Научная статья на тему 'Особенности развития социальных навыков в разновозрастных группах в процессе внеурочной проектной деятельности'

Особенности развития социальных навыков в разновозрастных группах в процессе внеурочной проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
487
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / РАЗНОВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / METHOD OF PROJECTS / PROJECT ACTIVITIES / SOCIAL SKILLS / DIFFERENT AGE GROUPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Опарина Екатерина Витальевна

В статье рассматриваются особенности развития социальных навыков в разновозрастных группах в процессе внеурочной проектной деятельности. Изучен организационный механизм реализации внеурочной деятельности. Автором дано понятие разновозрастной внеурочной проектной деятельности. Обосновано использование механизма разновозрастных групп как средство достижения нового качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of development of social skills in different groups in the process of extracurricular design activities

The article discusses the features of development of social skills in different groups in the process of extracurricular design activities. Studied the organizational mechanism of realization of extracurricular activities. The author of the concept of uneven extracurricular project activities. It justifies the use of the mechanism of different age groups as a means of achieving a new quality of education.

Текст научной работы на тему «Особенности развития социальных навыков в разновозрастных группах в процессе внеурочной проектной деятельности»

особенностей; оздоровительной направленности; предупредительного развития; научности; целостности и междисциплинарности; непрерывности формирования ЗСК студентов; согласованности требований руководства, преподавателей и студенческого коллектива вузов. Их использование позволяет на более качественном уровне организовать процесс формирования ЗСК студентов в процессе занятий по физкультуре.

Примечания:

1. Бартновская Л.А. Оздоровительно-прикладная технология в физическом воспитании студентов специальной медицинской группы вуза / Бартновская Л.А., Минченков К.А., Кравченко В.М., Пономарев В.В., Дорошенко С.А. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - № б. - С. 62-64.

2. Камаев О.И. Роль личностного и компетентнос-тного подходов в здоровьеформирующих технологиях в условиях вуза / Камаев О.И., Камаева Е.К. // Физическое воспитание студентов. - 2012. -№ 3. - С. 45-48.

3. Крамской С.И. Эффективность применения здо-ровьесохраняющей технологии в рамках образовательного процесса в ВУЗЕ / С.И. Крамской, A.C. Грачев, И.С. Крамской //Успехи современной науки. - 2017,- Т. 2. - № 3. - С. 6-10.

4. Прасолова О.В. Практика работы образовательного учреждения по формированию здорового образа жизни / О.В. Прасолова, С.Н. Зверева // Сборник докладов IX международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: в 4 томах. - 2016. - С. 394397.

5. Соловьев H.A. Организация и методика физического воспитания со студентами, освобожденными от практических учебных занятий по физической культуре / H.A. Соловьев, И.М. Мануров, Л.Н. Мартьянова, Л.В. Рубцова // Всероссийская научно-практическая конференция : сб. ст. - 2016. -С. 183-187.

6. Цакоев А.А Проблема формирования у студентов понятий "Физическая культура", "Спортивный стиль жизни", "Здоровый образ жизни" / A.A. Цакоев // Реализация организационно-педагогической модели развития студенческого спорта. -2014.-С. 9-73.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF SOCIAL SKILLS IN DIFFERENT GROUPS IN THE PROCESS OF EXTRACURRICULAR DESIGN A CTIVITIES

Oparina Ekaterina Vitalievna, Postgraduate student, Moscow State Pedagogical University, Moscow

The article discusses the features of development of social skills in different groups in the process of extracurricular design activities. Studied the organizational mechanism of realization of extracurricular activities. The author of the concept of uneven extracurricular project activities, it justifies the use of the mechanism of different age groups as a means of achieving a new quality of education.

Keywords: extracurricular activities; method of projects; project activities; social skills; different age groups.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ УД К 3 74.1

В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ В ПРОЦЕССЕ ВАК РФ 13.00.05

ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются особенности развития социальных навыков в раз- © Опарина Е.В., 2017 повозрастных группах в процессе внеурочной проектной деятельности. Изучен организационный механизм реализации внеурочной деятельности. Автором дано понятие разновозрастной внеурочной проектной деятельности. Обосновано использование механизма разновозрастных групп как средство достижения нового качества образования.

