Научная статья на тему 'Социальная реинтеграция детей-сирот в процессе деинституционализации'

Социальная реинтеграция детей-сирот в процессе деинституционализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1343
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ РЕИНТЕГРАЦИЯ / ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ДЕИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТИВНОСТЬ / SOCIAL PRPHANHOOD / SOCIAL REINTEGRATION / PRE-PROFILE TRAINING / DEINSTITUTIONALIZATION / SOCIAL ADAPTABILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Володина Юлия Анатольевна

В статье рассматриваются вопросы социальной реинтеграции (адаптации) детей-сирот в процессе деинституционализации. В качестве инновационного средства деинституционализации детей-сирот представлена предпрофильная подготовка, позволяющая сделать социальную среду интернатного учреждения открытой для внешних воздействий. Результаты экспериментального исследования раскрывают основные линии развития детей-сирот

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social reintegration of orphans in a deinstitutionalization process

The article is focused on issues of social reintegration (adaptation) of orphans in a process of deinstitutionalization. Pre-profile training that can make the social environment of a boarding school open for external effects is presented as an innovational resource of deinstitutionalization of orphans. Results of the experimental research disclose basic development lines of orphans

Текст научной работы на тему «Социальная реинтеграция детей-сирот в процессе деинституционализации»

Ю. А. Володина

(Брянск)

СОЦИАЛЬНАЯ РЕИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ПРОЦЕССЕ ДЕИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ

В статье рассматриваются вопросы социальной реинтеграции (адаптации) детей-сирот в процессе деинституционализации. В качестве инновационного средства деинституционализации детей-сирот представлена предпрофильная подготовка, позволяющая сделать социальную среду интернатного учреждения открытой для внешних воздействий. Результаты экспериментального исследования раскрывают основные линии развития детей-сирот

Переосмысление целей и задач деятельности интернатных учреждений в современном обществе обуславливает необходимость их реструктуризации и в конечном итоге - расформирование и закрытие. Применяемые современные формы и методы решения проблемы социального сиротства (устройство в замещающие семьи, патронат, детские деревни и др.) направлены на реализацию инновационной государственной политики в сфере деинституционализации детей-сирот - создания условий для воспитания и проживания детей вне учреждения..

Однако вопрос о повсеместном внедрении инновационных форм и методов социальной адаптации детей-сирот остается открытым и нерешенным. Поэтому целесообразно рассматривать деинституционализацию (адаптацию) детей-сирот через призму проблемы их социальной реинтеграции в современных условиях (А. А. Васильев, 2007; В. Н. Ослон, 2007; Н. А. Палиева, 2007; А. Леонидова, 2004; Н. Лисицына, 1999; И. А. Бобылева, 1999; И. Ф.. Дементьева, 2002; Л. Я. Олиференко, 2002; Г. В. Семья, 2005 и др).

Процесс реинтеграции воспитанников закрытых учреждений является переходным этапом от достигнутой ими стадии интеграции в микросреде интернатного учреждения к стадии адаптации, индивидуализации, интеграции (по А. В. Петровскому) в широкой социальной среде путем соотнесения своих ценностей, сформированных в интернатном учреждении, с требованиями группы членства за его пределами.

Понятие «реинтеграции» рассматрива-

ется нами как восстановление или воссоздание опыта или события с помощью переживания одного из его аспектов, а «социальной реинтеграции» - как процесса возвращения человека в общество. Процесс социальной реинтеграции способствует тому, что воспитанник интернатного учреждения оказывается в такой ситуации, когда он может осознанно привести свои потребности в персонализации в соответствие с готовностью группы принять лишь те значимые проявления своего нового члена, которые обеспечивают ей поступательное развитие и облегчают решение общегрупповых задач ее жизнедеятельности. В данном случае результатом социальной реинтеграции выступает адаптация и интеграция воспитанника в новой социальной среде.

Анализ теоретических и прикладных работ в данной области (А. А. Налчаджян, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, О. А. Селиванова и др.), а также обобщение практического опыта позволили определить в качестве основных показателей готовности де-тей-сирот к социальной реинтеграции социально-психологическую адаптивность, готовность к профессиональному самоопределению, компетентность в социальной сфере.

