УДК 37.048.45 ББК Ч420.053.6
ГСНТИ 14.35.07
Код ВАК 13.00.02
Трубина Галина Филипповна,
кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный экономический университет; 620144, г. Екатеринбург, ул. 8-е Марта / Народной воли, 62/45; e-mail: gft@e-tagil.ru
Мащенко Майя Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный профессионально-педагогический университет;
620012, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 11; e-mail: gft@e-tagil.ru
ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профильное обучение; предпрофильное обучение; развивающее обучение; профессиональное самоопределение; предпрофессиональная социализация; профориентация школьников; профессиональная ориентация; выбор профессии.
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена проблеме профильного и предпрофильного обучения как составляющих социально ориентированного обучения и предпрофессиональной социализации учащихся школы. Предпрофессиональная социализация рассматривается как социальное становление личности на завершающем этапе школьного обучения, в процессе которого человек осваивает и воспроизводит социальный опыт профессионального самоопределения, трудовой деятельности, профессиональной подготовки, с одной стороны, и регулирует процесс самообразования, самоизменения и профессионального роста - с другой. Учебно-познавательная деятельность в рамках пред-профессиональной социализации предполагает постановку перед учащимся проблемы выбора профессии, обзор возможных вариантов выбора, постоянную мотивацию к труду и самоопределению. В результате учащийся к концу своего обучения должен сделать осознанный выбор профессиональной сферы и быть готовым к дальнейшему самосовершенствованию. Представленная поэтапная модель предпрофессиональной социализации отражает процессы личностного становления учащегося, функцию самоопределения и подготовки к получению профессионального образования, возможность решения которой определяется наличием определенных институтов, этапов в современных социально-экономических условиях. Показанные в модели основные этапы предпро-фессиональной социализации легко могут быть реализованы в процессе предпрофильного и профильного образования. Кроме того, рассмотрены методы и технологии, испьзуемые в социально ориентированном образовании в рамках предпрофессиональной социализации.
Trubina Galina Filippovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia.
Mashchenko Maya Vladimirovna,
Candidate of Pedagogy, .Associate Professor, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF HIGH SCHOOL STUDENT IN COURSE OF STUDY
KEY WORDS: specialized education; preparatory training; developing training; professional self-orientation; professional socialization; career guidance; career choice.
ABSTRACT. The article is devoted to the problem of profession-oriented training as a component of social-based learning and pre-professional socialization of high school students. Pre-professional socialization is considered as a social formation of personality in high school, during which students, on the one hand, develop and reproduce social experience of professional self-determination, employment, professional training, and, on the other, regulate the process of self-education, self-transformation and professional development. Educational activities in the framework of pre-professional socialization include career guidance, an overview of available jobs and constant motivation to work and self-determination. As a result by the end of school the student has already chosen the sphere that he wants to work in and he is ready for further development. This model of pre-professional socialization reflects the process of personal development students, performs the function of self-determination and pre-vocational education, which is determined by the presence of certain institutions and stages in the modern socio-economic conditions. The main stages of pre-professional socialization can be implemented in the process of profession-oriented training. We also discuss the methods and technologies used in social education in profession-oriented training.
Из
зменения в современной российской экономике, усиление конкуренции на рынке труда определили новый круг задач для образовательного сообщества, одной из которых будет воспитание в человеке самостоятельности в решении проблем, которые постоянно появляются в
процессе жизнедеятельности. Рынок труда находится в постоянном движении и предъявляет высокие требования к молодым специалистам, вследствие чего образование должно обязательно их учитывать. В соответствии с этим особенно актуальным становится формирование самостоятельности
© Трубина Г. Ф., Мащенко М. В., 2017
в выборе индивидуальной траектории развития на основе имеющихся способностей и возможностей. Самостоятельность - это главный и определяющий аспект взросления школьника. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования, обучение должно стать адресным и эффективным за счет обеспечения большей практической ориентации, индивидуализации и функциональности. Реализация предпрофильной подготовки в основной школе и профильной в старших классах будет в определенной степени способствовать решению вышеназванных проблем, то есть обеспечит успешную предпрофессиональ-ную социализацию школьников.
В целом, предпрофессиональную социализацию учащегося можно определить как социальное становление личности на завершающем этапе школьного обучения, в процессе которого человек осваивает и воспроизводит социальный опыт профессионального самоопределения, трудовой деятельности, профессиональной подготовки, с одной стороны, и регулирует процесс самообразования, самоизменения и профессионального роста - с другой.
