Научная статья на тему 'Развитие регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в разновозрастной группе'

Развитие регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в разновозрастной группе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
931
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА / НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / INTERACTION OF DIFFERENT AGE CHILDREN / PRIMARY CLASSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байбородова Людмила Васильевна, Кузнецова Ольга Владимировна

В статье определяется перечень универсальных учебных действий, которые могут успешно развиваться в условиях взаимодействия детей разного возраста; показаны механизмы, которые обеспечивают воспитательную и образовательную эффективность учебного процесса в разновозрастных группах (РВГ); представлен опыт проведения занятий, объединяющих детей разного возраста, в гимназии № 2 г. Вологды; рассмотрены этапы подготовки и проведения такого занятия. Особое внимание уделяется подготовке старших детей, которые выполняют роль и функцию учителя, работая в паре с младшим учеником; предлагаются способы организации взаимодействия детей разного возраста при выполнении конкретных видов учебной работы: диктант, контроль и оценка знаний, работа над ошибками, освоение нового способа деятельности, конкретизация способа и др. Рассмотрены методика подведения итогов проведения занятий в разновозрастной группе, организация анализа и рефлексии учебной деятельности старших и младших учеников; с помощью таблицы показано, какие универсальные учебные действия формируются у старших и младших учеников на разных этапах взаимодействия детей в разновозрастных группах. Обращается внимание на проблемы, которые возникают при проведении таких занятий, и предлагаются некоторые приемы их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байбородова Людмила Васильевна, Кузнецова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Regulatory Universal Educational Actions of Junior Schoolchildren in a Different Age Group

In the article the list of universal educational actions which can be successfully developed in conditions of different age children's interaction is defined; mechanisms which provide educational and up-bringing efficiency of the educational process in different age groups (DAG) are shown; experience of carrying out lessons uniting children of different age in Gymnasium № 2 of Volo gda is presented; stages of preparation and carrying out such a lesson are considered. The special attention is paid to training of the senior children who carry out a role and function of the teacher, working together with the younger pupil; ways to organize interaction of different age children making certain types of study are offered: dictation, control and assessment of knowledge, correction of mistakes, development of a new way of activity, specification of the way, etc. A technique of summing up of the lessons in the different age group and organization of the analysis and reflection of the educational activity of senior and junior pupils are considered; by means of the table it is shown what universal educational actions are formed in senior and junior pupils at different stages of children's interaction in different age groups. The attention is given to problems which appear when carrying out such lessons, and some ways to solve them are offered.

Текст научной работы на тему «Развитие регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в разновозрастной группе»

УДК 37.01

Л. В. Байбородова, О. В. Кузнецова

Развитие регулятивных универсальных учебных действий младших школьников

в разновозрастной группе

В статье определяется перечень универсальных учебных действий, которые могут успешно развиваться в условиях взаимодействия детей разного возраста; показаны механизмы, которые обеспечивают воспитательную и образовательную эффективность учебного процесса в разновозрастных группах (РВГ); представлен опыт проведения занятий, объединяющих детей разного возраста, в гимназии № 2 г. Вологды; рассмотрены этапы подготовки и проведения такого занятия. Особое внимание уделяется подготовке старших детей, которые выполняют роль и функцию учителя, работая в паре с младшим учеником; предлагаются способы организации взаимодействия детей разного возраста при выполнении конкретных видов учебной работы: диктант, контроль и оценка знаний, работа над ошибками, освоение нового способа деятельности, конкретизация способа и др. Рассмотрены методика подведения итогов проведения занятий в разновозрастной группе, организация анализа и рефлексии учебной деятельности старших и младших учеников; с помощью таблицы показано, какие универсальные учебные действия формируются у старших и младших учеников на разных этапах взаимодействия детей в разновозрастных группах. Обращается внимание на проблемы, которые возникают при проведении таких занятий, и предлагаются некоторые приемы их решения.

