Оригинальная статья / Original Article
УДК: 159.923.2, 159.922.6, 177 doi: 10.11621/npj.2017.0311
Восприятие моральной атмосферы школы как фактор формирования образа референтного сверстника в подростковом возрасте
О.А.Карабанова, Т.Ю. Садовникова
МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия
Поступила: 28 июня 2017/ Принята к публикации: 6 июля 2017
Perception of the school moral atmosphere in the image of the adolescent reference peer
Olga A. Karabanova. Tatiana Yu. Sadovnikova*
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia * E-mail: tatsadov@yandex.ru
Received: June 28, 2017 / Accepted for publication: July 6, 2017
■pi работе обсуждается роль моральной атмосферы (Л. Кольберг) школы (МА школы) как условия формирования образа референтного сверстника у подростков В с позиций концепции ориентировочной деятельности П.Я. Гальперина. В рамках возрастно-психологического подхода (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) моральная атмосфера школы рассматривается в качестве компонента социальной ситуации развития (ССР) в подростковом возрасте. Рассматривается конструкт «образ референтного сверстника» (ОРС) подростка. Выявлены значимые качества ОРС как Я-идеального современных подростков на основе предложенной авторами типологии качеств личности (умения, коммуникативные, деятельностные, моральные, внешние качества), отражающие важность самопрезентации подростков и их направленность на установление межличностных отношений и достижение высокого внутригруппового статуса. Отмечены сходство и различия ОРС подростков и их представлений об образе ОРС у сверстников, а также возрастные и гендерные особенности образа ОРС и ОРС «глазами сверстников». Обсуждаются результаты эмпирического изучения паттернов восприятия МА школы современными российскими подростками. Представлены различия структуры ОРС подростков с различным восприятием МА школы. Показано, что для подростков с восприятием МА школы как демократической наиболее важными являются коммуникативные и деятельностные качества личности при значимости моральных качеств. Подростки с восприятием МА школы как авторитарной или амбивалентной выше всего оценивают значение внешних качеств и умений и менее всего моральных качеств. Доказана ориентирующая роль МА школы как системы правил, норм и ценностей школьного сообщества для формирования образа ОРС современного подростка в контексте модели уровней ориентировочной деятельности А.И. Подольского.
Ключевые слова: подростковый возраст, образ референтного сверстника, социальная ситуация развития, моральная атмосфера школы, нравственно-ценностные ориентации подростков.
■Ир) he role of moral atmosphere(MA) (L.Kolberg) at school In the process of shaping the Image of the reference peer In adolescents from the standpoint of the orienting T activity theory ofP.Ya.Galperin is discussed. In the context of the developmental psychology approach (L.S. Vygotsky, D.B.El'konin) the moral atmosphere of the school is viewed as a component of the social situation of development (SSR) in adolescence. The construct «the image of the reference peer» (ORF) is considered. The significant personality traits of the ORF as the I-ideal for modern adolescents are revealed on the basis of the typology of personality traits proposed by the authors (skills, communicative, activity, moral, external characteristics), which reflect the importance of self-presentation of adolescents and their focusing on the interpersonal relationships to achieve high intra-group status. The similarities and differences in the ORS of adolescents and their perceptions of the ORS pattern in peers are revealed. The age and gender characteristics of the ORS and ORS image «in peer-eyed» are revealed. The results of empirical study of the perception patterns of school MA by contemporary Russian adolescents are discussed. Differences in the structure of the ORS of adolescents with different perceptions of the school MA were revealed. It is shown that for teenagers with the perception of the MA of the school as democratic, the most important are the communicative and activity personality traits with the significance of moral traits. Adolescents with the perception of the MA school as authoritarian or ambivalent above all appreciate the value of external characteristics and skills and least of all moral traits. The orienting role of the school MA as a system of rules, norms and values of the school community for the formation of the ORS image of a modern teenager in the context of the level model of the orienting activity (A.I. Podolsky) is proved.
Keywords: adolescence, image of the reference peer, social situation of development, moral atmosphere at school, moralvalue orientations of adolescents, patterns of moral atmosphere perception at school.
92
Для ¡цитирования: Карабанова О.А., Садовникова Т.Ю. Восприятие моральной атмосферы школы как фактор формирования образа референтного сверстника в подростковом возрасте // Национальный психологический журнал. - 2017. - №3(27). - С. 92-102. doi: 10.11621/npj.2017.0311
парадигме постнеклассическои психологии человек рассматривается как открытая система, способная к саморазвитию на основе самоопределения и саморегуляции, как развивающаяся личность в развивающемся мире (Асмолов и др., 2014; Ас-молов, 2015; Zinchenko, РетЛко, 2013; ^етог^оу et а1 ., 2016) .
и получают дальнейшее развитие (Асмолов, 2015; Аянян и др. 2016; Карабанова, 2007, 2011, 2013; Марцинковская, 2012; Марцинковская, Чумичева, 2015; Поливанова, 2011, 2016; Нечаев, Подольский, Идобаева, 2015) .
Мы полагаем, что идеи П.Я. Гальперина об ориентировочной деятельности и образе, выполняющем функцию ориен-
Мы полагаем, что идеи П.Я. Гальперина об ориентировочной деятельности и образе, выполняющем функцию ориентировки (ориентирующем образе), позволят выявить закономерности развития Я-концепции подростка как центрального компонента его самосознания
Значение подросткового и юношеского возраста как переходного между «детством и взрослостью» для становления Я-концепции и идентичности личности в качестве условия самоопределения и перехода к саморазвитию является общепризнанной (Л. С . Выготский, Э . Эриксон, ЛИ . Божович, Д . Б . Эльконин, Д . Марсиа, М .Р. Гинзбург, И .С . Кон). Противоречия развития, свойственные подростковому и юношескому возрасту, значительно усилились в современной социальной ситуации развития Понятия, предложенные в классических работах культур-но-деятельностного подхода такие, как «социальная ситуация развития», «переживание», «идеальная форма», «ведущая деятельность подросткового возраста» и др обогащаются новым содержанием
тировки (ориентирующем образе), позволят выявить закономерности развития Я-концепции подростка как центрального компонента его самосознания Исходным пунктом нашей работы стало положение о принципиальной возможности реализации основных положений концепции П Я Гальперина применительно к исследованию личностного развития подростка (Подольский, 2012), а именно, развития самосознания в контексте нравственно-ценностного образа мира. Не только объектная, но и субъектная ориентировка, направленная на уточнение целей, стратегии действий, выбор конкретных способов и путей достижения целей, определяет результат действия (Гальперин, 1995, 2002) В работах А И Подольского была предложена модель иерархической струк-
Ольга Александровна Карабанова -
член-корреспондент РАО, доктор психололгических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: okarabanova@mail.ru
Татьяна Юрьевна Cадовникова -
кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: tatsadov@yandex.ru
туры ориентировки, выделены три уровня ориентировки: исполнительский, целевой и смысловой (Podo1skiy 2003) ■ Уровне-вая модель позволяет определить нравственно-ценностную ориентацию подростка (уровень смысловой ориентировки) в процессе самоопределения как ключевую в формировании Я-идеала, задающего вектор саморазвития (целевой уровень)
