КОНЦЕПТ
Арон И. С. Личностные особенности одаренного ребенка в структуре психологической готовности к профессиональному самоопределению // Концепт: научно-методический электронный журнал. - 2012. ■
научно-методический электронный журнал №7 (июль) - ART 1209а - 0 3 гкл - URL. http://
J г jr www.covenok.ru/koncept/2012/12090.ntm. - Гос. per.
ART 12090 УДК 159.922.765 Эл № фс 77-49965. - issn 2304-120Х.
Арон Ирина Станиславовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры истории и психологии ФГБОУ ВПО «Марийский государственный технический университет», г. Йошкар-Ола [email protected]
Личностные особенности одаренного ребенка в структуре
психологической готовности к профессиональному самоопределению
Аннотация. В работе анализируются личностные особенности одаренных детей в контексте их психологической готовности к профессиональному самоопределению. Выявляются проблемы личностного развития одаренных детей, препятствующие их успешному профессиональному самоопределению. Выводы автора основываются как на результатах теоретического изучения проблемы, так и собственных экспериментальных исследованиях.
Ключевые слова: личность, одаренный ребенок, профессиональное самоопределение, психологическая готовность к профессиональному самоопределению.
Основным компонентом готовности к профессиональному самоопределению является психологическая готовность как целостное образование личности, позволяющее самостоятельно и осознанно осуществлять стратегию формирования и реализации профессионального становления и развития. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению представляет собой совокупность когнитивных, мотивационных, операциональных, ценностно-смысловых и рефлексивных характеристик личности при ведущей роли мотивационных и ценностно-смысловых составляющих как стержневых, направляющих психических образований [1].
Тенденции гуманизации и субъективизации современного образования определяют необходимость разработки адресных программ формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению с учетом общих закономерностей возрастного развития и индивидуальных особенностей обучающихся, личность которых формируется в особой социальной ситуации развития.
Проблема формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению в особой социальной ситуации развития еще не достаточно разработана в теоретическом и методологическом плане. Представленные в литературе исследования носят в основном практический характер и направлены на изучение отдельных аспектов проблемы.
В настоящее время исследования психологической готовности к профессиональному самоопределению в особой социальной ситуации развития представлены преимущественно работами по изучению профессионального самоопределения детей, оставшихся без попечения родителей, а также особенностей профессионального самоопределения, обусловленных гендером. Проведены отдельные исследования, направленные на изучение профессионального самоопределения трудновоспитуемых детей. Большое количество «особых социальных ситуаций развития» в контексте формирования профессионального самоопределения остаются не изученными, в том числе не изучены проблемы профессионального самоопределения одаренных детей.
Теоретическим основанием для выявления личностных особенностей одаренных детей, влияющих на их профессиональное самоопределение, могут служить работы отечественных и зарубежных психологов, таких как И. С. Аверина, А. Г. Асмо-лов, Ю. Д. Бабаева, Д. Б. Богоявленская, В. И. Панов, А. И. Савенков, Д. В. Ушаков,
f\j ■Л f\j
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12090.htm
КОНЦЕПТ
Арон И. С. Личностные особенности одаренного ребенка в структуре психологической готовности к профессиональному самоопределению // Концепт: научно-методический электронный журнал. - 2012. -
научно-методический электронный журнал №7 (июль) - ART 1209а - 0 3 гкл - URL. http://
J г jr www.covenok.ru/koncept/2012/12090.htm. - Гос. per.
ART 12090 УДК 159.922.765 Эл № фс 77-49965. - issn 2304-120Х.
М. А. Холодная, В. Э. Чудновский, В. Д. Шадриков, Г. Т. Шпарева, Н. Б. Шумакова, Е. С. Щеблановой, В. С. Юркевич, Дж. Гилфорд, Р. Кеттел, Дж. Рензулли, Б. Тейлор, Дж. Фримен и др. [2-5]. Большинство исследователей отмечают, что, несмотря на индивидуальное своеобразие проявлений одаренности, существует довольно много личностных черт, характерных для большинства одаренных детей, проявляющихся в мышлении и поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми.
В истории культуры была предпринята попытка создания специальной науки для изучения особенностей выдающихся людей - историометрики. Ее автор Ф. Вудз предложил для обнаружения закономерностей и взаимосвязи в становлении и развитии выдающихся людей прослеживать их жизнь от детских лет до зрелости. И хотя историометрика не была признана как самостоятельная отрасль знаний, описания специфических личностных характеристик, свойственных выдающимся людям, в психологии одаренности и творчества получили широкое распространение.