Ключевые слова: универсальные учебные действия; взаимодействие детей разного возраста; начальные классы. L. V. Baiborodova, O. V. Kuznetsova

Development of Regulatory Universal Educational Actions of Junior Schoolchildren

in a Different Age Group

In the article the list of universal educational actions which can be successfully developed in conditions of different age children's interaction is defined; mechanisms which provide educational and up-bringing efficiency of the educational process in different age groups (DAG) are shown; experience of carrying out lessons uniting children of different age in Gymnasium № 2 of Volo gda is presented; stages of preparation and carrying out such a lesson are considered. The special attention is paid to training of the senior children who carry out a role and function of the teacher, working together with the younger pupil; ways to organize interaction of different age children making certain types of study are offered: dictation, control and assessment of knowledge, correction of mistakes, development of a new way of activity, specification of the way, etc. A technique of summing up of the lessons in the different age group and organization of the analysis and reflection of the educational activity of senior and junior pupils are considered; by means of the table it is shown what universal educational actions are formed in senior and junior pupils at different stages of children's interaction in different age groups. The attention is given to problems which appear when carrying out such lessons, and some ways to solve them are offered.

Keywords: universal educational actions; interaction of different age children; primary classes.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования обозначили целевую установку на развитие у школьников универсальных учебных действий, среди которых особое значение имеют регулятивные действия, так как они связаны с формированием произвольной регуляции деятельности ребенка, его поведения и взаимодействия с окружающими. Уровень саморегуляции человека влияет на коммуникацию и познавательные процессы, которые сопровождаются контролем и оценкой.

Выделение регулятивных универсальных действий связано со структурой учебной деятельности, включающей в себя учебный интерес, целе-полагание, учебные действия, контроль и оценку.

К регулятивным универсальным учебным действиям относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

© Байбородова Л. В., Кузнецова О. В., 2014

- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий [3, С. 29].

В процессе формирования регулятивных учебных действий большое значение имеют методы, приемы и формы организации деятельности, позволяющие создать условия для построения самостоятельного, инициативного действия учащегося. Важно, чтобы ученик стал учителем самого себя, т.е. побывал в роли учителя другого ученика, менее способного и понимающего, чем он сам. Это возможно, если организовать взаимодействие учащихся в разновозрастных группах, где старшие ученики выполняют роль учителя для младших детей. Взаимодействие в разновозрастных группах основывается на принципе: «Кто учит, учится сам».

Правильно организованное взаимодействие в РВГ имеет большие воспитательные и образовательные возможности и обеспечивает следующее:

- успешность освоения учащимися социальных ролей;

- преобразование имеющегося опыта старших, развитие и обогащение опыта младших детей;

- формирование ряда социально значимых качеств личности (чуткость, толерантность, заботливость, коммуникативность, ответственность, организованность и др.);

- социальную и социально-психологическую защиту в виде помощи старших младшим в случае возникновения трудностей при выполнении учебной работы;

- поддержку тех учащихся, которые не могут реализовать себя по разным причинам в группе своих сверстников;

- развитие самостоятельности, предполагающее обучение принятию самостоятельных решений в сложных ситуациях, умению устанавливать контакты с различными людьми в постоянно меняющихся условиях;

- преодоление психологической депривации, развитие эмоциональной сферы детей.

Кроме того, деятельность в роли учителя позволяет младшим школьникам более глубоко усво-

ить учебный материал, повышает эффективность развития универсальных учебных действий.

Большой воспитательный и образовательный потенциал взаимодействия детей в разновозрастных группах обусловлен механизмами подражания и взросления.

Младшему ребенку, который часто видит в старшем товарище образец поведения, более доступно подражание поведению и деятельности старшего ребенка, чем взрослого, так как структура действий более близкого по возрасту человека проще для его понимания, а содержание деятельности в определенной мере совпадает. Потребность в общении со старшими, в значительной мере, основана на потребности младших в одобрении его действий старшими товарищами, ценность суждений и оценок которых для младшего велика. Нежелание оказаться менее умелым усиливает стремление подражать старшим.

Когда ребенок включается во взаимодействие как старший, действует механизм взросления. Дети всегда стремятся показать свою взрослость, выполнить роль взрослого, тем самым почувствовать свою значимость, поэтому лидерские функции в разновозрастной группе в большинстве случаев выполняют старшие дети, беря ответственность не только за себя, но и за младших.

Кроме того, являясь организаторами деятельности группы или пары, старшим детям необходимо предъявлять определенные требования к поведению и деятельности других, в том числе и к самим к себе, чтобы служить образцом для подражания. Так вступает в действие механизм самостимулирования.

Обучение в постоянных и временных разновозрастных группах получило широкое распространение во многих сельских школах, что обусловлено, прежде всего, малочисленностью классов, где иногда обучаются несколько учеников. Однако и в условиях городской школы, учитывая большую воспитательную эффективность взаимодействия детей разного возраста, целесообразно находить ситуации, когда можно организовать разновозрастные группы школьников при проведении учебных занятий и воспитательных мероприятий, выполнении проектов. Покажем это на примере работы учителей начальных классов гимназии № 2 г. Вологды.

