Национальный психологический журнал №3(11)/2013, 20-27 УДК: 159.923, 159.922.6, 37.048.45 Оригинальная статья
National Psychological Journal #3(1 1)/2013, 20-27 doi: 10.11621/npj.2013.0303 Original Article
Профессиональное самоопределение старшеклассников в контексте социальной ситуации развития
И.С. Арон Поволжский государственный технологический университет, Ойшкар-Ола, Россия
Поступила 12 ноября 2013/ Принята к публикации: 20 ноября 2013
Career choice of senior pupils in the context of the social situation of development
Irina S. Aron Volga State University of Technology, YoshkarOla, Russia
Received: November 12, 2013 / Accepted for publication: November 20, 2013
ТГ ТГ ель данной работы - обосновать актуальность проблемы профессионального самоопределения на современном этапе развития общества и показать, что ЦЦ в условиях социокультурной модернизации образования, основанной на реализации важнейших методологических подходов, представленных в науках о человеке, повышается возможность создания эффективной системы психологического сопровождения профессионального самоопределения. Анализируя основное содержание системного, деятельностного, динамического, человекоцентрического и акмеологического подходов в контексте рассматриваемой проблемы, автор определяет возможности каждого из них в исследовании феномена профессионального самоопределения. При этом делается акцент на необходимости интеграции методологических подходов для разработки единой научной теории профессионального самоопределения. Результатом такой интеграции явилось представление автора о том, что основные принципы теоретических подходов современного человекознания предельно сконцентрированы в понятии «социальная ситуация развития» Л.С. Выготского.
В статье показано, что оптимизация социальной ситуации развития является основным вектором психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Для выявления конкретных направлений его формирования проанализированы идеи отечественных психологов о содержательной структуре социальной ситуации развития и представлено ее авторское видение. Автор в качестве основного компонента содержательной структуры социальной ситуации развития выделяет психологическую готовность к профессиональному самоопределению - когнитивную, поведенческую, мотивационную, личностную. Дана ссылка на позитивный опыт автора по формированию психологической готовности к профессиональному самоопределению детей, находящихся в особой социальной ситуации развития - детей-сирот, подростков с девиантным поведением, детей с признаками одаренности. Ключевые слова: профессиональное самоопределение, старшеклассник, модернизация образования, социальная ситуация развития.
^r^he goal of this work Is to justify the urgency of career choice at the present stage of societal development and also to show that In terms of social and cultural T modernization of education based on the implementation of the major methodological approaches in the human science there raises the possibility of establishing an effective system of psychological support of career choice.
Analyzing the main content of the systematic, activity-based, dynamic, anthropocentric, and acmeological approaches in the context of the problem, the author defines their capabilities within the research of career choice. The need to integrate methodological approaches for the development of a unified scientific theory of career choice is emphasized. The result of this integration was the view of the author that the basic principles of modern theoretical approaches to anthropology are extremely focused on the concept of the "social situation of development" by L.S. Vygotsky.
The paper shows that the optimization of the social situation of development is the main vector of psychological support for of senior students in career choice. To identify specific directions of career choice the ideas of Russian psychologists of the social situationof development are analyzed and presented in the paper. The author as a main component of the content structure of the social situation of development highlights the psychological readiness for career choice, i.e. cognitive, behavioural, motivational, personal preparedness. Reference is made to the positive author's experience of psychological preparedness for professional career choice of children in a particular social situation of development, e.g. orphans, adolescents with deviant behaviour, children who show giftedness.
Keywords: career choice, a high school student, modernization of education, social situation of development.
Национальный психологический журнал О
National psychological journal ^ v-Z
http://www.psy.msu.ru/science/npj/
отечественной и зарубежной псину^ хологии существует множество теоретических и прикладных исследований проблемы профессионального самоопределения старшеклассников. В отечественной психологии ряд авторов (С.А. Кугелъ, О.М. Никандров, Г.А. Журавлева, Ф.Р. Филиппов, Л.Я. Рубина, О.В. Леднева, В.Т. Лисовский, О.В. Падалко) изучали проблему профессионального самоопределения в контексте социализации личности как процесса вхождения в социальные структуры, усвоения культурных ценностей общества (социологическое направление). Вопросы создания профориентационных условий для развития личностных качеств, мотивов, интересов активно разрабатывались Е.А. Климовым, С.Н. Чистяковой, Н.С. Пряж-
никовым, Л.М. Митиной, Е.А. Головахой, А.В. Голомштоком (профориентацион-ное направление). Изучению профессионального самоопределения как части жизненного самоопределения человека, взаимосвязи с развитием самопознания, становлением собственной активности самоопределяющейся личности посвящены работы С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, К.А. Абульхановой-Славской, П.А. Шавира (жизнедеятельностное направление). В работах Е.М. Борисовой, Н.С. Пряжникова, Е.Ю. Пряжниковой, А.К. Марковой, Ю.П. Поваренкова делается акцент на рассмотрение профессионального самоопределения как длительного динамического противоречивого процесса, сопровождающего человека всю его жизнь (направление профессионального развития).
