УДК 377.1
Шаркунова Юлия Владимировна
Педагог-психолог МОУ «Гимназии № 1» г. Ханты-Мансийска, [email protected], Ханты-Мансийск
ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Sharkunova Julia Vladimirovna
The teacher of the psychology, [email protected], Khanty-Mansiysk
EFFECTIVENESS OF THE SYSTEM OF PSYCHOLOGICAL ACCOMPANIMENT IN PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS
Качество образования становится на современном этапе основополагающим моментом развития общества. Академическая успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько его желанием учиться, то есть мотивацией. Следует отметить, что желание учиться, это сложное многофакторное образование. В его составе психологи выделяют познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения, а также социальные мотивы, связанные со стремлением быть полезным обществу или занять в этом обществе определенную позицию. Считается, что, для того чтобы ребенок учился успешно, необходимо сочетание познавательной и социальной мотивации [11]. Поэтому одним из средств работы с учащимися по повышению мотивации учения должна быть профориентация.
В теории интеллектуального порога Перкинса доказывается, что для успешного овладения каждой деятельностью необходим определенный уровень интеллекта, дальнейший же успех обусловливается не интеллектом, а другими индивидуально-психологическими особенностями, например, такими, как тревожность [8]. Тревожность как состояние оказывает, в основном, отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности, а также является показателем неблагополучия личностного развития. Поэтому повышение качества образование невозможно без психологического сопровождения образовательного процесса. Сопровождать, значит создавать условия для ответственного и осознанного свободного выбора ребенком своего жизненного пути, в том числе и профессионального.
Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому возникла потребность поиска эффективных условий, средств и методов работы повышения мотивации учения
и снижения уровня тревожности именно в системе психологического сопровождения профессионального самоопределения. В процессе профессионального самоопределения учащиеся целенаправленно расставляют акценты В ценностных ориентациях, определяют ИХ приоритеты И ТехМ самым определяют свое поведение, его активность, направленность значимых для него действий [3]. Таким образом, полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему, когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает ребенка от соблазнов сегодняшней жизни. Именно профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос, зачем он вообще учится [4].
Профессиональная ориентация рассматривается через призму педагогической, психологической и управленческой практики [7]. Если на этот процесс посмотреть через призму психологической науки, то образ профориентации рассматривается как психологическое явление, состоящее из двух взаимосвязанных сторон: принятие учащимися решения о своем профессиональном выборе; воздействия на психику учащегося с целью формирования профессиональных намерений в соответствии с общественными потребностями. В таком понимании профориентация переплетается с понятием профессиональное самоопределение - это способность индивида определить себя в мире, понять себя и свои возможности, осознать свое место и назначение в жизни, в избранной общественной и трудовой сфере, быть активным субъектом своей деятельности и осознанного жизненного выбора [14].
Впервые, для автора, проблема профориентации обозначилась в 2002 г. в г. Шадринске, в общеобразовательной школе № 4. Одним из главных направлений работы было - психологическое сопровождение классов коррекционно-развивающего обучения (КРО). Необходимым условием, которое способствовало бы профессиональному самоопределению, является, прежде всего, введение курса предпрофильной подготовки в 9-х классах. В реализации данной программы использовался диагностический материал и такие формы работы, как профориентационная игра, групповая ирофконсульта-ция, защита рефератов, составление профессиограмм, мини-тренинги, экскурсии на предприятия города.
По данным диагностик, направленных на изучение психо-эмоциональ-ного состояния учащихся, которые обучались по данной программе, видна положительная динамика в снижении тревожности у учащихся.
В г. Ханты-Мансийске в процессе работы в Югорской физико-математической школе-интернате (ЮФМШ) ставилась задача подготовки одаренных школьников с целью повышения качества профессионального образования, подготовки высококвалифицированных специалистов для нужд экономики
округа путем ориентации выпускников ЮФМШ на обучение в Югорский государственный университет или вузы автономного округа с последующим распределением в организации и на предприятия ХМАО.
Однако, анализ географии поступления в вузы выпускников ЮФМШ в 2003-2006 гг. показал, что за пределы округа в 2004 г. поступило 41% выпускников, в 2005 г. - 57%, в 2006 г. - 82%. Данную тенденцию можно объяснить тем, что учащихся привлекает обучение в больших городах и престижных вузах, а так же имеет место недостаточное информирование о потребности региона в специалистах, о системе профессиональной подготовки в вузах ХМАО и социально-экономических перспективах специалистов, работающих в регионе.