На основе многолетней практики учителями данного учреждения определены этапы проведения занятий в разновозрастных группах.

1 этап - определение педагогами начальных классов тем учебных занятий в разновозрастных

группах, времени их проведения, включение занятий в календарно-тематическое планирование. Следует учесть, что организация взаимодействия в разновозрастных группах целесообразна там, где есть совпадение учебного материала в разных классах по данному предмету, для того чтобы на занятии в разновозрастных группах учащиеся прорабатывали то содержание, которое для них в данный момент актуально. Например, разновозрастное взаимодействие можно организовать при изучении тем, связанных с повторением учебного материала. В русском языке для данного вида занятий подходят темы по орфографии, потому что учебный материал изучается в школьных программах по спиральному принципу.

2 этап - совместное проектирование занятия учителями младшего и старшего классов, которое включает формулировку целей и задач занятия, определение типа занятия, выделение этапов, отбор дидактического материала, определение способов взаимодействия старших и младших учеников на различных этапах занятия, способов анализа и рефлексии учебной деятельности.

3 этап - подготовка старших учеников к проведению занятия с младшими. Это один из самых трудных и важных этапов, потому что от готовности «учителей», то есть старших учеников, будет зависеть эффективность занятия в разновозрастных группах. Как правило, такая подготовка занимает 1-2 урока.

На подготовительном этапе учитель сообщает учащимся - будущим «учителям», что на данный момент изучают младшие, что они уже знают, а что им еще неизвестно. Можно предложить просмотреть учебники младшего класса, типы заданий. В ходе беседы формулируется тема и цель учебного занятия в разновозрастной группе. Например, цель учебного занятия во 2 и 4 классах по теме «Способы проверки орфограмм слабых позиций» была сформулирована четвероклассниками так: «Совершенствование умений по проверке орфограмм слабых позиций».

Далее учитель просит учащихся 4 класса конкретизировать данную цель до серии задач. Ключевой вопрос: Что мы должны сделать, чтобы достичь данной цели? Формулируются следующие

задачи: 1) Выяснить, какие операции входят в способ проверки орфограмм слабых позиций. 2) Определить уровень владения операциями проверки слабых позиций учеников 2 класса. 3) Выявить ошибки, поработать над их устранением. 3) Выполнить задания на совершенствование способа.

После определения цели и задач педагог вместе со старшими детьми планирует занятие. Учитель может предложить учащимся составить план в группах или предлагает для обсуждения вариант плана. Будущие «учителя» фиксируют его в виде конспекта урока или технологической карты (маршрута), которыми будут пользоваться на учебном занятии в разновозрастных группах или парах.

После того как этап планирования завершен, учащиеся старшего класса приступают к подбору или составлению заданий. Можно использовать разные приемы:

- каждой группе дается определенное умение, на которое она составляет задание;

- подбор заданий из ряда предложенных -учащиеся выбирают задания и обосновывают свой выбор;

- не до конца сформулированные задания - в заданиях не хватает или инструкции или содержательного материала, ученикам необходимо дополнить текст.

В такой работе формируется умение определять границы знаний и умений младших, потому что старшие постоянно соотносят содержание заданий с тем, что изучают и знают они сами.

На подготовительном уроке старшим ученикам необходимо сформулировать критерии оценки умений «учеников». Они формулируются исходя из предметного содержания занятия. Подбирая задания, формулируя цель и задачи, будущие «учителя» уже имеют достаточное представление о том, какие умения «учеников» можно и нужно оценить. Например, на уроке по проверке орфограмм оценивались умения второклассников: замечать орфограммы слабых позиций, подбирать проверочные слова, различать проверяемые и непроверяемые написания, находить и исправлять ошибки. Оценка фиксировалась в оценочном листе (таблица 1).

Таблица 1. Оценка умений детей

Критерии оценки, умения Прогноз-оценка Самооценка Оценка «учителя»

Замечать орфограммы слабых позиций

Подбирать проверочные слова

Различать проверяемые и непроверяемые написания

Находить и исправлять ошибки

Критерии оценки нужны и для оценки работы старших учеников, т.е. «учителей». Для того, чтобы сформулировать критерии оценки «учителей», педагог задает вопрос: «Как мы поймем, что с работой учителя вы справились? Что мы должны уметь делать, чтобы справиться с ролью учителя?». Могут быть сформулированы следующие критерии: умение задавать вопросы; умение объяснять, не допуская подсказок; умение замечать и исправлять ошибки и др. Работа над критериями оценки учит детей контролировать и оценивать свою деятельность.

