Научная статья на тему 'Критерии и показатели оценки профессионального самоопределения учащихся на этапе предпрофильной подготовки'

Критерии и показатели оценки профессионального самоопределения учащихся на этапе предпрофильной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3348
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / МОНИТОРИНГ / ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / CRITERIA AND INDICES / CHOOSING A PROFESSION / MONITORING / PROFESSIONAL ORIENTATION / PROFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION / PROGRAMME OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FACILITATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ососова Марина Владимировна

В статье описаны критерии и показатели оценки профессионального самоопределения учащихся на этапе предпрофильной подготовки. Приведены результаты исследования, которое проводилось на базе межшкольного учебного комбината (МУК) "Импульс". Программа исследования включала информирование о мире современных профессий, экскурсии на предприятия, психологическое тестирование. Цель предпрофильной подготовки научить подростка делать выбор и нести за него ответственность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment Criteria and Indices of Students Professional Choice at the Level of General Vocational Training

The paper presents a system of criteria and indices of assessment of school teenagers professional orientation; research data gained at vocational complex Impuls provided. The research programme includes information on different professions, visits to different enterprises, psychological tests. The purpose is to teach teenagers to make their own choice and be responsible for it.

Текст научной работы на тему «Критерии и показатели оценки профессионального самоопределения учащихся на этапе предпрофильной подготовки»

УДК 159.9.072

М. В. Ососова

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В статье описаны критерии и показатели оценки профессионального самоопределения учащихся на этапе предпрофильной подготовки. Приведены результаты исследования, которое проводилось на базе межшкольного учебного комбината (МУК) «Импульс». Программа исследования включала информирование о мире современных профессий, экскурсии на предприятия, психологическое тестирование. Цель предпрофильной подготовки - научить подростка делать выбор и нести за него ответственность.

Ключевые слова: критерии и показатели, выбор профессии, мониторинг, предпрофильная подготовка, профессиональное самоопределение, программа пси-холого-педагогического сопровождения.

Abstract. The paper presents a system of criteria and indices of assessment of school teenagers’ professional orientation; research data gained at vocational complex «Impuls» provided. The research programme includes information on different professions, visits to different enterprises, psychological tests. The purpose is to teach teenagers to make their own choice and be responsible for it.

Index terms: criteria and indices, choosing a profession, monitoring, professional orientation, professional self-identification, programme of psychological and pedagogical facilitation

Современная система образования переживает структурную перестройку всех ступеней. Согласно Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, предпрофильное обучение школьников данной группы необходимо для формирования у них готовности к ответственному выбору дальнейшего жизненного пути с целью самоопределения и самореализации. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается: «...школьникам должна быть предоставлена возможность осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны». Однако в нынешней ситуации, отмечает Г. В. Ре-запкина, каждый третий подросток, покидающий школу, не имеет представления о том, кем он будет работать, каждый второй после окончания вуза работает не по специальности. Поэтому предпрофильная подготовка, по мнению этого автора, должна начинаться за год-два до отбора в профильные классы [8].

В настоящее время существуют противоречия между:

• слабой ориентированностью существующей системы образования на развитие профессионального самоопределения и необходимостью уча-

щихся совершить выбор профиля дальнейшего обучения, в ситуации, когда они к этому не готовы;

• требованиями современного общества к раннему профильному и профессиональному самоопределению школьников и недостаточным развитием у подростков личностных качеств, актуальных для профессионального самоопределения, отсутствием у них представлений о путях получения профессии.

Поэтому изучение профессионального самоопределения подростков на этапе предпрофильной подготовки, определение критериев и показателей его оценки, разработка программы сопровождения этого процесса в современных социально-экономических условиях представляется актуальной задачей.

Научной теоретико-методологической основой проведенного нами исследования послужили разработки Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, Н. С. Пряжни-кова, Н. С. Чистяковой и др. С точки зрения концепции профессионального становления Э. Ф. Зеера, профессиональное самоопределение рассматривается как определение своего места в мире профессий, нахождение личностного смысла в выполняемой работе, внесение коррективов в «вектор» профессионального становления личности [2-4]. Ориентация в профессиональном самоопределении предполагает не только «престиж» и «высокий заработок», но и действительно творческое построение своей жизни, ориентацию на высшие человеческие идеалы и ценности [5].

Под профессиональным самоопределением подростков на этапе предпрофильной подготовки мы понимаем сложный и длительный процесс поиска личностью своего места в мире профессий, в ходе которого осуществляется

• информирование о мире профессий;

• формирование представлений об особенностях интересующей профессии;

• выбор профиля дальнейшего обучения и профессионального учебного заведения после окончания школы;

• сопоставление подростком своих физических и интеллектуальных сил и способностей, интересов и склонностей, ценностных ориентаций и установок с требованиями профессиональной деятельности, в том числе с предложениями регионального рынка труда и возможными путями получения образования.

