ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Лучинина А. О., Бетехтина С. И. Психолого-педагогическая подготовка школьников в условиях профильного обучения // Концепт. - 2015. - № 11 (ноябрь). - ART 15396. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15396.htm. -ISSN 2304-120X.
ART 15396
УДК 371.132
Лучинина Анастасия Олеговна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров
Бетехтина Светлана Ивановна,
студентка IV курса профиля подготовки «Психология и социальная педагогика» ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров svet. [email protected]
Психолого-педагогическая подготовка школьников в условиях профильного обучения
Аннотация. Статья посвящена анализу содержания психолого-педагогической подготовки школьников в условиях профильного обучения. Дается характеристика элективных курсов психолого-педагогической направленности, и раскрывается содержание элективного курса «Занимательная психология». В статье анализируются апробированные формы и методы довузовской психолого-педагогической подготовки школьников.
Ключевые слова: психолого-педагогическая подготовка, профильное обучение, предпрофильная подготовка, предпрофильные (элективные) курсы.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Психолого-педагогические знания носят общечеловеческий характер, а значит, полезны каждому, независимо от избираемой профессии и образа жизни. Психолого-педагогические знания необходимы людям для самовоспитания, для плодотворного взаимодействия с другими людьми, для эффективной реализации воспитательной функции семьи. Важной особенностью педагогических и психологических знаний является то, что они, с одной стороны, используются сразу, непосредственно после их приобретения, а с другой - могут быть применимы в течение всей жизни. Они направлены как на самого человека, так и на круг людей, с которыми он общается.
Однако в настоящее время психология и педагогика как учебные предметы в школе отсутствуют, что подчеркивает важность психолого-педагогической подготовки школьников, которая реализуется в специально создаваемых на базе школ и межшкольных учебных комбинатов педагогических классах. Так, на базе Межшкольного учебного комбината № 3 г. Кирова (далее - МУК № 3) функционирует педагогический класс.
Психолого-педагогическая подготовка на базе педагогического класса МУК № 3 направлена:
- на выявление интересов, склонностей и способностей учащихся к психологопедагогической деятельности;
- овладение школьниками психологической и педагогической культурой;
- усвоение психолого-педагогических знаний;
- создание условий для получения учащимися опыта применения полученных знаний.
С введением профильного обучения на старшей ступени общего образования психолого-педагогическая подготовка учащихся в МУК № 3 включает два этапа: предпрофильную подготовку и профильное обучение.
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Лучинина А. О., Бетехтина С. И. Психолого-педагогическая подготовка школьников в условиях профильного обучения // Концепт. - 2015. - № 11 (ноябрь). - ART 15396. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15396.htm. -ISSN 2304-120X.
Рассмотрим этап предпрофильной подготовки. Предпрофильная подготовка является предварительным этапом введения профильного обучения и направлена на формирование готовности учащихся к определению дальнейшей образовательной и профессиональной траектории.
Основным направлением реализации предпрофильной подготовки является элективная дифференциация (от англ. elect - выбирать). Это форма дифференциации по интересам учеников, которая характеризуется предоставлением ученикам права выбора предпрофильных (элективных) курсов.
Предпрофильные курсы - это курсы по выбору учащихся, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов учащихся, знакомство с определенным видом профессиональной деятельности и получение опыта реализации этой деятельности [1]. В связи с этим учащимся должны быть предложены программы элективных курсов разной тематики из разных областей профессиональной деятельности.
Надо отметить, что предпрофильные курсы являются единственным объектом выбора учащегося в рамках обучения в 9-м классе. Учащийся, выбирая элективный курс, берет на себя ответственность пройти выбранный им курс, даже если в процессе освоения курса он получил объективные основания считать свой выбор неудачным.
В Межшкольном учебном комбинате № 3 разработаны и реализуются следующие программы элективных курсов психолого-педагогической направленности:
- «Занимательная психология»,
- «Введение в педагогику и педагогическую профессию»,
- «Развитие и воспитание детей от 0 до 7 лет»,
- «Игровая деятельность дошкольника»,
- «Навстречу детям».
В качестве примера приведем учебно-тематический план элективного курса «Занимательная психология».
Учебно-тематический план элективного курса «Занимательная психология»
№ п/п Наименование тем Кол-во часов
Всего Теор. Практ.
1 Введение в психологию 2 2
2 Предмет психологии. Познавательные психические процессы 3 1 2
3 Самопознание личности 2 1 1
4 Психология творчества. Арт-терапевтические методы в психологии 2 1 1
5 Мастер-класс «Сенсорная комната: приемы и методы работы» 2 2
6 Психология общения. Язык жестов 2 1 1
7 Психология общения. Разрешение конфликтов 2 1 1
8 Тренинг саморазвития и личностного роста «Любой может стать любым» 2 2
Всего 17 7 10
Курс «Занимательная психология» направлен на формирование интереса у учащихся к изучению психологии, овладение школьниками психологической культурой, характеризующейся адекватным применением знаний и умений в разнообразных ситуациях (в учебных, а в будущем - и в профессиональных).