Соответственно, в период предпрофес-сиональной социализации формирование человека как личности, его качеств, происходит в процессе следующих основных видов деятельности: учебно-познавательной, коммуникативной, квазипрофессиональной (игровой) и трудовой.
Учебно-познавательная деятельность предполагает постановку перед учащимся проблемы выбора профессии, обзор возможных вариантов выбора, постоянную мотивацию к труду и самоопределению. Понятие «профессиональное самоопределение», как справедливо замечает В. Н. Бобриков, не является застывшим конструктом, а предполагает динамичность. По мере взросления учащиеся формируют различное понимание профессии, своей жизненной цели, что неизбежно отражается на выборе ими профиля обучения. Исследования показывают, что в данном процессе сильно влияние социальных факторов и в первую очередь социальной микросреды - семьи,
родных, друзей. Е. Л. Башманова отмечает, что «самоопределение учащихся 8-9-х классов, а нередко и более старшего возраста оказывается далеко не «само»: велика роль не только и не столько интересов учащихся, сколько социального статуса их родителей» [1]. Т. Г. Брылева приводит результаты собственных исследований, согласно которым прослеживается четкая линия влияния статуса родителей на выбор дальнейшей профессиональной стези учащимися: учащимися, чьи родители относятся к верхнему социальному слою, движут узколичные мотивы - поступить в вуз, получить профессию (50 %), достичь материального благополучия (45,8 %) [2, с. 17-19]- Как отмечает А. М. Новиков, самоопределение - центральное новообразование рассматриваемого возрастного периода [ 12, с. 330].
В результате учащийся к концу своего обучения должен сделать осознанный выбор профессиональной сферы и быть готовым к дальнейшему самосовершенствованию. Коммуникативная деятельность направлена на обмен полученными знаниями и приобретенным опытом, с одной стороны, а с другой - на получение нового опыта совместной работы. Квазипрофессиональная и трудовая деятельность обеспечат приобретение первичного профессионального опыта, помогут определиться с правильностью выбора, уточнить его в случае необходимости. Данная (игровая) деятельность может быть организована на базе образовательного учреждения - на основе имитации будущей профессии, а трудовая должна проходить либо в специальных учреждениях - ресурсных центрах, либо непосредственно на предприятиях.
Таким образом, предпрофессиональная социализация в современных социально-экономических условиях должна взять на себя функцию самоопределения и подготовки к получению профессионального образования молодежью, возможность выполнения которой определяется наличием определенных институтов, этапов (см. рис. 1). Показанные на рис. 1 основные этапы предпрофесси-ональной социализации легко могут быть реализованы в процессе предпрофильного и профильного образования.
Потребности личности
Мнение ближайшего окружения
Социально-экономическое положение
Наличие альтернативных похожих профессий
Осознание ценности профессиональной подготовки
Ориентировка в мире профессий и на рынке труда
Создание образа будущей профессии
Планирование получения профессионального образования
Выбор оптимального решения
Выбор системы резервных вариантов
Интересы и склонности
Востребованность профессии
Престижность профессии
Уровень заработной платы в профессии
Препятствия к достижению профессиональных целей
Наличие учебных заведений
Профессиональные цели
Рис. 1. Поэтапная модель предпрофессиональной социализации
Методологической основой построения концепции профильного и предпрофильно-го обучения является гипотеза Л. С. Выготского о соотношении процессов обучения и развития, которые проходят в динамике. Процессы развития не совпадают с процессами обучения, они идут вслед за процессами обучения и создают «зону ближайшего развития» ребенка [3].
Покажем возможности реализации предпрофильного и профильного обучения на основе обобщения опыта зарубежных стран и российских ученых.
Согласно результатам анализа, проведенного Е. Н. Карповым, в большинстве стран Европы (Франции, Голландии, Шотландии, Англии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и др.) к 7-ому году обучения ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути и каждому ученику предлагаются два варианта продолжения образования в основной школе: «ака-
демический», который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию, и «профессиональный» - обучение по упрощенному учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины [7]- При этом многие ученые - педагоги европейских стран считают нецелесообразной раннюю профилизацию (в основной школе). В нашей стране, по данным статистики, даже к одиннадцатому классу большинство старшеклассников испытывает трудности с выбором своего дальнейшего профессионального образования, стадия самоопределения не пройдена. В соответствии с этим профильное образование должно не только углублять подготовку в каком-то определенном направлении, но и оказывать помощь в выборе будущей профессии и возможных путей ее получения.
