Научная статья на тему 'Особенности профессионального самоопределения учащихся на этапе подготовки к профильному обучению'

Особенности профессионального самоопределения учащихся на этапе подготовки к профильному обучению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
736
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / SUBJECT ORIENTED TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / PROFESSIONAL ORIENTATION OF THE INDIVIDUAL / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / PROFESSIONAL READINESS / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арендачук Ирина Васильевна

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью разработки научно обоснованных программ психолого-педагогического сопровождения учащихся общеобразовательной школы в условиях предпрофильной подготовки. Цель исследования выявление особенностей профессионального самоопределения учащихся на этапе завершения основного общего образования и подготовки к профильному обучению. Гипотеза исследования особенности профессионального самоопределения учащихся на этапе выбора профиля обучения обусловлены их способностью соотносить свои интересы, умения и навыки с отдельными типами профессиональной деятельности, а также с уровнем сформированности системы ценностных ориентаций личности. Выборка исследования 60 учащихся 8-х классов общеобразовательной школы (24 мальчика и 36 девочек в возрасте 13,5-14 лет). Использовались методики: анкета-опросник «Ориентация» И. Л. Соломина, опросник профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой, тест «Ценностные ориентации личности» М. Рокича. Установлено, что у учащихся 8 классов умения и навыки не соотнесены с их интересом к тем типами профессий, где они могут быть использованы. В структуре терминальных ценностей учащихся не прослеживается четкой иерархии; в системе инструментальных ценностей она выражена довольно отчетливо: наиболее значимы для учащихся аккуратность и жизнерадостность, исполнительность, воспитанность и высокие запросы, наименее значимы самоконтроль, смелость в отстаивании своего мнения, твердая воля. Показано, что работа по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения учащихся, начиная с 8-го класса, должна быть направлена на формирование у них представлений о возможностях приложения своих умений и навыков в конкретных видах профессиональной деятельности, на развитие способности соотносить свои интересы, ценностные установки с выбранными профессиями и с теми учебными предметами, которые составляют основу соответствующего профиля обучения. Полученные результаты имеют практическое значение при планировании профориентационной работы с учащимися 8-9-х классов в процессе их подготовки к профильному обучению в старших классах общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арендачук Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности профессионального самоопределения учащихся на этапе подготовки к профильному обучению»

АКМЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 159.9:37.015.3

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ПРОФИЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

И. В. Арендачук

Арендачук Ирина Васильевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии образования и развития, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. П Чернышевского, Россия, arend-irine@yandex.ru

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью разработки научно обоснованных программ психолого-педагогического сопровождения учащихся общеобразовательной школы в условиях предпрофильной подготовки. Цель исследования - выявление особенностей профессионального самоопределения учащихся на этапе завершения основного общего образования и подготовки к профильному обучению. Пипотеза исследования - особенности профессионального самоопределения учащихся на этапе выбора профиля обучения обусловлены их способностью соотносить свои интересы, умения и навыки с отдельными типами профессиональной деятельности, а также с уровнем сформированности системы ценностных ориентаций личности. Выборка исследования -60 учащихся 8-х классов общеобразовательной школы (24 мальчика и 36 девочек в возрасте 13,5-14 лет). Использовались методики: анкета-опросник «Ориентация» И. Л. Соломина, опросник профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой, тест «Ценностные ориентации личности» М. Рокича. Установлено, что у учащихся 8 классов умения и навыки не соотнесены с их интересом к тем типами профессий, где они могут быть использованы. В структуре терминальных ценностей учащихся не прослеживается четкой иерархии; в системе инструментальных ценностей она выражена довольно отчетливо: наиболее значимы для учащихся аккуратность и жизнерадостность, исполнительность, воспитанность и высокие запросы, наименее значимы - самоконтроль, смелость в отстаивании своего мнения, твердая воля. Показано, что работа по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения учащихся, начиная с 8-го класса, должна быть направлена на формирование у них представлений о возможностях приложения своих умений и навыков в конкретных видах профессиональной деятельности, на развитие способности соотносить свои интересы, ценностные установки с выбранными профессиями и с теми учебными предметами, которые составляют основу соответствующего профиля обучения. Полученные результаты имеют практическое значение при планировании профориента-ционной работы с учащимися 8-9-х классов в процессе их подготовки к профильному обучению в старших классах общеобразовательной школы.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, предпрофильная подготовка, профессиональная направленность личности, профессиональная готовность, ценностные ориентации.

