А. С. Иргалиев. Аспекты социализации воспитанников детской деревни семейного типа
В нашей работе средства оценки и контроля знаний представлены контрольно-тестовой программой, позволяющий осуществлять оценку усвоения знаний, приобретенных во время экологической подготовки. Программа работает в двух режимах - контроля и оценки. В первом при неправильном ответе на поставленный вопрос военнослужащему предоставляется возможность узнать правильный ответ. Во втором ему указывается, правильно или неправильно он ответил. Контрольно-тестовая программа позволяет военнослужащему самостоятельно проверять свои знания по одной из предложенных тем или оценить знания всего курса с выставлением соответствующей оценки. Невысокие баллы, полученные при тестировании, и просмотр допущенных ошибок ориентируют на ликвидацию «белых пятен» в знаниях и повторное тестирование. Наличие продуманных и четко сформулированных вопросов к тестам, ответы на которые можно найти в процессе чтения материала, способствовало его запоминанию, возможность же повторного прохождения теста способствует закреплению усвоенных знаний.
В заключение, можно сделать выводы, что технология формирования готовности военнослужащих к военно-экологической деятельности включает: 1) на первом этапе - формирование знаний по обеспечению экологической безопасности деятельности войск; 2) на этапе обучения, предшествующем военно-экологической деятельности, - диагностику готовности военнослужащих к обеспечению экологической безопасности военной деятельности и к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Таким образом, в рамках экологической подготовки военнослужащих информационные технологии обучения рассматриваются не только как процесс или результат его проектирования (описание, модель), но и как инструмент в руках педагога, позволяющий ему организовать учебный процесс на технологическом уровне.
Примечания
1 См.: Мордвинов В. Ф. Об информатизации системы военного образования // Военная мысль. 2006. № 4. С. 25-28.
УДК 37.01:316.356.2
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОЙ ДЕРЕВНИ СЕМЕЙНОГО ТИПА
А. С. Иргалиев
Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова E-mail: [email protected]
В статье проведен анализ особенностей социализации детей-си-рот - воспитанников детской деревни семейного типа; приводятся авторские определения понятий: «социализация», «успешная социализация», «социализированность», «социальная приспособленность» и «личностная обособленность». Описываются: содержание психологической диагностики уровня социализированно-сти детей-сирот; авторская программа «Успешная социализация подростков-воспитанников». выделяются педагогические условия успешной социализации воспитанников детских учреждений, замещающих семью.
Ключевые слова: социализация, воспитанники-подростки детской деревни, успешная социализация, социализированность, социальная приспособленность, личностная обособленность.
Psychological-Pedagogical Aspects of Successful Socialization of Students-Teenagers in the Family Type Children's Village
A. S. Irgaliev
The analysis of the results of research of the features and conditions of socialization of children-orphans of students-teenagers in the family type children's village is carried out. Author's definitions of concepts
«socialization», «successful socialization», «the result of socialization», «social suitability» and «personality isolation» are resulted. The contents of the level of psychological diagnosis socialization of orphaned children are described. The author's program «Successful socialization of adolescent students» are described. Pedagogical conditions of successful socialization of pupils of child care centres replacing a family are allocated.
Key words: socialization, teenage inmates of children's village, successful socialization, socialization level, social adaptability, personality isolation.
В последние десятилетия казахстанское общество значительно изменилось во всех сферах политической, экономической и социальной жизни. Одной из таких трансформаций является критическое осмысление перемен в социальной и духовной жизни, определение тенденций дальнейшего развития, выбор структуры и содержания социального воспитания и социализации подрастающего поколения1.
Особую актуальность проблема социализации подрастающего поколения приобретает, когда речь идет о воспитании детей-сирот, так как после экономического кризиса 1990-х гг. произошел резкий рост числа детей в системе детских учреждений, замещающих семью. На сегодняшний день по разным данным, в Республике Казахстан насчитывается около 75 тыс. детей-сирот2.
© Иргалиев А. С., 2012
Мы считаем, что условия, существующие в детских домах, тормозят социальное развитие, искажают личность3. Они не способны решать жизненные проблемы, встающие перед ними, имеют низкий уровень социализированности, становятся «чужими» в обществе. В итоге большая часть выпускников попадают в криминальную среду и, как следствие, оказываются в местах лишения свободы4.