Рассмотрение различных факторов, влияющих на процесс социальной реинтеграции детей-сирот (социальных, педагогических, психологических, биологических и др.), позволяет выделить в качестве приоритетного направления психолого-педа-гогическую работу по формированию такого социально-образовательного простран-

ства воспитанников интернатных учреждений, которое в полной мере позволит передать им социокультурный опыт и интегрировать их в общество; этому служит и психологическое сопровождение как основополагающее в формировании самостоятельной активной социально ответственной личности, способной реализовать свои жизненные и профессиональные планы.

В качестве инновационного психологопедагогического средства в формировании социально-образовательного пространства воспитанников нами была выбрана пред-профильная подготовка, позволяющая, на наш взгляд, реализовать задачу подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни в обществе и обеспечить их социальную реинтеграцию в качестве равноправных членов, активно участвующих в общественной жизни.

В связи с этим нами было проведено исследование, направленное на выявление готовности детей-сирот к социальной реинтеграции в процессе их деинституционализации в условиях предпрофильной подготовки.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что введение пред-профильной подготовки как инновационного психолого-педагогического средства деинституционализации детей-сирот позволяет подготовить воспитанников интернатных учреждений к социальной реинтеграции.

Предпрофильная подготовка обуславливает применение таких форм и методов работы с подростками, которые делают социальную среду интернатного учреждения открытой для внешних воздействий и позволяют подросткам участвовать в общественной жизни региона наравне с учащимися общеобразовательных школ (поисковая, практическая, исследовательская, проектная деятельность, предпрофильные пробы, реализованные на базе ссузов и вузов, профориентационные экскурсии, часы общения со студентами, создание веб-сайтов совместно с преподавателями регионального Интернет-центра и др.).

В ходе эксперимента основные показатели готовности детей-сирот (выборка составила 133 учащихся 13-15 лет) к социаль-

ной реинтеграции были исследованы методиками психодиагностики: Шкала личностной тревожности А. М. Прихожан (форма Б), Шкала «Я-концепции» для детей Е. Пирс, Д. Харрис (адаптация А. М. Прихожан), Тест 20 ответов (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Н. В. Морозовой, М. В. Овчинниковой), Шкала социально-психологической адаптированности К. Роджерса и Р. Даймонда (адаптация Т. В. Снегиревой, А. М. Прихожан) и др., - в результате выявлены наиболее значимые факторы, влияющие на уровень готовности детей-сирот к социальной реинтеграции: социально-психологическая адаптированность, тревожность, (по показателю социально-психологической адаптивности), рефлексия и личностные смыслы в профессиональном становлении личности (по показателю готовности к профессиональному самоопределению), уверенность в себе, компетентность в сфере межличностных отношений, познавательная компетентность (по показателю компетентности в социальной сфере).

Умения подростков адаптироваться к требованиям микро- и макросоциума и на основе этого планировать свое будущее, предположительно, влияют на готовность детей-сирот к социальной реинтеграции. Результаты, полученные по «Шкале социально-психологической адаптированно-сти» К. Роджерса и Р. Даймонда, представлены в таблице 1. Показатели, полученные в экспериментальной (ЭГ) и контрольной группах (КГ), различаются между собой, причем в большинстве случаев результаты ЭГ опережают результаты КГ.

Превышение показателей ЭГ, в которой основным средством деинституционализации является предпрофильная подготовка, над показателями КГ (по высокому уровню) позволяет говорить о сформированно-сти социально-адаптивных способов преодоления возникающих проблем и стремлении подростков к позитивному взаимодействию с окружающими. На наш взгляд, это обусловлено ведущей деятельностью подросткового возраста (интимно-личностным общением) и стремлением к самоутверждению.

Для исследования уровня тревожности подросткам была предложена Шкала лич-

Таблица 1

Результаты исследования социальной адаптивности подростков в ЭГ и КГ

Диагностируемый параметр Исследуемая группа Высокий уровень Средний уровень

в процентах по отношению ко всей выборке

Социальная адаптированность ЭГ 16 % 22 %

КГ 14 % 14 %

Принятие себя ЭГ 25 % 21 %

КГ 15 % 28 %

Принятие других ЭГ 5 % 19 %

КГ 4 % 28 %

Эмоциональный комфорт ЭГ 9 % 30 %

КГ 9 % 21 %

Доминирование ЭГ 2 % 17 %

КГ 9 % 17 %

Уход от проблем ЭГ 2 % 18 %

КГ 35 % 20 %

ностной тревожности А. М. Прихожан (форма Б). Содержательная характеристика каждого из факторов представляет собой общее эмоциональное состояние подростков, связанное с различными формами их социальной жизни. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у подростков ЭГ наблюдается более низкий уровень общей тревожности (у 97%), чем у подростков в КГ (33%), исходя из чего можно сделать вывод, что условия предпрофильной подготовки в ЭГ дают больший положительный эффект для снижения уровня общей личностной тревожности школьников (об этом свидетельствуют статистические данные).

