УДК 37.013 T. H. Сапожникова
ББК 74.6 Доцент, доктор педагогических наук
Е. С. Лунева Ассистент
ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения детей-сирот - особый вид педагогического взаимодействия, стимулирующее осознание воспитанниками смысла собственной жизни и ее ценностных составляющих. Сущность педагогического сопровождения жизненного самоопределения детей-сирот раскрывается в принципах: общепедагогических и специальных.
Ключевые слова: жизненное самоопределение, педагогическое сопровождение жизненного самоопределения, принцип педагогического сопровождения.
T. N. Sapozhnikova Associate professor, doctor of pedagogical sciences
E. S. Luneva Assistant
PRINCIPLES OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF LIFE SELFDETERMINATION OF CHILDREN-ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE
Pedagogical maintenance of vital self-determination of orphan children a special type of the pedagogical interaction, stimulating understanding by pupils of sense of own life and its valuable components. The essence of pedagogical maintenance of vital self-determination of orphan children reveals in the principles in all-pedagogical and special.
Key words', vital self-determination, pedagogical maintenance of vital self-determination, principle.
Современная социальная политика, усилия различных институтов власти, общественности сосредоточены на проблемах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С одной стороны - консолидируются ресурсы для максимально благоприятного их жизнеустройства, с другой -ставятся проблемы, связанные с подготовкой самих молодых людей к жизненному самоопределению, к преодолению трудных жизненных ситуаций, к проектированию и реализации продуктивных жизненных стратегий, позволяющих максимально полно использовать личностный потенциал.
Сказанное позволяет перенести рассмотрение проблемы в область педагогических задач. Усыновителям, опекунам и попечителям, приемным родителям, специалистам различных образовательных организаций важно
понимать суть жизненного самоопределения человека и те принципы, на которые может опираться их социально-педагогическая деятельность.
Жизненное самоопределение - это экзистенциальный выбор, заключающийся в принятии человеком решения о смысле собственной жизни и ее перспективах на основе рефлексивно-ценностного осмысления ее событий (рефлексивно-прогностический подход)[5].
Жизненное самоопределение можно характеризовать как процесс, состояние и результат:
1) как процесс: предполагается прохождение последовательности
этапов решения экзистенциальной задачи («задачи на смысл жизни») -процесс поиска человеком своего жизненного предназначения через включенность в какую-то социальную ситуацию и переживание ее как жизненного события, осознание противоречия между персональным и социальным, прошлым, настоящим и будущим, реальным и потребностным, получение доступа к социальным критериям оценки ситуации и социально одобряемым способам поведения в ней, рефлексии собственных переживаний, мыслей и реальных поступков, выдвижение гипотез и включение в социальную практику по проверке их правильности
(социальные пробы), рефлексивно-ценностное осмысление социальных проб и принятие экзистенциального решения, прогнозирование следующего жизненного события и проектирование шагов по подготовке к нему;
2) как состояние: происходит осознание себя как субъекта
собственной жизни, при котором наблюдается ценностная противоречивость, эмоциональная насыщенность, обращенность
самосознания в мир собственных переживаний в пространственновременной перспективе;
3) как результат: человек осознает смысл собственного
существования, появляются новообразования в различных сферах его личности и, в целом, в «Я-концепции», приобретается жизненный опыт, навыки решения экзистенциальных проблем.
Оказание помощи в жизненном самоопределении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеет истоки в идеях гуманистической и экзистенциальной педагогики, предложивших педагогическое сопровождение как комплекс последовательных действий субъектов социального воспитания обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования, обеспечивающий их включенность в значимые события и стимулирующий саморазвитие на основе происходящего.
Исходя из выше сказанного, педагогическое сопровождение жизненного самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно определить как особый вид педагогического взаимодействия, стимулирующее осознание воспитанниками смысла собственной жизни и ее ценностных составляющих. Оно представляет собой двухвекторное образование, направленное с одной стороны, на создание условий для расширения субъективного пространства экзистенциального выбора, опыта социальных отношений и конструктивного решения внутриличностных дилемм; с другой, - на формирование социальных и рефлексивно-прогностических компетенций воспитанников, организацию практики их применения в период узловых жизненных событий (экзистенциальный подход).
Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно оказать им помощь в принятии смысложизненных ориентаций, не противоречащих общечеловеческим нормам и ценностям бытия. В связи с этим его границы определяются, с одной стороны, требованиями социокультурной среды, с другой, - общими, отдельными и единичными особенностями
психосоциального развития юношей и девушек (диалектический подход).
Социально-педагогическая деятельность, направленная на решение рассматриваемой задачи, может опираться на комплекс принципов - систему исходных требований и правил, выполнение которых их обеспечит достижение.
