Образование и наука. Том 20, № 4. 2018/The Education and Science Journal. Vol. 20, № 4. 2018
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 61:378.147 DOI: 10.17853/1994-5639-2018-4-64-83
ВАРИАТИВНЫЙ КУРС НА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ КАФЕДРЕ КАК БАЗИС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВРАЧА
Э. Ф. Баринов
Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького,
Донецк, Украина.
E-mail: [email protected] Аннотация. Введение. Одной из проблем высшей школы является рассогласованность деятельности теоретических и выпускающих (профилирующих) кафедр по формированию компетенций студентов. Использование фундаментальных знаний в содержании профессиональной компоненты подготовки нередко носит формальный характер. Следствием этого становится нарушение целостности и преемственности обучения в вузе. В медицинских образовательных учреждениях ситуация осложняется тем, что у каждой из многочисленных клинических кафедр есть своя специфика, определяющая запросы к содержанию конкретной теоретической дисциплины.
Цель статьи - обосновать необходимость разработки на теоретических кафедрах медицинского вуза вариативных курсов, обеспечивающих освоение будущими врачами как базисных, фундаментальных знаний, так и требующихся профессиональных компетенций.
Методология и методы. Работа осуществлялась с опорой на деятельнос-тный, практико-ориентированный и компетентностный подходы к образованию. При отборе учебного материала для вариативных курсов использовались положения контекстного (мотивационного) подхода к обучению, метод экспертных оценок, диалектические принципы системности и вариативности содержания учебного материала, единства интеграции и дифференциации фундаментальных знаний.
Результаты и научная новизна. Описан опыт кафедры гистологии, цитологии и эмбриологии Донецкого национального медицинского университета по проектированию вариативных курсов для студентов разных специализаций и направлений подготовки. Поскольку в настоящее время в рамках ком-петентностной концепции образования не существует стандартных программ
вариативных курсов по гистологии, их конструирование является актуальной проблемой дидактики. Сформулированы принципы отбора содержания таких курсов, предназначение которых состоит в междисциплинарной интеграции фундаментальных и прикладных знаний.
Практическая значимость. Материалы публикации могут быть полезны руководителям и преподавателям кафедр медицинских вузов при разработке интегрированных курсов, содержание которых находится на стыке фундаментальных и прикладных дисциплин.
Ключевые слова: теоретические кафедры, эффективность обучения студентов, вариативный курс, фундаментальные знания медицины, профессиональные компетенции врача.
Для цитирования: Баринов Э. Ф. Вариативный курс на теоретической кафедре как базис формирования профессиональных компетенций врача // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 4. С. 64-83. DOI: 10.17853/19945639-2018-4-64-83
ELECTIVE COURSE AT THE THEORETICAL DEPARTMENT AS A BASIS FOR PROFESSIONAL COMPETENCIES FORMATION OF A PHYSICIAN
E. F. Barinov
Donetsk National Medical University named after M. Gorky, Donetsk, Ukraine.
E-mail: [email protected]
Abstract. Introduction. One of the problems of the higher school is mismatch of activities of the Theoretical and Degree Granting (main) Departments to form the students' competencies. The use of fundamental knowledge in contents of professional preparation components quite often has formal character. The violation of integrity and continuity of training in higher education institution turns out to be the consequence of it. In medical educational institutions the situation is complicated by the fact that each of numerous clinical departments has its own specifics defining inquiries to the content of the particular theoretical discipline.
The aim of the article is justify the need for designing elective courses at theoretical departments in medical universities, which enable future physicians to acquire both the fundamental knowledge and required professional competencies.
Methodology and research methods. The framework of the article is based on activity, practice-oriented and competency-based approaches to education. When selecting educational material for elective courses, the foundations of contextual (motivational) approach to education, the method of expert evaluations, the dialectic principles of systemacity and variability of the educational material content, unity of integration and differentiation of fundamental knowledge were used.
Results and scientific novelty. The author describes the experience of designing elective courses for students of various specialties and training programs at the Department of Histology, Cytology and Embryology of the Donetsk National Medical University named after M. Gorky. Since there are currently no general programs for Histology elective courses within the competency-based concept of education, their designing is a topical issue of Didactics. The principles of the content selection for such courses are formulated in accordance with their main purpose - cross-disciplinary integration of fundamental and applied knowledge.
Practical significance. The publication findings could be useful for managerial personnel and lecturers of medical universities when designing integrated courses the content of which is interdisciplinary.
Keywords: Theoretical Departments, effectiveness of students' education, elective course, fundamental medical knowledge, professional competencies of a physician.
For citation: Barinov E. F. Elective course at the Theoretical Department as a basis for professional competencies formation of a physician. The Education and Science Journal. 2018; 4 (20): 64-83. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-4-64-83
Введение
Актуальной проблемой высшего профессионального образования остается рассогласованность деятельности теоретических и выпускающих (профилирующих) кафедр по формированию профессиональных компетенций студентов. По сути, речь идет о целостности и преемственности содержания обучения в вузе.
Преемственность подготовки в высшей школе традиционно устанавливается логикой построения образовательных программ, где указано место каждой дисциплины в структуре полного цикла обучения. Однако в содержании профессиональной компоненты образования будущих специалистов использование фундаментальных знаний нередко носит формальный характер, что отчасти объясняется игнорированием преподавателями теоретических кафедр контекстного (мотивационного) подхода к обучению при выборе учебного материала для читаемого курса.