В связи с тем, что подростки ЭГ получают опыт социального общения не только в микросреде интернатного учреждения, но и за его пределами в соответствии с целями и задачами предпрофильной подготовки, можно утверждать, что созданные условия позволяют им удовлетворять свою потребность в социальных контактах со сверстниками из благополучных семей, потребность в самоутверждении среди них, в творческой самореализации в социально одобряемых видах деятельности. Это на данном этапе способствует их включению в общественную жизнь.

На основе сравнения факторов «Общая

тревожность» (Шкала личностной тревожности), «Тревожность» (Шкала Я-концеп-ции) был проведен анализ, который позволил проследить изменение уровня готовности подростков к социальной реинтеграции при сопоставлении его с выделенными компонентами Я-концепции личности.

Известно, что для развития личности человека важнейшее значение имеет то, как к нему относятся окружающие, каким его видят, как оценивают. Д. И. Фельдштейн подчеркивал, что социальное созревание человека, структурирование его самопознания и самоопределения как активно действующего субъекта определяется Я-концепцией личности, выражающейся в 2-х позициях: «Я в обществе» и «Я и общество». Отстаивая свою самостоятельность, подросток формирует и развивает на основе рефлексии свое самосознание, образ «Я», соотношение идеального и реального «Я».

Поэтому целью проведения методики «Шкала Я-концепции» (Е. Пирс, Д. Харрис -адаптация А. М. Прихожан) было выявление особенностей структурных элементов, составляющих Я-концепцию личности, с точки зрения предложенных позиций: соответствие поведения требованиям окружающих, самооценка своей успешности, оценка ситуации в школе, самооценка своей внешности и физической привлекатель-

ности, тревожность, умение общаться, удовлетворенность жизненной ситуацией, уверенность в себе.

В ходе исследования значимые корреляционные связи были обнаружены между факторами «Тревожность» и «Уверенность в себе», что свидетельствует о том, что в ЭГ снижение тревожности способствует формированию у подростков уверенности в своих силах при столкновении с трудностями на пути достижения поставленных целей. Остальные связи, полученные по данной методике, оказались незначимыми. Однако существуют некоторые тенденции в корреляционных зависимостях между ними. Так, фактор «Соответствие поведения требованиям окружающих» тесно связан с остальными факторами. Это говорит о схожих причинах данных явлений, определяющих, на наш взгляд, результативность межличностных контактов детей-сирот в окружающем социально-образовательном пространстве.

В экспериментальном исследовании мы сочли возможным на основе теоретических выводов рассмотреть уровень рефлексии как важную составляющую основы формирования самосознания подростка интернатного учреждения, регулирующую его деятельность в качестве субъекта при подготовке к социальной реинтеграции («Тест 20 ответов» - М. Кун, Т. Макпарт-ленд; модификация Н. В. Морозовой, М. В. Овчинниковой). В процессе анализа была использована 5-уровневая шкала оценки, где за основу принималось количество рефлексивных предъявлений, представленных в различных выражениях, фразах, образах русского языка.

В ходе количественного анализа текстов ЭГ (см. рис. 1) выяснилось, что низкий уровень рефлексии показали 17% подростков, ниже среднего - 14%, средний - 39%, выше среднего - 17%, высокий - 13%.

Одним из результатов процесса рефлексии является осознание личностью себя как будущего специалиста через профессиональный «Я-образ» и «Я-концепцию», то есть осознанность личностного смысла -своего «Я» в профессии: «профессия для меня», «каким профессионалом я хочу быть», «каков я как будущий профессионал», «каким профессионалом меня считают дру-

гие». По этому показателю можно судить об уровне будущего профессионального развития подростка и о его готовности к профессиональному самоопределению.