Р01: 10.18500/2304-9790-2018-7-3-204-211 К постановке проблемы

Процесс завершения обучения в основной школе для большинства учащихся связан с первым важным жизненным выбором - выбором профиля обучения в старших классах общеобразовательной школы. Вместе с тем учащиеся оказываются не готовы к осознанному выбору: у них отсутствуют необходимые знания о содержательных аспектах различных сфер профессиональной деятельности и связанных с ними умениях и навыках; не сформированы учебно-про-

фессиональные мотивы; не полностью развиты личностные качества и личностная позиция, определяющие самостоятельность профессионального самоопределения. Поэтому, как указывают Л. В. Байбородова и Е. В Новикова, важнейшим средством профессионального самоопределения учащихся является предпрофильная подготовка в виде системы педагогических, психолого-педагогических, информационных и организационный мероприятий, которая помогает им выбрать путь продолжения своего образования [1, с. 26, 27].

В организационном плане предпрофильная подготовка основана на объединении учащихся в профильные группы с индивидуальными образовательными программам обучения и включении в учебный процесс элементов профориента-ционной работы с целью оказания им помощи в выборе будущей профессии [2, с. 35]. При такой организации образовательного процесса ведущую роль играют те учебные дисциплины, которые позволяют учащимся реализовывать свои образовательные потребности, способствуют самореализации личности и обеспечивают процесс их социально-профессионального самоопределения, мотивацию последующей учебной деятельности [3, с. 120].

Начинать предпрофильную подготовку рекомендуется на завершающем этапе основной школы, за один-два года до проведения отбора в профильные классы с целью формирования у учащихся учебно-профессиональной мотивации, объективной оценки своих способностей и возможностей при обучении по тому или иному профилю [4, с. 51].

Предпрофильная подготовка создает условия для формирования у обучающихся умения оценивать способности к различным видам профессиональной деятельности в рамках конкретного профиля обучения, готовности к осознанному выбору профиля, для развития у каждого ученика ответственности при освоении программы выбранного профиля [5, с. 167]. Это обеспечивается такой организацией учебно-воспитательного процесса, при которой учащиеся включены в ценностно-поисковые виды деятельности; у них целенаправленно формируется представление о мире профессий, появляется возможность для приобретения опыта в профессиональных пробах (ведение урока в дни самоуправления в школе и т. п.), развиваются навыки самоанализа, стремление к самопознанию [5, с. 172]. Не случайно исследователи отмечают, что на этапе подготовки к профильному обучению создаются условия для предпрофессиональной социализации учащихся, обеспечивающей социальное становление их личности при освоении и воспроизводстве опыта профессионального самоопределения и учебно-трудовой деятельности, а также регулирующей процесс их самообразования [6, с. 80].

В педагогическом аспекте главной целью предпрофильной подготовки становится создание образовательной среды, включенной в самоопределение учащихся 8-9 классов на основе разработки курсов по выбору, в рамках которых происходит не только их обучение, но и осуществляется определенная профориентационная работа [7, с. 148].

Задачи профессионального самоопределения у учащихся 8-9-х классов подкрепляются и особенностями их возрастного развития, проявляющимися в росте самостоятельности и самосознания, в построении целостного образа своего «Я», в формировании устойчивой системы ценностных ориентаций личности, ведущих к изменению мотивации деятельности и временной перспективы, где доминирует устремленность подростков в будущее. Их самосознание становится тесно связанным с социальным самоопределением, с проектированием своего жизненного пути [8, с. 16]. Поэтому на этапе выбора профиля обучения определение будущей образовательной траектории учениками детерминируется системой мотивов и потребностей, ценностных установок, которые они планируют реализовывать в своей жизни юлагодаря выбираемой профессии.

Психолого-педагогическое сопровождение процесса профессионального самоопределения в процессе предпрофильной подготовки должно быть направлено на повышение у учащихся 8-9-х классов осведомленности о современных профессиях, осознание значения профессиональной деятельности для развития общества, формирование у них готовности к учебной деятельности на основе своих профессиональных интересов и будущих жизненных планов. Решение этих задач возможно при создании в школе условий, стимулирующих личностный рост учащихся, при оказании подросткам психологической помощи, направленной на выявление и развитие их способностей, на формирование ценностно-смыслового ядра самоопределяющейся личности, готовности к адаптации в условиях профильного обучения и к будущей профессиональной деятельности, на определение жизненных ценностей и соотнесение их со своим профессиональным будущим [9, 10].

Теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения учащихся на этапе подготовки к выбору профиля обучения показал, что она довольно широко представлена в педагогических исследованиях и не вполне раскрыта в психологическом плане. Требуют изучения вопросы, связанные с выявлением особенностей профессионального самоопределения учащихся 8-9-х классов (сформированности профессиональных намерений, профессиональной готовности, мотивации и ценностных установок в контексте будущего профессионального выбора) с учетом специфики подросткового возраста.

Цель исследования - выявление особенностей профессионального самоопределения учащихся на этапе завершения основного общего образования и подготовки к профильному обучению. Гипотеза исследования - особенности профессионального самоопределения учащихся на этапе выбора профиля обучения обусловлены их способностью соотносить свои интересы, умения и навыки с отдельными типами профессиональной деятельности, а также с уровнем сформированности системы ценностных ориен-таций личности.

Выборка, методики и методы исследования

Изучение особенностей профессионального самоопределения учащихся в условиях предпро-фильной подготовки было проведено на выборке учащихся 8-х классов общеобразовательной школы в возрасте 13,5-14 лет (всего 60 человек, из них 24 мальчика и 36 девочек). Использовались методики: анкета-опросник «Ориентация» И. Л. Соломина, позволившая определить профессиональную направленность учащихся на определенный тип профессий; опросник профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой, основанный на самооценке учащимися отдельных видов деятельности в контексте своих умений, эмоционального отношения и своего предпочтения или нежелания иметь эти виды деятельности в своей будущей профессии; тест «Ценностные ориентации личности» М. Рокича. Для выявления степени сформированности профессионального выбора у учащихся с ними была проведена беседа, которая позволила выявить две группы: в первую вошли 23 ученика, которые уже определись с выбором пути продолжения своего образования после окончания 9-го класса; вторую группу составили 37 учеников, которые либо не определились со своим выбором, либо вообще о нем пока еще не задумывались. Для

выявления различий в показателях профессионального самоопределения между этими группами был проведен сравнительный анализ по ¿-критерию Стьюдента: во всех таблицах уровень значимости выявленных различий по ¿-критерию Стьюдента отмечен следующим образом: * -р < 0,1; ** - р < 0,05.

Результаты исследования и их обсуждение

Изучение профессиональной направленности учащихся 8-х классов показало, что у них не соотнесены имеющиеся навыки и возможности («Я могу») с желаниями заниматься теми или иными видами профессиональной деятельности («Я хочу»), причем в группе не определившихся учеников это расхождение было выражено сильнее по показателям профессиональных ориента-ций «Человек - Человек», «Человек - Техника», «Человек - Знаковая система» и по ориентации на «Исполнительный труд». По этим же показателям на уровне желаний были выявлены достоверно значимые различия между группами определившихся и не определившихся учащихся: во второй группе различия между желаниями («Я хочу») и умениями («Я могу») оказались выражены сильнее. Также во второй группе несоотнесенность между умениями и желаниями оказалась выражена сильнее: при ориентации учащихся на профессии «Человек - Человек» умения выражены в два раза больше желаний (в группе определившихся - в 1,4 раза); при ориентации на профессии «Человек - Техника» - в 2,25 раза (в группе определившихся - 1,3 раза); при ориентации на профессии «Человек - Знаковая система» - в 2,1 раза (в группе определившихся - 1,3 раза). При ориентации на исполнительный труд у не определившихся учащихся умения превалировали над желаниями (в 1,3 раза), а в группе определившихся желание доминировало над умениями (в 1,2 раза) (табл. 1).

Таблица 1 / Table 1

Профессиональная направленность учащихся 8-х классов Professional orientation of the 8th form students

Интересы / Способности Я хочу Я могу

Типы профессий Группа 1 Группа 2 /-критерий Стьюдента Группа 1 Группа 2 /-критерий Стьюдента

Человек - Человек 7,6 5,4 2,8** 9,8 10,2 -0,5

Человек - Техника 5,3 2,7 2,0* 5,6 6,3 -0,7

Человек - Знаковая система 6,3 3,5 2,8** 7,1 8,0 -1,0

Человек - Художественный образ 7,0 6,0 -0,8 6,4 7,0 -0,5

Человек - Природа 6,4 4,8 -1,4 5,1 5,7 -0,6

Исполнительный труд 8,2 6,1 -2,4** 6,9 7,8 -0,8

Творческий труд 7,8 8,9 1,3 9,6 9,2 0,3

Примечание. * -p < 0,1; ** -p < 0,05.

