Научная статья на тему 'Предпрофильная подготовка детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях интернатного типа'

Предпрофильная подготовка детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях интернатного типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ДЕТИ-СИРОТЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PREPROFILE TRAINING / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ORPHANS / PSYCHO-LOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Володина Юлия Анатольевна, Матяш Наталья Викторовна

В статье рассматриваются психолого-педагогические особенности подготовки детей-сирот к профессиональному самоопределению. Представлен анализ экспериментальных данных временной перспективы детей-сирот, их профессиональных интересов и склонностей, Я-концепции как составляющей самосознания подростков. Дана характеристика программе психологического сопровождения детей-сирот на этапе предпрофильной подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preprofile preparation of children without parental care in residential care

The article deals with the psychological and pedagogical features of the preparation of orphans to professional self-determination. The analysis of experimental data, temporal perspective of orphans, their professional interests and inclinations, self-concept as a component of self-consciousness of adolescents. The characteristic of the program of psychologi-cal support for children orphaned during preprofile training.

Текст научной работы на тему «Предпрофильная подготовка детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях интернатного типа»

КОНЦЕПТ

Володина Ю. А., Матяш Н. В. Предпрофильная подготовка детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях интернатного типа // Концепт. - 2012. -№ 8 (август). - ART 12099. - 0,6 п. л. - URL: http://

научно-методический электронный журнал э^о фс 77° 49965° -С^5мТз024 120Х9'111171' Г°С Р8Г

АШ12099 УДК 37.018.32:37.015.3 л - ‘ ‘

Володина Юлия Анатольевна,

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии ФГБОУ «Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского», г. Брянск [email protected]

Матяш Наталья Викторовна,

доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии ФГБОУ «Брянский

государственный университет им. И. Г. Петровского», г. Брянск

[email protected]

Предпрофильная подготовка детей, оставшихся без попечения родителей,

в учреждениях интернатного типа

Аннотация. В статье рассматриваются психолого-педагогические особенности подготовки детей-сирот к профессиональному самоопределению. Представлен анализ экспериментальных данных временной перспективы детей-сирот, их профессиональных интересов и склонностей, Я-концепции как составляющей самосознания подростков. Дана характеристика программе психологического сопровождения детей-сирот на этапе предпрофильной подготовки.

Ключевые слова: предпрофильная подготовка, профессиональное самоопределение, дети-сироты, психологическое сопровождение.

Актуальность проблемы и ее теоретическое обоснование. Глубокие социальные потрясения последних десятилетий, кризисное состояние экономики, культуры, образования, невиданный ранее динамизм развития, изменение технических, материальных, этических, моральных и других ориентиров привели к увеличению количества де-тей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и т. п.

Однако, многие специалисты, занимающиеся проблемами социального сиротства (А. Васильев, В. Л. Воробева, И. И. Осипова, В. Н. Ослон, Н. А. Палиева, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых и др. [1-7]), отмечают несовершенство существующей системы воспитания детей в учреждениях интернатного типа, так как она не способствует созданию условий для преодоления у воспитанников трудностей в дальнейшей социализации в обществе. Интернатные учреждения часто оказываются неспособными обеспечить их успешную социализацию. Появившиеся новые типы учреждений (приюты временного пребывания, психолого-педагогические центры реабилитации, кризисные центры и др.) также в полной мере не могут решить эту проблему.

После выхода из интернатного учреждения, лишаясь внешней опеки, не имея социального опыта, необходимых навыков социализации и устойчивых нравственных ориентиров дети-сироты, в большинстве случаев, не могут интегрироваться и адаптироваться в социуме. Сформированные в интернате чувство вины, тревога, страх перед будущим, агрессия нарушают процесс их вхождения в социальную среду, усвоения социального опыта, приобщения к системе социальных связей. Это свидетельствует о том, что вся система помощи данной категории детей требует качественных изменений, совершенствования и форм, и методов, и технологий работы с детьми, оказавшимися вне семьи.