Чтобы освоение теоретических дисциплин действительно содействовало формированию профессиональных компетенций студентов, необходимо:
• разработать современные методологию и концепцию профессиональной направленности содержания теоретических курсов;
• определить место, значение и функции каждой теоретической дисциплины в системе подготовке определенной специальности, а также степень соответствия ее содержания современным требованиям и стандартам образования;
• обеспечить преемственность изучения теоретических дисциплин исходя из реальной востребованности соответствующих знаний на разных курсах, включая выпускающий;
• осуществлять обучение с опорой на принципы системности и вариативности содержания учебного материала, единства интеграции и дифференциации фундаментальных знаний;
• сформировать систему критериев и показателей эффективности использования фундаментальных знаний на старших курсах, адекватную целям и задачам подготовки специалиста.
Все перечисленное актуально и для медицинских вузов, где отбор содержания теоретических дисциплин осложняется огромным количеством (более 40) клинических кафедр, которые с целью качественной подготовки врачей, обладающих всеми требующимися профессиональными компетенциями, должны сформировать свои запросы к конкретной теоретической кафедре, т. е. выступить в роли заказчиков. Та, в свою очередь, обязана предоставить свои предложения о контроле и восстановлении при необходимости «знаний - умений» у обучающихся на профилирующих кафедрах. Громоздкость данной системы интеграции и взаимодействия часто приводит к низкой эффективности обучения и недостаточной профкомпетентности выпускников.
Мы поставили перед собой задачу обосновать целесообразность разработки на теоретических кафедрах медицинского вуза и внедрения в учебный процесс вариативных курсов, позволяющих обеспечить развитие на должном уровне профессиональных компетенций будущего врача на базе фундаментальных знаний цитологии и гистологии.
Обзор литературы
О том, что для достижения главной цели медицинского образования - подготовки высококвалифицированных специалистов, владеющих современными методами диагностики и лечения заболеваний, в обязательном порядке следует соблюдать преемственность обучения будущих врачей, говорится в публикациях D. Draxler, M. Madondo, G. Hanafi, М. Plebanski, R. Medcalf, P. Dilaveris, H. Kennedy [1, 2] и др. J. R. и J. D. Van Doorn подчеркивают, что формирование у студентов профессиональных компетенций должно осуществляться на основе системного обобщения и прикладного использования фундаментальных, методологически значимых знаний в ходе освоения специальных дисциплин [3].
Однако в отдельных работах (Е. В. Гусевой, В. В. Скурлатова, М. Ю. Сур-кина, Е. Н. Лебедевой, С. Н. Афониной, Л. В. Гириной, И. В. Мачневой,
А. А. Никонорова) указывается на низкую востребованность фундаментальных знаний в процессе изучения профильных дисциплин медицинских специальностей и сохраняющуюся проблему дидактического синтеза в содержании интегрированных курсов теоретической и практико-ориен-тированной составляющих. Решить эту задачу силами преподавателей одной дисциплины не представляется возможным [4, 5].
На отсутствие унифицированной структуры фундаментальной подготовки, или так называемого «стандарта фундаментальных знаний», на базе которого должны развиваться профессиональные компетенции врача, обращают внимание О. М. Коломиец, М. А. Фокина и Е. С. Егорова [6].
Мотивацией к изучению студентами теоретической дисциплины должен быть, прежде всего, практический интерес; в этом случае фактический материал (знания) рассматривается как основа для решения конкретных диагностических и терапевтических задач, которые возникают в процессе профессиональной деятельности врача [7]. С этих позиций отбор учебного материала и его систематическое обновление, а также методология обучения студентов на теоретических кафедрах медицинского вуза представляются весьма актуальными и заслуживают широкой дискуссии [8].
Материалы и результаты исследования
Включение в содержание теоретических дисциплин новых клинически значимых фактов и достижений современной медицины часто сдерживается регламентом обновления материала рабочих программ и зависит от профессиональных интересов и широты научного кругозора составителей данных программ. Следствием консервативности преподавания теоретических дисциплин становятся недостаточная компетентность молодых специалистов и необходимость их длительной профессиональной «доводки» после окончания вуза. Очевидно, что нужны новые научно-обоснованные формы, методы и технологии обучения, отвечающие современным требованиям функционально-целевой подготовки врачей. Одним из возможных решений проблемы может стать введение вариативных курсов (ВК) по теоретическим дисциплинам - в нашем случае по гистологии и цитологии, содержащих фундаментальные знания о молекулярных основах строения и функционирования органов и систем человека. В настоящее время стандартные программы ВК по гистологии в рамках компетентностной концепции отсутствуют, что позволяет считать проектирование таких курсов актуальной проблемой дидактики [9].
При проектировании содержания ВК следует определить их место, значение и функции в общей образовательной программе специальности.
Каждая из теоретических дисциплин, входящих в учебный план подготовки врача, должна вносить свой вклад в формирование его компетенций, которые могут существенно различаться в зависимости от специфики приобретаемой специальности. В этой связи необходимо разработать структуру и контент программ ВК для управления содержанием профессиональной подготовки студентов-медиков с учетом особенностей ее профиля и направления, а также предусмотреть возможности репликации теоретических знаний при изучении клинических дисциплин.