В культурно-исторической психологии Я-идеал рассматривается как основа саморазвития и самоуправления подростка (Божович, 2008; Кон, 1979; Эльконин, 1989; Цукерман, Мастеров, 1995; Поливанова, 2000; Поскребышева, Карабанова, 2015; Молчанов, 2016). Особая роль общения со сверстниками в процессе саморазвития подростка подчеркивается в работах многих исследователей (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л И . Божович, К.Н. Поливанова, А.Л. Вен-гер, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, В.И. Слободчиков, И.С . Кон, Г.А. Цукер-ман, А Фрейд, Э Эриксон, Р Селман, Дж. Харрис) . Сверстник, выступая в качестве носителя «идеальной формы» (Д .Б . Эльконин), «эталона», воплощающего значимые для подростка психологические свойства и способности, становится референтным для самоопределения и постановки целей саморазвития, выполняет «ориентирующую» функцию в самопознании и оценивании Я, конструировании Я-концепции подростка Сравнение с референтным сверстником является одним из механизмов формирования личности Что же представляет собой психологический портрет референтного сверстника для современного подростка и каковы условия формирования образа референтного сверстника? Исходя из того, что значимость личностных характеристик сверстника будет связана с системой нравственно-ценностных ориен-таций, мы предположили, что моральная атмосфера школы как ведущего социального института (Л Кольберг) станет для подростков одним из ведущих факторов, определяющих референтность сверстников
Моральная атмосфера школы влияет на формирование ценностных ориента-ций подростков (Вг^тап et а1., 2003, Са-довникова, 2005; Карабанова, Садовнико-ва, 2011; КагаЬапоуа, Sadovnikova, 2014) . Восприятие моральной атмосферы (МА)
Для цитирования: Карабанова О.А., Садовникова Т.Ю. Восприятие моральной атмосферы школы как фактор формирования образа референтного сверстника в подростковом возрасте // Национальный психологический журнал. - 2017. - №3(27). - С. 92-102. doi: 10.11621/npj.2017.0311
ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2017 © Russian Psychological Society, 2017
http://npsyj.ru
школы выступает как процесс активной ориентировки подростка в совокупности реально действующих норм и правил школьной жизни и может рассматриваться в качестве существенного компонента социальной ситуации развития (ССР), отражающей отношения в школьном контексте
Понятие «моральная атмосфера» может быть определено с опорой на понятие «моральная культура». Моральная культура школы/класса представляет собой систему моральных ценностей, превалирующих в данной группе (коллективе) подростков, и соответствующую ей систему моральных норм, регулирующих межличностные отношения (Карабанова, Садовникова, 2011) . Моральная культура школы отражает принятые в обществе нормы поведения и ценности, однако в каждом конкретном коллективе/сообществе она характеризуется своими специфическими особенностями и складывается в процессе общения и взаимодействия подростков в конкретном классном/школьном коллективе . Например, в том, какие именно моральные нормы будут приняты, большую роль играют моральные представления лидеров данной группы
Определенная моральная культура может быть в некоторой степени «навязана» членам группы ее лидером Сложившаяся и реально действующая система отношений между подростками, выполнение или нарушение ими принятых моральных норм и правил и составляет МА школы. Таким образом, моральная культура - это принятая в сообществе система моральных ценностей, норм и правил, а моральная атмосфера - это отношение членов сообщества к этой системе, выполнение ими ее нормативных требований, характер межличностных и ролевых отношений в группе Например, моральная культура класса включает требование выполнения норм взаимопомощи . Однако в одном классе нормы взаимопомощи выполняются подростками, исходя из их моральных убеждений, уважения и доброжелательности к товарищу, а в другом - по принуждению (из страха быть отвергнутым товарищами, под давлением авторитета учителя, из желания получить выгоду по принципу «ты - мне, я - тебе» и т.п .) . Очевидно, что моральная
атмосфера в этих двух классах будет разной и ее влияние на нравственное развитие подростков будет коренным образом отличаться (Карабанова, Садовникова, 2011).
Моральную атмосферу школы/класса характеризуют:
- содержание моральных норм, принятых в данной группе и реально регулирующих отношения между ее членами;
- степень эмоциональной идентификации подростка с данной группой, т е его отношение к сообществу;
- когнитивная оценка школы как социального института, определяющая для подростка значимость школы, - переживание своего единства и включенности в жизнь школы и класса
- степень, в какой ученики класса разделяют принятые нормы и считают необходимым для себя их выполнение;
- мотивы и интересы, которыми руководствуются подростки при выполнении (или нарушении) принятых в классе/школе норм . Восприятие МА школы оказывает существенное влияние на формирование морального сознания и нравственных убеждений в подростковом возрасте Восприятие подростками моральной атмосферы характеризуется адекватностью/неадекватностью представлений подростка о моральных нормах, регулирующих отношения в школьном сообществе (степенью соответствия объективной картине моральных отношений в классе), их осознанностью/неосознанностью и мерой обобщения
Мы предполагаем, что формирующийся в подростковом возрасте образ Я-идеал «корректируется» подростком с учетом «призмы» реальных взаимоот-
ношений со сверстниками в школьном классе, школьном сообществе и восприятием МА школы и проецируется в «образ референтного сверстника» (ОРС), личностные качества которого оцениваются
подростком как значимые в современном мире Морально-ценностные ориентации подростка обуславливают выбор и значимость личностных качеств, составляющих структуру образа референтного сверстника
Характеристика исследования
Целью нашего исследования стало изучение «образа референтного сверстника» российских подростков и факторов, обуславливающих его характеристики
Гипотеза исследования
Особенности восприятия МА школы подростком найдут отражение в особенностях образа референтного сверстника, воплощающего в себе представление подростков о социально значимых качествах личности
Задачи исследования:
1) изучение возрастных и гендерных особенностей образа референтного сверстника у подростков;
2) выявление связи восприятия подростками МА школы с характеристиками образа референтного сверстника Исследование было начато в рамках совместного российско-нидерландского проекта «Исследование социально-морального развития подростков» (MAMOS), поддержанного Нидерландским фондом содействия развитию выс-
Мы предполагаем, что формирующийся в подростковом возрасте образ Я-идеал «корректируется» подростком с учетом «призмы» реальных взаимоотношений со сверстниками в школьном классе, школьном сообществе и восприятием МА школы и проецируется в «образ референтного сверстника» (ОРС), личностные качества которого оцениваются подростком как значимые в современном мире
Для цитирования: Карабанова О.А., Садовникова Т.Ю. Восприятие моральной атмосферы школы как фактор формирования образа референтного сверстника в подростковом возрасте // Национальный психологический журнал. - 2017. - №3(27). - С. 92-102. doi: 10.11621/npj.2017.0311
Восприятие моральной атмосферы (МА) школы выступает как процесс активной ориентировки подростка в совокупности реально действующих норм и правил школьной жизни и может рассматриваться в качестве существенного компонента социальной ситуации развития (ССР), отражающей отношения в школьном контексте
94
Табл. 1. Наиболее важные качества «ОРС»
Ранг Название качества Шкала Средний балл Стд. откл.
1 Уверенность Внешние 4,42 0,85
2 Чувство юмора Внешние 4,39 0,86
3 Жизнерадостность/оптимизм Деятельностные 4,36 0,83
4 Надежность Коммуникативные 4,35 0,83
5 Умение вести разговор Умения 4,28 0,88
От 5 баллов - «самое важное качество», до 1 балла - «наименее важное качество». Table 1. The most important ORF
Rank Property Scale Mean Value STD
1 Confidence Outer 4.42 0.85
2 Sense of Humour Outer 4.39 0.86
3 Cheerfulness / optimism Activity 4.36 0.83
4 Reliability Communication 4.35 0.83
5 Ability to Talk Skills 4.28 0.88
From 5 points - "the most important property"; to 1 point - "the least important property"
Табл. 2. Наименее важные качества «ОРС»
Ранг Название качества Шкала Средний балл Стд. откл.
