7. Словарь-справочник по педагогике / под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
8. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989.
Статья поступила в редакцию 22.06.09
УДК 372.851
Л.Н. Кондратенко, аспирант КузГПА, г. Новокузнецк, E-mail: [email protected]
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЭЛЕКТИВНОГО ОРИЕНТАЦИОННОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО КУРСА
Условием успешной реализации профильного обучения старшеклассников автор считает допрофессиональную подготовку учащихся в форме ориентационных элек-тивных курсов, в том числе и по математике, разработанных на основе положений теории контекстного обучения. Читателям предлагается структурно-функциональ-ная модель таких математических элективов.
Ключевые слова: профильное обучение; контекстное обучение; ориентационный электив; академическая учебная деятельность; квазипрофессиональная деятель-ность; структурно-функциональная модель ориентационного электива по матема-тике.
При проектировании элективного ориентационного математического курса, следуя терминологии С.Н. Чистяковой [1], мы выделяем следующие структурные элементы: цель курса; задачи курса; содержание курса, состоящее из трёх модулей.
Непосредственно содержание ориентационного математического электива включает в себя два модуля: инвариантный, предусматривающий изучение теоретических основ математических методов, и вариативный, предназначенный для ознакомления учащихся с практическим применением математических методов в какой-либо сфере профессиональной деятельности [2].
Инвариантный модуль служит основой для расширения знаниевого поля учащихся в области математики, интеграции математики с другими школьными дисциплинами. Эта часть ориентационного электива посвящена изучению теоретических основ математических методов в сфере человеческой деятельности, соответствующей профилю ориентированному на одну из пяти сфер человеческой деятельности (выделены Е. Климовым): «Человек-Человек», «Человек-Техника», «Чело-век-Знаковая система», Человек-Художественный образ», Человек-Природа» [3].
Изучение содержания инвариантного модуля осуществляется через организацию учебной деятельности академического типа.
Задача изучения инвариантного модуля:
• Помочь учащимся овладеть сущностью математических методов, значимых для соответствующей сферы профессиональной деятельности.
При изучении инвариантного модуля мы выделяем этапы: диагностический, обучающий и рефлексивный.
Диагностический этап предназначен для выявления индивидуальных психологических особенностей школьников. С этой целью предполагается использовать тесты умственного развития (выявление общей осведомлённости, умений устанавливать аналогию, классифицировать и т. п.) и дополнительные тесты и анкеты для выявления сформированности приёмов учебной деятельности. Здесь же осуществляется диагностика готовности (обученности и обучаемости) школьников к изучению предлагаемого содержания. В соответствии с технологически построенным учебным процессом предполагается использование тестов по уровням усвоения информации (минимальной, обязательной подготовки, возможности к повышенной). Если нет возможности соста-вить и провести учебный тест, можно в традиционной контрольной работе исполь-зовать пооперационный анализ решения задач с помощью дополнительных вопросов. Полученная информация поможет корректно дифференцировать работу с учащимися.
На обучающем этапе предполагается актуализировать опорные математические знания, необходимые для работы в выбранной сфере профессиональной деятельности: для чего определяется, знаниями, из каких разделов математики и на каком уровне необходимо овладеть для успешного осуществ-
ления предполагаемой профессиональ-ной деятельности; знакомить учащихся с теоретическими основами математических методов в определённой профессиональной сфере. Особо выделяется математическая составляющая будущей профессиональной деятельности. В этой части обучающего этапа важное место отводится отработке навыков решения задач с профессиональным контекстом с помощью математических методов характерных для данного профиля.
На рефлексивном этапе организуется самооценка учащимися собственной познавательной деятельности, связанной с изучением математических методов, самооценка отношения к изученному математическому содержанию с точки зрения востребованности и интереса к нему, самооценка своей обученности содержанию инвариантного модуля электива.
При изучении вариативного модуля организуется квазипрофессиональная деятельность школьников, что позволяет демонстрировать им на практике использование математических методов при решении профессиональных проблем [4, 5].
