Научная статья на тему 'Структурно-функциональная модель элективного ориентационного математического курса'

Структурно-функциональная модель элективного ориентационного математического курса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОРИЕНТАЦИОННЫЙ ЭЛЕКТИВ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬ-НОСТЬ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОРИЕНТАЦИОННОГО ЭЛЕКТИВА ПО МАТЕМА-ТИКЕ / SPECIALIZED PREPARATION / CONTEXTUAL EDUCATION / ORIENTATIONAL ELECTIVE / ACADEMIC EDUCATIONAL ACTIVITY PROFESSIONAL LIKE ACTIVITY / THE STRUCTURED-FUNCTIONAL MODEL REFERENCE ELECTIVE ON MATHEMATICIAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондратенко Л. Н.

Условием успешной реализации профильного обучения старшеклассников автор считает допрофессиональную подготовку учащихся в форме ориентационных элек-тивных курсов, в том числе и по математике, разработанных на основе положений теории контекстного обучения. Читателям предлагается структурно-функциональ-ная модель таких математических элективов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондратенко Л. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURED-FUNCTIONAL MODEL ORIENTATIONAL ELECTIVE MATHEMATICAL COURSE

The author considers pre-professional training of students in the form of oriented elective course for realization profile education as the most successful, including mathematics. This course is based on the main principals of contextual education. The reader is offered structured-functional model of these mathematical courses.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональная модель элективного ориентационного математического курса»

7. Словарь-справочник по педагогике / под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

8. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989.

Статья поступила в редакцию 22.06.09

УДК 372.851

Л.Н. Кондратенко, аспирант КузГПА, г. Новокузнецк, E-mail: [email protected]

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЭЛЕКТИВНОГО ОРИЕНТАЦИОННОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО КУРСА

Условием успешной реализации профильного обучения старшеклассников автор считает допрофессиональную подготовку учащихся в форме ориентационных элек-тивных курсов, в том числе и по математике, разработанных на основе положений теории контекстного обучения. Читателям предлагается структурно-функциональ-ная модель таких математических элективов.

Ключевые слова: профильное обучение; контекстное обучение; ориентационный электив; академическая учебная деятельность; квазипрофессиональная деятель-ность; структурно-функциональная модель ориентационного электива по матема-тике.

При проектировании элективного ориентационного математического курса, следуя терминологии С.Н. Чистяковой [1], мы выделяем следующие структурные элементы: цель курса; задачи курса; содержание курса, состоящее из трёх модулей.

Непосредственно содержание ориентационного математического электива включает в себя два модуля: инвариантный, предусматривающий изучение теоретических основ математических методов, и вариативный, предназначенный для ознакомления учащихся с практическим применением математических методов в какой-либо сфере профессиональной деятельности [2].

Инвариантный модуль служит основой для расширения знаниевого поля учащихся в области математики, интеграции математики с другими школьными дисциплинами. Эта часть ориентационного электива посвящена изучению теоретических основ математических методов в сфере человеческой деятельности, соответствующей профилю ориентированному на одну из пяти сфер человеческой деятельности (выделены Е. Климовым): «Человек-Человек», «Человек-Техника», «Чело-век-Знаковая система», Человек-Художественный образ», Человек-Природа» [3].

Изучение содержания инвариантного модуля осуществляется через организацию учебной деятельности академического типа.

Задача изучения инвариантного модуля:

• Помочь учащимся овладеть сущностью математических методов, значимых для соответствующей сферы профессиональной деятельности.

При изучении инвариантного модуля мы выделяем этапы: диагностический, обучающий и рефлексивный.

Диагностический этап предназначен для выявления индивидуальных психологических особенностей школьников. С этой целью предполагается использовать тесты умственного развития (выявление общей осведомлённости, умений устанавливать аналогию, классифицировать и т. п.) и дополнительные тесты и анкеты для выявления сформированности приёмов учебной деятельности. Здесь же осуществляется диагностика готовности (обученности и обучаемости) школьников к изучению предлагаемого содержания. В соответствии с технологически построенным учебным процессом предполагается использование тестов по уровням усвоения информации (минимальной, обязательной подготовки, возможности к повышенной). Если нет возможности соста-вить и провести учебный тест, можно в традиционной контрольной работе исполь-зовать пооперационный анализ решения задач с помощью дополнительных вопросов. Полученная информация поможет корректно дифференцировать работу с учащимися.