Специфика преподавания психологии заключается в актуализации личностного опыта учащихся. Посредством оптимального сочетания теоретических и практических занятий создаются необходимые условия для формирования «действенных» психологических знаний, позволяющие ученику не только получать на уроках информацию, но и уметь применять её в своей жизни.
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Лучинина А. О., Бетехтина С. И. Психолого-педагогическая подготовка школьников в условиях профильного обучения // Концепт. - 2015. - № 11 (ноябрь). - ART 15396. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15396.htm. -ISSN 2304-120X.
В качестве результатов освоения курса «Занимательная психология» для старшеклассников можно выделить два уровня обученности: теоретический и практический. К концу обучения учащиеся должны владеть основным понятийным аппаратом современной психологии, выделять главное в познаваемых психологических явлениях. В целом такие знания служат основой формирования культуры психологического мышления.
В связи с этим важно отметить такие умения:
1) умение применять теорию для решения конкретных проблем (от теории к практике);
2) проявление психологической пытливости ума (обнаружение в познаваемых явлениях психологической сущности);
3) умение конструктивно решать возникающие проблемы (позитивное переосмысление появившихся затруднений в учебе, общении);
4) умение быть самодостаточным (нахождение в себе той опоры, которая необходима для достижения намеченной цели);
5) умение быть самим собой (принятие себя таким, какой есть).
Анализируя методические особенности психолого-педагогической подготовки
школьников, надо отметить, что здесь существует определенное противоречие: основной формой обучения является урок, а цели, содержание обучения, потребности учащихся побуждают к нестандартной организации учебного процесса. Это противоречие в практике разрешается путем проведения значительной части уроков по нестандартной методике.
Проведение уроков в нестандартных формах стимулирует активность учащихся, ставит их в субъектную позицию, предоставляет им возможность для самовыражения и самоопределения, развивает их творческие способности и приобщает к исследовательской деятельности.
На этапе введения учащихся в новую тему мы используем такую лекционную форму, как лекция-визуализация. Подготовка такой лекции состоит в переводе содержания лекции или ее части в визуальную форму для предъявления учащимся информации с помощью мультимедийной аппаратуры. Чтение такой лекции обеспечивает систематизацию имеющихся знаний, более легкое усвоение новой информации. Наглядный материал, представленный в визуальном варианте, воспринимается учащимися быстрее, чем аудиальная информация. Надо отметить, что утомление аудитории учащихся наступает гораздо позже, дольше сохраняются внимание и интерес к изучаемому материалу.
На лекциях рассматриваются основные понятия элективного курса: психология, познавательные психические процессы, сенсорная комната, конфликт, мотивация, конгруэнтность, калибровка. На лекции «Арт-терапевтические методы в психологии» рассматриваются такие понятия, как арт-терапия, мозартика, песочная терапия, изотерапия и мандалы, анализируется специфика работы с данными техниками. С целью закрепления знаний основных терминов на занятиях мы используем методику взаи-мотренажа. Учащиеся работают в парах и оценивают имеющиеся друг у друга знания при помощи специально подготовленных учителем карточек с вопросами и ответами.
Отдельные занятия проводятся с применением метода развивающей психологопедагогической диагностики. Следует подчеркнуть, что целью использования психологических диагностических методик является не только диагностика индивидуальных особенностей учащихся, а активизация позиции самоопределяющегося человека. Учащиеся выполняют следующие психолого-педагогические методики:
- методики диагностики особенностей внимания: «Отыскание чисел», «Корректурная проба», «Счет по Крепелину»;
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Лучинина А. О., Бетехтина С. И. Психолого-педагогическая подготовка школьников в условиях профильного обучения // Концепт. - 2015. - № 11 (ноябрь). - ART 15396. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15396.htm. -ISSN 2304-120X.
- методики диагностики особенностей памяти: «Зрительная память», «Слуховая память», «Механическая память», «Логическая память»;
- методика «Характер самооценки»;
- методика «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур».
Наряду с развивающей диагностикой в программе элективного курса используются тренинговые методы работы, а именно социально-психологический тренинг.
Опираясь на работы Л. А. Петровской, И. В. Вачкова, мы рассматриваем социально-психологический тренинг как метод обучения, в рамках которого создаются условия для развития личностного и профессионального самосознания учащихся, что способствует их личностно-профессиональному самоопределению.
В рамках программы учебного курса «Занимательная психология» используются два вида социально-психологического тренинга: тренинг общения «Невербальная коммуникация» и тренинг личностного роста «Любой может стать любым».
Каждый этап тренингового занятия имеет свою цель, время и комплекс психотехнических упражнений, направленных на реализацию цели занятия.
Включение в курс специально разработанных тренинговых упражнений является наиболее предпочтительным, поскольку у обучаемых появляется возможность прочувствовать на себе, «зацементировать» важность психологических знаний [2].
Важнейшая методическая особенность занятий по превентивной психологии -выполнение практических, преимущественно творческих работ. По сути дела, это вариативные и творческие упражнения, требующие нестандартного применения знаний на практике. Приведем несколько примеров.
