Научная статья на тему 'Информационные средства обучения в процессе подготовки современных военных специалистов'

Информационные средства обучения в процессе подготовки современных военных специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Юлия Евгеньевна, Павлов Павел Владимирович

В статье рассматриваются информационные средства обучения, используемые в экологической подготовке военнослужащих. Дается описание состава, структуры, указываются цель и функции информационных средств обучения в процессе подготовки военных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова Юлия Евгеньевна, Павлов Павел Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные средства обучения в процессе подготовки современных военных специалистов»

УДК 355.233

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННЫХ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Ю. Е. Павлова, П. В. Павлов

Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж) E-mail: pv.pavlov@mail.ru

В статье рассматриваются информационные средства обучения, используемые в экологической подготовке военнослужащих. Дается описание состава, структуры, указываются цель и функции информационных средств обучения в процессе подготовки военных специалистов.

Ключевые слова: информационные средства обучения, экологическая подготовка, военнослужащие.

Information Technology Means of Teaching in the Process of Contemporary Military Specialists Training J. E. Pavlova, P. V. Pavlov

Information technology means of teaching used in the process of ecological education of the military are considered in the article. The structure, aim and some functions of the information technology means of teaching in the process of contemporary military specialists training are described.

Key words: information technology means of teaching, ecological education, military specialists.

Одним из наиболее эффективных путей совершенствования военного образования, определенных в Федеральной целевой программе «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2012 года», является информатизация. С помощью современных информационных технологий происходит интеграция закрытого образовательного поля и открытого информационного образовательного пространства в сфере образования Российской Федерации1.

Возможность интеграции информационных технологий обусловлена дидактическими особенностями информационных средств обучения. Наиболее значимыми из них для моделирования экологических ситуаций, экологических и техногенных катастроф, природных катаклизмов, их интерпретации и наиболее оптимального реагирования на них обучающихся являются:

1) моделирование экологических ситуаций без учета реально необходимых для их создания временных и пространственных интервалов;

2) моделирование недоступных непосредственному восприятию процессов и явлений;

3)возможность показа последствий экологических и техногенных катастроф в динамике, ретроспективное и перспективное их интерпретирование;

4) возможность интерактивного управления физическими, химическими, иными процессами, потенциально опасными для окружающей среды и для военнослужащего;

5) эмоциональность и выразительность транслируемой учебной информации;

6) регулирование информационной насыщенности проводимого занятия с учетом индивидуальных особенностей военнослужащих контрактной службы.

Использование современных информационных технологий открывает дополнительные возможности в организации и управлении познавательным процессом военнослужащих для детального восприятия и анализа ими значимой информации, оперирования ею и ее переходу в прочные знания, значительно повышает интерес личного состава вооруженных сил к учебным занятиям, в том числе и по экологической подготовке.

Эффективность и качество экологической подготовки военнослужащих находятся в непосредственной зависимости от уровня руководства и организации учебного процесса. В современных условиях информатизация военного образования предоставляет педагогу богатейшие возможности для повышения эффективности обучения и воспитания. Экологическая подготовка военнослужащих, основанная на современных информационных технологиях обучения, отвечает требованиям, предъявляемым к военному образованию России. Они заключаются в повышению фундаментальности образования, его гуманизации и гуманитаризации в сочетании с усилением практической направленности, интенсификации образовательного процесса за счет оптимального сочетания традиционных и инновационных форм, методов и средств обучения, четкой постановки дидактических задач и их реализации в соответствии с целями и содержанием обучения.

Предлагаемые информационные средства обучения представляют собой комплекс, в который с целью создания условий для педагогически активного информационного взаимодействия между преподавателем и военнослужащими контрактной службы интегрируются прикладные педагогические программные продукты, базы данных, а также совокупность дидактических средств, обеспечивающих и поддерживающих учебный процесс (рисунок).