Эти причины послужили основанием для теоретико-методологической и практической разработки нами методики успешной социализации воспитанников детских учреждений, замещающих семью. Теоретико-методологической основой служили положения о социальной детерминированности развития и активности личности, философские, педагогические и психологические воззрения и теории о сущности человеческой личности и процессе её социализации, современные педагогические и социально-психологические концепции взаимодействия личности и общества, самоценности личности, основы диагностики и коррекционно-развивающей деятельности.
Приоритет в изучении социализации принадлежит западным научным школам (Ф. Х. Гиддингс, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Г. Тард и др.). Начиная с 1960 - 70-х гг. были предприняты первые попытки объективного анализа процесса социализации советскими учеными (П. С. Лебедев, Ю. А. Левада,
B. С. Мерлин, Б. Д. Прагин и др.). Процесс полноправного участия ребенка в общественных отношениях рассматривался в разное время в работах российских ученых: К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Г. М. Андреевой, А. Г. Асмоло-ва, Л. П. Буевой, Л. С. Выготского, И. С. Кона, А. И. Леонтьева, А. В. Мудрика и др. Весомый вклад в разработку различных педагогических аспектов социализации внесли такие казахстанские ученые, как А. А. Бейсенбаева, Г. К. Нургалиева, А. К. Каплиева, Р. К. Толеубекова, С. С. Тилеуова,
C. А. Узакбаева (развитие общечеловеческих и национальных ценностей личности), К. Б. Жарик-баев, С. К. Калиев, К. Ж. Кожахметова (этническая социализация), Л. А. Байсерке, Л. К. Керимов, А. В. Ким, А. А. Калюжный, Ж. С. Хасанова (нравственно-правовая социализация), Б. И. Мука-нова, А. М. Муханбетжанова, А. Н. Тесленко, Г. А. Уманов (функционирование ведущих институтов социализации и интеграция личности в общество).
В исследовании нами были сформулированы определения таких понятий, как «социализация», «успешная социализация», «социализирован-ность», «социальная приспособленность» и «личностная обособленность». Социализация понимается нами как процесс формирования личности в определенных социальных условиях, усвоения и активного воспроизводства имеющегося социального опыта, в ходе которого человек преобразует его в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему
отношений и поведения те нормы и шаблоны, которые приняты в обществе или референтной группе. Успешная социализация рассматривается нами как процесс формирования личности в определенных социально-воспитательных условиях, усвоения и активного воспроизводства имеющегося значимого социального опыта, в ходе которого личность преобразует его в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему отношений и поведения те нормы и шаблоны, которые дают возможность для полноценной самореализации и самоактуализации в обществе. Социализированность личности воспитанника мы определяем как усвоение имеющегося общественного социального опыта (социальное приспособление) и формирование собственного индивидуального социального опыта (личностное обособление). Соответственно, чем выше степень приспособленности и обособленности, тем выше уровень социализированности подростка.
В качестве основных компонентов процесса успешной социализации (социализированности) воспитанника нами выделяется социальная приспособленность и личностная обособленность.
Опираясь на государственный общеобязательный стандарт общего среднего образования Республики Казахстан, мы даем следующие характеристики:
1) социальной приспособленности воспитанника:
овладение культурой общения со сверстниками; умение осваивать новые социальные роли; проявление осознанного интереса к собственному социальному статусу в коллективе сверстников; умение строить социальные отношения за рамками школы; овладение знаниями о комплексе стереотипов полоролевого поведения, понимание значимости выбора будущей профессиональной деятельности (поведенческо-коммуникативная приспособленность);
потребность в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом образе жизни; овладение системой представлений о себе; потребность в овладении ценностями национальной и мировой культуры; осознанная моральная ответственность за состояние окружающей среды (ценностная приспособленность);
2) личностной обособленности воспитанника: наличие собственных взглядов, ценностных
ориентаций, способность принимать новые ценности (ценностная автономия);
целостная сформированность Я-концепции, чувство собственного достоинства, способность осуществлять рефлексию и самооценку результатов своей деятельности (личностно-самооценоч-ная автономия);
понимание и самоконтроль собственных чувств и эмоций, реализация избирательности в эмоциональных привязанностях, их сбережение и дополняемость (эмоционально-волевая автономия);
А. С. Иргалиев. Аспекты социализации воспитанников детской деревни семейного типа
мера готовности и способности самостоятельно решать собственные проблемы, осознание необходимости участия в различных видах деятельности с целью самореализации и самоопределения; креативность (поведенческая автономия).