30 Законопослушность Моральные 3,67 1,17
31 Умение подстраиваться Умения 3,60 1,20
32 Строгость убеждений Моральные 3,54 1,02
33 Принципиальность Моральные 3,47 1,03
34 Последовательность Деятельностные 3,43 1,00
От 5 баллов - «самое важное качество», до 1 балла - «наименее важное качество». Table 2. Theleast important ORF
Rank Property Scale Mean Value STD
30 Law Obedience Moral 3.67 1.17
31 Ability to Adapt Skills 3.60 1.20
32 Strict Beliefs Moral 3.54 1.02
33 Strong Principles Moral 3.47 1.03
34 Consistency Activity 3.43 1.00
From 5 points - "the most important property"; to 1 point - "the least important property"
шего образования NOW (1999-2001, руководители проекта проф . А.И. Подольский и д-р Д. Брюгман), и в дальнейшем продолжено авторами статьи (Karabanova, Sadovnikova, 2014; Садовни-кова, 2016).
Выборка
В эксперименте приняли участие 457 учащихся старших классов московских и подмосковных школ в возрасте от 13,0 до 17,0 лет. Мы выделили две возрастные группы: 13-14 лет - младшие подростки (всего 323 чел .) и 15-17 лет - старшие подростки (всего 134 чел .).
Методики
В работе была реализована констатирующая стратегия, методы эксперимента и сравнительного возрастно-психоло-гического анализа Были использованы психосемантический метод (Артемьева,
1980; Петренко, 1988), реализованный авторской методикой структурированной самооценки «Качества», и адаптированная на российской выборке методика исследования моральной атмосферы школы SMAQ (Host et al ., 1998) . Статистический анализ результатов проводился с помощью пакета программ SPSS 18 . 0 for Windows .
Авторская методика структурированной самооценки включает пять шкал, которые отражают пять групп личностных качеств: «внешние качества», «умения», «деятельностные», «коммуникативные» и «моральные» качества Список из 34 качеств личности предъявлялся подросткам дважды Сначала испытуемые оценивали «степень важности качества личности старшеклассника», используя шкалу от 1 балла («наименее важное качество») до 5 баллов («самое важное качество») При втором предъявлении надо
было оценить, как ответили на вопрос о важности качества одноклассники .
Субтест «Вопросы о Вас и о Вашей школе» «Опросника моральной атмосферы школы» - SMAQ - School Moral Atmosphere Questionnaire (Host et al ., 1998; Brugman et al., 2000), содержит 57 утверждений. Респондентам предлагается выразить степень согласия с предложенными утверждениями по 5-балльной шкале Лайкерта. Понятие МА школы операционализиро-вано в виде трех шкал: «Оценка школы», «Школа как сообщество» и «Демократия» . Каждая из шкал выявляет, при этом имплицитно предполагает и измеряет стадиальное изменение восприятия МА школы, корреспондирующее со стадиями морального развития личности, по Л Кольбергу, задающими его нормативную логику
Основные результаты
На первом этапе исследования было изучено содержание «образа референтного сверстника» (ОРС) для подростков
Результаты опроса подростков представлены в табл 1 и 2 Наиболее значимыми подросткам представляются такие качества, как уверенность (средний ранг 4,42), чувство юмора (4,39) Ранговые места с 3-го по 5-е получили жизнерадостность, оптимизм (4,36), надежность (4,35), умение вести разговор (4,28). Выявлены различия в оценке подростками значимости качеств современного сверстника Уверенность является более важным, по мнению подростков, качеством, по сравнению с жизнерадостностью, оптимизмом (критерий Вилкоксо-на, р=0 . 001) и надежностью (р=0.020).
Наименее важными оказались моральные качества: законопослушность (3,67), принципиальность (3,47), строгость убеждений (3,54), а также последовательность (3,43) и умение «подстраиваться» (3,60) (см табл 2)
Обследованные нами подростки при оценке значимости моральных качеств дают более низкие оценки, что свидетельствует об их меньшей ориентации на моральные нормы. Значимых различий в степени важности качеств для рангов не выявлено
Нас интересовало, каково соотношение образа референтного сверстника
Дляцитирования: Карабанова О.А., Садовникова Т.Ю. Восприятие моральной атмосферы школы как фактор формирования образа референтного сверстника в подростковом возрасте // Национальный психологический журнал. - 2017. - №3(27). - С. 92-102. doi: 10.11621/npj.2017.0311
ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2017 © Russian Psychological Society, 2017
http://npsyj.ru
у подростков и их представления о том, какие качества для современного подростка важны, по их мнению, для сверстников. Другими словами, каково соотношение ОРС и образа «Я-идеальное» «глазами сверстников»? Прежде всего, рассмотрим, какие качества, по мнению респондентов, значимы для их сверстников (см . табл . 3 и 4).
В подростковом сообществе привлекательный/референтный сверстник, как считают респонденты, обладает чувством юмора, уверенностью, умеет развлекаться и вести разговор, жизнерадост-ностен и оптимистичен Отметим, что подростки приписывают сверстникам значимость «умения развлекаться», а для себя в качестве значимого качества выбирают «надежность»
Наименее важными в подростковом сообществе, по мнению старшеклассников, являются моральные качества (принципиальность, строгость убеждений, законопослушность) и деятель-ностные качества (последовательность, дисциплинированность)
Мы рассматриваем ориентировку подростков в выделении социально желательных качеств личности подростка как механизм формирования самосознания Расхождение ОРС подростков и ОРС «глазами сверстников» в представлении подростков выступает ориентиром для постановки целей самовоспитания и саморазвития, развития идентичности, Я-концепции подростка и самооценки
Сравнительный анализ характеристик ОРС подростков и ОРС «глазами сверстников» обнаружил значимые различия Подростки, в среднем, выше оценивают значимость всех качеств, чем, по их мнению, эти качества оценивают их сверстники . Уровень значимости различий отражен в таблице 5.
В таблице 6 представлены результаты сравнительного анализа ОРС и ОРС «глазами сверстников» для групп качеств личности: «внешние», «умения», «дея-тельностные», «коммуникативные», «моральные»
Сходство выражается в максимальном ранге «внешних» качеств, и минимальных рангах «деятельностных» и «моральных» качеств (четвертый и пятый ранги, соответственно) . Наиболее зна-
Табл. 3. Наиболее значимые качества ОРС «глазами сверстников»
Ранг Название качества шкала Средний балл Стд. откл.
1 Чувство юмора Внешние 4,33 0,88
1 Умение развлекаться Умения 4,31 0,92
2 Жизнерадостность, оптимизм Деятельностные 4,24 0,87
3 Умение вести разговор Умения 4,15 0,94
4 Уверенность Внешние 4,10 0,95
От 5 баллов - «самое важное качество», до 1 балла - «наименее важное качество». Ранги соответствуют значимости различий (критерий Вилкоксона, р<0.05).
Table 3. The most important ORF viewed by peers
Rank Property Scale Mean Value STD
1 Sense of Humour Outer 4.33 0.88
1 Ability to Entertain Skills 4.31 0.92
2 Cheerfulness / Optimism Activity 4.24 0.87
3 Ability to Talk Skills 4.15 0.94
4 Confidence Outer 4.10 0.95
From 5 points - "the most important property"; to 1 point - "the least important property". The ranks correspond to Wilcoxon Test. p <0.05
Табл. 4. Наименее значимые качества ОРС «глазами сверстников»
Ранг Название качества шкала Средний балл Стд. откл.
30 Принципиальность Моральные 3,49 1,74
30 Строгость убеждений Моральные 3,44 1,01
30 Законопослушность Моральные 3,41 1,15
30 Дисциплинированность Деятельностные 3,34 1,09
31 Последовательность Деятельностные 3,27 1,05
От 5 баллов - «самое важное качество», до 1 балла - «наименее важное качество». Ранги соответствуют значимости различий (критерий Вилкоксона, р<0.02).
