Научная статья на тему 'Особенности познавательного компонента психологической готовности к профессиональному самоопределению подростков - воспитанников интерната'

Особенности познавательного компонента психологической готовности к профессиональному самоопределению подростков - воспитанников интерната Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
269
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ / PSYCHOLOGICAL READINESS TO PROFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION / ОСОБАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ / SPECIAL SOCIAL SITUATION OF DEVELOPMENT / ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. / CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Арон Ирина Станиславовна

Обосновывается значимость психологической готовности для успешного профессионального самоопределения личности. Обозначается представление автора о содержании и структуре психологической готовности к профессиональному самоопределению, включающей познавательный, деятельностный, мотивационный и личностный компоненты. На примере исследования познавательного компонента психологической готовности к профессиональному самоопределению подростков воспитанников интерната показана специфика профессионального самоопределения детей, находящихся в особой социальной ситуации развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Арон Ирина Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the cognitive component of psychological readiness for professional self-concept of teenagers - students of boarding schools

In the work the importance of psychological readiness for successful professional self-determination of personality is proved. The article puts forward the point of view of the author on the content and structure of psychological readiness for professional self-determination, including educational, activity, motivation and personality components on the example of consideration of the cognitive component of psychological readiness to professional self-determination of teenagers-students of boarding schools in special social situations of development.

Текст научной работы на тему «Особенности познавательного компонента психологической готовности к профессиональному самоопределению подростков - воспитанников интерната»

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ПОДРОСТКОВ -ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТА

© 2014 г. И.С. Арон

Арон Ирина Станиславовна -кандидат психологических наук, доцент,

кафедра истории и психологии, Поволжский государственный технологический университет, пл. Ленина, 3, г. Йошкар-Ола, 424000. E-mail: irinast62@gmail.com.

Aron Irina Stanislavovna -Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of History and Psychology, Volga State

University of Technology, Lenin Sq., 3, Yoshkar-Ola, 424000. E-mail: irinast62@gmail.com.

Обосновывается значимость психологической готовности для успешного профессионального самоопределения личности. Обозначается представление автора о содержании и структуре психологической готовности к профессиональному самоопределению, включающей познавательный, деятельностный, мотивационный и личностный компоненты. На примере исследования познавательного компонента психологической готовности к профессиональному самоопределению подростков - воспитанников интерната показана специфика профессионального самоопределения детей, находящихся в особой социальной ситуации развития.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, психологическая готовность к профессиональному самоопределению, особая социальная ситуация развития, дети, оставшиеся без попечения родителей.

In the work the importance of psychological readiness for successful professional self-determination of personality is proved. The article puts forward the point of view of the author on the content and structure of psychological readiness for professional self-determination, including educational, activity, motivation and personality components on the example of consideration of the cognitive component ofpsychological readiness to professional self-determination of teenagers-students of boarding schools in special social situations of development.

Keywords: professional self-determination, psychological readiness to professional self-identification, special social situation of development, children left without parental care.

Успешное формирование профессионализма личности и эффективность деятельности профессионала во многом определяется готовностью к профессиональному самоопределению. Ведущей составляющей последней является психологическая готовность как системное целостное образование личности, позволяющее осознанно и самостоятельно определять направления и перспективы своего профессионального разви-

тия, реализовывать индивидуальные стратегии профессиональной самореализации.

Различные аспекты проблемы рассматривались в исследованиях психологов и педагогов, разработавших понятие психологической готовности к профессиональному самоопределению и изучавших условия формирования психологической готовности, ее содержание, структуру и виды [1 - 6].

Однако следует отметить, что еще мало исследований, основанных на идеях индивидуализации и субъективизации данного процесса, определяющих необходимость изучения специфики формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению, обусловленной возрастными, индивидуальными особенностями и социальной ситуацией развития самоопределяющейся личности, что и послужило причиной изучения нами данной проблемы в особой социальной ситуации развития, формирующейся под влиянием специфических социальных контекстов [7, 8]. В процессе многолетней экспериментальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, подростками с де-виантным поведением, со школьниками с признаками одаренности была подготовлена концепция формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению в особых социальных условиях развития.

