интересы» [10].

Вопросы организации образовательной деятельности обучающихся в условиях одновозраст-ного образовательного объединения широко обсуждаются в педагогической литературе. Научных работ, раскрывающих особенности образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе, в ходе нашего исследования не обнаружено. Однако на практике в образовательных организациях достаточно часто формируются постоянные, временные или относительно постоянные разновозрастные группы, в которых одновременно обучаются дети по разным образовательным программам.

Под разновозрастной группой

Л. В. Байбородова понимает «...общность детей, отличающихся паспортным возрастом, уровнем физического, интеллектуального и социального развития и объединенных на основе общего социального интереса или решения общей задачи» [4]. Одновременно автор уточняет, что «возраст» -понятие относительное и имеет также психологические, психические, социальные, физические характеристики, которые не всегда соотносятся с паспортными данными. В связи с этим любой класс школы можно рассматривать как разновозрастную группу, в которой дети одного года рождения отличаются по физическому, психическому, интеллектуальному уровню развития, а значит должны обучаться по разным индивидуальным образовательным программам [3].

Чтобы понять, по каким аспектам можно характеризовать разновозрастность обучающихся в группе, определим исходные понятия «статус», «социальная позиция» и «социальная роль». Эти понятия впервые ввел в научную литературу в 30-е гг. XX в. американский культурный антрополог Р. Линтон. Наиболее полно статусно-ролевая структура личности описана в ролевой теории (Ч. Кули, Дж. Мид, Р. Линтон) и функционализме (Т. Пирсон, Р. Мертон).

Р. Линтон описывает, прежде всего, социокультурную природу ролевого поведения и взаимодействия людей. Статус (или позиция) понимается им как структурная единица, определяющая место индивида в социальной структуре и характеризующаяся определенной совокупностью прав и обязанностей. Роль, по его мнению, как «динамический аспект статуса личности» приводит последний в действие. Данное понимание статуса и роли признано классическим [7].

В современной интерпретации понятия «социальная роль» обычно выделяется несколько значений:

— динамический аспект реализации того или иного статуса (позиции);

— нормативно одобренный способ поведения личности (образец);

— совокупность требований, предъявляемых к определенному статусу (позиции).

В целом, анализ научной литературы по данному вопросу показал, что социальную ситуацию развития личности в конкретной группе сейчас описывают, главным образом, в рамках статусно-ролевых отношений. Объясняется это тем, что, по словам В. Б. Ольшанского, «.статус, отвечая на вопрос: "Кто он?", а роль - "Что он делает?", -задают именно тот ракурс рассмотрения, который позволяет дать психологически сущностную характеристику истинной позиции конкретного индивида в любых референтных для него группах и группах членства» [9].

Данное утверждение позволяет сделать вывод о том, что в ходе образовательной деятельности в РВГ ребенок может находиться в различных статусно-ролевых позициях («старший»/»младший») и выполнять соответствующие им роли (учителя, организатора, исполнителя и др.).

Образовательная деятельность обучающегося в РВГ обусловлена психологическими механизмами взаимодействия детей разного возраста, которые отражаются на характере образовательной деятельности каждого ребенка (механизм подражания для младшего, механизм взросления для старшего возраста) [12] и определяют позицию обучающегося во взаимодействии: «стар-ший»/»младший». Данные механизмы влияют на реализацию функций образовательной деятельности обучающегося в разновозрастной группе.

Изучая особенности образовательной деятельности школьников в разновозрастной группе, в процессе опытной работы мы использовали следующие исследовательские методики: беседа, анкетирование, метод включенного наблюдения, фокус-группа, контент-анализ, метод создания диагностических ситуаций [2], технологию «Список» [6], в основе которого лежит процесс самооценки, анализ портфолио учеников.

Рассмотрим Таблицу 1, в которой показано, что на характер и содержание образовательной деятельности обучающегося в РВГ влияет статусно-ролевая позиция («старший»/»младший»), в которой ребенок находится в процессе взаимодействия.