В зарубежной психологии также существует множество направлений и тео-
рий профессионального самоопределения. Представители структурных теорий (С. Аксельрод, Э. Гинзберг, В. Гинзбург, Д. Миллер. Дж. Сьюпер, Д. Херм и др.) изучают профессиональное развитие на разных этапах жизни, предлагают схемы профессионального самоопределения. Разработчики мотивационных теорий (В. Врум. А. Маслоу, Ф. Херуберг, Э. Роу и др.) исследуют субъективные личностные факторы профессионального самоопределения, подчеркивают активность самоопределяющегося субъекта. Теории индивидуальности (К. Роджерс, Дж. Сью-пер, Л. Тайлер, Д. Тидеман, Д. Холланд и др.) раскрывают профессиональное самоопределение как процесс реализации «Я-концепции», изучают влияние самопонимания на профессиональное развитие.
Пристальное внимание исследователей к данной проблематике обусловлено рядом факторов. Во-первых, значимостью успешного профессионального самоопределения для личностного роста, социального, материального, психологического и физического благополучия каждого человека. Во-вторых, важностью именно старшего школьного возраста для формирования профессионального самоопределения, когда ведущим видом деятельности ребенка является учебно-профессиональная деятельность и содержание его социальной ситуации развития направлено преимущественно на формирование профессионального самоопределения как основного психического новообразования данного возраста.
В настоящее время актуальность обозначенной проблемы возрастает как для отдельного человека, так и для общест-
ва в целом. Экономические реформы в России привели к существенным изменениям на современным рынке труда и в сфере профессиональной занятости. Изменилась общая структура занятости за счет увеличения доли работников, занимающихся оказанием инновационных, информационных, инжиниринговых услуг, имеющих дело со сложной наукоемкой продукцией. Повысилась потребность в высококвалифицированных универсальных специалистах. Возросла роль творческого труда, основанного на способностях концептуально мыслить ориентироваться в потоке информации, умениях принимать нестандартные решения в ситуациях противоречивой и недостаточной информации. В условиях быстро развивающейся экономики возросла необходимость в повышении мобильности рынка трудовой силы, периодической смене профессиональной деятельности, изменении профессионального плана (Климов, 2004).
Таким образом, на современном этапе общественного развития готовность к профессиональному самоопределению становится не только условием личностного, социального, материального и эмоционального благополучия человека, но и его жизненной необходимостью, обеспечивающей ему оптимальное функционирование в сложном, стремительно развивающемся мире, успешную социализацию в изменяющемся обществе, активную адаптацию на современном рынке труда.
В связи с этим в современных исследованиях профессионального самоопределения все более актуализируется вопрос о необходимости применения для понимания данного феномена процессуально-динамического подхода, при котором профессиональное самоопределение рассматривается не просто как акт, момент выбора профессии или компонент личностного новообразования старшего школьного возраста, а как длительный процесс освоения профессии и самореализации в ней (Борисова, 1995). Как отмечает Е.А. Климов, профессиональное самоопределение нельзя рассматривать как однократное деяние, некоторый «стоп-кадр» процесса развития, это длительный многолетний процесс, поиск возможностей беспредельного развития человека (Климов, 1988, 2004). Работу по развитию профессионально-
Ирина Станиславовна Арон - кандидат психологических наук, доцент кафедры истории и психологии Поволжского государственного технологического университета. Имеет 103 публикации, включая монографию, 3 учебных пособия и 8 учебно-методических изданий. E-mail: irinast62@gmail.com
Современном этапе общественного развития готовность к профессиональному самоопределению становится не только условием личностного, социального, материального и эмоционального благополучия человека, но и его жизненной необходимостью
го самоопределения необходимо, на наш взгляд, начинать еще в дошкольном возрасте, когда происходит активное формирование личности, и когда ребенок, как развивающийся субъект труда, осваивает, преимущественно в сюжетно-роле-вых играх, содержание основных видов профессиональной деятельности. Создание психологической готовности к профессиональному самоопределению в дошкольном возрасте, дальнейшая работа в данном направлении на всех последующих детских возрастных периодах позволит ребенку на этапе профессионального выбора сделать этот выбор осознанно, самостоятельно и успешно. Имеющийся в настоящее время позитивный опыт предварительной профориентационной работы с младшими возрастами (Пряж-ников, 2012, 2010, 2007; Чистякова, 2008) и опыт нашей многолетней работы по формированию психологической готовности к профессиональному самоопределению детей дошкольного и младшего школьного возраста (Арон, 2010) подтверждает данное представление.
