УДК 37.015.324 ББК Ю983.7
М. В. Ососова
Екатеринбург
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ГСНТИ 14.25.19 Код ВАК 13.00.01 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: модель психолого-педагогического сопровождения; профиль обучения; предпрофильная подготовка; профессиональное самоопределение; психологическая характеристика; психологическое исследование.
АННОТАЦИЯ. Предлагается модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся, включающая психологическое тестирование, информирование о мире современных профессий, экскурсии на предприятия, проектную деятельность учащихся. Дается анализ результатов исследования профессионального самоопределения учащихся на этапе предпрофильной подготовки и психологическая характеристика учащихся восьмиклассников.
M. V. Ososova
Ekaterinburg
MODEL OF PSYCHOLOGICAL PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF PUPILS
KEY WORDS: model of psychological and pedagogical assistance; type of education; pre-type training; professional self-determination; psychological characteristics; psychological research.
ABSTRACT. The model of psychological and pedagogical assistance includes: psychological testing, speaking about different professions and qualifications, visiting companies, project activity of pupils. Analysis of professional pupil’s selfdetermination as a part of pre-training is presented in the article; psychological characteristic of 8-th grade pupils is given.
Восполнение трудовых ресурсов в условиях тяжелой демографической ситуации требует поиска новых методов ориентации на потребности экономики. Для современного рынка труда характерен возрастающий дисбаланс спроса и предложения, что формирует основной потенциал безработных. В Уральском федеральном округе коэффициент напряженности на рынке труда 0,83; в среднем по России — 1 по состоянию на 22 июня 2011 г. Эксперты прогнозируют переизбыток в
© Ососова М. В., 2011
2010—2013 гг. выпускников гуманитарно-социальных профессий: политологов, социологов, экономистов, специалистов по связям с общественностью. Наряду с этим ощущается привычный для многих регионов России дефицит квалифицированных рабочих кадров. Отсутствие подготовки рабочих кадров по профессиям, которые востребованы работодателями, объясняется, с одной стороны, невысокой престижностью этих профессий, а с другой — отсутствием системной работы по сопровожде-
нию профессионального самоопределения учащихся, которое должно осуществляться в школе, семье.
Основные программы в общеобразовательных школах должны быть направлены на адаптацию личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора профиля, профессии, ЕГЭ для поступления в вуз и освоение профессиональной подготовки. В связи с переходом на единый государственный экзамен многие выпускники школ сначала выбирают ЕГЭ по выбору, которые могут сдать, а затем, исходя из результатов, подают документы в вуз на специальность, где больше шансов быть зачисленным. Возникает необходимость оказания помощи школьникам в выстраивании траектории обучения «профиль — профессия — ЕГЭ — вуз» в соответствии с профессиональными интересами, склонностями и намерениями. Таким образом, возрастает роль предпро-фильной подготовки.
Понятие «предпрофильная подготовка» впервые появилось в Концепции профильного обучения, в которой сказано, что «реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора — предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности» [2]. Следовательно, предпрофильная подготовка должна сформировать у школьников: умение оценивать способности к различным профилям; умение осуществлять выбор профиля; высокий уровень ответственности и учебной мотивации обучения по выбранному профилю.
Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующую их профессиональному самоопределению по завершении основного общего образования, и осуществляется через курсы по выбору, элективные курсы.
В соответствии со стандартами второго поколения модель сопровождения профессионального самоопределения
учащихся на этапе предпрофильной подготовки может реализовываться в рамках следующих разделов ФГОС «Проектная деятельность», «Общественно полезная деятельность».
Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», «главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития... Старшим школьникам должна быть предоставлена возможность осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны» [4].
Задача формирования конкурентоспособного на рынке труда, профессионально мобильного выпускника определяет необходимость использования в модели психолого-педагогического сопровождения соответствующих направлений работы, способствующих изменению качеств личности, затрудняющих профессиональное самоопределение учащихся (таких, как ригидность, безответственность, низкий уровень общительности).
Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся включает: диагностику первичную и контрольную, соответственно в начале и конце ученого года, программу психологопедагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся на этапе предпрофильной подготовки. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения личности рассматривается как особая форма психолого-педа-гогической практики, предполагающая со-участие взрослого в индивидуальном развитии ребенка путем отслеживания (диагностики) процесса активизации, созревания, роста и формирования необходимых качеств личности и способностей, позволяющих ребенку осуществлять выбор профиля, профессии с опорой на собственные ресурсы [3].
Таким образом, психолого-педаго-гическое сопровождение на этапе пред-профильной подготовки играет определяющую роль в личностном развитии учащихся и построении дальнейшей траектории обучения. Однако ситуация в сфере образования характеризуется
тем, что в школах сокращаются ставки педагогов-психологов и возникает необходимость поиска новых путей организации процесса профессионального самоопределения школьников на этапе предпрофильной подготовки.
Источником проблемы профессионального самоопределения учащихся в психолого-педагогической практике являются противоречия между:
- требованиями современного общества к профессиональному самоопределению учащихся и недостаточным развитием у них личностных качеств, актуальных для профессионального самоопределения (умение делать выбор и обосновывать его), отсутствием представлений о путях получения профессии;
- слабой ориентированностью существующей системы образования на активизацию профессионального самоопределения и необходимостью учащихся в 8-9-м классах выбирать профиль дальнейшего обучения в старшей школе;
- необходимостью осуществления психолого-педагогического сопровождения учащихся на этапе пред-профильной подготовки и поиском путей (программ психолого-педаго-гического сопровождения, программ факультативов, программ спецкурсов) активизации профессионального самоопределения учащихся в рамках перехода на стандарты второго поколения.
Выделенные противоречия позволили сформулировать проблему нашего исследования, которая связана с трудностями профессионального самоопределения учащихся и недостаточным развитием у них личностных качеств, необходимых для него на этапе предпрофильной подготовки.
Актуальность исследования состоит в уточнении и расширении представления об активизации профессионального самоопределения учащихся подросткового возраста в современных социально-экономических условиях; углублении представлений о роли факторов, детерминирующих процесс выбора профиля; получении новых знаний о связях между профессиональным само-
определением и психологическими особенностями учащихся.
Поиском путей активизации и формирования профессионального самоопределения личности занимались многие ученые. Теоретический аспект самоопределения изучали философы Ф. Ницше, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер,
A. Шопенгауэр, К. Ясперс, Г. Гегель, К. Маркс; аспект профессионального самоопределения представили в психологии К. А. Абульханова-Славская, М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, С. Л. Рубинштейн, В. Ф. Сафин, В. И. Слободчи-ков и Г. П. Ников; в социологии —
B. Т. Лисовский, М. Х. Титма, В. Н. Шуб-кин.
Практические исследования в области профессионального самоопределения и профориентации провели В. В. Белоусова, А. Н. Бобровская, С. С. Грин-шпун, Е. И. Головаха, Я. В. Дидковская, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Ю. В. Королев, Л. А. Кравчик, А. К. Маркова, Л. С. Митина, Н. С. Пряжников, О. В. Тюлькина, Н. С. Чистякова. Обобщили и представили опыт предпрофильной подготовки Г. Резапкина, Е. Н. Прощицкая,
Н. С. Пряжников, Н. С. Чистякова и др. Накопленный опыт и практика отечественного образования свидетельствуют о возрастающем интересе к проблеме предпрофильной подготовки и профессионального самоопределения личности.
Рассмотрев теоретические воззрения таких авторов, как Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Н. С. Пряжников, мы определили сущность профессионального самоопределения как нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также в нахождении смысла в самом процессе самоопределения [1].
Профессиональное самоопределение учащихся подросткового возраста на этапе предпрофильной подготовки мы понимаем как процесс поиска личностью своего места в мире профессий, результатом которого является: выбор профиля дальнейшего обучения и учебного профессионального заведения после окончания школы, сформированные представления об особенностях
интересующей профессии, сопоставление учащимися своих интеллектуальных сил и способностей, интересов и склонностей, ценностных ориентаций и установок с требованиями профиля.