Таблица1

Характеристика функций образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе в зависимости от их статусно-ролевой позиции_

Функции образовательной деятельности обучающегося в разновозрастной группе Особенности реализации функций образовательной деятельности

Старшего обучающегося Младшего обучающегося

Функция психологической защиты ребенка Выполняя некоторые педагогические и организаторские функции, переданные ему учителем, получает возможность испытать себя в роли взрослого (организатора, руководителя и пр.), таким образом, может самоутвердиться, получить признание в группе Более уверенно и комфортно чувствует себя в процессе образовательной деятельности рядом со старшим учеником, к которому, при необходимости, психологически проще обратиться за помощью, задать вопрос, особенно если учитель занят с другими учениками

Функция социальной поддержки Помогает младшим в организации деятельности, особенно при выполнении сложной для них работы. Регулирует отношения младших, участвует в оценивании результатов их работы, поддерживает в начинаниях. Оказывает помощь в освоении образовательной программы младшим, одновременно реализуя собственные общественно полезные мотивы Получает возможность для удовлетворения своих потребностей в общении и взаимодействии со старшими партнерами по образовательной деятельности. Приобретает опыт, подражая старшему в ходе объединяющей их образовательной деятельности, поддерживает старших, испытывающих трудности

Взаимодействие старших и младших в РВГ разнообразнее и динамичнее, что требует от ребенка постоянного изменения своего ролевого участия (организатор, исполнитель, помощник и т. п.), большей гибкости во взаимоотношениях, способствует обогащению коммуникативного и в целом социального опыта обучающегося

Функции образовательной деятельности обучающегося в разновозрастной группе Особенности реализации функций образовательной деятельности

Старшего обучающегося Младшего обучающегося

Стимулирующая функция Оказывается в ситуации принятия решения как старший, удовлетворяя ожидания младших. Таким образом, стимулируется проявление и развитие организаторских умений старшего. Формируются такие качества личности, как ответственность, готовность прийти на помощь. Приобретает опыт поведения взрослого, самостоятельно решающего проблемы, принимая на себя ответственность не только за результаты своей деятельности, но и за успешность деятельности младших Проявляет осмысленную заинтересованность в образовательной деятельности благодаря стремлению не отставать от старших, занять партнерскую позицию в сотрудничестве с ними. Повышается степень мотивации, творческой активности и самостоятельности в реализации образовательной деятельности

Обнаруживаются те качества, которые в обычном одновозрастном коллективе могут не проявиться

Компенсаторная функция Удовлетворяет свою потребность быть взрослым. Дополняет свои знания и опыт нестандартностью, оригинальностью решений младших Чувствует себя более уверенно рядом со старшими, готовыми при необходимости поддержать, придти на помощь

Взаимное дополнение возможностей старших и младших повышает результативность их образовательной деятельности

Функция самоорганизации Выполняет организаторскую функцию в объединении: участвует в проектировании и организации занятий, творческих проектов, мероприятий с участием младших учеников, самостоятельно принимает решения Приобретает опыт самостоятельной деятельности, подражая старшим обучающимся

В процессе взаимодействия старшего и младшего расширяется положительная мотивационная сфера всех участников процесса (организатора совместной деятельности, его помощников, исполнителей); вырабатывается ответственное отношение обучающегося как к выполняемой им роли, так и к процессу образовательной деятельности в целом; конфликтные ситуации в РВГ возникают значительно реже, чем в среде сверстников

Функция опережающего обучения Получает дополнительную возможность испытать свои силы, выполняя опережающие задания вместе со старшими. Наблюдает за действиями более опытных старших, а иногда становится участником образовательной деятельности старших, перенимая у них опыт. Решает задачи, не предусмотренные программой его уровня, предназначенной для его возраста (года обучения)

Функция взаимообучения и взаимообогащения Обучая других, развивается сам. Повышается заинтересованность в образовательной деятельности. Отвечая на вопросы младших учеников, открывает для себя новые грани уже изученного, тем самым повышает качество освоения учебного материала В ряде случаев младший, имеющий больший опыт в каком-либо виде образовательной деятельности, чем старший, выступает в роли педагога (инструктора, консультанта), что позволяет ему добиваться успеха, продвигаться более быстрыми темпами