Российская школа имеет определённый опыт по организации профильного
обучения учащихся. В конце 8о-х - начале 90-х годов в стране появились новые виды общеобразовательных учреждений (специализированные школы, лицеи, гимназии), ориентированные на углубленное изучение отдельных предметов учебного плана. Развитию данного процесса способствовал Закон Российской Федерации 1992 года «Об образовании», закрепивший вариативность и многообразие типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ. Направление развития профильного обучения в российской школе в основном соответствует мировым тенденциям развития образования. Интересным, на наш взгляд, является мнение педагога А. А. Муратовой и ряда исследователей (Е. Я. Подгорная, Н. Ф. Родичев, А. В. Хуторской, С. Н. Чистякова) о том, что выбор профиля обучения ограничивает ученика рамками учебных предметов, так как учащиеся ориентируются не на профессию и не на будущую специальность, а только на более привлекательный для них предмет деятельности, где они успешны и комфортно себя чувствуют [13]. При этом в современном профильном обучении практически не уделяется внимание будущим профессиям, не рассматривается их суть, основные профессиональные функции и возможные направления деятельности, внимание уделяется только углубленному изучению отдельных предметов. В результате образовательная траектория учащегося становится не направленной и индивидуализированной, а профильной, что заметно сужает рамки его выбора.
Преемственность в предпрофильной подготовке и профильном обучении понимается как поступательное движение образовательного процесса во всех звеньях системы непрерывного образования. Она не только обеспечивает подготовку к чему-то новому, но и сохраняет уже имеющееся как основу для дальнейшего поступательного развития процесса и является одним из условий для преодоления разрыва между разными ступенями образования, соответствия содержания и методов обучения возрастным возможностям учащихся [9].
Основным содержанием предпрофиль-ной подготовки учащихся являются элективные курсы. Они выступают в качестве связующего звена преемственности между предпрофильной и профильной подготовкой учащихся. Данные курсы представляют
собой элементы учебного плана, которые дополняют содержание профиля обучения. Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. В отличие от факультативов и кружков «элективы» обязательны для посещения. Они позволяют школьникам развить интерес к тому или иному предмету и помогают определиться со своим дальнейшим жизненным профессиональным выбором. Роль элективных курсов в системе профильного обучения является положительной, так как вносит инновационные изменения в содержание предпрофильной подготовки. Это выражается в следующих позициях:
- введение в учебный план за счет школьного компонента краткосрочных полугодовых и годовых курсов по выбору: предметных, межпредметных и ориентаци-онных;
- использование активных технологий обучения в преподавании курсов по выбору;
- проведение профессиональных проб для учащихся, что позволяет определиться в выборе профиля образования;
- зачисление в 10-й профильный класс с учетом содержания портфолио ученика;
- безотметочная система предпро-фильного обучения учащихся: оценка результатов работы учителя и учащихся по выбранному предпрофилю образования;
- введение новой системы распределения времени прохождения учебных курсов (в течение учебной недели, четверти, года, при этом допускается, что учебная дисциплина не обязательно изучается по одному часу в неделю).
Необходимо отметить, что традиционными методами обучения сложно постоянно поддерживать интерес учащихся к учёбе, а старшеклассников особенно, формировать практические умения и навыки, поэтому необходим переход на активные и интерактивные методики: учебные практики, ролевые игры, кейс-стади, исследовательские проекты, дискуссии и другие. Сегодня в школе в предпрофильной и профильной подготовке широко используются такие методы. Их характеристику представили В. А. Сластенин, Е. П. Белозерцев [13] (табл. 1).
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2017. № 1 83
Таблица 1
Активные методы обучения (по В. А. Сластенину, Е. П. Белозерцеву)
Неимитационные методы Имитационные
Неигровые Игровые
• Проблемная лекция • Круглый стол • Лекция-конференция • Лекция по заранее составленному конспекту • Лекция обзорная • Коллоквиум • Программированные занятия • Семинар • Выездные занятия с тематической дискуссией • Групповая консультация • Олимпиада • Ситуационные решения • Решение задач • Подведение итогов и оценка преподавателем занятий • Обсуждение разработанных вариантов • Проведение семинара • Индивидуальный тренажер • Многовариантный выбор оптимального решения • Мозговой штурм • Деловые игры • Разыгрывание ролей • Игровое проектирование индивидуального технологического процесса
Представим более подробно характеристику активных методов обучения, рекомендуемых для использования в предпрофиль-ной и профильной подготовке в школе.