Анализ работ, посвященный изучению профессионального самоопределения (А. Н. Бобровская, Е. М. Борисова, Ю. В. Королев, Л. А. Кравчик, В. И. Лях, Е. В. Солотина, О. В. Тюлькина, Е. В. Шепелева), позволил установить, что профессиональное самоопределение отражается в профессиональных интересах, склонностях, намерениях, в особенностях интеллектуальной сферы и психологических качествах личности. Этот вывод был использован для формулирования требований к отбору методов исследования и для включения тех, которые могут фиксировать характеристики профессионального самоопределения учащихся 14—15 лет.
Цель исследования: выявить психологические особенности профессионального самоопределения учащихся 8-х классов на этапе предпрофильной подготовки и разработать программу их психологопедагогического сопровождения.
Исследование проводилось на базе муниципального образовательного учреждения «Межшкольный учебный комбинат “Импульс” г. Екатеринбурга. Выборка — учащиеся 8-х классов СОШ № 167 г. Екатеринбурга в количестве 142 человек, из них 80 мальчиков и 62 девочки, средний возраст 14 лет.
Методы исследования: эксперимент, сравнительный анализ, психодиагностические методы (тестирование и опрос); методы математической статистики (критерий Фишера и корреляционный анализ). Методики: краткий ориентировочный тест (КОТ) в модификации В. И. Бузина, методика интеллектуальной лабильности, дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова, карта интересов А. Е. Голомштока, личностный 16 PF вопросник Р. Кеттелла и опросник профессиональной направленности личности Э. Ф. Зеера.
На основе полученных данных после первичного обследования мы выявили, что личностными особенностями 47,9% девочек и 44% мальчиков
подросткового возраста является низкий уровень общительности (фактор А), у 50% девочек и 28% мальчиков выявлена эмоциональная неустойчивость (фактор С), у 30% учащихся подросткового возраста выражена беспринципность и недобросовестность (фактор G), у 31,2% девочек и 83,8% мальчиков имеются такие черты, как суровость, мужественность, реалистичность (фактор I), 29,4% мальчиков присущи проницательность и вежливость (фактор N3, у 75,0% девочек и 42,6% мальчиков выражены ригидность, консерватизм, уважение к авторитетам (фактор Ql), у 27% девочек низкий самоконтроль и импульсивность (фактор Q2). Выявленные качества личности учащихся подросткового возраста затрудняют процесс профессионального самоопределения на этапе предпрофильной подготовки. Об этом свидетельствуют данные, полученные по методике Э. Ф. Зеера, которые позволили описать общую картину жизненных планов учащихся 8-х классов после обучения в школе. Выявлено, что не определились, куда поступать после окончания школы, 54% девочек и 35% мальчиков, не выбрали дальнейшего профиля обучения 65% девочек и 68% мальчиков. Опрошенные учащиеся отмечают следующие препятствия в осуществлении профессиональных намерений: плохая информированность о мире профессий у 44% девочек и 36% мальчиков; неуверенность в себе и низкая самооценка у 25% девочек и 17% мальчиков; отсутствие устойчивого интереса у 35% девочек и 26% мальчиков.
Причем приоритетными факторами в выборе будущей профессии 91% мальчиков и 38% девочек считают возможность хорошо зарабатывать. И при этом 71% опрошенных учащихся не имеют представлений о будущей профессии.
Для преодоления затруднений учащихся в выборе профиля нами была разработана программа психологопедагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся подросткового возраста.
На основании сопоставления интеллектуальных способностей, интересов,
склонностей и профессиональной направленности каждому учащемуся были даны рекомендации в соответствии с перечнем профилей Министерства образования РФ: среди девочек — архитектурный, физико-математический, естественнонаучный, универсальный, социально-экономический, информационно-технологический; среди мальчиков — физико-математический, информационно-технологический и универсальный профили. Информация была доведена до родителей, администрации школы, классных руководителей.
Приведем пример описания психологических особенностей одной из групп учащихся.
