Научная статья на тему 'Формирование профессиональной перспективы детей-сирот в условиях предпрофильной подготовки'

Формирование профессиональной перспективы детей-сирот в условиях предпрофильной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ORPHANS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / МЕТОД ПРОЕКТОВ / PROJECT METHOD / PROFESSIONAL PERSPECTIVE / VOCATIONAL PRE-TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Володина Ю.А.

В статье рассматриваются проблемы социализации и жизненного самоопределения детей-сирот. Предпрофильное обучение представлено в качестве основного пути в подготовке учащихся интернатных учреждений к самостоятельной жизни в обществе. Основными методами психолого-педагогической ра боты выбраны метод проектов и психологопедагогическое сопровождение. Раскрыты структура и содержание творческих проектов школьников. Особое внимание уделено тренинговому курсу по профессиональному самоопределению для подростков интернатных учреждений. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING PROFESSIONAL PROSPECTS OF ORPHANS IN THEIR VOCATIONAL PRE-TRAINING

This article discusses the problems of socialization and self-determination of orphans. Vocational pre training is presented as the main way in preparing orphanage students for independent life in society. Project method and psychological and pedagogical support are taken as the main methods of psychological and pedagogical work. The author examines the structure and content of students creative projects. Special attention is paid to the professional self-determination training course for adolescent orphans. The author also presents the results of her experimental work.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной перспективы детей-сирот в условиях предпрофильной подготовки»

ф

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

видными. Педагогическая работа в большинстве случаев ведется в логике преодоления этих деформаций. Все более утверждающая себя установка на профилактику дезадаптации как главного звена в обеспечении физического и нравственного здоровья подрастающих поколений - органичной составляющей глобальной проблемы экологии человека - требует переосмысления такого положения.

1. Роджерс К. Взгляд на психотерапию: становление человека / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1998.

2. Мясищев В.Н. К вопросу о патогенезе неврозов // Журнал невропатологии и психиатрии. -1955. - Вып. 7.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

DEVELOPING PROFESSIONAL PROSPECTS OF ORPHANS IN THEIR VOCATIONAL PRE-TRAINING

Ю.А. Володина

В статье рассматриваются проблемы социализации и жизненного самоопределения детей-сирот. Предпрофильное обучение представлено в качестве основного пути в подготовке учащихся интернатных учреждений к самостоятельной жизни в обществе. Основными методами психолого-педагогической работы выбраны метод проектов и психолого-педагогическое сопровождение. Раскрыты структура и содержание творческих проектов школьников. Особое внимание уделено тренинговому курсу по профессиональному самоопределению для подростков интернатных учреждений. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы.

Ключевые слова: дети-сироты, профессиональная перспектива, предпрофильная подготовка, профессиональное самоопределение, метод проектов.

Volodina Ju.A.

This article discusses the problems of socialization and self-determination of orphans. Vocational pre training is presented as the main way in preparing orphanage students for independent life in society. Project method and psychological and pedagogical support are taken as the main methods of psychological and pedagogical work. The author examines the structure and content of students' creative projects. Special attention is paid to the professional self-determination training course for adolescent orphans. The author also presents the results of her experimental work.

Keywords: orphans, professional perspective, vocational pre-training, professional self-determination, project method.

В связи с широким распространением идеи профилизации образовательного процесса в средних общеобразовательных учреждениях стала актуальной проблема профессионального самоопределения детей-сирот и выбора ими будущего профессионального пути. В связи с этим с 2004 г. в Брянской области создана региональная экспериментальная площадка по проблеме «Предпрофиль-ная подготовка как средство социализации воспитанников общеобразовательных школ-интернатов для детей-сирот в условиях инновационной деятельности», в рамках которой рассматриваются и вопросы формирования у воспитанников профессиональной перспективы.

Формы и методы работы психологов и педагогов в интернатном учреждении различаются по своей сути. В условиях предпрофильной подготовки в качестве средства профессионального самоопределения педагогам

было предложено использовать творческую проектную деятельность и метод проектов. Психолог же осуществляет на своем уровне психолого-педагогическое сопровождение подростков и консультирует их по вопросам выбора будущей профессии.