Ключевые слова: внеурочная деятельность; метод проектов; проектная деятельность; социальные навыки; разновозрастные группы.

Установление национальных образовательных стандартов и контроль за их выполнением призваны гарантировать получение гражданами образования, необходимого для успешной социализации и конкурентоспособности граждан (а следовательно, и конкурентоспособности того или иного общества на мировой арене) [2]. Концепция ФГОС нового поколения создана с учетом социального заказа общества, а в качестве приоритетной задачи современной системы образования выступает не только формирование предметных знаний, умений и навыков, но и развитие личности обучающегося, обеспечение его социальной компетентности в обществе [1].

ОПАРИНА Екатерина Витальевна, аспирант, Московский государственный педагогический университет, Москва Репге \га. ек@уап dex. г и

ЪС

I

LU

о

UJ

<

CI UJ

*

92

Поэтому современной российской школе крайне необходима практическая направленность внеурочной проектной деятельности учащихся, позволяющая максимально использовать все имеющиеся возможности для усвоения информации, систематизации научных сведений, закрепления знаний и, самое главное, применения полученных знаний на практике. Именно через организацию внеурочной проектной деятельности педагог может сформировать у каждого школьника не только определенный объем социальных умений и навыков, но и подготовить школьников к жизни в обществе, а также способствовать становлению человека, обретения им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого накала.

Формирование социальных навыков, в частности самостоятельно получать те или иные знания, применять их осознанно в практической деятельности,готовности находить решение социальных проблем, потребности и способности к саморазвитию, успешнее всего осуществляется в процессе проектной деятельности школьников [3]. Сегодня в науке нет однозначной трактовки данного понятия. Понятия "проектная деятельность" в интерпретации современных исследований представлена в таблице 1.

Анализируя этапы проектной деятельности в современных исследованиях, мы установили, что рассмотренные структуры различны по названию (например, первый этап реализации процесса проектной деятельности у A.M. Новикова и Д.А. Новикова -концептуальный [13]; определение замысла -у И.С. Сергеева [15]; целеполагание - у И.А. Колесникова [10]; погружение в проект - у Н.В. Матяш [12] и др.), но по смыслу и сущности деятельности они включают однотипный алгоритм действий по проектированию, состоящий в пробуждении интереса к теме проекта; осознание проблематики, формулирование

проблемы, выявление противоречия, сюжетной ситуации; определение цели, задач и способов решения проблемы; вычленение основной идеи, построение иерархии целей; выбор критериев на первом этапе проектной деятельности. На следующем этапе сущность проектной деятельности заключается в построении и оптимизации моделей; самостоятельной работе учащихся над проектами; создании проекта новой системы как совокупности конкретных идей и решений; анализе и прогнозе ситуации в значимой внешней среде; проблемном анализе действующей системы и ее компонентов; генерации проектных идей; создании целостного проекта новой системы; подготовке к презентации.

Таблица 1 - Трактовка понятия "проектная деятельность" [б, 10,12,15]

Автор Трактовка понятия

Матяш Н.В. Проектная деятельность является и процессом, и результатом, имеет объективно-субъективный характер и субъективную ценность и может быть рассмотрена как средство обучения, что обеспечивает управление учебным процессом, его содержанием и процессуальной основой

Безрукова B.C. Предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов

Громыко Ю.В. Проектная деятельность - инновационная деятельность, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать

Кравцов A.O. Проектная деятельность - творческая деятельность педагога-профессионала: создание развивающих процессов, ситуаций; организация такой образовательной среды, в которой обучающиеся могут полнее раскрыть свой внутренний мир, быть свободными в выборе форм и содержания действия, достичь успеха и чувствовать себя комфортно

Сергеев И.С. Проектная деятельность - форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного процесса

Муравьева Г.Е. Проектная деятельность - вид профессиональной деятельности учителя, характеризующийся осознанием цели и смысла проектированием и знанием возможностей и способности к преобразованию (развитию) личности учащихся, центраци-ей на системе деятельности учащихся в процессе их развития, фиксацией продукта проектирования в виде образовательных технологий, отражающих индивидуальные личностные особенности учащихся и конкретные условия обучения

Казаков Е.И. Проектная деятельность - средство, которое позволяет обеспечивать процесс саморазвития личности, осуществляя его на рефлексивной основе, и одновременно процесс развития во всем многообразии его проявлений

Стефанова Г.П. Под проектом понимаются задания, связанные с получением нового, практически значимого продукта («новым» можно считать и субъективно новый продукт). Учебным проектом называется проект, выполняемый учащимися с применением предметных знаний в рамках учебно-познавательной деятельности. Под методом проектов - способ организации самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, направленный на разработку и выполнение учебного проекта

Таким образом, проектную деятельность можно охарактеризовать как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы учащимися и педагогом, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [11].