Задачи изучения вариативного модуля:
• развить интерес учащихся к применению математики в конкретной профессиональной сфере;
• ознакомить учащихся на практике со спецификой математических задач, необходимых для выполнения типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям в предполагаемой сфере профессиональной деятельности;
• сформировать компетенции в области применения математического инструментария, необходимого для приобретения опыта практической работы в профессиональной деятельности [6].
Изучение содержания вариативного модуля ориентационного электива также включает три этапа: практический, диагностический, рефлексивный.
Практический этап предполагает применение учащимися математических методов в квазипрофессиональной деятельности. В качестве средств для организации квазипрофессиональной деятельности учащихся используется профессиональный контекст, производственные экскурсии, решение ситуационных задач. Во время производственных экскурсий учащиеся знакомятся с математическими методами, применяемыми в деятельности специалиста. По материалам экскурсий делают описание профессиональных ситуаций, требующих применения математических методов, составляют ситуационные задачи и выполняют их решение. Квазипрофессиональная деятельность осуществляется также и в ходе имитационных деловых игр.
Диагностический этап предполагает осуществление самооценки уровня: сформированности компетенций, необходимых для решения профессиональных задач методами математики; компетентности в применении профессионального математического инструментария. С этой целью мы предлагаем учащимся выполнить «пробу сил», в ходе которой они решают ситуационные задачи. Выполняя задания «пробы сил» по трём компонентам (технологический, функциональный,
ситуационный) и на трёх уровнях сложности, школьники имеют возможность оценить свой уровень владения математическим инструментарием, необходимым специалисту в сфере профессиональной деятельности.________________________
Цель курса: Формирование компетенций в области применения математического инструментария, необходимого для приобретения опыта практической работы в профессиональной деятельности; помощь в выборе образовательной траектории в профессиональной школе
Задачи курса: Развить интерес учащихся к применению математики в конкретной профессиональной сфере; формировать компетенции в области применения математического инструментария, необходимого для осуществления профессиональной деятельности
Инвариантный модуль «Математические методы в сфере профессиональной деятельности»
Диагностический этап: Специальная диагностика выявления индивидуально-психологических особенностей школьников; диагностика учебной готовности (обученности и обучаемости) школьников к изучению предлагаемого содержания
Обучающий этап: Актуализация опорных математических знаний; знакомство с теоретическими основами математических методов профессиональной сферы
Рефлексивныт этап: Самооценка обученности содержанию инвариантного модуля электива; самооценка отношения к изученному математическому содержанию
і
Вариативный модуль ▼ «Математические методы в деятельности специалиста»
Практический этап: Применение учащимися математических методов в квазипрофессиональной деятельности
Диагностический этап: Самооценка уровня своей компетентности в применении профессионального математического инструментария с помощью выполнения «пробы сил»
Рефлексивныт этап: Самооценка уровня интереса к выбранной профессии
1
Ориентационный модуль ▼ «Подведение итогов и формирование рекомендаций по выбору специальности в профессиональной школе»
Диагностический этап: Качественная оценка: наличия математических компетенций, необходимых для обучения выбранной профессии или осуществления предполагаемой профессиональной деятельности; изменения степени осознанности выбора образовательной траектории
Рефлексивныт Этап: Самооценка компетентности в применении профессионального математического инструментария; самоопределение учащихся с выбором образовательной траектории для получения предполагаемой профессии
Рис. 1. Структурно-функциональная модель ориентационного математического электива.
На рефлексивном этапе происходит самооценка своих профессиональных притязаний, своей компетентности в использовании профессионального математического инструментария, а также уровня своего интереса к выбранной профессии.
Электив включает ещё один модуль - ориентационный, который предполагает подведение итогов изучения электива и формирование рекомендаций учащимся для осуществления выбора специальности в профессиональной школе. Процессуально этот модуль включает два этапа: диагностический и рефлексивный.
На диагностическом этапе осуществляется качественная оценка изменения уровня мотивации к изучению математики; изменения отношения учащихся к математическому содержанию электива; изменения уровня математической подготовки учащихся; наличия математических знаний и умений, необходимых для обучения выбранной профессии или осуществления предполагаемой профессиональной деятельности; изменения степени осознанности выбора образовательной траектории.