Опираясь на идеи Л. С. Выготского о развитии сознания в деятельности, мы предположили, что процесс профессионального самоопределения выпускников

f\j ■Л f\j

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12099.htm

КОНЦЕПТ

Володина Ю. А., Матяш Н. В. Предпрофильная подготовка детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях интернатного типа // Концепт. - 2012. -№ 8 (август). - ART 12099. - 0,6 п. л. - URL: http://

научно-методический электронный журнал э^о фс 77° 49965° -С^5мТз024 120Х9'111171' Г°С Р8Г

АШ12099 УДК 37.018.32:37.015.3 л - ‘ ‘

школ-интернатов, основанный на преобразовании социально-образовательной среды интернатного учреждения, должен пройти 4 стадии в своем развитии. На первой стадии взрослые (педагог, психолог и др.) с помощью определенных средств управляют поведением воспитанников в условиях микросреды, направляя реализацию его способностей и возможностей. На второй стадии воспитанник становится субъектом социально-профессиональной деятельности в макросреде. На третьей стадии подросток начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления своей деятельностью и поведением, которые применяли к нему. На четвертой стадии происходит окончательная интериоризация, подросток на основе оценки своей деятельности и поведения начинает творчески изменять способы управления своей деятельностью и деятельность в целом, сохраняя свою социальную природу, в результате чего у него формируется тенденция к самостоятельности и независимости в его социально-профессиональной деятельности.

Характеристика экспериментального исследования. Экспериментальное исследование, проведенное в школах-интернатах Брянской области в 2007-2010 гг. (выборка 133 человека) ставило своей целью теоретически обосновать и экспериментально исследовать особенности процесса профессионального самоопределения детей-сирот в условиях предпрофильной подготовки.

Объект исследования - процесс профессионального самоопределения детей-сирот. Предмет исследования - психолого-педагогические особенности профессионального самоопределения детей-сирот в условиях предпрофильной подготовки.

Рабочая гипотеза: организация психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей-сирот в условиях предпрофильной подготовки позволяет подготовить воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни в обществе.

Программа экспериментальной работы включала в себя проведение пилотажного исследования, формирующий эксперимент, контрольное исследование с последующей статистической обработкой полученных результатов, формулировка основных выводов и положений.

Экспериментальное исследование проводилось по приказу Департамента образования Брянской области на базе региональной экспериментальной площадки сотрудниками БИПКРО и БГУ им. ак. И. Г. Петровского и подкреплялось диагностикой и соответствующей коррекцией разрабатываемой программы психологопедагогического сопровождения на каждом из этапов формирующего эксперимента. В процессе формирующего эксперимента определены также основные параметры эффективности процесса профессионального самоопределения детей-сирот в условиях предпрофильной подготовки (табл. 1).

Анализ и обсуждение результатов. Рассмотрим основные результаты экспериментального исследования по обозначенной проблеме.

Исследование готовности детей-сирот к профессиональному самоопределению проводилось в аспектах исследования временной перспективы детей-сирот, их профессиональных интересов и склонностей, Я-концепции как составляющей самосознания подростков.

Полученные результаты подтверждают общепринятое положение о том, что в подростковый период начинается формирование временной перспективы будущего (в том числе и профессиональной) и соответствующей мотивации, связанной с появле-

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12099.htm

КОНТ TFTTT

Володина Ю. А., Матяш Н. В. Предпрофильная подготовка детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях интернатного типа // Концепт. - 2012. -№ 8 (август). - ART 12099. - 0,6 п. л. - URL: http://

научно-методический электронный журнал э^о фс 77° 49965° -С^5мТз024 120Х9'111171' Г°С Р8Г

АНТ12099 УДК 37.018.32:37.015.3 л - ‘ ‘

Таблица 1

Параметры эффективности процесса профессионального самоопределения детей-сирот в условиях предпрофильной подготовки

Показа-^тели Критерии Мотивационно- ценностный Когнитивно- личностный Эмоциональ- но-волевой Операционально- деятельностный Оценочно- рефлексивный