Table 4. TheleastimportantORF viewed by peers
Rank Property Scale Mean Value STD
30 Strong Principles Moral 3.49 1.74
30 Strict Beliefs Moral 3.44 1.01
30 Law Obedience Moral 3.41 1.15
30 Self-Discipline Activity 3.34 1.09
31 Consistency Activity 3.27 1.05
From 5 points - "the most important property"; to 1 point - "the least important property" The ranks correspond to Wilcoxon Test. p <0.02
чимы для подростков «внешние» и «коммуникативные» качества (значимость различий р=0.000) . Наименее значимы -«моральные» качества (р<0 . 00). Значимые различия были выявлены для «умений», «деятельностных», «коммуникативных» и «моральных» качеств (р < 0.020) (табл . 6 .) Различия состоят в том, что для самих подростков «коммуникативные качества» важнее «умений», а сверстникам они приписывают большую важность «умений», по сравнению с «коммуникативными качествами»
Имели место возрастные различия в представлениях младших и старших подростков о том, какие качества личности наиболее важны в современном российском обществе . Для младших под-
ростков более значимыми, чем для старших, оказались «коммуникативные качества» (критерий Манна-Уитни, р = 0.027) и «моральные качества» (р = 0.021).
Выявились и гендерные различия в оценке значимости характеристик референтного сверстника - наиболее ценными качествами современного подростка девушки, по сравнению с юношами, считали жизнерадостность и оптимизм (р<0 .001), доверие со стороны других (р<0 .05), уверенность (р = 0.004), верность, преданность (р = 0 . 001), приветливость (р = 0.028) и уважение со стороны других (р = 0.002), а юноши - рассудительность, ум, умение поддерживать разговор Девушки считают малозначимой дисциплинированность, а юноши - за-
ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2017 © Russian Psychological Society, 2017
Для цитирования: Карабанова О.А., Садовникова Т.Ю. Восприятие моральной атмосферы школы как фактор формирования образа референтного сверстника в подростковом возрасте // Национальный психологический журнал. - 2017. - №3(27). - С. 92-102. doi: 10.11621/npj.2017.0311
Табл. 5. Различия ОРС и ОРС «глазами сверстника»
Образ ре( >ерентного сверстника Образ ре( >ерентного сверстника «глазами сверстников»
Значение среднего Стд. Откл Ранг качества Название качества Значение среднего Стд. откл. Ранг качества Название качества
4,42 0,85 1 Уверенность ** 4,33 0,88 1 Чувство юмора
4,39 0,86 4 Чувство юмора 4,31 0,92 2 Умение развлекаться
4,36 0,83 3 Жизнерадостность, оптимизм * 4,24 0,87 4 Жизнерадостность, оптимизм *
4,35 0,83 2 Надежность** 4,15 0,94 3 Умение вести (поддер-живать) разговор *
4,28 0,88 5 Умение вести (поддерживать) разговор * 4,10 0,95 5 Уверенность **
3,67 1,17 30 Законопослушность** 3,49 1,74 30 Принципиальность
3,60 1,20 31 Умение подстраиваться 3,44 1,01 31 Строгость убеждений
3,54 1,02 32 Строгость убеждений 3,41 1,15 32 Законопослушность **
3,47 1,03 33 Принципиальность 3,34 1,09 33 Дисциплинированность**
3,43 1,00 34 Последовательность * 3,27 1,05 34 Последовательность *
* Статистически значимые различия в оценке важности качеств ОРС и ОРС «глазами сверстника»(критерий Вилкоксона при p < 0,05). ** Статистически значимые различия в оценке важности качеств ОРС и ОРС «глазами сверстника» (критерий Вилкоксона при p < 0,001).
Table 5. ORFand ORF viewed by peers__
Image of the Reference Peer (ORF) Image of the Reference Peer (ORF) viewed by peers
Mean Value STD Property Rank Property Mean Value STD Property Rank Property
4.42 0.85 1 Confidence** 4.33 0.88 1 Sense of Humour
4.39 0.86 4 Sense of Humour 4.31 0.92 2 Ability to Entertain
4.36 0.83 3 Cheerfulness / optimism* 4.24 0.87 4 Cheerfulness / optimism*
4.35 0.83 2 Reliability** 4.15 0.94 3 Ability to Hold a Conversation*
4.28 0.88 5 Ability to Hold a Conversation* 4.10 0.95 5 Confidence**
3.67 1.17 30 Law Obedience** 3.49 1.74 30 Strong Principles
3.60 1.20 31 Ability to Adapt 3.44 1.01 31 Strict Beliefs
3.54 1.02 32 Strict Beliefs 3.41 1.15 32 Law Obedience**
3.47 1.03 33 Strong Principles 3.34 1.09 33 Self-Discipline**
3.43 1.00 34 Consistency* 3.27 1.05 34 Consistency*
* Statisticallysignificantdifferences in ORF distinction viewed by peers The ranks correspond to Wilcoxon Test. p <0.05 ** Statisticallysignificantdifferences in ORF distinction viewed by peers Therankscorrespondto WilcoxonTest.p < 0.001
Табл. 6. Значимость групп качеств в структуре ОРС и ОРС «глазами сверстников»
Качества Образ референтного сверстник» Образ референтного сверстника «глазами сверстников»
Ранг группы качеств Средний балл Стд. откл. Ранг группы качеств Средний балл Стд. откл.
Внешние 1 4,12 0,64 1 4,09 0,66
Умения 3 4,00* 0,58 2 3,92* 0,65
Деятельностные 4 3,98** 0,56 4 3,72** 0,65
Коммуникативные 2 4,09** 0,59 3 3,83** 0,66
Моральные 5 3,90** 0,63 5 3,67** 0,67
* Статистически значимые различия в оценке важности этих качеств в структуре Я-концепции (Критерий Вилкоксона при р < 0,05) ** Статистически значимые различия в оценке важности этих качеств в структуре Я-концепции (Критерий Вилкоксона при р < 0,001)
Table 6. The significance of property groups in the structure ofORFand ORF viewed by peers
Property Image of the Reference Peer (ORF) Image of the Reference Peer (ORF) viewed by peers
Property Rank Mean Value STD Property Rank Mean Value STD
Outer 1 4.12 0.64 1 4.09 0.66
Skills 3 4.00* 0.58 2 3.92* 0.65
Activity 4 3.98** 0.56 4 3.72** 0.65
Communication 2 4.09** 0.59 3 3.83** 0.66
Moral 5 3.90** 0.63 5 3.67** 0.67
* Statistically significant differences in evaluating the importance of properties in the structure of the self-concept (Wilcoxon's Test. p <0.05)
** Statistically significant differences in evaluating the importance of properties in the structure of the self-concept (Wilcoxon's Test. p < 0.001)
Для цитирования: Карабанова О.А., Садовникова Т.Ю. Восприятие моральной атмосферы школы как фактор формирования образа референтного сверстника в подростковом возрасте // Национальный психологический журнал. - 2017. - №3(27). - С. 92-102. doi: 10.11621/npj.2017.0311
ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2017 © Russian Psychological Society, 2017
http://npsyj.ru
конопослушность (р<0 05) Для юношей более значимыми, по сравнению с девушками, являются физическая привлекательность (р = 0.021) и строгость убеждений (р = 0 005) Для девушек коммуникативные качества оказываются значимо важнее (р = 0.006), что свидетельствует об их ориентации на общение и доверительные межличностные отношения Оценивая личностные качества, значимые для сверстников (образ референтного сверстника «глазами сверстников»), девушки считают, что для одноклассников более важны такие качества как уверенность (р = 0.024), доверие (р = 0 .013), умение развлекаться (р = 0 .013), жизнерадостность, оптимизм (р = 0 000), справедливость (р = 0.023), отзывчивость (р = 0.034) и уважение со стороны других (р = 0.005). Юноши, в отличие от девушек, приписывают группе сверстников большую значимость дисциплинированности (р = 0.036) и строгости убеждений (р = 0 000)
Задачей второго этапа нашего исследования было изучение связи психологических особенностей ОРС у подростков с характером восприятия ими моральной атмосферы школы
Были выделены три группы подростков с различными паттернами восприятия моральной атмосферы школы (Карабанова, Садовникова, 2011) (N=227 чел .) . Первую группу (34-3%) составили подростки, воспринимающие моральную атмосферу школы как демократическую, отличительными чертами которой являются высокая степень идентификации учеников со школой, заинтересованность в отношениях с соучениками и педагогами, позитивная оценка школы как возможности получить хорошее образование Для подростков второй группы (36 .7%) с восприятием моральной атмосферы школы как авторитарной, основанной на власти и доминировании, с низким уровнем демократии характерна относительно высокая оценка школы как образовательного учреждения при низкой степени идентификации себя со школой и низком уровне сотрудничества со сверстниками. Третья группа подростков с амбивалентным восприятием моральной атмосферы школьного сообщества (29,0%) отличается идентификацией со школой при отвержения самой
школы Выраженное чувство общности, позитивное восприятие отношений кооперации и сотрудничества в сообществе сочетается с признанием отношений власти и подчинения как реализации принципов демократии
Три выделенные группы с различными паттернами восприятия МА школы, примерно равные по количественному составу, различаются по гендерному В группах подростков с восприятием МА школы как демократической или авторитарной преобладают девушки (78,9% и 65,8%, соответственно). В группе с амбивалентным восприятием моральной атмосферы школы большинство составляют юноши (63,3%).