Творческая проектная деятельность способствует усвоению подростками реальных трудовых навыков, умений проектировать свое профессиональное будущее и позволяет применять полученные теоретические знания в практической деятельности.

Под непосредственным влиянием проектной деятельности происходит становление самооценки, уровня притязаний, самосознания взрослеющей личности (об этом свидетельствуют результаты экспериментальной работы за 2004-2009 гг.). Создание воспитанниками интернатного учреждения творческих проектов на тему «Я в мире профессий», «Профессия, которую Я выбираю» реализует личностно-деятельностный подход в обучении.

#

Проект как самостоятельная завершенная работа помогает учащемуся проявить свои творческие способности, инициативу, самостоятельность в осуществлении профессионального выбора.

Структура и содержание проекта «Я в мире профессий» включает в себя анализ проблемы выбора профессии, изучение характеристик выбираемой профессии (тип, класс, отдел, группа), формулы профессии, специальностей и их профессиограммы, содержания труда, условий труда, требований профессии к человеку, психограммы специальности.

Проект «Профессия, которую Я выбираю» представлен следующими разделами: выбор профессии и его обоснование; анализ сферы профессиональной деятельности; предварительный выбор профессии; профессиональная проба и ее результаты; план подготовки к приобретению профессии; стратегия успеха и резюме; образ профессионального будущего; программа самосовершенствования и саморазвития.

Творческие проекты носят интегративный характер. В условиях подготовки учащихся интернатных учреждений к профессиональному самоопределению творческая проектная деятельность способствует социально-психологической реинтеграции воспитанников, обеспечивает целостность образовательного процесса, осуществляет интеграцию микро- и макросоциума по решению задач обучения, воспитания, развития, профессионального самоопределения учащихся, обеспечивает также развитие творческих способностей обучающихся, формирование их активной социальной позиции, профессионального мировоззрения и мышления, адекватных познавательных и социальных мотивов будущей профессиональной деятельности, способствует осознанию учащимися результатов на каждом из этапов профессионального самоопределения, вызывая желание совершенствовать свои трудовые, профессиональные умения и навыки, личностные качества при достижении ближних и дальних целей и реализации профессиональных планов.

Каждый из этапов выполнения творческого проекта по профессиональному самоопределению сопровождается педагогом-психологом интернатного учреждения. Содержание работы психолога включает в себя проведение тренинговых занятий, организованных в рамках уроков или во внеурочное время, индивидуальных и групповых профконсультаций, ролевых игр и др. Тренинговый курс «Дорога в жизнь, или Путешествие в будущее» является базовой составляющей психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков в школах-интернатах. Его содержание построено на психодиагностических тестах, ролевых играх и упражнениях, активизирующих самопознание и рефлексию школьников, процесс их профессионального и жизненного самоопределения.

Тренинговый курс построен с учетом информационной нагрузки школьника. Он не направлен на глубо-

кий самоанализ. Его цель - помочь подростку познать себя, свои интересы, возможности, склонности, осознать свою неповторимость, задуматься о своем профессиональном и жизненном пути. В основе построения тренинговой программы лежит компетентностный подход, согласно которому реализация целей и задач психолого-педагогического сопровождения является базой для формирования у детей-сирот социально-профессиональных и образовательных компетентно-стей в совокупности трех их составляющих: личностной, деятельностной и образовательной.

Программа предусматривает проведение 36 занятий, продолжительность каждого составляет до 1,5 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Возраст участников тренинга - 13-15 лет. Занятия проводятся в игровой форме. В ходе занятия применяются психогимнастические упражнения, сюжетно-ролевые игры, групповые дискуссии, проективные рисунки, самоописание, невербальная коммуникация и другие техники тренин-говой работы.

К числу основных этапов работы по программе относятся: установление контакта, обсуждение актуального состояния участников группы, проверка домашнего задания, выполнение практических упражнений, рефлексия, подведение итогов занятия.

Результатами тренинговой работы являются: психологическая готовность подростков интернатного учреждения к самостоятельному профессиональному выбору и социальной интеграции; наличие позитивно-ориентированных и осознанных профессиональных планов и путей их реализации; профессиональное самоопределение; гармония отношений со взрослыми и сверстниками в рамках трудовой деятельности в микро- и макросоциуме.