Формирование личности, способной к профессиональному самоопределению и саморазвитию, мотивированной, компетентной, отличающейся нравственностью, предприимчивостью, мобильностью, динамизмом, конструктивностью является одной из важных задач общества, стремящегося к экономическому, политическому и социальному благополучию и развитию. Это явилось основанием для определения социокультурного приоритета модернизации современного Российского общества, в том числе, модернизации системы образования.
Основной идеей модернизации Российского образования является его гуманизация, определяющая необходимость ориентации образовательного процесса на создание условий для реализации личностного потенциала обучающихся, развития их творческих способностей, интереса к познанию, формирования навыков самостоятельного социального, профессионального и жизненного выбора на основе индивидуализации и субъективизации содержания образования (Федеральная целевая..., 2011; Федеральный закон..., 2012; Федеральный государственный образовательный..., 2012).
Идеи, цели и задачи современного Российского образования конкретизи-
рованы в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения, в которых обозначены основные направления и механизмы общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, а также требования к усвоению образовательной программы на определенном образовательном уровне, ступени образования по определенным профессиям, направлениям подготовки, специальностям обучения (ФГОС начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования).
В основу современных образовательных стандартов их разработчиками заложены важнейшие методологические подходы, представленные в науках о человеке, обеспечивающие проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для достижения планируемых результатов образовательной деятельности, а также построение образовательного процесса с учетом воз-растно-типологических и индивидуальных особенностей учащихся(Асмолов, 2007, 2011; Федеральный государственный образовательный..., 2012; Шувалов, 2014; Asmolov, 2013).
Методологической базой современной образовательной парадигмы послужили разработанные отечественными педагогами и психологами системный (А.Г. Асмолов, ВД. Шадриков, Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов), деятельност-ный (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Элько-нин) и динамический (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Л.И. Божо-вич) подходы, понимание практической значимости которых постоянно возрастает как среди отечественных, так и зарубежных специалистов, занимающихся проблемами развития образования.
Психологической составляющей социокультурной модернизации образовательной системы, основанной на культурно-историческом систем-но-деятельностном подходе, является Программа развития универсальных учебных действий, которые создают возможность для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний и умений на основе формирования компетенции умения учиться. Образова-
22
тельные стандарты общего образования нового поколения определяют необходимость формирования у обучающихся целостной системы универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), в которой развитие каждого из видов определяется его отношением с другими видами и общей логикой возрастного развития (Асмолов, 2011).
В старшей школе на этапе ранней юности, когда ведущей деятельностью школьника становится учебно-профессиональная деятельность, а центральными психологическими новообразованиями являются профессиональное и личностное самоопределение, в центре системы универсальных учебных действий находятся личностные действия самоопределения, связанные с выбором профессионального обучения и определения индивидуальной траектории развития. Именно личностные действия самоопределения старшеклассника определяют место и функциональную роль всех других действий в целостной системе универсальных учебных действий на данной ступени образования (Ас-молов, 2011).
Основные идеи, цели социокультурной модернизации Российского образования, основанные на ведущих методологических принципах гуманитарных наук, предельно четко сформулированные и конкретизированные в ФГОС, безусловно, заслуживают высокой оценки и вызывают оптимизм в отношении развития системы образования в России. Обсуждение возможностей реализации обозначенных идей не входит в задачи нашей статьи.
Также в рамках одной статьи не представляется возможным подробно проанализировать большое количество работ по проблеме профессионального самоопределения, сравнить разные взгляды и подходы по поводу предмета самоопределения, целей и задач, основных методов работы и т.п. Обозначенный анализ полно представлен в наших предыдущих работах (Арон, 2011, 2013, 2010).
В соответствии с задачами данной работы отметим, что в современной психологии недостаточно исследований, основанных на интегрированном применении фундаментальных теоретических подходов, представленных в науках о человеке, мало внимания уделяется це-
лостному, системному анализу профессионального самоопределения, хотя важность и необходимость именно такого анализа подчеркивается многими исследователями. Тем не менее, исследования носят преимущественно разрозненный частный характер, многие из них ограничены разработкам и практического характера. Исследователи-практики редко обращаются к методологическим основам профессионального самоопределения при организации его психологического изучения и сопровождения.
Анализ основных методологических подходов, разработанных выдающимися отечественными психологами (деятель-ностного, системного, динамического, человекоцентрического и акмеологиче-ского), в контексте профессионального самоопределения личности позволили нам определить возможности каждого из них в исследовании данного феномена. Так, с позиций деятельностно-го подхода процесс профессионального самоопределения личности следует рассматривать как совокупность различных форм активности (деятельности) личности, которые обеспечивают формирование и развитие личности профессионала. Деятельностный подход определяет необходимость создания в процессе психологического сопровождения профессионального самоопределения условий для реализации основных видов деятельности (труд, общение, познание) и, в первую очередь, ведущего вида деятельности, а также условий для формирования субъектности самоопределяющегося человека.