Полученные результаты позволяют заключить, что работа по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения учеников на этапе подготовки к профильному обучению должна осуществляться в первую очередь с еще не определившимися со своим профессиональным выбором учениками и быть направлена на помощь им в соотнесении своих умений и навыков с интересом к тем типами профессий, где эти навыки могут быть использованы в полной мере.

Изучение показателей профессиональной готовности показало аналогичную тенденцию. Несмотря на отсутствие значимых различий изучаемых групп по всем типам профессий прослеживается одинаковая динамика: доминируют самооценки своих умений и в меньшей мере выражены профессиональные пожелания. Предпочтения (профессиональные пожелания)

и эмоциональное отношение к профессиям выражены несколько слабее умений, при этом в большинстве своем ученики 8-х классов ориентированы на профессии типов «Человек - Человек» и «Человек - Техника» (табл. 2).

Изучение показателей профессиональной готовности учеников 8-х классов подтверждает вывод, что одним из направлений профориен-тационной работы должно быть развитие у них понимания необходимости соотносить свои умения и навыки с теми типами профессий, где эти навыки обеспечивают наибольшую эффективность личности в деятельности. Кроме того, необходимо развивать более широкие представления учащихся о разных типах профессий, чтобы расширить их «поле» профессиональных выборов, которые пока в большей степени ограничивается профессиями типов «Человек - Человек» и «Человек - Техника».

Таблица 2 / Table 2

Показатели профессиональной готовности по типам профессий у учеников 8-х классов Indicators of professional readiness by types of professions among the 8th form students

Типы профессий Группа 1 Группа 2 f-критерий Стьюдента

Человек - Человек умение 12,3 13,0 -0,6

эмоциональное отношение 11,5 12,2 -0,5

профессиональные пожелания 9,6 11,1 -1,1

Человек - Техника умение 8,2 8,8 -0,5

эмоциональное отношение 7,4 7,7 -0,2

профессиональные пожелания 5,5 5,7 -0,2

Человек - Знаковая система умение 10,3 10,8 -0,5

эмоциональное отношение 9,2 9,2 0,0

профессиональные пожелания 7,4 7,0 0,4

Человек - Художественный образ умение 9,2 9,8 -0,5

эмоциональное отношение 8,7 9,4 -0,5

профессиональные пожелания 7,3 8,3 -0,7

Человек - Природа умение 6,7 7,9 -0,9

эмоциональное отношение 6,2 7,6 -1,0

профессиональные пожелания 4,6 5,4 -0,6

Немаловажным при определении учащимися своего профессионального будущего является также система ценностных ориентаций личности, в соответствии с которыми она выстраивает свои взаимодействия с миром и людьми. Изучение терминальных ценностей учеников 8-х классов выявило, что в их структуре не прослеживается четкой иерархии - почти все ценности по степени

значимости имеют близкие показатели. Так, у подростков в одинаковой мере важными являются ценности здоровья, активной деятельной жизни, наличия хороших и верных друзей и на последних позициях находятся ценности продуктивной жизни, счастья других, удовольствия и развлечений. Вместе с тем для не определившихся подростков достоверно менее важными, по сравнению с груп-

пой определившихся сверстников, являются ценности познания (? = —1,8*) и жизненной мудрости (? = -2,5**): они находятся на приоритетных позициях у определившихся с выбором учащихся и

на последних — у учеников, которые еще не определились с выбором пути дальнейшего обучения, у них же жизненная мудрость является наименее важной ценностной ориентацией (рис. 1).