Анализ репертуара референтных групп позволяет сделать вывод о максимальной представленности групп, подчиненных нормам сообщества (половая идентификация, территориальная принадлежность, национальная группа и др.). Эта разновидность референтных групп в ответах составляет около 70%. Примерно для 57% учащихся актуальны группы «непосредственного контакта». Около 20% подростков подчеркнули значимость референтных групп, связанных со сферой общения, 11% указали на референтные группы, связанные с увлечениями, 8% отметили принадлежность к семье. Все это позволяет сделать вывод о том, что основной репертуар референтных групп позволяет формировать у подростков социальные нормы и правила поведения через эмоциональное воздействие на них социального окружения.

Значимость категории «Отношение с окружающими людьми», определенная Шкалой «Я-концепции», говорит о том, что для подростков школ-интернатов в качестве приоритетных выступают межличностные отношения, поведение и эмоциональный комфорт. Это может быть объяснено тем, что ценность общения характерная для подростков - возрастная черта. Именно в общении осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Хотя, по исследованиям А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, для воспитанников интернатных учреждений это несвойственно, трудности в общении со взрослыми оказываются ведущими факторами в их дезадаптации.

Ситуации дефицита общения с близкими взрослыми приводят к тому, что у подростков наблюдается недоразвитие интимно-личностной стороны общения, причины которого - в ситуации «неизбежного» общения с достаточно узкой группой сверстников в условиях микросреды интернатного учреждения, в нарушенных эмоциональных связях с другими людьми, в постоянном подсознательном ожидании отрица-

тельной реакции от межличностного взаимодействия. Эти результаты подтверждают и наши исследования в КГ - в противовес приведенным ранее показателям ЭГ, где ситуация развития подростков более благоприятна и соответствует нормативным показателям возраста.

Исходя из этого, формирование у подростков интернатных учреждений готовности к социальной реинтеграции, формирование социальной компетентности как новообразования подросткового возраста (по

Э. Эриксону), проявляющегося в возрастающей самостоятельности, стремлении к независимости, самоутверждении, должно быть неразрывно связано с формированием познавательной компетентности, компетентности в общении, особенностью и степенью самопринятия ребенка.

Исследование выделенных параметров, проведенное по Шкале оценки компетентности С. Хартер (адаптация Н. С. Чернышевой) позволило сделать следующие выводы: познавательная компетентность подростков как ЭГ, так и КГ находится в основном на среднем уровне, Однако тенденции ее развития во временной перспективе в ЭГ и КГ различаются.

По исследованиям А. М. Прихожан и

Н. Н. Толстых, у воспитанников школ-интернатов слабо выражена познавательная потребность даже в таких ее примитивных формах, как интерес к новым фактам, к ярким жизненным примерам, к необыкновенным явлениям. Эти данные, безусловно, соотносятся с выявленной нами тенденцией в КГ к снижению познавательной компетентности.

Тенденция же к повышению познавательной компетентности в ЭГ подростков, на наш взгляд, обусловлена включением их в поисковую, исследовательскую, творческую проектную деятельность в условиях экспериментального введения предпро-фильной подготовки как средства деинституционализации детей-сирот.

Содержание выполненных творческих проектов свидетельствует о том, что у подростков познавательная компетентность проявляется в осознании важности построения стратегии собственной жизни, в самостоятельном планировании целей и процесса профессиональной деятельности,

в подборе и изучении необходимых материалов, в стремлении реализовать свои проекты на практике, в отражении полученных результатов в структуре проекта, в осмыслении, самоконтроле хода своей деятельности. Это позволяет говорить о формировании познавательной компетентности в условиях предпрофильной подготовки.

Данный факт, таким образом, показывает влияние процесса профессионального самоопределения на готовность подростков интернатных учреждений к социальной реинтеграции через становление их познавательной компетентности.

Также творческая активная деятельность подростков ЭГ в процессе эксперимента позволяет осуществить формирование их личности не в условиях приспособления субъекта к требованиям окружающей среды, а в условиях его постоянной творческой активности, направленной на перестройку окружающей среды и самого себя, что, по словам Л. И. Божович, создает возможность перехода подростков от ситуативных к социально активным формам поведения в обществе.