Системный подход позволяет рассматривать самоопределяющегося человека как систему, имеющую определенную внутреннюю структуру, включающую неповторимую совокупность индивидных, личностных и субъектных характеристик, а также предполагает изучение самоопределяющейся личности как элемента системы более высокого порядка. В соответствии с системным подходом необходимо создать условия для формирования системы внутренних и внешних детерминант эффективного профессионального самоопределения.
В рамках динамического подхода проблема профессионального самоопределения рассматривается в контексте всего жизненного пути человека, а не только как проблема профессионального выбо-
ра. Подготовку к профессиональному самоопределению необходимо начинать в детском возрасте, когда происходит активное формирование личности. Основным направлением психологического сопровождения профессионального самоопределения в соответствии с положениями динамического подхода является оптимизация социальной ситуации развития самоопределяющейся личности и социальной ситуации профессионального становления на различных этапах онтогенеза.
Человекоцентрический и акмеологи-ческий подходы основаны на принципах гуманистической психологии, которая требует признания приоритета интересов человека, возможностей его личностного развития, признания права человека на самостоятельный выбор. Исходя из содержания этих подходов ведущим направлением психологического сопровождения профессионального самоопределения является создание условий для развития ресурсов, творческих возможностей человека, устранения факторов, тормозящих его развитие, а также создание условий для продвижения человека к вершинам профессионального мастерства и к зрелости личности.
Наиболее продуктивным при определении направлений психологического сопровождения профессионального самоопределения мы считаем комплексный подход, включающий все перечисленные выше методологические подходы, т.к. их интеграция будет способствовать разработке единой научной теории профессионального самоопределения, которая позволит объединить разрозненные представления по данной проблеме, сформировать целостное представление о содержании, факторах и направлениях активизации профессионального самоопределения и саморазвития.
Одним из наиболее важных методологических результатов интеграции обозначенных теоретических подходов при изучении проблемы профессионального самоопределения явилось для нас формирование представления о том, что основные принципы данных подходов предельно сконцентрированы в методологическом понятии «социальная ситуация развития», сформулированным Л.С. Выготским в рамках культурно-исторической концепции
развития психики человека (Божович, 1988; Выготский, 1984; Глозман, 2014; Alves, 2014).
Так, основные положения системного подхода, заложенные в понятии социальной ситуации развития, отражены в определении социальной ситуации развития как особенной, неповторимой для данного возраста системы отношений субъекта с социальной действительностью. «Социальная ситуация развития не является ничем другим, - пишет Л.С. Выготский, - кроме системы отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью» (Выготский, 1984, С. 259).
Понять любое психическое явление можно, только изучив условия его возникновения и закономерности его развития (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Л.И. Божович). Это утверждение лежит в основе динамического подхода. С позиций динамического подхода, основанного на методологическом принципе развития, закономерности психических явлений, как и всех других явлений, познаются лишь в развитии, в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания.
Реализация динамического подхода в концепции возрастного развития Л.С. Выготского представлена в понимании автором социальной ситуации развития как исходного момента, источника всех динамических изменений развития в конкретном возрасте. Социальная ситуация развития, согласно Л.С. Выготскому, «целиком и полностью определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным» (Выготский, 1984, С. 258).
Анализ идей отечественных психологов - разработчиков деятельностно-го подхода в психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка, о единстве сознания и деятельности во взаимосвязи с изучением социальной ситуации развития как источника и показателя возрастного развития позволяет сделать вывод, что обозначенные показатели возраста находятся в тесных взаимоотношениях, т.к. социальная ситуация развития - это,
прежде всего, система динамических отношений ребенка с социальной действительностью, которая реализуется посредством деятельности, в деятельности проявляется и влияет на ее содержание. Так, Л.С. Выготский, определяя закономерности динамики возраста, отмечает, что сформированные в специфической для данного возраста социальной ситуации развития центральные психические новообразования «приводят к новому характеру восприятия внешней действительности и деятельности в ней» (Выготский, 1984).
Высокая степень методологической насыщенности понятия «социальная ситуация развития» открывает широкие возможности для его использования в качестве методологической основы при проведении теоретических и эмпирических исследований различных аспектов личностного развития.
Для нас методологические положения психологии, заложенные в понятии социальная ситуация развития, явились основой изучения проблемы профессионального самоопределения личности. Так, теоретическое исследование детерминант профессионального самоопределения на основании анализа работ отечественных и зарубежных специалистов показало, что в настоящее время недостаточно работ, в которых выявляется система детерминант профессионального самоопределения. Исследователи преимущественно акцентируются на отдельных ее составляющих: внешней среде, социальном окружении, в том числе семейном, группы сверстников, личностных и индивидуальных особенностях самоопределяющегося человека.
Исследование детерминант профессионального самоопределения с позиций целостного подхода Л.С. Выготского, представленного в понятии социальная ситуация развития, позволяет определить источники формирования профессионального самоопределения личности и систему детерминант успешного профессионального самоопределения.