В настоящее время имеется достаточно много литературных источников, где представ-

лены различные взгляды исследователей и практиков на организацию именно внеурочной проектной деятельности школьников [5, 7, 9]. Позиции авторов нельзя назвать противоречивыми. Чаще всего делается акцент на отдельных проблемах организации проектной деятельности и показывается применение общих положений к конкретным условиям, возрасту детей,учебному предмету, видам деятельности школьников. Предлагается разнообразный опыт использования проектной

деятельность при обучении и воспитании детей, который заслуживает особого внимания педагогов в условиях перехода на новые образовательные стандарты [15].

Внеурочная деятельность в данной статье определена как один из механизмов реализации основной образовательной программы в целях развития социальных навыков у школьников. Организационный механизм реализации внеурочной деятельности представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 - Организационный механизм реализации внеурочной деятельности

[составлено автором]

К основным функциям внеурочной деятельности можно отнести:

- укладообразующую функцию (нормы и правила, традиции и ритуалы, события и праздники);

- компенсаторную функцию (работа над ошибками, внеурочная работа по предметам, предоставление возможностей учащимся высказаться и продемонстрировать свои возможности и т. д.);

- функцию дополнительного образования (факультативы, научно-исследовательские кружки и лаборатории, спортивные, музыкальные, театральные и др. кружки и объединения);

- досугово-организационную функцию, обеспечивающая педагогически целесообразное осуществление досуга и свободного времени учащихся;

- социально-воспитательную функцию, направленную на социальную адаптацию учащихся, "подготовку к жизни", осуществление индивидуальной работы с учащимися;

- функцию выбора и самореализации, позволяющую школьникам выбрать и осуществить свои потребности, желания, увлечения в различных видах деятельности [5].

При этом формирование положительного опыта готовности учащихся к системе социальных отношений во многом обеспечивается тем, насколько успешно ими осваиваются социальные роли в процессе взаимодействия с людьми разного возраста. Данная идея от момента ее обоснования до реализации, достаточно четко представлена у Л. В. Байбородовой [4]. Рассматривая достоинства и преимущества разновозрастных групп (РВГ) в сравнении с класс-

ьс £

UJ S

О LU

94

ным коллективом, исследователи отмечают, что система самоуправления в первичном разновозрастном объединении наиболее действенна, гуманна, человечна, поскольку напоминает отношения в хорошей многодетной семье. Система РВГ создаёт прочные вертикальные связи в общешкольном коллективе, способствуя его сплочению [4].

Использование механизма разновозрастных групп как средство достижения нового качества образования представлено на рисунке 2.

ЦЕЛИ

Учебная деятельность

< а.

LU

Восп нтя тел ь н ая деятельность

Социальная практики

Пен vo л о го-п едяготн ч сскос con р о вождей н е

X

мя такой деятельности ученикам приходится выполнять различные роли, проявлять гибкость во взаимоотношениях, что способствует обогащению коммуникативного и в целом социального опыта [5].

Модель развития взаимодействия в разновозрастной группе учащихся представлена на рисунке 3.

Одной из форм организации внеурочной деятельности может стать детское объединение, включающее всех учащихся и взрослых школы. Например, известен такой опыт в Скня-тиновской школе Ростовского МРЯрославской области, где более 10 лет действовал театральный коллектив, в различных видах деятельности которого участвовали всеученики школы, педагоги, родители. В течение года готовились 1-2 постановки спектаклей. Коллектив выезжал с этими спектаклями в другие сёла, школы, районы. Руководство школьным коллективом осуществляла учительница при активной поддержке директора школы [4].

Различные формы внеурочной деятельности, соответствующие её результатам представлены в таблице 2.