© Павлова Ю. Е., Павлов П. В., 2012

Информационные средства обучения

1

Ко мпьютеризовш II юе у чебное пособие Средства инф подде ормациоішой ржки Средства оценки и контроля знаний

Электронные конспекты занятий Электронный словарь Контрольно-тестовая программа

Электронные альбомы схем Информационно-справочная система

Структура и состав информационных средств обучения

Компьютеризированное учебное пособие (КУП) должно выполнять следующие функции: эффективно управлять экологической подготовкой военнослужащих контрактной службы;

стимулировать учебно-познавательную деятельность;

обеспечивать рациональное сочетание различных видов учебно-познавательной деятельности с учетом особенностей каждого из них и в зависимости от результатов освоения материала;

рационально сочетать различные технологии представления материала (текст, графику, аудио, видео, анимацию).

Нами было разработано компьютеризированное пособие «Экологическая подготовка», включающее учебный текст, содержательный и иллюстративный графический материал, видеосюжеты, которые реализованы на основе интерфейса Windows-XP и пакета Microsoft Office. КУП представляет собой основной носитель научного содержания экологической подготовки, представленный в виде дидактически взаимосвязанных и дополняющих друг друга частей: текстовой и графической, которые в комплексе обеспечивают единство активного самостоятельного процесса по овладению военнослужащими контрактной службы знаниями в соответствии с целями экологического обучения.

Целями электронного пособия является формирование:

общего представления о предмете и задачах военной экологии, ее месте в иерархии разделов экологических знаний;

системы ценностей и готовности к деятельности в окружающей природной среде;

осознанной необходимости экологической деятельности в рамках профессиональной;

профессиональных навыков и умений для обеспечения экологической безопасности в ходе повседневной деятельности подразделений;

знаний, навыков и умений военнослужащих контрактной службы к военно-экологической деятельности, обеспечивающей экологическую безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций с экологическими последствиями.

кругозора, повышение грамотности и компетентности.

Выбор принципа представления учебного материала диктуется как содержанием учебного пособия, так и возможными способами работы с ним. Предоставляемый материал должен быть пригоден для различных видов самостоятельной работы и для проведения занятий под руководством преподавателя.

Учебный текст разбит на главы и подразделы, имеющие самостоятельное значение. Важным преимуществом КУП перед книжным изданием является возможность его оперативной доработки: при издании учебного пособия в качестве книги такие изменения могут быть внесены только при переиздании, в результате чего данные могут потерять актуальность. В электронное пособие изменения могут быть внесены быстро, и скорость их внесения будет зависеть, в основном, от уровня компьютерной грамотности тех, кто проводит такую работу. Сбор материалов и дополнение на их основе учебного пособия может стать, например, темой семинарского занятия.

Таким образом, КУП является не только источником теоретических знаний, но и своеобразным путеводителем по курсу, дающим военнослужащим рекомендации по выбору рациональной «траектории» обучения, где наряду с раскрытием научного содержания дисциплины приводятся методические рекомендации по его самостоятельному изучению. Разработанное пособие позволяет приучить военнослужащих к самостоятельной работе по изучению экологических проблем, подвести к осознанию необходимости бережного отношения к природным богатствам, хрупкости экологического равновесия и сложности, а порой и невозможности его восстановления.

Электронные конспекты занятий реализованы на основе интерфейса Windows-ХР и пакета Microsoft Office (графический редактор PowerPoint) и представляют собой наборы динамических и статических компьютерных слайдов по каждой из тем экологической подготовки. Они представляют собой краткие электронные конспекты изучаемого материала (основные дефиниции, рассматриваемые при изучении темы, а также их графическое представление - схемы, графики, диаграммы и т. п.). Особенностью таких конспектов является наличие в них структурно-

Педагогическая акмеология

79

логических схем изучения, облегчающих усвоение учебного материала. Это обеспечивается последовательным выводом на экран основных элементов изучаемого материала (рассматриваемых вопросов, подвопросов, основных категорий, определений и т. д.). Логика их выведения определяется в соответствии с графом изучения темы, разработанным преподавателем на этапе отбора и структурирования содержания дисциплины.

