Научная статья на тему 'Психологическая готовность к профессиональному самоопределению детей-сирот в условиях предпрофильной подготовки'

Психологическая готовность к профессиональному самоопределению детей-сирот в условиях предпрофильной подготовки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1336
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ИНТЕРНАТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ДЕТИ-СИРОТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ / ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Матяш Н. В., Володина Ю. А.

В статье рассматривается актуальная для современного российского образования проблема психологической готовности к профессиональному самоопределению школьников, определяются основные показатели активности детей-сирот в процессе их подготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности. Обсуждаются результаты экспериментального исследования психологической готовности детей-сирот к профессиональному самоопределению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Матяш Н. В., Володина Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая готовность к профессиональному самоопределению детей-сирот в условиях предпрофильной подготовки»

2. Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. В 2-х томах. М., 1980. Т.2. С.128-267 с.

3. Батаршев, A.B. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: ВЛАДОС, 1999. 176 с.

4. Капустина. А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. Учебно-методическое пособие. СПб.: Речь, 2006. 99.

5. Косов, Б.Б. Обобщенность содержания высшего образования как фактор его развития. //Вопросы психологии. 1995. №6. С.9-20.

6. Лабунская, В. А. и др. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. М.: Академия, 2001. 288 с.

7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 720 с.

Об авторе

О.В. Малькина - канд. пед. наук, доц., Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru.

УДК 371.128.1

Н.В. Матяш, Ю.А. Володина

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье рассматривается актуальная для современного российского образования проблема психологической готовности к профессиональному самоопределению школьников, определяются основные показатели активности детей-сирот в процессе их подготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности. Обсувдаются результаты экспериментального исследования психологической готовности детей-сирот к профессиональному самоопределению.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение школьников, интернатные учреждения, дети-сироты, профессиональное самоопределение детей-сирот, предпрофильная подготовка.

Одним из основных направлений реформирования современной школы, в соответствии с Концепцией модернизации российского образования, стало введение профильного обучения и предпрофильной подготовки в средних образовательных учреждениях [1; 2]. В связи с этим, все большую актуальность приобретает вопрос о профессиональном самоопределении школьников в процессе обучения. Однако в силу своего особого статуса интернатные учреждения не попали в сферу действия федерального закона.

Из психологических исследований А. М. Прихожан, H.H. Толстых [3] известно, что невозможность воспитанника школы-интерната реализовать себя в сложившихся условиях выступает для него психотравмирующим фактором. Чтобы это предотвратить, необходимо предоставить ребенку план реализации себя в различных видах деятельности, т.е. план подготовки к жизненному и профессиональному самоопределению, план постановки и реализации целей, план выбора своей будущей жизни и профессии, в частности, план реинтеграции в общество.

Исследование проблемы профессионального самоопределения личности проводится в общей системе психолого-педагогических работ. При этом особое внимание уделяется изучению проблемы профессионального самоопределения личности и выбора профессии учащимися подросткового и раннего юношеского возраста.

В отечественной психологии профессиональное самоопределение школьников рассматривается в связи с разработкой проблемы формирования человека как субъекта

профессиональной деятельности и анализом особенностей его самосознания (Ф.И. Иващенко, Е.А. Климов, С.П. Крягжде, Н.Д. Левитов, В.В. Чебышева и др.).

Продолжая традиции отечественной педагогической и психологической школ, опираясь на психолого-педагогический подход и учитывая специфические возрастные особенности подростков в интернатных учреждений определим процесс их профессионального самоопределения как процесс поиска личностью своего профессионального пути, поэтапного принятия решения о выборе профессии, через активное участие в роли субъекта в трудовой деятельности и формирование специфической Я-концепции, выражающей понимание, намерения, переживания подростка относительно будущей профессиональной деятельности и отражающей баланс между его собственными предпочтениями и потребностями общества.

Вследствие этого, психологическую готовность к профессиональному самоопределению воспитанников интернатных учреждений можно рассматривать как инте-гративное свойство личности, проявляющееся в сформированное™ основных компонентов Я-концепции и позволяющее субъекту осуществить сознательный выбор сферы профессиональной деятельности и самостоятельно построить и реализовать личный перспективный план профессионального развития.