При организации образовательной деятельности I ников разных возрастов, повышается уровень тво РВГ происходит взаимообогащение школь-рчества и самостоятельности детей

Функция актуализации знаний При подготовке к занятию в РВГ в роли учителя старший не просто повторяет уже изученное, а преобразует его в материал, который ему предстоит в доступной форме, доказательно объяснить младшему Помогает старшему вспомнить (освежить в памяти) материал, который он только что изучил, а старший изучал ранее и уже частично забыл

На образовательную деятельность обучающихся в РВГ влияют различные факторы, что подтверждается результатами наших исследований, проведенных в НОУ «Гуманитарный колледж»,

Красноткацкой СШ; СШ № 36, № 74, МОУДО ЦАТ «Перспектива» г. Ярославля и др.

Позиции «старший» и «младший» определяются по отношению к решаемой детьми проблеме

и в зависимости от целей занятия, целей педагога и самих обучающихся, содержания осваиваемого образовательного материала, наличия подготовки и опыта в конкретном виде деятельности, уровня самостоятельности обучающихся. Во многом позиция ребенка в группе зависит от количественного и качественного состава РВГ: процентного соотношения старших, младших и средних по возрасту детей, гендерного состава группы, образовательного уровня и общего развития детей, наличия у них опыта сотрудничества в совместной образовательной деятельности.

Основная особенность образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе заключается в том, что один и тот же ребенок, выполняя различные виды образовательной деятельности, в которых он имеет более или менее значительный опыт, может находиться как в позиции «старшего», так и в позиции «младшего» в зависимости от того, с кем он взаимодействует. Когда ребенок «старший» во взаимодействии, он выполняет ряд функций, переданных ему педагогом: принимает участие в подготовке и проведении занятия или его фрагментов, обучает, консультирует других учеников, помогает младшим, которые испытывают затруднения в решении поставленной учителем задачи и т. п. Если ученик «младший» во взаимодействии, он стремится сотрудничать со старшим, например, помогает ему подобрать иллюстративный материал, необходимый для занятия, подготовить кабинет к уроку, обращается за помощью, если испытывает трудности при выполнении сложной для него работы. В зависимости от позиции обучающегося в РВГ («старший»/»младший») формируются мотивы детей, что влияет на определение цели образовательной деятельности.

Успешность индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе во многом зависит от характера деятельности педагога и его позиции. Учителю необходимо рационально распределить свои усилия, одновременно сопровождая индивидуальную образовательную деятельность каждого ребенка и организацию взаимодействия детей разного возраста.

Отметим, что особенности образовательной деятельности в РВГ наиболее ярко проявляются, если осуществляется взаимодействие обучающихся, требующее согласованных действий определенного числа участников. При этом важно учитывать

— индивидуальные особенности каждого ребенка,

— функции, которые он выполняет во взаимодействии с другими детьми,

— формы его участия в совместной деятельности.

Групповая форма организации образовательного процесса строится на сотрудничестве и взаимопомощи учащихся, раскрывает их индивидуальные особенности, обеспечивает развитие индивидуальных свойств личности. Успешность решения учебных и воспитательных задач посредством групповой работы возможна только при условии соблюдения и последовательности определенных этапов организации групповой работы в учебном коллективе, таких как

— диагностический,

— формирование микрогрупп,

— подготовка учащихся к организации деятельности и взаимодействию,

— целеполагание совместной и индивидуальной деятельности обучающихся,

— организация групповой деятельности обучающихся в учебном коллективе,

— представление результатов групповой работы,

— контроль и оценивание групповой работы,

— анализ групповой работы [5].

Большое значение имеет выполнение правил взаимодействия детей на занятии. Опыт организации образовательного процесса позволяет выявить наиболее показательные положительные проявления взаимодействия обучающихся в РВГ в процессе образовательной деятельности:

— выработка стратегии решения задачи с учетом возможностей «младших»,

— непосредственная помощь «старших» «младшим»,

— стремление «младших» быть полезными «старшим»,

— лидирующая позиция «старших»,

— сравнительно безболезненный выход из трудных, напряженных ситуаций благодаря преобладающей устойчивости позитивных взаимоотношений.

