2. Боровиков В.П. Statistica. Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. - М.: «Фи-линъ», 1997. - 608 с.
3. Дубинская И. Д. Влияние состояния атмосферного воздуха на здоровье детей // Вестник АМН СССР.
- 1981. - № 1. - С. 45-50.
4. Кучма В.Р. Задачи гигиены детей и подростков в свете федерального закона «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» // Гигиена и санитария. - 2000. - № 1. - С. 36-40.
5. Кучма В.Р. Особенности формирования заболеваний у детей // Гигиена детей и подростков. - М., 2010 - С. 78-95.
6. Онищенко Г.Г. Итоги и перспективы обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия Российской Федерации // Материалы X Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. -М., 2007. - С. 32-45.
7. Сухарев А.Г., Михайлова С.А. Состояние здоровья детского населения в напряженных экологических и социальных условиях // Гигиена и санитария. - 2004. - № 1 - С. 47-51.
Елизарова Ирина Сергеевна, врач-педиатр ГУЗ «Областная психиатрическая больница», Россия, 414004, г. Астрахань, Началовское шоссе, 15, тел. (8512) 49-13-50.
Сердюков Василий Г аврилович, доктор биологических наук, профессор кафедры общей гигиены ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, 121, тел. (8512) 52-41-43, e-mail: agma@astranet.ru
Антонова Алена Анатольевна, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры нормальной физиологии ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, 121, тел. (8512) 52-41-43, e-mail: agma@astranet.ru
УДК 372.857
© Л.М. Железнов, Е.Д. Луцай, Д.Н. Лященко, О. Т. Вепринцева, Р. А. Попова, 2011
Л.М. Железнов, Е.Д. Луцай, Д.Н. Лященко, О.Т. Вепринцева, Р.А. Попова
ИНТЕГРАЦИЯ НАУЧНЫХ РАЗРАБОТОК ПО ФЕТАЛЬНОЙ АНАТОМИИ С УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ НА КАФЕДРЕ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА ОРЕНБУРГСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ
ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России
В статье отражены актуальность и основные этапы внедрения результатов научных исследований, выполняемых на кафедре анатомии человека, в образовательный процесс при подготовке студентов-медиков в рамках аудиторной и внеаудиторной работы на младших курсах и элективных курсов для выпускников.
Ключевые слова: обучение, студенты.
L.M. Zheleznov, E.D. Lutsai, D.N. Lyaschenko, O.T. Veprintseva, R.A. Popova
INTEGRATION OF SCIENTIFIC DEVELOPMENTS ON FETAL ANATOMY WITH CLASSES AT HUMAN ANATOMY DEPARTMENT OF ORENBURG STATE MEDICAL ACADEMY
Human anatomy department research activity results’ application during classes and medical students trainings in the framework of curriculum and extra-curriculum activities at first-year-classes and elective courses for graduating students as well as its urgency and its basic stages are described in the article.
Key words: teaching, students.