Круглый стол - одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой круглого стола является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Наряду с активным обменом знаниями, у учащихся вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельная работа с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения [8].
Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель - организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
- творческое усвоение школьниками учебного материала;
- связь теоретических знаний с практикой;
- активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
- формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
- формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.
Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую ак-
туальность и вызывать активный интерес школьников. Общее требование, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма, - возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача [8].
Дидактические игры - это тип учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания [6].
Групповая консультация предполагает вовлечение всего коллектива обучаемых в творческое обсуждение поставленных вопросов. Вопросы формулируются обучаемыми (или их группами). Преподаватель помогает найти верный ответ. Групповая консультация наиболее эффективна при завершении изучения дисциплины (модуля) фундаментального характера [6].
Олимпиада выступает как активный метод обучения, если контролируется и гарантируется самостоятельность подготовки к ней учеников, а сама работа носит исследовательский характер [5].
Индивидуальный тренажер проводят с помощью специально сконструированных тренажеров, а также терминальных устройств ПК [5].
Семинарские занятия - форма учебного процесса, представляющая собой групповое обсуждение учащимися темы, учебной проблемы под руководством учителя. Семинар направлен на углубленное изучение наиболее важных и сложных разделов учебного курса. В процессе семинарских занятий учащиеся овладевают научным аппаратом, приобретают навыки устного и письменного изложения материала [6].
Коллоквиум - форма проверки и оценивания знаний учащихся в системе образования, преимущественно в вузах. В ходе коллоквиума могут также проверяться проекты, рефераты и другие письменные работы учащихся [5].
Анализ конкретных ситуаций (case-study) - один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации [8].
Обзорная лекция - это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредмет-ной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию [5].
Рассмотренные активные методы направлены на первичное овладение знаниями, способствуют развитию мышления, познавательных интересов и способностей, формированию умений и навыков самообразования, однако при их планировании следует помнить, что они требуют значительного времени. Именно поэтому невозможно перевести весь учебный процесс только на применение активных методов. Наряду с ними используются и традиционные: урок-лекция, объяснение, рассказ.
Таким образом, активные методы обучения - совокупность способов эффективной организации предпрофильного и профильного обучения. С помощью проведенного анкетирования старшеклассников мы определили, что нетрадиционные формы представления и изучения учебной программы представляются учащимся наиболее интересными и продуктивными, что определяет важность и актуальность их использования.
Представляется важным правильно организовать предпрофильную подготовку. Элективные курсы, входящие в систему предпрофильного обучения в 8-9 классах, занимают 20 % учебной программы. Они играют определённую роль в реализации индивидуальных потребностей и возможностей каждого обучающегося. Общеобразовательное учреждение, реализуя выбранный профиль, должно чётко определять содержание элективных курсов. В соответствии с этим при организации курсов по выбору ставятся следующие задачи:
- способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле, помочь ученикам проверить возможности освоения выбранного курса и ответить на вопросы: «Мне это интересно? Могу ли я, хочу ли я изучать это, заниматься этим?»;
- подготовить ученика к поступлению в класс выбранного профиля и оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы («Пойду на социально-экономический профиль не потому, что имею тройку по математике, а потому, что намерен стать экономистом и продолжу обучение в вузе»).
При этом предпрофильные элективные курсы должны отвечать следующим требованиям: у ученика должен быть выбор, содержание должно знакомить учащихся со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля и профессии (работа с текстами, анализ источников, проведение эксперимента), включать материал, выходящий за рамки школьной программы (право, деловой иностранный язык, различные практикумы по предметам учебного плана и т. д.). Все это в целом должно способствовать предпрофессиональной социализации учащегося.