Источником профессионального самоопределения личности является характерная для конкретного возраста социальная ситуация развития, содержание и специфика которой определяет успешность профессионального самоопределения. Поэтому именно оптимиза-
ция социальной ситуации развития самоопределяющейся личности является основным вектором психологического сопровождения профессионального самоопределения. Для определения конкретных направлений психологического сопровождения профессионального самоопределения с позиций методологических принципов, заложенных в понятии социальная ситуация развития, необходимо четко обозначить ее содержание и структурные компоненты.
Анализ работ отечественных психологов, в которых исследуется содержание и структура социальной ситуации развития, показал, что все авторы выделяют объективные и субъективные аспекты социальной ситуации развития, подчеркивая приоритет субъективных компонентов (Выготский, 1984; Божо-вич, 1982, 2001; Карабанова, 2002, 2007; Слободчиков, 1995; Фельдштейн, 1998, 1999; Karabanova, 2010). Так, по Л.С. Выготскому социальная ситуация развития представляет собой соотношение внешних и внутренних условий, определяющих возрастные и индивидуальные особенности ребенка (Выготский, 1984).
В понимании Л.И. Божович социальная ситуация развития - это «определенное место в системе доступных ребенку общественных отношений» (объективный аспект социальной ситуации развития) и «внутренняя позиция ребенка» (субъективный аспект социальной ситуации развития) (Божович, 2001, С. 189). Согласно концепции Д.И. Фельдштейна, социальная ситуация развития в конкретном возрасте составляет систему отношений между ребенком и обществом (позиция «я в обществе» и позиция «я и общество») (Фельдштейн, 1998, 1999).
Основатели психологической антропологии (В.И. Слободчиков, Е.Б. Моргунов, В.П. Зинченко) рассматривают социальную ситуация развития ребенка как единство его совместной деятельности и сотрудничества со взрослым, выступающим носителем символизации мира и его духовных смыслов, определяющих программу участия ребенка в со-
бытийности. Такое взаимодействие со взрослым открывает ребенку путь для развития самостоятельности и субъект-ности (Слободчиков, 1995).
О.А. Карабанова, исследуя динамическую структуру социальной ситуации развития детей разного возраста, пришла к выводу, что «структура социальной ситуации развития включает в себя объективную позицию ребенка в системе социальных (конвенциональных и межличностных) отношений; отраже-
ние, принятие и освоение ребенком социальной позиции в форме ориентирующего образа; иерархию социальных контекстов общения и взаимодействия ребенка с социальным окружением, определяющих систему социальных ожиданий» (Карабанова, 2002, С.62-63).
В контексте исследования проблемы профессионального самоопределения мы определяем содержательную структуру социальной ситуации развития профессионально самоопределяющейся личности как систему двух групп компонентов:
1 объективных компонентов, которые мы вслед за О.А. Карабановой обозначили понятием социальный контекст;
2 субъективных компонентов, обозначенных понятием психологическая готовность к профессиональному самоопределению.
Социальный контекст социальной ситуации развития профессионально самоопределяющейся личности нами понимается не просто как социальное окружение ребенка, а как особенности его межличностных отношений, влияющие на профессиональное самоопределение.
Психологическую готовность к профессиональному самоопределению (субъективный компонент социальной ситуации развития) можно структурно представить системой когнитивных, де-ятельностных, мотивационных и личностных компонентов.
Когнитивный компонент психологической готовности к профессиональному самоопределению характеризуется развитием познавательной сферы, по-
Высокая степень методологической насыщенности понятия «социальная ситуация развития» открывает широкие возможности для его использования в качестве методологической основы при проведении теоретических и эмпирических исследований различных аспектов личностного развития
знавательных потребностей, наличием знаний, необходимых для эффективного профессионального самоопределения. Поведенческий компонент определяется особенностями поведения в различных видах деятельности. Мотивационный компонент психологической готовности к профессиональному самоопределению включает иерархию потребностей, характеризуется соотношением и устойчи-
востью мотивов. Личностный компонент представляет собой совокупность личностных качеств, влияющих на профессиональное самоопределение, к данному компоненту также относится здоровье самоопределяющейся личности (физическое и психическое).
В структуре социальной ситуации развития профессионально самоопределяющейся личности главенствующая роль принадлежит субъективному компоненту, который определяет степень актив-
ности этой личности в отношении воздействий внешней среды. Так, ребенок с развитой познавательной сферой, устойчивыми мотивами, позитивными личностными качествами и хорошим здоровьем, совсем иначе будет реагировать на воздействия внешнего окружения, чем ребенок, чья психологическая готовность к профессиональному самоопределению не достаточно сформировалась.
На основании вышеизложенного можно сказать, что основные направления формирования и активизации профессионального самоопределения соответствуют структуре социальной ситуации развития профессионально самоопределяющейся личности и оптимизация социальной ситуации развития самоопределяющейся личности (в первую очередь ее субъективного компонента) будет способствовать успешности процесса профессионального самоопределения.