Анализ структуры ОРС подростков с различными паттернами восприятия моральной атмосферы школы выявил следующие различия (табл 7)
Подростки, воспринимающие моральную атмосферу школы как демократическую, наиболее важными считают коммуникативные и деятельностные качества личности, отдавая третье место моральным качествам Подростки с восприятием МА школы как авторитарной или амбивалентной отдают первенство внешним качествам и умениям, в то время как моральные качества оказываются для них наименее значимыми (р = 0 . 001). Значимых различий в оценке важности качеств ОРС для подростков из групп с восприятием МА школы как авторитарной и амбивалентной не выявлено У подростков с восприятием МА школы как демократической констатирована более высокая значимость мо-
ральных качеств, по сравнению с другими группами
Выявлены значимые возрастные различия ОРС у подростков из групп с различными паттернами восприятия моральной атмосферы школы В группе с восприятием МА школы как демократической младшие подростки, по сравнению со старшими, более важными считают приветливость, строгость убеждений, жизнерадостность, оптимизм, надежность (р < 0 . 05) . В группе подростков с восприятием МА школы как авторитарной, младшие подростки считают более важными физическую привлекательность, последовательность, доброту, справедливость, полезность (М-и, р < 0.04), а старшие подростки больше ценят активную позицию (р = 0.005) . В группе подростков с амбивалентным восприятием МА школы возрастных различий не выявлено
Таким образом, гипотеза о том, что различия в восприятии моральной атмосферы школы подростками находят отражение в различиях ОРС, в целом, подтвердилась Моральная атмосфера школы, составляющая значимый компонент социальной ситуации развития подростка, является условием формирования ОРС, выступающим личностно-ориентирующим образом при построении Я-Концепции подростка
Заключение
Наиболее значимыми качествами ОРС, с точки зрения современных под-
% 100
80
40
21,1
78,9
34,2
65,8
63,3
36,7
□ Юноши Males
a Девушки Females
Демократическая Democratic
Авторитарная Authoritarian
Амбивалентная Ambivalent
Модель восприятия МА школы
Perception pattern of schoolMA
Рис. 1. Тендерный состав групп подростков с различным восприятием МА школы.
Fig. 1. Gender of adolescents with different perceptions of Gender of adolescents with different
perceptions of school moral atmosphere (MA).
ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2017 © Russian Psychological Society, 2017
Для цитирования: Карабанова О.А., Садовникова Т.Ю. Восприятие моральной атмосферы школы как фактор формирования образа референтного сверстника в подростковом возрасте // Национальный психологический журнал. - 2017. - №3(27). - С. 92-102. doi: 10.11621/npj.2017.0311
60
20
0
Табл. 7. Особенности ОРС у подростков с различными паттернами восприятия МА школы
Качества Восприятие моральной атмосферы школы как Образ референтного сверстника «глазами сверстников»
Демократической Авторитарной Амбивалентной
Среднее Ранг Среднее Ранг Среднее Ранг
Внешние 4,07 амб* 4 4,13 1 4,24 д* 1
Умения 4,02 5 3,90 2 4,03 2
Деятельность 4,21ав,амб** 2 3,87 д** 4 3,90 д** 4
Коммуникативные 4,32ав**,амб* 1 3,88 д** 3 3,97 д* 3
Моральные 4,14ав,амб** 3 3,61 д** 5 3,75 д** 5
*Значимость различий p<0.05; **значимость различий p<0.001.
Table 7. ORFfeaturesinadolescentswith different perception patterns of school MA
Property Perception Pattern of School MA Образ референтного сверстника «глазами сверстников»
Democratic Authoritarian Ambivalent
Mean Rank Mean Rank Mean Rank
Outer 4.07amb* 4 4.13 1 4.24 d* 1
Skills 4.02 5 3.90 2 4.03 2
Activity 4.21auth. amb** 2 3.87 d** 4 3.90 d** 4
Communicstion 4.32auth**amb* 1 3.88 d** 3 3.97 d* 3
Moral 4.14auth. amb** 3 3.61 d** 5 3.75 d** 5
'Distinction significance p<00.05; **Distinction significance p<0.001.
ростков, являются уверенность, чувство юмора, жизнерадостность, оптимизм, надежность, умение вести разговор . Они отражают важность самопрезентации подростков и их направленность на установление межличностных отношений и достижение высокого внутригруппового статуса. Не может не вызывать тревогу то обстоятельство, что наименее важными и востребованными в современном обществе, по мнению подростков, оказались моральные качества (законопослушность, строгость убеждений, принципиальность, последовательность) .