Она может быть определена, на наш взгляд, как система познавательных, деятель-ностных, мотивационных и личностных компонентов, определяющих успешность профессионального самоопределения. Познавательный компонент характеризуется развитием познавательной сферы, наличием знаний, необходимых для эффективного профессионального самоопределения. Поведенческий (деятельностный) - определяется особенностями поведения в различных видах деятельности. Мотивационный - включает иерархию потребностей, характеризуется соотношением и устойчивостью мотивов. Личностный -представляет собой совокупность психологических качеств, обеспечивающих субъект-ность личности в процессе профессионального самоопределения, к данному компоненту относится здоровье самоопределяющейся личности (физическое и психическое).

У детей, находящихся в особой, дефици-тарной социальной ситуации развития, отмечается недостаточная психологическая готовность к профессиональному самоопределению как по личностному, деятельностному, мотивационному, так и по познавательному компоненту готовности. В качестве подтверждения данного вывода представим результаты теоретического и эмпирического исследования познавательного компонента у детей, оставшихся без попечения родителей.

Профессиональное самоопределение данной категории детей, отмечают специалисты, происходит в особых условиях развития - в ситуации социальной, информационной, двигательной депривации, которая возникает вследствие лишения ребенка заботы родителей, нарушения социальных связей, привычного круга общения, недостаточности зрительных, слуховых, осязательных стимулов, ограничения активности [9].

У детей, воспитывающихся в интернате, снижена познавательная активность, понижена любознательность, ориентировочно-исследовательская деятельность, представления о жизни ситуативны и однообразны. Отмечается низкий уровень когнитивного развития и замедленность его темпа, несформиро-ванность образного и словесно-логического мышления, обедненная речь, нарушения внимания и памяти [10,11].

Когнитивный компонент психологической готовности к профессиональному самоопределению детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуется крайней сужен-ностью и обедненностью картины мира, в том числе и мира профессий вследствие ограниченности источников информации для ее построения. У данной категории детей практически отсутствует информация о современных профессиях, о ситуации на рынке труда, и при этом они не обладают навыками поиска таких источников, у них обычно искаженное представление о выбираемой профессии (о требованиях профессии к человеку, содержании, условиях и оплате труда), неадекватное представление о своих возможностях, способностях, навыках, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Отмечается также, что у воспитанников детского дома значительно сужена временная перспектива (т.е. представление о своем будущем) по сравнению с перспективой будущего у подростков, воспитывающихся в семье [12].

Эмпирическое изучение содержания когнитивного компонента психологической готовности к профессиональному самоопределению детей, оставшихся без попечения родителей, проводилось нами в ГОУ «Волжская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Республика Марий Эл (И.С. Арон, Л.И. Полевщикова, О.В. Крестьянинова). Участ-

ники исследования - учащиеся 8 - 9-х классов в количестве 43 чел.

В качестве методов психологической диагностики применялись:

1. Тестирование - методика «Самоактуализация личности» (А. Шостром, адаптирована Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз) - шкалы: «Синергичность», «Познавательные потребности», «Креативность».

2. Анкетирование - опросник «Психологическая готовность к профессиональному самоопределению» (И.С. Арон) - в двух вариантах: для учащихся и педагогов.

Для повышения надежности полученных результатов был проведен сравнительный анализ содержания познавательного компонента психологической готовности к профессиональному самоопределению подростков, воспитывающихся без семьи (воспитанники интерната), с подростками, воспитывающимися в семье (учащиеся общеобразовательной школы). Для оценки достоверности различий применялись методы математической статистики (Т-критерий Стьюдента для независимых выборок).

Как показало психологическое тестирование, уровень развития познавательных потребностей, синергичности и креативности у воспитанников интерната значительно ниже, чем у их сверстников, воспитывающихся в семье. Так, уровень развития познавательных потребностей у 47 % подростков, воспитывающихся в семье, может быть оценен как высокий и выше среднего. Тогда как среди подростов-сирот проявили достаточно высокий уровень развития познавательных потребностей 30 % опрошенных. Одновременно с этим уровень развития познавательных потребностей у 46 % подростков школы-интерната можно оценить как ниже среднего и низкий. Различия между результатами тестирования разных групп школьников статистически значимы (Т=3,00; р - 0,004<0,01).