Процесс модернизации образования потребовал от педагогов школы новых подходов к преподаванию школьных дисциплин, курсов по выбору, определению программ элективных курсов для учащихся основной и старшей школы. Так, в основной школе на предметах обществоведческого и культурологического направлений могут быть разработаны и адаптированы такие элективные курсы, как «Духовные ценности современной России», «История моего родного края», «Мои сверстники за рубежом», «Мои права и обязанности», «Профессии, востребованные на рынке труда моего региона», «Иностранный язык и профессиональная карьера», курсы страноведения. Почему выбраны именно эти курсы? В современных педагогических теориях все большее значение приобретают идеи гуманизации содержания гражданского образования и воспитания. Русская художественная культура, являющаяся частью мировой культуры, в течение тысячелетий утверждала приоритеты общечеловеческой значимости: милосердие и сострадание, чувство сопричастности, добра и любви, а также исконно национальные идеалы патриотизма и государственности. Во-вторых, новое общество требует установки на взаимодействие, сотрудничество, открытость к окружающим людям, требует защиты своих собственных прав и уважения прав других. Современные условия предполагают новые основы социализации молодого человека, формирования его гражданственности и личного развития.
Каждый из этих курсов выполняет следующие функции: выступает в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса, развивает содержание
одного из базовых курсов, направлен на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в различных областях деятельности человека-творца, созидателя, гражданина.
Обучение на элективных курсах должно проводиться на основе оригинального, представляющего интерес содержания, с использованием развивающих технологий: игровых (урок-суд, урок-дуэль), проектных, исследовательских (составление своего кейса - проблемной ситуации из жизни, создание проекта на иностранном языке), креативных (перевод стихов, пословиц, сочинения, иллюстрации к иностранным произведениям). Это могут быть уроки-презентации, уроки с выходом на территорию микрорайона с целью социологического опроса по тем или иным проблемным темам («Гражданственность - это...», «Что значит «в здоровом теле - здоровый дух?»»), уроки-викторины, урок-проблема («Молодежь вчера, сегодня, завтра», «Образование глазами детей»), уроки-дебаты, реконструкция исторических событий, «живой портрет», исторический календарь «Сегодня день...», урок-экскурсия («Узнавая - познавай»), ролевые игры «Экскурсия по стране изучаемого языка», семинары и др. Итогом курса должен быть проект (переходящий в тему реферата на научно-практическую конференцию), коллаж, эссе, творческое оформление темы в виде мини-проекта. На базе вышеизложенного материала формируется методический материал, который впоследствии может быть использован на уроках и во внеурочной работе.
Работа в группах позволяет учащимся учиться взаимодействию, взаимопониманию и взаимовыручке, повышает уровень глубины и прочности знаний учащихся, а многообразие видов деятельности удовлетворяет самые разные интересы, склонности и потребности ребенка.
Все обучающиеся на элективных курсах по их окончанию должны получить сертификат об окончании элективного курса, а самые активные учащиеся - грамоты, что будет хорошим дополнением актуального сегодня портфолио ученика.
Таким образом, через элективные курсы на этапе предпрофильного обучения педагогами школы можно создать условия для выбора профиля в старшей школе и подготовки к профессиональному самоопределению.
Организованная таким образом пред-профильная подготовка, реализуемая через элективные курсы, информационная работа и профильная ориентация будут эффективны, если они осуществляются с использованием развивающих технологий, когда содержание предмета становится средством развития мотивации познавательных интересов учащихся на этапе перехода из основной в старшую школу и, как следствие, является одним из путей дальнейшего профессионального саморазвития.
Переход к предпрофильному и профильному обучению, впрочем, как и любая реформа, вызывал и продолжает вызывать многочисленные дискуссии. Ее оппоненты указывают на то, что данная реформа может привести к необоснованной профессионализации общеобразовательной школы и попросту откроет дорогу к банальному освоению рабочих профессий. Вместе с тем, реальное участие в данном процессе и итоги выбора профиля в 10-м классе и сохранение его до 11 - позволяют говорить о положительных результатах в данном направлении работы школы.
В заключение отметим, что предпро-фильное и профильное обучение, реализуемое в практике работы школ, должно способствовать предпрофессиональной социализации современных школьников, то есть успешному самоопределению, получению первичного опыта профессиональной деятельности и определению будущей траектории профессионального образования. На данный момент задача педагогического сообщества состоит в том, чтобы реализовы-вать те профильные курсы, которые представляют реальный интерес для старшеклассников, не только углубляют их предметные знания, но и способствуют адекватному вхождению в реальную жизнь, получению первичного профессионального опыта, то есть успешному профессиональному самоопределению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Башманова Е. Л. Влияние социоэкономического статуса родителей на отношение школьников к учению и школе: поиск путей оптимизации. - Курск : Изд-во КГУ, 2008. - 225 с.