Большинство исследователей, изучавших биографии выдающихся творцов (Леонардо да Винчи, Рембранта, Галилея, Петра I, Менделеева, Ньютона, Гегеля, Наполеона, Ломоносова, Дарвина, Павлова и др.), пришли к выводам о том, что в детстве этих людей чаще всего характеризовали как высокоинтеллектуальных, любознательных (90%); волевых с ярко выраженным стремлением к высоким достижениям (90%); нравственных, критичных, честных, серьезных (75%); усердных тружеников, хорошо переносящих одиночество, отличающихся твердостью характера (75%). Они получали удовлетворение от своей работы, были экспрессивны, открыты духовному опыту и фантазиям.
Гилфорд сформировал собственный список психических качеств, характерных для выдающихся людей, который включает следующие характеристики: беглость и гибкость мышления, оригинальность, зоркость в поисках проблем, находчивость, реактивность ума, остроумие, способность к достраиванию, принципиальное допущение известной неопределенности, нестрогости, стремление к конвергентному мышлению, способность к дивергентному мышлению, желание не быть похожим, осознанный вызов традиции, высокая самодисциплина, стремление к совершенству, готовность идти на риск.
Однако наряду с личностными качествами, имеющими позитивное психологическое содержание, исследователи выделяют и проблемы личностного развития, которые присущи многим одаренным детям и не позволяют им достичь высоких результатов в будущей профессиональной деятельности и жизни в целом. Лишь небольшая часть одаренных детей (по разным исследованиям от 2 до 3%) , вырастая, реализуют свои способности на соответствующем их возможностям уровне.
Так, В. С. Юркевич и Е. В. Лаутова отмечают, что познавательная деятельность одаренных детей обычно происходит в условиях комфорта и не требует преодоления трудностей, у них возникает проблема недостаточно развитой волевой регуляции. Одаренные дети очень рано настраиваются на получение и накопление знаний, что позитивно оценивается и поддерживается учителями. Однако вследствие этого такие дети нередко испытывают трудности при необходимости проявления нестандартного, творческого подхода, креативности в процессе решения задачи. Это в дальнейшем приводит к проблемам профессионального самоопределения и самореализации.
Одаренные дети нередко испытывают трудности общения со сверстниками, они не достаточно включены в социальные нормы и требования коллектива, социально дезадаптированы. Многие имеют проблемы в эмоциональной сфере, которые выражаются в чрезмерной чувствительности к окружающей среде, повышенной эмоциональной открытости, уязвимости, обостренном восприятии своих достижений и неудач.
«VI *5 IX»
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12090.htm
КОНЦЕПТ
Арон И. С. Личностные особенности одаренного ребенка в структуре психологической готовности к профессиональному самоопределению // Концепт: научно-методический электронный журнал. - 2012. -
научно-методический электронный журнал №7 (июль) - ART 1209а - 0 3 гкл - URL. http://
J г jr www.covenok.ru/koncept/2012/12090.htm. - Гос. per.
ART 12090 УДК 159.922.765 Эл № фс 77-49965. - issn 2304-120Х.
Трудности в общении и специфика эмоциональной сферы одаренных детей нередко приводят к неустойчивости их самооценки и формированию неадекватной «Я-концепции». По мнению В. С. Юркевич, у многих одаренных детей не достаточно развита способность к самоактуализации, что связано с несоответствием высоких целей, которые ставят перед собой одаренные дети, и уровнем сформированности у них необходимых для достижения высоких целей личностных качеств, в первую очередь, волевых и эмоциональных.
Недостаточная способность к самореализации одаренных детей, согласно В. С. Юркевич, проявляется в несформированности навыков действовать в ситуации неопределенности, отсутствия обратной связи и гарантии безусловного успеха познавательной деятельности (что характерно для творческой ситуации); неумении справляться с различными кризисными и стрессовыми ситуациями; невозможности преодоления стереотипа преимущественного обучения, усвоения сравнительно с требованиями продуктивной творческой деятельности.
Таким образом, исследователи выделяют как позитивные, так и негативные личностные особенности одаренных детей, влияющие на их личностное и профессиональное самоопределение и самореализацию.
