Научная статья на тему 'Элективные курсы в преподавании биохимии как одна из форм интерактивного обучения на фармацевтическом факультете'

Элективные курсы в преподавании биохимии как одна из форм интерактивного обучения на фармацевтическом факультете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
416
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТИВ / ИННОВАЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПРОВИЗОРА / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПЕДАГОГИКА / ELECTIVE / INNOVATION / INTERACTIVE LEARNING / SELF-DEVELOPMENT OF THE STUDENT / TRAINING SPECIALIST / PERSONALITY-ORIENTED PEDAGOGICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Е.Н., Афонина С.Н., Гирина Л.В., Мачнева И.В., Никоноров А.А.

Элективные курсы как одна из форм дополнительного образования, включенная в учебный процесс, призвана обеспечить получение знаний от преподавателя не в готовом виде, а путем активной познавательной деятельности самого студента. Этот метод интерактивного обучения дает возможность в ходе обучения развивать способности к взаимопониманию и взаимодействию, повысить коммуникабельность и интеллектуальную самостоятельность студентов. На кафедре биохимии ОрГМУ при подготовке провизоров на фармацевтическом факультете в рамках изучения курса биохимии студентам предложено два элективных курса: «Биологически активные вещества. Строение и биологическое действие» и «Применение нанотехнологий в создании новых лекарственных препаратов». Самостоятельно выбранная студентом тема электива позволяет ему в процессе ее изучения расширить и углубить знания по интересующей его проблеме. Разработка элективных курсов по заданной тематике включает в себя три этапа: аналитический, конструктивный и оценочный. Элективные курсы помогают преодолеть информационную перегруженность изучаемой дисциплины и сделать учебный процесс более личностно-ориентированным для студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Е.Н., Афонина С.Н., Гирина Л.В., Мачнева И.В., Никоноров А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTIVE COURSES IN TEACHING BIOCHEMISTRY AS ONE OF THE FORMS OF INTERACTIVE LEARNING AT THE PHARMACEUTICAL FACULTY

Elective courses, as a form of additional education included in the educational process, are designed to ensure the acquisition of knowledge from the teacher not in a finished form, but through active cognitive activity of the student. This interactive learning method makes it possible to develop in the course of training the capacity for mutual understanding and cooperation, improve communication skills and intellectual autonomy of students. The Department of Biochemistry of OrSMU while training students of the Pharmaceutical Faculty offers two elective courses: "Biologically active substances. The structure and biological effects", " The use of nanotechnology in the creation of new drugs". Students chose the elective topic by themselves. It allows him to widen and deepen his knowledge of the problem of interest. Development of elective courses in a given category includes three phases: analytical, constructive and evaluative.Elective courses help to overcome the information overload of the studied discipline and make the learning process more personality-oriented for the student.

Текст научной работы на тему «Элективные курсы в преподавании биохимии как одна из форм интерактивного обучения на фармацевтическом факультете»

УДК 577:378.147 © Коллектив авторов, 2016

Е.Н. Лебедева, С.Н. Афонина, Л. В. Гирина, И.В. Мачнева, А.А. Никоноров ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОХИМИИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Миздрава России, г. Оренбург

Элективные курсы как одна из форм дополнительного образования, включенная в учебный процесс, призвана обеспечить получение знаний от преподавателя не в готовом виде, а путем активной познавательной деятельности самого студента. Этот метод интерактивного обучения дает возможность в ходе обучения развивать способности к взаимопониманию и взаимодействию, повысить коммуникабельность и интеллектуальную самостоятельность студентов. На кафедре биохимии ОрГМУ при подготовке провизоров на фармацевтическом факультете в рамках изучения курса биохимии студентам предложено два элективных курса: «Биологически активные вещества. Строение и биологическое действие» и «Применение нанотехнологий в создании новых лекарственных препаратов». Самостоятельно выбранная студентом тема электива позволяет ему в процессе ее изучения расширить и углубить знания по интересующей его проблеме. Разработка элективных курсов по заданной тематике включает в себя три этапа: аналитический, конструктивный и оценочный. Элективные курсы помогают преодолеть информационную перегруженность изучаемой дисциплины и сделать учебный процесс более лич-ностно-ориентированным для студента.