На основе выделенных компонентов мы определили четыре критерия успешности социализации воспитанников: 1) ценностный; 2) поведенче-ско-коммуникативный; 3) эмоционально-волевой; 4) личностно-самооценочный.
В качестве основной базы исследования нами была выбрана областная детская деревня семейного типа г. Уральска. Она состоит из десяти жилых коттеджей, где проживают семьи, состоящие из 7-8 детей с мамой-воспитательницей, кровные братья и сестра проживают в одном коттедже. Проживание является альтернативой семьи, воспитанники ходят в обычную общеобразовательную школу.
Положительно оценивая деятельность этой детской деревни, необходимо отметить, что дальнейшего совершенствования требует организация социально-педагогической деятельности по успешной социализации воспитанников, в особенности воспитанников подросткового возраста. Об этом свидетельствуют проблемы подростков, связанные с нарушениями дисциплины и распорядка деревни, проявлениями асоциального поведения во взаимоотношениях со сверстниками и педагогическим коллективом.
Исследование проведилось на базе этой областной детской деревни с 2004 по 2010 годы.
Мы считаем, что изучение педагогических условий социализации детей-сирот и разработка методики их успешной полоролевой, семейной и трудовой социализации воспитанников - основа эффективной социально-педагогической деятельности детской деревни семейного типа. Цель исследования - научно-теоретическая разработка педагогических условий успешной социализации воспитанников детской деревни семейного типа и опытно-экспериментальное обоснование их эффективности. В качестве объекта исследования выбран социально-педагогический процесс детской деревни, а предметом исследования -педагогические условия успешной социализации ее воспитанников.
Гипотеза исследования заключается в организации специальных занятий по развитию коммуникативности и творческого мышления у воспитанников, обеспечивающих основу становления духовно-творческой личности и формирование опыта гуманистического взаимодействия с людьми, гибкости в общении, осознание и регуляцию своих жизненных позиций, готовность к самоиз-менению, саморазвитию и самореализации; кроме того, обогащается рефлексия по приобретению позитивного жизненного опыта, моделируемого в групповом взаимодействии через участие в различных формах ролевого, игрового тренинга, упражнений и групповых дискуссий. Такие
занятия должны способствовать успешной полоролевой, семейной и трудовой социализации подростков - воспитанников детской деревни семейного типа.
Для психологической диагностики уровня социализированности воспитанников были отобраны восемь методик: «Диагностика социальнопсихологической приспособленности» К. Роджерса и Р. Даймонда, варианты А (для мальчиков) и Б (для девочек); «Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах» Ч. Д. Спилберга, методика «Шкала Я-концепции» Пирса - Харриса; «Шкала личной тревожности для учащихся 13-16 лет» А. М. Прихожан (форма Б), «Детский вариант шкалы явной тревожности» (СМЛБ), «Ценностные ориентации» М. Рокича; «Шкала оценки значимости эмоций» и методика «Незаконченные предложения» Сакса и Леви. Такой блок тестов и методик был многократно апробирован специалистами в данной области (А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, Т. И. Шульга, П. Я. Олифе-ренко, А. В. Быков и др.), он позволяет целостно диагностировать уровень социализированности подростка.