На рефлексивном этапе происходит оценка своей компетентности в области применения профессионального математического инструментария; самооценка влияния элективного ориентационного курса на выбор образовательной траектории; самоопределение учащихся с выбором образовательной траектории для получения предполагаемой профессии.
Сказанное выше можно представить в виде структурнофункциональной модели ориентационного электива (рисунок 1). Можно заметить, что в условиях реализации элективного ориентационного математического курса у педагога есть возможность, с одной стороны, оценить необходимый уровень предметных знаний и умений учащего-ся, с другой стороны, успешность выполнения «пробы сил» позволяет учащемуся соот-нести уровень своей математической компетентности с требованиями, предъявляемы-ми профессией или профилем обучения к знаниям в области математики. Изучение содержания электива позволяет старшеклассникам дополнить свои представления, зна-ния, умения по профильному или базовому курсу математики, определить своё место в предполагаемой сфере профессиональной деятельности и, либо утвердиться в правиль-ности сделанного выбора, либо скорректировать, а, возможно, и совсем отказаться от него. Реализация ориентационного математического электива с использованием профессионального контекста может осуществляться по предложенной модели (рисунок 2).
Цель:
• формирование компетенций в области применения математического инструментария, необходимого для приобретения опыта практической работы в профессиональной деятельности;
• помощь в выборе образовательной траектории в
профессиональной школе_______________________________
Задачи:
• помочь учащимся овладеть сущностью математических методов, значимых для соответствующей сферы профессиональной деятельности;
• развить интерес учащихся к применению математики в конкретной профессиональной сфере;
• ознакомить учащихся на практике со спецификой математических задач, необходимых для выполнения типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям в предполагаемой сфере профессиональной деятельности;
• сформировать компетенции в области применения
математического инструментария, необходимого для приобретения опыта практической работы в профессиональной деятельности______________________________
Принципы: гибкость, интегративность, дифференциация, гуманизация, информативность, унификация________
___________________Структура курса___________________
Инвариантный модуль «Математические методы в сфере профессиональной
___________________деятельности»_____________________
Вариативный модуль «Математические методы в деятельности специалиста» Ориентационный модуль «Подведение итогов и формирование рекомендаций по выбору специальности в профессиональной школе» Средства: задачи с профессиональным контекстом, производственные экскурсии, ситуационные задачи, «проба сил», учебно-познавательная ситуация, инфор-
Наш опыт показывает, что изучение ориентационного математического электива по такой модели будет содействовать реализации всех функций профильного обучения: формированию системных знаний, умений, мотивов, интересов, готовности к предпола-гаемой профессиональной деятельности. Постановка электива в соответствии с мо-делью позволяет интенсифицировать и активизировать межпредметные связи, что способствует расширению познавательных возможностей старшеклассников.
Содержание электива определено его учебной целью, а дидактическая цель строится в соответствии с примерной программой курса математики для общеобразовательных учреждений. Сама цель курса формируется вне системы образования. Она обусловлена потребностями общества и личности, представляет собой определенный социальный заказ на подготовку специалистов.
Представляется, что для полноценной реализации идеи профильного обучения постановка ориентационного математического электива весьма продуктивна.
Библиографический список
1. Чистякова, С.Н. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб / С.Н. Чистякова // Департ. образования и науки Администр., Обл. ИУУ, институт профес. самоопредел. молодёжи РАО. - Кемерово, 1995.
2. Кондратенко, Л.Н. Элективные ориентационные математические курсы в профильной школе : учебно-методическое пособие / Л.Н. Кондратенко; под ред. В. Ф. Любичевой]. - Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2008.
3. Климов, Е.А. Как выбирать профессию: кн. для учащихся / Е.А. Климов. - М.: Просвещение, 1984.