Если на предыдущих этапах развития образования психологическое сопровождение профессионального самоопределения школьника нередко ограничивалось лишь профориентацией, то в настоящее время, в условиях социокультурной модернизации образования существуют реальные возможности для оптимального развития всех психологических компонентов социальной ситуации развития старшеклассника (объективных и субъективных) как основной детерминанты успешности его профессионального самоопределения. Это подтверждено позитивным опытом наших исследований формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению детей Республики Марий Эл, находящихся в особой социальной ситуации развития - воспитанников домов-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; учащихся специализированной школы для детей с девиантным поведением и учащихся образовательных учреждений для одаренных детей (Арон, 2011, 2013, 2010).
В структуре социальной ситуации развития профессионально самоопределяющейся личности главенствующая роль принадлежит субъективному компоненту, который определяет степень активности этой личности в отношении воздействий внешней среды
Литература:
Арон И.С. Личностное развитие и профессиональное самоопределение одаренного ребенка в этнокультурном образовательном пространстве школы: учеб. пособие / И.С. Арон. - Йошкар-Ола : Марийский институт образования, 2011. - 136 с.
Арон И.С. Профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением в особой социальной ситуации развития / И.С. Арон // Психология обучения. - 2013. - №10. - С. 121-129.
Арон И.С. Формирование психологической готовности к профессиональному самоопределению в детском возрасте : монография / И.С. Арон. - Йошкар-Ола : Марийский институт образования, 2010. - 356 с.
Асмолов А.Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А.Г. Асмолов, И.А. Володарская, Н.Г. Салмина, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова // Вопросы психологии. - 2007. - №4. - С. 16-23.
Асмолов А.Г. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, С.В. Молчанов, Н.Г. Салмина // Национальный психологический журнал. - 2011. - №1(5). - С. 104-110.
Божович Л.И. О культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности / Л.И. Божович // Вопросы психологии. - 1988. - № 5. - С. 108-117.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности : избранные труды / Л.И. Божович ; под ред. Д.И. Фельдштейна. - Москва : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 352 с.
Божович Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка // Психология личности : тексты / Л.И. Божович ; под Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - Москва : Изд-во Моск. Ун-та, 1982. - С. 166-171.
Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: Личностный аспект : дис. ... докт. психол. наук. - Москва, 1995. - 411 с. : ил. Выготский Л.С. Детская психология // Л.С. Выготский Собр. соч. В 6 т. Т. 4. - Москва : Педагогика, 1984. - 432 с.
Глозман Ж.М. III Международная конференция памяти Л.С. Выготского в Португалии / Ж.М. Глозман, А.И. Подольский, А.Н. Кричивец, А.Н. Веракса, Н.Л. Карпова, С.М. Конина // Национальный психологический журнал. - 2014. - № 1(13). - С. 34-36.
Карабанова О.А. Понятие «социальная ситуация развития» в современной психологии / О.А. Карабанова // Методология и история психологии. - 2007. - Т. 2. - Вып. 4. - С.40-56.
Карабанова О.А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции : дис. ... докт. психол. наук. - Москва, 2002. - 379 с. : ил.
Климов Е.А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов. - Москва : МГУ, 1988. - 199 с.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Москва : Академия, 2004. - 304 с.
Основы профориентологии: учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / С.И. Вершинин, М.С. Савина, Л.Ш. Махмудов, М.В. Борисова. -Москва : Академия, 2009. - 176 с.
ISSN 2079-6617 _ _ Национальный
© Lomonosov Moscow State Шггега^ 2013 Lî J National psychological journal
http://www.psy.msu.ru/science/npj/
Пряжников Н.С. Итоги семинара «Комплексная система сопровождения профессионального самоопределения учащихся в младшем подростковом возрасте», Москва, 10 февраля 2010 года. - Электронный ресурс. - Режим доступа : http://metodkabi.net.ru/ - (дата обращения: 16.06.2012).
Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - Москва : Академия, 2007. - 480 с. Пряжникова Е.Ю. Профориентация / Е.Ю. Пряжникова, Н.С.Пряжников. - Москва : Академия, 2010. - 496 с.
Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека : введение в психологию субъективности : учеб. пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - Москва : Школа Пресс, 1995. - 384 с.
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011г. №61) - Электронный ресурс. - Режим доступа : http://www.fcpro.ru/program-text
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. №413). - Электронный ресурс. - Режим доступа : http://base.garant.ru/70188902/ - (дата обращения: 10.11.2013).
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Электронный ресурс. - Режим доступа : https://portal.volgatech.net - (дата обращения: 10.11.2013).
Фельдштейн Д.И. Детство как социально- психологический феномен и особое состояние развития / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 1998. - №1. - С. 3-19.
Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности / Д.И. Фельдштейн. -Москва : МПСИ : Флинта, 1999. - 672 с.
Чистякова С.Н. Межшкольный учебный комбинат: педагогическая поддержка подростков с девиантным поведением / С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев // Коррекционно-развивающее образование. - 2008. - №2. - С. 33-43.
Шувалов А.В. Методологические аспекты психологического человекознания / А.В. Шувалов // Национальный психологический журнал. -2014. - № 3(15). - С. 16-26.
Alves P.F. Vygotsky and Piaget: Scientific concepts // Psychology in Russia: State of the Art. - 2014. - 7(3). - 24-34. DOI: 10.11621/pir.2014.0303
Asmolov A.G. Strategy and methodology for the sociocultural reform of education // Psychology in Russia: State of the Art. - 2013. - 6(1). - 3-20. DOI: 10.11621/pir.2013.0101
Karabanova O.A. Social Situation of Child's Development - the Key Concept in Modern Developmental Psychology // Psychology in Russia: State of the Art. - 2010. - 3. - 130-153. DOI: 10.11621/pir.2010.0005
References:
1. Aron, I.S. (2011) Lichnostnoe razvitie i professional'noe samoopredelenie odarennogo rebenka v etnokul'turnom obrazovatel'nom prostranstve shkoly: uchebnoe posobie [Personal development and career determination of a gifted child in the ethno-cultural educational environment of the school: manual]. Yoshkar-Ola, Mariyskiy institut obrazovaniya, 136.
Aron, I.S. (2013) Professional'noe samoopredelenie podrostkov s deviantnym povedeniem v osoboy social'noy situatsii razvitiya [Career determination of adolescents with deviant behaviour in a particular social situation of development]. Psikhologiya obucheniya [Educational Psychology]. 10, 121-129. Aron, I.S. (2010) Formirovanie psikhologicheskoy gotovnosti k professional'nomu samoopredeleniyu v detskom vozraste: monografiya [Shaping psychological readiness to career determination in childhood: monograph]. Yoshkar-Ola, Mariyskiy institut obrazovaniya, 356. Asmolov, A.G. (2007) Kul'turno-istoricheskaya sistemno-deyatel'nostnaya paradigma proektirovaniya standartov shkol'nogo obrazovaniya [Cultural-historical systemic activity paradigm for designing school education standards]. Asmolov, A.G., Volodarskaya, I.A., Salmin, N.G., Burmenskaya, & G.V., ? Karabanova, O.A. Voprosy psikhologii [Issues of psychology]. 4, 16-23.
Asmolov, A.G. (2011) Proektirovanie universal'nykh uchebnykh deystviy v starshey shkole [Designing universal educational activity in high school]. Asmolov, A.G., Burmenskaya, G.V., Volodarskaya, I.A., Karabanova, O.A., Molchanov, S.V., & Salmin, N.G. Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal [National psychological journal]. 1 (5), 104-110.
Asmolov, A.G. (2013) Strategy and methodology for the sociocultural reform of education. Psychology in Russia: State of the Art. 6(1), 3-20. DOI: 10.11621/pir.2013.0101
Alves, P.F. (2014) Vygotsky and Piaget: Scientific concepts. Psychology in Russia: State of the Art. 7(3), 24-34. DOI: 10.11621/pir.2014.0303
Bozovich, L.I. (1988) O kul'turno-istoricheskoy konceptsii L.S. Vygotskogo i eyo znachenii dlya sovremennykh issledovaniy psikhologii lichnosti [On the cultural-historical theory of L.S. Vygotsky and its significance for modern studies of personality psychology]. Voprosy psikhologii [Issues of psychology]. 5, 108-117.
Bozovich, L.I. (2001) Problemy formirovanija lichnosti: izbrannye trudy [Problems of identity formation: selected works]. Ed. Feldstein, D.I. Moscow, SAG, Voronezh MODEK, 352.
Bozovich, L.I. (1982) Sotsial'naya situatsiya i dvizhushhie sily razvitiya rebenka [The social situation and driving forces of the child]. Psikhologiya lichnosti: teksty [Personality psychology: texts]. Gippenreiter, Yu.B., & Puzyrey, A.A. (Eds.) Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 166-171.
Borisova, E.M. (1995) Professional'noe samoopredelenie: Lichnostnyy aspekt: dissertatsiya doktora psikhologicheskikh nauk [Career determination: personal aspect: Doctor in Psychology, Thesis]. Moscow, 411.
Chistyakov, S.N. (2008) Mezhzhshkol'nyy uchebnyy kombinat: pedagogicheskaya podderzhka podrostkov s deviantnym povedeniem [Interschool educational combine: pedagogical support of teenagers with deviant behaviour]. Chistyakov, S.N., & Rodichev, N.F. Korrektsionno-razvivayushchee obrazovanie [Remedial developmental education]. 2, 33-43.