Ключевые слова: электив, инновация, интерактивное обучение, саморазвитие студента, профессиональная подготовка провизора, личностно-ориентированная педагогика.

E.N. Lebedevа, S.N. Afonina, L.V. Girina, I.V. МаеЬиеуа, A.A. Nikonorov ELECTIVE COURSES IN TEACHING BIOCHEMISTRY AS ONE OF THE FORMS OF INTERACTIVE LEARNING AT THE PHARMACEUTICAL FACULTY

Elective courses, as a form of additional education included in the educational process, are designed to ensure the acquisition of knowledge from the teacher not in a finished form, but through active cognitive activity of the student. This interactive learning method makes it possible to develop in the course of training the capacity for mutual understanding and cooperation, improve communication skills and intellectual autonomy of students. The Department of Biochemistry of OrSMU while training students of the Pharmaceutical Faculty offers two elective courses: "Biologically active substances. The structure and biological effects", " The use of nanotechnology in the creation of new drugs". Students chose the elective topic by themselves. It allows him to widen and deepen his knowledge of the problem of interest. Development of elective courses in a given category includes three phases: analytical, constructive and evaluative.

Elective courses help to overcome the information overload of the studied discipline and make the learning process more personality-oriented for the student.

Key words: elective, innovation, interactive learning, self-development of the student, training specialist, personality-oriented pedagogics.

В современных условиях, когда резко возрастает объем информации в различных областях знаний, учебный процесс в медицинском вузе требует постоянного развития и совершенствования. Одним из основных противоречий современного образования является противоречие между возросшими требованиями, предъявляемыми к выпускникам вузов со стороны государства и общества, и снижением качества образования, его востребованности на уровне полученной в вузе профессии. Главными характеристиками выпускника вуза должны быть компетентность и быстрота принятия решений. В связи с этим основополагающую роль играет сам процесс познания, эффективность которого будет определяться познавательной активностью каждого студента и качеством усвоения им данного предмета.

Согласно ФГОС ВО [1] в учебный процесс введены дополнительные занятия по профильным дисциплинам. Одной из непосредственных причин, обусловивших эти нововведения, было обострение проблем, вызванных информационной перегруженностью

процесса обучения. Для их решения было предложено сделать акцент на стимулирующую практику обучения, более ориентированную на обучающегося.

К числу наиболее радикальных преобразований в этой сфере следует отнести введение в учебные программы изучаемых дисциплин элективных курсов. Электив (лат. е1ес1н8) - выборный, избранный, избирательный. Электив-ность представляется как принцип построения образовательного процесса активного типа [3]. Элективный курс - это обязательный учебный предмет, выбираемый студентом из образовательной программы вуза по данной дисциплине. Цель таких курсов - дать студентам углубленные, расширенные знания по выбранной тематике, сосредоточить их внимание на медицинской направленности выбранной теоретической дисциплины[7]. Элективные компоненты программы - это одна из наиболее инновационных разработок последнего времени в области медицинского образования [5,6], которые способствуют повышению эффективности учебного процесса, стимулируя познавательную деятель-

ность студентов, создавая оптимальные условия для саморазвития, самореализации личности студента, повышая возможность его свободного и творческого самовыражения. Элективные курсы предоставляют не только право выбора предмета, но и обеспечивают глубину его изучения во взаимосвязи с обязательными предметами. Они имеют ряд общих характеристик с используемыми ранее в учебном процессе факультативными курсами. Целями элективов в учебном процессе являются углубление знаний, развитие интереса к изучаемому предмету, формирование профессиональной самоопределенности. Но в отличие от факультативных занятий элективные курсы выбираются не группой студентов, а каждым студентом в отдельности исходя из собственных интересов и наклонностей. Элективные курсы указаны в учебном расписании и обязательны для посещения, их изучение предполагает более длительный период обучения (от 1-2 месяцев до семестра и более). Элективные курсы, как правило, освещают самые актуальные направления изучаемой дисциплины, но отсутствующие в образовательном минимуме основных учебных программ [2].

