Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение воспитанников детского дома в условиях малого города'

Профессиональное самоопределение воспитанников детского дома в условиях малого города Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
248
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ / ТРУДНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ТРУДНОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF ORPHAN-CHILDREN / DIFFICULTIES OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / EXTERNAL AND INTERNAL DIFFICULTIES OF SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тихонцева Наталина Геннадьевна

Рассматриваются внутренние и внешние проблемы при профессиональном самоопределении детей-сирот в новых экономических условиях, учитывающих состояние регионального рынка труда, а также трудности профессионального обучения и трудоустройства выпускников детского дома в малом городе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Self-Determination of Orphanage Pupils in Conditions of a Small Town

Are regarded internal and external problems at orphan-children’s professional self-determination in the new economic conditions taking into account a condition of a regional labour market, and also difficulties of professional training and employment of orphanage graduates in a small town.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение воспитанников детского дома в условиях малого города»

УДК 37.04

Н. Г. Тихонцева

Профессиональное самоопределение воспитанников детского дома в условиях малого города

Рассматриваются внутренние и внешние проблемы при профессиональном самоопределении детей-сирот в новых экономических условиях, учитывающих состояние регионального рынка труда, а также трудности профессионального обучения и трудоустройства выпускников детского дома в малом городе.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение детей-сирот, трудности профессионального самоопределения, внешние и внутренние трудности социализации и профессионального самоопределения детей-сирот.

N. G. Tikhontseva

Professional Self-Determination of Orphanage Pupils in Conditions of a Small Town

Are regarded internal and external problems at orphan-children's professional self-determination in the new economic conditions taking into account a condition of a regional labour market, and also difficulties of professional training and employment of orphanage graduates in a small town.

Key words: professional self-determination of orphan-children, difficulties of professional self-determination, external and internal difficulties of socialization and professional self-determination of orphan-children.

Профессиональное самоопределение предполагает учет местных (региональных) особенностей развития производства, наличия рабочих мест и потребностей в рабочей силе в тех или иных видах профессиональной деятельности (состояние рынка труда, возможности профессионального обучения и трудоустройства). Соответственно, данный аспект профессионального самоопределения изначально предопределяет и общую направленность профориентационных мероприятий, ориентацию подростков, прежде всего, на востребованные виды профессиональной деятельности, с учетом возможностей получения профессионального образования и дальнейшего трудоустройства в соответствии с социально-экономическими характеристиками конкретного региона проживания [4].

Также существенной региональной особенностью профориентационной работы с воспитанниками детских учреждений для детей-сирот является необходимость привлечения сторонних учреждений и организаций, опыт и возможности которых способны расширить круг представлений подростков о мире профессий, о характере и особенностях трудового процесса, осуществлении конкретных операций в определенных видах труда. Указанная деятельность, например, может

быть успешно реализована не только в рамках осуществления экскурсионно-ознакомительных посещений предприятий региона, но и в сотрудничестве с привлечением шефских организаций, при проведении практики воспитанников на конкретных рабочих местах и т. д. [4, с. 19-20].

Однако наряду с заинтересованностью региональных государственных структур и ведомств в решении проблем трудовой подготовки к самостоятельной жизни выпускников детских учреждений, можно выделить ряд серьезных проблем, условно разделяемых на «внешние» и «внутренние» [1, 2, 3, 5]. Дадим краткую характеристику этих проблем.

Так, первая внешняя проблема заключается в том, что, несмотря на то, что государство и общество всецело заинтересовано в подготовке детей-сирот к самостоятельной жизни, обучать ребенка необходимым трудовым навыкам, согласно существующим нормам организации жизнедеятельности детей-сирот, запрещено (нормы СанПиНа, пожарной инспекции и пр.). Дети-сироты не участвуют в ведении домашнего хозяйства, не планируют бюджет, не оплачивают газ, не распределяют доходы, не планируют расходы, они привыкают к иждивенчеству. Дети не могут приготовить себе элементарную пищу, сходить в магазин;

© Тихонцева Н. Г., 2012

Профессиональное самоопределение воспитанников детского дома в условиях малого города

в некоторых учреждениях им даже нельзя убирать помещения, комнаты убирают уборщицы. Иногда можно натолкнуться на удивительные явления: в столовых детям не разрешается пользоваться вилками в целях общей и личной безопасности, и подростки вынуждены есть макароны ложками [3].