Готовность к 1)потребность 1) реальный 1) положи- 1) наличие личного 1)способ-

профессио- в профессио- уровень про- тельное позитивно- ность к само-

нальному са- нальном само- фессиональ- эмоцио- ориентированного контролю и

моопределе- определении и ных притяза- нальное от- перспективного оценке своей

нию развитии; ний, знание ношение к профессионально- поведенче-

2) устойчивые своих инди- выбору го плана и владе- ской и психи-

профнамере- видуальных профессии и ние методами его ческой актив-

ния; способностей будущей конструирования; ности в тру-

3) наличие и возможно- профессио- 2) активная субъ- довой дея-

профессио- стей; нальной де- ектная позиция в тельности;

нальных целей 2) преобла- ятельности; выборе професси- 2) способ-

и ценностей; дание лич- 2) целе- ональной сферы, ность к про-

4) наличие осо- ностной и со- устремлен- умение принять гнозирова-

знанной про- циально- ность; решение о выборе нию и осмыс-

фессиональной профессио- 3)волевая профессии; лению (ана-

перспективы нальной со- саморегуля- 3) умение ставить лизу) резуль-

как части це- ставляющих в ция; цели профессио- татов про-

лостной вре- Я-концепции; 4)уверен- нального развития фессиональ-

менной пер- 3) компетент- ность и сво- и планировать ного выбора

спективы бу- ность в ситу- бода в вы- пути по их дости- в стратегии

дущего (сфор- ации выбора боре буду- жению; профессио-

мированные профессии, щей про- 4) практический нального

мотивы про- минимальная фессио- опыт в будущей развития;

фессионально- профессио- нальной де- профессиональ- 3)готовность

го самоопреде- ведческая ятельности, ной деятельности брать ответ-

ления) компетент- в достиже- (профпробы); ственность за

ность; нии профес- 5)готовность к свой профес-

4) осознан- сиональных получению про- сиональный

ный и обос- целей фессионального выбор

нованный вы- образования как

бор профес- средства реали-

сии зации поставлен-

ных целей

нием мотивов профессионального самоопределения. Данная тенденция, однако, наблюдается только в экспериментальной группе, условия которой приближены к условиям обучения подростков в общеобразовательных школах. В контрольной группе результаты свидетельствуют о наличии у подростков суженной временной перспективы будущего, в которой фиксируется тенденция жить сегодняшним днем. Ограниченность мотивации подростков контрольной группы является следствием (по сопоставлению с результатами других методик, используемых в экспериментальном исследовании) их актуальной жизнедеятельностью в рамках закрытой окружающей микросреды.

Рассматривая влияние формирование готовности к профессиональному самоопределению детей-сирот, мы также изучили их Я-концепцию по пяти основным категориям: личностное «Я», умственное «Я», социально-профессиональное «Я», фи-

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12099.htm

КОНЦЕПТ

Володина Ю. А., Матяш Н. В. Предпрофильная подготовка детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях интернатного типа // Концепт. - 2012. -№ 8 (август). - ART 12099. - 0,6 п. л. - URL: http://

научно-методический электронный журнал э^о фс 77° 49965° -С^5мТз024 120Х9'111171' Г°С Р8Г

АШ12099 УДК 37.018.32:37.015.3 л - ‘ ‘

зическое «Я», эмоциональное «Я». Анализ полученных результатов позволяет утверждать, что представление о своей роли в профессиональной деятельности у детей-сирот различное и противоречивое.

У подростков с завышенной самооценкой преобладают личностные и социально-профессиональные качества как в экспериментальной группе (54,4%), так и в контрольной (55,4%). У подростков с заниженной самооценкой в экспериментальной группе преобладают личностные, физические и социально-профессиональные качества (76,2%), у них профессиональная самореализация вероятнее всего будет обеспечиваться за счет физической силы и привлекательности. У подростков с заниженной самооценкой в контрольной группе преобладают личностные и физические качества (64,1%), а социально-профессиональные занимают последнее место и стоят в одном ряду с умственными. Это позволяет говорить о том, что в экспериментальной группе подростки связывают свою будущую социально-профессиональную деятельность с умственным развитием и получением образования.

В связи с представленными данными акцентируем внимание вновь на уровне самооценки. Результаты исследования говорят о положительном влиянии адекватной самооценки на формирование готовности детей-сирот к профессиональному самоопределению. При этом завышенные показатели самооценки могут рассматриваться как с положительной, так и с отрицательной стороны относительно их влияние на подготовку школьников к профессиональному самоопределению (что требует дополнительных экспериментальных исследований). Заниженные показатели самооценки во всех исследованных случаях свидетельствуют о замедлении темпов формирования у учащихся школ-интернатов готовности к профессиональному самоопределению.