Первичная социально-психолого-педагоги-ческая диагностика (апрель 2004 г.) подростков - воспитанников детской деревни выявила следующие нарушения процесса социализации: наличие у большинства воспитанников девиантных моделей поведения; проблемы интеллектуального развития; отклонения в эмоционально-волевой сфере; нарушение в структуре самосознания (феномен «мы») - слабая развитость Я-концепции; нарушение звена психологического времени; проблемы полоролевой идентификации; проблема нравственного развития - терпимость к лицам, совершающим аморальные поступки и деяния. Исходя из этого, идея специальной работы с воспитанниками детской деревни заключалась в их включении в специальную деятельность (тренинги и упражнения), позволяющую пройти четыре стадии приобретения позитивного социального опыта: 1) репродуктивную - воспроизведение комплекса освоенных духовно-нравственных ценностей, эталонов взаимодействия с людьми (личностная предадаптация); 2) адаптивную -рефлексия и самоопределение, приспособление и мобилизация имеющегося социального опыта к возникшей ситуации (субъективизация); 3) ло-кально-моделирующую - рефлексия развертывания ситуации, освоение ценностных норм ее разрешения, выработка стратегии поведения; 4) системно-моделирующую - закрепление ценностных норм, стереотипов поведения, возникших при разрешении ситуации, попытка влияния на этот процесс.
В качестве основных методов специальной работы нами были выбраны упражнения: «разогревающие», на знакомство, в парах, для малых групп, на оценивание, на работу с именем, на ре-
Педагогическая акмеология 83
чевые действия, проективные, на обратную связь, на взаимное понимание, по выработке навыков.
По итогам первичной диагностики мы разработали авторскую программу специальной работы «Успешная социализация подростков-воспитанников» (май 2006), состоящую из трех разделов: семинар-тренинг «Встречи с самим собой» (94 часа); детско-родительские тренинги «Моя семья» (14); тренинги «Мир профессии» (8 часов).
Реализация мероприятий в рамках специальной программы основывалась на следующих принципах: уважения личного достоинства ребенка; доверия к несовершеннолетнему; добровольности; соблюдения интересов подростка; компетентности в работе с детьми-сиротами; искренности с детьми-сиротами; естественности в профессиональной деятельности; независимости и достаточности в качестве личности, способной
привлекать детей. Специальная работа проводилась в период с сентября 2006 года по май 2010 года. В эксперименте приняли участие воспитанники детской деревни в возрасте 11-15 лет.
Тренинговые занятия проводились в специально оборудованном кабинете психолога один-два раза в неделю, в свободное от домашних обязанностей время у детей. Удобное, комфортное время проведения занятий периодически обговаривалось с мамами-воспитателями и самими детьми; детско-родительские тренинги проводились в каждом коттедже с «семьей» после ужина.
Одним из показателей социализированности подростка-воспитанника является уровень его социально-психологической адаптированности: по результатам вторичной диагностики (июнь 2010 г.) общий коэффициент адаптированности в выборке составил 3,3, что соответствует уровню выше среднего.
5
4.5 4
3.5 3
2.5 2
1.5 1
0,5
0
—Первичная
А
диагностика
V
—о- Вторичная
диагностика
з .
5 °-я -в-
5 I * I
3
5
с:
5 «О 3 О
X о-
о. С
Сравнительные показатели коэффициента социально-психологической адаптированности воспитанников детской деревни на констатирующем и формирующем этапах эксперимента
В личностно-социальном плане претерпели положительное изменение общее коллективное и межгрупповое общение (рисунок). На констатирующем этапе эксперимента практически у всех участников отмечались неуверенность, боязнь налаживания новых социальных контактов, неуверенность в собственных действиях и поступках, преобладание негативных психологических механизмов защиты, бедность социального опыта, стереотипность ценностных ориентаций, ограниченность эмоциональных переживаний.