Перед элективными курсами ставятся следующие задачи:

• дополнить базовый или профильный учебный курс материалом, расширяющим и углубляющим его содержание;

• развить содержание одного из направлений базового или профильного учебного курса, что позволяет поддерживать интерес к выбранному предмету;

• сформировать общемедицинскую компетентность;

• ликвидировать пробелы школьной подготовки по заданной дисциплине;

• удовлетворить познавательные интересы студентов в различных сферах профессиональной деятельности.

Элективные курсы, соответствуя задачам основного учебного плана, должны давать студентам возможность:

• получить информацию об исследовательской работе, начать вырабатывать в себе исследовательские умения и применять их на практике;

• контролировать свою учебу и развивать навыки самостоятельного обучения;

• глубже изучать темы, представляющие особый интерес, но не рассматриваемые в рамках основного курса;

• вырабатывать уверенность в собственных умениях и способностях;

• представлять результаты своей работы в устной, визуальной или письменной форме;

• продумывать потенциальные пути своего профессионального роста.

По назначению выделяют несколько типов элективных курсов:

• первый тип - своеобразное дополнение базовых профильных курсов, для повышения уровня изучения того или иного учебного предмета;

• второй тип - курсы, направленные на интеграцию учебных предметов и обеспечивающие межпредметные связи;

• третий тип - курсы, направленные на подготовку к сдаче вступительного экзамена в вуз по данному предмету, т.е. имеет «репетиторскую» направленность;

• четвертый тип - курсы, ориентированные на приобретение узкоспециализированных навыков, необходимых для определенной профессии или для успешной адаптации на рынке труда;

• пятый тип - курсы, носящие внепредмет-ный характер, которые направлены на удовлетворение тех интересов обучаемых, которые не связаны с рамками учебной программы и предназначены для расширения кругозора студента.

Основные приоритеты методики изучения элективных курсов:

• междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;

• обучение через опыт и сотрудничество;

• интерактивность;

• учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;

• личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход.

Кафедрой биохимии ОрГМУ для студентов 2-го курса фармацевтического факультета в качестве дисциплины по выбору разработаны следующие элективные курсы: Б1.В.ДВ 2. «Биологически активные вещества. Строение и биологическое действие» и Б1.В.ДВ 2. «Применение нанотехнологий в создании новых лекарственных препаратов».

Каждая из предложенных дисциплин рассчитана на 108 часов (3 кредитные единицы). На наш взгляд, эти элективы относятся к 1 и 2 типам, так как являются дополнением основной дисциплины - биологической химии, а также направлены на интеграцию учебных предметов и обеспечивают межпредметные связи как в области базового хи-

мического так и профильного - фармацевтического образования.

План элективного курса включает проведение 10 лекций (20 часов) и 10 практических занятий (40 часов). На внеаудиторную самостоятельную работу отводится 48 часов.

В разработке содержания элективного курса на примере Б1.В.ДВ. 2. Биологически активные вещества. Строение и биологическое действие можно выделить несколько этапов.

На первом - аналитическом - этапе необходимо определить образовательные запросы студентов. Для этого желательно провести анкетирование студентов; определить цели учебной дисциплины и соотнести содержание элективного курса с основной базовой дисциплиной - биологической химией. В результате этой работы подготовлена пояснительная записка к элективному курсу с четко сформулированными целями и задачами элективного курса.