На обучающем этапе предполагается актуализировать опорные математические знания, необходимые для работы в выбранной сфере профессиональной деятельности: для чего определяется, знаниями, из каких разделов математики и на каком уровне необходимо овладеть для успешного осуществ-

ления предполагаемой профессиональ-ной деятельности; знакомить учащихся с теоретическими основами математических методов в определённой профессиональной сфере. Особо выделяется математическая составляющая будущей профессиональной деятельности. В этой части обучающего этапа важное место отводится отработке навыков решения задач с профессиональным контекстом с помощью математических методов характерных для данного профиля.

На рефлексивном этапе организуется самооценка учащимися собственной познавательной деятельности, связанной с изучением математических методов, самооценка отношения к изученному математическому содержанию с точки зрения востребованности и интереса к нему, самооценка своей обученности содержанию инвариантного модуля электива.

При изучении вариативного модуля организуется квазипрофессиональная деятельность школьников, что позволяет демонстрировать им на практике использование математических методов при решении профессиональных проблем [4, 5].

Задачи изучения вариативного модуля:

• развить интерес учащихся к применению математики в конкретной профессиональной сфере;

• ознакомить учащихся на практике со спецификой математических задач, необходимых для выполнения типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям в предполагаемой сфере профессиональной деятельности;

• сформировать компетенции в области применения математического инструментария, необходимого для приобретения опыта практической работы в профессиональной деятельности [6].

Изучение содержания вариативного модуля ориентационного электива также включает три этапа: практический, диагностический, рефлексивный.

Практический этап предполагает применение учащимися математических методов в квазипрофессиональной деятельности. В качестве средств для организации квазипрофессиональной деятельности учащихся используется профессиональный контекст, производственные экскурсии, решение ситуационных задач. Во время производственных экскурсий учащиеся знакомятся с математическими методами, применяемыми в деятельности специалиста. По материалам экскурсий делают описание профессиональных ситуаций, требующих применения математических методов, составляют ситуационные задачи и выполняют их решение. Квазипрофессиональная деятельность осуществляется также и в ходе имитационных деловых игр.

Диагностический этап предполагает осуществление самооценки уровня: сформированности компетенций, необходимых для решения профессиональных задач методами математики; компетентности в применении профессионального математического инструментария. С этой целью мы предлагаем учащимся выполнить «пробу сил», в ходе которой они решают ситуационные задачи. Выполняя задания «пробы сил» по трём компонентам (технологический, функциональный,

ситуационный) и на трёх уровнях сложности, школьники имеют возможность оценить свой уровень владения математическим инструментарием, необходимым специалисту в сфере профессиональной деятельности.________________________

Цель курса: Формирование компетенций в области применения математического инструментария, необходимого для приобретения опыта практической работы в профессиональной деятельности; помощь в выборе образовательной траектории в профессиональной школе

Задачи курса: Развить интерес учащихся к применению математики в конкретной профессиональной сфере; формировать компетенции в области применения математического инструментария, необходимого для осуществления профессиональной деятельности

Инвариантный модуль «Математические методы в сфере профессиональной деятельности»

Диагностический этап: Специальная диагностика выявления индивидуально-психологических особенностей школьников; диагностика учебной готовности (обученности и обучаемости) школьников к изучению предлагаемого содержания

Обучающий этап: Актуализация опорных математических знаний; знакомство с теоретическими основами математических методов профессиональной сферы

Рефлексивныт этап: Самооценка обученности содержанию инвариантного модуля электива; самооценка отношения к изученному математическому содержанию

і

Вариативный модуль ▼ «Математические методы в деятельности специалиста»

Практический этап: Применение учащимися математических методов в квазипрофессиональной деятельности

Диагностический этап: Самооценка уровня своей компетентности в применении профессионального математического инструментария с помощью выполнения «пробы сил»

Рефлексивныт этап: Самооценка уровня интереса к выбранной профессии

1

Ориентационный модуль ▼ «Подведение итогов и формирование рекомендаций по выбору специальности в профессиональной школе»

Диагностический этап: Качественная оценка: наличия математических компетенций, необходимых для обучения выбранной профессии или осуществления предполагаемой профессиональной деятельности; изменения степени осознанности выбора образовательной траектории

Рефлексивныт Этап: Самооценка компетентности в применении профессионального математического инструментария; самоопределение учащихся с выбором образовательной траектории для получения предполагаемой профессии

Рис. 1. Структурно-функциональная модель ориентационного математического электива.