После реализации комплексной программы «Успешная социализация подростков-воспитан-ников» объемом 116 часов произошла позитивная динамика личностных и социальных качеств воспитанников, характеризующаяся следующими изменениями:
в ценностно-нормативной сфере: появилась устойчивая потребность в усвоении духовнонравственных и гражданско-патриотических взглядов, общественных ценностных ориентаций; осознанность значимости гуманистического отношения к окружающему миру, окружающим
людям; стремление к социально одобряемому образу жизни; овладение целостное представлений о себе, собственной личности и личности другого человека;
в поведенческо-коммуникативной сфере: овладение культурой бесконфликтного и продуктивного общения со сверстниками; обретение понятия о собственном социальном статусе в обществе, коллективе; стремление строить взаимоотношения за рамками воспитательного учреждения; овладение и применение знаний полоролевого поведения в семье; определенность в выборе будущей профессиональной деятельности; осознанное участие в различных видах воспитательной деятельности с целью самореализации и самоопределения;
в эмоционально-волевой сфере: понимание и самоконтроль собственных чувств и эмоций; готовность самостоятельно решать свои проблемы; повышение уровня мотивации учения, познавательной активности, появление продуктивной мотивации достижения, значительное снижение тревожности и гнева в процессе учения, благоприятный эмоциональный фон отношений со
взрослыми в школе; комфортное самочувствие, преобладающее положительное настроение; быстрое переживание социального стресса;
в личностно-самооценочной сфере: сформировалось целостное Я-представление, появились самоуважение, самопринятие, чувство собственного достоинства; умение осуществлять рефлексию и самооценку своей деятельности, принятие осознанного решения на основе критически осмысленной информации; высокий коэффициент социально-психологической адаптированности; осознание себя как члена семьи, выполнение полоролевых ожиданий в семье.
Опираясь на результаты, полученные в ходе эксперимента, мы выделили следующие педагогические условия успешной социализации воспитанников детских учреждений, замещающих семью:
1) опора на современное научное понимание сущности процесса успешной социализации и учет социально-педагогических и психологических особенностей развития детей-сирот в процессе организации воспитательной и социализирующей деятельности детской деревни семейного типа;
2)реализация комплексной социально-педагогической диагностики, методики коррекции и развития позитивного социального опыта воспитанников с учетом принципов социально-педагогической деятельности;
УДК 37.013.42
3) поэтапное формирование и соблюдение приемственности компонентов, критериев и показателей успешной полоролевой, семейной и профессиональной социализации воспитанников.
Проведенное исследование не претендует на полноту изучения проблем деятельности детской деревни. В дальнейшем изучении нуждается проблема формирования родственных связей, разработка развивающих занятий с детьми разного возраста в одной группе, подготовка воспитателей детских деревень к работе с социальными сиротами.
Примечания
1 См.: Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Среднее общее образование. Основные положения. Астана, 2007. 76 с.
2 Перспективы программ работы с воспитанниками детских домов. Алматы, 2011. С. 3.
3 См.: БайсеркеЛ., МусабековаГ. Пути выявления и учет эффективности воспитательного процесса по формированию нравственных отношений между воспитателями и воспитанниками детского дома // Поиск. 2006. № 3. С. 256-257.
4 См.: Макина Л. Особенности межличностного отношения учащихся 9-х классов в условиях проживания в детском доме // Поиск. 1999. № 4. С. 101-102.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К СОТРУДНИЧЕСТВУ С СЕМЬЕЙ ШКОЛЬНИКА
Т. В. Хуторянская
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
В статье представлены результаты анализа сущности сотрудничества как психолого-педагогической проблемы и формирования профессиональной готовности будущих педагогов к сотрудничеству с семьей школьника. Отмечается, что для обеспечения гармоничного развития личности ребенка необходимо сотрудничество с семьей с использованием традиционных и инновационных форм работы.
Ключевые слова: педагог, семья, школьник, сотрудничество, формирование профессиональной готовности студентов.
Forming of Professional Readiness of Future Teachers to the Collaboration with Family of schoolboy
Т. V. Hutoryanskaya
In the article the results of analysis of essence of collaboration are presented as a психолого-педагогической problem and essence of forming of professional readiness of future teachers to the collaboration with family of schoolboy. It is marked that for providing of harmo-
nious development of personality of child collaboration is needed with family with the use of traditional and innovative forms of work.
Key words: teacher, family, schoolboy, collaboration, forming of professional readiness of students.
Политические, экономические, социальные изменения, произошедшие в нашем обществе, обусловили переоценку существовавших десятилетиями представлений о функциях образования и воспитания, взаимодействии школы и семьи. Многие годы декларировалась идея превалирующей роли общественного воспитания, в результате этого недооценивалась роль семьи. Сегодня значительно возросла роль семейного воспитания, что отражено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации российского образования на период до 2012 года», где подчеркивается исключительно важная роль взаимодействия семьи и школы в решении задач воспитания.
Повышение роли семьи в воспитании в значительной мере зависит от школы, характера ее
© Хуторянская Т. В., 2012