Далее при подготовке к занятию в разновозрастных группах необходимо предложить учащимся старшего класса спрогнозировать, какие этапы и виды работы могут вызвать затруднения. Учащиеся, как правило, называют такие затруднения: «ученик не поймет, что я у него спрашиваю», «я боюсь пропустить ошибку ученика», «ученик не поймет, что я объясняю». Для того чтобы поработать с данными затруднениями, необходимо разыграть диалоги будущего занятия. При этом роль ученика лучше выполнить педагогу, так как учитель может предугадать ход мыслей младшего школьника. Данная работа формирует действия контроля, саморегуляции, прогнозирования.

Одна из важных проблем - формирование пар или микрогрупп для занятия в разновозрастных группах. Способы их формирования могут быть разными (по желанию, по способностям, по наличию лидера, по успеваемости и др.) в зависимости от опыта проведения занятий в РВГ, возраста участников занятия, предмета, темы, типа занятия, коммуникативных способностей детей и т.п. Например, Г. А. Цукерман [4] считает, что при выборе пар нужно ориентироваться на учебную успеваемость учащихся (очень слабым «учителям» нельзя давать самых слабых и самых сильных «учеников», а самым сильным «ученикам» нужно подобрать «учителя» посильнее); и на личностные особенности (медленному «ученику» требуется терпеливый и доброжелательный «учитель»; упрямцу полезно померяться силой с упрямцем). Не стоит соединять в пару детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых.

Таким образом, на занятиях в разновозрастных группах можно решать весьма сложную задачу: помочь детям осознать свои недостатки в процессе взаимодействия с другим ребенком и вызвать стремление с ними справиться.

4 этап - проведение занятия. Как бы продуманно не осуществлялась подготовка к занятию,

формирование пар и микрогрупп, все сложно заранее предусмотреть, поэтому важно по ходу проведения занятия наблюдать за взаимодействием детей и регулировать их работу.

В практике гимназии № 2 г. Вологды используются различные способы совместной работы старших и младших детей на учебных занятиях в разновозрастных группах.

Диктант. При подготовке к диктанту старшие ученики составляют текст диктанта или анализируют готовый текст, выделяют орфограммы, предполагают, какие трудности могут возникнуть у младших детей во время диктанта. Задача старших («учителей») - помочь своему «ученику» написать текст без ошибок, не допуская подсказок, поэтому «учитель» перед тем, как разрешить «ученику» записать предложение или слово, должен задать все орфографические вопросы, с тем, чтобы «ученик» написал все правильно. В такой работе формируется умение учащихся прогнозировать трудности другого ученика, контролировать и оценивать его деятельность. Кроме вопросов по диктанту «учителя» готовят своему ученику теоретические вопросы, грамматические задания.

Контроль и оценка. Как известно, оценочная деятельность - самый доступный вид деятельности, который ученик может выполнять вместо учителя достаточно качественно. На занятии в разновозрастных группах возможно проведение пооперационного контроля способа выполнения учебного действия. Для этого учебное действие разбивается на отдельные операции (умения). Данные умения фиксируются будущими «учителями» в оценочном листе. Далее подбираются задания, выполнение которых на занятии в разновозрастных группах позволит проверить, как ученик младшего класса владеет каждой конкретной операцией, в чем он испытывает трудность, какое умение предстоит отработать. Такая работа имеет большое значение и для обобщения способа действия старшими, и для диагностики затруднений младших.

Например, на занятии в разновозрастной группе 3 и 5 классов по теме «Правописание безударных окончаний глагола» пятиклассники провели проверку и оценку умений, зафиксировали результаты в оценочном листе третьеклассников.

После контроля-оценки учитель младшего класса получает важную информацию о том, какие умения учеников требуют доработки, и организует коррекцию знаний в соответствии с выявленными трудностями. Использование пооперационного контроля позволяет развивать умение

учащихся контролировать свою деятельность и выполнять предметные действия осознанно и последовательно.

Работа над ошибками. Накануне занятия в разновозрастной группе в младшем классе проводится диктант, проверочная работа. Ее проверяют старшие, выявляют ошибки, готовят задания на устранение ошибок, хорошо справившимся ученикам подбирают задания повышенной сложности. Педагог оказывает помощь «учителям», проверяет точность проверки ими диктанта.