Второй этап - конструктивный - необходим для разработки основного содержания электива. Этот этап самый трудоемкий, включающий не только тематическое планирование, формы проведения занятий, разработку учебных заданий и тестов, но и содержание креативных заданий (возможно, проектов), список литературных (в том числе электронных) источников, а зачастую и написание собственного пособия для изучения дисциплины.

Логичным завершением этого этапа является оценочный этап, основной задачей которого является определение формы и методов оценивания результативности освоения электива студентами. Для этого необходимо

разработать критерии оценки результатов и достижений студентов, а также формы как промежуточного, так и итогового контроля с соответствующим набором контрольно-измерительных материалов (КИМ). Оценка может выставляться как в форме «зачтено / не зачтено», так и по балльной шкале.

При этом надо учесть следующие особенности оценочной системы:

по элективным курсам экзамен не проводится, в этой связи требуется поиск иных подходов к оценке достижений учащихся в процессе освоения этих курсов (например, накопительная система оценки, портфолио).

необходимо помнить, что курс выбран студентом инициативно; успешное его освоение может помочь ему ощутить себя успешным. Заключение

Таким образом, в современных условиях, когда информационная нагрузка на студентов резко возросла, элективные курсы могут обеспечить повышение качества будущих специалистов, компенсируя ограниченные возможности базовых и профильных курсов. Они решают проблему перегруженности учебного плана в медицинских вузах, создавая условия для инноваций, ориентированных на обучающихся.

«Апробация на элективных курсах, отличных от традиционных оценочных шкал, может дать материал, который позволит педагогическим коллективам сделать следующий шаг к постижению принципов гуманной, лич-ностно-ориентированной педагогики, успешно применяющей технологию научения не палкой, а успехом...» [4].

Сведения об авторах статьи: Лебедева Елена Николаевна - к.б.н., доцент кафедры биохимии ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России. Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Советская, 6. E-mail: lebedeva.e.n@mail.ru.

Афонина Светлана Николаевна - к.м.н. доцент кафедры биохимии ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России. Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Советская, 6.

Гирина Людмила Владимировна - к.б.н., доцент кафедры биохимии ФГБОУ ВО «ОрГМУ Минздрава России. Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Советская, 6. E-mail: girina.lyudmila@yandex.ru.

Мачнева Ирина Викторовна - ассистент кафедры биохимии ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России. Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Советская, 6. E-mail: machnewa2017@yandex.ru.

Никоноров Александр Александрович - д.м.н., профессор, зав. кафедрой биохимии ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России. Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Советская, 6. E-mail: nikonorov_all@mail.ru.

ЛИТЕРАТУРА

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 33.05.01ФАРМАЦИЯ (уровень специалитета) [Электронный ресурс]. - М., 2016. URL: http://fgosvo.ru/news/8/1918

Егорова, А.М. Профильное обучение и элективные курсы в средней школе / А.М. Егорова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. - СПб.: Реноме, 2012. - С. 173-179.

Ионова, Ю.В. Элективные курсы как способ реализации компетентностного подхода в образовании / Ю.В. Ионова // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2015. - №2. - С.51-64.

Каспржак, А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе/ А.Г. Каспржак. - М.: Новая школа, 2004. - 160 с. Лебедева, Е.Н. Дисциплина по выбору - путь к инновационным методам образования в медицинском вузе / Е.Н. Лебедева, Л.В. Гирина // Медицинское образование в Оренбургской области: материалы итоговой учебно-методической конференции, посвященной 70-летию Академии и 40-летию методической школы в ОрГМА. - Оренбург, 2014. - С.42-43.

О роли элективных курсов естественно-научного цикла обучения студентов медицинских вузов /Е.В. Дорохов [и др.] // Инновации в науке: матер. XLII междунар. науч.-практ. конф. N° 2(39). - Новосибирск: СибАК, 2015. - С.142-149. Райли, С. Руководство АМЕЕ № 46: Элективные компоненты программы / С. Райли // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2013. - № 2-3 (12-13). - С. 47-82.

2

3

6

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.