Эффективно управлять процессом подготовки к профессиональному самоопределению воспитанников интернатных учреждений можно на основе определенных показателей, которые предполагают развитие индивида как субъекта профессиональной деятельности. С точки зрения Н. Родичева, готовность школьников к профессиональному самоопределению включает две составляющие: компетентность в ситуации выбора и способность быть субъектом выбора (то есть делать нечто по своей собственной инициативе, нести ответственность не только за то, что выбрано, но и за то, что решил отказаться от невыбранного и создать «свое» [4, с.7].

Обобщая позиции педагогов и психологов Д.И. Фельдштейна, И.В. Дубровиной, H.H. Захарова, С.Н.Чистяковой, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, М.С. Савиной и др., к основным аспектам готовности подростков к профессиональному самоопределению мы относим следующие показатели активности личности: определение профессиональных и жизненных целей, нахождение себя как личности, саморазвитие в процессе подготовки себя к успешному труду в данной профессии, познание своих психологических возможностей, способностей и склонностей относительно выбираемой профессии (самопознание), осуществление адекватной самооценки своих способностей, возможностей и склонностей (самооценивание), психическая и профессиональной самоподготовка к выбираемой профессии.

Таким образом, в процессе подготовки к профессиональному самоопределению подросток должен овладеть умениями прогнозирования собственной жизни, построения воображаемой картины взаимосвязи жизненных событий и перенесения ее в план будущего, умением конструировать жизненный проект и нести ответственность за его реализацию и др.

Обобщая выше изложенное, можно говорить о том, что подготовка к профессиональному самоопределению воспитанников сиротских учреждений должна начинаться как можно раньше. И одним из таких направлений является введение в учреждениях интернатного типа, также как и в общеобразовательных школах, в 8-9 классах предпро-фильной подготовки.

Организация предпрофильной подготовки в интернатных учреждениях в Брянской области на базе региональной экспериментальной площадки позволила определить ее основные направления как средства подготовки детей-сирот к профессиональному самоопределению: овладение воспитанником минимальной профессиоведческой компетентностью, получение представлений об «образе Я», приобретение практического опыта для обоснованного выбора профессии, формирование личностной и социально-профессиональной зрелости.

Предпрофильная подготовка включает в себя различные компоненты, основные из которых определены Концепцией профильного обучения: пробные (предметно-ориентированные), ориентационные (межпредметные) курсы, информационную работу, а также мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся. В условиях интернатного учреждения наиболее актуально применение таких форм и методов психолого-педагогической работы как организация и проведение элективных, профориентационных, предметных (помогают ликвидировать проблемы в знаниях, обеспечивают развитие учащихся) и других курсов по выбору, проф-проб (помогают учащимся получить опыт профессионально значимой деятельности, определить соответствие ей собственных способностей и умений), профессиональное моделирование, организация исследовательской, проектной, поисковой, практической деятельности подростков (помогает формировать компетентности в конкретной сфере деятельности на основе межпредметного взаимодействия прикладных интегративных дисциплин), тренинговые занятия по развитию умений целеполагания, планирования, конструирования своего профессионального будущего, индивидуальное и групповое профессиональное консультирование, тренинговые занятия по развитию профессиональных умений и навыков, проведение профориентационных экскурсий (помогают определиться в выборе предпочтительных областей труда и соответствующего образовательного маршрута) и др.

Особенностью предпрофильной подготовки в интернатных учреждениях является то, что она носит обобщенный систематический характер и осуществляется не только в закрытой микросреде школы-интерната, но и за ее пределами в образовательных учреждениях региона. Возможность организации социально-образовательной деятельности подростков на базе ссузов, вузов, институтов повышения квалификации позволяет решить задачу развития самостоятельности подростков, независимости, самоутверждения, взаимодействия со сверстниками из благополучных семей, активно формировать произвольную регуляцию поведения, адекватную самооценку, рефлексию, социальную компетентность, коммуникативные умения и навыки.

Проведенное экспериментальное исследование ставило своей целью определение основных линий влияния предпрофильной подготовки на формирование психологической готовности воспитанников учреждений интернатного типа к профессиональному самоопределению.

В качестве показателей, определяющих психологическую готовность к профессиональному самоопределению детей-сирот были выбраны уровень самооценки, особенности развития временной перспективы и мотивационной сферы подростков, структура Я-концепции как характеристика сферы самосознания, профессиональные интересы и склонности.

Исследование самооценки как одного из важнейших компонентов психологической готовности подростков интернатных учреждений к профессиональному самоопределению позволяет говорить о возможности реализации ими своих жизненных и профессиональных планов, об адекватности перспективных жизненных и профессиональных целей, о верном планировании путей по их достижению в соответствии со своими возможностями и особенностями окружающей микро- и макросреды.