На самом занятии старшие дети помогают своим подопечным найти ошибки, выявить их причины, поработать над устранением ошибок.

Такая работа имеет большое значение для формирования действий контроля, оценки, коррекции, постановки целей по устранению ошибок, планированию коррекционной работы.

Освоение нового способа. В данном случае старшие ученики показывают младшим образец выполнения того или иного способа и организуют работу по его освоению. Такая работа может быть проведена в разновозрастной группе 3 и 5 классов по изучению алгоритма орфографического списывания. Для того, чтобы пятиклассники сами прочно усвоили данный алгоритм и потренировались в применении его на практике, им предстоит на занятии в разновозрастных группах рассказать суть алгоритма третьеклассникам, показать, как он используется, и предложить текст для списывания. При этом в текст специально включаются орфограммы и пунктограммы, не знакомые третьеклассникам, и старшим предстоит объяснить их младшим.

Конкретизация способа. Цель - выявить трудности учащихся в овладении способом деятельности и поработать над его конкретизацией. Для этого в начале занятия проводится диагностический этап, выявляются затруднения младшего ученика, а затем ему предоставляется возможность выбора задания и помощника для устранения ошибок. На таком занятии учащиеся имеют возможность работать в своем темпе по индивидуальной траектории, выбранной в соответствии с выявленными трудностями и достижениями.

Ученики, которые уже усвоили материал и на диагностическом этапе не допустили ошибок, под руководством старших детей открывают новое знание повышенного уровня сложности.

Работа по выбору траектории на учебном занятии учит детей оценивать свои знания и умения, соотносить свои возможности с уровнем задания. Такая деятельность формирует самосто-

ятельность учащихся.

5 этап - подведение итогов занятия. При организации взаимодействия детей в разновозрастных группах важными являются анализ и рефлексия учебной деятельности. Для старших учеников - это определение границ собственной «взрослости», выяснение того, «что я могу?», «чему еще надо научиться?». Анализ занятия может проходить в форме беседы, анкеты, рефлексивного сочинения-рассуждения.

Вопросы анкеты могут быть следующие:

1) Понравилось ли быть в роли учителя? Почему?

2) Трудно ли быть учителем?

3) Какие трудности ты заметил?

4) Как ты считаешь, нужны ли такие занятия и почему?

Рефлексия может быть проведена старшими и младшими в виде незаконченных предложений:

Я хотел на занятии...

Сегодня на занятии я сумел.

Я заметил свои трудности в.

Мои надежды (планы) сегодня на занятии .

Старшие определяют свои трудности, связанные с работой в роли учителя, младшие ученики анализируют свое продвижение в учебном материале и отмечают, что получилось, а над чем надо поработать.

После занятия в разновозрастных группах учащиеся получают необычное домашнее задание, например, написать сочинение «Оценка работы моего «учителя», «Мои пожелания ученику («учителю»)», «Мои размышления после занятия» и т. п.

Отметим, что подготовка, проведение и рефлексия занятия в разновозрастных группах занимают несколько часов учебного времени. Поэтому такие занятия должны быть включены в рабочую программу педагогов. Место и время их проведения определяются в процессе совместного обсуждения учителей старшего и младшего классов и утверждаются на заседании методического объединения или кафедры.

Опытная работа убеждает в том, что в процессе взаимодействия детей разного возраста активно формируются и развиваются все виды универсальных учебных действий (УУД), но особенно - регулятивные, так как именно они позволяют ученику выполнять функции учителя и совершенствовать свое умение «учиться самому».

Определим перечень учебных действий, которые развиваются при взаимодействии детей разного возраста.

Таблица 2. Развитие универсальных учебных действий на этапах занятия в разновозрастной группе

Этап занятия в РВГ Регулятивные УУД старших учеников Регулятивные УУД младших учеников

1. Подготовка к занятию Младшие ученики в данном этапе не участвуют

1.1. Повторение изученного материала Самоконтроль и самооценка умений по теме

1.2. Формулировка целей занятия в разновозрастных группах Целеполагание

1.3. Выбор заданий для занятия в разновозрастных группах Контроль, оценка, саморегуляция

1.4. Составление плана урока Планирование

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.5. Определение критериев оценки эффективности урока Контроль и оценка