На рефлексивном этапе происходит самооценка своих профессиональных притязаний, своей компетентности в использовании профессионального математического инструментария, а также уровня своего интереса к выбранной профессии.

Электив включает ещё один модуль - ориентационный, который предполагает подведение итогов изучения электива и формирование рекомендаций учащимся для осуществления выбора специальности в профессиональной школе. Процессуально этот модуль включает два этапа: диагностический и рефлексивный.

На диагностическом этапе осуществляется качественная оценка изменения уровня мотивации к изучению математики; изменения отношения учащихся к математическому содержанию электива; изменения уровня математической подготовки учащихся; наличия математических знаний и умений, необходимых для обучения выбранной профессии или осуществления предполагаемой профессиональной деятельности; изменения степени осознанности выбора образовательной траектории.

На рефлексивном этапе происходит оценка своей компетентности в области применения профессионального математического инструментария; самооценка влияния элективного ориентационного курса на выбор образовательной траектории; самоопределение учащихся с выбором образовательной траектории для получения предполагаемой профессии.

Сказанное выше можно представить в виде структурнофункциональной модели ориентационного электива (рисунок 1). Можно заметить, что в условиях реализации элективного ориентационного математического курса у педагога есть возможность, с одной стороны, оценить необходимый уровень предметных знаний и умений учащего-ся, с другой стороны, успешность выполнения «пробы сил» позволяет учащемуся соот-нести уровень своей математической компетентности с требованиями, предъявляемы-ми профессией или профилем обучения к знаниям в области математики. Изучение содержания электива позволяет старшеклассникам дополнить свои представления, зна-ния, умения по профильному или базовому курсу математики, определить своё место в предполагаемой сфере профессиональной деятельности и, либо утвердиться в правиль-ности сделанного выбора, либо скорректировать, а, возможно, и совсем отказаться от него. Реализация ориентационного математического электива с использованием профессионального контекста может осуществляться по предложенной модели (рисунок 2).

Цель:

• формирование компетенций в области применения математического инструментария, необходимого для приобретения опыта практической работы в профессиональной деятельности;

• помощь в выборе образовательной траектории в

профессиональной школе_______________________________

Задачи:

• помочь учащимся овладеть сущностью математических методов, значимых для соответствующей сферы профессиональной деятельности;

• развить интерес учащихся к применению математики в конкретной профессиональной сфере;

• ознакомить учащихся на практике со спецификой математических задач, необходимых для выполнения типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям в предполагаемой сфере профессиональной деятельности;

• сформировать компетенции в области применения

математического инструментария, необходимого для приобретения опыта практической работы в профессиональной деятельности______________________________

Принципы: гибкость, интегративность, дифференциация, гуманизация, информативность, унификация________

___________________Структура курса___________________

Инвариантный модуль «Математические методы в сфере профессиональной

___________________деятельности»_____________________

Вариативный модуль «Математические методы в деятельности специалиста» Ориентационный модуль «Подведение итогов и формирование рекомендаций по выбору специальности в профессиональной школе» Средства: задачи с профессиональным контекстом, производственные экскурсии, ситуационные задачи, «проба сил», учебно-познавательная ситуация, инфор-

Наш опыт показывает, что изучение ориентационного математического электива по такой модели будет содействовать реализации всех функций профильного обучения: формированию системных знаний, умений, мотивов, интересов, готовности к предпола-гаемой профессиональной деятельности. Постановка электива в соответствии с мо-делью позволяет интенсифицировать и активизировать межпредметные связи, что способствует расширению познавательных возможностей старшеклассников.

Содержание электива определено его учебной целью, а дидактическая цель строится в соответствии с примерной программой курса математики для общеобразовательных учреждений. Сама цель курса формируется вне системы образования. Она обусловлена потребностями общества и личности, представляет собой определенный социальный заказ на подготовку специалистов.

Представляется, что для полноценной реализации идеи профильного обучения постановка ориентационного математического электива весьма продуктивна.

Библиографический список

1. Чистякова, С.Н. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб / С.Н. Чистякова // Департ. образования и науки Администр., Обл. ИУУ, институт профес. самоопредел. молодёжи РАО. - Кемерово, 1995.

2. Кондратенко, Л.Н. Элективные ориентационные математические курсы в профильной школе : учебно-методическое пособие / Л.Н. Кондратенко; под ред. В. Ф. Любичевой]. - Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2008.