Federal'naya tselevaya programma razvitiya obrazovaniya na 2011-2015 gody (utverzhdena Postanovleniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 7 fevralya 2011g. №61) [The Federal Target Programme for the Development of Education for 2011-2015 (approved by the Government Statement of the Russian Federation on February 7, 2011. №61)]. - Electronic resource. - Mode of access: http://www.fcpro.ru/program-text
Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya (utverzhden Prikazom Ministerstva obrazovaniya i
nauki RF ot 17 maya 2012g. №413) [Federal State Educational Standard of secondary (complete) general education (approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated May 17, 2012. №413)]. - Electronic resource. - Mode of access: http://base.garant.ru/70188902/ -(date accessed: 11/10/2013).
Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273- FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoj Federatsii" [The Federal Law of 29 December 2012 № 273- FZ «On Education in the Russian Federation»]. - Electronic resource. - Mode of access: https://portal.volgatech.net - (date accessed: 10/11/2013). Feldstein, D.I. (1998) Detstvo kak sotsial'no-psikhologicheskiy fenomen i osoboe sostoyanie razvitiya [Childhood as a social and psychological phenomenon and a special state of development]. Voprosy psikhologii [Issues of psychology]. 1, 3-19.
Feldstein, D.I. (1999) Pskihologiya vzrosleniya: strukturno-soderzhatel'nye kharakteristiki protsessa razvitiya lichnosti [Psychology of adulthood: structural and substantive characteristics of the process of personal development]. Moscow, MPSI, Flinta, 672.
Glozman, Yu.M. (2014) III Mezhdunarodnaya konferentsiya pamyati L.S. Vygotskogo v Portugalii [3d International Conference in Portugal in memory of L.S. Vygotsky]. Glozman, Yu.M., Podolsky, A.I., Krichivets, A.N., Veraksa, A.N., Karpov, N.L., Konina, S.M. Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal [National psychological journal]. 1 (13), 34-36.
Karabanova, O.A. (2007) Ponjatie «social'naja situacija razvitija» v sovremennoj psihologii [The concept of «social situation of development» in modern psychology]. Metodologija i istorija psihologii [Methodology and History of Psychology]. Vol. 2, Series 4, 40-56.
Karabanova, O.A. (2002) Sotsial'naja situatsiya razvitiya rebenka: struktura, dinamika, printsipy korrektsii: dissertatsiya doktora psikhologicheskikh nauk [The social situation of the child's development: the structure, dynamics, principles of correction: Doctor in Psychology, thesis]. Moscow, 379.
Karabanova, O.A. (2010) Social Situation of Child's Development - the Key Concept in Modern Developmental Psychology. Psychology in Russia: State of the Art. 3, 130-153. DOI: 10.11621/pir.2010.0005
Klimov, E.A. (1988) Vvedenie v psikhologiyu truda [Introduction to Psychology of Labor]. Moscow, MGU, 199.
Klimov, E.A. (2004) Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of career determination]. Moscow, Akademiya, 304.
(Eds.) Vershinin, S.I., Savina, M.S., Makhmudov, L.S., & Borisov, M.V. (2009) Osnovy proforientologii: uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh
uchebnykh zavedeniy [Fundamentals proforientologii: manual]. Moscow, Akademiya, 176.
Pryazhnikov, N.S. (2010) Itogi seminara "Kompleksnaya sistema soprovozhdeniya professional'nogo samoopredeleniya uchashchihsya v mladshem podrostkovom vozraste", Moskva, 10 fevralya 2010 goda [Results of the workshop «Complex system of professional self-support students in early adolescence», Moscow, February 10, 2010]. - Electronic resource. - Mode of access: http://metodkabi.net.ru/ - (date accessed: 16.06.2012).
Pryazhnikov, N.S. (2007) Psikhologiya truda i chelovecheskogo dostoinstva [Psychology of work and human dignity]. Pryazhnikov, N.S., & Pryazhnikova, E.Yu. Moscow, Akademiya, 480.
Pryazhnikova, E.Yu. (2010) [Vocational guidance] Pryazhnikova, E.Yu., Pryazhnikov, N.S. Moscow, Akademiya, 496. Shuvalov, A.V. (2014) [Methodological aspects of psychological anthropology]. [National psychological journal]. 3 (15), 16-26. Vygotsky, L.S. (1984) Detskaya psikhologiya [Child psychology]. Collected works in 6 vol. Vol. 4. Moscow, Pedagogika, 432.
Slobodchikov, V.I. (1995) Osnovy psikhologicheskoy antropologii. Psikhologiya cheloveka: vvedenie v psikhologiyu sub'ektivnosti: uchebnoe posobie dlya vuzov [Fundamentals of psychological anthropology. Human psychology: ntroduction to the psychology of subjectivity, manual for schools]. Slobodchikov, V.I., & Isaev, E.I. Moscow, Shkola Press, 384.