УДК 371.128.1
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
И.С. Арон
В работе рассматриваются проблемы формирования ценностно-мотивационной сферы детей-сирот, обусловленные обострённой социальной ситуацией их развития, в контексте психологической готовности к профессиональному самоопределению. Обсуждаются результаты экспериментального исследования ценностно-мотивационного компонента психологической готовности воспитанников детских домов к профессиональному самоопределению.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, психологическая готовность к профессиональному самоопределению, дети, оставшиеся без попечения родителей, мотивация, ценности.
Успешное формирование профессионализма личности и эффективность деятельности профессионала во многом определяется готовностью к профессиональному самоопределению. Ведущей составляющей готовности к профессиональному самоопределению является психологическая готовность как целостное образование личности, включающее когнитивные, поведенческие, личностные компоненты и позволяющее самостоятельно и осознанно осуществлять формирование и реализацию профессионального развития.
Формирование психологической готовности к профессиональному самоопределению детей, оставшихся без попечения родителей, происходит в особой дефицитарной социальной ситуации развития, которая является источником многочисленных проблем в профессиональном самоопределении данной категории детей.
Как отмечают исследователи (Н.К.Радина, Н.Н.Толстых, А.М.Прихожан, Н.В.Матяш, Ю.А.Володина, И.В.Дубровина, А.Г.Хаймина, И.Ф.Дементьеа, Е.П.Рязанова, И.А.Фурманов, А.Г.Рузская, Е.О.Смирнова, А.Е.Логутина), социальная ситуация развития детей-сирот
характеризуется следующими особенностями:
- социальной, сенсорной и по поведенческой депривацией;
- замкнутостью жизни в стенах одного помещения, ограниченностью контактов с внешним миром, выключением из естественного быта;
- жёсткой регламентацией всех действий ребёнка, не оставляющей возможности выбора и личной ответственности за свои действия;
- неадекватной организацией жизненного пространства;
- неполноценным общением со взрослым, в частности: частая сменяемость взрослых при переводе детей из одного учреждения в другое, что не позволяет ребёнку установить длительные отношения с определённым взрослым и обратную связь с ним;
- групповым подходом к детям и отсутствием индивидуальных контактов со взрослым, что приводит к снижению интимности и доверительности общения;
- эмоциональной упрощённостью, бедностью и однообразием контактов; поверхностными, неглубокими отношениями;
- отсутствием образцов профессионального становления родителей и других взрослых, позволяющих включиться в систему ориентации в мире профессий [1, 2, 3, 4, 5, 6].
Серия экспериментальных исследований специфики профессионального самоопределения детей, находящихся в особой социальной ситуации развития, в том числе детей-сирот, проведённых нами в 2003-2012 гг., выявила, что все компоненты психологической готовности к профессиональному самоопределению исследуемых детей (когнитивные, мотивационные, поведенческие, личностные) по большинству показателей имеют негативное психологическое содержание [7].
Так, в области когнитивной сферы, у детей, оставшихся без попечения родителей, наблюдается сниженная познавательная активность, несформированность всех видов мышления, нарушение внимания и памяти. В поведенческой сфере выявляется пассивность, низкая эмоциональная включённость в деятельность, не достаточная самостоятельность, безразличие. К особенностям личностной сферы, определяющим психологическую готовность к профессиональному самоопределению детей-сирот, относятся неадекватная самооценка, неразвитость самосознания, эмоциональные нарушения, внешний локус контроля. В сфере здоровья, как важной составляющей психологической готовности к профессиональному самоопределению, у детей-сирот также
выявляются различные нарушения соматического и психического развития.
В структуре психологической готовности значимое место, по мнению всех исследователей данной проблемы, принадлежит мотивационному компоненту, который является стержневым, направляющим образованием, поскольку вне мотива невозможна ни одна деятельность. Так, А.М.Павлова, основываясь на работах Б.Г.Ананьева, С.Л.Рубинштейна, Б.Ф.Ломова, В.Н.Мясищева, предлагает рассматривать профессионально-личностный потенциал специалиста в качестве двухуровневой системы, в которой системообразующим признаком является ценностно-мотивационный уровень потенциала личности, определяющий направление, глубину и успешность развития познавательно-инструментальных характеристик, а также всей системы профессионально-личностного потенциала специалиста [8].