Выполнение учащимися экспериментальной группы (ЭГ) творческих проектов на достаточно высоком уровне сложности у 96,88% по сравнению с 20,29% в контрольной группе (КГ), разработанный и осознанный перспективный план реализации стратегии профессионального выбора, наличие папки личных достижений - портфолио у 42,19% испытуемых ЭГ, по сравнению с 17,4% в КГ, подтверждают эффективность творческой проектной деятельности и психолого-педагогического сопровождения по формированию у подростков готовности к профессиональному самоопределению.

Таким образом, проектирование как искусственное развитие позиции (специально организованный процесс самоопределения) происходит в ходе творческой проектной деятельности. Данная форма организации оказывается актуальной, поскольку проектирование как особое мыследеятельностное пространство одновременно выступает средством становления и способом оформления личности как субъекта деятельности. Самостоятельное творческое проектирование своей будущей профессиональной деятельности и жизнедеятельности воспитанниками интернатных учреждений можно обозначить как одну из основных форм работы по становле-

$

нию их профессионального самоопределения в образовательном процессе.

Применение мультимедийных технологий, презентаций, подготовленных проектов, создание сайта как результата проектной деятельности - все это является содержанием проектной деятельности подростков в процессе их профессионального самоопределения.

Содержательно это проявляется в успешном выполнении, защите подростками своего творческого проекта, который формирует у них самоуважение, учит видеть себя человеком, обладающим положительными качествами, целеустремленным и социально значимым, что является важным в освоении подростками взрослых социальных ролей и способствует формированию у них «чувства взрослости» как личностного новообразования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глаголева Н.Н. Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://srp.kspu.rU/4.doc.

2. Гурова Е.В. Голерова ОА. Проблемы формирования профессионального самоопределения у воспитанников учреждений для детей-сирот [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: ^Мр^/шшш. tovievich.ru.

3. Диган Д., Матюхина П., Матяш Н, Хохлова Т. Реализация концепции предпрофильной подготовки в общеобразовательных учреждениях: Ме-тодич. рекомендации - Брянск: БИПКРО, 2005.

4. Жафяров АЖ. Предпрофильная подготовка на средней ступени общего образования // Профильная школа. - 2004. - № 3.

5. Колесников Н., Ермолаева О. Профориентация и предпрофильная подготовка // Народное образование, 2004. - № 1.

6. Концепция профильного обучения на старшей ступени школьного образования: Приложе-

ние к Приказу Минобразования России от 18 июля 2002 г. № 2783 // Директор школы. -2002. - № 8.

7. Кузнецова О.В. Предпрофильная подготовка как начальный этап личностного и профессионального самоопределения в подростковом возрасте: Тезисы доклада // Детский психолог [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.childpsy. ru/index.php?view = articles&item = 1702&cat=6&full= yes.

8. Леонтьев ДА, Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. - 2001. - № 1.

9. Матяш Н.В. Проектная деятельность школьников: Моногр. - Москва: Высшая школа, 2000.

10. Матяш Н.В. Проектное образование: Учеб.-методич. пособие. - М. Академия, 2008.

11. Матяш Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования // Педагогика. - 2000, № 4.

12. Немова В.В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников: Учеб.-методич. пособие. - М.: АПК и ПРО, 2004.

13. Пархоменко Е.И. Формирование у учащихся профессионального самоопределения в процессе творческой проектной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук, Новокузнецк, 2000.

14. Чистякова С.Н. Самоопределение личности школьника в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://sputnik. master-telecom.ru/Docs_24/Pedsovet/Vopros2/ Chist.doc.

15. Шабанов АА. Проблемы формирования жизнестойкости у детей, лишенных родительского попечения [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.tovievich.ru.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

INFORMATION AND COMMUNICATION CULTURE OF PRIMARY SCHOOL PUPILS

М.Е. Камень

В статье ставится вопрос об информационно-коммуникационной культуре учащихся начальной школы. Автор описывает содержательную модель информационно-коммуникационной культуры. Базовыми элементами данной модели являются: уни-

Kamen M.Ye.

The article addresses the question of information and communication culture of primary school pupils. The author describes the content of information and communication culture and presents the following as the fundamental elements of this model: universal learn-

#

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.