Научная статья на тему 'Реализация модели непрерывного профильного образования в многомерном пространстве лицея'

Реализация модели непрерывного профильного образования в многомерном пространстве лицея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ И ПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / PREPROFESSIONAL AND PROFESSIONAL PREPARATION / PROFESSIONAL ORIENTATION / EDUCATION / EDUCATIONAL PLAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аскарова Марина Александровна

В статье описан один из вариантов организации предпрофильной подготовки модель непрерывного профильного образования, включающая в себя профориентационную работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аскарова Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF MODEL OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION IN THE MULTISECTORAL EDUCATIONAL SPACE OF LYCEUM

The article describes one of the variants of the organization of preprofessional preparation which is a model of continuing professional education including professional orientation work.

Текст научной работы на тему «Реализация модели непрерывного профильного образования в многомерном пространстве лицея»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

М.А. Аскарова

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МНОГОМЕРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЛИЦЕЯ

Предпрофилъная и профильная подготовка, профориентация, образование, учебный план.

Переход на профильное обучение в старшей школе предусматривает изменение системы работы в основной школе, так как от правильного выбора профиля обучения во многом зависит профессиональное будущее старшеклассников. По данным социологических опросов, проведенных в 2009 г. Центром социологических исследований Минобразования России, 30—35 % учащихся выпускного 9 класса основной школы испытывают серьезные затруднения при выборе не только будущей профессии, но и профиля обучения в старшей школе. В связи с этим особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки — получить информацию о возможных путях продолжения образования, оценить свои силы и принять осознанное, ответственное решение по выбору профиля обучения и будущей профессии. Подготовка учащегося к ситуациям выбора профиля обучения осуществляется поэтапно. Многие исследователи (И.В. Гладкая, С.П. Ильина, Н.В. Немова, А.А. Пинский, С.В. Ривкина, М.В. Степанова, А.П. Тряпицына, И.Д. Чечель и др.) полагают, что подготовку к выбору профиля следует начинать с 8 класса и выделяют следующие этапы:

— пропедевтический (при завершении обучения в 8 классе) — выявление образовательного запроса учащихся;

— основной (в период обучения в 9 классе) - моделирование видов образовательной деятельности, востребованной в профильной школе, и принятие решения в различных образовательных ситуациях;

— завершающий (при окончании 9 класса) — оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.

Педагоги лицея № 3 г. Братска главной задачей предпрофильной подготовки определили постепенное формирование у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию своих профессиональных перспектив. Вследствие этого была разработана модель непрерывного профильного образования — одна из составляющих многомерного образовательного пространства. Многомерное образовательное пространство лицея, интегрируя учебную и внеурочную деятельность, предоставляет каждому школьнику свободу выбора со-

держания деятельности и способа участия в ней. Поэтому модель непрерывного профильного образования лицея, ориентированная на учащихся всех ступеней, включает не только целевые установки для обучающихся и их родителей, но и способствует профессиональной социализации школьников. На каждом этапе определены цели педагогической поддержки, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение, проводится психологическая диагностика [Воронина, 2006, с. 150] (табл.).

Таблица

Модель непрерывного профильного образования

Организация образовательного процесса Целевая установка Профессиональная социализация

Начальная школа. 1-4 классы «Школа развития» Развивающая среда Знакомство с миром профессий. Формирование мечты о профессии, выявление интересов для распределения по кружкам. Профпросвещение, предварительная профдиагностика

Вторая ступень обучения. 5-7 классы «Школа ориентации» Предпрофильная подготовка в школе «Ориентир» Формирование предметного осознания, знакомство с миром труда и профессий. Профпросвещение

Вторая ступень обучения. 8-9 классы «Школа выбора» Мягкая профилизация (распределение учащихся по профилям обучения) Формирование профессионального самосознания и осознанного профнаме-рения. Развивающая профдиагностика, профпробы

Третья ступень обучения. 10—11 классы «Школа самореализации» Профильное обучение, реализация программы естественнонаучного и технического профилей Формирование профессионального признания и профстремления. Профотбор, профконсультации

Главная задача начальной школы, являющейся «Школой развития», — развить общеучебные умения и навыки интеллектуального труда. Образовательная программа первой ступени, основанная на компетентностном подходе, направлена на стимулирование учащихся к познавательной деятельности, овладение основными алгоритмами ее организации. На начальной ступени образования начинается процесс профориентации: обучающиеся знакомятся с миром профессий, с профессиями своих родителей, посещают кружки по интересам.