Выявлено сходство и различия ОРС подростков и их представлений об ОРС у сверстников . Сходство заключалось в совпадении иерархии качеств - самыми важными подростки считают внешние качества, а наименее значимыми в порядке убывания - деятельностные и моральные качества. Различия состоят в том, что для самих подростков коммуникативные качества оказываются более важными, чем умения, в то время как сверстникам приписывается большая значимость конкретных умений, по сравнению с коммуникативными качествами
Выявлены возрастные особенности ОРС и ОРС, приписываемого сверстникам, отражающие роль общения в развитии Я-концепции подростка. Для
младших подростков внешние качества, умения, моральные качества представляются более важными, в отличии от старших подростков, которые отдают предпочтение коммуникативным качествам в обеспечении социальной успешности Обнаружились гендерные различия - для девушек значимо более ценными оказались коммуникативные качества (жизнерадостность, оптимизм, доверие со стороны других, уверенность, уважение со стороны других, приветливость, отзывчивость), а для юношей - физическая привлекательность и строгость убеждений Юноши приписывают группе сверстников большую значимость качеств дисциплинированности и строгости убеждений Были обнаружены существенные различия в ОРС у подростков с различными паттернами восприятия моральной атмосферы школы - демократической, авторитарной и амбивалентной. Подростки, воспринимающие моральную атмосферу школы как демократическую, считают приоритетными для человека в современном обществе коммуникативные и деятельностные качества личности, признавая значение моральных качеств Подчеркнем, что у подростков этой группы констатирована более высокая значимость моральных качеств, по сравнению с другими Подростки с восприятием МА школы как авторитарной
и амбивалентной полагают, что внешние качества и умения являются основой социальной успешности, а моральные качества ими не востребованы Существенных различий в оценке важности качеств ОРС для подростков из групп с восприятием МА школы как авторитарной и амбивалентной не выявлено . Таким образом, наши результаты подтверждают ведущую роль моральной атмосферы школы в формировании базовых ориентиров подростков в построении образа референтного сверстника как Я-иде-ального Организация школьной жизни, включая ценностно-целевые ориентиры школы как сообщества, формы и методы общения, сотрудничества, кооперации, участия подростков в школьном самоуправлении в пределах их возрастных компетенций, эмоциональная идентификация со школой формируют уникальную моральную атмосферу, выступающую существенным фактором развития самосознания подростка
Представления подростков о значимых, привлекательных качествах сверстника, становясь личностно значимыми, определяют мотивацию, поведение, отношения с окружающими людьми и вектор саморазвития Ориентирующее значение образов Я в структуре самосознания личности представляет собой важное направление исследования за-
Дляцитирования: Карабанова О.А., Садовникова Т.Ю. Восприятие моральной атмосферы школы как фактор формирования образа референтного сверстника в подростковом возрасте // Национальный психологический журнал. - 2017. - №3(27). - С. 92-102. doi: 10.11621/npj.2017.0311
ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2017 © Russian Psychological Society, 2017
http://npsyj.ru
кономерностей становления Я-концеп-ции подростка (Кон, 1979; Карабанова, 2002, 2012). Сам же образ референтного сверстника, выступающий для подростка в качестве «героя нашего времени», отражает ценностно-моральные ориента-
ции подростка, преломленные на уровне смысловой ориентировки сквозь призму восприятия моральной атмосферы школы На целевом уровне он становится ориентиром для постановки подростком задач самовоспитания и саморазвития
Результаты проведенного исследования подтверждают возможность и продуктивность применения идей П.Я. Гальперина для анализа закономерностей формирования самосознания и Я-концепции в подростковом возрасте .
Литература:
Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А.М. По ту сторону гомеостаза: историко-эволюционный подход к развитию сложных систем // Вопросы психологии. - 2014. - № 4. - С. 3-13.
Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия [Электронный ресурс] // Психологические исследования. - 2015. - 40(8). : [сайт]. URL: http://psystudy.ru
Аянян А.Н., Голубева А.Н., Марцинковская Т.Д., Полева Н.С. Специфика становления идентичности детей и подростков в ситуации транзитивности [Электронный ресурс] // Психологические исследования. - 2016. - 9(50). : [сайт]. URL: http://psystudy.ru Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб. [и др.] : Питер, 2008. - 398 с. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. - Москва, 1995.
Гальперин П.Я. Лекции по психологии / под ред. и с предисл. А.И. Подольского. - Москва, 2002.
Карабанова О.А. Социальная ситуация развития ребенка (структура, динамика, принципы коррекции) : дис. ... докт. психол. наук. - Москва, 2002. - 379 с.
Карабанова О.А. Понятие социальная ситуация развития в современной психологии // Методология и история психологии. - 2007. - № 4. - С. 40-56.
Карабанова О.А. Ориентирующий образ в структуре социальной ситуации развития ребенка: от Л.С. Выготского к П.Я.Гальперину // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2012. - № 4. - С. 11-17.
Карабанова О.А., Садовникова Т.Ю. Модели восприятия моральной атмосферы школы современными российскими подростками как компонент социальной ситуации развития // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2011. - № 2. - С. 73-85. Кон И.С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности : учеб. пособие. - Москва : Просвещение, 1979. - 175 с. Марцинковская Т.Д., Чумичева И.В. Проблема социализации подростков в современном мультикультурном пространстве [Электронный ресурс] // Психологические исследования. - 2015. - Т. 8. - № 39. : [сайт]. URL: http://psystudy.ru
Марцинковская Т.Д. Феноменология и механизмы развития: историко-генетический подход [Электронный ресурс] // Психологические исследования - 2012. - № 5(24). : [сайт]. URL: http://psystudy.ru/index. php/num/2012v5n24/700-martsinkovskaya24.html (дата обращения: 28.05.2016).
Молчанов С.В. Психология подросткового и юношеского возраста. - Москва : Юрайт, 2016. - 351 с.
Нечаев Н.Н., Подольский А.И., Идобаева О.А. Подходы к пониманию категории развития и некоторые вопросы образовательного процесса // Вопросы психологии. - 2015. - № 5. - С. 3-13.
Подольский А.И. Психологическая концепция П.Я. Гальперина: некоторые направления и перспективы дальнейшей разработки // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2012. - № 4. - С. 4-27 Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - Москва : Академия, 2000. -184 с.
Поливанова К.Н. Изменение детства: проверка гипотезы // На пороге взросления : сборник тезисов участников Третьей Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития / науч. ред.: Л. Ф. Обухова, И. Корепанова. - Москва : МГППУ, 2011. - С. 48-60. Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. - 2016. - Т. 5. - № 2. - С. 5-10. : [сайт]. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/ - (дата обращения: 04.09.2016). doi:10.17759/jmfp.2016050201
Поскребышева Н.Н., Карабанова О.А. Исследование личностной автономии подростка в контексте социальной ситуации развития // Национальный психологический журнал. - 2014. - № 4(16). - С. 34-41.
Садовникова Т.Ю. Нравственно-ценностные ориентации подростков с различным восприятием моральной атмосферы школы : дис. ... канд. психол. наук. - Москва, 2005. - 258 с.
Садовникова Т.Ю. Ценностные основания и социально-экономические условия самоопределения современных российских подростков в сфере труда // Психология развития человека как субъекта труда. Развитие творческого наследия Е.А. Климова / под ред. Ю.П. Зинченко, А.Б. Леоновой, О.Г. Носковой. - Москва, 2016. - С. 900-904.
Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - Москва : ИНтерпракс. - 1995. - 286 с. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - Москва : Педагогика, 1989. - 554 с.
Adler, M., Fagley, N. (2005). Appreciation: Individual differences in finding value and meaning as a unique predictor of subjective well-being. Journal of Personality, 73, 79-114. doi: 10.1111/j.1467-6494.2004.00305.x
Berzonsky M., Branje S. T., & Meeus W. H. J. (2007). Identity processing style, psychosocial resources, and adolescents' perceptions of parent-adolescent relations. J. Early Adolesc, 27, 324-335. doi: 10.1177/0272431607302006
Blasi, A. (2004). Moral functioning: Moral understanding and personality. In D. K. Lapsley & D. Narvaez (Eds.) Moral development, self, and identity Mahwah, NJ, Erlbaum, 335-349.