Практическое внедрение результатов в образовательную среду. На основе полученных результатов исследования нами разработана программа психологопедагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения де-тей-сирот в образовательной среде интернатного учреждения. Содержание программы психолого-педагогического сопровождения представлено в следующих аспектах.

В образовательной среде интернатного учреждения в урочное и внеурочное время проходит работа по формированию у учащихся знаний, умений, навыков, компетенций, необходимых им в дальнейшей жизни и профессиональной деятельности.

Предметные в совокупности с элективными и профориентационными курсы, профессиональные пробы и др., проводятся в образовательных учреждениях региона и составляют основу для формирования индивидуально-профессиональной образовательной траектории воспитанника.

Самостоятельная творческая работа воспитанника по проектированию своего перспективного профессионального образа будущего направлена на осмысление своего «Я», принятия его, формирование адекватного представления о своих способностях и возможностях, соотнесение их с требованиями профессии и принятие осознанного решения о профессиональном выборе.

Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот реализуется на трех этапах: «Осознание Я-реального», «Осознание Я-профессионального» и «Построение профессионального Я-образа». Каждый этап предполагает взаимодействие и координацию действий воспитанников, педагогов, воспитателей, администрации по пяти направлениям (организационному, диагностико-познавательному, профессио-нально-стимулирующему, индивидуально-консультационному и проективно-

гм yj nj

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12099.htm

КОНТ TFTTT

Володина Ю. А., Матяш Н. В. Предпрофильная подготовка детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях интернатного типа // Концепт. - 2012. -№ 8 (август). - ART 12099. - 0,6 п. л. - URL: http://

научно-методический электронный журнал э^о фс 77° 49965° -С^5мТз024 120Х9'111171' Г°С Р8Г

АНТ12099 УДК 37.018.32:37.015.3 л - ‘ ‘

профессиональному). Завершается этап созданием и защитой каждым воспитанником творческого проекта по итогам взаимодействия с окружающими людьми и познания собственного «Я», собственных профессиональных и жизненных целей.

Этапы предполагают разработку содержания психолого-педагогической помощи по концентрическому принципу и отражают работу психолога с воспитанниками сиротского учреждения, педагогами и воспитателями, администрацией учреждения на каждом из уровней. Реализация содержания осуществляется при воздействии на сознание, чувства, поведение субъектов образовательного процесса через взаимодействие информационного, мотивационно-ценностного, когнитивно-личностного, эмоционально-волевого, операционально-деятельностного, результативного и оценочно-рефлексивного компонентов в содержательно-деятельностном аспекте, на каждом уровне, где один из компонентов становится ведущим и определяет содержание психолого-педагогического сопровождения и деятельность субъектов социально-образовательного процесса.

Стратегическая линия психолого-педагогического сопровождения подростков определяется психологическими особенностями и задачами данного возраста, наиболее важными из которых является самоопределение в сферах общечеловеческих ценностей и общения людей, в том числе и профессиональное самоопределение.

Содержательно-деятельностный аспект предполагает формирование системы отношений, системы умений, системы компетенций, необходимых для принятия воспитанниками верного решения о профессиональном выборе и реализуется в условиях интернатного учреждения и за его пределами в специально организованном социально-образовательном пространстве при взаимодействии воспитанника с микро- и макросредой по педагогическому и психологическому направлениям (табл. 2).

Таблица 2

Направления работы с подростками интернатного учреждения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагогическое направление Психологическое направление

Формирование готовности подростков к профессиональному са-моопределе-нию Курс профессионального самоопределения «Профессия, которую Я выбираю». Элективные, профориентационные, предметные и другие курсы по выбору. Организация профпроб. Профессиональное моделирование. Организация исследовательской, проектной, поисковой, практической деятельности подростков. Тренинговый курс «Дорога в жизнь, или Путешествие в будущее» по развитию умений целеполагания, планирования, конструирования своего профессионального будущего. Индивидуальное и групповое профессиональное консультирование. Тренинговые занятия по развитию профессиональных умений и навыков. Дневник профессионального самоопределения. Проведение профориентационных экскурсий.