4. Вербицкий, А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения [Электронный ресурс] : Режим доступа. -http: //rc.edu.ru/rc/bologna/werbicky_IV pdf
5. Вербицкий, А.А. Контекстный подход к реализации компетентностного подхода в образовании / А.А. Вербицкий // Актуальные психологопедагогические проблемы подготовки специалиста: Сб. науч. трудов / Стерлитамакская гос. пед. академия; отв. ред. А.А. Вербицкий, А.С. На-зыров. - Уфа: Гилем, 2005.
6. Иванов, Д. А. Компетенции и компетентный подход в современном образовании / Д. А. Иванов // Школьные технологии. - 2007. - №6.
Статья поступила в редакцию 11.07.09.
мационные источники на различных носителях, информационные и мультимедиа технологии и др.
Формы: индивидуальная и групповая работа, лекция, беседа, дискуссия, производственная экскурсия, ученическая конференция, имитационная игра и др.____________
Методы и приёмы: методы контекстного обучения: дискуссия, имитационная игра, творческое задание,
учебное исследование и проектирование и др.____________
Результат:
• приобретение учащимися компетенций в области применения математического инструментария, необходимого для осуществления профессиональной деятельности;
• самоопределение учащихсяс выбором образова-
тельной траектории для получения предполагаемой профессии______________________________________________
Рис. 2. Модель ориентационного математического электива
УДК 371:008
Н.В. Дударева, соискатель АлтГУ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ ДИЗАЙНУ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
В работе дано определение педагогического дизайна и описаны особенности педагогического проектирования образовательных программ по дизайну. Рассмотрены новые требования к личности педагога и его профессиональной деятельности. Дан анализ содержательных аспектов структурных составляющих педагогического проектирования и особенностей диагностики результатов обучения дизайну.
Ключевые слова: личность педагога, проектирование учебнообразова-тельного процесса, педагогический дизайн, творчество педагога, мотив деятельности, структура проектирования, содержание учебной деятельности детей, показатели.
В результате реформирования современная система российского образования превратилась в открытый, динамично изменяющийся социальный институт, нацеленный на реализацию права человека на получение образования с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей личности. Теперь образовательным учреждениям дано право самостоятельно разрабатывать, принимать и реализовывать программы, определять цели, содержание, методы, средства и организационных форм образовательной деятельности, что должно наиболее полно учитывать конкретные обстоятельства протекания учебно-воспитательного процесса. В связи с этим существенно изменилась требования к личности педагога и его профессиональной деятельности, одной из важнейших составляющих которой стало проектирование учебнообразовательного процесса. Сейчас появился и активно используется новый термин-педагогический дизайн, обозначающий творческую проектную деятельность педагогов, направленную на выявление и разрешение в учебном процессе актуальных образовательных проблем и противоречий. «Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы задавать предположительные варианты предстоящей совместной деятельности учителя и воспитанника по созданию условий для саморазвития личности, прогнозировать ее результаты и эффекты» [1, с. 235]. Как правило, эти проблемы связаны с не-
обходимостью повышения качества обучения с сохранением принципов личностно-ориентированной педагогики. В настоящее время понятие качества образования определяет образовательный процесс как развитие, становление личности, способной к самостоятельным созидательным действиям, реализации своих способностей, самосовершенствованию, постоянному овладению новыми знаниями.
Для решения образовательных проблем настоятельной необходимостью становится активизация педагогического творчества и вовлечение педагогов в процесс педагогического проектирования. И.Н. Кузнецов рассматривает педагогическое «творчество как деятельность в создании образа результата, в отборе, комбинировании, коррекции и реконструировании процесса, приводящего к этому результату» [1, с. 355]. Кузнецов И.Н. пишет в своей книге: «Что же движет творчеством педагога или что является мотивом его деятельности? Главным мотивом продуктивной педагогической деятельности (в том числе и творчества) выступает неудовлетворенность личности получаемым результатом в соотнесенности как с потенциальными возможностями учащихся, так и с собственными возможностями и морально-психологическими установками». Творческих педагогов отличает личная потребность в творчестве, наличие креативного типа мышления, интерес к продуктивному взаимодействию с учащимися и склонность к педаго-