На первых этапах экологической подготовки проводятся лекции с использованием информационных средств обучения. Применение электронных конспектов занятий при проведении лекций позволяет обеспечить наглядность в представлении информации. Динамичные иллюстрации, всплывающие текстовые комментарии, графики, динамические модели, звуковые и видеофрагменты дают возможность задействовать различные каналы восприятия информации и улучшить ее понимание и запоминание, активизировать внимание и облегчить восприятие лекции, которая сопровождается мультимедийными приложениями.

На этапе обучения, предшествующем реальной военно-экологической деятельности, применение лишь указанных методов и форм проведения занятий становится малоэффективным. В это время необходимо проведение групповых, самостоятельных занятий, консультаций, направленных на формирование требуемого уровня готовности военнослужащих к военно-экологической деятельности: надежность знаний, навыков и умений по обеспечению экологической безопасности в ходе повседневной деятельности, а также по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, способность принимать наиболее оптимальные решения. Этот уровень достигается благодаря широкому использованию всех информационных средств.

Наличие гипертекстовой структуры и соответствующей навигационной системы КУП позволяет военнослужащим быстро находить нужный раздел дисциплины, тему, ознакомиться с ее содержанием и при необходимости обратиться к преподавателю за консультацией. Обсуждение выносимых на групповые занятия вопросов, касающихся экологических проблем, способствует не только закреплению и систематизации полученных знаний, но и развитию мышления, творческих способностей.

Посредством таких групповых занятий военнослужащие учатся анализировать полученную информацию, высказывать и отстаивать свою точку зрения. Используемые приемы организации позволяют активизировать военнослужащих, сделать учебный процесс интересным и привлекательным.

Наиболее эффективным способом пополнения знаний являются самостоятельные занятия, которые относятся к активным формам обучения в системе экологической подготовки; они развивают самостоятельное мышление и творческую

активность военнослужащих, что позволяет им глубже разобраться в сути теоретических вопросов, увязать их с жизнью, превратить полученные знания в моральные установки и личные ценностные ориентации, руководство в практической военно-экологической деятельности. Самостоятельные занятия строятся с учетом требований: экологической подготовки, местных особенностей охраны окружающей природной среды, интересов и потребностей военнослужащих, зависящих от уровня их развития. Методика проведения самостоятельной работы предусматривает работу как с КУП, так и с печатными учебными изданиями.

Основными дидактическими функциями, реализующимися при помощи информационных средств, при проведении указанных форм занятий являются: информационная, систематизирующая, стимулирующая, координирующая и самообразовательная.

Электронный альбом схем и наглядных пособий по экологической подготовке включает в себя совокупность динамических компьютерных слайдов, разбитых на отдельные разделы. Электронный альбом имеет гипертекстовую структуру и позволяет просматривать схемы и наглядные пособия. В наш альбом включено 50 схем и наглядных пособий, разбитых на 6 самостоятельных разделов.

Средства информационной поддержки по экологической подготовке основаны на электронном словаре-справочнике (разработан на основе графического интерфейса Windows XP и виртуальных библиотек Borland Database Engine), он представляет собой электронную гипертекстовую структуру (глоссарий). Основные определения и специфические термины словаря снабжены пояснениями, вызываемыми по гиперссылкам. Основное их назначение - помочь военнослужащим усвоить ключевые категории, понятия и определения (расширить личностный психолого-педагоги-ческого тезаурус). Среди дидактических функций, реализация которых осуществляется с помощью электронной справочной системы, целесообразно выделить информационную, систематизирующую и самообразовательную.

Одной из задач, возлагаемых на информационные средства, является оценка и контроль знаний военнослужащих, которые позволяют:

проверить ход и качество усвоения учебного материала;

стимулировать интерес и волю обучающегося к познанию;

вскрыть имеющиеся недостатки в организации учебного процесса и принять соответствующие меры по совершенствованию методики проведения занятий.

Оценки имеют большое воспитательное значение, они оказывают благотворное влияние на военнослужащих при условии, что будут объективны и оцениваемые знания имеют прямое отношение к профессиональной деятельности.