В условиях реализации педагогического направления большую роль играют педагогические технологии, формы и методы работы учителей и воспитателей (в т. ч. и других образовательных учреждений: ссузов, вузов, учреждений дополнительного образования) с подростками по их социальной адаптации в микросреде. Деятельность педагогов в целом направлена на развитие социальной мотивации воспитанников, формирование у них жизненных целей и ценностей, их умственное развитие через формирование знаний, умений, навыков, образовательных компетенций,

(V Г /V

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12099.htm

КОНТ тнпт

Володина Ю. А., Матяш Н. В. Предпрофильная подготовка детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях интернатного типа // Концепт. - 2012. -№ 8 (август). - ART 12099. - 0,6 п. л. - URL: http://

научно-методический электронный журнал э^о фс 77° 49965° -С^5мТз024 120Х9'111171' Г°С Р8Г

АНТ12099 УДК 37.018.32:37.015.3 л - ‘ ‘

определенных Госстандартом образования. Большую роль здесь играет также формирование трудовых навыков учащихся, обучение их умениям свободно выражать свои творческие способности в различных видах социально-одобряемой деятельности. Данные формы и методы применяются в условиях предпрофильной подготовки на этапе «Осознание Я-реального». Работа педагогов по социальнопсихологической адаптации учащихся способствует, таким образом, овладению социально-этическими знаниями и нормами, накоплению позитивного социального опыта, успешной социализации и индивидуализации подростком в микросоциуме.

На этапе подготовки школьников к профессиональному самоопределению для приобретения ими первоначального опыта будущей профессиональной деятельности нами разработан курс профессионального самоопределения «Профессия, которую я выбираю» (8-9 кл.), реализующийся на этапах «Осознание Я-профессионального» и «Проектирование профессионального Я-образа». В ходе его изучения у воспитанников формируется комплекс представлений, умений и отношений относительно сферы их будущей профессиональной деятельности, а выполнение творческого проекта по итогам его изучения является интегративной оценкой сформированности готовности учащихся к профессиональному самоопределению. Показателями этой оценки служат: умение адекватно оценивать себя, знание правил выбора профессии; способность ориентироваться в обобщенных психологических характеристиках профессиональной деятельности: технологических (цель, предмет, средства и условия труда), социально-психологических (самостоятельность, индивидуальность, коллективность трудового общения), эмоционально-волевых (степень напряжённости и ответственности отношений), а также в условиях рынка труда и профессий; умение соотносить свои индивидуально-психологические особенности с требованиями, предъявляемыми профессией к специалисту в данной области профессиональной деятельности, и на этой основе строить перспективный образ своего будущего.

Данный комплекс представлений, умений и отношений реализуется в мотивационно-ценностной, когнитивно-личностной и других функциях и выражается в следующих материализованных действиях: ориентирование в правилах выбора профессии; составление собственного психологического портрета и в соответствии с ним построение перспективной профессиональной стратегии будущего; проектирование образа «Я» в качестве мысленной презентации на рынке труда и профессий; выполнение профессиональных проб различных уровней сложности во всех сферах профессиональной деятельности: «человек - человек», «человек - техника», «человек - природа», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ» в рамках элективных, предметных, ориентационных курсов, что позволяет воспитаннику за короткий срок осознать свои возможности, придаёт ему уверенность и свободу в выборе будущей профессиональной деятельности и готовит к профессиональному самоопределению.

Содержание курса «Профессия, которую я выбираю» также ориентировано на выявление и развитие индивидуальных возможностей личности школьников, чему способствуют развивающие методики соотнесение образа «Я» с образом профессии в ходе выполнения профессиональных проб и других видов деятельности. По итогам преподавания курса педагог оценивает готовность учащихся к профессиональному самоопределению и соотносит полученные оценки с самооценками учащихся, что позволяет воспитанникам более точно определиться в выборе дальнейшей сферы

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12099.htm

КОНЦЕПТ

Володина Ю. А., Матяш Н. В. Предпрофильная подготовка детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях интернатного типа // Концепт. - 2012. -№ 8 (август). - ART 12099. - 0,6 п. л. - URL: http://

научно-методический электронный журнал э^о фс 77° 49965° -С^5мТз024 120Х9'111171' Г°С Р8Г

АШ12099 УДК 37.018.32:37.015.3 л - ‘ ‘

профессиональной деятельности и самостоятельно конструировать и моделировать процесс своего профессионального самоопределения.