Boom, J. , Brugman, D., & Van der Heyden, P.G.M. (2001). Hierarchical structure of moral stages assessed by a sorting task. Child Development, 72, 535-548. 10.1111/1467-8624.00295
Brugman, D. , Podolskij, A., Heymans, P., Karabanova, O., van Boom J., & Idobaeva, O. (2003) Perception of morel atmosphere in school and norm transgressive behaviour in adolescents: An intervention study. International Journal of Behavioral Development, 27(4), 5-19. doi: 10.1080/01650250244000272
100
Для цитирования: Карабанова О.А., Садовникова Т.Ю. Восприятие моральной атмосферы школы как фактор формирования образа референтного сверстника в подростковом возрасте // Национальный психологический журнал. - 2017. - №3(27). - С. 92-102. doi: 10.11621/npj.2017.0311
[ Возрастная и семейная психология ] Национальный психологический журнал № 3(27) 2017
National Psychological Journal 2017, no. 3
http://npsyj.ru
Brugman, D. , Tavecchio, L.W.C. , Van, Os B.J., & H0st, K. (1999). Students' perception of moral atmosphere in secondary schools. MOSAIC Monographs no 8. Bath, UK, University of Bath Press.
Chernorizov, A.M., Asmolov, A.G., ZinchenkoY.P., &Schechter, E.D. (2015). From physiological psychology to psychological physiology: Postnonclassical approach to ethnocultural phenomena. Psychology in Russia: State of the Art, 8(4), 4-22. doi: 10.11621/pir.2015.040132.
Damon, V. (1984) Self-understanding and moral development from childhood and adolescence. In W.M. Curtines W. & J.L. Gergitz (eds.) Morality, moral behavior and moral development. N.-Y., John Willey, 109-127.
Green, S., Johnson, R., Kim, D., & Pope, N. (2007). Ethics in classroom assessment practices: Issues and attitudes. Teaching and Teacher Education, 23, 999-1011. doi: 10.1016/j.tate.2006.04.042
Higgins, E.T., Power, C., & Kohlberg, L. (1984) The relationship of moral atmosphere to judgments of responsibility. In Kurtines W.M. (eds.) Morality, moral behavior and moral development. New York: Wiley, 74-106.
Hoffman, M.L. (2000) Empathy and moral development: Implications for caring and justice. Cambridge, Cambridge University Press. doi: 10.1017/ CB09780511805851
H0st, K. , Brugman, D. , Tavecchio, L.W.C. , & Beem, A.L. (1998). Students' perception of the moral atmosphere in secondary schools and the relationship between moral competence and moral atmosphere. Journal of Moral Education, 27, 47-70. doi: 10.1080/0305724980270104
Karabanova, O.A., & Sadovnikova T. Yu. (2014) The Comparative Research of Adolescent's School Moral Atmosphere Perception in Modern Russia. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 146 (25), 395-400. doi: 10.1016/j.sbspro.2014.08.14338.
Killen, M., & Smetana, J. G. (2015). Origins and development of morality. In R. M. Lerner & M. E. Lamb(Eds.), Handbook of child psychology and developmental science. Vol. 3, 7th ed., 701-749. New York, NY, Wiley-Blackwel. doi: 10.1002/9781118963418.childpsy317
Kohlberg, L. (1985). The just community approach to moral education in theory and practice. In M.W. Berkowitz & F. Oser (Eds.) Moral education: Theory and application. Hillsdale, NJ, Lawrence Erlbaum Associates Inc, 27-87.
Klimstra, Theo A., Hale, William W.I, Raaijmakers , Quinten A. W., Branje, Susan J. T, & Meeus, Wim H. J. (2010) Identity Formation in Adolescence: Change or Stability? J Youth Adolesc, 39(2), 150-162. doi: 10.1007/s10964-009-9401-4
Marcia, J. E. (1966). Development and validation of ego identity status, Journal of Personality and Social Psychology, 3, 551-558. doi: 10.1037/h0023281
(2003) On scientific status of the Gal'perin's psychological approach Hungarian. Journal of Psychology, 4, 44-59.
Podolskij, A.I. (2003) On scientific status of the Gal'perin's psychological approach Hungarian. Journal of Psychology, 4, 44-59.
Podolsky, A.I., & Karabanova, O.A. (2003) Intervening school moral atmosphere perception: Lessons learned from an mpirical study. In: Improving
Learning, Fostering the Will to Learn. Abstracts. 10-th EARLI Biennal Conference. Padova, Italy. August 26-30, 470.
Podolsky, A.I., & Karabanova O.A. (2003) Galperin's approach as an intervention to develop moral competence. Moral Education within a World of Social, Political and Religious Controversies. 29-th Annual Conference Association for Moral Education. Jagellonian University, Krakow. July, 2003 . Weeks, T. L., & Pasupathi, M. (2010). Autonomy, identity, and narrative construction with parents and friends. Narrative Development in Adolescence: Creating the Storied Self, McLean K. C.,& Pasupathi M. (eds). New York, NY, Springer Science + Business Media, 65-91. doi: 10.1037/h0023281 Zinchenko,Yu.P., Pervichko, E.I.(2013) Nonclassical and Postnonclassical epistemology in Lev Vygotsky's culturalhistorical approach to clinical psychology. Psychology in Russia: State of the Art, 6, 43-56. doi: 10.11621/pir.2013.0417
References:
Adler, M., Fagley, N. (2005). Appreciation: Individual differences in finding value and meaning as a unique predictor of subjective well-being. Journal of Personality, 73, 79-114. doi: 10.1111/j.1467-6494.2004.00305.x
Asmolov, A.G. (2015) Psychology of modernity: the challenges of uncertainty, complexity and diversity]. [Psikhologicheskie issledovaniya], 40(8). Retrieved from: http://psystudy.ru (Accessed: May 28, 2017).
Asmolov, A.G., Shekhter, E.D., &Chernorizov, A.M. (2014) On the other side of homeostasis: a historical and evolutionary approach to the development of complex systems. [Voprosy psikhologii], 4, 313.
Ayanyan, A.N., Golubeva, A.N., Marcinkovskaya, T.D., &Poleva, N.S.(2016) Specificity of the formation of the identity of children and adolescents in the situation of transitivity [Electronic resource] [Psikhologicheskie issledovaniya], 9 (50). Retrieved from: http://psystudy.ru (Accessed: May 28, 2017). Berzonsky M., Branje S. T., & Meeus W. H. J. (2007). Identity processing style, psychosocial resources, and adolescents' perceptions of parent-adolescent relations. J. Early Adolesc. 27, 324-335. doi: 10.1177/0272431607302006
Blasi, A. (2004). Moral functioning: Moral understanding and personality. In D. K. Lapsley & D. Narvaez (Eds.) Moral development, self, and identity Mahwah, NJ, Erlbaum, 335-349.
Boom, J., Brugman, D., & Van der Heyden, P.G.M. (2001). Hierarchical structure of moral stages assessed by a sorting task. Child Development, 72, 535-548. 10.1111/1467-8624.00295
Bozhovich, L.I. (2008) Personality and its development in childhood. St. Petersburg. [et al], Piter, 398.
Brugman, D., Podolskij, A., Heymans, P., Karabanova, O., van Boom J., & Idobaeva, O. (2003) Perception of morel atmosphere in school and norm transgressive behaviour in adolescents: An intervention study. International Journal of Behavioral Development, 27(4), 5-19. doi: 10.1080/01650250244000272
Brugman, D., Tavecchio, L.W.C. , Van, Os B.J., & H0st, K. (1999). Students' perception of moral atmosphere in secondary schools. MOSAIC Monographs no 8. Bath, UK, University of Bath Press.
Chernorizov, A.M., Asmolov, A.G., ZinchenkoY.P., &Schechter, E.D. (2015). From physiological psychology to psychological physiology: Postnonclassical approach to ethnocultural phenomena. Psychology in Russia: State of the Art, 8(4), 4-22. doi: 10.11621/pir.2015.040132.
Damon, V. (1984) Self-understanding and moral development from childhood and adolescence. In W.M. Curtines W. & J.L. Gergitz (eds.) Morality,
moral behavior and moral development. N.-Y., John Willey, 109-127.