Наиболее полное и системное представление о личностном развитии одаренных детей, в котором объединяются различные исследования о развитии личности одаренного ребенка, содержится в Рабочей концепции одаренности. Авторы концепции (Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков, А. В. Брушлинский, В. Н. Дружинин, В. С. Юркевич) предлагают различать одаренность с гармоничным и дисгармоничным типами развития. В Концепции подробно освещена проблема особенностей личности одаренных детей с гармоничным и дисгармоничным типом развития, качеств личности детей и неравномерность их психического развития, взаимоотношения со сверстниками и педагогами, роль семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка.
Одаренность с гармоничным типом развития авторы называют «счастливым» вариантом жизни ребенка. Их высокие достижения в определенной предметной области сочетаются с высоким уровнем личностного развития. К особенностям личности одаренных детей с гармоничным типом развития относятся стремление к творчеству, отказ от традиционных методов решения; высокая самостоятельность и инициативность в процессе обучения; высокий уровень познавательной потребности, огромная любознательность, увлеченность любимым делом, наличие ярко выраженной внутренней мотивации в тех областях знания, которые связаны с их ведущими способностями; независимость, автономность, отсутствие склонности думать и поступать в соответствии с мнением большинства.
В целом эта группа одаренных детей характеризуется высокой адаптацией к школе и коллективу сверстников, эмоциональной и физической зрелостью. Как правило, именно эта категория одаренных детей добивается во взрослой жизни высоких успехов в выбранной ими профессиональной сфере. Конечно, у этих детей могут возникать проблемы личностного развития. Обычно в том случае, когда не учитываются их повышенные возможности и обучение является для них слишком легким, а также при неправильном воспитании и отношении со стороны родителей и учителей.
Процесс становления одаренности детей с дисгармоничным типом развития личности сопровождается различными психологическими, психосоматическими и даже психопатологическими проблемами, в силу чего они могут быть зачислены в «группу риска». У данной категории одаренных детей часто отмечается ярко выра-
(V Q ли
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12090.htm
КОНЦЕПТ
Арон И. С. Личностные особенности одаренного ребенка в структуре психологической готовности к профессиональному самоопределению // Концепт: научно-методический электронный журнал. - 2012. -
научно-методический электронный журнал №7 (июль) - ART 1209а - 0 3 гкл - URL. http://
J г jr www.covenok.ru/koncept/2012/12090.htm. - Гос. per.
ART 12090 УДК 159.922.765 Эл № фс 77-49965. - issn 2304-120Х.
женная неравномерность психического развития (диссинхрония), когда одна сфера (обычно интеллектуальная) значительно опережает другие сферы развития (эмоциональную, социальную и физическую). В ряду особенностей личностного развития данной группы детей наиболее выраженными являются: перфекционизм (чрезмерное стремление добиться совершенства) нередко не соответствующий реальным возможностям; эмоциональные проблемы, повышенная впечатлительность, чувствительность, чувство вины, депрессивность, склонность к аффективному поведению; недостаточная развитость навыков саморегуляции, настойчивости, самостоятельности, трудности в проявлении волевых усилий; недостаточная креативность, трудности при решении проблем, требующих проявления творчества.
У одаренного ребенка, развивающегося по дисгармоничному типу, обычно нарушены взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Такие дети проявляют некон-формность в общении, редко становятся лидерами в группе сверстников, обычно занимают социальную позицию изолированного или отвергаемого члена группы.
Негативные личностные особенности одаренных детей с дисгармоничным типом развития, особенно индивидуализм и отсутствие дистанции со взрослыми, могут вызвать неприятие их учителями, что усугубляет проблемы личностного развития, негативно сказывается на эмоциональном состоянии и здоровье одаренных детей.
Таким образом, группа одаренных детей неоднородна по личностным особенностям, влияющим на их личностное и профессиональное самоопределение. Наряду с личностными особенностями, характерными для многих одаренных детей, можно выделить и индивидуальные личностные особенности, обусловленные спецификой социальной ситуации развития одаренного ребенка. Знание данных особенностей позволит педагогам определить направления психолого-педагогической коррекции личностного развития одаренных детей, разработать адресные программы личностного развития одаренных детей и предупредить возникновение у них трудностей в профессиональном развитии и личной жизни.
Для изучения индивидуально-личностных особенностей эстетически одаренных детей, влияющие на успешность их профессионального самоопределения, мы провели психологическую диагностику одаренных детей, обучающихся в ГОУ РМЭ «Национальная президентская общеобразовательная школа-интернат», г. Йошкар-Ола (И. С. Арон, О. Е. Николаева) по методикам: тест-опросник Г. Айзенка EPI в адаптированном варианте А. Г. Шмелева и многофакторный личностный опросник Р. Б. Кеттела.