На основании проведенного анализа сформирован план совместных мероприятий ЮФМШ и ЮГУ, с целью ориентации учащихся ЮФМШ на обучение в вузы автономного округа и дальнейшего их закрепления в регионе, включающий в себя:
- актуализацию проблемы выбора профессии и реализацию процедуры психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющие выпускникам ЮФМШ строить версии о своей предрасположенности к той или иной профессии;
- информирование о потребностях рынка труда, о направлениях и приоритетах обучения в вузах автономного округа, о возможностях дальнейшего распределения на предприятия, организации, а так же социально-экономических аспектах региона и перспективах профессионального роста специалиста;
- определение критериев оценки уровня готовности учащихся к профессиональному самоопределению;
- анализ образовательных ситуаций для формирования учащимися суждений о своих основных ограничениях (проблемах) для успешной адаптации в вузе;
- создание ситуаций в образовательном процессе для приобретения учащимися профессионального опыта (профессиональная проба);
- участие выпускников ЮФМШ в окружной программе по целевой контрактной подготовке специалистов для нужд автономного округа.
Разработка методов и подходов к сопровождению профессионального самоопределения учащихся, а так же реализация плана мероприятий совместной работы ЮФМШ и ЮГУ позволила привлечь большее количество одаренных школьников в региональные вузы на 15%, а так же наблюдается положительная динамика в снижении уровня тревожности и повышения мотивации учения.
В 2007 г., работая в МОУ «Гимназия № 1» г. Ханты-Мансийска, целью психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся стало осуществление профориентации на протяжении всего периода школьного обучения. Согласно И. С. Кону, профессиональное самоопределение начинается далеко в детстве. На каждом этапе школьного обучения необходима реализация различных задач профориентации [15]:
- начальная школа (1-4 кл.) - формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности;
- первая ступень основной школы (5-7 кл.) - развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии;
- вторая ступень основной школы (8-9 кл.) - формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей;
- старшие классы (10-11 кл.) - формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся, развитие способностей через углубленное изучение отдельных предметов.
Для реализации данных целей была разработана авторская программа «Формирование положительного образа будущего у учащегося» по психологии со 2 по 11 классы.
Весь курс можно разделить условно на три блока:
- пространство учебных проб, в котором формируются основные учебные компетентности (умение учиться);
- пространство социальных проб, в котором формируются коммуникативные, мотивационные, волевые компетентности, развивается ответственность;
- пространство профессиональных проб, формирующее мотивационные компетентности, начальные профессиональные умения и навыки.
Профориентационная работа начинается с самого начала данного курса. Согласно Кону, во 2 классе учащиеся знакомятся с информацией о том, представители каких профессий могут помочь людям в разных ситуациях. В третьем классе школьники изучают, какие способности нужны в каждой профессии, мечтают о своем будущем. С 4 по 7 класс уделяется внимание развитию интересов и способностей, связанных с выбором профессии.
С 8 класса начинается период предпрофильной подготовки. В данный период направлен на изучение профессий и факторов, влияющих на приобретение той или профессии, формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией Диагностика профессиональных интересов и склонностей школьников является важнейшим компонентом профессионального обучения. Диагностический этап предполагает работу по следующим методикам: дифференциально - диагностический опросник Е. А. Климова, тест Дж. Холланда «Взаимосвязь типа личности и сферы деятельности», опросник профессиональных склонностей Л. А. Йовайши, личностный опросник «ОТКЛЭ».
В 9 классе формируется у учащихся задача выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. При составлении данного диагностического блока акцент делался не на оценке актуального уровня способностей, а на индивидуальных психо-
логических особенностях и мотивации обучения учащихся, и предполагает оценку следующих особенностей: интеллекта, тип мышления, способности, умственной работоспособности, интеллектуальной лабильности, учебной мотивации.
Педагогический аспект профориетнационной работы реализуется через идею профильности старшей ступени школы. Педагогический коллектив МОУ «Гимназия № 1» г. Ханты-Мансийска пришел к выводу, что именно профильное обучение на основе индивидуальных учебных планов более индивидуализировано позволяет формировать предварительное самоопределения выпускника в отношении профессионального образования. Организация работы по составлению индивидуальных учебных планов с учетом данных диагностик позволяет решать проблему преемственности предпрофильного и профильного образования.
В 10 классе происходит формирование принципов у учащихся, которыми они должны руководствоваться, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества. А в 11 классе - формирование позитивного образа профессионального будущего, анализ перспектив развития и построения карьеры. Данные курсы выполняют функцию помощника в принятии решения о выборе профессии и в поиске путей дальнейшего развития старшего школьника, позволяют оказавшемуся в ситуации выбора подростку примерить на себя хотя бы некоторые из профессиональных ролей, понять, насколько они ему подходят или не подходят и почему, и развить те навыки, которые ему необходимы для успешной учебы и самореализации в будущей профессии.