El'konin, D.B. (1989) Selected psychological works. Moscow, Pedagogika, 554.
Galperin, P.Ya. (1995) Psychology as an objective science. Moscow.
Galperin, P.Ya. (2002) Lectures on psychology. Moscow.
Для цитирования: Карабанова О.А., Садовникова Т.Ю. Восприятие моральной атмосферы школы как фактор формирования образа референтного сверстника в подростковом возрасте // Национальный психологический журнал. - 2017. - №3(27). - С. 92-102. 10.11б21/пр].2017.0311
101
Национальный психологический журнал № 3(27) 2017 [ Возрастная и семейная психология ]
National Psychological Journal 2017, no. 3
http://npsyj.ru
Green, S., Johnson, R., Kim, D., & Pope, N. (2007). Ethics in classroom assessment practices: Issues and attitudes. Teaching and Teacher Education, 23, 999-1011. doi: 10.1016/j.tate.2006.04.042
Higgins, E.T., Power, C., & Kohlberg, L. (1984) The relationship of moral atmosphere to judgments of responsibility. In Kurtines W.M. (eds.) Morality, moral behavior and moral development. New York: Wiley, 74-106.
Hoffman, M.L. (2000) Empathy and moral development: Implications for caring and justice. Cambridge, Cambridge University Press. doi: 10.1017/ CB09780511805851
Host, K. , Brugman, D. , Tavecchio, L.W.C. , & Beem, A.L. (1998). Students' perception of the moral atmosphere in secondary schools and the relationship between moral competence and moral atmosphere. Journal of Moral Education, 27, 47-70. doi: 10.1080/0305724980270104
Karabanova, O.A. (2002) Social situation of child development (structure, dynamics, principles of correction): Doctor Thesis in Psychology. Moscow, 379. Karabanova, O.A. (2007) The concept of the social situation of development in modern psychology. [Metodologiya i istoriy apsikhologii], 4, 40-56. Karabanova, O.A. (2012) Orienting image in the structure of the social situation of child development: from L.S. Vygotsky to P.Ya. Galperin. [Vestnik Moskovskogo universiteta]. Series 14. Psychology, 4, 11-17.
Karabanova, O.A., & Sadovnikova T. Yu. (2014) The Comparative Research of Adolescent's School Moral Atmosphere Perception in Modern Russia. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 146 (25), 395-400. doi: 10.1016/j.sbspro.2014.08.14338.
Karabanova, O.A., & Sadovnikova T.Yu. (2011) Models of perception of the moral atmosphere of the school by modern Russian adolescents as a component of the social development situation [Vestnik Moskovskogo universiteta]. Series 14. Psychology, 2, 73-85.
Killen, M., & Smetana, J. G. (2015). Origins and development of morality. In R. M. Lerner & M. E. Lamb(Eds.), Handbook of child psychology and developmental science. Vol. 3, 7th ed., 701-749. New York, NY, Wiley-Blackwel. doi: 10.1002/9781118963418.childpsy317
Klimstra, Theo A., Hale, William W.I, Raaijmakers , Quinten A. W., Branje, Susan J. T, & Meeus, Wim H. J. (2010) Identity Formation in Adolescence: Change or Stability? J Youth Adolesc.; 39(2): 150-162. doi: 10.1007/s10964-009-9401-4
Kohlberg, L. (1985). The just community approach to moral education in theory and practice. In M.W. Berkowitz & F. Oser (Eds.) Moral education: Theory and application. Hillsdale, NJ, Lawrence Erlbaum Associates Inc, 27-87.
Kon, I.S. (1979) Psychology of adolescence: the issues of personality development: textbook. Moscow, Prosveshhenie, 175.
Marcia, J. E. (1966). Development and validation of ego identity status, Journal of Personality and Social Psychology, 3, 551-558. doi: 10.1037/h0023281 Martsinkovskaya, T.D. & Chumicheva, I.V.(2015) The issue of adolescent socialization in today's multicultural space. [Psikhologicheskie issledovaniya], (8) 39. Retrieved from: http://psystudy.ru (Accessed: May 28, 2017).
Martsinkovskaya, T.D. (2012) Phenomenology and development mechanisms: the historicalgenetic approach [Psikhologicheskie issledovaniya], 5(24). Retrieved from: http://psystudy.ru/index. Php / num / 2012v5n24 / 700-martsinkovskaya24.html (Accessed: May 28, 2016). Molchanov, S.V. (2016) Psychology of adolescence and adolescence. Moscow,Yurayt, 351.
Nechaev, N.N., Podolsky, A.I., & Idobaeva, O.A.(2015) Approaches to understanding the development category and some issues of the educational process. [Voprosy psikhologii], 5, 3-13.
Podolskij, A.I. (2003) On scientific status of the Gal'perin's psychological approach Hungarian. Journal of Psychology, 4, 44-59.
Podolskij, A.I. (2012) Psychological concept of P.Ya. Galperin: directions and prospects for further development [Vestnik Moskovskogo universiteta]
Series 14. Psychology, 4, 4-27.
Podolsky, A.I., & Karabanova O.A. (2003) Galperin's approach as an intervention to develop moral competence. Moral Education within a World of Social, Political and Religious Controversies. 29-th Annual Conference Association for Moral Education. Jagellonian University, Krakow. July, 2003 . Podolsky, A.I., & Karabanova, O.A. (2003) Intervening school moral atmosphere perception: Lessons learned from an mpirical study. In: Improving Learning, Fostering the Will to Learn. Abstracts. 10-th EARLI Biennal Conference. Padova, Italy. August 26-30, 470. Polivanova, K.N. (2000) Psychology of age crises. Moscow, Akademiya,184.
Polivanova, K.N. (2011) Changing childhood: testing the hypothesis. [Na poroge vzrosleniya: sbornik tezisov uchastnikov Tretey Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii po psikhologii razvitiya]. Moscow, MGPPU, 48-60.
Polivanova, K.N. (2016) Childhood in a Changing World.[Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya], 5 (2), 5-10.
Poskrebysheva, N.N., & Karabanova, O.A. (2014) The study of the adolescent personal autonomy in the context of the social situation of development. National Psychological Journal, 4(16), 34-41. doi: 10.11621/npj.2014.0404
Sadovnikova T.Yu. (2016) Value bases and social economic conditions of self-determination of modern Russian adolescents in the sphere of labour. [Psikhologiya razvitiya cheloveka kak subekta truda. Razvitie tvorcheskogo naslediya E.A. Klimova]. Moscow, 900-904.
Sadovnikova, T.Yu. (2005) Moral value orientations of adolescents with different perceptions of the moral atmosphere of the school: Ph.D in Psychology. Moscow, 258.
Tsukerman, G.A, & Masterov, B.M. (1995) Psychology of self-development. Moscow, Interpraks, 286.
Weeks, T. L., & Pasupathi, M. (2010). Autonomy, identity, and narrative construction with parents and friends. Narrative Development in Adolescence: Creating the Storied Self, McLean K. C.,&Pasupathi M. (eds). New York, NY, Springer Science + Business Media, 65-91. doi: 10.1037/h0023281 Zinchenko,Yu.P., Pervichko, E.I.(2013) Nonclassical and Postnonclassical epistemology in Lev Vygotsky's culturalhistorical approach to clinical psychology. Psychology in Russia: State of the Art, 6, 43-56. doi: 10.11621/pir.2013.0417
102
Для ¡цитирования Карабанова О.А., Садовникова Т.Ю. Восприятие моральной атмосферы школы как фактор формирования образа референтного сверстника в подростковом возрасте // Национальный психологический журнал. - 2017. - №3(27). - С. 92-102. doi: 10.11621/npj.2017.0311