3. Климов, Е.А. Как выбирать профессию: кн. для учащихся / Е.А. Климов. - М.: Просвещение, 1984.

4. Вербицкий, А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения [Электронный ресурс] : Режим доступа. -http: //rc.edu.ru/rc/bologna/werbicky_IV pdf

5. Вербицкий, А.А. Контекстный подход к реализации компетентностного подхода в образовании / А.А. Вербицкий // Актуальные психологопедагогические проблемы подготовки специалиста: Сб. науч. трудов / Стерлитамакская гос. пед. академия; отв. ред. А.А. Вербицкий, А.С. На-зыров. - Уфа: Гилем, 2005.

6. Иванов, Д. А. Компетенции и компетентный подход в современном образовании / Д. А. Иванов // Школьные технологии. - 2007. - №6.

Статья поступила в редакцию 11.07.09.

мационные источники на различных носителях, информационные и мультимедиа технологии и др.

Формы: индивидуальная и групповая работа, лекция, беседа, дискуссия, производственная экскурсия, ученическая конференция, имитационная игра и др.____________

Методы и приёмы: методы контекстного обучения: дискуссия, имитационная игра, творческое задание,

учебное исследование и проектирование и др.____________

Результат:

• приобретение учащимися компетенций в области применения математического инструментария, необходимого для осуществления профессиональной деятельности;

• самоопределение учащихсяс выбором образова-

тельной траектории для получения предполагаемой профессии______________________________________________

Рис. 2. Модель ориентационного математического электива

УДК 371:008

Н.В. Дударева, соискатель АлтГУ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ ДИЗАЙНУ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

В работе дано определение педагогического дизайна и описаны особенности педагогического проектирования образовательных программ по дизайну. Рассмотрены новые требования к личности педагога и его профессиональной деятельности. Дан анализ содержательных аспектов структурных составляющих педагогического проектирования и особенностей диагностики результатов обучения дизайну.

Ключевые слова: личность педагога, проектирование учебнообразова-тельного процесса, педагогический дизайн, творчество педагога, мотив деятельности, структура проектирования, содержание учебной деятельности детей, показатели.

В результате реформирования современная система российского образования превратилась в открытый, динамично изменяющийся социальный институт, нацеленный на реализацию права человека на получение образования с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей личности. Теперь образовательным учреждениям дано право самостоятельно разрабатывать, принимать и реализовывать программы, определять цели, содержание, методы, средства и организационных форм образовательной деятельности, что должно наиболее полно учитывать конкретные обстоятельства протекания учебно-воспитательного процесса. В связи с этим существенно изменилась требования к личности педагога и его профессиональной деятельности, одной из важнейших составляющих которой стало проектирование учебнообразовательного процесса. Сейчас появился и активно используется новый термин-педагогический дизайн, обозначающий творческую проектную деятельность педагогов, направленную на выявление и разрешение в учебном процессе актуальных образовательных проблем и противоречий. «Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы задавать предположительные варианты предстоящей совместной деятельности учителя и воспитанника по созданию условий для саморазвития личности, прогнозировать ее результаты и эффекты» [1, с. 235]. Как правило, эти проблемы связаны с не-

обходимостью повышения качества обучения с сохранением принципов личностно-ориентированной педагогики. В настоящее время понятие качества образования определяет образовательный процесс как развитие, становление личности, способной к самостоятельным созидательным действиям, реализации своих способностей, самосовершенствованию, постоянному овладению новыми знаниями.

Для решения образовательных проблем настоятельной необходимостью становится активизация педагогического творчества и вовлечение педагогов в процесс педагогического проектирования. И.Н. Кузнецов рассматривает педагогическое «творчество как деятельность в создании образа результата, в отборе, комбинировании, коррекции и реконструировании процесса, приводящего к этому результату» [1, с. 355]. Кузнецов И.Н. пишет в своей книге: «Что же движет творчеством педагога или что является мотивом его деятельности? Главным мотивом продуктивной педагогической деятельности (в том числе и творчества) выступает неудовлетворенность личности получаемым результатом в соотнесенности как с потенциальными возможностями учащихся, так и с собственными возможностями и морально-психологическими установками». Творческих педагогов отличает личная потребность в творчестве, наличие креативного типа мышления, интерес к продуктивному взаимодействию с учащимися и склонность к педаго-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.