Результаты пилотажного исследования самооценки подростков школы-интерната, показали, что самооценка воспитанников в основном либо завышенная (в экспериментальной (45,31%), в контрольной группе (44,93%)), либо заниженная (в экспериментальной (35,93%), в контрольной группе (37,68%)). Представление о своей роли в профессиональной деятельности у детей-сирот различное и противоречивое. У подростков с завышенной самооценкой преобладают личностные и социально-профессиональные качества как в экспериментальной группе (54,4%), так и в контрольной (55,4%). У подростков с заниженной самооценкой в экспериментальной группе (ЭГ) преобладают личностные, физические и социально-профессиональные качества (76,2). У подростков с заниженной самооценкой в контрольной группе (КГ) пре-

обладают личностные и физические качества (64,1%), а социально-профессиональные занимают последнее место и стоят в одном ряду с умственными. Это позволяет говорить о том, что профессиональная направленность свойственна лишь малой части испытуемых.

Изучение особенностей временной перспективы свидетельствует о складывающейся негативной ситуации развития подростков закрытых интернатных учреждений. Наибольшее число высказываний учащихся о своем будущем относится к «желанию достичь материального успеха и иметь материальные ценности» (100%). Чаще всего среди материальных ценностей называется жилье (дом, квартира), автомобиль, модная одежда. Пути достижения материального благополучия не указываются, лишь в 13% случаях это получение образования или трудовая деятельность. Второе место занимают высказывания учащихся о получении профессии (79,8%). Причем в 70% называется конкретная профессия (повар-кондитер, автомеханик, парикмахер и др.). Однако этот выбор часто не обоснован, а связан с получением материального достатка. На третьем месте высказывания учащихся о будущей семье (73%), деятельность членов которой неразрывно связывается с материальной обеспеченностью (муж, работающий на высокооплачиваемой работе, дети, которые учатся в престижной школе и т.п.). На 4-м месте желание иметь множество друзей (65%), 26% респондентов уделяют внимание своему Я-образу, который связывается также с материальными ценностями (красивая модная одежда, модная прическа, маникюр и пр.). Об опасениях за будущее и о трудностях, которые могут возникнуть в будущей жизни, говорят 4% испытуемых.

Как видно из анализа содержания временной перспективы воспитанников интернатных учреждений, будущая профессиональная деятельность занимает важное место в ряду с созданием семьи и стремлением к материальному успеху, однако, осознание путей достижения планируемого профессионального будущего остается для большинства подростков неясной и малопонятной перспективой.

В соответствии с этим можно констатировать, что формирование профессиональной временной перспективы детей-сирот начинается в подростковом возрасте, однако мотивационные предпосылки в этот период носят неясный характер, что выражается в низком уровне осознания воспитанниками своей потребности в профессиональном и жизненном самоопределении.

Анкетирование учащихся, направленное на выявление у них уровня готовности к выбору профессии, подтвердило результаты исследования временной перспективы детей-сирот и показало низкие результаты как в экспериментальной (64%), так и в контрольной группах (67%). Ответы учащихся на вопросы анкеты свидетельствуют о том, что воспитанники интернатных учреждений, хотя и положительно относятся к трудовой деятельности (91%), но будущую профессию еще не выбрали (22%), сомневаются в своем выборе 69% респондентов.

Из числа тех, кто выбрал профессию, выявлены общественно-значимые и лич-ностно-значимые мотивы выбора лишь у 37%, а у остальных 63% присутствуют мотивы достижения материального благополучия и социального престижа (желание достичь материального достатка, завоевать уважение, авторитет и др.). Отрицательным фактором также выступает отсутствие профессионального идеала у большинства воспитанников как КГ (67%), так и ЭГ (64%). Многие из тех, кто выбрал профессию знают лишь ее название, 1% учащихся знает формулу будущей профессии, 3% - содержание труда, 5% - условия труда, 3% - требования, предъявляемые профессией к человеку, 2% - медицинские противопоказания, 7% - соответствие уровня развития своих психических свойств требованиям профессии.