На кафедре гистологии Донецкого национального медицинского университета (ДонНМУ) преподается дисциплина «Гистология, цитология и эмбриология» (базовый курс). Общее количество часов составляет 216: практические занятия - 84, лекции - 34, самостоятельная работа студентов - 62, проведение экзамена - 36 часов. Кроме того, в 1-м и 2-м семестрах изучается вариативная компонента дисциплины «Гистофизиология висцеральных систем», рассчитанная на 90 часов: 64 составляют практические занятия, 26 - самостоятельную работу студентов.
К основным принципам отбора учебного материала по дисциплине обычно относят соответствие государственному стандарту высшего профессионального образования и целям образовательной программы; возможность установления интегративных связей между фундаментальными и профессиональными знаниями; системную целостность предметного содержания.
Судя по рабочим программам и материалам учебников, содержание обучения на теоретических кафедрах медицинских вузов может лишь номинально считаться базисом формирования компетенций врача. Например, при разработке тем ВК «Гистофизиология органа зрения» и «Кожа и ее производные» мы обратились к коллегам соответствующих клинических кафедр (10 человек), которые выступили экспертами и дали свою формализованную оценку содержания учебного материала, изложенного в базовом учебнике по гистологии1, после его углубленного изучения. Проведенные с каждым из экспертов интервью позволили конкретизировать объем знаний и учебного материала, нужных будущим врачам, но отсутствующих или недостаточно представленных в учебнике. В нем, как заявили эксперт, полнота изложения фактических данных по гистологии глаза, требующихся клиницистам для подготовки офтальмолога, достигает 60-70%, а по ряду вопросов варьируется в пределах от 0 до 30%.; схожая ситуация и со сведениями, необходимыми будущим дерматологам
1 Афанасьев Ю. И., Юрина Н. А., Котовский Е. Ф и др. Гистология: учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. Москва: Медицина, 2002. 744 с.
(табл. 1, 2). Таким образом, приходится констатировать, что представленный в учебнике материал не в полной мере обеспечивает современную теоретическую подготовку врача.
Таблица 1
Отбор содержания для изучения раздела «Орган зрения»» учебной дисциплины «Гистология человека»
Table 1
Content selection for studying «Organ of eyesight» issue within the «Histology
of a human being» course
Раздел офтальмохи-рургии Основные технические действия опера- Раздел гистофизиологии глаза, связанный с выполнением техни- Полнота отражения раздела в учебнике, %
тивного вме- ческих действий операции
шательства
1 2 3 4
Операции на роговице и склере
1. Пластика конъ- Сквозные Особенности строения слоев 70
юнктивы и рого- разрезы рого- роговицы и склеры
вицы. вицы и скле- Источники и регуляция реге- 25
2. Пересадка ро- ры. нерации эпителия и стромы
говицы. Формирова- роговицы
3. Хирургическая ние склераль- Источники и механизмы тро- 30
коррекция ми- ного лоскута. фики роговицы
опии и гипермет- Послойная Возрастные особенности стро- 10
ропии. и сквозная ения роговицы
4. Склеропласти-ка кератопластики. Иннервация роговицы (топография сплетений) 60
Расслоение Особенности строения конъ- 10
слоев рогови- юнктивы и теноновой оболоч-
цы. Несквозные ки глаза
разрезы рого-
вицы.
Формирова-
ние тоннелей
в субтеноно-
вом прос-
транстве
Микрохирургия глаукомы
1. Иридэктомия Иридэкто- Строение, кровоснабжение 65
и иридотомия. 2. Трабекулото- мия. Иридотомия. и иннервация радужки и ци-лиарного тела
мия и трабекулэк- Трабекулото- Строение угла передней каме- 45
1 2 3 4
томия. мия и трабе- ры глаза, части трабекуляр-
3. Гониотомия. кулэктомия. ной сети
4. Синусотомия. Формирова- Цилиарные отростки 60
5. Циклокоагуля- ние повер- Строение гематоаквеозного 20
ция. хностного барьера
6. Непроника-ющаяглубокая и глубокого склеральных Строение зрительного нерва, решетчатой пластинки 0
склерэктомия. 7. Проникающая глубокая склерэк- лоскутов. Удаление наружной стен- Механизмы продукции и всасывания внутриглазной жидкости 0
томия ки шлеммова канала. Синусото-мия. Циклокоагу-ляция
Хирургия катаракты
1. Экстракапсу- Вскрытие пе- Строение хрусталика 30
лярная экстрак- редней кап- Трофика и регенерация хрус- 0
ция. сулы. талика
2. Интракапсу- Удаление яд- Механизмы дифференциров- 0
лярная экстрак- ра и хруста- ки хрусталиковых волокон
ция. 3. Коррекция афакии ликовых масс. Удаление хрусталика. Имплантация линзы Связочный аппарат хрусталика 20
Таблица 2
Фрагмент вариативного курса образовательной программы, адаптированной к стандарту подготовки врача-дерматолога
Table 2
An abstract from the elective course of the teaching program adapted to the dermatologist training standard