Кафедра анатомии человека является одним из основных учебно-научных структурных подразделений, входящих в состав Оренбургской государственной медицинской академии. Она решает учебно-методические, научно-исследовательские, организационные и воспитательные задачи. В последнее время организация учебновоспитательного процесса на кафедрах в медицинских вузах претерпевает серьезные изменения в связи с изменением законодательной базы высшего профессионального образования [4, 5]. Это связано с необходимостью перехода высшего медицинского образования на государственные образовательные стандарты (ГОС) третьего поколения [6], возрастающими требованиями к уровню подготовки выпускников, необходимостью жесткой аттестации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, изменением статуса и материально-технической базы вузов. В таких серьезных условиях коллективам кафедр приходится гармонично сочетать свою основную - учебно-воспитательную работу и выполнение научных исследований в рамках НИР Оренбургской государственной медицинской академии. На современном этапе развития дисциплины «анато-
мия человека» большее внимание уделяется не описательному, а системному взгляду на предмет преподавания. Это находит отражение в формировании клинической направленности обучения студентов, позволяющей использовать обширный объем описательных знаний в практике [3]. Системный взгляд на методику преподавания предмета успешно применяется на кафедре анатомии человека. Интеллектуальный потенциал кафедры позволяет сочетать научно-исследовательскую деятельность с внедрением и совершенствованием методик преподавания с использованием компьютерной техники. Кафедра анатомии человека Оренбургской государственной медицинской академии имеет свое основное научное направление, связанное с изучением фетальной анатомии и особенностей морфогенеза, органогенеза в разные периоды пренатального развития человека. Область научных интересов сотрудников кафедры анатомии человека актуальна и востребована в практическом здравоохранении. Это обусловлено, во-первых, развитием современных методов прижизненной визуализации внутриутробного состояния плода, что позволяет получить довольно обширный материал нормы и патологии для выполнения исследований. В-вторых, выполнение секционных исследований на плодном материале получило положительное решение локального этического комитета Оренбургской государственной медицинской академии и при наличии обширной коллекции этого материала на кафедре технически оно легко выполнимо. В-третьих, перспективы исследования и полученные результаты являются серьезной фундаментальной основой для разработки инновационного направления в медицине - фетальная хирургия [2]. Кроме того, анализируя существующую отечественную и зарубежную литературы, мы должны, к сожалению, отметить, что приоритет в этих исследованиях принадлежит не отечественным ученым. Первое успешное внутриутробное вмешательство - внутриперитонеальное переливание крови при эритробластозе плода было выполнено за границей в 1961 году, наиболее значимые исследования по этим вопросам, также проведены в Калифорнийском университете [1]. Анатомическое обоснование подобных вмешательств на сегодня практически отсутствует. Коллектив кафедры анатомии человека считает своим долгом внедрять в процесс обучения студентов на 1-2 курсе, в рамках работы в студенческом научном кружке, а также на этапе постдипломного образования результаты исследований, полученные сотрудниками при работе над диссертациями. Первый этап внедрения осуществляется в рамках стандартного учебного процесса - практических занятий, лекций, внеаудиторной самостоятельной работы. В рамках лекционного процесса мультимедийные презентации по онтогенезу и анатомо-функциональной характеристике различных органов и систем готовятся с использованием макропрепаратов, гистотопограмм и другого фотоматериала, полученного исследователями. Наиболее востребованными эти сведения являются при проведении практических занятий со студентами педиатрического факультета. Для будущих педиатров современные представления о топографо-анатомической характеристике органов и систем на этапах пренатального онтогенеза являются профильной информацией. Достоинством является шаговая доступность и убедительная наглядность материала. При организации внеаудиторной самостоятельной работы для всех желающих студентов созданы условия для получения не только теоретических, но и практических навыков работы с секционным материалом, этике и азам научных исследований, изготовления музейных препаратов нормы и различных аномалий внутриутробного развития. Последний аспект несет мощное воспитательное воздействие на студентов младших курсов. Демонстрация пороков развития всегда сопровождается информацией об их этиологии. Второй этап внедрения - организация студенческой научной работы в студенческом кружке кафедры анатомии человека. Особой популярностью у студентов пользуются монотематические конференции и совместные заседания кафедрального кружка с СНК клинических кафедр, ведущими специалистами здравоохранения. На подобных мероприятиях обосновывается, что фундаментальная наука никогда не существует сама по себе, а призвана обеспечить потребности клинической медицины. Третий этап внедрения - это работа со студентами старших курсов в рамках проведения элективных циклов. Элективные курсы рассматриваются как новый элемент учебного плана, дополняющие содержание профиля. Практически весь цикл лекций был подготовлен по результатам научных исследований сотрудников кафедры, презентации сделаны на основе иллюстративного материала этих работ, практическая часть занятий была обеспечена препаратами, изготовленными соискателями, докторантами, аспирантами кафедры. Интерес к данному курсу был неподдельным. На наш взгляд при организации такой формы работы мы получили возможность оценить «выживаемость» знаний по предмету и выйти за рамки общепринятого учебного процесса, который ориентирован на всех и не несет в себе дифференцированного подхода к студентам, проявляющим особый интерес к предмету.
