УДК 371
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
И.А. Салихова1
1 Работа выполнена в рамках Государственного контракта №05.043.12.0013 от 23 мая 2014г.
Аннотация: Современному школьнику трудно ориентироваться в мире профессий, который с каждым годом становится более разнообразным. В этих условиях предпрофильная подготовка, которая является составной частью профильного обучения, является необходимостью. Предпрофильная подготовка в основной школе нацелена на создание условий, способствующих формированию у детей способности делать самостоятельный и осознанный выбор профиля подготовки. В статье раскрыты некоторые особенности организации предпрофильной подготовки в современной школе. Показателем успехов школьника в учебной и внеучебной деятельности во время прохождения предпрофильной подготовки может выступить портфолио ученика.
Ключевые слова: профильное обучение, предпрофильная подготовка, профориентация, курсы по выбору, портфолио.
FEATURES OF THE ORGANIZATION OF PREPROFILE TRAINING IN MODERN SCHOOL
I. A. Salikhova
Abstract: A modem schoolboy is difficult to be oriented in the world of professions, that with every year becomes more various. In these terms predprofile training that is component part of the profile training is a necessity. Predprofile training at basic school is aimed at conditioning, assisting forming for the children of ability to do the independent and realized choice of profile of preparation. In the article some features of organization of predprofile training are exposed at modern school. By the indicators of successes of schoolboy of academic and extracurricular activity a portfolio of student can come forward during passing of predprofile training.
Keywords: profile training, predprofile training, career guidance, elective courses, portfolio
В нашей стране принята Концепция профильного обучения в соответствии с которой в старших классах общеобразовательных школ организуется профильное обучение. В этих условиях предпрофильная подготовка, которая является составной частью профильного обучения, является необходимостью. Предпрофильная подготовка в основной школе нацелена на создание условий, способствующих формированию у детей способности делать самостоятельный и осознанный выбор профиля подготовки. Современный школьник и его родители выбирают профиль, по которому ученик будет учиться, и для них сужается круг профессий, которые они могли бы выбрать.
Рассматриваемая Концепция определяет реализацию идеи профилизации обучения на старшей ступени, как фактора «ответственного выбора — предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности» [6].
Сегодня можно отметить, что педагогическая, ориентационная, информационная деятельность в общеобразовательной школе направлена на создание условий для учащихся старших классов основной школы для самоопределения и выбора главного направления (профиля) своего будущего обучения в школе [3]. Элективные курсы, которые можно было назвать просто курсы по выбору, указывают на наличие в школе предпрофильной подготовки. Занимаясь на данных курсах, ученик самостоятельно может убедиться в собственном, стойком интересе к выбранному предмету, наличии способностей в выбранной области знания.
Если в школе, в которой учится школьник, нет привлекательного для него элективного курса или профиля подготовки, то должна быть возможность выбора элективного курса или профиля подготовки в другом образовательном учреждении. Для этого необходимо сетевое взаимодействие образовательных организаций разного типа, это может быть сеть из школ, организаций дополнительного образования, профессионального обучения.
Особо необходимо отметить одну важную составляющую профориентационной работы - это психолого-педагогическая поддержка учащихся. В этот сложный период, когда ученику необходимо сделать первый выбор в своей жизни, который в дальнейшем отразится на его профессиональной деятельности, нужна поддержка психолога и классного руководителя. Родителям, учителям, психологу нужно помочь школьнику самоопределиться в целом [8].
Для достижения цели предпрофильной подготовки, организуемой в школе, необходимо:
1. Выявить интересы и склонности, способности обучающихся;
2. Создать специальные образовательные условия (ситуации), в которых школьник приобретает практический опыт, который может помочь при выборе профиля в старших классах;
3. Оказать психолого-педагогическую помощь в самоопределении школьника;
4. Обеспечить формирование и развитие компетенций, которые в дальнейшем помогут ученику быть успешным в своей профессии [5];
5. Сформировать способность в ученике принимать ответственное решение при определении цели и выборе индивидуальной образовательной траектории, направленной на получение профессии.
В 2014-2015 учебном году в рамках проводимого педагогического эксперимента, предпрофильная подготовка (ГБОУ СОШ №1298, г. Москва), была представлена следующими элективными курсами для учеников 9 класса: «Я и профессия»; «Тайны мысли, слова»; «Элементы комбинаторики и теории вероятностей», «Биология с точки зрения эволюции», «За страницами учебника математики», «Основы потребительских знаний», «Тропа познаний», «Компьютерный мир» и проч.
На элективных курсах для школьников открывается возможность более глубоко изучить один из разделов предмета, при этом учитель должен стремиться создать атмосферу, в которой царят наука и творчество. По завершению курсов учащиеся представляют свои итоговые работы в виде рефератов, творческих работ; информационных буклетов; мультимедийных презентаций; сочинений и т.п.
Безусловно, необходимо вести непрерывную работу и с родителями, в ходе предпрофильной подготовки, например, проводить: родительские собрания на темы: «Все работы хороши -выбирай на вкус», «Все профессии важны, все профессии нужны», «Самые востребованные профессии города и села», собеседование и анкетирование; День открытых дверей; презентация элективных курсов для родителей и учеников.