80

Научный отдел

А. С. Иргалиев. Аспекты социализации воспитанников детской деревни семейного типа

В нашей работе средства оценки и контроля знаний представлены контрольно-тестовой программой, позволяющий осуществлять оценку усвоения знаний, приобретенных во время экологической подготовки. Программа работает в двух режимах - контроля и оценки. В первом при неправильном ответе на поставленный вопрос военнослужащему предоставляется возможность узнать правильный ответ. Во втором ему указывается, правильно или неправильно он ответил. Контрольно-тестовая программа позволяет военнослужащему самостоятельно проверять свои знания по одной из предложенных тем или оценить знания всего курса с выставлением соответствующей оценки. Невысокие баллы, полученные при тестировании, и просмотр допущенных ошибок ориентируют на ликвидацию «белых пятен» в знаниях и повторное тестирование. Наличие продуманных и четко сформулированных вопросов к тестам, ответы на которые можно найти в процессе чтения материала, способствовало его запоминанию, возможность же повторного прохождения теста способствует закреплению усвоенных знаний.

В заключение, можно сделать выводы, что технология формирования готовности военнослужащих к военно-экологической деятельности включает: 1) на первом этапе - формирование знаний по обеспечению экологической безопасности деятельности войск; 2) на этапе обучения, предшествующем военно-экологической деятельности, - диагностику готовности военнослужащих к обеспечению экологической безопасности военной деятельности и к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Таким образом, в рамках экологической подготовки военнослужащих информационные технологии обучения рассматриваются не только как процесс или результат его проектирования (описание, модель), но и как инструмент в руках педагога, позволяющий ему организовать учебный процесс на технологическом уровне.

Примечания

1 См.: Мордвинов В. Ф. Об информатизации системы военного образования // Военная мысль. 2006. № 4. С. 25-28.

УДК 37.01:316.356.2

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОЙ ДЕРЕВНИ СЕМЕЙНОГО ТИПА

А. С. Иргалиев

Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова E-mail: asylbek_78@mail.ru

В статье проведен анализ особенностей социализации детей-си-рот - воспитанников детской деревни семейного типа; приводятся авторские определения понятий: «социализация», «успешная социализация», «социализированность», «социальная приспособленность» и «личностная обособленность». Описываются: содержание психологической диагностики уровня социализированно-сти детей-сирот; авторская программа «Успешная социализация подростков-воспитанников». выделяются педагогические условия успешной социализации воспитанников детских учреждений, замещающих семью.

Ключевые слова: социализация, воспитанники-подростки детской деревни, успешная социализация, социализированность, социальная приспособленность, личностная обособленность.

Psychological-Pedagogical Aspects of Successful Socialization of Students-Teenagers in the Family Type Children's Village

A. S. Irgaliev

The analysis of the results of research of the features and conditions of socialization of children-orphans of students-teenagers in the family type children's village is carried out. Author's definitions of concepts

«socialization», «successful socialization», «the result of socialization», «social suitability» and «personality isolation» are resulted. The contents of the level of psychological diagnosis socialization of orphaned children are described. The author's program «Successful socialization of adolescent students» are described. Pedagogical conditions of successful socialization of pupils of child care centres replacing a family are allocated.

Key words: socialization, teenage inmates of children's village, successful socialization, socialization level, social adaptability, personality isolation.

В последние десятилетия казахстанское общество значительно изменилось во всех сферах политической, экономической и социальной жизни. Одной из таких трансформаций является критическое осмысление перемен в социальной и духовной жизни, определение тенденций дальнейшего развития, выбор структуры и содержания социального воспитания и социализации подрастающего поколения1.

Особую актуальность проблема социализации подрастающего поколения приобретает, когда речь идет о воспитании детей-сирот, так как после экономического кризиса 1990-х гг. произошел резкий рост числа детей в системе детских учреждений, замещающих семью. На сегодняшний день по разным данным, в Республике Казахстан насчитывается около 75 тыс. детей-сирот2.

© Иргалиев А. С., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.