Таким образом, схема психологического сопровождения профессионального самоопределения учащегося в МОУ «Гимназии № 1» г. Ханты-Мансийска можно представить следующим образом (рисунок):
Профппроба
Рефлексия
самоопределения
учащихся
Презентация
проспектов
профилей
Оценка уров готовности самоопредела
Портфолио
личных
достижений
° Прогнозирование
успешности __________обучения_________
АЛ
Анализ
ограничителей
успешной
Психолого -педагогическая диагностика
Схема профессиональной ориентации обучающихся
Важным звеном в профориентационной работе школы является работа с родителями. Практика показывает, что проблемы профессионального
самоопределения старшеклассников нередко являются следствием их личностной незрелости, в основе которого лежат трудности семейного воспитания - непонимание родителей своих задач в отношении взрослеющих детей, склонность родителей к авторитарному давлению (3%) и к гиперопеке (38%), что тормозит развитие личности, и главное мешает профессиональному самоопределению. Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем, вопросы выбора профессии и определения путей образования представляет трудную задачу, как для самих учащихся, так и их родителей. Как отмечает И. С. Кон, попытки родителей ускорить, форсировать процесс профессионального самоопределения путем прямого психологического нажима, как правило, дают отрицательные результаты, вызывая у детей рост тревожности, а иногда и негативистский отказ от всякого самоопределения, нежелания вообще что-либо выбирать [15]. Для решения этой задачи в 2008 г. начал свою работу клуб для родителей «Искусство родительства».
В итоге внедрения программы «Формирование положительного образа будущего у учащегося» и реализации комплекса психологических диагностик получены следующие результаты:
- повышение мотивации учения на старшей ступени образования: познавательная активность возросла у 12% учащихся;
- школьная тревожность снизилась на 69%, самооценочная тревожность -на 25%, межличностная тревожность - на 19%, общая тревожность снизилась на 40%. При реализации психологического сопровождения профессионального самоопределения формируются дальние оптимистические перспективы своего обучения и профессионального роста гимназиста, в результате чего снижается тревожность во всех аспектах жизни старшеклассника.
Таким образом, по результатам исследования в МОУ «Гимназия № 1», можно сделать вывод об эффективности внедрения программы «Формирование положительного образа будущего у учащихся» и реализации в ней средств и методов психологического сопровождения профессионального самоопределения, способствующих снижению уровня тревожности и повышению мотивации учения.
Полагаем, что необходима единая профориентационная система, разработанная на базе серьезного научно-методического комплекса, которая объединила бы школу, вуз и организации-работодатели. В настоящее время без активного участия социальных партнеров, заинтересованных в получении высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена, нельзя успешно реализовывать профориентационную деятельность. Социальное партнерство позволяет решить вопросы укрепления и развития учебно-производственной базы, обеспечения учебного процесса современными техническими средствами обучения, также оно проявляется в научно-методическом обеспечении профессионального образования, в осуществлении его многоуровневости и непрерывности образования, тем самым, повышая его качество и социальную значимость. Поэтому цель следующего этапа
работы по профориентационному направлению в данной школе формулируется как создание сетевого взаимодействия между МОУ «Гимназия № 1» и Вузами, Сузами г. Ханты-Мансийска: Югорский государственный университет (ЮГУ), Югорский научно-исследовательский институт информационных технологий, Медицинский институт, Педагогический колледж, Политехнический колледж.
Библиографический список
1. dvgu.ru/umu/MO_RF/concept/conl_02. Ы:т
2. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е. А. Климов. - Рн/Д, 1996. - 509 с.
3. Бадьина, Н. П. Психологическое сопровождение реализации курсов по выбору [Текст] / Н. П. Бадьина. - Курган, 2006. - 30 с.
4. Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст]: учебно-методическое пособие / Н. С. Пряжников. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 400 с.
5. Бендюков, М. А. Твой компас на рынке труда [Текст] / М. А. Бендюков, И. Л. Соломин, Л. А. Ясюкова. - 2-е изд., СПб., 2002.
6. Пузырев, С. Е. Профессиональные намерения и жизненные планы абитуриентов ЮГРЫ: выступление на Коллегии Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 28 апреля 2006 г. [Текст] / С. Е. Пузырев - Ханты-Мансийск: Издательство ИПК и РРО, 2006. - 22 с.
7. Тезисы докладов Всероссийской конференции «Профильное обучение в современной российской школе». - Новосибирск, 2007.
8. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А. М. Прихожан. - М.: Московский психоло-го-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.
9. Энциклопедия для детей. Выбор профессии / Глав. ред. Е. Ананьева; отв. ред. В. Белоусова. - М.: Аванта+, 2003. - 432 с., ил.
10. Савченко, М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс) [Текст]: Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / М. Ю. Савченко // Под науч. ред. Л. А. Обуховой. - М.: Вако, 2005, 240 с.
11. Дробинская, А. О. Школьные трудности «нестандартных» детей [Текст] / А. О. Дробинская - 2-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2001. - 144 с.
12. Большая дидактика и 1000 мелочей в разноуровневом обучении. /Е. Яновицкая, М. Адамский. - СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005. - 96 с.
13. Научно-практический журнал «Педагогическая диагностика», № 1, 2008
14. Педагогический Энциклопедический словарь [Текст] / Под ред. Бим-Бада Б. М. - М. Большая Российская энциклопедия. - 2002. - 528 с.
15. Кон, И. С. Психология ранней юности [Текст] / И. С. Кон. - М.: Просвещение. - 1989. - 254 с.