Раздел дерматологии Основные патогенетические механизмы заболевания Раздел гистофизиологии, связанный с соответствующим разделом дерматологии Полнота отражения в учебнике, %
1 2 3 4
Инфекционные поражения кожи
1. Гнойничковые болез- Инфицирование кожи. Барьерные структуры кожи 65
1 2 3 4
ни кожи. Снижение анти- Волосяные фолликулы, об- 50
2. Грибковые микробной защи- новление эпидермиса
болезни ко- ты. Структура и состав секрета 50
жи. Изменение состава желез кожи, зависимость
3. Вирусные секрета сальных от нейрогуморальных фак-
болезни кожи и потовых желез. торов
Антероградный Иннервация кожи (топог- 40
транспорт вирусов. рафия сплетений)
Воспаление - рек- Антигенпрезентирующие 40
рутирование лей- клетки, лейкоциты
коцитов
Поражения кожи при системных заболеваниях соединительной ткани
1. Системная Сосудистое русло Строение, кровоснабже- 60
красная волчанка. кожи. Нарушение метабо- ние, иннервация кожи, сосудистые сплетения
2. Склеродер- лизма межклеточно- Региональные особенности 50
мия го вещества соеди- строения кожи и сосудов
нительной ткани. Ремоделирование матрикса 20
Иммунное воспале- Локализация венул 40
ние Лимфоидная система кожи 20
Новообразования кожи
1. Ангиомы. Действие мутаге- Факторы защиты кожи от 50
2. Фиброма. нов. мутагенов
3. Липома Дефицит антиму- Локализация и источники 60
4. Опухоли тагенных систем низкодифференцирован-
эпидермаль- в клетках кожи. ных клеток в тканях кожи
ного проис- Нарушение регуля- Механизмы дифференци- 40
хождения. 5. Меланомы ции пролиферации, дифференци- ровки клеток разных тканей
ровки и гибели кле- Нейрогуморальный кон- 20
ток. троль кинетики клеток
Гиперстимуляция Локальный контроль кине- 10
ангиогенеза тики клеток
Дерматозы
1. Пузырные Изменение имму- Влияние эозинофилов, 0
дерматозы. 2. Нейродер- нологической реактивности (реакции нейтрофилов, макрофагов, лимфоцитов и их цитоки-
матозы гиперчув ствитель- нов на структуру кожи
3. Аллерго- ности). Антигенпрезентирующие 30
дерматозы. Нарушение нейро- клетки и лимфоидные
4. Папуло- гуморального кон- структуры кожи
сквамозные дерматозы троля. Патология желу- Морфология эпидермодер-мальной границы 80
дочно-кишечного Взаимосвязи между состо- 40
тракта. Нарушение эпи- янием дермы и эпидермисом
1 2 3 4
дермодермальных отношений. Нарушение кинетики кератиноци-тов (гиперпролиферация) Механизмы контроля пролиферации, дифференци-ровки и гибели кератино-цитов 20
Патология волос
1. Алопеция. 2. Гипертрихоз Нарушение нейро-гуморального контроля цикла волосяного фолликула Строение волосяного фолликула 90
Связь между структурой волосяного фолликула и дермой 10
Фазы цикла волосяного фолликула и его контроль 10
Патология сальных желез
1. Себорея. 2. Угревая болезнь. 3. Розовые угри Нарушение микроциркуляции. Изменение состава кожного сала. Инфицирование воронки волосяного фолликула. Нарушение нейро-гуморальной регуляции. Патология желудочно-кишечного тракта Микроциркуляторные сети вокруг желез и волосяных фолликулов 60
Механизмы секреторного и жизненного цикла себо-цитов 0
Состав кожного сала и его изменения при нарушении диеты и действии половых гормонов 10
Нейрогуморальная регуляция сальных желез 30
Вариабельность и возрастные особенности функционирования сальных желез 0
Совместное обсуждение преподавателями-клиницистами и гистологами содержания ВК позволило очертить круг теоретических вопросов, которые, во-первых, подлежат наполнению современным фактическим материалом и, во-вторых, должны быть трансформированы в целевые виды деятельности студентов выпускного курса. Конкретный пример реализации предложенной схемы обучения приведен в табл. 3, где видно, что изучение гистофизиологии органа зрения можно разделить на блоки, каждый из которых а) определяется конкретным запросом клинической кафедры; б) направлен на реализацию конечной цели обучения; в) наполняется актуальным для будущего врача содержанием. Реализация такой системы обучения предусматривает соединение двух составляющих - клинической мотивации и эффективного изучения цитологии, молекулярной биологии и гистологии. При этом роль теоретической кафедры состоит
• в анализе содержания поступивших запросов от клинической кафедры;
• увязке запросов с конкретными разделами рабочей программы по предмету;
• трансляции запросов в реальные целевые виды деятельности студентов на теоретической кафедре;
• ранжировании этих видов деятельности по таксономическим уровням;
• наполнении видов деятельности содержанием (в соответствии со стандартами обучения);
• организации процесса обучения (выбор форм обучения, подготовка методических документов и т. п.);
• совместном с клиническими кафедрами контроле качества обучения, разработке тестовых заданий для студентов.