Так, при изучении темы «Психология творчества» учащимся предлагаются упражнения по использованию арт-терапевтических методик, например раскрашивание ман-дал. На занятиях, посвященных психологии общения, хорошие результаты дают упражнения в пантомимике, произнесении скороговорок, жестикуляции. Учащиеся практикуются в использовании приемов невербального влияния на окружающих людей, учатся применять конструктивные формы выхода из конфликтной ситуации.
Отдельные занятия проводятся непосредственно на педагогических объектах. Так, мастер-класс «Сенсорная комната: приемы и методы работы» проводится в сенсорной комнате, которая создана на базе ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет».
Во время проведения мастер-класса учащиеся знакомятся с инструментами сенсорной комнаты:
- воздушно-пузырьковой колонной с рыбками,
- панелью «Полет в Бесконечность»,
- ковром «Звездное небо»,
- волшебным фонтаном или каскадом,
- песочницей.
Психолог рассказывает о специфике и предназначении каждого инструмента, проводит игры и упражнения на релаксацию и снятие эмоционального и мышечного напряжения с их использованием.
Элективный курс «Занимательная психология» является начальным, вводным курсом, на котором учащиеся получают базовые знания, необходимые для успешного овладения последующими курсами и выполнения профессиональных проб на практике, которую учащиеся проходят в дошкольной образовательной организации в рамках элективного курса «Навстречу детям».
4
о
Huem
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120Х
Лучинина А. О., Бетехтина С. И. Психолого-педагогическая подготовка школьников в условиях профильного обучения // Концепт. - 2015. - № 11 (ноябрь). - ART 15396. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15396.htm. -ISSN 2304-120X.
Элективный курс «Навстречу детям» направлен на апробацию учащимися психолого-педагогических знаний на практике, приобретение опыта работы с детьми. Дошкольные образовательные организации отличаются от остальных учебно-воспитательных заведений особой организацией жизни и воспитания детей. Большая ответственность возлагается на воспитателя, именно он влияет на развитие ребенка с первых дней его пребывания в детском саду. В связи с этим и учащиеся, выполняющие роль помощника воспитателя, учатся ответственно подходить к решению профессиональных задач.
Задачей элективного курса «Навстречу детям» является формирование профессиональных умений:
- планировать и организовывать работу в качестве воспитателя;
- устанавливать педагогически целесообразные отношения с детьми;
- готовить и самостоятельно организовывать игровую деятельность детей в группе и на прогулке;
- наблюдать за деятельностью воспитателя и анализировать её;
- вести дневник педагогических наблюдений.
По итогам данного курса учащиеся принимают участие в творческом конкурсе проектов «Детский сад будущего».
Таким образом, можно выделить следующие особенности психолого-педагогической подготовки школьников в условиях профильного обучения:
- приоритет клубных форм работы, построенной на интересах школьников;
- использование таких форм работы, которые позволяют учащимся проявить максимальную активность, самовыразиться;
- подготовка учащихся к вузовским формам работы, превентивная адаптация к обучению в высшей школе;
- широкое использование разнообразных практических работ, развивающих профессионально значимые качества личности.
Ссылки на источники
1. Володина Ю. А., Матяш Н. В. Предпрофильная подготовка детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях интернатного типа // Концепт. - 2012. - № 8 (август). - URL: http://e-koncept.ru/2012/12099.htm.
2. Успенский В. Б. Теоретические и методические основы допрофессиональной педагогической подготовки школьников. - Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1999. - 237 с.
Anastasia Luchinina,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogy, Vyatka State University of Humanities, Kirov [email protected] Svetlana Betekhtina,
Student, Vyatka State University of Humanities, Kirov [email protected]
Psycho-pedagogical preparation of students in the conditions of profile training Abstract. The paper analyzes the content of the psycho-pedagogical training of students in the conditions of profile training. The authors characterize elective courses of psycho-pedagogical orientation and disclose the contents of the elective course «Entertaining psychology». The paper analyzes the approved forms and methods of pre-university psycho-pedagogical training of students.
Key words: psycho-pedagogical preparation, profile training, preprofile training, preprofile (elective) courses. References
1. Volodina, Ju. A. & Matjash, N. V. (2012). “Predprofil'naja podgotovka detej, ostavshihsja bez popechenija roditelej, v uchrezhdenijah internatnogo tipa”, Koncept, № 8 (avgust). Available at: http://e-koncept.ru/2012/12099.htm (in Russian).
2. Uspenskij, V. B. (1999). Teoreticheskie i metodicheskie osnovy doprofessional'noj pedagogicheskoj podgotovki shkol'nikov, JaGPU im. K. D. Ushinskogo, Jaroslavl', 237 p. (in Russian).
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Лучинина А. О., Бетехтина С. И. Психолого-педагогическая подготовка школьников в условиях профильного обучения // Концепт. - 2015. - № 11 (ноябрь). - ART 15396. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15396.htm. -ISSN 2304-120X.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 20.09.15 Получена положительная рецензия 21.09.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 21.09.15 Опубликована 27.11.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Лучинина А. О., Бетехтина С. И., 2015
www.e-koncept.ru
6