Мотивы выбора профессии подростков, воспитывающихся вне семьи, как свидетельствуют результаты экспериментов и наблюдений, мало дифференцированы, отличаются узостью и бедностью содержания, не связаны с собственными способностями; преобладают мотивы, направленные на удовлетворение фрустрированных потребностей, связанных с жизненной необходимостью (еды, здоровья) или с приятным времяпровождением. Мотивы, связанные с профессиональной перспективой, развитием собственной личности, собственного «Я», развиты в малой степени. Как показано в исследовании Н.В.Матяш, Ю.А.Володиной, приоритетными ценностями для большинства подростков, воспитывающихся в домах-интернатах, являются материальные ценности, в первую очередь - жильё, автомобиль, модная одежда. Второе место занимают ценности, связанные с получением профессии, однако, профессиональный выбор в большинстве случаев связан с получением материального достатка, также как и желание иметь семью [2].
Первая серия экспериментальных исследований ценностно-мотивационной сферы детей, оставшихся без попечения родителей, была проведена нами (И.С.Арон, О.Н.Шумаева) в рамках научно-исследовательского проекта «Формирование профессионального и личностного самоопределение на различных этапах онтогенеза» (2007-2010гг.). В исследовании приняли участие 19 подростков девятого и десятого классов школы-интерната для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с.Люльпаны Медведевского района РМЭ.
В качестве диагностического инструментария использовались методики: «Ценностные ориентации» М.Рокича и методика «Незаконченные предложения» в модификации
А.Н.Кошелевой.
Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича позволила выявить систему ценностных ориентаций подростков, оставшихся без попечения родителей, определяющих основу их отношений к окружающему миру, другим людям и самому себе.
В группе приоритетных ценностей-целей у подростков оказались: материально обеспеченная жизнь (57,9%), развлечения (52,6%), любовь и уверенность в себе (47,4%), наличие хороших и верных друзей (42,1%). Именно эти терминальные ценности ставились участниками исследования на первое место при ранжировании.
В группу неприоритетных ценностей-целей подростков, оставшихся без попечения родителей, по результатам тестирования вошли: жизненная мудрость (83.2%), красота природы и искусства (52,6%), интересная работа (47,4%), счастье других (47,4%) и развитие (42,1%).
Выявленная иерархия терминальных ценностей подростков, оставшихся без попечения родителей, обусловлена, как отмечалось выше, особой социальной ситуацией их развития, в которой фрустрированными для данной категории подростков являются, в первую очередь, именно материальные потребности, а также потребности в полноценном общении, что затрудняет выдвижение на первый план потребностей более высокого порядка, в том числе потребностей, связанных с профессиональным самоопределением.
В соответствии с приоритетными терминальными ценностями выстроилась и иерархия инструментальных ценностей подростков-участников исследования, которые считают, что основными средствами достижения жизненных целей являются, в первую очередь, жизнерадостность (63,2%), независимость (57,9%), твёрдая воля (52,6%), смелость в отстаивании своего мнения (42,1%).
Наименее значимыми личностными качествами, позволяющими достичь жизненных целей, подростки считают воспитанность (63,2% подростков поставили данную ценность на последнее место), исполнительность, терпимость и широту взглядов (47,4% подростков поставили обозначенные ценности на последнее место).
Анализ результатов методики «Незаконченные предложения» в модификации А.Н.Кошелевой также свидетельствует о недостаточной сформированности ценностно-мотивационной сферы
подростков, оставшихся без попечения родителей. У большинства опрошенных подростков отсутствует осознанное отношение к жизни, своему будущему и выбору профессии. Так, многие подростки (57,9%) при завершении предложений, касающихся их будущей жизни («В будущем я...», «Через несколько лет...»), написали «не знаю». Самое главное в жизни сейчас для значительной части опрошенных подростков (42,1%) - «жить хорошо», при этом, что в понимании опрошенных означает «жить хорошо», они не объясняют. Более половины опрашиваемых (52,6%) заявили о том, что через несколько лет они будут богатыми, будут иметь много денег. Но о том, какими средствами они могут достичь желаемого материального достатка, подростки не указывают. При этом большинство участников исследования (52,6%) не придают большого значения профессии [7].
Вторая серия диагностических исследований ценностно-мотивационной сферы детей-сирот проводилась в рамках научно-исследовательского проекта «Формирование профессионального самоопределения старшеклассника в особой социальной ситуации развития» на базе ГОУ Республики Марий Эл «Волжская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (И.С.Арон, Л.И.Полевщикова). В исследовании приняли участие школьники восьмого и девятого классов в количестве 30 человек.