Н.М. Борытко сформулировал следующие обобщенные характеристики принципа [1]:
- руководящее требование, предписание, как действовать для достижения цели, норма деятельности;
- следствие закономерностей и противоречий воспитательного процесса, постоянного соотношения определенного круга явлений;
- внутреннее (а не навязанное извне) убеждение, принятое как руководящая идея, способ восприятия определенных явлений;
- система требований, взаимодополняющих и взаиморазвивающих друг друга; в разных системах один и тот же принцип может получить разное значение.
Принципы педагогического сопровождения жизненного самоопределения детей-сирот можно дифференцировать на общие и специальные.
Общепедагогические принципы разработаны и обоснованы в
многочисленных публикациях профессора М.И. Рожкова и представителей его научной школы [4].
Принцип нравственного саморегулирования предполагает педагогическую помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в осуществлении нравственной экспертизы происходящих событий на основе сформированных норм отношений и поведения. Такая помощь может оказываться педагогами, психологами,
священнослужителями, социальными работниками, специально
подготовленными усыновителями, опекунами и попечителями, приемными родителями. Она предполагает знакомство детей с нормами общечеловеческой морали и обучение их нравственному поведению, стимулирование нравственной самооценки и коррекции собственных поступков или намерений.
Принцип социального закаливания предполагает включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ситуации, требующие волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, овладения определенными способами этого преодоления, адекватными индивидуальным особенностям человека, формирования социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
Принцип актуализации ситуации предполагает, что каждое событие должно содержать ситуационную доминанту (Т.В. Машарова), которая представляет собой актуализированное внутреннее состояние человека, определяющее личностную значимость происходящего и выражается в эмоциональной оценке. Этот принцип требует оказания помощи подростку в анализе события, определении в нем главного и второстепенного [3]. При этом важно в деятельности и общении выделить ту часть события, которая обладает большим потенциалом для решения педагогической задачи. Ситуационная доминанта тесно связана с эмоциональной оценкой происходящего и поэтому предполагает развитие эмоциональной сферы воспитанников.
Принципы педагогического сопровождения жизненного самоопределения детей-сирот, основанного на рефлексивно-
прогностическом подходе, дополняют и инструментируют общепедагогические.
Принцип стимулирования саморазвития индивидуальности в качестве основного требования предполагает формирование мотивов самообразования и самовоспитания. Важными чертами являются осознанность и целенаправленность процесса самосовершенствования взрослеющего
человека, его самопознание и определение потенциалов и направлений работы над собой. Главным условием реализации данного принципа является обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способам самосознания, рефлексии, планирования жизненных событий.
Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения детей-сирот предусматривает оказание им помощи в прогнозировании «потребного будущего», разработке и реализации индивидуальной программы саморазвития, которую мы понимаем как последовательность самостоятельных действий в определенный промежуток своей жизни, направленную на совершенствование сущностных сфер личности через рефлексивно-ценностное осмысление себя в контексте социальных отношений.
Принцип формирования антиципации (опережающего отражения своего будущего) направлен на формирование у подростка-сироты или оставшегося без попечения родителей готовности и способности действовать и принимать жизненно важные решения с определенным пространственновременным упреждением ожидаемых жизненных событий в заданном социальном пространстве.
Принцип формирования мотивационной перспективы как логическое продолжение предыдущего предполагает перевод мотивационных возможностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из их потенциальной формы в форму актуального существования. Он требует, чтобы в процессе сопровождения жизненных событий обучающихся субъекты сопровождения стимулировали осознание и рефлексивноценностное осмысление ими прошлого опыта, использование его результатов для удовлетворения актуальных потребностей и сознательного отражения будущего.
Принцип развивающей социальной интеракции направлен на стимулирование активного взаимодействия детей-сирот с социокультурной средой с целью расширения жизненного опыта и рефлексии связанного с ним переживания. Результатом такого взаимодействия становится социальная компетентность как совокупность духовно-нравственных ценностей и установок личности, а также знание проблем социальных отношений и умение делать свой социальный выбор.
В этом принципе сфокусирована идея, вытекающая из социальнодеятельностной природы жизненного самоопределения: ключ к
формированию готовности к жизненному самоопределению лежит в
организации и изменении таких видов социально и личностно значимой деятельности, в которых осуществляется саморазвитие сущностных сфер его личности.
Принцип дилеммности предусматривает включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ситуации экзистенциального выбора с вариативными способами решения с целью создания ценностносмысловой интеграции.
Моральная дилемма представляет собой ситуацию, выход из которой предполагает лишь два взаимоисключающих решения, причем оба эти решения не являются безупречными с моральной точки зрения. В процессе ее решения подростком сознательно усвоенные моральные принципы, обогащаясь соответствующими переживаниями, становятся мотивами поведения, происходит становление нравственной саморегуляции, происходит качественный скачок моральных (социальных) норм в нравственные (внутренние) нормы.