Из числа обследованных девочек подросткового возраста было выделено 10 человек (п = 10) со склонностью к обучению на архитектурном профиле, средний возраст 14 лет (Хср.=14). В данной группе девочек выделено развитие
На рисунке графически отображены интересы девочек подросткового возраста к природе (Хср.=4), медицине (Хср.=3), легкой промышленности (Хср.=3), журналистике (Хср.=4), педагогике (Хср.=3), сфере обслуживания (Хср.=4), ИЗО (Хср.=5), сценическому искусству (Хср.=5), музыке (Хср.=4). В ходе индивидуальной беседы был выявлен интерес к таким профессиям, как ландшафтный дизайнер, дизайнер интерьера, флорист, косметолог-виза-
общих умственных способностей по следующим уровням: средний уровень у 30% (п = 3), высокий уровень интеллекта у 70% (п = 7).
Результаты методики интеллектуальной лабильности в данной группе следующие: средний уровень интеллектуальной лабильности у 40% (п = 4), высокий уровень интеллектуальной лабильности у 60% (п = 6).
Высокий уровень умственных способностей обусловлен высокой поисковой активностью, продуктивностью мышления.
Данные методики ДДО позволяют выделить у девочек превалирующую профессиональную склонность к типу профессий «человек — художественный образ» (80%, п = 8). У остальных выражена склонность к смешанному типу профессий «человек — природа» и «человек — художественный образ» (20%, п = 2).
жист, мастер татуировок, парикмахер и др. Девочки подросткового возраста в данной группе отличаются профессиональной склонностью к творческим профессиям.
Полученные сведения об особенностях профессионального самоопределения учащихся подросткового возраста позволили направить работу педаго-га-психолога на осознание учащимися интересов, склонностей, способностей и на построение дальнейшей траектории
х
интересы
Рис. Показатели количества положительных выборов по методике «Карта интересов»
обучения. В программу психолого-пе-дагогического сопровождения были включены следующие направления.
1. Поисково-исследовательское направление. Проектная деятельность учащихся с элементами исследования на предмет дальнейшего профиля обучения. Ожидаемый результат: уменьшение количества учащихся плохо информированных о мире профессий, не выбравших профиль дальнейшего обучения, не знающих, чем заняться после обучения в школе. В процессе исследования собственных качеств учащиеся делали вывод о том, какому профилю или сфере деятельности соответствуют их интересы и склонности. Причем рекомендации профиля психолог оглашал только после самостоятельной работы учащихся.
2. Организационное направление. Оно включало: организацию проведения профессиональных проб по следующим профессиям: воспитатель, бухгалтер, автослесарь, плотник, столяр, фрезеровщик, психолог, документовед, юрист, системный администратор; организацию проведения экскурсий в ссузы, вузы. В это направление входило взаимодействие с администрацией школы, классными руководителями и родителями учащихся. Рекомендации и результаты диагностики доводились до сведения в виде информационных справок на родительском собрании. Они были также представлены на сайте комбината с сохранением конфиденциальности (фамилии не указывались).
3. Просветительское направление. Это мероприятия, направленные на обеспечение учащихся знаниями, необходимыми для адекватного выбора профиля обучения и пути дальнейшего образования. В разработанной нами программе присутствовали следующие формы просветительской деятельности: работа со справочной литературой; работа с информационно-поисковыми системами; профессиональная реклама и агитация профессиональных учебных заведений Уральского региона; теоретические уроки о путях решения проблем самоопределения; экскурсии учащихся в учебные заведения; профориентационные активные игры и упражнения; видеофильмы — виртуальные
экскурсии по профессиональным заведениям; использование средств массовой информации.
4. Консультативное направление. Оно предполагало взаимодействие психолога с различными группами учащихся, включающее консультирование участников предпрофильной подготовки по вопросам развития, обучения, профессионального самоопределения с целью реализации индивидуального подхода в системе предпрофильной подготовки; консультирование по конкретным личностным проблемам, возникающим в процессе профессионального самоопределения в рамках пред-профильной подготовки.
5. Практические упражнения по типу тренинга проводились в групповой форме и были направлены на повышение общительности, ответственности, гибкости мышления, повышение эмоциональной устойчивости, выработку коммуникативных навыков, умение делать выбор.