Во взаимоотношениях «старших» и «младших» учеников преобладает стремление первых оказать помощь вторым. Проявляется это по-разному: как непосредственное действие, побуждение к действию, совет, ободряющее слово, поощрение, похвала.

Опыт показал, что деятельность обучающегося в РВГ на занятии в позиции старшего в условиях разновозрастного взаимодействия является стимулирующим фактором для развития у ребенка самоконтроля, стремления к самосовершенство-

ванию и саморазвитию. Так, результаты анкетирования обучающихся в РВГ показали, что 83 % старших стремятся повысить результативность индивидуальной образовательной деятельности. Младшие дети стараются не отставать от старших: к концу учебного года 62 % младших детей изъявили желание самостоятельно провести мастер-классы для своих товарищей, родителей и педагогов, одновременно 75 % хотели бы провести занятие в паре со старшим.

Выявив наиболее значимые характеристики образовательной деятельности ребенка в условиях разновозрастной группы, мы попытались дать определение индивидуальной образовательной деятельности обучающегося в РВГ: это персональный процесс овладения обучающимся способами деятельности, личностного становления, развития собственных склонностей, способностей, интересов и опыта, в ходе которого, в зависимости от характера поставленной им образовательной задачи и состава группы, ученик выполняет различные социальные роли, в том числе образовательные (консультант, помощник учителя и др.).

Педагог, работающий в разновозрастной группе, должен учитывать, что индивидуальная образовательная деятельность обучающегося в РВГ является органичной частью коллективной познавательной деятельности, которая реализуется в процессе взаимодействия детей разного возраста. Новые подходы к организации образовательного процесса в РВГ выражаются в выборе деятель-ностной модели процесса обучения, что предусматривает особое выстраивание образовательного процесса на основе педагогически целесообразного взаимодействия детей разного возраста в сотрудничестве со взрослыми (педагогами, родителями). Одновременно сегодня на первый план выходит индивидуальная образовательная деятельность каждого обучающегося, в ходе которой формируются субъектные качества ученика, позволяющие ему сознательно и заинтересованно планировать свою работу, причем старшие помогают в организации индивидуальной образовательной деятельности младшим, что существенно повышает образовательный и воспитательный потенциал педагогического процесса.

Таким образом, образовательная деятельность обучающихся в РВГ имеет свои особенности, которые необходимо учитывать как при проектировании образовательного процесса в РВГ, так и при сопровождении индивидуальной образовательной деятельности детей.

Библиографический список

1. Байбородова, Л. В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся [Текст] : монография / Л. В. Байбородова. - Ярославль : Академия развития, 2007. - 335 с.

2. Байбородова, Л. В. Метод диагностических ситуаций в педагогическом исследовании [Текст] / Л. В. Байбородова // Ярославский педагогический вестник. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2016. - № 3. -С. 21-26.

3. Байбородова, Л. В. Сопровождение образовательной деятельности сельских школьников [Текст] : монография / Л. В. Байбородова. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. - 86 с.

4. Байбородова, Л. В. Теория, методика, практика взаимодействия в разновозрастных группах учащихся [Текст] : монография / Л. В. Байбородова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2007. - 320 с.

5. Байбородова, Л. В. Этапы организации групповой работы в учебном коллективе [Текст] / Л. В. Байбородова, С. В. Данданова // Ярославский педагогический вестник. - Ярославль : РИО ЯГПУ 2016. - № 6. - С. 74-82.

6. Галицких, Е. О. Педагогический потенциал технологии обобщения и систематизации знаний под названием «Список» [Текст] / Е. О. Галицких // Педагогические технологии в условиях модернизации образования : материалы Международной научно-практической конференции 24-25 сентября 2015 г. / под общ. ред. Л. В. Байбородовой, В. В. Юдина. -Ярославль : ИД «Канцлер», 2015. - С. 127-134.