Шкала «Синергичность» методики А. Шост-рома измеряет способность человека к целостному восприятию мира и людей, способность находить закономерные связи во всех явлениях жизни. Нужно заметить, что 32 % подростков-воспитанников интерната продемонстрировали достаточно высокий уровень синергичности. Однако у большинства (59 %) данная психологическая характеристика развита на низком уровне. В выборке подростков, воспитываю-

щихся в семье, наоборот, у большинства (50 %) -высокий показатель по шкале «Синергичность», у 30 % - низкий. Различия статистически значимы (Т=2,51; р - 0,014<0,05).

Наиболее значимые различия были выявлены при диагностике подростков, воспитывающихся в разных социальных ситуациях развития, по шкале «Креативность», диагностирующей выраженность творческой направленности личности (Т=3,38; р - 0,001<0,01). Высокий уровень креативности выявлен у 40 % подростков, воспитывающихся в семье, и у 23 % учащихся интерната. Низкий уровень - у 30 % подростков, воспитывающихся в семье, и у 57 % учащихся интерната.

Результаты анкетного опроса учащихся школы-интерната и педагогов также говорят о недостаточной сформированности когнитивного компонента их психологической готовности к профессиональному самоопределению.

Большинство педагогов школы-интерната отмечают низкий уровень развития познавательной сферы своих воспитанников. Все обозначенные в анкете познавательные процессы (память, внимание, мышление, воображение), развитие которых у учащихся педагогам было предложено оценить, получили преимущественно низкие оценки - «3» и «2». При оценке памяти школьников - в 77 % случаев, при оценке внимания - в 82 %, при оценке мышления - в 81 %, при оценке воображения - в 77 % случаев. При этом сами школьники оценили уровень развития своих познавательных процессов значительно выше, чем учителя. Но данный факт с учетом результатов анкетирования по другим вопросам анкеты скорее свидетельствует о неадекватной самооценке и не достаточном самопонимании школьников, чем о необъективности педагогов. Так, по данным опроса, 70 % подростов-воспитанников интерната не знают, какой у них темперамент, 63 % -не могут назвать свои способности, 44 % - не назвали свои потребности. Ответы на вопросы, выявляющие знания школьников о мире профессий и путях профессионального самоопределения, также показали, что участники исследования не готовы к осознанному профессиональному выбору. Не определились с профессиональным выбором 79 % опрошенных. 100 % школьников не смогли назвать по 5 профессий, относящихся к разным типам профессиональной деятельности (работа с людьми, с техникой, природой и др.). 47 % ответили, что не знают, какие требования предъявляются про-

фессионалу в современной социально-экономической ситуации, 44 % не знают, профессии какого типа соответствуют их психологическим особенностям и состоянию здоровья.

Таким образом, изучение содержания когнитивной составляющей психологической готовности к профессиональному самоопределению подростков-воспитанников интерната свидетельствует о том, что особая дефици-тарная социальная ситуация развития данной категории подростков негативно сказывается на формировании их познавательной сферы, снижая возможности для успешного профессионального самоопределения и саморазвития. Тем самым определяется необходимость дальнейшего изучения данной проблемы, выявления путей оптимизации психического развития детей, оставшихся без попечения родителей и разработки технологий психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом их возрастно-типических и индивидуально-личностных особенностей.

Литература

1. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: дис. ... д-ра психол. наук. М., 1995.

2. Зеер Э.Ф. Профессиональное самоопределение и потенциал профессионала // Мир психологии. 2005. № 2. С. 141 - 147.

Поступила в редакцию

3. Зимняя ИА. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2012. URL: http://www.ei-dos.ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения: 26.10.2013).

4. Калинина И.А. Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности и ее взаимосвязь с успешностью обучения: дис. ... канд. психол. наук. М., 2007.

5. Павлова А.М. Мотивационный фактор в актуализации профессионально-личностного потенциала субъекта труда // Мир психологии. 2005. № 1. С. 170 - 176.

6. Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. 2005. № 1. С. 19 - 26.

7. Арон И.С. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению // Вестн. Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. 2010. Т. 16, № 1. С. 233 - 237.

8. Арон И.С. Основы профориентологии. Йошкар-Ола, 2011. 212 с.

9. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М., 1990. 158 с.

10. Психическое развитие воспитанников детского дома / под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. М., 1990. 264 с.

11. Дементьеа И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. М., 2000. 48 с.

12. Матяш Н.В., Володина ЮА. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению детей-сирот в условиях предпрофильной подготовки // Вестн. Брянского ун-та. 2008. № 1. С. 134 - 140.

29 октября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.