Кроме самих курсов необходимо в рамках школы проводить следующее: встречи с людьми интересных профессий города или района; конкурс сочинений «Будущая моя профессия -это...»; конкурс эссе «Профессии моих родителей», дискуссии «Престижные профессии. Мифы и реальность»; экскурсии на «ярмарку профессий»; ток-шоу «Человек в современном мире»; экскурсии в библиотеку; экскурсии на предприятия города Москвы; плановая работа социального педагога школы; знакомство с содержанием дисков по профориентации; оформление витражей на тему «Правильный выбор - твой профессиональный успех», «Мой выбор» и т.п. При организации предпрофильной подготовки в школе необходимо применять современные технологии, которые повысят эффективность обучения школьников на элективных курсах, работы с родителями, первичного профессионального самоопределения.
От правильности выбора учеником профиля обучения зависит будущее выпускника школы, его успешная социализация в обществе. Государству нужны преданные своей профессии, социализированные специалисты [1]. Умелая организация предпрофильной подготовки в школе, особенно при сетевом взаимодействии образовательных учреждений разного типа, способствует дальнейшему выбору профиля, жизненному, профессиональному и социальному самоопределению [7].
Литература:
1. Габдрахманова Р.Г. Условия успешной социализации старшеклассников в школьных трудовых объединениях//Образование и саморазвитие, 2013, №4 (38).- С.120-126.
2. Габдрахманова Р.Г. Педагогические условия социализации старшеклассников в школьных трудовых объединениях: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01.- Казань, 2005.- 177 с.
3. Габдрахманова Р.Г. Формы проверки знаний учащихся на уроках технологии//Школа и производства, №2, 2012.- С.25-27.
4. Габдрахманова Р.Г., Салихова И.А. Терминологический словарь по педагогике//Учебное пособие/Р.Г. Габдрахманова, И.А. Салихова.- Казань: Татарское республиканское издательство "Школа", 2015.- 328 с.
5. Салихова И.А. Воспитание у современных школьников потребности в труде//Актуальные проблемы современной педагогической науки: материалы Международной научно-образовательной конференции // Под общ.ред. д.п.н., проф. А.Н.Хузиахметова.- Казань:ТРИ «Школа», 2014.-С. 299-301.
6. Скобельцына Е.Г., Хузиахметов А.Н. От профессионального самосознания к трудовому воспитанию //Образование и саморазвитие. - Казань: КФУ, 2014. -С. 226-228.
7. Хузиахметов А.Н., Габдрахманова Р.Г. Социализация личности школьника: проблемы, поиски, решения. Учебно-методическое пособие. - Казань: Изд-во "Хэтер", 2011. - 274 с.
8. Хузиахметов А.Н., Насибуллов Р.Р. Диалектика соотношения социализации и индивидуализации личности школьника//Образование и саморазвитие. - Казань: КФУ, 2014. - №1(39). - С. 74-79.
9. Huziahmetov А.К, Gabdrakhmanova R.G.Conditions for successful socialization of pupils of junior school / «The Second International Conference on Eurasian scientific development». Proceedings of the Conference (May 26, 2014). «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. 2014. -490 P.
References:
1. Gabdrahmanova R.G. Uslovija uspeshnoj socializacii starsheklassnikov v shkol'nyh trudovyh ob#edi-nenijah//Obrazovanie i samorazvitie, 2013, №4 (38).- S.120-126.
2. Gabdrahmanova R.G. Pedagogicheskie uslovija socializacii starsheklassnikov v shkol'nyh trudovyh ob#edinenijah: Dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01.- Kazan', 2005.- 177 s.
3. Gabdrahmanova R.G. Formy proverki znanij uchashhihsja na urokah tehnologii//Shkola i proizvodstva, №2, 2012.- S.25-27.
4. Gabdrahmanova R.G., Salihova I.A. Terminologicheskij slovar' po pedagogike//Uchebnoe posobie/R.G. Gabdrahmanova, I.A. Salihova.- Kazan': Tatarskoe respublikanskoe izdatel'stvo "Shkola", 2015.- 328 s.
5. Salihova I.A. Vospitanie u sovremennyh shkol'nikov potrebnosti v trude//Aktual'nye problemy so-vremennoj pedagogicheskoj nauki: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-obrazovatel'noj konferencii //Pod obshh.red. d.p.n., prof. A.N.Huziahmetova.- Kazan':TRI «Shko-la», 2014.-S. 299-301.
6. Skobel'cyna E.G., Huziahmetov A.N. Ot professional'nogo samosoznanija k trudovomu vospitaniju //Obrazovanie i samorazvitie. - Kazan': KFU, 2014. -S. 226-228.
7. Huziahmetov A.N., Gabdrahmanova R.G. Socializacija lichnosti shkol'nika: problemy, poiski, reshenija. Uchebno-metodicheskoe posobie. - Kazan': Izd-vo "Hjeter", 2011. - 274 s.
8. Huziahmetov A.N., Nasibullov R.R. Dialektika sootnoshenija socializacii i individualizacii lichno-sti shkol'nika//Obrazovanie i samorazvitie. - Kazan': KFU, 2014. - №1(39). - S. 74-79.
9. Huziahmetov A.N., Gabdrakhmanova R.G.Conditions for successful socialization of pupils of junior school / «The Second International Conference on Eurasian scientific development». Proceedings of the Conference (May 26, 2014). «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. 2014. -490 P.
Сведения об авторе:
Салихова Инна Альбертовна (г. Москва), соискатель кафедры методологии обучения и воспитания ИПО КФУ, руководитель Студии архитектуры и дизайна «ФА-САД», школы искусств «Маэстро» при ГБОУ СОШ №1298
Information on author:
БаИкЬоуа I. A. (Moscow ) postgraduate student, Department of methodology of teaching and education, Institute of Kazan Federal University, head of the Studio of architecture and design "FA-GARDEN", school of arts Maestro at SEI school №1298