Удовольствия, развлечение ^ш 1 Счастье других Продуктивная жизнь ^—1 Развитие

Общественное признание —i

Творчество Свобода

Счастливая семейная жизнь ^

Красота природы п искусства Материально обеспеченная жизнь

Любовь 1

Интересная работа

Жизненная мудрость ^— -

Познание ^-1

Уверенность в себе Наличие хороших и верных друзей ^— 1 Активная деятельная жизнь

Здоровье I-1

О 2 4 6 8 10 12 14 16

□ Группа 2 (не определившиеся с выбором учащиеся)

□ Группа 1 (определившиеся с выбором учащиеся)

Рис. 1. Иерархия терминальных ценностей у учащихся 8-х классов Fig. 1. Hierarchy of terminal values among the 8th form students

В объединенных группах терминальных ценностей подростков не выявлены приоритеты - ценности профессиональной самореализации и личной жизни, конкретные и абстрактные (достоверно менее значимые у определившихся подростков первой группы) оказались одинаково выраженными у учащихся обеих групп (табл. 3).

Таблица 3 / Table 3

Группы терминальных ценностей Groups of terminal values

Группы ценностных ориентаций Группа 1 Группа 2 /-критерий Стьюдента

Конкретные ценности 9,1 9,5 -1,5

Абстрактные ценности 9,9 9,4 1,8*

Профессиональная самореализация 9,8 9,4 0,7

Личная жизнь 9,7 9,5 0,3

В системе инструментальных ценностей (рис. 2) иерархия прослеживается довольно от-

четливо: на первых позициях у учащихся оказались аккуратность (t = -1,7*), жизнерадостность (? = -1,7*) (более значимые в группе не определившихся с выбором учеников), исполнительность, воспитанность и высокие запросы, наименее значимы - твердая воля, смелость в отстаивании своего мнения, самоконтроль, а в первой группе еще и широта взглядов ^ = 1,7*).

Выраженность иерархии в инструментальных ценностях проявилась и в объединенных группах этих ценностей, особенно заметной у определившихся учеников. Так, ценности общения и дела доминируют над этическими, ценности дела, альтруистические превалируют над индивидуалистическими и конформистскими. Однако ценности самоутверждения и принятия других людей, несколько противоречащие друг другу, выражены в равной мере. Примечательно, что у не определившихся учеников все группы ценностей выражены примерно одинаково, что свидетельствует о большей незрелости ценностных ориентаций у этих подростков. При этом для них более значимыми, чем для определившихся сверстников, являются этические и менее значимыми ценности общения (табл. 4).

Твердая воля

Смелость в отстаивании своего мнения Самоконтроль Шпрота взглядов Рационализм Ответственность Образованность Эффективность в делах Непримиримость к недостаткам Чуткость Честность Терпимость Независимость Высокие запросы Во спитанно сть Исполнительно сть Жизнерад о стно сть Акку р атно сть

10

1 4

□ Группа 2 (не определившиеся с выбором учащиеся)

□ Группа 1 (определившиеся с выбором учащиеся)

Рис. 2. Иерархия инструментальных ценностей учащихся 8-х классов Fig. 2. Hierarchy of instrumental values among the 8th form students

Таблица 4 / Table 4 Группы инструментальных ценностей учащихся 8-х классов Groups of instrumental values the 8th form students

Группы ценностных ориентаций Группа 1 Группа 2 /-критерий Стьюдента

Этические 10,3 9,4 2,0**

Общения 8,7 9,9 -2,8**

Дела 9,7 9,3 1,4

Индивидуалистические 10,8 10,4 0,5

Конформистские 10,5 9,6 1,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Альтруистические 9,4 10,3 -0,8

Самоутверждения 10,2 9,9 0,6

Принятия других людей 10,5 10,1 0,6

Полученные результаты свидетельствуют о том, что система ценностных ориентаций у учащихся 8-х классов еще не полностью сформирована и терминальные и инструментальные ценности не вполне согласованы между собой. Подросткам трудно выделить приоритетные ценности-цели как основные жизненные ориентиры, а такие ценности-средства, как образованность, ответственность, рационализм, широта взглядов, самоконтроль, смелость в отстаивании своего мнения, твердая воля, которые служат «инструментами» достижения важных для данного этапа возрастного развития целей (образование, выбор профиля обучения), отмечаются ими как наименее значимые.

Заключение

В условиях общего среднего образования при подготовке школьников к профильному обучению для педагогов и психологов актуализируются задачи, связанные с развитием у учащихся 8-9-х классов представлений о возможностях приложения своих умений и навыков в конкретных видах профессиональной деятельности, в адекватном соотнесении своих интересов, ценностных ориентаций с конкретными профессиями и с теми учебными дисциплинами, которые составляют основу соответствующего профиля обучения.