После прохождения программы, по данным нашего исследования, от 69 до 90% учащихся 8-х классов выбрали профиль в соответствии с личными качествами (выбор 77,6% учащихся совпал с рекомендациями психолога, остальные 22,4% отложили решение о выборе профиля). Последнее объясняется тем, что учащиеся стали более осознанно и ответственно относиться к определению будущей профессии и построению траектории обучения.
Для выявления сдвига качеств личности по методике Р. Кеттелла при переходе от первого измерения ко второму в каждой группе учащихся до и после прохождения программы психоло-го-педагогического сопровождения мы применили критерий знаков G. Всего были сопоставлены 4 группы, обозначенные как ЭГ-1 и ЭГ-2, КГ-1 и КГ-2.
В процессе математических расчетов мы выдвинули две гипотезы:
- Н0 — преобладание типичного направления сдвига по шкале личностных качеств школьников после прохождения программы является случайным;
- Н1 — преобладание типичного направления сдвига по шкале лично-
стных качеств школьников после прохождения программы не является случайным.
Данные показывают, что Gэмп.<Gкр., соответственно гипотеза Н1 подтвердилась. Нами было установлено, что сдвиг значений по шкалам при переходе от первого измерения ко второму значительный. То есть воздействие программы на качества личности (изменение показателей в сторону улучшения, повышения, усиления) было направлено именно на повышение общительности, снижение эмоциональной неустойчивости и т. д.
Программа оказала воздействие на изменение личностных качеств учащихся подросткового возраста, вследствие чего повысился уровень их профессионального самоопределения.
Так, выявлены различия уровня выраженности количества выборов профиля обучения в экспериментальных и контрольных группах подростков по частоте встречаемости в ответах до и после прохождения программы психо-лого-педагогического сопровождения. В экспериментальных группах Фэмп. > > Фкрит., где Ф эмп.= 5,6; Фэмп.= 6,48 при р < 0,01; Фкрит.=2,28. Мы можем говорить о так называемом сдвиге под влиянием контролируемых и неконтролируемых воздействий.
Процесс выбора профиля дальнейшего обучения претерпел следующие изменения. Проявились тенденции влияния литературы, источников Интернета; влияния представлений о профессии на ее окончательный выбор. Выбор профиля обучения определяет выбор дальнейшего профессионально-
ЛИТЕРАТУРА
го учебного заведения и обусловлен интеллектуальными, коммуникативными способностями, в том числе уверенностью учащихся в себе. Нами доказано, что профессиональное самоопределение учащихся на этапе предпро-фильной подготовки будет результативным, если:
- учтены индивидуальные психологические особенности учащихся 8-х классов (уровень интеллекта и интеллектуальной лабильности, профессиональные склонности, сфера интересов, личностные характеристики) в процессе активизации профессионального самоопределения учащихся;
- психолого-педагогическое сопровождение обеспечивает включенность учащихся в ценностнопоисковые виды деятельности (проектную и исследовательскую деятельность) и направлено на приобретение школьниками представлений о мире профессий, опыта профессиональных проб, опыта самоанализа и самопознания, связанного с дальнейшим выбором профиля обучения.
Полученные нами результаты могут быть полезны учителям, педагогам-психологам при разработке концепции профессионального самоопределения учащихся на этапе предпрофильной подготовки. Решение данной проблемы позволит внедрить психолого-педаго-гическое сопровождение в учебный процесс общеобразовательных школ для активизации профессионального самоопределения школьников в рамках перехода на стандарты второго поколения.
1. ЗЕЕР Э. Ф., РУДЕЙ О. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности : учеб. пособие / Моск. психолого-социальный ин-т. М., 2008.
2. КОНЦЕПЦИЯ профильного обучения на старшей ступени общего образования // Профильная школа. 2003. № 1.
3. КОСАРЕЦКИЙ С. Г. Методологические основы системы психолого-педагогического сопровождения. URL: http://humanities.edu.ru.
4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ инициатива «Наша новая школа». иИЬ: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591.
Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. Э. Э. Сыманюк