Принцип «социального зеркала» обеспечивает объективную оценку педагогом намерений и действий воспитанников на основе общечеловеческих ценностей, правовых норм и культурных традиций.
Функция педагога при этом в первую очередь сводится к социальной фасилитации, под которой нами понимается всякое улучшение индивидуального результата, проистекающее от присутствия другого человека. Кроме того, педагогическое сопровождение жизненного самоопределения детей-сирот, основанное на рефлексивно-прогностическом подходе, позволяет сиротам свободно обсуждать с наставниками проблемы, связанные с экзистенциальным выбором, оперируя сложившимися ценностными ориентациями. Взрослый обязан концентрироваться на услышанном и давать оценку, опираясь на общечеловеческие нормы нравственности и морали, а также принятые в стране законы и правила общественного поведения. Смысл данной установки обосновывается тем, что в процессе общения с ним воспитанник, часто благодаря описанию извне, начинает менять исходные предпосылки своего поведения. Меняется и отношение к себе, поскольку самооценка формируется на основании интериоризации оценок окружающих.
Обеспечивая «социальное зеркальное отражение», педагог, усыновитель, попечитель, приемный родитель не должен обсуждать сопровождаемого и подвергать критическому анализу его как личность. Суть данного принципа заключается в том, чтобы увидеть экзистенциальную подростка проблему, помочь ее вербализировать (то есть перевести на
речемыслительный уровень) и включиться в диалог по поводу путей и средств ее разрешения, своими вопросами подвести учащегося к самостоятельному решению. Кроме этого «социальное зеркало» предусматривает отражение чувств собеседников, что способствует возникновению межличностного, эмоционального контакта, потому что показывает ребенку сироте или оставшемуся без попечения, что взрослый старается познать его внутренний мир. Эффективное отражение чувств помогает молодому человеку лучше разобраться в своих нередко противоречивых отношениях и тем самым облегчает разрешение внутренних конфликтов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности [Текст]: монография / Н.М. Борытко. - Волгоград, 2001. - 181 с
2. Вульфов, Б.З. Педагогика рефлексии [Текст] / Б.З. Вульфов, В.Н. Харькин. - М.: Магистр, 1995
3. Машарова, Т.В. Теория и практика социального самоопределения подростков в учебной деятельности: дис. ... д-ра пед. наук / Т.В. Машарова. - Ярославль, 1999.
4. Рожков, М.И. Концепция экзистенциальной педагогики [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.yspu.yar.ru
5. Сапожникова, Т.Н. Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников [Текст]: монография / Т.Н.Сапожникова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009.
REFERENCES
1. Borytko N.M. Vprostranstve vospitatel'noj dejatel'nosti: monografija [IN the space of educational activities: monograph]. Volgograd, 2001. 181 p.
2. Vul'fov, B.Z. Pedagogikarefleksii[Pedagogy reflection]. Moscow, Magistr, 1995.
3. Masharova T.V. Teorija i praktika social'nogo samoopredelenija podrostkov v uchebnoj dejatel'nosti: diss. ... d-raped. nauk [Theory and practice of social self-determination of teenagers in the educational activity: diss. ... Dr. Ped. Sciences]. Yaroslavl, 1999.
4. Rozhkov, M.I. Koncepcija jekzistencial'nojpedagogiki [Concept of existential pedagogy]. Available at: http://www.yspu.yar.ru (accesses 25 August 2013)
5. Sapozhnikova T.N. Pedagogicheskoe soprovozhdenie zhiznennogo samoopredelenija starsheklassnikov: monografija [Pedagogical support life self-determination of pupils]. Yaroslav, Izd-vo JaGPU, 2009.
Информация об авторах
Сапожникова Татьяна Николаевна (Россия, г. Ярославль) - Доцент, доктор педагогических наук, преподаватель кафедры социальной педагогики и организации работы с молодежью. Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. E-mail: sapozhikova-tat@mail.ru
Лунева Елена Сергеевна (Россия, г. Ярославль) - Ассистент кафедры социальной педагогики и организации работы с молодежью. Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. E-mail: elenaluneva@mail.ru
Information about the authors
Sapozhnikova Tat'jana Nikolaevna (Russia, Yaroslavl) - Associate professor, doctor of pedagogical sciences, professor of the department of social pedagogy and organization of work with youth. Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky. E-mail: sapozhikova-tat@mail.ru
Luneva Elena Sergeevna (Russia, Yaroslavl) - Assistant of the department of social pedagogy and organization of work with youth. Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky. E-mail: elenaluneva@mail.ru