Предпрофильная подготовка в лицее начинается с 5 класса и разделена на несколько этапов: ознакомительный — 5 класс, пропедевтический — 6—7 классы, основной — 8 класс, завершающий — 9 класс. Цель предпрофильной подготовки — выявление интересов, проверка возможностей учащихся на основе широкой палитры спецкурсов, охватывающих основные области знания и подготавливающих к выбору профиля обучения, прогнозирование будущей профессиональной деятельности. Профильная ориентация рассматривается не только как помощь в принятии школьником решения о выборе направления и места дальнейшего обучения, она предполагает работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом. Выполняя подготовительную функцию, предпрофильное обучение в лицее представляет собой логически выстроенную систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки обучающихся.

Для обучающихся 5-7 классов разработана программа предпрофильной школы «Ориентир», которая позволяет выстраивать индивидуальную траекторию образо-

вательного пути с учетом склонностей, запросов, интересов каждого школьника, помогает ему сделать осознанный выбор профиля обучения в старшем звене на основе широкой универсальной подготовки. Важная роль в школе «Ориентир» принадлежит обучению учащихся самостоятельности и ответственному выбору в рамках вариативной части образования, включению учащихся в социально ценную активность, обеспечению эффективного самообразования.

Предпрофильная школа «Ориентир» как одна из форм вариативного образования работает по следующим направлениям: физико-математическое, естественнонаучное, экономическое, техническое. Образовательный процесс организуется через систему пропедевтических спецкурсов, ориентирующих на профиль дальнейшего обучения. Курсы по выбору делятся на предметно-ориентированные и межпредметные [Основы..., 2005, с. 81]. Предметно-ориентированные курсы дают ученику возможность реализовать свой интерес к предмету; уточняют готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне.

Предметно-ориентированные курсы, такие как: «Практикум по решению задач», «Геометрия вокруг нас», «Уравнения и системы уравнений», «Задачи оценки» — для физико-математического профиля; «Физика-химия», «Биология растений и животных», «Живой организм», «Химия и жизнь», «Химия в быту» — для естественнонаучного профиля; «Мир экономики», «Математика в жизни человека», «Нумизматика», «История денег» — для экономического профиля; «Эстетика быта», «Графика», «Деревянная мозаика», «Деревообработка» - для технического профиля, -являются пропедевтическими по отношению к профильным курсам повышенного уровня в старших классах. В содержание предметно-ориентированного обучения входит углубленное изучение отдельных тем, выходящих за рамки учебных программ.

Базу для ориентации учеников в мире современных профессий создают межпредметные (ориентационные) курсы, реализующиеся за счет дополнительного образования (внеурочной деятельности). Эти курсы знакомят школьников на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям. Межпредметные курсы: «Рукоделие», «Авиамоделирование», «Судостроение», «Введение в исследовательскую деятельность», «Краеведение», «Школа экскурсоводов», «Химическая лаборатория», «Информационная культура», «ЭКО-школа» — поддерживают мотивацию ученика, способствуя тем самым внутрипрофильной специализации. Программы межпредметных курсов выходят за рамки традиционного учебного материала. Они знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в различных профессиональных сферах.