При этом может наблюдаться динамика изменения интересов (усиление или ослабление) и профессиональных склонностей как изменение вектора профессионального развития личности подростка.

Исследователи, разрабатывающие тему профессионального самоопределения подростков, сталкиваются с необходимостью измерить уровень этого самоопределения на этапе предпрофильной подготовки и активизировать процесс выбора профиля дальнейшего обучения. Частью этой за-

дачи является определение критериев и показателей профессионального самоопределения.

С позиций деятельностного подхода оценить уровень сформирован-ности тех или иных знаний, умений, навыков, качеств личности можно лишь в процессе их активного проявления, т. е. совершения учеником определенных действий [6]. Если субъект образовательной деятельности демонстрирует соответствующие данному этапу действия и операции, то тем самым он доказывает факт овладения этими компонентами деятельности. Следовательно, достоверно оценить фактическое наличие и уровень профессионального самоопределения подростков можно через изучение процесса и результата их учебной деятельности, в том числе путем анкетирования, тестирования и беседы.

Количественный и качественный анализ профессионального самоопределения позволяет осуществить методика профессиональных намерений Э. Ф. Зеера, включающая следующие шкалы:

• жизненные планы испытуемых (продолжить обучение в вузе, колледже, техникуме, училище, работать и учиться);

• увлечения и профессиональные намерения (чтение литературы, формирование умений и навыков, необходимых для выбранной профессии, развитие личных качеств и систематизация знаний, стремление попробовать себя в выбранной профессии);

• знания о профессии (представление об обязанностях, режиме и условиях труда, заработной плате, требованиях профессии к личности);

• оценка своей пригодности к профессии (устойчивость интересов, уверенность в себе, успех в профессиональных пробах, информированность о профессии, знание требований профессии и своих личных качеств);

• эффективность профориентационной работы и выбор профиля дальнейшего обучения (способность делать выбор профиля из предложенного перечня (включающего гуманитарный, физико-математический, социально-экономический, универсальный и др. профили) и обосновывать этот выбор).

На основе перечисленных шкал нами были выделены критерии профессионального самоопределения подростков на этапе предпрофиль-ной подготовки:

• информированность о мире профессий;

• способность построения траектории обучения после окончания школы путем выбора профиля дальнейшего обучения;

• способность к выбору профессионального учебного заведения;

• сформированность представлений о будущей профессии.

Общепринято трактовать понятие «критерий» как признак, на основании которого осуществляются оценка, определение или классификация. Критерий выражается через показатели - наблюдаемые и поддающиеся фиксированию результаты, например, учебной и проектной деятельности.

Показатели характеризуются следующими признаками: диагностичностью, достоверностью, валидностью, комплексностью, нейтральностью [6].

Критерии отслеживались в ходе ответов группы учащихся на вопросы по методике Э. Ф. Зеера [4, с. 107] и соотносились с тремя уровнями (низким, средним, высоким). Показатель уровня определялся от общего количества опрошенных учащихся. Низкий уровень (от 20 до 45 % ответов) свидетельствует о том, что учащиеся по необходимости делают выбор учебного заведения и профиля дальнейшего обучения, большинство из них не определили планы на будущее, не проявляют активности при обсуждении будущей профессии, профиля обучения, выбора учебного заведения, не владеют основными понятиями о мире профессий. Средний уровень (от 46 до 65 % ответов) означает, что учащиеся самостоятельно и осознанно делают выбор учебного заведения и профиля дальнейшего обучения, проявляют интерес к миру профессий, читают соответствующую литературу, имеют планы на будущее, проявляют активность при обсуждении дальнейшего профиля обучения, учебного заведения, имеют представление о выбранной профессии, владеют основными понятиями о выборе профессии. Высокий уровень (от 66 до 100 % ответов) показывает, что учащиеся самостоятельно и целенаправленно, с целью подготовки к дальнейшему обучению, выбирают профиль и учебное заведение, мотивированы на получение образования, активно включены в процесс выбора профессии, владеют дополнительной информацией о выбранной профессии.

Выделенные критерии и показатели явились основой мониторинговых исследований, проводимых на базе МОУ МУК «Импульс» с 2005 по 2010 г.

С 2005 по 2008 г. на базе МУК «Импульс» действовала городская инновационная площадка «Ресурсное обеспечение предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов», с 2008 по 2010 г. - региональная инновационная площадка УрО РАО по предпрофильной подготовке учащихся 8-х классов. В период с 2005 по 2010 г. инновационной деятельностью были охвачены 900 учащихся 7-9-х классов ОУ № 46, 67, 100, 107, 112, 114, 138, 160, 167 Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, в мониторинговом исследовании приняли участие более 600 учащихся 8-9-х классов (таблица). Инновацией являлось интегрирование ГОСа по предмету «Технология», раздел «Профессиональное самоопределение и карьера», с программой психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения. Цель интеграции заключалась в создании психоло-го-педагогических условий для активизации профессионального самоопределения подростков, в ходе которого учащихся 8-9-х классов осознанно делают выбор дальнейшего профиля обучения на основе знаний о собственных психологических особенностях [2].