По мнению Л. В. Байбородовой, Л. Н. Серебе-ренникова и Е. Б. Кириченко, до сих пор серьезной проблемой остается кадровое обеспечение детских учреждений, существует большая потребность общества в подготовке специалистов, компетентных в решении вопросов социального и трудового воспитания детей-сирот. При этом недостаточно разработано научно обоснованное теоретическое и методическое обеспечение этой деятельности [3, 5, 8].

Третья проблема неизбежно возникает в связи с развитием хозяйственной деятельности, налаживанием производственной сферы в некоторых учреждениях для детей-сирот и в связи с неразработанностью законодательно-правовой и нормативной базы по обеспечению их функционирования. Так, руководители детских учреждений, по материалам специальных исследований, с горечью отмечают, что их производственная деятельность облагается большими налогами, подчас не позволяющими развиваться производству; продукты, выращиваемые в приусадебном хозяйстве, нельзя использовать в питании воспитанников детских учреждений, необходимо всю продукцию регистрировать, которая затем проходит соответствующий контроль; детское производство рассматривается подчас сильным конкурентом в бизнесе местных предпринимателей, и его расширению пытаются препятствовать на разных уровнях [3].

И, наконец, самое печальное то, что хотя подросткам и оказывается необходимая помощь в выборе профессии, проводится работа по профориентации и профессиональному образованию непосредственно в детских учреждениях, а также в различных учреждениях социальной защиты населения (центры помощи детям, центры социально-педагогического сопровождения ребенка, центры занятости населения), однако выпускники подчас не могут (по разным причинам) устроиться в образовательные учреждения по выбранной специальности (отсутствие общежития, платное обучение, проблемы с оформлением документов, наличие договоров интернатного учреждения с ПУ, различные препятствия со стороны управленческих структур образовательного

учреждения, занятость социальных педагогов и

т. д.) [3].

В отдельных случаях, выходя из детского дома в 15 лет и желая заработать на жизнь, выпускники наталкиваются на препятствия трудового законодательства: до совершеннолетия они не могут быть приняты на работу, а значит, и не считаются безработными, не имеют права на пособие. По сути, до 16 лет эти подростки не существуют для общества с точки зрения трудоустройства. В результате, по данным специальных исследований, в некоторых регионах России почти каждый второй выпускник детского учреждения состоит в «группе риска» [3].

В последнее время специалисты отмечают еще одну тенденцию: выпускники, окончившие профессиональные училища, не желают трудоустраиваться, а переходят в другие ПУ, что законодательно поддерживается, пока они не достигнут 23-летнего возраста - окончания выплат государственных пособий. Так, по данным, опубликованным в печати, наблюдается тенденция роста граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих статус безработных, которым в течение 6 месяцев выплачивается пособие по безработице в размере уровня средней заработной платы (к примеру, около 15 тыс. рублей в Магаданской обл.). Поэтому они не желают трудоустраиваться, так как заработная плата, предлагаемая им на предприятиях, значительно ниже выплачиваемого пособия по безработице [3].

Такое положение еще больше усугубляет социальные проблемы выпускников, которые, занимая иждивенческую позицию, теряют способность к самореализации, жизненному и профессиональному самоопределению.

По мнению специалистов, внутренние проблемы связаны с трудовым воспитанием сирот и организацией трудовой деятельности непосредственно в учреждениях. К внутренним проблемам они относят профессиональную педагогическую позицию воспитателей и особенности личности ребенка-сироты [1, 3, 5].

Так, в многочисленных исследованиях установлено, что организация трудовой деятельности в учреждениях строится преимущественно опытным путем, путем проб и ошибок, стихийно [3]. При этом в учреждениях для детей-сирот чаще всего нет единой концепции трудового воспитания. Неясно, кого хотят воспитать, какие трудовые умения развивать у детей-сирот, какими базовыми компетенциями они должны обладать по

окончании учреждения. В век информационных технологий, когда меняются условия жизни людей, повышаются требования к специалистам, к их профессиональным компетенциям, меняется трудовой рынок, возрастает потребность в умственном труде, учреждения для детей-сирот реагируют на происходящие вокруг перемены с большим отставанием.