1.6. Прогнозирование возможных трудностей урока Прогнозирование

1.7. Разыгрывание учебных ситуаций занятия в разновозрастных группах Прогнозирование, саморегуляция

2. Проведение занятия

2.1. Целеполагание Целеполагание Целеполагание

2.2. Планирование Планирование Планирование

2.3. Диагностика умений ученика Контроль и оценка Самоконтроль и самооценка

2.4. Выбор индивидуальной траектории Планирование, прогнозирование, оценка Планирование, прогнозирование, самооценка

2.5. Работа по индивидуальной траектории Саморегуляция, контроль, планирование Саморегуляция, самоконтроль

2.6. Контроль и оценка работы Контроль и оценка Самоконтроль

2.7. Коррекция Коррекция Коррекция

2.8. Рефлексия Оценка Самооценка

2.9. Выбор домашнего задания Планирование, прогнозирование Планирование, прогнозирование

3. Подведение итогов занятия

3.1. Оценка результатов занятия по критериям Контроль и оценка, самоконтроль и самооценка Самооценка, оценка деятельности старшего ученика

3.2. Анализ достижений и трудностей Самооценка Самооценка

3.3. Постановка целей и задач дальнейшего саморазвития Целеполагание Целеполагание

Из таблицы 2 очевидно, что взаимодействие в разновозрастных группах направлено на развитие регулятивных учебных действий старших и младших детей. Старшие учатся регулировать, контролировать и оценивать не только собственную деятельность, но и деятельность младшего, анализируют причины ошибок своего ученика, учатся выбирать задания для коррекции знаний и умений, исправлять ошибки, работать над их устранением.

Организация взаимодействия школьников в разновозрастных группах требует от педагога больших затрат времени и сил. Однако опыт показывает, что эти затраты снижаются по мере овладения данной технологией и накопления дидактических материалов для занятий в разновозрастных группах, а образовательный и воспитательный результаты оправдывают дополнительные усилия педагогов.

Риском на занятии в разновозрастной группе может быть «некачественная» работа старших детей, которые выполняют роль учителя: пропуск ошибок, несвоевременные и неоправданные подсказки, выполнение того или иного задания за «ученика» и др. Для минимизации данного риска важно обеспечить качественную подготовку

младших учеников к работе. В данном случае полезен такой прием, как разыгрывание ситуаций занятия в разновозрастных группах, проговарива-ние диалогов, запись ключевых вопросов. Можно использовать «ключи» с ответами заданий, чтобы учащиеся, выполняющие роль учителя, могли проверить себя после взаимопроверки. Кроме этого, важную роль в повышении эффективности занятия в разновозрастных группах может сыграть ученик-наблюдатель, выбранный из числа наиболее успешных учащихся или из числа старшеклассников, который будет вести наблюдение за работой микрогрупп в ходе урока, оказывать помощь, оценивать работу «учителей» по критериям: отсутствие пропуска ошибок, отсутствие подсказок, четкость задаваемых вопросов, адекватность оценок и т. д. Роль наблюдателя, эксперта, помощника также выполняет учитель.

Таким образом, взаимодействие детей в разновозрастных группах является важным средством развития регулятивных учебных действий, оно имеет большое развивающее и воспитательное значение для старших и младших школьников.

Библиографический список

1. Байбородова, Л. В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся [Текст]: монография / Л. В. Байбородова. -Ярославль: Академия развития, 2006 - 336 с.

2. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах [Текст] / Л. В. Байбородова.

- М.: Просвещение, 2013 - 177 с.

3. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли [Текст]: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.

4. Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении [Текст] / Г. А. Цукерман. - Томск: Пеленг, 1993. - 283 c.

Bibliograficheskij spisok

1. Bajborodova, L. V. Vzaimodejstvie v raznovozrastnyh gruppah uchashhihsja [Tekst]: monografija / L. V. Bajborodova.

- Jaroslavl' :Akademijarazvitija, 2006 - 336 s.

2. Bajborodova, L. V. Vneurochnaja dejatel'nost' shkol'ni-kov v raznovozrastnyh gruppah [Tekst] / L. V. Bajborodova. -M. :Prosveshhenie, 2013 - 177 s.

3. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye dejstvija. Ot dejstvija k mysli [Tekst]: posobie dlja uchitelja. - M. : Prosves-hhenie, 2010. - 152s.

4. Cukerman, G. A. Vidy obshhenija v obuchenii [Tekst] / G. A. Cukerman. - Tomsk : Peleng,1993. - 283 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.