Таблица 3
Пример формирования модулей по фундаментальной дисциплине (гистологии) в соответствии с запросом кафедры глазных болезней (тема «Гистофизиология органа зрения»)
Table 3
An example how to form modules for Histology course according to the demand of the Eye Diseases Department (topic "Histophysiology of Visual Organ")
Запрос кафедры глазных болезней Конкретные цели обучения на кафедре гистологии Содержание обучения на кафедре гистологии
1 2 3
• травмы глаза; • воспалительные заболевания глаза; • фотоповреждение 1. Дифференцирование структуры глаза, обеспечивающей защиту от повреждения • строение оболочек глаза; • тканевые и клеточные механизмы поддержания иммунологической привилегии и фотозащиты глаза
• нарушение прозрачности роговицы; • катаракта кортикальная, ядерная 2. Интерпретация структурных основ реализации рефракции • слои, трофика, иннервация и регенерация роговицы; • структурно-функциональные зоны хрусталика, его рост и трофика
• повышение внутриглазного давления; • глаукома; 3. Трактовка состояния структур, регулирующих внутриглазное • камеры глаза, состав и циркуляция водянистой влаги (ВВ);
1 2 3
• витреопатии давление • цилиарные отростки, гематоаквеозный барьер, фильтрация ВВ; • угол передней камеры, строение трабеку-лярной сети
• ретинопатии; • механизмы фоторецепции; • макулярная дистрофия; • атрофия зрительного нерва 4. Интерпретация мор-фофункциональной организации сетчатой оболочки • слои, трофика, клеточный состав сетчатой оболочки; • структура и функция пигментного эпителия, гематоретинальный барьер; • нейроглиальные отношения в сетчатой оболочке
При создании вариативного компонента образовательной программы по дисциплине «Гистология, цитология и эмбриология» (для 1-2-го курсов) и ВК «Гистофизиология висцеральных систем» (для 5-6-го курсов) мы исходили из гипотезы, что отбор содержания, основанного на принципах фундаментальности и профессиональной направленности, сделает востребованными знания о строении и молекулярной регуляции функции органов.
Для достижения поставленной цели было необходимо:
• изучить опыт преподавания кардиологии, гастроэнтерологии, пульмонологии, неврологии, эндокринологии, иммунологии и нефрологии в медицинском вузе в контексте необходимости конкретных фундаментальных знаний по цитологии, молекулярной биологии и гистологии человека;
• выявить реальный уровень общетеоретической подготовки первокурсников и их готовность изучать вариативную компоненту образовательной программы;
• определить содержание занятий по цитологии и гистологии, необходимых для формирования профессиональных компетенций;
• теоретически обосновать необходимость создания ВК «Гистофизи-ология висцеральных систем»;
• оценить уровень фундаментальных знаний по цитологии, молекулярной биологии, гистологии у студентов 5-6-го курсов и определить их готовность изучать ВК «Гистофизиология висцеральных систем»;
• разработать методику и содержание лекционных и практических занятий ВК, а также задания для самостоятельной работы;
• сформировать условия для успешного применения знаний цитологии, молекулярной биологии и гистологии в профессиональной деятель-
ности врача. К таким условиям относятся, прежде всего, готовность и желание преподавателей клинических кафедр использовать фундаментальные знания для формирования профессиональных компетенций будущих врачей [5].
Экспертные оценки по отбору содержания учебного материала являлись доказательной базой необходимости тех или иных знаний для понимания сути выполняемых диагностических мероприятий, выбора медикаментозной терапии и анализа фармакологических эффектов в клетках-мишенях (табл. 4).
Таблица 4
Отбор содержания вариативного курса «Гистофизиология сердечнососудистой системы»
Table 4
Content selection for "Histophysiology of Cardiovascular System" elective
course
№ Стандарт лечения артериальной гипертонии Базовый курс гистологии Полнота от-раже-ния вучебнике, % Перечень вопросов ВК, отобранный на основании оценки экспертов
1 2 3 4 5
I. Диагностические мероприятия Сердечно-сосудистая система. Артерии. Вены. Лимфатические сосуды 0 Сердечно-сосудистая система. Гистофизиология эндотелия сосудов
УЗИ сонных и бедренных сосудов Особенности строения артерий эластического и мышечного типов 8090 Утолщение интимы: стереотипный ответ на сосудистое повреждение. Показатели среднего давления в различных отделах ССС. Толщина слоев, коэффициент интима/медиа
Возрастные изменения в стенке артерий 1015
II. Антигиперте-нзивная терапия Сердечно-сосудистая система. Артерии. Вены. Лимфатические сосуды 0 Сердечно-сосудистая система. Гистофизиология эндотелия сосудов
1 2 3 4 5
1. Назначение Гистофизиоло- 55- Гомеостатические рефлек-
в-блокаторов гия гладких ми-оцитов сократительного фенотипа 60 сы системы кровообращения. Характеристика адреноре-цепторов в сосудистой
Центральные 0 стенке: роль катехолами-
и местные меха- нов.
низмы регуля- Адренергический нейро-
ции сосудов мышечный синапс в стенке
Симпатоадрена- 10- артерии
ловая система 15
в регуляции со-
судистого тонуса
2. Назначение Регуляция внут- 0% Молекулярные механизмы
блокаторов риклеточной сокращения гладких ми-
Са-каналов концентрации кальция. оцитов (роль Са-кальмоду-линовой системы, киназа
Потенциал-за- 0 легких цепей миозина).