В целях диагностики применялись методики, определяющие психологическую готовность детей-сирот к профессиональному самоопределению по ценностно-мотивационному компоненту, в частности методика «Самоактуализация личности» А.Шострома (шкала «Ценностные ориентации»), методика «Мотивация профессиональной деятельности К.Замфир в модификации А.Реана, методика диагностики мотивации личности к достижению успеха (Т.Элерс, модификация А.Г.Грецова).
Согласно данным диагностики по методике А.Шострома «Самоактуализация личности» практически у всех воспитанников интерната (93,0%) низкий уровень самоактуализации, в том числе и по показателям шкалы «Ценностные ориентации», измеряющей степень того, насколько у человека сформирована система ценностных ориентаций, которой он руководствуется при взаимодействии с окружающими людьми и определении своих личных планов. В силу несформированности системы ценностных ориентаций, подростки, оставшиеся без попечения родителей, не уверены в себе, редко руководствуются в жизни своими чувствами и желаниями, зависимы от окружающих, не доверяют собственным оценкам, противоречивы. Что отражается и на их профессиональном самоопределении, мотивах выбора профессиональной деятельности.
Результаты диагностического исследования детей, оставшихся без попечения родителей, по методике «Мотивация профессиональной деятельности» К.Замфир в модификации А.Реана свидетельствуют о том, что у большинства подростков (70,0%) преобладает не внутренняя, основанная на возможности самореализации, а внешняя мотивация к профессиональной деятельности, основанная на материальном вознаграждении за труд или стремлении избежать наказания, критики.
Результаты диагностики по методике К.Замфир подтверждаются и данными, полученными по методике диагностики мотивации личности к достижению успеха Т.Элерса, в модификация А.Г.Грецова. Показатели мотивации к достижению успеха у опрошенных находятся в рамках среднего (у 35,0%) и низкого (у 48,0%) уровней, т.е. большинство воспитанников детского дома в своей деятельности ориентируются на избегание неудачи.
Таким образом, результаты теоретического и экспериментального исследования особенностей ценностно-мотивационного компонента психологической готовности детей, оставшихся без попечения родителей, к профессиональному самоопределению свидетельствуют о его недостаточной сформированности. Что затрудняет процесс профессионального самоопределения данной категории детей и требует разработки технологий психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей-сирот с учётом общих закономерностей возрастного развития и индивидуальных особенностей детей, личность которых формируется в особой дефицитарной ситуации развития.
The paper considers the problems of the development of value-motivational sphere of children-orphans, due to aggravated the social situation of their development, in the context of the psychological readiness for professional self-determination. We discuss the results of experimental study of the value-oriented motivation component of the psychological readiness of the inmates of children's homes for professional self-determination.
The key words: professional self-determination, the psychological readiness for professional self-determination, children left without parental care, motivation, values.
Список литературы
1. Прихожан, А.М. Дети без семьи/А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых. М.: Педагогика, 1990. 158
с.
2. Матяш, Н.В., Володина, Ю.А. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению детей-сирот в условиях предпрофильной подготовки/Н.В.Матяш, Ю.А.Володина//Вестник Брянского университета. 2008. №1. С. 134-140.
3. Психическое развитие воспитанников детского дома/Под ред. И.В.Дубровиной. А.Г.Рузской. М.: Педагогика, 1990. 264 с.
4. Хаймина, А.Г. Профессиональное самоопределение воспитанников детских домов и школ-интернатов: Дис. ... канд. психол. Наук/А.Г.Хаймина. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2006. 213с.
5. Дементьев, И.Ф. Социальное сиротств: генезиз и профилактика/И.Ф.Дементьев. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. 48 с.
6. Фурманов, И.А. Психология депривированного ребёнка/И.А.Фурманов. М.: ВЛАДОС, 2004. 319 с.
7. Арон, И.С. Формирование психологической готовности к профессиональному самоопределению в детском возрасте: Монография/И.С.Арон. Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2010. 356 с.
8. Павлова, А.М. Мотивационный фактор в актуализации профессионально-личностного потенциала субъекта труда/А.М.Павлова//Мир психологии. 2005. №1. С.170-176.
Об авторе
Арон И. С. - доцент кафедры истории и психологии Поволжского государственного технологического университета, кандидат психологических наук, доцент, [email protected]: 89600980008