Ежегодно в сентябре и мае отслеживались данные до и после прохождения программы психолого-педагогического сопровождения пред-профильной подготовки (см. таблицу), которые позволяют сделать вывод об увеличении количества учащихся, информированных о мире профессий и выбравших дальнейший профиль обучения.

Мониторинг предпрофильной подготовки учащихся 8-9-х классов МУК «Импульс» за 2005-2010 гг.

Класс (кол-во чел.) Учебный год Параметры мониторинга, %

Количество учащихся, информированных о мире профессий Количество учащихся, выбравших учебное заведение Количество учащихся, определивших дальнейший профиль обучения Количество учащихся, сформировавших представления о профессии

Сен- тябрь Май Сен- тябрь Май Сент ябрь Май Сен- тябрь Май

9 (135) 2005/06 50 89 50 94 42 70 70 98

9 (98) 2006/ 07 83 91 67 91 40 80 86 91

9 (55) 2007/ 08 76 85 73 93 39 73 77 93

8 (116) 2008/ 09 61 69 57 90,5 38 76 57 79,3

9 (31) 74,2 96,2 84 84,6 39 66 67 84,6

8 (110) 2009/ 10 56,4 76,9 58,2 90,8 62 71 68,2 92,3

9 (116) 85 81 87,7 94,4 76,7 80,9 90,4 87,6

Высокий уровень показателей достигался благодаря разработанной программе психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки, в которой применялось новое сочетание психолого-педагоги-ческих технологий, включающих взаимосвязанные и взаимообусловленные элементы развивающей психодиагностики, профессионально-психологической подготовки, профессионального консультирования, тренинговых технологий (активные формы профориентации и игры), проектной и исследовательской деятельности учащихся, а также знакомство с миром профессий, экскурсии на предприятия и в учебные заведения и профессиональные пробы [1-5].

Процесс сопровождения активизации профессионального самоопределения подростков (учащихся 8-9-х классов) включал следующие этапы:

1) диагностика (определение интересов и склонностей, профессиональных намерений, выявление количества учащихся, плохо информированных о мире профессий, не определивших профиль и учебное заведение, не представляющих сути той или иной профессиональной деятельности);

2) разработка и реализация программы активизации профессионального самоопределения подростков, которая включала профориентационные игры и практические упражнения по типу тренинга, экскурсии,

профессиональные пробы, работу с источниками информации о мире профессий, проектную деятельность по выбору сферы деятельности и будущего профиля обучения;

3) оценка эффективности программы, которая осуществлялась путем повторной диагностики; полученные результаты и рекомендации для каждого ученика передавались родителям и классным руководителям, администрации школы для формирования профильных классов.

В начале и конце каждого учебного года в комбинате проводился опрос учащихся по методике профессиональных намерений Э. Ф. Зеера, на основании этих данных велось мониторинговое исследование.

С целью повышения достоверности информации, получаемой в ходе мониторинга предпрофильной подготовки (см. таблицу), в 2008/09 уч. г. нами было проведено исследование профессионального самоопределения учащихся. Выборку, включающую экспериментальную и контрольную группы, составили 142 учащихся 8-х классов СОШ № 167 г. Екатеринбурга, средний возраст испытуемых 14 лет. Данные таблицы показывают, что количество учащихся 8-х классов в экспериментальной группе (116 чел.), информированных о мире профессий, увеличилось на 10 человек и составило 69 % опрошенных. Количество учащихся, выбравших профессиональное учебное заведение, увеличилось на 39 человек и составило 90,5 %. Число выбравших профессиональное учебное заведение, определивших дальнейший профиль обучения стало больше на 48 человек и составило 76 %. Количество учащихся, имеющих представление о выбранной профессии, увеличилось на 26 человек и составило 79,3 %. Таким образом, уровень профессионального самоопределения подростков в экспериментальной группе значительно повысился.

В контрольной группе (26 чел.) получены следующие результаты: число школьников, информированных о мире профессий, уменьшилось на 2 человека и составило 42,3 % опрошенных. Количество выбравших профессиональное учебное заведение осталось равным 34,6 %; выбравших дальнейший профиль обучения - уменьшилось на 2 человека и составило 57,7 %; сформировавших представления о выбранной профессии -уменьшилось на одного человека и составило 58 % опрошенных. Можно констатировать, что уровень профессионального самоопределения подростков в контрольной группе не изменился, остался средним.