висимые каль- Внутриклеточные сигналь-
циевые каналы ные системы, обеспечива-
плазмолеммы ющие расслабление гладких миоцитов в стенке сосуда
3. Назначение Роль ренин-ан- 15- Эффекты стимуляции ан-
антагонис- гиотензин-аль- 20 гиотензиновых рецепторов
тов - рецеп- достероновой 1-11 типов. Механизмы сок-
торов анги- системы в регу- ращения ГМК сосудов при
отензина II ляции просвета артерий мышечного типа действии ангиотензина II
III. Антитромбо- Кровяные плас- 45- Фазы тромбогенеза. Молеку-
цитарная те- тинки: количе- 55 лярная организация базаль-
рапия ство, размер, строение, функции ной мембраны. Роль коллагенов I, III, V, VI, VIII типов в тромбогенезе. Адгезия лейкоцитов и тромбоцитов к стенке сосуда при эндоте-лиальной дисфункции
IV. Гиполипиде- Гистофизиоло- 60- Метаболизм липопротеидов
мические гия субэндоте- 80 в стенке сосуда.
средства лиального слоя Механизмы утолщения
Синтез и разрушение эластина в стенке сосуда 5065 интимы. Возможные причины нарушений структуры эластина
В ДонНМУ продолжается разработка и совершенствование ВК для студентов 5-6-го годов обучения применительно к различным клиническим дисциплинам. В качестве примера приведем фрагмент рабочей программы, касающийся раздела «Гистофизиология сердечно-сосудистой системы», который, согласно консолидированному мнению коллег-кардиологов и теоретиков, должен включать следующие вопросы:
• утолщение интимы: стереотипный ответ на сосудистое повреждение;
• возможные причины нарушений структуры эластина;
• толщина слоев, коэффициент интима/медиа;
• адренергический нейро-мышечный синапс в стенке артерии;
• характеристика адренорецепторов в сосудистой стенке: роль кате-холаминов;
• молекулярные механизмы сокращения гладких миоцитов (роль Са2+-кальмодулиновой системы в активации киназы легких цепей миозина);
• внутриклеточные сигнальные системы, обеспечивающие расслабление гладкихмиоцитов в стенке сосуда;
• молекулярная организация базальная мембраны;
• роль, коллагенов I, III, V, VI, VIII типов в тромбогенезе;
• фазы тромбогенеза;
• адгезия лейкоцитов и тромбоцитов к стенке сосуда при эндотели-альной дисфункции.
Выбор каждого из перечисленных вопросов подкреплялся аргументами экспертов и ссылками на авторитетные источники. Так, необходимость изучения фаз и механизмов тромбогенеза для понимания сути проведения антиагрегантной терапии и отработки умений ее выполнения была обоснована экспертами следующим образом: «Основным тромботичес-ким осложнением ишемической болезни сердца является острый инфаркт миокарда, который возникает вследствие развития тромба на месте поврежденной атеросклеротической бляшки. Активация и агрегация тромбоцитов являются ключевыми событиями процессов тромбогенеза» [11]. С учетом частоты рестенозов и тромбозов коронарных артерий, развивающихся у пациентов с острым коронарным синдромом, разработка методов эффективной антиагрегантной терапии - актуальная проблема кардиологии [12]. Спонтанный разрыв атеросклеротической бляшки приводит к экспозиции адгезивных белков, тканевого фактора и липидов, способствующих адгезии и активации тромбоцитов. Активированные тромбоциты секретируют растворимые медиаторы, такие как АДФ, ТхА2, фактор активации тромбоцитов (ФАТ), серотонин и др. [13]. Эти посредники, в свою очередь, стимулируют GPCRs (G-protein-coupledreceptors), которые являются критическими для начала различных внутриклеточных сигналь-
ных путей, связанных с активацией фосфолипазы С (ФЛС), протеинкина-зы С (ПКС) и фосфоинозитол - 3 киназы (ФИ-3К) [14-15]. Образовавшиеся мессенджеры способствуют активации интегрина aIIbp3, оказывающего существенное влияние на агрегацию тромбоцитов [16, 17]. Цитаты свидетельствуют о необходимости изучения функционирования пуриновых рецепторов (P2Y1 и P2Y12) и состояния внутриклеточных сигнальных систем, определяющих в том числе активность фермента циклооксигеназы тромбоцитов, поскольку конкретизируются молекулы-мишени для таргетной антиагрегантной терапии. В базовом курсе гистологии человека, как и в рабочих программах других теоретических дисциплин (биохимии, фармакологии), представлена недостаточная (на уровне 10-35%) и разрозненная информация. Приведенные факты являются основанием для включения учебного материала, касающегося активации рецепторов тромбоцитов и функционирования внутриклеточных сигнальных систем, в содержание соответствующего раздела вариативного курса.
Обсуждение и заключение
Не вызывает сомнений, что современная практико-ориентирован-ная профессиональная подготовка специалистов должна опираться на прочные фундаментальные знания. Создание на теоретических кафедрах вузов вариативных курсов поможет обеспечить и фундаментальность образования, и формирование профессиональных компетенций. Однако, несмотря на большое количество методических рекомендаций по составлению программ ВК, проблема отбора их содержания остается весьма острой [18]. Привлечение квалифицированных экспертов к анализу значимости тех или иных теоретических знаний для конкретной области или ниши профессиональной деятельности позволит избежать ошибок при определении содержания ВК, обеспечит высокую мотивацию учебной деятельности студентов, а значит, эффективность и качество обучения [9 ,19].
В качестве основного принципа отбора содержания вариативных курсов на теоретической кафедре гистологии, цитологии и эмбриологии ДонНМУ используются экспертные заключения ведущих преподавателей клинических кафедр. Тесное взаимодействие профессорско-преподавательского состава вуза, коллегиальное осмысление огромного массива фундаментальных знаний о строении и функционировании организма человека [20] способствуют успешному дидактическому моделированию оптимального содержания и основных компонентов обучения в рамках теоретических дисциплин, т. е. формированию теоретического базиса диагностики, лечения и профилактики заболеваний человека.