Из воспитанников, которые еще не выбрали профессию и конкретную специальность, определились с направлением профессиональной деятельности лишь 3% учащихся. У остальной группы детей-сирот выявлен интерес к 2 и более видам профессиональной деятельности, причем в целом по выборке профессиональные установки уча-

щихся нетвердые, большинство учащихся говорит о возможности изменить профессию, если заработная плата не будет соответствовать их ожиданиям.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о низком уровне психологической готовности детей-сирот к профессиональному самоопределению, причины которого кроются в незнании воспитанниками мира профессий, требований, предъявляемых профессией к человеку, своих способностей и возможностей в той или иной трудовой и профессиональной деятельности, разнообразии интересов, желании попробовать себя в различных видах деятельности.

Результаты пилотажного исследования позволили организовать подготовку детей-сирот к профессиональному самоопределению в экспериментальной группе за счет инновационных форм и методов работы в условиях предпрофильной подготовки: обучить их ориентироваться в мире профессий путем проведения экскурсий в различные сферы и отрасли профессиональной деятельности; организовать изучение своих склонностей, способностей, возможностей в процессе практической деятельности, элективных курсов, выполнения профессиональных проб, тренинговых занятий, профессиональных ролевых игр; обучить подростков соотносить свои психические свойства с требованиями профессии в условиях исследовательской и проектной деятельности, осуществить осознанный профессиональный выбор и реализовать его в построении перспективного плана профессионального самоопределения при выполнении творческого проекта и профессионального моделирования; подготовить подростков к поступлению в образовательные учреждения в процессе психологических тренинговых занятий по личностному росту. Образовательный процесс обеспечивался соответствующей информационной поддержкой и предусматривал внедрение компьютерных и телекоммуникационных технологий, демонстрацию учебных видеофильмов профориентацион-ного содержания, использование электронных учебников, презентаций уроков, внедрение программного контроля, тренажеров, обучающих компьютерных программ с целью формирования профессионально важных умений и навыков.

Результаты, полученные по итогам применения форм и методов психолого-педагогической работы в условиях введения предпрофильной подготовки в интернатных учреждениях, показывают, что психологическая готовность подростков в ЭГ повысилась по всем обозначенным выше показателям.

Уровень самооценки в ЭГ повысился за счет изменения у подростков показателей заниженной и завышенной самооценки на адекватную, в КГ показатели заниженной самооценки также изменились в сторону адекватной, но в процентном соотношении результаты по ЭГ превысили результаты по КГ на 17,4%. Изменение завышенной самооценки в ЭГ в сторону адекватной составило 21,7% по сравнению с увеличением данного соотношения в КГ (1,5%). В целом, улучшение показателей по завышенной самооценки в ЭГ составило 20,2%. Это свидетельствует о том, что условия предпрофильной подготовки способствует формированию у подростков адекватной самооценки как одного из показателей готовности к профессиональному самоопределению.

Также произошли качественные изменения по всем составляющим Я-концепции подростков. Ведущую роль приобрели социально-профессиональные, личностные и умственные качества в структуре Я-концепции подростков ЭГ, а в КГ показатели Я-концепции в основном не изменились. Остались важными для подростков социально-профессиональные качества, а вот умственные отошли на второй план, уступив место физическим. Эти данные позволяют говорить о том, что тенденция к формированию профессиональной Я-концепции у подростков КГ стала снижаться.

Сравнение результатов исследования особенностей временной перспективы детей-сирот «до» и «после» проведения основного экспериментального исследования показало, что на первое место вышли высказывания учащихся о будущей профессии и трудовой деятельности (95%). Причем подростки в ЭГ смогли не только назвать конкретную профессию и специальность, но и охарактеризовать ее по содержанию, условиям труда, обосновать свой выбор и пути получения выбранной профессии. Обобщая полученные

данные, можно говорить о начале формирования осознанной профессиональной временной перспективы у подростков ЭГ.

Анкета, направленная на определение психологической готовности к выбору профессии, показала изменение результатов как в экспериментальной, так и в контрольной группах. В ЭГ показатели низкого уровня уменьшились с 64,06% до 31,25%, показатели среднего уровня не изменились и составили 35,94%, а показатели высокого уровня увеличились на 32,81%. В среднем по ЭГ уровень готовности к выбору профессии возрос на 32,8%, а в КГ всего на 2,9%. Таким образом, улучшение показателей в ЭГ по сравнению с КГ составило 30,67%.