По итогам оценки выраженности уровня профессионального самоопределения произошел так называемый сдвиг под влиянием контролируемых и неконтролируемых воздействий. Для выявления различий результатов во всех группах подростков до и после прохождения программы психолого-педагогического сопровождения мы применили критерий Фишера. Всего было сопоставлено 4 группы, образованные из экспериментальной и контрольной групп, разделенных на мальчиков и девочек (далее группы обозначены как ЭГ-1 и ЭГ-2, КГ-1 и КГ-2).

Выявлены статистически значимые изменения в экспериментальных группах в сторону увеличения количества подростков, выбравших профессиональное учебное заведение (Фэмп. > Фкрит., в ЭГ-1 Фэмп. = 5,2; в ЭГ-2 - 3,6 при р < 0,01; Фкрит. = 2,28). Количество этих учащихся увеличилось на 33,5 % именно после прохождения программы. В контрольных группах статистических различий не обнаружено (Фэмп. < Фкрит., в обеих группах Фэмп. = 0; Фкрит. = 1,64).

Благодаря прохождению программы произошли статистически значимые изменения в экспериментальных группах в сторону увеличения количества подростков, выбравших профиль дальнейшего обучения (Фэмп. > Фкрит., в ЭГ-1 Фэмп. = 5,6, в ЭГ-2 - 6,48 при р < 0,01; Фкрит. = 2,28). Количество таких учащихся увеличилось на 38,4 %. В контрольных группах статистические различия не выявлены (Фэмп. < Фкрит., в КГ-1 Фэмп. = 1,55, в КГ-2 - 0,85 при р < 0,05; Фкрит. = 1,64).

Статистически значимые изменения зафиксированы в экспериментальной группе девочек-подростков в сторону увеличения количества сформировавших представления о профессии (Фэмп. > Фкрит., в ЭГ-1 Фэмп. = 5,68 при р < 0,01; Фкрит. = 2,28). Таким образом, количество девочек-подрос-тков, сформировавших представления о профессии, увеличилось на 54,2 %. В экспериментальной группе мальчиков статистически значимых изменений показателя сформированности представлений о профессии не произошло (Фэмп. < Фкрит., в ЭГ-2 Фэмп. = 0 при р < 0,01; Фкрит. = 2,28). Такой результат объясняется изначально высоким уровнем исследуемых представлений у 76,6 % участников этой группы. В контрольных группах статистические различия не выявлены (Фэмп. < Фкрит., Фэмп. = 1,47 при р < 0,05; Фкрит. = 1,64).

Экспериментальные воздействия оказались неэффективны в отношении информирования учащихся о мире профессий (количество подростков в ЭГ увеличилось на 10 %, в КГ уменьшилось на 7,7 %), статистически значимые различия не выявлены ни в одной из групп. Возможно, для того чтобы произошли существенные сдвиги в сторону повышения информированности о мире профессий, необходимо сочетание целого ряда факторов, влияющих на профессиональное самоопределение, например экскурсии на предприятия, расширенные профессиональные пробы, изучение профессиограммы интересующей профессии, что восполнит дефицит информированности.

По данным нашего исследования, от 69 до 90 % учащихся 8-х классов выбрали профиль в соответствии с личными качествами (выбор 77,6 % учащихся совпал с рекомендациями психолога, остальные 22,4 % отложили решение о выборе профиля). Последнее объясняется тем, что подростки стали более осознанно относиться к определению будущей профессии и построению траектории обучения.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение, направленное на активизацию процесса профессионального самопознания, вы-

явление индивидуальных психологических особенностей, интересов и профессиональных склонностей учащихся, способствует готовности учащихся к выбору дальнейшего профиля обучения, профессии, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей.

Поскольку сейчас в России осуществляется переход к новому поколению стандартов образования и ГОСы - это уже не только содержание образования, но и условие их реализации, безусловно, приобретает важность их научное обеспечение. Разработанные критерии и показатели профессионального самоопределения подростков и программа активизации этого процесса могут быть использованы в проектной и исследовательской деятельности, элективных курсах или разделе общественно-полезного труда в любом общеобразовательном учреждении.

Литература

1. Бендюков М. А., Соломин И. Л. Ступени карьеры - азбука профориентации. СПб., 2006. 238 с.

2. Зеер Э. Ф., Рудей О. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М., 2008. 256 с.

3. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Профориентация. М., 2005. 496 с.

4. Профориентология / под ред. Э. Ф. Зеера, А. М. Павловой, Н. О. Садовниковой. М., 2004. 192 с.

5. Резапкина Г. В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2005.

124 с.

6. Новиков А. М. Методология образования. Изд. 2-е. М.: Эгвес, 2006. 488 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.