Набор курсов по выбору носит вариативный характер, их количество в лицее «избыточное» (то есть у ученика есть возможность реального выбора). Для оценки качества знаний учащихся и сформированности навыков по профильным предметам используется рейтинговая аттестация, в конце учебного года проводится творческий отчет каждого ученика (форма отчета выбирается учителем и учащимся совместно). Предпрофильная подготовка начинается с планированных действий по информированию учащихся и их родителей об образовательных возможностях лицея. Одним из наиболее успешных подходов организации информирования учащихся и родителей является «Образовательная карта», где дана общая характеристика образовательной системы лицея, включающая в себя перечень образовательных услуг, специфику образовательных программ, особенности предпрофильной подготовки и профильного обучения [Основы..., 2005, с. 88].

На пропедевтическом этапе профилизации в 6-7 классах распределению обучающихся по профилям обучения предшествует большая работа педагогического коллектива: опрос учащихся и их родителей о планируемом профессиональном выборе классным руководителем, психолого-педагогическая диагностика, помогающая школьникам исследовать их образовательные возможности. Все учителя, работающие в 7 классах, осуществляют независимую оценку образовательных возможностей учащихся и рекомендуют возможные профили обучения. Таким образом, в ходе малого педагогического совета для каждого школьника разрабатывается «Характеристика образовательных возможностей и потребностей». Анализ этих характеристик обусловливает те профили обучения, которые будут реализовываться. Педагогический коллектив разработал учебные планы по четырем профилям обучения, но в зависимости от особенностей классов количество профилей может меняться.

В «Школе выбора» (8-9 класс) процесс обучения направлен на расширение сфер познания, в рамках выбранного профиля в соответствии с профессиональными предпочтениями обучающихся углубленно изучаются отдельные дисциплины. Поддержка педагогами мотивации подростков в профессиональном самоопределении дает возможность каждому школьнику оценить правильность принятого решения о выборе профиля обучения в старшей школе, способствует формированию умений соотносить цели выбора будущей сферы деятельности со своими личностными возможностями. Психолог диагностирует подростков, выявляя затруднения и эмоциональные отношения при выборе профиля; помогает школьникам осознать собственные жизненные цели, ценности труда; консультирует и информирует учащихся и их родителей о разных типах учреждений профессионального обучения, дает характеристику уровней и перспектив профессионального образования в зависимости от востребованности на рынке различных профессий [Гладкая, 2006, с. 16].

Важную роль играет введение образовательного рейтинга каждого ученика, в рейтинг включаются результаты итоговой аттестации и индивидуальная накопительная оценка (портфолио - «портфель достижений»), которая учитывает различные достижения учащихся [Рабочая книга..., 2008, с. 84—85]. Успешность обучения в старших классах, сводится к формированию готовности школьника к обучению в условиях профильности. При оценке готовности учитываются характеристика ценностей, связанных с выбором направления профильного обучения; информационная подготовленность в отношении жизненного и профессионального самоопределения; общий уровень самопознания, актуальный для осмысления результатов профильного обучения; опыт социального взаимодействия, востребованный в профильном обучении [Профильное..., 2003].

В старших классах «Школы самореализации» завершается общее среднее образование, предоставляющее обучающимся широкий выбор профильных дисциплин, для обеспечения специализации лицей привлекает к преподаванию углубленных предметов преподавательский состав университета.

Модель непрерывного профильного образования в многомерном пространстве лицея обеспечивает углубленное изучение профильных дисциплин; повышает качество образования, формирует устойчивый интерес к обучению. Апробация и совершенствование новых форм профессиональной ориентации способствуют раннему выявлению, формированию и развитию профессиональных способностей в сочетании со специальной подготовкой к профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Воронина Е.В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение. М.: 5 за знания, 2006.

2. Гладкая И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки: учеб.-метод, пособие для учителей. СПб.: КАРО, 2006.

3. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки: учеб.-метод, пособие для учителей / Гладкая И.В., Ильина С.П., Ривкина С.В. ; под ред. А.П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2005.

4. Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования / под. ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. М., 2003.

5. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники. М.: ВАКО, 2006.

6. Рабочая книга школьного администратора/ авт.-сост. А.П. Савкин. М.: АРКТИ, 2008. Вып. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.