Кроме того, организация трудовой деятельности в учреждении - достаточно трудоемкий и затратный с точки зрения ресурсов процесс. Он требует от специалистов согласованности в требованиях, предъявляемых детям, понимания и большого терпения. В связи с этим со стороны руководителя учреждения должна исходить твердая уверенность в необходимости включения детей-сирот в трудовую деятельность разных видов, создания общественного мнения среди педагогов и детей о ценности, пользе и важности труда. Подчас решающее значение приобретает заинтересованность администрации что-то изменить в своем учреждении, стремление создать у себя трудовую школу. Однако для многих руководителей это становится непреодолимым препятствием как по причине внутренних (личных), так и внешних (государственных) факторов [3, 6].

Исследователи отмечают, что управленческой проблемой остается слабое взаимодействие администрации детского учреждения с общественными организациями, школой, ПУ, учреждениями дополнительного образования; в основном это взаимодействие сводится к получению помощи, а в социальном партнерстве администрация не видит перспектив. Нет четко отлаженного, практически функционирующего механизма по выстраиванию единой системы трудового обучения воспитанников, по соблюдению преемственности на разных ступенях профессионального образования [6].

Проблемой остается и профессиональная компетентность специалистов, работающих с детьми-сиротами. Поскольку сама организация трудового воспитания, создание необходимых организационно-педагогических условий оказывают непосредственное влияние на потребности и интересы детей, их желание включиться в работу. Причем трудовая деятельность детей не должна ограничиваться только их посильным участием. Это обедняет и ограничивает процесс воспитания, закрывает пути участия детей в общественной жизни, охране окружающей среды и других видах полноценной жизнедеятельности человека. Рассмотрение труда как простого вре-

мяпрепровождения, непонимание детьми ценности и воспитывающего характера труда, незаинтересованность детского коллектива в работе, уклонение от нее, безделье - все это проблемы чисто педагогического характера, вытекающие из плохой организации трудовой деятельности. Педагоги зачастую ставят перед детьми слишком легкие трудовые задачи, не требующие волевых усилий, затрат сил, не делают труд разнообразным, привлекательным, не говорят о результатах, смысле работы, не обращают внимания на детские взаимоотношения в процессе решения трудовых задач: и все это приводит к развитию привычки бездельничать, искать поводы для уклонения от дел, не реагировать на замечания [3].

Другой крайностью, считает Л. В. Байбородо-ва, Л. Н. Серебренников и Е. Б. Кириченко, является принуждение. Педагоги заставляют детей трудиться, используя прямые требования («в приказном порядке»), хотя имеется целый арсенал педагогических средств, способных повысить мотивацию детей, привлечь их к работе (соревновательные и игровые средства). Наказание трудом, сопровождающееся детским страхом, боязнь физического воздействия порождают в ребенке условный рефлекс - боль и унижение, что в конечном итоге приводит к отторжению труда как такого, нелюбви к труду. В дальнейшем, в самостоятельной жизни, когда уже нет прямого воздействия со стороны взрослых, молодой человек «освобождается» от несения «трудовой повинности», от которой долгие годы мечтал избавиться. Не случайно в центрах занятости населения специалисты отмечают среди безработных граждан высокий процент выпускников учреждений для детей-сирот [1, 3, 5].

Среди проблем педагогического характера остро стоит и проблема сформировавшейся у детей позиции «сироты» - инфантильной, несамостоятельной, ожидающей помощи. Тому, что ребенок задерживается в инфантильной позиции, способствует особый тип взаимодействия с ним взрослых, преобладающий в большинстве детских учреждений. Такой тип взаимоотношений может быть обозначен как чередование опеки и подавления [3].