7. Кравченко, А. И. Социология. Общий курс [Текст] : учебное пособие для вузов /

A. И. Кравченко. - М. : Логос, 2002. - 640 с.

8. Новиков, А. М. Методология научного исследования [Текст] / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. - М. : Либроком, 2010. - 208 с.

9. Ольшанский, В. Б. Психология - практикам: учителям, родителям и руководителям [Текст] /

B. Б. Ольшанский. - М. : Тривола, 1996. - 261 с.

10. Педагогические технологии: результаты исследований Ярославской научной школы [Текст] : монография / под ред. Л. В. Байбородовой, В. В. Юдина. - Ярославль : ИД «Канцлер», 2015. -453 с.

11. Селиванова, О. Г. Становление субъектности школьника в образовательной деятельности: анализ основных понятий [Текст] / О. Г. Селиванова. - Вятка : Научное изд-во. - 2014. - № 2. - С. 100-103.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Старостина, Е. Н. Организация деятельности разновозрастного пионерского отряда в школе [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. Н. Старостина. - Л., 1990. - 17 с.

ЫЫ^гаАсЬезкц $р1$ок

1. Ва^ого^уа, Ь. V. Vzaimodejstvie V га7поуо7газ1пуЬ ^рраИ uchashhihsja [Текъ^] :

monografija / L. V. Bajborodova. - Jaroslavl' : Akademija razvitija, 2007. - 335 s.

2. Bajborodova, L. V. Metod diagnosticheskih situacij v pedagogicheskom issledovanii [Tekst] / L. V Bajborodova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2016. - № 3. -S. 21-26.

3. Bajborodova, L. V. Soprovozhdenie obrazovatel'noj dejatel'nosti sel'skih shkol'nikov [Tekst] : monografija / L. V. Bajborodova. - M. : Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2008. - 86 s.

4. Bajborodova, L. V. Teorija, metodika, praktika vzaimodejstvija v raznovozrastnyh gruppah uchashhihsja [Tekst] : monografija / L. V. Bajborodova. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2007. - 320 s.

5. Bajborodova, L. V. Jetapy organizacii gruppovoj raboty v uchebnom kollektive [Tekst] / L. V Bajborodova, S. V. Dandanova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2016. - № 6. - S. 74-82.

6. Galickih, E. O. Pedagogicheskij potencial tehnologii obobshhenija i sistematizacii znanij pod nazvaniem «Spisok» [Tekst] / E. O. Galickih // Pedagogicheskie tehnologii v uslovijah modernizacii obrazovanija : materialy Mezhdunarodnoj nauchno-

prakticheskoj konferencii 24-25 sentjabrja 2015 g. / pod obshh. red. L. V. Bajborodovoj, V. V Judina. - Jaroslavl' : ID «Kancler», 2015. - S. 127-134.

7. Kravchenko, A. I. Sociologija. Obshhij kurs [Tekst] : uchebnoe posobie dlja vuzov / A. I. Kravchenko. - M. : Logos, 2002. - 640 s.

8. Novikov, A. M. Metodologija nauchnogo issledo-vanija [Tekst] / A. M. Novikov, D. A. Novikov. - M. : Librokom, 2010. - 208 s.

9. Ol'shanskij, V. B. Psihologija - praktikam: uchiteljam, roditeljam i rukovoditeljam [Tekst] / V. B. Ol'shanskij. - M. : Trivola, 1996. - 261 s.

10. Pedagogicheskie tehnologii: rezul'taty issledo-vanij Jaroslavskoj nauchnoj shkoly [Tekst] : monografija / pod red. L. V. Bajborodovoj, V. V Judina. - Jaroslavl' : ID «Kancler», 2015. - 453 s.

11. Selivanova, O. G. Stanovlenie sub#ektnosti shkol'nika v obrazovatel'noj dejatel'nosti: analiz osnovnyh ponjatij [Tekst] / O. G. Selivanova. - Vjatka : Nauchnoe izd-vo. - 2014. - № 2. - S. 100-103.

12. Starostina, E. N. Organizacija dejatel'nosti razno-vozrastnogo pionerskogo otrjada v shkole [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / E. N. Starostina. - L., 1990. - 17 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.