Согласно результатам исследования по методике Г. Айзенка у эстетически одаренных детей прослеживается явное преобладание холерического и сангвинического темперамента. Что свидетельствует о высоком уровне психической активности, энергичности, работоспособности испытуемых. Они стремятся к частой смене впечатлений, легко и быстро отзываются на окружающие события, общительны. Эмоции - преимущественно положительные - быстро возникают и быстро сменяются.
У части испытуемых проявилось преобладание меланхолического темперамента, т. е. у них отмечаются такие качества как высокая эмоциональная чувствительность к происходящим с ними событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью, а также повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность, боязнь новых ситуаций, людей и различного рода испытаний.
Среди исследуемых одаренных детей мало флегматиков, которые характеризуются спокойствием, отсутствием ярких эмоциональных реакций на происходящие вокруг события. Сильные стороны наиболее выраженных у исследуемых детей темперамен-
rv /j ги
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12090.htm
КОНЦЕПТ
Арон И. С. Личностные особенности одаренного ребенка в структуре психологической готовности к профессиональному самоопределению // Концепт: научно-методический электронный журнал. - 2012. -
научно-методический электронный журнал №7 (июль) - ART 1209а - 0 3 гкл - URL. http://
J г jr www.covenok.ru/koncept/2012/12090.htm. - Гос. per.
ART 12090 УДК 159.922.765 Эл № фс 77-49965. - issn 2304-120Х.
тов (холерического и сангвинического): высокая активность, энергичность, решительность, высокая адаптивность, общительность, жизнерадостность - будут способствовать формированию готовности подростков к профессиональному самоопределению.
Для изучения личностных свойств эстетически одаренных подростков, влияющих на результаты их профессионального и личностного самоопределения, был использован многофакторный личностный опросник Р. Б. Кеттела.
По данным методики Р. Б. Кеттела, у эстетически одаренных детей наиболее выраженными оказались, с одной стороны, такие качества, как беспечность, беззаботность, импульсивность, веселость и разговорчивость. При этом выявились такие негативные личностные особенности как внутренняя напряженность, возбужденность, подозрительность, раздражительность, излишнее самомнение. Недостаточно развиты, согласно методике Кеттела, у эстетически одаренных детей такие качества как смелость, радикализм, самоконтроль, самостоятельность.
В целом анализ индивидуально-личностных особенностей эстетически одаренных детей позволяет сделать вывод о том, что если типологические, природно обусловленные характеристики исследуемых детей (свойства нервной системы, темперамент) способствуют успешности их профессионального самоопределения, то содержание ряда личностных характеристик свидетельствует о недостаточной психологической готовности эстетически одаренных детей к профессиональному самоопределению и требует психолого-педагогической коррекции.
Ссылки на источники
1. Арон И. С. Формирование психологической готовности к профессиональному самоопределению в детском возрасте. - Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2010. - 356 с.
2. Лаутова Е. В. Проблема профессионально-личностного самоопределения одаренных детей // Материалы Международной научно-практич. конференции «Диалог одаренных детей в Открытом обществе». - Оренбург: РИ КГО УОГУ, 2002. - С. 94-96.
3. Личностное развитие и профессиональное самоопределение одаренного ребенка в этнокультурном образовательном пространстве школы / Авт.-сост. И. С. Арон. - Йошкар-Ола: Марийский институт образования,2011. - 136 с.
4. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова, А. В. Брушлин-ского, В. Н. Дружинина, В. С. Юркевич - М., 2003. - 94 с.
5. Юркевич В. С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность. - М.: Просвещение, 1996. - 136 с.
Aron Irina,
Candidate of Psychological Sciences, associate professor, chair of history and psychology Mari State Technical University, Yoshkar-Ola [email protected]
Personality characteristics of a gifted child in the structure of psychological readiness for professional self-determination
Abstract. The work analyzes the personality characteristics of gifted children in the context of their psychological readiness for professional self-determination. Identifies the problems of personal development of gifted children, to their successful professional self-determination. The conclusions issn 2304-120X of the author are based both on the results of the theoretical study of the problem and its own experimental studies.
Keywords: personality, a gifted child, professional self-determination, the psychological readiness for professional self-determination. 9
ixi с їх»
977230412012807
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12090.htm