В одном случае при контакте с ребенком у воспитателя преобладает позитивная эмоциональная поддержка любого действия ребенка. Такой стиль взаимодействия может восприниматься отдельными педагогами как проявление милосердия, гуманного подхода в воспитании, как компенсация недостатка эмоционального

Профессиональное самоопределение воспитанников детского дома в условиях малого города

тепла и т. п. При смене данного типа отношений на противоположный, например, отношения доминирования взрослого, возрастает критика действий ребенка и тотальное подавление любой инициативы. Поэтому смена отношений с тотального умиления на тотальное подавление неизбежно создает своеобразные «качели», что порождает эмоциональную и когнитивную зависимость ребенка-сироты от значимого взрослого в детском доме [3].

И, наконец, еще одной проблемой внутреннего характера, как отмечают специалисты, являются особенности личности детей-сирот. Специалисты отмечают, что вследствие особенностей развития для многих детей некоторые виды труда становятся непосильными, требующими организации определенных компенсирующих и корректирующих условий. Например, исследователи говорят о том, что познавательная активность у большинства детей-сирот находится на достаточно низком уровне, поэтому учебно-познавательный труд (учеба) требует от них более значительного напряжения и затрат волевых усилий, по сравнению с самообслуживающим и общественно-полезным трудом. При этом потребность в преодолении препятствий (волевая сфера) у детей-сирот также имеет свои особенности, малейшие трудности воспринимаются ими как непреодолимые, вводят их в состояние фрустрации, вызывают страх. Поэтому перед специалистом всегда стоит нелегкая задача соблюдения принципа посильности труда и принципа педагогической поддержки, так необходимой этим детям [7, 8].

Кроме того, нужно иметь в виду и то, что для многих из них ведущим мотивом деятельности выступает фигура значимого взрослого, поиск уважения и признания с его стороны. Поэтому некоторое агрессивное и вызывающее поведение детей-сирот часто объясняется желанием привлечь внимание воспитателя [8].

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, а также опыта и диагностических данных свидетельствует о том, что учреждения для детей-сирот уделяют большое внимание их трудовому воспитанию и профессиональному самоопределению. Педагоги считают это направление одним из самых важ-

ных. Однако в практике существует немало проблем, которые решаются с трудом или не решаются вовсе. Учет вышеизложенных положений позволит специалистам более грамотно подходить к организации трудовой деятельности и сопровождения профессионального самоопределения детей-сирот.

Библиографический список:

1. Байбородова, Л. В., Жедунова, Л. Г. и др. Преодоление трудностей социализации детей-сирот [Текст] : учеб. пособ. / Л. В. Байбородова, Л. Г. Жедунова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1997. - 67 с.

2. Байбородова, Л. В., Серебренников, Л. Н., Чернявская, А. П. Профориентация и самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] : учебно-метод. пособ. / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников ; под ред. Л. В. Байбородовой, М. И. Рожкова. - Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. - 246 с.

3. Байбородова, Л. В., Серебренников, Л. Н., Трудовое воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] : учебно-метод. пособ. / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников, Е. Б. Кириченко ; под. ред. Л. В. Байбородовой, М. И. Рожкова. - Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. - 284 с.

4. Гордиевкая, Е. О., Старобина, Е. М. Профессиональный выбор в процессе профессионального самоопределения детей-сирот [Текст] : метод. матер. для специалистов детских учреждений для детей-сирот / Е. О. Гордиевкая, Е. М. Старобина. -Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. - 96 с.

5. Жедунова, Л. Г., Посысоев, Н. Н. и др. Проблемы социализации детей сирот [Текст] / Л. Г. Жедунова, Н. Н. Посысоев. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1997. - 196 с.

6. Комплексное обеспечение индивидуально-личностного развития воспитанников детского дома [Текст] // Материалы научно-практической конференции. - СПб, 1998. - 15 с.

7. Прихожан, А. М., Толстых, Н. Н. Психология сиротства [Текст] / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. -СПб. : Питер, 2005. - 400 с.

8. Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот [Текст] : метод. пособ. - Ярославль : ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1999. - 67 с.

Фурманов, И. А. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства [Текст] / И. А. Фурманов. - Минск : Тесей, 1999. - 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.