Полученные в ходе эмпирического исследования данные и результаты их анализа позволяют определить основные направления психолого-педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения учащихся на этапе их предпрофильной подготовки, основными задачами которого должны стать:

1) помощь ученикам в соотнесении своих умений и навыков с интересом к тем типам профессий, где эти навыки могут быть использованы в полной мере;

2) развитие у них более глубоких представлений о разных типах профессий, чтобы расширить возможности профессионального выбора;

3) формирование у подростков иерархии в системе ценностей (с акцентом на терминальных ценностях), а также непротиворечивых ценностных ориентаций, на основе которых они смогут выстраивать стратегии своего успешного профессионального будущего;

4) помощь в определении жизненных приоритетов с ориентацией на ценности профессиональной самореализации, дела и самоутверждения;

5) индивидуальная психолого-педагогическая и профориентационная работа с теми учащимися, которые еще не в полной мере определились с выбором направления своего дальнейшего образования - профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы или обучения в учреждениях среднего профессионального образования.

Библиографический список

1. Байбородова Л. В., Новикова Е. В. Педагогическое сопровождение предпрофльной подготовки школьников // Ярослав. пед. вестн. 2016. № 4. С. 26-32.

2. Мамонтова Т. С., Ермакова Е. В., Кашлач И. Ф. Организация предпрофильной и профильной подготовки старшеклассников // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер. Образование. Педагогические науки. 2016. Т. 8, № 1. С. 34-43.

3. Серебренников Л. Н., Мелехина С. И. Предпрофильная практико-ориентированная подготовка школьников // Ярослав. пед. вестн. 2004. № 4. С. 120-125.

4. Деденко Н. И., Эргардт О. И. Профессиональное самоопределение учащихся как фактор качества образования в условиях профильного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 2. С. 49-52.

5. Ососова М. В. Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся // Пед. образование в России. 2011. № 4. С. 166-172.

6. Трубина Г. Ф., МащенкоМ. В. Предпрофессиональная социализация личности старшеклассника в процессе обучения // Пед. образование в России. 2017. № 1. С. 79-86.

7. Исмагилов Р. Д. Место и роль предпрофильной подготовки и профильного обучения в процессе профессионального самоопределения школьников // Казан. пед. журн. 2016. № 4 (117). С. 147-150.

8. Арендачук И. В. Проблема выбора профессии современными старшеклассниками // Профессиональная ориентация. 2017. № 1. С. 15-21.

9. Пушкина О. В. Профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2009. Вып. 1 (79). С. 29-32.

10. Закревская О. В. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=15194 (дата обращения: 05.04.2018)

Образец для цитирования:

Арендачук И. В. Особенности профессионального самоопределения учащихся на этапе подготовки к профильному обучению // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 3 (27). С. 204-211. БО!: 10.18500/2304-9790-2018-7-3-204-211

Peculiarities of Professional Self-Determination of Students at the Stage of Preparation for Subject Oriented Training

Irina V. Arendachuk

ORCID 0000-0002-8378-2284 Saratov State University

83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia E-mail: arend-irina@yandex.ru

The relevance of the study is determined by the need of scientifically-based programs of psychological and pedagogical support for students of general education schools under the conditions of subject oriented pre-training. The purpose of the study is to identify the peculiarities of students' professional self-determination at the stage of comple-

tion the basic general education and preparation for subject oriented training. The hypothesis of the study - the peculiarities of professional self-determination of students at the stage of choosing the subject oriented training are determined by their ability to match their interests, knowledge and skills to certain types of professional activity, and also to the level of the formation of the value orientation systems of the individual. The sample was made of 60 students of the 8th form of the general education school (24 boys and 36 girls aged 13,5-14 years old). The following methods were used: the questionnaire "Orientation" by I. L. Solomin, the questionnaire of professional readiness by L. N. Kabardova, and the test "Value orientations of the individual" by M. Rokich. We established that students of the 8th form do not match their skills and knowledge to their interest to the types of professions where these skill and knowledge could be used. In the structure of students' terminal values there is no clear hierarchy; in the system of instrumental values, it is expressed quite distinctly: the most impor-

tant qualities for students are tidiness and cheerfulness, promptness, upbringing and high aspirations, the least important are: self-control, courage to take a stand, strong will. We demonstrated that the work on psychological and pedagogical support for the professional self-determination of students, beginning from the 8th form, should be aimed at developing their understanding of the possibilities to apply their skills and knowledge to specific types of professional activity, developing the ability to match their interests and values to selected professions and to those subjects that form the basis of their training program. The obtained results have practical importance in the planning of career-guidance work with the 8th and 9th form students in the process of their preparation for subject-oriented training in the high school. Key words: professional self-determination, subject oriented training, professional orientation of the individual, professional readiness, value orientations.