Своеобразными разновозрастными объединени-

Дискуссии, семинары Научно-практические конференции Имитационные игры. моделирование Ролевые учебно-дегнтелмностн ые игры Рабата над исследовательскими проектами Метод проектов, учебные экскурсии

конференциявБлокадэи ученическое научно исследовательское общество

театральная студия Студия «Эмоцияо

Праздники для ветеранов ВО& Ёолонт§рство

Участие в социальных трое ига* ДДТ (Дом детского творчества) Шефство над домом ребенка

Разновозрастные тренинги Ролевые игры

Участие в проекта* ППМС-центра (гкихолого гедаюгическнй меди ко-социальный центр Московскою района)

Повышение квал нф и ка цн и уч нте л с ¡i

Т

Обучение учителей работе с разновозрастными группами Мастерские деловые игры мастер-классы

Оценка учебных и вне-учебных достижении школьников

Портфолио учени ка

Альбом унета личностного учета « мои усг№

КИ9

Творческие аттестаты

Рисунок 2 - Использование механизма разновозрастных групп как средство достижения нового качества образования [8]

Разновозрастную внеурочную проектную деятельность можно охарактеризовать как педагогическую технологию, направленную на приобретение учениками новых знаний в тесной связи с реальной жизнью и формирования у них опыта социального общения. Во вре-

ями являются органы самоуправления: постоянные (совет музея, совет клуба, школы и др.) и временные (советы дел и комиссии). В таких объединениях, прежде всего, формируются деловые отношения старших и младших, осуществляются преемственное освоение и обогащение опыта организаторской деятельности в коллективе.

Таким образом, решая задачу организации развития социальных навыков в разновозрастных группах в процессе внеурочной проектной деятельности, педагогический коллектив работает над созданием модели внеурочной деятельности в рамках пилотной площадки опережающего введения ФГОС.

Таблица 2 - Различные формы внеурочной деятельности, соответствующие её результатам [7]

Уровень результата Общая характеристика результата Формы внеурочной деятельности

Первый уровень Приобретение социальных знаний об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни Формы взаимодействия учителя и ученика: беседа, рассказ, игра с ролевым акцентом, олимпиады, факультативы, посещение театров, музеев, галерей; занятия в кружках, объединениях; социальная проба, участие в делах класса, школы, экскурсии, туристические поездки.

Второй уровень Получение опыта переживаний и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к жизни в обществе Форма взаимодействия школьников между собой в классе, школе, т.е. в близкой социальной среде: дебаты, тематический диспут, игра с деловым акцентом, дидактический театр, общественный смотр знаний; концерты, инсценировки, праздничные «огоньки», художественные выставки в классе или школе; спектакли, коллективное творчество, трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры, туристический поход, краеведческий клуб.

Третий уровень Получение опыта самостоятельного общественного действия, когда ребенок становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком, приобретает мужество, готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина, проявление гражданской идентичности. Формы взаимодействия школьника с социальными объектами за пределами школы, в открытой общественной среде: проблемно-ценностная дискуссия с участием научных экспертов, социально-моделирующая игра, исследовательские проекты, школьный музей-кпуб, внешкольные акции, благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности, художественные акции в социуме, социально-образовательный проект, туристическая экспедиция, поисковая работа, создание экологической тропы.

Рисунок 3 - Модель развития взаимодействия в разновозрастной группе учащихся [составлено автором]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вовлечение разновозрастных обучающихся во внеурочную проектную деятельность позволит обеспечить достижение результатов в различных сферах деятельности. Уход от классно-урочной системы гарантирует максимальный охват обучающихся проектной деятельностью, значимость которой особенно возрастает в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Навыки проектной деятельности учат таким способам достижения результата, которые являются всеобщими, и срабатывают независимо от конкретного содержания.

Литература:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. от 19 декабря 201 б г. №455-ФЗ) // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/(дата обращения: 24.11.2017).

2. Федеральные государственные образовательные стандарты (фгос) // Министерство образования и науки Российской Федерации

3. Акимова Т. Н. Социальное проектирование обучающихся во внеурочной и внешкольной деятельности // ЧиО. - 2017. - №1 (50). URL: http://cyberleninka.rU/article/n/ sotsialnoe-proektirovanieo buchayuschihsya-vo-vneurochnoy-i-vneshkolnoy-deyatelnosti (дата обращения: 24.11.2017).

4. Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах/ Л.В. Байбородова, Л.Н.Серебренников - М. :

Просвещение, 2013. - 175 с.

5. Барышников Е. Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. A.B. Кис-лякова, А. В. Щербакова. - Челябинск : ЧИППКРО, 2014.-С. 16-17.

6. Безрукова B.C. Педагогика : учеб. пособие. -Ростов-н/Дону: Феникс, 2013. - 381 с.

7. Богачева Г. Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся / Г.Г. Аксючиц // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). - Чита : Молодой ученый, 2014.

8. Бушмакина A.A., Буркова Т.И., Буркова Л.П., Кравцов А.О. Концептуальные основы становления системы разновозрастного обучения в современ-

ной школе / под научн. ред. А.О. Кравцова. - СПб.: Экспресс, 2012.-112 с.

9. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителей общеобразоват. организаций / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев. - М.: Просвещение, 2014.-С. 92-106.

10. Клепиков В.Н. Проектная деятельность в современной школе / В.Н. Клепиков // Образование личности.-2015.-№ 1.-С. 126-136.

11. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская ; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2015.- 288 с.

12. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение : учеб. пособие для студ. учреждений высш. образования / Н.В. Матяш.

- 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2014. - 160 с.

13. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). - М.: Эгвес, 2014. - 120 с.

14. Организация внеурочной деятельности по технологии в условиях реализации ФГОС (методические рекомендации). - Уфа : ГАОУ ДПО ИРО РБ, 2015.-39 с.

15. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся : практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.

- 8-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2012. - 80 с.

MODULAR ORGANIZATION OF TEACHING STUDENTS IN HIGHER SCHOOL

Reutova Ludmita Petrovna, DSc of Pedagogical sciences, Professor, Department ofTheory and Methods of Professional Education, Karachay-Cherkessk State University named after U.D. AHev, Karachaevsk, Karachay-Cherkess Republic Bolgova Yuliya Andreevna, Associate Professor, Department of Physics and Mathematics, Pyatigorsk Medico-Pharmaceutical institute (branch), Volgograd State Medical University, Pyatigorsk

in article reveals one of ways of modernization of educational process in higher education institution which consists in the modular organization of training of students; reveals the relevance of the modular organization of training of the students in connection with reduction of a number of hours devoted to the study of invariant and variable disciplines, and the increase in hours for independent work of students; is reveals the contradictory positions of representatives of different scientific pedagogical schools and directions with regard to the modular organization of student education; are explored the structure of the module, possibilities and advantages of modular training in the organization of the modular process in the university and independent work of students ; are substantiates the components of the training module, its characteristic features.

Keywords: modular training, module; modernization of the educational process in the university; opportunities and advantages of modular training, submodule.

УДК 378.147 ВАК РФ 13.00.08

© Реутова Л.П., 2017 © Болгова Ю.А., 2017

РЕУТОВА Людмила Петровна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра Теории и методики профессионального образования, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева, Карачаевск, Кара чаево- Черкесская Республика ге^о va-бOlS>mail. г и

МОДУЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

В статье раскрывается один из способов модернизации образовательного процесса в вузе, который заключается в модульной организации обучения студентов; обосновывается актуальность модульной организации обучения студентов в связи с сокращением количества часов, отводимых на изучение инвариантных и вариативных дисциплин, и их увеличением на самостоятельную работу студентов; раскрывается противоречивость позиций представителей разных научных педагогических школ и направлений в отношении модульной организации обучения студентов; исследуется структура модуля, возможности и преимущества модульного обучения в организации образовательного процесса в вузе и самостоятельной работы студентов; обосновываются составляющие учебного модуля, его характерные признаки. Ключевые слова: модульное обучение; модуль; модернизация образовательного процесса в вузе; возможности и преимущества модульного обучения; субмодуль.

I

Актуальность модульной организации обучения студентов обусловлена современными реформами в высшем образовании, которые направлены на усиление требований к модернизации образовательного процесса в вузе, организации самостоятельной работы студентов, уровню их профессионализма, необходимого в современном быстро меняющемся и усложняющемся мире. В ФГОС ВО последнего поколения обозначены тенденции, повлиявшие на из-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.