Список использованных источников
1. Draxler D. F., Madondo M. T., Hanafi G., Plebanski M., Medcalf R. L. A flowcytometric analysis to efficiently quantify multiple innate immune cells and T Cell subsets in human blood // Cytometry A. 2017. Vol. 91, № 4. Р. 336-350. DOI: 10.1002/cyto.a.23080.
2. Dilaveris P. E., Kennedy H. L. Silent atrial fibrillation: epidemiology, diagnosis, and clinical impact // Clinical Cardiology. 2017 June. № 40 (6). DOI: 10.1002/clc.22667.
3. Van Doorn J. R., Van Doorn J. D. The quest for knowledge transfer efficacy: blended teaching, online and in-class, with consideration of learning typologies for non-traditional and traditional students // Frontiers in Psychology. 2014. Vol. 17, № 5. P. 324.
4. Гусева Е. В., Скурлатов В. В., Суркин М. Ю. Межпредметная интеграция как средство профилизации обучения / / Вестник Военной академии материально-технического обеспечения им. А. В. Хрулева. 2015. № 1. С. 141-146.
5. Лебедева Е. Н., Афонина С. Н., Гирина Л. В., Мачнева И. В., Никоно-ров А. А. Элективные курсы в преподавании биохимии как одна из форм интерактивного обучения на фармацевтическом факультете // Медицинский вестник Башкортостана. 2016. Т. 11, № 5 (65). С. 153-155.
6. Коломиец О. М., Фокина М. А., Егорова Е. С. Психолого-педагогические условия повышения уровня подготовки студентов медицинских вузов // Сеченовский вестник [Электрон. ресурс]. 2012. № 3 (9). С. 61-65. Режим доступа: https://www.sechenov.ru/upload/iblock/054/sechenovskij_vestnik_3_9_2012_m aket.pdf (дата обращения: 13.03.2017)
7. Алтунин А. В. Подходы к изучению компетенций в деятельности работников научно-медицинской организации: краткий обзор литературы // Социальные аспекты здоровья населения. 2014. Т. 39, № 5. С. 18.
8. Занин С. А. Самостоятельная работа студентов как необходимый компонент формирования компетенций при изучении нормальной физиологии человека // Международный журнал экспериментального образования. 2014.№ 10. С. 133-135.
9. Корочанская С. П., Хвостова Т. С. Вариативный курс по биохимии как способ повышения качества фундаментальной подготовки специалиста в медицинском вузе // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 4. С. 136-139.
10. Баринов Э. Ф., Сулаева О. Н. Молекулярные механизмы тромбогене-за // Кардиология. 2012. № 12. С. 45-56.
11. Tello-Montoliu A., Tomasello S. D., Ueno M., et al. Antiplatelet therapy: thrombin receptor antagonists // British Journal of Clinical Pharmacology. 2011. Vol. 72, № 4. P. 658-671.
12. Jacobson K. A., Deflorian F., Mishra S. Pharmacochemistry of the platelet purinergic receptors // Purinergic Signalling. 2011. Vol. 7, № 3. P. 305-324.
13. Shankar H., Kahner B., Kunapuli S. P. G-protein dependent platelet signaling-perspectives for therapy // Current Drug Targets. 2006. Vol. 7, № 10. P. 1253-1263.
14. Garcia A., Kim S., Bhavaraju K., Schoenwaelder S. M., Kunapuli S. P. Role of phosphoinositide 3-kinase p in platelet aggregation and thromboxane A2 generation mediated by Gi signalling pathways // Biochemical Journal. 2010. Vol. 429, № 2. P. 369-377.
15. Bynagari-Settipalli Y. S., Lakhani P., Jin J, Bhavaraju K, Rico M. C., Kim S., et al. Protein kinase C isoform e negatively regulates ADP-induced calcium mobilization and thromboxane generation in platelet / / Arteriosclerosis Thrombosis and Vascular Biology. 2012. Vol. 32, № 5. P. 1211-1219.
16. Bennett J. S., Berger B. W., Billings P. C. The structure and function of platelet integrins // Journal of Thrombosis and Haemostasis. 2009. № 7 (1). P. 200-205.
17. Joo S. J. Mechanisms of Platelet Activation and Integrin aIIp3 // Korean Circulation Journal. 2012. Vol. 42, № 5. P. 295-301.
18. Иванова О. Н. Новые элективные курсы в образовательном процессе студента медицинского института // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. № 2. С. 77-78.
19. Воронцова З. А. Эффективный подход в изучении гистологии // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 11 (1). С. 69-70.
20. Баринов Э. Ф., Николаенко О. И., Балыкина А. О., Бондарен-ко Н. Н. Основные принципы создания вариативного курса на теоретических кафедрах медицинского вуза // Непрерывное образование: XXI век. 2017. Вып. 3 (19). С. 2-13.