Для достижения цели психолого-педагогического сопровождения воспитанникам также предлагаются специальные элективные курсы в рамках выполнения профессиональных проб, реализующиеся за пределами интернатного учреждения в социально-образовательном пространстве региона. В течение учебного года воспитанник проходит как можно больше таких курсов, по окончании которых делает вывод о выборе сферы будущей профессиональной деятельности или специальности. Курсы, организовываются за счет часов образовательной области «Технология», часов вариативной части учебного плана или же в рамках дополнительного образования. Целью таких курсов является развитие у подростков потребности испытать себя в различных видах деятельности и определить ту сферу, в которой с наибольшей степенью удовлетворенности реализуется собственный интеллектуальный и творческий потенциал, а также создание условий для осознания обучающимся своих возможностей, интересов, предпочтений.

Проведение курсов, решает также задачи интеграции образовательных и предметных областей с внеучебной практикой социально-профессионального самоопределения школьников; ориентации на консолидацию ресурсов и усилий с другими учебными заведениями; обеспечения предпрофильной подготовки школьников на основе вариативности, с учетом заявленных ими индивидуальных маршрутов, соответствующих интересам, склонностям, способностям и запросам рынка труда, а также обязательной предпрофильной подготовки учащихся, включающей овладения школьниками способностью получения представлений об образе «Я», мире профессий, рынке труда; приобретение практического опыта для обоснованного профессионального самоопределения; оказание психолого-педагогической помощи педагогам в переориентации их на деятельность по оказанию помощи воспитанникам в выборе профессии и дальнейшей профессиональной деятельности.

Включение подростков в практическую, исследовательскую, поисковую, проектную деятельность в условиях предпрофильной подготовки способствует становлению активной, творческой позиции личности, осознанию воспитанниками себя в качестве субъектов продуктивной деятельности; приобретению практического опыта работы с информацией; развитию коммуникативных умений.

Работа педагогов по формированию компетентности подростков в социальной сфер определяется их значимыми видами деятельности: общением со сверстниками и взрослыми (успешность взаимодействия, популярностью среди сверстников), учебной деятельностью (познавательной компетентностью, учебной активностью и усвоением знаний, быстротой и пониманием прочитанного и др.), общим уровнем самопринятия (уверенностью в себе, правильностью поведения, стремлением быть непохожим на других). Все это определяет использование дидактических методов, форм и приемов в работе с подростками.

Психологическое направление определяется видами и формами работы психолога в школе-интернате: проведением уроков психологии тренинговых занятий, ролевых игр, психологических консультаций, диагностикой уровня развития учащихся и т. д.

Психологическая работа по достижению целей психолого-педагогического сопровождения детей-сирот в условиях предпрофильной подготовки и подготовки их к профессиональному самоопределению основывается на проведении курса-тренинга

PU "7 fu

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12099.htm

КОНТ тнпт

Володина Ю. А., Матяш Н. В. Предпрофильная подготовка детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях интернатного типа // Концепт. - 2012. -№ 8 (август). - ART 12099. - 0,6 п. л. - URL: http://

научно-методический электронный журнал э^о фс 77° 49965° -С^5мТз024 120Х9'111171' Г°С Р8Г

АНТ12099 УДК 37.018.32:37.015.3 л - ‘ ‘

«Дорога в жизнь или путешествие в будущее», дополняющего учебный курс «Профессия, которую Я выбираю», не только теоретическими знаниями, но и ориентированного на формирование умений в выборе профессии по определенным правилам, в составлении собственного профессионального психологического портрета и его коррекции в зависимости от реализации поставленных целей, а также умений в построении осознанного перспективного личного профессионального плана, который отражается в создании личной стратегии построения образа будущего.