References

1. Bayborodova L. V., Novikova E. V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie predprofl'noy podgotovki shkol'nikov [Pedagogical Escort of Schoolchildren's Pre-Specialized Training]. Yaroslav. ped. vestn. [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2016, iss. 4, pp. 26-32 (in Russian).

2. Mamontova T. S., Ermakova E. V., Kashlach I. F. Organizatsiya predprofil'noy i profil'noy podgotovki starsheklassnikov [Organizing of Upper-Form Pupils' Pre-Specialized and Specialized Training]. Vestn. Yuzh.-Ural. gos. un-ta. Ser. Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki [Bulletin of the South Ural State University. Series Education. Educational Sciences], 2016, vol. 8, no. 1, pp. 34-43 (in Russian).

3. Serebrennikov L. N., Melekhina S. I. Predprofil'naya praktiko-orientirovannaya podgotovka shkol'nikov [Schoolchildren's Pre-Specialized Practical-Oriented Training]. Yaroslav. ped. vestn. [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2004, no. 4, pp. 120-125 (in Russian).

4. Dedenko N. I., Ergardt O. I. Professional'noe samoopre-delenie uchashchikhsya kak faktor kachestva obrazovaniya v usloviyakh profil'nogo obucheniya [Pupils' Professional Self-Determination as Factor of Educational Quality in Conditions of Specialized Training]. Innovatsionnye

proekty iprogrammy v obrazovanii [Innovative Projects and Programs in Education], 2010, no. 2, pp. 49-52 (in Russian).

5. Ososova M. V. Model' psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya professional'nogo samoopredeleniya uchashchikhsya [Model of Psychological and Pedagogical Escort of Pupils' Professional Self-Determination]. Ped. obrazovanie v Rossii [Pedagogical Education in Russia], 2011, no. 4, pp. 166-172 (in Russian).

6. Trubina G. F., Mashchenko M. V. Predprofessional'naya sotsializatsiya lichnosti starsheklassnika v protsesse obucheniya [Pre-Professional Socialization of Upper-Form Pupil's Personality in Educational Process]. Ped. obrazovanie v Rossii [Pedagogical Education in Russia], 2017, no. 1, pp. 79-86 (in Russian).

7. Ismagilov R. D. Mesto i rol' predprofil'noy podgotovki i profil'nogo obucheniya v protsesse professional'nogo samoopredeleniya shkol'nikov [Place and Role of Pre-Specialized Training and Specialized Learning in Process of Schoolchildren's Professional Self-Determination]. Kazan. ped. zhurn. [Kazan Pedagogical Journal], 2016, no. 4 (117), pp. 147-150 (in Russian).

8. Arendachuk I. V. Problema vybora professii sovremennymi starsheklassnikami [Problem of Professional Choice by Modern Upper-Form Pupils]. Professional'naya orien-tatsiya [Professional Orientation], 2017, no. 1, pp. 15-21 (in Russian).

9. Pushkina O. V. Professional'noe samoopredelenie shkol'nikov v usloviyakh profil'nogo obucheniya [School-children's Professional Self-Determination in Conditions of Specialized Learning]. Vestn. Tom. gos. ped. un-ta [Tomsk State Pedagogical University Bulletin], 2009, iss. 1 (79), pp. 29-32 (in Russian).

10. Zakrevskaya O. V. Psikhologicheskoe soprovozhdenie professional'nogo samoopredeleniya starsheklassnikov (Psychological Escort of Upper-Form Pupils' Professional Self-Determination). Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya (Modern Problems of Science and Education), 2014, no. 5. Available at: https://science-education. ru/ru/article/view?id=15194 (accessed 5 April 2018) (in Russian).

Cite this article as:

Arendachuk I. I. Peculiarities of Professional Self-Determination of Students at the Stage of Preparation for Subject Oriented Training. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2018, vol. 7, iss. 3 (27), рр. 204-211 (in Russian). DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-3-204-211

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.