Выполненные творческие проекты в ЭГ на достаточно высоком уровне сложности в соответствии с выделенными критериями (полнота, качество оформления пояснительной записки, наличие до по л нител ьн ых материалов, отражающих суть проекта, уровень выполнения и качество показа результатов профпробы, правильность оформления проекта и списка литературы, качество доклада, аргументированность ответов на вопросы) у 96,88% подростков в ЭГ по сравнению с 20,29% в КГ, разработанный и осознанный перспективный план реализации стратегии профессионального выбора, наличие папки личных достижений Портфолио у 42,19% испытуемых ЭГ по сравнению с 17,4% в КГ, построенная модель будущей жизни у подростков ЭГ в соответствии с профессиональными и жизненными целями еще раз подтверждает эффективность предпрофильной подготовки как средства профессионального самоопределения школьников.

Представленные выше результаты и выводы позволяют говорить, таким образом, о достижении цели предпрофильной подготовки в образовательном процессе -формировании у подростков интернатных учреждений психологической готовности к профессиональному самоопределению.

Показатели статистической достоверности большей выраженности эффекта повышения уровня готовности воспитанников ЭГ к профессиональному самоопределению в условиях предпрофильной подготовки (фзмп = 9,46, превышающее фкр =■ {3,14; 1,49}) свидетельствуют об эффективности выбранных психолого-педагогических форм и методов работы с подростками.

Следовательно, введение инновационных компонентов в образовательный процесс (форм и методов психолого-педагогической работы в условиях предпрофильной подготовки) позволяет подготовить подростков интернатных учреждений, также как и общеобразовательных школ, к профессиональному самоопределению и в целом к жизни в обществе.

in article have a good look actual for present russian education problem of psychological preparedness to trade self-determination schoolchild, bccomc for basic characteristic activity orphan in process preparation theirs to next life and trade activity, discuss results experimental study psychological preparedness orphan to trade self-determination.

The key words: trade self-determination schoolchild, boarding school, orphan, trade self-determination orphan, preparation for profile.

Список литературы

1. Концепция профильного обучения па старшей ступени школьного образования. Приложение к Приказу Минобразования России от 18 июля 2002г. №2783 // Директор школы. 2002. №8. С. 119-136.

2. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы. Приложение к Приказу Минобразования России от 3 сентября 2005 r\N 1340-р.

3. Прихожан A.M., Толстых H.H. Психология сиротства. 2-е изд. СПб.: Питер, 2005. 400с.: ил.

4. Родичев Н. Профориентация: новый вектор // Первое сентября. 2006. №2.

СЛ.

Об авторе

Н.В. Матяш - докт. псих, наук, проф., Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, Ьгуашк£и@ mail.ru.

Ю.В. Володина - аспирант, Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, Ьгуап5к§и@ mail.ru.

УДК 154.4

В.А. Шпота

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА: СУЩНОСТЬ, ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ

В статье описывается сущность профессиональной идентичности, которая раскрывается опираясь на такие категории, как "профессия", "профессиональное самоопределение", "профессионал", "профессионализм". Из теоретических предпосылок была выражена графически структура процесса формирования профессиональной идентичности. В результате анализа выделены и раскрыты этапы формирования профидентичности у будущих специалистов. Статья составлена исходя из анализа психолога - педагогической литературы.

Ключевые слова: профессия, самосознание, профессиональная идентичность, Я-образ, Я-концепция.

В отечественной психологии для раскрытия сущности профессиональной идентичности обычно опираются на такие категории, как "профессия", "профессиональное самоопределение", "профессионал", "профессионализм".

Профессиональная идентичность - профессиональный "Я-образ", включающий профессиональные стереотипы и уникальность собственного "Я'; осознание своей тождественности с профессиональным образом "Я' [2, с.324].

Л.Б. Шнейдер обосновала психологическую концепцию профессиональной идентичности [3]. Она исходит из того, что становление профидентичности осуществляется в рамках профессии. Понятие "профессия" задаёт содержательные характеристики профидентичности, обеспечивая "морфологию" профессиональной деятельности и профессиональной общности.

Но профессиональная идентичность несводима собственно к профессионализму, это результат профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации.

На основе этого по Л.Б. Шнейдер профессиональная идентичность определяется как психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определённой профессии определённому профессиональному сообществу [3, с. 113].

Профессиональная идентичность напрямую выводится из профессионального самосознания, которое является компонентом вообще. На основе самосознания складываются Я-концепция и образ профессии, формируется профидентичность.

Учитывая профидентичность реализуется через свой профессиональный опыт. Отождествление себя с профессиональной группой, которая оценивает личность позитивно, раскрытие своего профессионального потенциала, самоосуществления (позитивный образ профессионального Я).

Этапы формирования структурных компонентов профессиональной идентичности графически можно представить следующим образом:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.