References
1. Draxler D. F., Madondo M. T., Hanafi G., Plebanski M., Medcalf R. L. A flowcytometric analysis to efficiently quantify multiple innate immune cells and T Cell subsets in human blood. Cytometry A. 2017; 91 (4): 336-50. DOI: 10.1002/cyto.a.23080
2. Dilaveris P. E., Kennedy H. L. Silent atrial fibrillation: Epidemiology, diagnosis, and clinical impact. Clinical Cardiology. 2017 Jun; 40 (6): 413-418. DOI: 10.1002/clc.22667
3. Van Doorn J. R.,Van Doorn J. D. The quest for knowledge transfer efficacy: Blended teaching, online and in-class, with consideration of learning typologies for non-traditional and traditional students. Frontiers in Psychology. 2014; 17, 5: 324.
4. Guseva E. V., Skurlatov V. V., Surkin M. Yu. Intersubject integration as means of a profiling training. Vestnik Voennoy akademii materialno-tehnicheskogo obespecheniya im. Generala armii A. V. Hruleva = Bulletin of A. V. Hrulev Military Academy of Logistics. 2015; 1: 141-146. (In Russ.)
5. Lebedeva E. N., Afonina S. N., Girina L. V., Machneva I. V., Nikonorov A. A. Elective courses in teaching Biochemistry as one of the forms of interactive training at Pharmaceutical Faculty. Meditsinskiy vestnik Bashkortostana = Medical Bulletin of Bashkortostan. 2016; 11 (5-6): 153-155. (In Russ.)
6. Kolomiets O. M., Fokina M. A., Egorova E. S. Psychological-pedagogical conditions of the improvement of medical students' level of knowledge. Sechenovskij
vestnik = Sechuenovsky Vestnik [Internet]. 2012; 3 (9): 61-65. Available from: https:/ / www.sechenov.ru/ upload/ iblock /054/sechenovskij_vestnik_3_9_2012_make t.pdf (In Russ.)
7. Altunin A. V. Approaches to study competences of employees of scientific medical organizations: A brief literature review. Sotsialnyie aspekty i zdorovya naseleniya = Social Aspects of Population Health. 2014; 39 (5): 18. (In Russ.)
8. Zanin S. A. Independent work of students as a necessary component of formation of competencies when studying Hominal Physiology. Mezhdunarod-nyiy zhurnal eksperimentalnogo obrazovaniya = International Journal of Experimental Education. 2014; 10: 133-35. (In Russ.)
9. Korochanskaya S. P., Hvostova T. S. Elective course on Biochemistry as a way of quality improvement of fundamental training of a specialist in medical university. Mezhdunarodnyiy zhurnal eksperimentalnogo obrazovaniya = International Journal of Experimental Education. 2013; 4: 136-139. (In Russ.)
10. Barinov E. F., Sulaeva O. N. Molecular mechanisms of thrombogene-sis. Kardiologija = Cardiology. 2012; 12: 45-56. (In Russ.)
11. Tello-Montoliu A., Tomasello S. D., Ueno M. et al. Antiplatelet therapy: Thrombin receptor antagonists. British Journal of Clinical Pharmacology. 2011; 72 (4): 658-671.
12. Jacobson K. A., Deflorian F., Mishra S. Pharmacochemistry of the platelet purinergic receptors. Purinergic Signalling. 2011; 7 (3): 305-324.
13. Shankar H., Kahner B., Kunapuli S. P. G-protein dependent platelet signaling -perspectives for therapy. Current Drug Targets. 2006; 7 (10): 1253-1263.
14. Garcia A., Kim S., Bhavaraju K., Schoenwaelder S. M., Kunapuli S. P. Role of phosphoinositide 3-kinase p in platelet aggregation and thromboxane A2 generation mediated by Gi signalling pathways. Biochemical Journal. 2010; 429 (2): 369-377.
15. Bynagari-Settipalli Y. S., Lakhani P., Jin J, Bhavaraju K, Rico M. C., Kim S., et al. Protein kinase C isoform e negatively regulates ADP-induced calcium mobilization and thromboxane generation in platelets. Arteriosclerosis Thrombosis and Vascular Biology. 2012; 32 (5):1211-1219.
16. Bennett J. S., Berger B. W., Billings P. C. The structure and function of platelet integrins. Journal of Thrombosis and Haemostasis. 2009; 7 (1): 200-205.
17. Joo S. J. Mechanisms of platelet activation and integrin aIIp3. Korean Circulation Journal. 2012; 42 (5): 295-301.
18. Ivanova O. N. New elective courses in educational process of the student of medical institute. Pedagogicheskiyopyit: teoriya, metodika, praktika = Pedagogical Experience: Theory, Technique, Practice. 2015; 2: 77-8. (In Russ.)
19. Vorontsova Z. A. Effective approach in studying of Histology. Mezhdunarodnyiy zhurnal eksperimentalnogo obrazovaniya = International Journal of Experimental Education. 2014; 11 (1): 69-70. (In Russ.)
20. Barinov E. F., Nikolaenko O. I., Balykina A. O., Bondarenko N. N. Basic principles of creating the elective course at theoretical departments of a medical university. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek = Lifelong Learning: the XXI Century. 2017; 3 (19): 2-13. (In Russ.)
Информация об авторе:
Баринов Эдуард Федорович - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького, Донецк, Украина. E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.05.2017; принята в печать 14.02.2018.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Information about the author:
Eduard F. Barinov - Doctor of Medical Sciences, Professor, Head of the Department of Histology, Cytology and Embryology, Donetsk National Medical University named after M. Gorky, Donetsk, Ukraine. E-mail: [email protected]
Received 23.05.2017; accepted for publication 14.02.2018.
The author has read and approved the final manuscript.