2. Брылева, Т. Г. Организационно-педагогические условия эффективного профессионального самоопределения старшеклассников в лицее : автореф. дис. ... канд. пед. наук . - Магнитогорск, 2006. - 21 с.
3. Выготский Л. С. Психология развития человека. - М. : Наука, 2005. - 976 с.
4. Глебова Л. И. Применение активных методов обучения в практике преподавателей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.informio.ru/publications/id243.
5. Димитренко Н. В. Мотивация, как фактор повышения качества обучения [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://festival.lseptember.ru.
6. Зарукина Е. В., Логинова Н. А., Новик М. М. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cme.dstu.edu.ru.
7. Карпов Е. Н. Зарубежный опыт профильного обучения. Профильная школа: опыт норвежских коллег [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedvesti.uvuo.ru/0903/4-0903.html.
S. Колокольникова З. У. Технология активных методов обучения в профессиональном образовании : учеб. пособие [Электронный ресурс]. - Режим доступа: library.krasu.ru/ft/ft/_umkd/359/u_course.pdf.
9. Кузнецова О. В. Предпрофильная подготовка как начальный этап личностного и профессионального самоопределения в подростковом возрасте [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //practic.childpsy.ru/profession/....
10. Ларикова И. Е. Элективные курсы в системе предпрофильного и профильного обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.lseptember.ru/articles/4l6.
11. Муратова А. А Профориентация учащихся: зарубежный опыт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: сls-kuntsevo.ru/portal_proforie.
12. Новиков А. М. О развитии методических систем // Специалист. - 2006. - № 9-l0.
13. Педагогика профессионального образования / под ред. В. А. Сластенина. - М., 2004.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^р://минобрнауки.рф.
REFERENCES
1. Bashmanova E. L. Vliyanie sotsioekonomicheskogo statusa roditeley na otnoshenie shkol'nikov k ucheni-yu i shkole: poisk putey optimizatsii. - Kursk : Izd-vo KGU, 200S. - 225 s.
2. Bryleva, T. G. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya effektivnogo professional'nogo samo-opredeleniya starsheklassnikov v litsee : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk . - Magnitogorsk, 2006. - 2l s.
3. Vygotskiy L. S. Psikhologiya razvitiya cheloveka. - M. : Nauka, 2005. - 976 s.
4. Glebova L. I. Primenenie aktivnykh metodov obucheniya v praktike prepodavateley [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.informio.ru/publications/id243.
5. Dimitrenko N. V. Motivatsiya, kak faktor povysheniya kachestva obucheniya [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: http://festival.lseptember.ru.
6. Zarukina E. V., Loginova N. A., Novik M. M. Aktivnye metody obucheniya: rekomendatsii po razrabotke i primeneniyu [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://cme.dstu.edu.ru.
7. Karpov E. N. Zarubezhnyy opyt profil'nogo obucheniya. Profil'naya shkola: opyt norvezhskikh kolleg [El-ektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://pedvesti.uvuo.ru/0903/4-0903.html.
S. Kolokol'nikova Z. U. Tekhnologiya aktivnykh metodov obucheniya v professional'nom obrazovanii : ucheb. posobie [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: library.krasu.ru/ft/ft/_umkd/359/u_course.pdf.
9. Kuznetsova O. V. Predprofil'naya podgotovka kak nachal'nyy etap lichnostnogo i professional'-nogo sa-moopredeleniya v podrostkovom vozraste [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://practic.childpsy.ru/profession/....
10. Larikova I. E. Elektivnye kursy v sisteme predprofil'nogo i profil'nogo obucheniya [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: http://festival.lseptember.ru/articles/4l6.
11. Muratova A. A Proforientatsiya uchashchikhsya: zarubezhnyy opyt [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: sls-kuntsevo.ru/portal_proforie.
12. Novikov A. M. O razvitii metodicheskikh sistem // Spetsialist. - 2006. - № 9-l0.
13. Pedagogika professional'nogo obrazovaniya / pod red. V. A. Slastenina. - M., 2004.
14. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://minobrnauki.rf.
Статью рекомендует д-р филол. наук, проф. А. П. Чудинов.