Выводы. Сотрудники кафедры анатомии человека в своей работе пытаются сочетать учебную и научную деятельность, в соответствии с целевыми установками образовательного процесса, который определен как «... процесс единства и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов.» [7].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гусева О.И. Современные представления о внутриутробной хирургии // Педиатрия. - 2001. - № 9.
- С. 227.
2. Железнов Л.М. Фетальная топографическая анатомия - прикладное и теоретическое значение // Морфология. - 2006. - Т. 129, № 4. - С. 51.
3. Каган И.И. Среди проблем клинической анатомии и оперативной хирургии. - СПб.: Эскулап, 2003. - 148 с.
4. Об образовании. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266 (с внесенными изменениями и редакцией).
5. Федеральный закон Российской Федерации от 03.06.2011 № 121 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 08.11.2010 № 1118 «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 лечебное дело (квалификация (степень) «специалист»)».
7. Романцов М.Г., Сологуб Т.В., Гребенюк Т.Б. Дидактика медицинского образования. Современные подходы к обучению. - СПб., 2007. - 89 с.
Железнов Лев Михайлович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой анатомии человека ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, Россия, 460000, г. Оренбург, ул. Советская, 6, тел. (3532) 77-61-03, e-mail: mis8282@mail.ru
Луцай Елена Дмитриевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры анатомии человека ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, Россия, 460000, г. Оренбург, ул. Советская, 6, тел. (3532) 77-61-03, e-mail: mis8282@mail.ru
Лященко Дина Наилевна, кандидат медицинских наук, докторант кафедры оперативной хирургии и клинической анатомии ГБОУ ВПО Оренбургской государственной медицинской академии Минздравсоцразвития России, Россия, 460014, Оренбург, ул. Советская, 6, тел. (3532) 77-93-86, e-mail: serglyaschenko@mail.ru
Вепринцева Ольга Тихоновна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры анатомии человека ГБОУ ВПО
«Оренбургская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, Россия, 460000, г. Оренбург,
ул. Советская, 6, тел. (3532) 77-61-03
Попова Рафида Анваровна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры анатомии человека ГБОУ ВПО
«Оренбургская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, Россия, 460000, г. Оренбург,
ул. Советская, 6, тел. (3532) 77-61-03, e-mail: mis8282@mail.ru
УДК 378.14.015.62
© Н.Т. Карягина, Г.М. Абдуллина, Э.Ф. Аглетдинов, Ф.Х. Камилов, 2011
Н.Т. Карягина, Г.М. Абдуллина, Э.Ф. Аглетдинов, Ф.Х. Камилов
ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, г. Уфа
В статье рассматриваются современные подходы к организации самостоятельной работы студентов (СРС), реализуемые на кафедре биологической химии.
Ключевые слова: обучение, студенты.
N.T. Karyagina, G.M. Abdullina, E.F. Agletdinov, F.H. Kamilov
APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT STUDENT WORK AT THE DEPARTMENT OF BIOLOGICAL CHEMISTRY OF BASHKIR STATE MEDICAL UNIVERSITY
In the paper approaches to organizing independent student work in medical education are depicted.
Keywords: teaching, students.
Большой поток научной, теоретической и практической информации требует от врачей постоянного профессионального роста, поэтому в подготовке будущего специалиста-медика особое значение приобретает его способность к систематической самостоятельной работе. Самостоятельная работа студента (СРС) способствует развитию мотивации, вырабатывает потребность самостоятельно получать знания, формирует умения и привычку размышлять над содержанием осваиваемой дисциплины и ее профессиональными задачами. Поэтому учебный процесс в высшей медицинской школе должен быть подчинен не столько задаче информационного насыщения, сколько формированию продуктивного мышления, развитию интеллектуального потенциала. В связи с этим, для достижения высокого уровня научно-практической подготовки студентов-медиков, необходимо решить две главные проблемы - обеспечить возможность получения студентами глубоких фундаментальных знаний и изменить подходы к организации СРС. Одной из основополагающих дисциплин медицинского образования является биологическая химия. Сложность изучения биохимии заключается в огромном объеме