Диагностическая работа с подростками завершается их индивидуальным и групповым консультированием по вопросам профессионального самоопределения.

Также параллельно с курсом «Дорога в жизнь или путешествие в будущее» проводятся дополнительные психологические и тренинговые занятия по формированию профессиональной временной перспективы, целеполаганию и принятию решения, уверенного поведения, умения самопрезентации и саморекламы, ориентированные на построение воспитанником осознанной стратегии достижения идеальной модели профессионального будущего.

В решении психолого-педагогических проблем подготовки педагогических кадров для реализации программы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот в условиях предпрофильной подготовки особая роль принадлежит проектным и методическим семинарам, предполагающим интерактивные методы обучения взрослых, режим погружения, организацию групповой работы и пленарных заседаний, а также разработке и распространению научно-методических и психологопедагогических пособий по психолого-педагогическому сопровождению в условиях предпрофильной подготовки. Таким образом, создается социально-образовательное пространство, способствующее самоопределению воспитанников в рамках пред-профильной подготовки, их дальнейшей интеграции в обществе.

Результаты реализации программы психолого-педагогического сопровождения рассматриваются с трех сторон. Со стороны воспитанников интернатного учреждения: социально-психологическая адаптивность подростков в микросоциуме, психологическая готовность подростков интернатного учреждения к самостоятельному профессиональному выбору, готовность к профессиональному самоопределению, компетентность в социальной сфере. Со стороны педагогов и воспитателей интернатного учреждения: понимание важности процесса профессионального и жизненного самоопределения воспитанников интернатного учреждения и путей качественного его осуществления, выработка педагогами и воспитателями умений и навыков помощи подросткам в их профессиональном самоопределении, установление гармоничных отношений с воспитанниками в процессе учебной и трудовой деятельности, внедрение психолого-педагогических методов, приемов и форм работы в целостный образовательный процесс.

Со стороны администрации интернатного учреждения: правовое и законодательное обеспечение процесса профессионального самоопределения воспитанников учреждения, заключение договора на реализацию программы психологического сопровождения в условиях предпрофильной и профильной подготовки, помощь в модернизации образовательной системы учреждения, материальная и социальноправовая поддержка.

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12099.htm

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 12099 УДК 37.018.32:37.015.3

Володина Ю. А., Матяш Н. В. Предпрофильная подготовка детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях интернатного типа // Концепт. - 2012. -№ 8 (август). - ART 12099. - 0,6 п. л. - URL: http:// www.covenok.ru/koncept/2012/12099.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120Х.

Ссылки на источники

1. Васильев А. Реформирование детских домов: актуальный подход // Народное образование. -2007. - № 8. - С. 55-60.

2. Воробьева В. Л. Социально-психологическая защищенность учащихся-сирот // Профессиональное образование. Столица. - 2006. - № 8. - С. 22.

3. Осипова И. И. Замещающая семья в России // Психологическая наука и образование. - 2006. -№ 2. - С. 70-81.

4. Ослон В. Н., Холмогорова А. Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы социального сиротства в России // Вопросы психологии. - 2001. - № 3. - С. 79-90.

5. Ослон В. Н., Холмогорова А. Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи // Вопросы психологии. - 2001. - № 4. - С. 39-52.

6. Палиева Н. А. Предупреждение социального сиротства в системе российского образования как основное направление государственной политики // Вестник УРАО. - 2007. - № 3. - С. 24-27.

7. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. - СПб: Питер, 2005. - 400 с.

Volodina Julia,

PhD., Senior Lecturer, Department of Psychology the Bryansk State University, Bryansk

[email protected]

Matyash Natalia,

Doctor of Psychology, Head of the Department of Psychology the Bryansk State University, Bryansk [email protected]

Preprofile preparation of children without parental care in residential care

Summary. The article deals with the psychological and pedagogical features of the preparation of orphans to professional self-determination. The analysis of experimental data, temporal perspective of orphans, their professional interests and inclinations, self-concept as a component of self- issn 2304-120X consciousness of adolescents. The characteristic of the program of psychological support for children orphaned during preprofile training.

Keywords: preprofile training, professional self-determination, orphans, psychological support. 9 772304 120128

977230412012808

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12099.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.