Результаты, полученные по фактору «Компетентность в общении со сверстниками», показывают, что у подростков ЭГ наблюдается более высокая вероятность установления положительных межличностных социальных контактов (73%), чем у подростков КГ (63%). Это также указывает на их большую вероятную социальную интегрированность в окружающей среде после выхода из интернатного учреждения.

Преобладает и общее самопринятие, оценка себя в ситуациях общения с окружающими людьми у 78% детей-сирот ЭГ по сравнению с 71% в КГ, что указывает на влияние внешних воздействий, осуществляемых взрослыми в условиях предпро-фильной подготовки, на формирование положительного Я-образа и Я-концепции личности у подростков ЭГ.

Решение задачи развития у детей-си-рот способности видеть перспективу своей будущей жизни, способности самому определять цели своей жизни, осваивать практически полезные навыки планирования, соотносить ближнюю и дальнюю перспективы и, в целом, формирование социально-

Рис. 1. Аналитические данные по уровню исследования рефлексивной продукции

профессиональной зрелости личности воспитанника обуславливает также положительное влияние ее основных сторон на готовность подростков интернатных учреждений к социальной реинтеграции.

Таким образом, очевидно, что выделенные факторы и основные показатели (социально-психологическая адаптированность, готовность к профессиональному самоопределению и компетентность в социальной сфере) приводят к формированию и более высокого уровня готовности подростков к социальной реинтеграции.

Сделанные выводы подтверждают наши предположения о благоприятном влиянии предпрофильной подготовки на готовность детей-сирот к социальной реинтеграции, позволяющей формировать у них социально-профессиональные качества и положительную Я-концепцию через снижение уровня общей и межличностной тревожности и повышение уверенности в себе.

Сравнение полученных результатов в экспериментальной и контрольной группах позволяет говорить о том, что готовность подростков к социальной реинтеграции статистически значимо зависит от их умения адаптироваться к требованиям окружающей социальной среды и выполнять их

в соответствии со своими поставленными целями, от готовности к профессиональному самоопределению, от степени сформи-рованности системы компетенций в социальной сфере.

Полученные результаты экспериментального исследования позволяют сделать вывод об эффективности введения пред-профильной подготовки как средства деинституционализации детей-сирот в подготовке их к социальной реинтеграции.

Следует отметить, что выявленные закономерности и показатели уровня готовности к социальной реинтеграции детей-сирот официально подтверждаются данными по социальной интеграции подростков после окончания ими школ-интернатов. Из 76% готовых к социальной реинтеграции детей-сирот ЭГ успешно интегрировались в обществе 63%, у 23% учащихся, имеющих низкий и ниже среднего уровни готовности, в настоящее время наблюдаются трудности в общении с окружающими людьми, моральное иждивенчество, осложнения в становлении самосознания, постоянные нарушения учебной дисциплины, стремление вернуться в среду интернатного учреждения, препятствующие их успешной социализации.

Литература

1. Васильев А. А. Реформирование детских домов: актуальный подход // Народное образование. - 2007. - №8. - С.55-60.

2. Иванова Н. П., Заводилкина О. В., Бобылева И. А. Возрастные стандарты социализации детей-сирот. - М.: Дом, 1999. - 60 с.

3. Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / АН АрмССР. Ин-т философии и права. - Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. - 263 с.

4. Олифриенко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Критерии и показатели отнесения детей к категории нуждающихся в государственной помощи и поддержке. - М., 2002. - 84с.

5. Ослон В. Н. Научное сопровождение практики деинституционализации детей-сирот // Детский дом. - 2007. - №3. - С.2-8.

6. Палиева Н. А. Формирование ценностных ориентаций у де-тей-сирот в условиях детского дома // Вестник УРАО. - 2007. -№2. - С.74-77.

7. Петровский А. В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. - 1984. - №4.

8. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 400 с.: ил.

9. Селиванова О. А. Личностно значимые условия реинтеграции «уличного» подростка в социум // Педагогика. - 2004. - №1. - С.56-61.

10. Семья Г. В. Политика деинституционализации учреждений интернатного типа // Агентство социальной информации: семья и дети, 12.10.2005 [Электронный ресурс]. - URL: Ы*р:/^ь org.rU/ASI3/main.nsf/0/0E9B2F52A91014B4C3257098003FD563.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.